Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Баланс, как метод обобщения данных об объектах наблюдения

баланс, как метод обобщения данных


об объектах наблюдения


сущность балансового обобщения


и его роль в бухгалтерском учете


Термин «баланс» широко используется в учете, анализе, планировании, ло­гистике и употребляется в значении равновесия (от французского «balance» – весы).


В экономике при­меняются различные виды балансов:


- бухгалтерский баланс;


- баланс доходов и расходов;


- баланс ос­новных фондов;


- баланс денежных потоков;


- баланс платежеспособности и др.


Общим для всех этих видов балансов является то, что информация в них группируется одновременно по двум признакам связанным или не связанным ме­жду собой. В результате данные представляют в виде дву­сторонней таблицы, при этом сумма показателей в обеих сторонах таблицы должна быть одинаковой. Та­кой подход позволяет установить связи между отдельными группами данных, проанализировать динамику их изменения и проследить тенденцию процессов, влияющих на финансовое состояние организации.


Применяемый для построения балансов принцип двойственности
(двусто­ронности) относится к основополагающим концепциям БУ. Он формируется урав­нением, связывающим между собой три базовых понятия:


- экономические ресурсы (активы);


- капитал;


- обязательства (пассивы).


Научное обоснование уравнения принадлежит основоположнику балансовой тео­рии И. Ф. Шеру.


В общем виде уравнение двойственности
имеет следующий вид:


АКТИВЫ = СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.


Сбор и группировка данных, основанная на использовании двойственного от­ражения информации, называется балансовым обобщением
.


В современной теории и практике БУ понятие «балансовое обобщение» ото­ждествля­ется с понятием «баланс», который также является и основной формой БО ор­ганизации. Та­ким образом, понятие «баланс» в БУ имеет двоякое значение: с одной стороны оно означает применение балансового обобщения к обработке информации, с другой – под ним понимают обобщение и группировку информации по установленным принципам, представленной в уни­фицированном виде.


При построении балансов необходимо исходить из следующих требо­ваний
:


- правдивости – все показатели должны быть подтверждены соответствую­щими докумен­тами;


- реальности – оценка его статей должна соответствовать действительности;


- единства – построение баланса осуществляется на единых принципах учета и оценки;


- преемственности – каждый последующий баланс должен вытекать из данных предыду­щего;


- ясности – баланс должен быть представлен в форме, доступной для понима­ния внутрен­ними и внешними пользователями информации.


Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья
, которая соответствует показателю, характеризующему отдельные виды экономи­ческих ресурсов и ис­точников их образования. Конкретное числовое значение ка­ждой балансовой статьи соответ­ствует остатку определенного бухгалтерского счета или нескольких счетов. Балансовые ста­тьи объединяются в группы, группы – в разделы, разделы – в итоговую статью актива или пассива баланса, которые принято называть валю­той баланса.


В основе такого объединения лежит экономическое содержание статей ба­ланса, а поря­док их расположения на конкретной стороне баланса определен вертикальными и го­ризон­тальными взаимосвязями между статьями и разделами. Равенство итогов баланса обу­слов­лено принципом двойственности: активов не может быть больше, чем источников, за счет ко­торых они образованы.


Вертикальные взаимосвязи
статей актива баланса предполагают их рас­положение в порядке уровня ликвидности, а статей пассива – по срочности по­гашения. В российской форме бухгалтерского баланса активы располагаются в порядке возрастания ликвидности (от наименее ликвидных к наиболее ликвид­ным), а пассивы по степени возрастающей срочности погашения обязательств (от наименее срочных, к наиболее срочным обязательствам).


Горизонтальные взаимосвязи
статей актива баланса предполагают их расположение напротив пассивов, являющихся источником их образования. На­пример, наименее ликвидные активы, в т.ч. ОС, НМА располагаются напротив наименее срочных по времени погашения пассивов – капитала и долгосрочных обязательств, а оборотные средства, в т.ч. ДС – напро­тив более срочных по вре­мени погашения краткосрочных обязательств. Горизонтальные взаимосвязи ба­лансовых статей позволяют проводить анализ финансового состояния орга­низа­ции, оборачиваемости и ликвидности ее активов, степени платежеспособности и другие виды анализа.


В мировой практике применяют две формы бухгалтерского баланса
:


- горизонтальную, когда активы располагаются в левой стороне баланса, а пас­сивы – в пра­вой;


- вертикальную, при которой балансовые статьи располагаются в столбик, сна­чала статьи, характеризующие активы, а затем статьи, относящиеся к пасси­вам. При вертикальном по­строении баланса уравнение двойственности имеет следующий вид: АКТИВЫ – обяза­тельства = СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ.


В российской практике бухгалтерский баланс построен по горизонтальной форме, тогда как в большинство зарубежных стран используют вертикальную форму построения бухгал­терского баланса.


В настоящее время бухгалтерский баланс в РФ имеет следующую форму (Приказ Минфина РФ от 22.07.03 № 67н)


форма бухгалтерского баланса


































Бухгалтерский баланс
на 20 г. Коды
Форма № 1 по ОКУД 0710001
Дата (год, месяц, число)
Организация по ОКПО
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН
Вид деятельности по ОКВЭД
Организационно-правовая форма/форма собственности по ОКОПФ/ОКФС
Единица измерения: тыс. руб./млн. руб. (ненужное зачеркнуть) по ОКЕИ 384/385
Местонахождение (адрес)
Дата утверждения
Дата отправки (принятия)




















































































Актив


Код


показа­теля


На начало


отчетного года


На конец


отчетного периода


I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ


Нематериальные активы


110
Основные средства 120
Незавершенное строительство 130
Доходные вложения в материальные ценности 135
Долгосрочные фин. вложения 140
Отложенные налоговые активы 145
Прочие внеоборотные активы 150
Итого по разделу I 190

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ


Запасы, в т.ч.:


210
сырье, материалы и др. аналогичные ценности 211
животные на выращивании и откорме 212
затраты в незавершенном производстве 213
готовая продукция и товары для перепродажи 214
товары отгруженные 215
расходы будущих периодов 216
прочие запасы и затраты 217
НДС по приобретенным ценностям 220
Дебиторская задолженность (пла­тежи по которой ожи­дают­ся более чем через 12 мес. после отчетной даты) 230
в т.ч. покупатели и заказчики 231
Дебиторская задолженность (пла­тежи по которой ожидают­ся в теч­ение 12 мес. после отчетной даты) 240
в т.ч. покупатели и заказчики 241
Краткосрочные фин. вложения 250
Денежные средства 260
Прочие оборотные активы 270
Итого по разделу II 290
БАЛАНС 300



















































































Пассив


Код


показа­теля


На начало


отчетного периода


На конец


отчетного периода


III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ


Уставный капитал


410
Собственные акции, выкупленные у акционеров 411 ( ) ( )
Добавочный капитал 420
Резервный капитал, в т.ч. 430
резервы, образованные в соот­ветствии с законода­тельст­вом 431
резервы, образованные в соот­ветствии с учреди­тельными документами 432
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470
Итого по разделу III 490

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА


Займы и кредиты


510
Отложенные налоговые обязательства 515
Пр. долгосрочные обязательства 520
Итого по разделу IV 590

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА


Займы и кредиты


610
Кредиторская задолженность, в том числе: 620
поставщики и подрядчики 621
задолженность перед персоналом организации 622
задолженность перед гос. внебюджетными фондами 623
задолженность по налогам и сборам 624
прочие кредиторы 625
Задолженность перед учредите­лями по выплате доходов 630
Доходы будущих периодов 640
Резервы предстоящих расходов 650
Пр.краткосрочные обязательства 660
Итого по разделу V 690
БАЛАНС 700

































СПРАВКА о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах
Арендованные основные средства 910
в том числе по лизингу 911
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение 920
Товары, принятые на комиссию 930
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособность дебиторов 940
Обеспечения обязательств и платежей полученные 950
Обеспечения обязательств и платежей выданные 960
Износ жилищного фонда 970
Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов 980
Нематериальные активы, полученные в пользование 990

Классификация бухгалтерских балансов


Бух. балансы можно объеди­нить по след. классификационным признакам:




Бухгалтерский баланс, его назначение


и содержание основных показателей


Бухгалтерский баланс (ББ)
– это способ экономической группировки и обобщения ин­формации об имуществе и обязательствах организации, сгруппированных по их составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определённую дату.


Одно из основных назначений ББ – дать оценку финансовой устойчивости организа­ции. Если соотношение итоговой суммы ББ на начало и конец отчётного периода изменилось в строну снижения, то можно сделать вывод о сокращении хозяйственного оборота организа­ции, следовательно, её финансовое положение имеет тенденцию к ухудшению при прочих равных условиях.


Модель ББ
предусматривает два разреза:


- вертикальный, который предполагает наличие двух частей ББ – актива и пассива;


- горизонтальный, который зависит от взаимосвязи между учетными объектами, представлен­ными в ББ.


Итог актива ББ всегда равняется итогу его пассива
, что является следствием приме­нения в БУ метода двойной записи.


По своему внешнему виду ББ представляет собой двухстороннюю таблицу
, форма ко­торой рекомендована Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н.


Каждый вид имущества и обязательств организации, показанный в ББ отдельной стро­кой и выраженный отдельной суммой принято называть статьей ББ
. Каждой статье ББ присваивается кодовый номер, что значительно упрощает проведение анализа на основе данных ББ, а также ведение государственного статистического учета.


Балансовые статьи объединяются в экономически однородные группы, а группы в соответствующие разделы. Современная форма ББ содержит пять разделов
: I «Внеоборотные активы, II «Оборотные активы», III «Капитал и резервы», IV «Долгосрочные обязательства» и V «Краткосрочные обя­зательства».


Первые два раздела ББ составляют его актив, остальные разделы включаются в пассив ББ. Итоговую сумму актива и пассива ББ принято называть валютой ББ
.


Содержание показателей статей ББ
определяется требованиями нормативных доку­ментов по БУ и учетной политикой организации.


Согласно ПБУ 4/99 ББ должен содержать следующие числовые показатели:

























Раздел Статьи Показатели, отражающиеся в статье
АКТИВ
Внеоборотные активы Нематериальные активы Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собст­венности, патенты, лицензии, торговые знаки, знаки обслужи­вания, иные аналогичные права и активы, орга­низационные расходы, деловая репутация организации
Основные средства Земельные участки и объекты природопользования, зда­ния, машины, оборудование и другие основные средства
Незавершенное строительство
Доходные вложения в МЦ Имущество для передачи в лизинг, имущество, предос­тав­ляемое по договору проката
Долгосрочные финансовые вложения Инвестиции в дочерние, зависимые общества и в другие орга­низации, займы, предоставленные организациям на срок бо­лее 12 месяцев, прочие финансовые вложения
Отложенные налоговые активы















































Оборотные активы Запасы Сырье, материалы, др. аналогичные ценности, за­траты в нез­авершенном производстве, готовая продук­ция, товары для пе-репродажи и товары отгруженные, расходы будущих перио­дов
НДС по приобретенным ценно­стям
Дебиторская задолженность Покупатели и заказчики, векселя к получению, задолжен­ность дочерних и зависимых обществ, задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капи­тал, авансы выдан­ные, прочие дебиторы
Краткосрочные финансовые вложения Займы, предоставленные организациям на срок менее 12 ме­сяцев, вклады в уставные капиталы других органи­заций, про­чие финансовые вложения
Денежные средства Расчетные, валютные, специальные счета, касса, де­нежные документы, прочие денежные средства
ПАССИВ

Капитал


и


резервы


Уставный капитал
Собственные акции, выкупленные у акционеров
Добавочный капитал
Резервный капитал Резервы, образованные в соответствии с законодательством и в соответствии с учредительными документами
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
Долгосрочные обязательства Займы и кредиты
Отложенные налоговые обязательства
Краткосрочные обязательства Займы и кредиты
Кредиторская задолженность Поставщики и подрядчики, векселя к уплате, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами, перед персона­лом организации, бюджетом и государственными внебюджет­ными фондами, авансы полученные, прочие кредиторы
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов
Доходы будущих периодов
Резервы предстоящих расходов

Самостоятельным разделом ББ является Справка о наличии ценностей, учитывае­мых на забалансовых счетах
. Она заполняется при наличии у организации соответствую­щих показателей.


В условиях рыночной экономики ББ
является центральным документом и выполняет ряд функций
:


- экономико-правовую, которая заключается в том, что ББ является обязательной формой БО для всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ;


- информационную, которая подчеркивает основную цель ведения БУ и представления БО и связана с необходимостью обеспечения информацией всех заинтересованных лиц, о наличии и движении имущества и обязательств организации;


- результативную, которая проявляется в том, что в ББ представлена информацию о финансо­вых показателях деятельности организации.


При формировании показателей ББ необходимо выполнять следующие требова­ния
, предъявляемые к его составлению:


- данные ББ на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с его данными за пе­риод, предшествующий отчетному;


- в ББ не допускается зачет между статьями активов и пассивов, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими ПБУ;


- ББ должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к ББ и отчету о прибылях и убытках;


- статьи ББ, составляемого за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвента­ризации активов и обязательств;


- активы и обязательства должны представляться в ББ с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные.


Формирование показателей ББ осуществляются на основе данных Главной книги
. Дебетовые остатки по счетам Главной книги отражаются в активе ББ, а кредитовые остатки – в пассиве ББ.


БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЧАСТЕЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ


Бухгалтерская отчётность (БО)
– это единая система данных об имущественном и финансовом по­ложении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, со­ставляемая на основе данных БУ по установленным формам.


БО, как элемент метода БУ является завершающим этапом учёт­ного процесса. Она по­зволяет определить общую стоимость имущества организации, стоимость иммобилизованных (основных и прочих внеоборотных) и мобильных (обо­ротных) средств, материальных оборот­ных средств, величину собственных и заёмных средств организации. БО является источником информации, необходимой руководству организации для координации своей деятельности и принятия управленческих решений.


Пользователями БО
являются физические и юридические лица, заинтересованные в информации об организации.


По отношению к хозяйствующему субъекту пользователи БО могут быть внутренними и внешними, по критерию страновой принадлежности – отечественные и зарубежные, а в зависимости от финансового интереса – пользователи с прямым и косвен­ным финансовым интересом.


При составлении БО бухгалтеру необходимо руководствоваться нормами
:


- главы III ФЗ «О БУ»;


- раздела III Положения по ведению БУ и БО в РФ № 34н;


- ПБУ 4/99 «БО организации»;


- Приказа Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н «О формах БО организаций».


В соответствии с положениями указанных нормативных актов одной из составляющих частей БО является
:


- бухгалтерский баланс (форма № 1)


К БО предъявляются следующие требования:


- БО должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении орга­низации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом поло­же­нии. Достоверной и полной считается БО, сформированная исходя из правил, установ­ленных нормативными актами по БУ;


- при формировании БО должна быть обеспечена нейтральность информа­ции, содержа­щейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп поль­зователей БО перед другими;


- БО должна включать показатели деятельности всех филиалов, представи­тельств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы);


- по каждому числовому показателю БО, кроме отчета, составляемого за первый отчет­ный период, должны быть приведены данные минимум за два года – отчетный и предшест­вующий отчетному;


- статьи БО по которым отсутствуют числовые значения должны быть прочеркнуты. Если показа­тель БО должен вычитаться из соответствующих показателей или имеет отрица­тельное зна­чение, то этот показатель показывается в круглых скобках (непокрытый убы­ток, себестои­мость проданных товаров, продукции, работ, услуг, убыток от продаж, про­центы к уплате, прочие расходы, уменьшение капитала, направление денежных средств, выбытие основных средств и пр.);


- в БО не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами;


- для составления БО отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. При составлении БО за отчетный год отчетным годом является календарный год с 01 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных орга­низаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря со­ответст­вующего года, а для организаций, созданных после 01 октября, - по 31 декабря следующего года;


- на формах БО, представляемой организацией в соответствующие адреса, обязательно наличие следующих данных:


- наименование составляющей части БО;


- указание отчетной даты, по состоянию на которую составлена БО, или отчетного пе­риода, за который составлена БО;


- указание полного наименования юридического лица;


- ИНН, вид деятельности, организационно-правовая форма и форма собственности;


- единица измерения;


- местонахождение организации;


- дата утверждения БО и дата ее отправки / принятия;


- БО должна быть составлена на русском языке, в валюте РФ и подписана руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации;


- данные в БО приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организация, имею­щая существенные обороты продаж, обязательств и т.п., может приводить данные в мил­лио­нах рублей без десятичных знаков;


- БО состав­ляется, хранится и представляется на бумажных носителях. Возможно также представление БО в электронном виде по каналам связи.


публичность бухгалтерской отчетности.


Порядок представ­ления бух­галтер­ской отчетности


БО является открытой для пользователей – учредителей (участников), инвесторов, кредит­ных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с БО.


Согласно ст.16 ФЗ «О БУ» годовую БО обязаны опубликовывать ОАО, банки и дру­гие кредитные организации, страховые организации, инвестиционные и иные фонды, соз­дающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), биржи, госу­дарственные внебюджетные фонды.


Принцип публичности БО реализуется путем ее опубликования в газетах и журналах, доступных пользователям БО, либо распространения среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих БО, а также передачи отчетности террито­риальным органам государст­венной статистики по месту регистрации организации для предостав­ления заинтересованным пользователям.


Публикация БО производится не позднее 01 июня года, следующего за отчетным, если иное не установлено законодательством РФ.


В рамках публикации БО организации обязаны:


1) обеспечить представление годовой БО ка­ждому учредителю (участнику) в сроки, уста­новленные законодательством РФ;


2) представить БО по одному экземпляру (бесплатно) органу государственной стати­стики, органам исполнительной власти (например, налоговая инспекция), банкам, государст­венным внебюджетным фондам и в другие адреса, преду­смотренные законодательством РФ, в сроки, установленные законодательством РФ;


3) опублико­вать итоговую часть аудиторского заключения вместе с БО, если организа­ция подлежит обяза­тельному аудиту.


Организации обязаны представлять годовую БО в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а квартальную – в случаях, предусмот­ренных законодательством РФ, - в течение 30 дней по окончании квартала.


В пределах ука­занных сроков конкретная дата представления БО устанавливается уч­редителями (участни­ками) организации или общим собранием. При этом годовая БО должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного года. Представляемая годовая БО должна быть ут­верждена в порядке, установленном учредительными документами организа­ции.


Датой представления БО для организации считается день ее почтового отправления или день фактической передачи ее по принадлежности. Если дата представления БО прихо­дится на нерабо­чий (выходной) день, то сроком представления БО считается первый, сле­дующий за ним рабочий день.


БО может представлять на бумажных и электронных носителях.


На бумажных носителях БО представляется налогоплательщиком лично или через уполномоченного представителя либо в виде почтового отправления.


Передача БО в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи осуществ­ляется с соблюдением требований электронного документооборота. Подготовленная в элек­тронном виде БО подписываются электронной цифровой подписью уполномоченного лица и направляется адресату в зашифрованном виде.


Понятие промежуточной и сводной бухгалтерской отчетности. Классифика­ция бухгал­тер­ской отчетности


Согласно ПБУ 4/99 организация должна составлять промежуточную БО за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законода­тельством РФ.


Одной из составляющих частей промежуточной БО является бухгалтерский баланс. Организация должна сформировать промежуточную БО не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.


Согласно п.91 Положения по ведению БУ и БО в РФ № 34н при наличии у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственной БО она составляет сводную БО, вклю­чающую показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории РФ и за ее преде­лами.


Сводная БО – это система показателей, отражающих финансовое положение на отчет­ную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организа­ций.


Сводная БО объединяет БО головной организации и ее дочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах. По отношению к дочерним обществам головная организация вы­ступает как основное общество, по отношению к зависимым обществам – как пре­обладающее общество.


БО дочернего общества объединяется в сводную БО, если:


1) головная организация обладает более 50 % голосующих акций АО или более 50 % ус­тавного капитала ООО;


2) головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочер­ним обществом, в соответствии с заключенным между головной организацией и дочерним обществом договором;


3) в случае наличия у головной организации иных способов определения решений, при­ни­маемых дочерним обществом.


Данные о зависимых обществах включаются в сводную БО, если головная органи­зация имеет более 20 % голосующих акций АО или более 20 % уставного капитала ООО.


Сводная БО составляется в объеме и порядке, установленном ПБУ 4/99 по формам, разрабо­танным головной организацией, исходя из их типового варианта.


Достоверность составления и соблюдение порядка представления сводной БО обеспе­чивает руководитель головной организации. Объем и порядок, включая сроки, представления БО дочер­них и зависимых обществ головной организации (в том числе дополнительной ин­формации, необ­ходимой для составления сводной бухгалтерской отчетности) устанавливает головная организа­ция.


До составления сводной БО необходимо выверить и урегулировать все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними обществами.


Показатели БО дочернего общества включаются в сводную БО с первого числа месяца, сле­дующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций, доли в уставном капитале дочернего общества, либо появления иной возможности оп­ределять ре­шения, принимаемые дочерним обществом.


Данные о зависимом обществе включаются в сводную БО с первого числа месяца, сле­дую­щего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества ак­ций или доли в уставном капитале зависимого общества.


Сводная БО представляется учредителям (участникам) головной организации, иным за­инте­ресованным пользователям сводная БО представляется в случаях, установленных зако­нодательст­вом РФ, или по решению головной организации. По решению участников группы взаимосвязан­ных организаций сводная БО может публиковаться в составе публикуемой БО головной организа­ции.


В сводную БО объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной органи­зации и дочерних обществ. БО головной организации и дочерних обществ объединяется в сводную БО путем построчного суммирования соответствующих данных.


При составлении сводной БО используется единая учетная политика в отношении ана­логич­ных статей имущества и обязательств, доходов и расходов БО головной организации и дочерних обществ.


В сводную БО объединяется БО головной организации и дочерних обществ, составлен­ная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.


Основные типы хозяйственных операций


и их взаимосвязь с бухгалтерским балансом


Хозяйственные операции

(ФХД) – это отдельные действия организации, осуществ­ляемые в процессе ее деятельности и вызывающие изменения в объ­еме и составе средств организации и в источниках их образования.


Исследование многообразия хозяйственных операций позволяет выделить их основ­ные четыре типа

:


- операции, затрагивающие только статьи актива бухгалтерского баланса без из­менения его общего итога (валюты баланса) (I тип – активный

);


- операции, затрагивающие изменение только пассива бухгалтерского баланса без измене­ния его общего итога (валюты баланса) (II

тип – пассивный

);


- операции, затрагивающие статьи актива и пассива бухгалтерского баланса, и вызываю­щие увеличение его общего итога (валюты баланса) (III

тип – ак­тивно-пассивный в сто­рону увеличения

);


- операции, затрагивающие изменение актива и пассива бухгалтерского ба­ланса, и вызываю­щие уменьшение его общего итога (валюты баланса) (IV

тип – активно-пассив­ный в сторону уменьшения

).


Рассмотрим эти операции на примере.


Пример.

Имеется следующее балансовое обобщение имущества организа­ции и источ­ников его образования.





































Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
Основные средства 13 000 Уставный капитал 30 460
Материалы 37 900 Прибыль 7 600
Расчеты с покупателями 3 200 Кредиты банка 18 500
Касса 60 Расчеты с поставщиками 12 300
Расчетные счета 18 000 Расчеты по оплате труда 3 300
Валюта баланса 72 160 Валюта баланса 72 160

I

тип операций

– затрагивает только статьи актива бухгалтерского баланса, при этом сумма по одной статье актива ↓, а по другой ↑ на одну и ту же вели­чину. Валюта баланса в результате такой операции не изменяется.


Например, на расчетный счет организации поступили денежные средства от покупате­лей на сумму 1 200 руб. В результате этой операции изменится сумма по статьям актива «Расчетный счет» в сторону ↑ на сумму 1 200 руб. и «Расчеты с покупателями» в сторону ↓ также на сумму 1 200 руб.


Балансовое обобщение в результате этой операции примет следующий вид:





































Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
Основные средства 13 000 Уставный капитал 30 460
Материалы 37 900 Прибыль 7 600
Расчеты с покупателями
2 000
Кредиты банка 18 500
Касса 60 Расчеты с поставщиками 12 300
Расчетные счета
19 200
Расчеты по оплате труда 3 300
Валюта баланса 72 160 Валюта баланса 72 160

II

тип операций

– затрагивает только статьи пассива бухгалтерского ба­ланса, при этом сумма по одной статье пассива ↓, а по другой ↑ на одну и ту же ве­личину. Валюта баланса в результате такой операции не изменяется.


Например, за счет прибыли увеличен уставный капитал организации на сумму 1 000 руб. В результате этой операции изменится сумма по статьям пас­сива «Уставный капитал» в сторону ↑ на сумму 1 000 руб. и «Прибыль» в сторону ↓ также на сумму 1 000 руб.


Балансовое обобщение в результате этой операции примет следующий вид:





































Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
Основные средства 13 000 Уставный капитал
31 460
Материалы 37 900 Прибыль
6 600
Расчеты с покупателями 2 000 Кредиты банка 18 500
Касса 60 Расчеты с поставщиками 12 300
Расчетные счета 19 200 Расчеты по оплате труда 3 300
Валюта баланса 72 160 Валюта баланса 72 160

III

тип операций

– затрагивает одновременно статьи актива и пассива бух­галтерского баланса, при этом происходит их ↑ на одну и ту же сумму. Валюта баланса в ре­зультате такой операции увеличивается.


Например, в организацию поступили материалы от поставщика на сумму 2 000 руб. В результате этой операции изменится в сторону ↑ на сумму 2 000 руб. статья актива «Материалы» и статья пассива «Расчеты с поставщиками».


Балансовое обобщение в результате этой операции примет следующий вид:





































Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
Основные средства 13 000 Уставный капитал 31 460
Материалы
39 900
Прибыль 6 600
Расчеты с покупателями 2 000 Кредиты банка 18 500
Касса 60 Расчеты с поставщиками
14 300
Расчетные счета 19 200 Расчеты по оплате труда 3 300
Валюта баланса
74 160
Валюта баланса
74 160

IV

тип операций

– затрагивает одновременно статьи актива и пассива бух­галтерского баланса, при этом происходит их ↓ на одну и ту же сумму. Валюта баланса в ре­зультате такой операции уменьшается.


Например, с расчетного счета организации перечислено 4 000 руб. в счет по­гашения за­долженности перед поставщиком. В результате этой операции изме­нится в сторону ↓ на сумму 4 000 руб. ста­тья актива «Расчетный счет» и статья пассива «Расчеты с поставщиками».


Балансовое обобщение в результате этой операции примет следующий вид:





































Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
Основные средства 13 000 Уставный капитал 31 460
Материалы 39 900 Прибыль 6 600
Расчеты с покупателями 2 000 Кредиты банка 18 500
Касса 60 Расчеты с поставщиками
10 300
Расчетные счета
15 200
Расчеты по оплате труда 3 300
Валюта баланса
70 160
Валюта
70 160

Характеристики четырех типов изменений

, вызываемых хозяйственными операция­ми, можно обобщить в виде следующей таблицы


Схема основных типов изменений бухгалтерского баланса под влиянием хозяйственных операций
































Типы изменений Изменения в составе
имущества (активов) источников образования имущества (пассивов)
счета активов счета капитала и обязательств
дебет кредит дебет кредит
I
+

II

+
III
+
+
IV




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :