ДЖАЗ Джаз — род современного искусства, возник¬ший на рубеже XIX—XX вв. в Южных штатах США в среде американских негров — потомков африканских рабов. Важнейшие характерис¬тики джаза — наличие в ритмике, во-первых, регулярной пульсации, так называемого «бита», б а во-вторых, отклонений от этой пульсации — о «свинга» (от английского — «качание», «рас¬качка»). Они берут свое начало в тради¬циях африканской музыки.
Свинг — одно из выразительных средств джаза. Кроме осо¬бой выразительной роли ритма джаз уна¬следовал и другие черты африканской музыки: трактовку всех инструментов как ударных, ритмических; преобладание разговорных инто¬наций в пении и подражание разговорной речи при игре на инструментах. Произве¬дения, исполняемые негритянскими музыканта¬ми, часто имели форму чередования очень короткого сольного мотива — зова и хорового или инструментального ответа.
Джаз — искусство, основанное на импровизации в сочетании с заранее продуманной, но не обязательно записанной в нотах фор¬мой композиции. Импровизировать могут одновременно несколько музыкантов, даже ес¬ли в ансамбле явно слышен солирующий го¬лос. Законченный художественный образ про¬изведения зависит от взаимодействия членов ансамбля между собой и с аудиторией. Для раннего, новоорлеанского, этапа традици¬онного джаза (примерно до конца 10-х гг. XX в.) характерна коллективная импровизация нескольких, как правило, трех
вариантов одной и той же мелодии трубачом (главный голос), кларнетистом и тромбонистом на фоне маршевого аккомпанемента медного баса и ударных. В 20-е гг. были найдены основные черты будущих стилей: равномерная пульсация кон¬трабаса и ударных, способствовавшая свин¬гу, виртуозное солирование, манера вокальной импровизации без слов при помощи отдельных слогов («скэт»). Значительное место в реперту¬аре традиционного джаза занял блюз.
Позднее оба этапа раннего джаза — новоорлеанский и последовавший за ним чикагский — объеди¬няются термином «диксиленд». Были предпри¬няты попытки использовать элементы джаза в произведениях крупной формы (так назы¬ваемый симфоджаз). Наиболее известны балет «Сотворение мира» Д. Мийо, «Рапсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвина, ряд симфо-джазовых сочинений И. Ф. Стравинского. С середины 50-х гг. эксперименты по соеди¬нению принципов джаза и современной музы¬ки
вновь получили распространение, уже под названием «третье течение», также и в совет¬ской музыке («Концерт для оркестра» А. Я. Эш, «Концерт для джаза» М. М. Кажлаева, и концерт для фортепьяно с оркестром К. Щедрина, 1-я симфония А. Г. Шнитке). 3 конце 20-х — начале 30-х гг. возникла стройная система, получившая название стиля «свинг» и приобретшая впоследствии значение джазовой классики. Для свинга характерно, во-первых, появление нового типа оркестра — биг-бэнда.
С увеличением оркестра пришлось отказаться от коллективной импровизации и перейти к исполнению аранжировок, записанных на ноты. Аранжировка стала одним из первых проявлений композиторского начала джазе: она ограничивала импровизацию, №я которой в партитуре предусматривались свободные окна. Биг-бэнд состоит из трех групп инструментов — секций, каждая может звучать как один многоголосный инструмент: секции саксофонов (позднее с кларнетами), «медной» секции (трубы и тромбоны),секции (трубы и тромбоны),
ритмиче¬ской секции (фортепьяно, гитара, контрабас, ударные). Луи Армстронг Во-вторых, появилась сольная импровиза¬ция, основанная на «квадрате» («хорусе»). «Квадрат» — это одна вариация, равная по продолжительности (числу тактов) теме и исполняемая на фоне того же, что и тема, аккордового сопровождения, к которому им¬провизатор подстраивает новые мелодические обороты. В 30-е — 40-е гг. наряду с блюзом получила распространение песенная форма из 32 тактов.
В-третьих, в свинге широко применяется «рифф» — двух- четырех тактовая ритмически гибкая реплика. Ее исполняет ор¬кестр, пока импровизирует солист. И наконец, в-четвертых, свингующая четырехдольная пуль¬сация, в которой четные доли такта каким-либо способом акцентированы. Среди первых джазовых биг-бэндов — оркестры Ф. Хендерсона, К. Бэйси, Б. Гудмена, Г. Миллера, Д.
Эл¬лингтона. Последний уже в 40-е гг. обратил¬ся к крупным циклическим формам, основан¬ным на негритянском и латиноамериканском фольклоре, а также к жанру концертной ми¬ниатюры.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |