Российской империи (18-первая половина 19 вв.), как и всей русской экономики и
культуры в целом, связаны с деятельностью Петра 1 . В его царствование, в
частности, было значительно расширено производство кирпича и других
строительных материалов и изделий, стандартизировалось их изготовление; были
введены различные законоположения, инструкции и кодексы по строительству;
началась систематическая подготовка архитектурных кадров, издание литературы по
строительству и архитектуре, а так же изучение опыта зарубежного строительства;
в Россию стали приглашать западноевропейских зодчих.
Крупным вкладом в сокровищницу русского и мирового зодчества было возведение
Петербурга с его ансамблями, общественными зданиями, городскими и загородными
дворцами, улицами, парками.
Строительство его осуществлялось по заранее разработанному генеральному плану,
основанному на принципах регулярной планировки. Сооружение жилых домов в
Петербурге велось с обязательным условием выхода их фасадов на улицу, а не в
усадьбу, как это делалось раньше. Строго регламентировалась также высота домов.
Новым в архитектуре Петербурга было то, что застройка его производилась не
только по генеральному плану, но и по «образцовым» (типовым) проектам, в
которых различались дома для именитых, зажиточных и др.
Одним из первых монументальных сооружений Петербурга был собор Петропавловской
крепости (1712-1733 гг.) с огромной колокольней, увенчанной 34-метровым
золоченым шпилем, символизировавшим величие новой русской столицы. Характерным
в этом соборе было то, что по архитектуре он больше походил на светское здание
типа западноевропейских городских ратуш.
Сердцем же Петербурга, символом морского могущества России стало Адмиралтейство
с его 72-метровойбашней со шпилем, увенчанным кораблем (1704 г. заново
возведено зодчим И.К.Коробовым в 1732-1738 гг. и перестроено затем
А.Д.Захаровым). От здания, как лучи, расходятся три крупных проспекта города.
Существенным отличием Петербурга от Москвы и других городов России является то,
что зодчество в нем носило утилитарный характер. Строительство культовых зданий
было ограничено – их возводили лишь в случаях крайней необходимости.
Сдержанная и монументальная в петровскую эпоху архитектура в последующие годы
под влиянием стиля барокко становится пышной и торжественной. Образцы
архитектуры русского барокко представлены
дворцовыми
зданиями, дворцово-парковыми ансамблями, триумфальными арками, которые носили
характер показной парадности, роскоши и должны были демонстрировать богатство и
могущество дворянства.
Крупнейшим мастером русского барокко
петербургской школы был зодчий В.В.Растрелли, создавший такие памятники русской
архитектуры, как Екатеринский дворец в Царском Селе (1752-1762 гг.), Зимний
дворец (1754-1762 гг.) и Смольный монастырь в Петербурге (1748-1757 гг.),
Андреевский собор в Киеве (1747-1762 гг.) и другие. Особенностями внешней
архитектуры зданий В.В.Растрелли, как, впрочем, и всего русского зодчества,
являются протяженность зданий, ясность и простота их плана, членение на
выступающие и западающие объемы, применение ордеров с раскрепованными
антаблементами, украшение фасада скульптурами, позолоченными белым лепным
декором на цветном, чаще голубом фоне стены. Для интерьеров зданий характерно
наличие парадных залов, просторных вестибюлей, а так же богатство отделки.
Типичным сооружением дворцового зодчества этого
периода является грандиозный по протяженности (около 500 м.) Екатеринский
дворец в Царском Селе. Здание его состоит из центральной части и четырех
флигелей, связанных между собой в единый корпус промежуточными вставками.
Дворец примыкает к большому регулярному парку, застроенному различными
увеселительными павильонами. Расположенные анфиладой на втором этаже дворца
парадные помещения – огромные залы – имеют большую ширину и двухстороннее
освещение, а некоторые устраивались и двусветными, то есть имеют два яруса
оконных проемов. Стены и потолки помещений отделаны золоченой резьбой,
картушами*, вензелями и др.
Великолепен по национальному колориту динамичный,
парящий над днепровскими кручами на высоте более ста метров над уровнем реки
бело-голубой Андреевский собор в Киеве. Это произведение В.В.Растрелли, помимо
своих изумительных художественных качеств, имеет большое градостроительноеное
значение благодаря исключительно удачной постановке на местности. Откуда ни
посмотришь на храм – с близкого ли расстояния, находясь у подножья горы,
вдалеке от нее, - отовсюду он поражает удивительной стойкостью силуэта,
великолепно вписанного в окружающий ландшафт и неразрывно с ним связанного.
Архитектура собора отличается четкостью плана (он
имеет форму четырех сторон креста), исключительной пластикой объема, легкостью
архитектурных элементов и деталей. Украшенный нарядными люкарнами** легкий
центральный купол, кусты стройных колонн, несущих изящные декоративные боковые
главы, замечательных пропорций ордер с раскрепованным антаблементом,
опоясывающий здание, в сочетании с хорошо прорисованными лепными золочеными и
белыми деталями на голубой поверхности стен придают храму необычайную
живописность и выразительность.
Андреевский собор – самое совершенное и зрелое
произведение В.В.Растрелли. Он по праву относится к наиболее прославленным
шедеврам архитектурного наследия.
Архитектурная школа В.В.Растрелли нашла в России
многочисленных последователей. Вторым архитектурным направлением барокко была
московская школа Д.В.Ухтомского, воспитавшего таких выдающихся мастеров
архитектуры, как М.Ф.Казаков, А.Ф.Кокоринов и другие.
Известные работы Д.В.Ухтомского – триумфальная арка Красные ворота в Москве
(1753-1757 гг.), колокольня Троице-Сергиевой лавры в Загорске (1741-1770 гг.) и
ряд других дворцовых и культовых сооружений. В своих проектах Д.В.Ухтомский
развивал традиции отечественной архитектуры. Его произведения отличаются
национальным своеобразием и художественной целостностью.
Д.В.Ухтомский сочетал практическую работу с теоретическим обучением
многочисленных учеников. Задолго до открытия Академии художеств им была создана
особая школа – «Команда Ухтомского», - в которой обучались русские зодчие.
Во второй половине 18 в. барокко и рококо были
вытеснены пришедшим с Запада стилем классицизма, под влиянием которого созданы
замечательные творения русского искусства – величественные городские и
загородные ансамбли, монументальные высокохудожественные светские здания и др.
При этом русский классицизм, как и русское барокко, был глубоко отличен по
своему идейно-художественному содержанию от этого стиля в других странах.
Обладая рядом прогрессивных особенностей, русский классицизм способствовал
созданию сугубо национальных, самобытных архитектурных произведений,
поставивших русское зодчество на одно из ведущих мест в мире.
Основоположниками русского классицизма были выдающиеся зодчие В.И.Баженов,
М.Ф.Казаков, И.Е.Старов, А.Ф.Кокоринов, воздвигнувшие замечательные памятники,
в которых гениально сочетались классические принципы античной архитектуры,
мировой классики и русского архитектурного наследия. Зданиям этих архитекторов
присуще основанные на классических ордерах простота и строгость
объемно-планировачных схем, четкость и ясность форм, сдержанность в применении
декоративных элементов и деталей.
Большие успехи в этот период достигнуты в области реконструкции и планировки
городов. По размаху градостройства Россия далеко опередила другие европейские
государства: реконструкции подвернулись многие города и населенные места.
Применяя регулярную систему, русские мастера избегали свойственному Западу
схематизма, чисто геометрической планировки, широко использовали национальные
традиции, умело сочетали планировку с особенностями рельефа местности и
окружающей природы. При планировке они мастерски вписывали в общий план исторически
сложившиеся системы застройки, памятники архитектуры и другие. Площадям обычно
придавали простую форму и застраивали их главным образом административными и
общественными зданиями, а так же капитальными каменными домами дворян и
купечества. Улицы делали прямыми и широкими. Прямоугольная сетка улиц в
большинстве городов удачно сочеталась с радикальной. При планировке улиц, в
том числе в провинциальных городах и сельских местностях, широко использовались
«образцовые проекты».
Лучшими творениями зодчества раннего классицизма
является здание Петербургской академии художеств, построенное по проекту
А.Ф.Кокоринова при участии Валлена Деламота в 1764-1788 гг.; произведения
В.И.Баженова -- выстроенный в 1784-1786 гг. дом Пашкова в Москве и неосуществленный
проект грандиозного Кремлевского дворца в царской резиденции в Царицыне;
Московский сенат в Кремле (1776-1787 гг.), Голицинская больница в Москве
(1796-1801 гг.), выстроенные М.Ф.Казаковым; Таврический дворец в Петербурге
(1783-1789 гг.) И.Е.Старова; Камеронова галерея в Царском Селе ( 1783-1786 гг.)
Чарльза Камерона; Смольный институт в Петербурге (1806-1808 гг.) Джакомо
Кваренги и другие.
Среди немногочисленных сохранившихся произведений
В.И.Баженова особенно выделяется дом Пешкова – одно из красивейших зданий
Москвы. Он отличается исключительной композицией и изумительными пропорциями.
Фасад дома имеет типичное для многих русских усадебных дворцов того времени
объемное построение – членение здания на три объема. Центральный трехэтажный
объем и связанные с ним посредством одноэтажных галерей двухэтажные боковые
объемы оформленные разными ордерами. При этом чем выше по фасаду здания
расположен орден, тем он стройнее и изящнее. Этим подчеркивается нарастающая к
центру динамичность силуэта здания. Боковые объемы здания приземистые,
оформлены портиками*** ионического ордера грузных пропорций. Портик
центрального главенствующего объема более тонких пропорций и поднят на
рустованном цокольном этаже. Центральный объем, кроме того, увенчан
ротондой**** с колоннами тонких пропорций.
Здание это сильно пострадало во время пожара 1812
г. и восстановлено в несколько искаженном виде. И все же оно остается одним из
примечательных в Москве. Поставленный на холме дом, особенно его центральная
часть, хорошо воспринимается с различных сторон, выглядит величаво и
свидетельствует о высоком композиционном мастерстве автора, его таланте как
градостроителя. При проектировании зодчий здесь подошел к отдельному зданию,
как к составной части ансамбля.
Наиболее заметный след в истории архитектуры конца 18 в. оставил
замечательный зодчий, сочетавший в себе талант художника и инженера,
М.Ф.Казаков. В отличие от зданий В.И.Баженова произведения М.Ф.Казакова дошли
до наших дней в большом количестве и в хорошей сохранности. Архитектура его
творений отличается строгостью общей композиции, логичным выявлением в наружных
формах внутренней структуры здания, сдержанностью архитектурных форм.
Сооружением, в котором более ярко проявился широкий
диапазон мастерства зодчества, считается здание Сената в Московском Кремле.
Помимо блестящего архитектурного решения, в нем применена технически смелая
конструкция кирпичного купала диаметром около 25 м. (наибольшего в те годы в
Европе) толщиной всего в один кирпич, которым увенчан цилиндрический объем зала
заседаний.
Среди общественных сооружений М.Ф.Казакова
выделяется ансамбль Голицынской больницы в Москве – усадьба с открытым парадным
двором – курдонером***** и парком, расположенным за центральной частью корпуса
на склоне Москва-реки. Доминирующим в композиции здания является его
центральный объем с портиком, за которым размещен торжественный купольный
зал-ротонда, являющийся лучшим образцом интерьера классицизма. Купол
органически связан как с внутренним пространством зала, так и с наружной
архитектурой всего здания – пример единства наружных форм и внутренней
структуры здания, единства художественного и технического замысла.
Однако такое ансамблевое строительство проводилось только в центральных районах;
окраины по-прежнему, бессистемно застраивались убогими деревянными и
глинобетонными домами бедноты, в чем сказалась классовая ограниченность
градостроительства.
Картуш* – орнамент с завитками по сторонам и полем
по середине с вензелями, эмблемой, надписями.
Люкарн** - окно для освещения чердака, в данном случае подкупольного
пространства.
Портик*** - открытая колоннада, установленная у
наружной части стены.
Ротонда**** - круглое в плане строение, обычно перекрытое куполом.
Курдонер***** - парадный двор, образуемый выступающими боковыми объемами здания
П-образной формы.
Николай Антонович
Черкасов Архитектура
(издание 2-е, переработанное)
Издательство “Будiвельник” Киев –
1968 год
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |