Реферат по предмету "Журналистика"


Аудитория молодежных средств массовой информации

Московский Гуманитарно-Экономический Институт


Кировский филиал


Гуманитарный факультет


Кафедра журналистики


Реферат


по «Молодежной прессе»


«Аудитория молодежных СМИ. Характер информационных потребностей вчера, сегодня и завтра.»


Выполнила студентка 4 курса


Очного отделения


Специальность журналистика


Набор 2006 г


Косолапова Юлия Игоревна


Научный руководитель


Николаенко Владимир


Владимирович


Киров 2010


Что есть молодежное СМИ на сегодняшний день?! Многие считают что это красиво упакованный глянец, содержащий информацию актуальную на сегодняшний день для подрастающего поколения в лице звезд шоу бизнеса, проблему отношений и взаимодействия со старшими. На самом деле все гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Молодежная пресса – особая отрасль современной журналистики. Ее особенность не только в том, что она сориентирована на молодежь, но и в специфической функциональной нагрузке. Одна из важнейших задач молодежных СМИ – это воспитание подрастающего поколения, включение молодого человека в общество. Поэтому к содержанию таких СМИ относиться нужно особо: оно способно существенно повлиять на настроения и судьбы целого поколения. Нельзя также забывать и об остальных функциях молодежной прессы, которые являются общими для всех СМИ: идеологическая, социально-ориентирующая, организаторская, культурно- образовательная, рекламно-справочная и рекреативная . Выполнение этих функций молодежными изданиями, соблюдение необходимого баланса между ними – залог успешной социализации молодого читателя, его продуктивного диалога со СМИ на протяжении всей жизни. Формируя соответствующее общепедагогическим задачам сознание молодого человека, пресса добивается доверия со стороны аудитории, что во многом способствует дальнейшему сотрудничеству между каналами и потребителями медиа-продуктов. Тема исследования отражена в научной литературе недостаточно полно. Это обусловлено, в первую очередь, относительно недавним становлением журналистики как науки. В основном, все источники носят фрагментарно-поверхностный характер или вообще не являются трудами по журналистике.

К первым можно отнести журнальные статьи, авторы которых стремятся дать широкий обзор современного состояния молодежной печати, не останавливаясь на причинах и следствиях того или иного явления. Второй вид источников – это различные труды по социологии, педагогике, возрастной психологии. Определенную ценность представляют собой исследования советских лет, которые содержат неплохие психологические и подтверждающиеся практическими выкладками сведения, однако, являются чрезмерно идеологизированными.


В статье, вышедшей в 1989 году, С. К. Шайхитдинова (С. Тенденции развития молодежных газет. В кн.: Журналистика и перестройка: Учебное пособие/ Под ред. М. В. Шкондина. – М.: Издательство МГУ, 1989. – С. 96.) пишет: «Если взглянуть на молодежные издания с точки зрения того, какие они решают задачи, каковы их связи с читателем, то можно получить представление о положении молодежи в обществе, о том, какая роль отводится самим печатным органам.

Совсем недавно для многих молодежных изданий не подлежала сомнению взятая ими на себя функция наставника, рассматривающего молодое поколение прежде всего как объект воздействия, приобщения к сложившейся в предшествующие годы системе ценностей»

Молодежная печать в большей степени, чем другая, является выражением самодеятельных дисциплин. Ей свойственно более активное привлечение различных групп аудитории к производству массовой информации.

Молодежные издания и их аудитория постепенно шли друг навстречу другу. Несмотря на кажущуюся близость содержания современных молодежных СМИ и интересов, потребностей аудитории, считать их тождественными все-таки нельзя, как нельзя было считать их таковыми и десять лет назад.

Сегодня в Российской Федерации зарегистрировано свыше 350 периодических изданий для молодежи. Суммарный тираж этих изданий составляет до 3 миллионов экземпляров ежемесячно.


II. Молодежные СМИ: вчера, сегодня, завтра.


1. Молодежная пресса времен СССР.


Печатные издания для подростков и молодежи существовали и в СССР - "Ровесник", "Смена", "Собеседник", "Студенческий меридиан", "Пионер", "Техника молодежи", "Юность", "Юный натуралист" и другие. Но когда на российском рынке появились иностранные издатели, советские журналы, по определению Сергея Верейкина, главного редактора журнала Cool, "сдулись" из-за того, что перестали быть эксклюзивными источниками информации и не смогли вовремя закрепиться в новых рыночных условиях. Выжили только "Ровесник" и "Собеседник", но и они, как говорят специалисты, "слишком постарели", для того чтобы считаться молодежной прессой. Не выдерживая конкуренции, с рынка уходят и журналы, которые начали издаваться уже в России (например, "Круто").


Боевой отряд партийно-советской пе­чати — комсомольская пресса имеет славную историю, отмеченную ярки­ми событиями, замечательными по­чинами и достижениями. Следуя за партийной печатью, она столь же неустанно служила и служит делу строительства социализ­ма и коммунизма. Советская молодежь всегда ви­дела в комсомольских изданиях близких советчиков и друзей, дове­ряла им свои помыслы, воспринима­ла как свое кровное дело патрио­тические призывы, с которыми об­ращалась к юношам и девушкам комсомольская печать. Ныне комсомольские издания пе­чатаются в каждой области, крае, республике. Ежедневно во все концы Советского Союза любознательным и требовательным читателям направ­ляются миллионы экземпляров газет, журналов и книг. Их ждут с нетер­пением и доверием. И это доверие накладывает па комсомольских жур­налистов огромную ответственность, требует от них глубоких знаний, умения, мастерства, искренности. Сотрудника комсомольской печати можно было видеть на самых труд­ных и ответственных участках ги­гантской социалистической стройки. Он писал свои информации и сооб­щения, свои «несколько строчек в газете», находясь в одном строго с питерским революцион­ным рабочим, шахтером-стахановцем, севастопольским мо­ряком, первопроходцем Сибири и целины. Драгоценной реликвией стали ныне подпольные ком­сомольские газеты, специальные фронтовые листовки, под­готовленные в издательстве «Молодая гвардия», специ­альные выпуски «Комсомольской правды» из возрождаю­щегося Сталинграда, строящегося Братска, с поднима­ющейся целины и многие другие свидетельства славных дел советских комсомольцев, запечатленные на страницах молодежных газет, журналов, книг. Партийные, комсомольские организации, союз журна­листов СССР постоянно рассматривали вопросы, связан­ные с улучшением подготовки журналистских кадров, повышением квалификации молодого журналиста. В част­ности, для усиления этой работы после III съезда Союза журналистов СССР в 1972 г. была создана Всесоюзная комиссия по работе с журналистами молодежной печати, телевидения, радиовещания. Свою работу комиссия производила в соответствии с планами правления Союза журна­листов СССР, ЦК ВЛКСМ и КМО СССР. При ее участии были организованы различного рода семинары, встречи, творческие конкурсы. Лучшие молодые журналисты выдвигаются на соискание ежегодной премии Союза журна­листов СССР, премии Ленинского комсомола. Журналист комсомольской прессы, как и все работ­ники советской печати, должны были быть личностью творче­ской, обладающей высокими профессиональными и поли­тическими качествами. Для этого ему особенно важно овладевать теорией идеологической работы, учиться зорко всматриваться в практику жизни, анализировать ее во всей глубине диалектических противоречий, совершен­ствовать литературное мастерство. Развитие молодежной журналистики — процесс сложный; что-то объективно устаревает, что-то перестает быть действенным, и журна­лист молодежной печати должен смело отказываться от недостаточно эффективных форм и методов работы, уметь творчески овладевать преимуществами новых, учитывать всеобщую взаимосвязь и специфику средств массовой ин­формации и пропаганды, рассчитанных на определенные категории читателей. Молодого читателя 70-х годов характеризует высокий уровень образованности, широкая эрудиция, общая куль­тура. Он много знает, много умеет. Это естественный и закономерный результат общественного прогресса в стра­не развитого социализма. И очень важно учитывать обще­образовательную и профессиональную подготовку нашего молодого читателя, возросший уровень культурных, духов­ных потребностей и интересов, социальную активность, отражающие стремительный ход социального развития нашего общества, расцвет его духовной жизни.


Для читателя 70-х годов была показательна исключительно высокая избирательностьв отношении к книжной про­дукции. Это, пожалуй, одна из характерных черт того времени. На то время СМИ располагали развитой полиграфией, был достигнут довольно высокий уровень насыщения книжной продукцией — у читателя появились объективные условия вы­бора. В 1971 г. на 100 человек населения страны было выпущено 645 экз. книг, или 6,5 книги и брошюры на одного чело­века. Проблема адресности кни­ги, донесения ее до нужной аудитории в издательстве «Мо­лодая гвардия» решаилось по трем главным направлениям:


— выпуск литературы, отвечающей возрастным харак­теристикам молодежи (книги для пионеров и школьников, для 14—18-летнего читателя, для «взрослой» молодежи);


— выпуск литературы для различных социально-про-фоссионалышх категорий молодежи (ежегодно специаль­но издавались соответствующие книги непосредственно для рабочей и сельской молодежи, для школьников, учащихся профтехучилищ, студенчества, для комсомольских и пио­нерских активистов и т. д.);


— выпуск литературы по основным проблемам и на­правлениям коммунистического воспитания молодежи с учетом важнейших задач, разработанных КПСС.


Эта те­матика способствовала формированию научного мировоззре­ния, коммунистической нравственности и культуры, повы­шению социальной, гражданской активности молодежи, преемственности поколений и др.


В периоде СССР в первую очередь среди моложедных изданий популярным был журнал: их насчитывается более десятки, газета на тот момент была менее тиражным способом информации:


ГАЗЕТЫ


«Комсомольская правда». Орган ЦК ВЛКСМ. Вых. 6 раз в нед. «Пионерская правда». Орган ЦК ВЛКСМ и Центр. Совета Все-союзи. пиоперской организации им. В. И. Ленина. Вых. 2 раза в нед.


ЖУРНАЛЫ


«Аврора». Обществ.-полит. и лит.-худож. ежемес. журн. ЦК ВЛКСМ, СП РСФСР и Ленингр. организации ССП.


«Веселые картинки». Ежемес. дет. юморист, журн. ЦК ВЛКСМ.


«Вожатый». Ежемес. обществ.-полит, и метод, журн. ЦК ВЛКСМ и Центр. Совета Всесоюзн. пионерской организации им. В. И. Ле­нина.


«Вокруг света». Ежемес. науч.-худож. журн. ЦК ВЛКСМ.


«Комсомольская жизнь». Двухнед. обществ.-полит. и информ. журн. ЦК ВЛКСМ.


«Костер». Ежемес. журн. ЦК ВЛКСМ и Центр. Совета Все­союзн. пионерской организации им. В. И. Ленина, СП СССР.


«Моделист-конструктор». Ежемес. попул. науч.-техн. жури. ЦК ВЛКСМ для молодежи.


«Молодая гвардия». Ежемес. лит.-худож. и обществ.-полит, журн. ЦК ВЛКСМ.


«Молодой коммунист». Ежемес. жури. ЦК ВЛКСМ.


«Мурзилка». Ежемес. жури. ЦК ВЛКСМ и Центр. Совета Все­союзн. пионерской организации им. В. И. Ленина для октябрят.


«Пионер». Ежемес. дет. журн. ЦК ВЛКСМ и Центр. Совета Все­союзн. пионерской организации им. В. И. Ленина.


«Ровесник». Ежемес. обществ.-полит, журн. ЦК ВЛКСМ и КМО СССР.


«Сельская молодежь». Ежемес. обществ.-полит, и лит.-худож. журн. ЦК ВЛКСМ.


«Смена». Двухнед. лит.-худож. и обществ.-полит, жури. ЦК ВЛКСМ.


«Советский школьник». Ежемес. дет. журн. Орган ЦК ВЛКСМ и М-ва просвещения РСФСР. Псч. шрифтом Брайля.


«Студенческий меридиан». Ежемес. обществ.-полит, и лит.-ху­дож. журн. ЦК ВЛКСМ и М-ва высш. и средн. спец. образования.


«Техника—молодея«и». Ежемес. обществ .-полит., науч.-худож. журн. ЦК ВЛКСМ.


1
В настоящий перечень но включены отдельные журналы для молодежи и детей ССП СССР, общества «Знание», Госкомитета по телевидению и радиовещанию Совета Министров СССР («Юность», «Знание — сила», «Колобок»).


248


«Юный натуралист». Ежемес. науч.-попул. журн. ЦК ВЛКСМ и Центр. Совета Всесоюзн. пионерской организации им. В. И. Ле­нина.


«Юный техник». Ежемес. попул. науч.-техн. журн. ЦК ВЛКСМ и Центр. Совета Всесоюзн. пионерской организации им. В. И. Ле­нина.


2. Молодежная пресса современности.


В 90-е годы ХХ века молодежная журналистика России претерпела кардинальные перемены. На отечественный рынок пришли западные издания, с падением железного занавеса появилась возможность писать на запретные ранее темы, произошла смена тематики, проблематики и героя изданий. Журналы стремительно теряли аудиторию, и так же стремительно меняли типомодель, дизайн и содержание. По мнению Ясена Засурского, журналистика для детей и юношества, как и журналистика в целом, является особым социальным институтом и выполняет по отношению к обществу определенные функции. В качестве основных выступают такие функции, как информационная, воспитательная, образовательная, познавательная, и функция социализации. К этой же группе можно отнести и специальную функцию общения, целью которой является создание особого информационного пространства для обмена мнениями между представителями юной аудитории. Заметное место в юношеской журналистике занимает группа культурно-образовательных, рекреативных и гедонистических функций. Это объясняется особенностями детской психологии, для которой характерна достаточная размытость границ между процессами познания и развлечения. С каждым годом все больший вес приобретает рекламно-справочная функция. Целый ряд изданий публикует информацию утилитарного характера: практические советы, справочный материал. Большое значение в юношеской прессе имеет и группа организаторских функций. Издания, адресованные разным возрастным группам, знакомят с нормами поведения в обществе, коллективе, семье, приобщают к различным видам трудовой деятельности, способствуют выбору профессии. сегодня продолжают выходить новые издания. В 2003 году появился журнал "Yes! Фабрика звезд" (сейчас он называется "Yes! Звезды"), в 2004 году - Teens, "Фабрика", Bravo.Posters. В мае 2005 года издательский дом "СПН-Медиа" совместно с телеканалом ТНТ начали издавать журнал "Реалити-шоу Дом 2". 100-тысячный тираж первого номера, по словам Дмитрия Найды, заместителя главного редактора "Реалити-шоу Дом 2", был продан в первый же день. Сейчас тираж журнала составляет уже 600 тыс. экземпляров.
Попадание изданий в сегмент подростковой и молодежной прессы обеспечивается в первую очередь их аудиторией: возраст читателей - 12-24 года, ядро - 14-17 лет. Лидерами на рынке молодежной прессы сегодня являются издания, которые появились в постсоветское время, в 90-е годы и в начале 2000-х. Так, по охвату аудитории (AIR) в рейтинг TNS Gallup Media по состоянию на апрель 2005 года попали 10 изданий. В этом материале мы рассматриваем журналы с охватом московской аудитории прессы больше 1% - это "Yes! Звезды", Yes!, "Молоток", "Хулиган", Oops!, Cool, Cool Girl, Elle Girl. К сегменту молодежных и околомолодежных журналов отчасти относятся музыкальные (Bravo.Posters, Rolling Stone) и компьютерные издания ("РС Игры", "Игромания" и т.д.). Но мы их не рассматриваем из-за более узкой направленности и охвата московской аудитории менее 1%.
Издатели отмечают, что рынок молодежной прессы сейчас находится в активной фазе развития. По их мнению, пик популярности этого сегмента еще впереди, ведь массовая культура потребления еще только формируется. В то же время, по данным Госкомстата, количество рождающихся в стране падает (в 1990 году родилось около 2 млн человек, а в 2003 году - меньше 1,5 млн) - соответственно снижается и численность потенциальных читателей изданий для подростков и молодежи. Маргарита Лучина, руководитель проекта NRS, TNS Gallup Media: "Вряд ли можно ожидать сильного увеличения аудитории молодежных журналов - численность этой группы снижается из года в год. Причина заключается в демографическом кризисе в России".
На популярности молодежных изданий может отразиться также бурное развитие интернета. Александр Ефремов, руководитель группы исследования аудитории прессы аналитического центра "Видео Интернешнл": "Электронные и new media через 3-4 года могут "отхватить" значительный кусок аудитории молодежной прессы. Почему? Молодежь наиболее активно осваивает интернет, и тенденция снижения интереса к печатным СМИ под воздействием интернета более заметна среди молодежи. Поэтому молодежные издания будут терять аудиторию более быстрыми темпами, чем остальные газеты и журналы".
По данным TNS Gallup AdFact, в ТОП-100 изданий по объему рекламных площадей в журналах за период январь - апрель 2005 года (Москва) входили три молодежных журнала - "Молоток" (56-е место), Cool (69-е место), и Elle Girl (88-е место). Подростковые и молодежные журналы чаще всего выстраивают доверительные отношения с читателем (журнал - близкий друг). Илья Бурец, менеджер по маркетингу и PR Yes! и "Yes! Звезды": "Журнал может в чем-то заменять родителей, отвечать на вопросы, которые подросток стесняется задать окружающим его взрослым, например, уход за телом, секс. Независимо от того, что происходит в стране и мире, молодежный журнал всегда пишет больше о культурных событиях, знакомит читателя с новостями мира музыки, кино, тенденциями моды".
"Молодежь интересуется прежде всего музыкантами и актерами, - говорит Екатерина Миль, главный редактор журнала "Молоток". - "Второй эшелон" - спортсмены, модели, другие герои светских хроник. Нашим читателям любопытны любые подробности личной жизни звезд, а также истории их успеха. Не меньше подростков волнуют вопросы выживания в социуме (отношения с родителями и противоположным полом; милиция, армия, агрессия в школе, выбор будущей профессии). Девушки любят гороскопы, гадания и тесты. Таким образом, все молодежные журналы, представленные на российском рынке, однозначно можно назвать музыкальными или околомузыкальными, а остальной контент редакция определяет исходя из особенностей своей аудитории".
По словам Сергея Верейкина, главного редактора журнала Cool, молодежные издания отличает от другой прессы неакадемический стиль изложения и подачи материалов. Лексически для них характерен молодежный сленг ("отрываться", "тусовка", "вечерина") на грани литературного и разговорного языка. Авторы общаются со своими читателями на "ты", хотя и заверяют, что стараются не скатываться к панибратству.
Стандартные тематические блоки молодежных журналов:
- новости, слухи, сплетни и скандалы шоу-бизнеса;
- интервью с "молодежными" звездами - Бритни Спирс, Дима Билан, многочисленные фабриканты и т.д.;
- новые имена в музыке, новые стили и направления;
- молодежная мода: макияж, одежда;
- психология, любовные истории, взаимоотношение полов (секс и все, что с ним связано);
- профессиональная ориентация;
- проблема заработка и накопления денег;
- экстремальный спорт, путешествия;
- тесты, гороскопы, анекдоты, кроссворды.
Что касается оформления молодежных журналов, то их отличает обилие постеров, больших фотографий, красочных выносов и других ярких, бросающихся в глаза элементов.


3. Молодежная пресса будущего.


Падение интереса молодежи к чтению сегодня носит общероссийский характер. Причины психологи, преподаватели и сами журналисты называют следующие: смена системы воспитания, ценностных ориентиров, развитие телевидения, Интернет и компьютерных технологий. По данным исследования «Что читает наша молодежь?» полностью не читающими признали себя 17,7 %. Но большая доля читающих приходится на новостные интернет-сайты. Такой итог может поднять вопрос о существовании молодежной прессы, как инструмента СМИ в будущем.


По утешительным прогнозам можно предположить что молодежная пресса как она есть сейчас не уйдет с горизонта, просто в большей степени пререкачует в интернет пространство, где ее будет гораздо проще и быстрее получить, не затратив при этом денег. Только уровень текстов может стать гораздо ниже, и важные вопросы о жизни молодежи могут уйди на второй план.


Хотя всегда останутся активисты. Которые смогут выражать свое слово в студенческих моложедных изданиях, сейчас они популярны.


Поэтому итог только один – молодежные издания будущего зависят от сегодняшнего поколения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.