Генеративная поэтика
Вадим Руднев
Генеративная
поэтика - направление структурной поэтики, возникшее в России в конце 1960-х
гг. под влиянием генеративной лингвистики, а также теоретических идей С. М.
Эйзенштейна и морфологии сюжета В. Я. Проппа.
Основатели
генеративной поэтики (ныне профессора американских ун-тов) - русские лингвисты
А. К. Жолковский и Ю. К. Щеглов.
Так
же как генеративная лингвистика, генеративная поэтика стремилась не к описанию
текста, а к моделированию процесса порождения текста. По мысли авторов генеративной
поэтики, художественный текст можно представить как сумму некой абстрактной
"темы" и приемов выразительности (ПВ), при помощи которых тема
трансформируется в реальный текст.
Тема
может быть сформулирована и на естественном языке, и звучать как абстрактное
высказывание на метаязыке.
Например,
тему повести А. Конан-Дойля "Собака Баскервилей" можно сформулировать
и образно в виде поговорки:
Волк
в овечьей шкуре;
и
в виде абстрактного описания:
Некто
под видом покровительства
или
дружбы готовит убийство своего
протеже.
После
того как тема сформулирована, дальнейший анализ состоит в "вычитании"
приемов выразительности, особых риторических фигур, взятых у Эйзенштейна или
введенных самими авторами генеративной поэтики, из текста так, чтобы
последовательно привести его к теме. Приемы выразительности могут быть такими:
СОВМЕЩЕНИЕ, КОНТРАСТ, ВАРЬИРОВАНИЕ, ЗАТЕМНЕНИЕ, УВЕЛИЧЕНИЕ, РАЗВЕРТЫВАНИЕ,
ПОВТОРЕНИЕ, КОНКРЕТИЗАЦИЯ, СОКРАЩЕНИЕ.
Приведем
примеры некоторых важнейших ПВ из работ Жолковского и Щеглова:
"Общей
темой рассказов Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе является тепло, уют,
покровительство, убежище, безопасность.
Применение
ПВ КОНТРАСТ придает ей несколько более конкретный вид:
тепло,
уют, покровительство и т. п. - угроза, опасность.
"Многие
предметы из окружения Холмса построены на СОВМЕЩЕНИИ все тех же тематических
полюсов: о к н о к в а р т и р ы, где живет Холмс, одновременно принадлежит
уютному жилищу, защищенному от внешнего мира, и открывает вид на этот мир, где
царят ненастье и хаос; г а з е т а - аксессуар домашнего уюта (газета за чашкой
кофе) и источник информации о преступлениях".
ПВ
ВАРЬИРОВАНИЕ (или ПРОВЕДЕНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗНОЕ) покажем на примере четверостишия из
"Моцарта и Сальери" Пушкина(пример взят из книги Ю. М. Лотмана
"Анализ поэтического текста"):
Мне
не смешно, когда маляр негодный
Мне
пачкает Мадонну Рафаэля;
Мне
не смешно, когда фигляр презренный
Пародией
бесчестит Алигьери.
Общая
(инвариантная) тема обоих полустиший:
Мне
не смешно, когда бездарность
оскорбляет
гения.
Чрезвычайно
интересными наблюдениями над поэтикой классической русской литературы мы
обязаны выделению авторами генеративной поэтики ПВ ЗАТЕМНЕНИЕ с его прототипом,
известной сценой из "Героя нашего времени" Лермонтова:
Я
выстрелил... Когда дым рассеялся,
Грушницкого
на площадке не было.
Затемнение
- конкретный вариант эпистемической нарративной (повествовательной) модальности
(см. модальности, сюжет), когда вначале нечто важное неизвестно, неопределенно,
а когда завеса открывается, информация становится полной и, как правило,
драматической. Ср. в "Войне и мире" Толстого:
Пьер
опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он
почувствовал, что все вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на
подоконнике, лицо его было бледно и весело.
[...]
Пьер вздрогнул от своего выстрела [...] и остановился. Дым, особенно густой от
тумана, помешал ему видеть в первое мгновение. [...] Только слышны были
торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фигура. Одною рукою он
держался за левый бок, другою сжимал опущенный пистолет.
Еще
одно важное понятие, которое выделила генеративная поэтика - ПОЭТИЧЕСКИ МИР.
Это коррелят понятия темы для творчества поэта, рассматриваемого как единое
целое. Процедура здесь такая же, как и при анализе прозы. Формулируется
основная черта поэтического мира, а затем показывается, как она развертывается
в тексты при помощи ПВ.
А.К.
Жолковскому удалось сформулировать общую тему (инвариант) всего творчества
Пушкина. Звучит это так:
объективный
интерес к действительности, осмысляемый как поле взаимодействия амбивалентно
оцениваемых начал "изменчивость, неупорядоченность" и
"неизменность, упорядоченность" (сокращенно: "амбивалентное
противопоставление изменчивость/неизменность" или просто
"изменчивость/неизменность").
Генеративная
поэтика подвергалась критике со стороны представителей традиционной структурной
поэтики за схематизм и возврат к стереотипам школьной поэтики (подобный же
упрек адресовали в свое время создателю генеративной лингвистики). Как правило,
конкретные наблюдения авторов генеративной поэтики оказывались и интереснее, и
долговечнее их теории. Сами они в своем позднем творчестве перешли к более
мягким моделям анализа, соприкоснувшись в чем-то со своим главным антагонистом
в постструктурной поэтике - мотивным анализом.
Список литературы
Жолковский
А К., Щеглов Ю.К. К понятию "тема" и "поэтический мир" //
Учен. зап. Тартуского ун-та. - Тарту, 1975. - Вып. 365.
Жолковский
А К. Инварианты Пушкина // Там же. 1979. - Вып. 467.
Жолковский
А К., Ямпольский М.Б. Бабель. - М., 1994.
Жолковский
А К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. - М., 1966.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/