Реферат по предмету "Искусство"


сервиз "Сказочное королевство"

Комплект посуды (сервиз) «Сказочное королевство» Выполнил: студентка гр. ИД- 208 Иванов И.И. Руководитель преп. кафедры ДПИ Сдоров М.В. Екатеринбург 2007 Оглавление. Стр. 1 Введение. 2 Глава 1. Разработка проекта. 3 Глава 2: Технология разработки изделий. 6 Выводы 7 Список литературы.


8 Приложения 16 Введение. Нашу современную жизнь постоянно окружает керамика. Именно в наше время начинает возрождаться та школа гончарного мастерства, которая способна внести в человеческую жизнь тепло и уют. Все многообразие росписей и стилей можно увидеть в магазинах, на выставках, галереях. Сегодня это не только предмет продажи, но это украшение, которое придает любому магазину или любому другому залу неповторимость и изысканность.


Керамика ( от слова keramos глина) это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор. Сейчас керамическая посуда представляет собой изделия, которые получают спеканием глин и их смесей с минеральными добавками. В результате термической обработки керамика приобретает огнеупорность,


химическую стойкость и ряд других свойств, определяющих широкое ее использование Самый распространенный вид керамики – это посуда, которую используют для хранения пищи. Посуда всегда нужна дома, и в офисе, в ресторанах и кафе, на банкетах и праздниках. Красивая керамическая и фарфоровая посуда радует глаз и украшает стол. У каждой хозяйки есть красочный столовый, чайный сервиз или кофейный набор, которыми сервируют праздничный


стол в особо торжественные случаи. Керамическая посуда делится на фарфоровую, фаянсовую, майоликовую и гончарную. Фарфоровая посуда — лучшие керамические изделия. Посуда из фарфора отличается необыкновенной легкостью, прозрачностью, повышенной прочностью. Изделия из фаянса имеют большую пористость, меньшую механическую прочность и термическую устойчивость глазури. Общими качествами для фарфора, фаянса и майолики являются низкая теплопроводность и высокая


кислотоустойчивость. Керамическая посуда длительное время сохраняет тепло, не разрушается от действия пищевых кислот и щелочей. Столовые, чайные, кофейные сервизы из этих материалов, расписанные высококвалифицированными мастерами, являются украшением праздничного стола. Качественная кухонная посуда – это не только показатель достатка, но, в первую очередь – показатель здоровья человека. Ведь использование некачественных материалов для производства кухонной посуды не


только делает её менее удобной, надежной и долговечной, но и может прямо сказываться на Вашем здоровье. Красиво накрытый стол является украшением любого торжества, шумного застолья или ужина на двоих. И здесь особе значение имеет каждая мелочь, от искусно свернутой салфетки, до хлебницы, которая органично вписывается в общее убранство стола. Производство посуды сегодня очень развито. Производители предлагают широкий выбор: стеклянная, керамическая, фарфоровая посуда, столовые наборы,


чайные сервизы, кофейные сервизы. На данный момент изготовление авторского сервиза очень актуально. Такая посуда отличается индивидуальностью, неповторимостью и свидетельствует о хорошем вкусе ее владельца. Именно поэтому керамический сервиз ручной работы считается самым неповторимым подарком, который можно преподнести любимому человеку. Эта вещь дополнит интерьер, внесет особенный шарм и создаст приятную и нежную атмосферу для всех гостей. Каждый художник стремится найти что-то новое, необычное при разработке


и изготовлении своей керамики. В данной курсовой работе описывается керамиче¬ский сервиз, выполненный в виде старинного города. При проектировании подобного сервиза возникают трудности из-за использования архитектурных форм. Такие элементы, как окна, крыша, черепица, а так же своды и арки, слишком сложны. Поэтому их нужно стилизовать, изменить, учитывая особенности и возможности керамики. Задача данной курсовой работы: создание чайного сервиза из десяти предметов.


Целью работы является изучение особенностей изготовления сервиза, разработка новых форм в керамике. Глава 1: В качества аналогов для данной работы были выбраны готический стиль, и в частности готические соборы. Название этого художественного стиля происходит от итальянского слова gotico, что буквально означает готский, т.е. варварский, связанный с германским племенем готов. В Италии эпохи Возрождения так называли средневековое искусство


Северной Европы — художественный стиль , господствовавший в странах Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы между серединой 12 в. и 15-16 вв. Готическое искусство, сменившее романский стиль, было преимущественно культовым. В городах сосуществовали и соперничали религиозная театральная мистерия и полные грубоватой, наивной естественности светские фарсы. Везде шла борьба и взаимное переплетение мистического и рационального,


фантастического и реального. Но почти всегда в художественном творчестве жизнь, даже в образах, посвященных христианским сказаниям, воспринималась в ее сложной противоречивости, в вечно изменчивом равновесии. Былая устойчивая неподвижность и наивная целостность романского искусства остались далеко позади. Не случайно именно в 13 в. во французской музыке на смену унисону приходит сложное, дифференцированное многоголосие. Мощные хоровые церковные гимны, подобно созданиям готического зодчества, приобретали внутреннее


духовное богатство и драматическую силу. Огромные синтетические композиции французских готических соборов, символичные по своим сюжетам и идеям, олицетворяли мир земной и небесный, излагали «священную историю» рода людского. Вместе с тем в их пределах создавались и отдельные жизненно выразительные композиции. Мистические наития и глубокая психологическая жизненность, чудовищный гротеск и любовная передача обычных сцен действительности причудливо переплетались в монументальных произведениях готики.


Высшее создание готики — величественный собор, возвышавшийся над городской застройкой и способный подчас вместить все взрослое население города. В соборе и вокруг него сосредоточивалась общественная жизнь горожан. В целом готическое искусство, отражавшее глубокие и острые противоречия эпохи, было внутренне противоречиво: в нем причудливо переплетались черты реализма, глубокой и простой человечности чувства с набожным умилением, взлетами религиозного экстаза.


В искусстве готики возрастал удельный вес светской архитектуры; она становилась разнообразнее по назначению, богаче по формам. Кроме ратуш, больших помещений для купеческих гильдий строились каменные дома для богатых горожан, складывался тип городского многоэтажного дома. Совершенствовалось строительство городских укреплений, крепостей и замков. Все же новый, готический стиль искусства свое классическое выражение получил в церковной архитектуре.


Наиболее типичной для готики церковной постройкой стал городской собор. Его грандиозные размеры, совершенство конструкции, обилие скульптурного убранства воспринимались не только как утверждение величия религии, но и как символ богатства и могущества горожан. Главным новшеством, введенным зодчими готического стиля, является каркасная система. Исторически этот конструктивный прием возник из усовершенствования романского крестового свода.


Оценив достоинства такого свода, готические зодчие проявили большую изобретательность в его разработке, а также использовали его конструктивные особенности в декоративных целях. Так, иногда они устанавливали дополнительные нервюры, идущие от точки пересечения ожив к стреле щековых арок — так называемые лиерны. Затем они устанавливали промежуточные нервюры, поддерживающие лиерны посередине,— так называемые тьерсероны. Кроме того, они иногда связывали основные нервюры между собой поперечными


нервюрами, так называемыми контрлиернами. Особенно рано и широко стали пользоваться этим приемом английские зодчие. Для готической архитектуры характерна каркасная система, которая позволяет создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов и прорезать огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь подчеркнуто гигантскими ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками, окнами и порталами, многочисленными декоративными деталями (ажурные фронтоны - «вимперги», башенки - «фиалы»,


завитки - «краббы», круглые окна со сложным переплетом - «розы»). Данный сервиз олицетворяет собой сказочный город. За основу была выбрана готическая архитектура. Она связана со средневековьем, тем временем, когда существовали рыцари и короли. Оно кажется сейчас таинственным, далеким и оттого прекрасным. В наше время было написано много книг о временах средневековья, связанных с битвами целых королевств,


торжестве добра над злом. Мир фантазии заманчив, поэтому люди любят сказки. В них все выглядит более ярким, интересным и красивым. Вполне вероятно, что перед сном вы окунаетесь в таинственный мир фэнтези и мысленно воюете против злобных орков и магов плечом к плечу с изящными и метко стреляющими эльфами и благородными рыцарями, живущими в романе Толкиена. Фэнтези Сказочные миры, населенные существами из древних мифов и легенд.


Миры, в которых правит меч и магия. Чем же привлекает этот жанр миллионы людей по всему миру? В нем каждый находит что-то свое. Сказочные произведения всегда найдут своих читателей: кого-то манит зачаровывающий трепет волшебных эльфийских лесов или оглушительный звон мечей, кто-то мечтает о полных приключений странствиях в страну легенд, кому-то просто нравятся истории, основанные на скандинавских или славянских мифах. Это возможность оторваться от повседневных и глобальных проблем.


В другом мире зачастую реальность более жестокая, чем наша, но даже несмотря на это тянет туда. Наверное, это древняя жажда путешествий по другим еще неизведанным мирам, в отличие от своего собственного уже известного и предсказуемого. И как правило, есть "чудеса", которых тоже не хватает в этом мире (наша детская любовь к сказкам - у многих, мне кажется, она находит продолжение в любви к фэнтези). Выдуманный мир при этом должен отвечать современным понятиям хорошо и плохо.


Присутствие волшебства, легкая идеализация героев, путешествия, битвы и просто красивейшие описания природы, необычных существ создает палитру красок на которой яснее видны ложь, предательство, благородство, милосердие. Еще в детстве люди зачитываются книгами, мечтая попасть в мир, описанный в книге. Многие, повзрослев, по-прежнему хотят вернуться в то время. Книги - это окна в другие миры, а в одном мире бывает скучно


Исходя из этого, был сделан вывод, что различные, связанные со сказочной тематикой будут интересовать и волновать современных людей. По этой причине был разработан сервиз в стиле фэнтези, который способен пробудить у человека воспоминания о детстве и вернуть его в сказку. В данном сервизе используются отдельные готические элементы. Разрабатываемый сервиз состоит из следующих элементов:


Чайник, сахарница. конфетница, молочник, 3 кружки, 3 тарелки. Вместе, сервиз является единой композицией и представляет собой сказочный замок. Все предметы выполнены с использованием готических элементов, таких как арки, порталы, башни, окна, и т.д. По замыслу автора, чайник должен ставиться на конфетницу и составлять с ней единое целое. Чайник и конфетница являются главными по смыслу элементами, изображающие замок.


В середине чайника имеется маленький ящичек, на котором изображены большие часы. Носик и ручка представляют собой башни с окнами. Крышка чайника выполнена в виде спиралеобразной крыши, напоминающей шляпу колдуньи. Нижняя часть чайника — это крыша с черепицей, которая плавно переходит в конфетницу. Крышка конфетницы является завершением той крыши и имеет широкие поля, под которыми помещаются все остальные предметы сервиза. Передняя часть сахарницы выпуклая, а задняя — ровная, что позволяет


ей примыкать к конфетнице. Сахарница выполнена в виде башни с окнами. Крышка выглядит так же, как крышка у чайника. С двух сторон сахарницу украшают ручки. Они нужны для того, чтобы можно было ее поднимать или передвигать. Одна ручка расположена вверху, другая внизу. Над ручкой находится декоративная башенка с крышей и маленьким окном. Напротив сахарницы расположен молочник. У него нет крышки.


Молочник выглядит круглым и приземистым. Горлышко выполнено в виде башни с черепицей. Под ней расположено окно. Нижняя часть напоминает своды соборов с дверным проемом под ними. Между сахарницей и молочником расположены кружки на тарелках. Кружки разных размеров, от самого большого, до самого маленького. На них так же изображены стилизованные арки, своды и галереи.


Глава 2: Технология разработки изделий. Технология всегда оказывала существенное влияние на художественные особенности керамических произведений. Любая керамическая посуда - это штамповочная работа, отлитая по готовой форме или вылепленная вручную на гончарном круге. Затем посуду обжигают в первый раз, после чего придают глянец или, наоборот матовость и обжигают вторично. Чем выше тем температура второго обжига, тем прочнее изделие, что особенно важно в отношении фарфора.


Производство керамических изделий включает следующие основные операции: приготовление массы, формование изделий, сушку, обжиг и декорирование. Первым этапом является приготовление глиняного теста. Приготовление керамической массы осуществляется последовательным выполнением ряда технологических процессов: очистки сырья от вредных минеральных включений, дробления, разлома, просеивания через сита, дозирования и смешивания. Сервиз будет выполняться из гончарной глины.


Чтобы при снизить риск появления трещин сушке изделий, в глину добавляются отощители. Отощающими материалами являются кварц, чистые кварцевые пески, а так же шамот (молотая обожженная глина) они способствуют уменьшению пластичности глин, снижают усадку и деформацию изделий. Материалы, применяемые для керамического производства, принято подразделять на основные и вспомогательные. К основным относятся материалы, идущие для приготовления керамических масс, глазурей, керамических


красок; к вспомогательным материалы, применяемые для изготовления гипсовых форм, капселей. Глина - это природная тонкодисперсная минеральная смесь, состоящая из глинистого вещества (глинозема) и различных неорганических и органических примесей. Цвет глин мономинеральных — белый (светло-серый), полиминеральных — зеленый, голубой, красный, желтый, фиолетовый, бурый, темно-серый, черный (природноокрашенные окислами металлов и другими примесями).


Основные свойства глины, важные для керамиче¬ского производства: пластичность набухание (способность увеличи¬ваться в объеме при смешивании с водой); усадка (способность уменьшения объема при сушке — воздушная усадка и при обжиге — огневая усадка); спекаемость (способность при обжиге образовывать черепок); огнеупорность (способность сохранять форму, не расплав¬ляться при воздействии высоких температур). Глины классифицируются по ряду основа¬ний, в т. ч. по назначению в керамическом ремесле (гончарная,


грубокерамическая, каолин) и по степени пластичности, "лепкости" (жирная, связующая, тощая). Основные материалы делят на пластические, отощающие, плав-ни, глазуреобразующие и керамические краски. Пластическими материалами являются глины и каолины. Глины и каолины образуются в результате распада горных пород типа гра-нита, гнейса, полевого шпата. Каолины отличаются от глины более чистым химическим составом, меньшей пластичностью, большей огнеупорностью.


После обжига глина меняет цвет и становится красной. Красную окраску глиняным изделиям, керамическим, придает оксид железа. Глины в природе и производстве встречаются различных цветов: от белой, коричневой, зеленой, серой до черной. Цвет глины может зависеть от нескольких факторов - наличие примесей как минерального, так и органического происхождения, богатых углеродом. Красная глина отличается от белой большей пластичностью.


Она менее конструктивна и капризна при сушке, обжиге и выдерживает температуру до 1150º. Особенность глиняного теста – способность отвердевать при высыхании на воздухе. Прочность высушенной глины обусловлена цементацией зерен минералов ионами примесей. Силы капиллярного давления стягивают частицы глины, препятствуют их разъединению, вследствие этого происходит воздушная усадка. При насыщении водой мениски исчезают, прекращается действие капиллярных


сил, частицы свободно перемещаются в избытке воды, и глина размокает. Предметы сервиза лепятся по очереди. Вначале лепится чайник. Сервиз изготовляется при помощи техники лепки жгутами. Это наиболее древний прием создания крупных керамических произведений. Техника лепки сосудов из глиняных жгутов была известна еще в каменном веке.


Прошли многие тысячелетия, но она до сих пор используется мастерами при лепке уникальных фигурных сосудов. Особенно она незаменима при изготовлении крупных сосудов, которые невозможно сделать на гончарном круге. Так лепились, например, достигающие двухметровой высоты сосуды для воды и вина, так называемые пифосы, получившие широкое распространение в Древней Греции. Этот способ позволяет усреднить плотность и влажность глиняной массы по всему обьему, обеспечить одинаковую


толщину стенок и избежать во время сушки нежелательных деформаций. Им широко пользуются многие художники при изготовлении ваз и монументально-декоративной скульптуры. Данный прием лепки разработанного графического эскиза или рабочей модели, позволяющей видеть произведение в целом в любой стадии рабочего процесса. Швы, образованные между отдельными жгутами, можно использовать, как элементы декора. Любой сосуд с плоским дном, в том числе и фигурный (рис.


19.7), начинают лепить с основания, а точнее, с донышка. Для этого раскатывается глина с помощью скалки, или другого похожего по форме предмета. Толщина пласта должна быть примерно 6-7 милиметров. Затем скальпелем вырезается дно овальной формы. Стенки сосуда лепятся методом жгутов. Это один из самых распространенных приемов по изготовлению художественной керамики.


Лепка из жгутов требует высокого профессионального мастерства, творческой индивидуальности, умения пластическими средствами выразить замысел. В древние времена он наиболее использовался при изготовлении и сосудов круглой формы. Уложенные жгуты сглаживаются пальцами и ладонями. Следует поддерживать изнутри стенки сосуда левой рукой (19.4). Такой обработки поверхностей сосуда достаточно, пока рука свободно проходит внутрь.


Но перед тем, как тулово сильно сузится и внутренние поверхности окажутся недоступными, их необходимо выгладить и затереть влажной тряпкой или губкой. Сильно суженные участки тулова разглаживаются изнутри пальцами или деревянной ложечкой. В местах, где должны быть носик и ручка, проделывается отверстие. Они делаются в виде башен, которые соединяются с горлышком при помощи мостиков. В середина чайника делается специальная выемка, для ящичка.


После этого лепится крышка. Далее изготовляется конфетница. По замыслу автора, чайник должен ставиться на конфетницу, поэтому размер дна чайника и крышки конфетницы должны совпадать. Так же важно, чтобы рельефы на этих предметах тоже совмещались. После этого лепится сахарница. Горлышко сахарницы делается более широким, чем у чайника. Сахарница лепится таким же способом, как чайник и конфетница.


К тулову сахарницы преодолевается маленькая ложная башенка. С другой стороны находится ручка. Крышка делается тем же образом, что и крышка чайника. Затем изготовляется молочник. Лепка начинается так же с донышка. Горлышко молочника отличается от горлышек сахарницы и чайника. Его край делается заостренным с одной стороны, для того, чтобы было проще выливать жидкость.


После молочника лепятся кружки и тарелки. Они все разных размеров. В тарелках делаются специальные углубления, в которые вставляются кружки. Они делаются немного больше, чем донышки кружек, чтобы те свободно в них помещались. После того, как все слеплено, сервиз оставляется на просушку. Сушка способствует повышению прочности керамических изделий, сформированной из пластической массы или


отлитых из шликера. Предметы ставятся на специальную пластиковую решетку, благодаря этому нижняя часть будет высыхать тоже. Из-за того, что верхние и более тонкие части сохнут быстрее, ручки и горлышки влажными тряпками. Тогда изделия сохнут равномерно, и не будут трескаться. После просушки на работе, как правило, остаются неровности, от которых следует избавиться. Можно это сделать с помощью наждачной бумаги, она ошкуривает лишнее.


Но более удачным вариантом будет замыть работу при помощи мокрой тряпки, или губки. Для различных глин линейная воздушная усадка колеблется от 2 – 3 до 10 – 12 % в зависимости от содержания тонких фракций. Для уменьшения усадочных напряжений к жирным глинам добавляют отощители. Это поверхностно-активные вещества, введенные в глиняную массу в количестве 0,05 – 0,2 %, улучшают смачивание частиц глины водой, позволяют сократить формовочную влажность и снизить воздушную усадку.


Когда сервиз высохнет, его ставят на обжиг. Во время обжига он снова уменьшатся в размерах. Огневая усадка, получается, из-за того, что в процессе обжига легкоплавкие составляющие глины расплавляются, и частицы глины в местах их контакта сближаются. Огневая усадка может составлять 2 – 8 % в зависимости от вида глины. В данном случае фигуры уменьшатся на 7 процентов. Полная усадка, равная алгебраической сумме воздушной и огневой усадок, колеблется от 5 до 18 %


Обжиг является основным технологическим процессом. В результате сложных физико-химических превращений, проходящих при высоких температурах, керамические изделия приобретают механическую прочность. Обжиг проводят в два приема. Для майоликовых изделий первый обжиг (утильный) происходит при температуре 960-970 °С, а второй (политой) при температуре 1000-1070 °С. В процессе высокотемпературного обжига глина претерпевает физико-химические


изменения. Сначала испаряется свободная вода, затем выгорают органические вещества. При температуре 700 – 800ºС происходит разложение безводного метакаолинита Al2O3 2SiO2, который образовался ранее (при температуре 450 – 600ºС) вследствие дегидратации каолинита; затем Al2O3 и SiO2 при повышении температуры (до 900ºС и выше) вновь соединяются, образуя искусственный минерал – муллит 3Al2O3 2SiO2.


Муллит придает обожженному керамическому изделию водостойкость, прочность, термическую стойкость. С его образованием глина необратимо переходит в камневидное состояние. Вместе с образованием муллита расплавляются легкоплавкие составляющие глины, цементируя и упрочняя материал. Обжиг пористых изделий обычно заканчивается при температуре 950 – 1000ºС. В результате получаются изделия с плотным керамическим черепком, отличающимся малым водопоглощением


(менее 5 %). После этого глина меняет цвет и приобретает охристо-красный оттенок. Когда сервиз обожжен в печи, можно приступать к окрашиванию. Керамические материалы, их исходные свойства позволяют, в зависимости от замысла комбинировать различные способы и приемы декорирования в одном произведении. Для этого используются специальные краски. Количество красителей для керамики безгранично: ангобы,


глазури, эмали, подглазурные и надглазурные краски, соли и окислы металлов. Все они имеют различные свойства и обжигаются на разные температуры. Окислы металлов (железа, хрома, марганца, никеля, меди и кобальта широко используются в настоящее время). Окислы легко соединяются между собой в процессе декорирования керамики. Растворяются окислы в воде, а на поверхность глины их наносят с помощью губки или кисти.


При попадании на трещины и впадины на изделии, они окрашивают. Во время обжига окислы металлов «восстанавливаются», образуя дополнительные декоративные эффекты на поверхности керамического изделия. После утильного обжига сервиз покрывается изнутри белой глазурью. Глазуреобразующие материалы (глазурь) - это тонкий стекловидный слой на поверхности керамических изделий. Она предохраняет черепок от механических воздействий, улучшает его гигиеничность, придает поверхности


изделия лучший внешний вид. Глазури бывают прозрачные и непрозрачные (глухие), бесцветные или окрашенные. Это делается для того, чтобы он мог удерживать воду, и его можно было использовать для хранения пищи. После этого сервиз декорируется. Декорирование изделий является завершающей стадией производства керамических изделий, заключающийся в нанесении на белье (неокрашенный полуфабрикат) специальных разделок двумя методами: ручным и полумеханизированным. При помощи специального устройства — краскопульта, предметы покрываются


снаружи глазурью, чтобы они были гладкими, и чтобы их было легко мыть. После этого, ручки и внутренняя часть окна предметов покрываются белой глазурью ручным способом при помощи кисти. Некоторые места, такие, как крыши, окна, арки покрываются темно-красной глазурью. После этого сервиз обжигается. . Выводы. Выполнение проектирования керамического сервиза дает возможность проверить свои творческие способности, пополнить запас теоретических и практических знаний, познакомиться


с техниками исполнения скульптурных объемно-пространственных композиций. Глубже изучить историю мировой культуры. При выполнении курсовой работы были изучены особенности изготовления чайного сервиза. Освоены способы лепки из глины методом жгутов. Произведено более глубокое ознакомление с нюансами работы с глиной. Список литературы. 1. В.А. Малолетков, «Керамика»,


М. Юный художник, 2001 г с.20, 2. 2. В.А. Васина-Гроссман «Искусство», М «Просвещение», 1968г, 527с. 3. http://www.artprojekt.ru/library/arthist ory2.1/index.html 4. Академия художеств СССР. Институт теории и истории изобразительных искусств, ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ, Том 2. Искусство средних веков. Книга первая Приложения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.