Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Генеративная поэтика

Генеративная поэтика

Вадим Руднев

Генеративная
поэтика - направление структурной поэтики, возникшее в России в конце 1960-х
гг. под влиянием генеративной лингвистики, а также теоретических идей С. М.
Эйзенштейна и морфологии сюжета В. Я. Проппа.

Основатели
генеративной поэтики (ныне профессора американских ун-тов) - русские лингвисты
А. К. Жолковский и Ю. К. Щеглов.

Так
же как генеративная лингвистика, генеративная поэтика стремилась не к описанию
текста, а к моделированию процесса порождения текста. По мысли авторов генеративной
поэтики, художественный текст можно представить как сумму некой абстрактной
"темы" и приемов выразительности (ПВ), при помощи которых тема
трансформируется в реальный текст.

Тема
может быть сформулирована и на естественном языке, и звучать как абстрактное
высказывание на метаязыке.

Например,
тему повести А. Конан-Дойля "Собака Баскервилей" можно сформулировать
и образно в виде поговорки:

Волк
в овечьей шкуре;

и
в виде абстрактного описания:

Некто
под видом покровительства

или
дружбы готовит убийство своего

протеже.


После
того как тема сформулирована, дальнейший анализ состоит в "вычитании"
приемов выразительности, особых риторических фигур, взятых у Эйзенштейна или
введенных самими авторами генеративной поэтики, из текста так, чтобы
последовательно привести его к теме. Приемы выразительности могут быть такими:
СОВМЕЩЕНИЕ, КОНТРАСТ, ВАРЬИРОВАНИЕ, ЗАТЕМНЕНИЕ, УВЕЛИЧЕНИЕ, РАЗВЕРТЫВАНИЕ,
ПОВТОРЕНИЕ, КОНКРЕТИЗАЦИЯ, СОКРАЩЕНИЕ.

Приведем
примеры некоторых важнейших ПВ из работ Жолковского и Щеглова:

"Общей
темой рассказов Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе является тепло, уют,
покровительство, убежище, безопасность.

Применение
ПВ КОНТРАСТ придает ей несколько более конкретный вид:

тепло,
уют, покровительство и т. п. - угроза, опасность.

"Многие
предметы из окружения Холмса построены на СОВМЕЩЕНИИ все тех же тематических
полюсов: о к н о к в а р т и р ы, где живет Холмс, одновременно принадлежит
уютному жилищу, защищенному от внешнего мира, и открывает вид на этот мир, где
царят ненастье и хаос; г а з е т а - аксессуар домашнего уюта (газета за чашкой
кофе) и источник информации о преступлениях".

ПВ
ВАРЬИРОВАНИЕ (или ПРОВЕДЕНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗНОЕ) покажем на примере четверостишия из
"Моцарта и Сальери" Пушкина(пример взят из книги Ю. М. Лотмана
"Анализ поэтического текста"):

Мне
не смешно, когда маляр негодный

Мне
пачкает Мадонну Рафаэля;

Мне
не смешно, когда фигляр презренный

Пародией
бесчестит Алигьери.

Общая
(инвариантная) тема обоих полустиший:

Мне
не смешно, когда бездарность

оскорбляет
гения.

Чрезвычайно
интересными наблюдениями над поэтикой классической русской литературы мы
обязаны выделению авторами генеративной поэтики ПВ ЗАТЕМНЕНИЕ с его прототипом,
известной сценой из "Героя нашего времени" Лермонтова:

Я
выстрелил... Когда дым рассеялся,

Грушницкого
на площадке не было.

Затемнение
- конкретный вариант эпистемической нарративной (повествовательной) модальности
(см. модальности, сюжет), когда вначале нечто важное неизвестно, неопределенно,
а когда завеса открывается, информация становится полной и, как правило,
драматической. Ср. в "Войне и мире" Толстого:

Пьер
опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он
почувствовал, что все вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на
подоконнике, лицо его было бледно и весело.

[...]
Пьер вздрогнул от своего выстрела [...] и остановился. Дым, особенно густой от
тумана, помешал ему видеть в первое мгновение. [...] Только слышны были
торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фигура. Одною рукою он
держался за левый бок, другою сжимал опущенный пистолет.

Еще
одно важное понятие, которое выделила генеративная поэтика - ПОЭТИЧЕСКИ МИР.
Это коррелят понятия темы для творчества поэта, рассматриваемого как единое
целое. Процедура здесь такая же, как и при анализе прозы. Формулируется
основная черта поэтического мира, а затем показывается, как она развертывается
в тексты при помощи ПВ.

А.К.
Жолковскому удалось сформулировать общую тему (инвариант) всего творчества
Пушкина. Звучит это так:

объективный
интерес к действительности, осмысляемый как поле взаимодействия амбивалентно
оцениваемых начал "изменчивость, неупорядоченность" и
"неизменность, упорядоченность" (сокращенно: "амбивалентное
противопоставление изменчивость/неизменность" или просто
"изменчивость/неизменность").

Генеративная
поэтика подвергалась критике со стороны представителей традиционной структурной
поэтики за схематизм и возврат к стереотипам школьной поэтики (подобный же
упрек адресовали в свое время создателю генеративной лингвистики). Как правило,
конкретные наблюдения авторов генеративной поэтики оказывались и интереснее, и
долговечнее их теории. Сами они в своем позднем творчестве перешли к более
мягким моделям анализа, соприкоснувшись в чем-то со своим главным антагонистом
в постструктурной поэтике - мотивным анализом.
Список литературы

Жолковский
А К., Щеглов Ю.К. К понятию "тема" и "поэтический мир" //
Учен. зап. Тартуского ун-та. - Тарту, 1975. - Вып. 365.

Жолковский
А К. Инварианты Пушкина // Там же. 1979. - Вып. 467.

Жолковский
А К., Ямпольский М.Б. Бабель. - М., 1994.

Жолковский
А К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. - М., 1966.


Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.