Герой-интеллигент в современной русской литературе по
роману А. Битова «Улетающий Монахов»
Сам
Андрей Битов назвал свое произведение “роман-пунктир”. В романе прослеживается
действительно пунктирно жизнь главного героя Алексея Монахова. А черточками
пунктира служат его “романы”, то есть — любовные истории, или, скорее, одна
повторяющаяся история, петляющая и блуждающая, вдруг заканчивающаяся смертью
героини.
Но
нас интересуют черты героя, потомственного интеллигента, его путь, исследуемый
автором, сначала — от института, где из-за любви с учебой были большие
проблемы; через защиту диссертации, совпавшую с рождением первого ребенка от
женщины, на которой он женился, потому что она простооказалась рядом, когда
любимая его бросила. Дальше — к статусу признанного специалиста-профессионала,
и дальше, дальше... И все это — на фоне первой, незабываемой (хотя годами и не
вспоминаемой) юношеской истинной любви, ради которой он мерз в подъезде ночами,
поджидая возлюбленную, ради которой забывал о занятиях в институте, о маминых
волнениях, ради которой пускался на воровство (выносил из дома и продавал акции
займа, принадлежащие родственникам).
Он
так трогателен в своей первой юношеской привязанности, что это поначалу
скрывает многие черты его характера, в том числе главную: это человек берущий,
а не дающий. Даже со своей первой любовью (впрочем, может быть, с ней — больше
всех) он ведет себя, как требовательный младенец, у которого самого — просто
нечего взять. Он уводит Асю от мужа, но ей негде и не на что жить: она
вынуждена снимать угол у подруги, ей иногда и поесть-то не на что, а он при
этом — страдалец — живет дома, под маминым крылом, на всем готовом. Он,
конечно, отдает любимой все деньги, которые может достать, не прикладывая к
этому особенных усилий (здесь выясняется, что легче украсть, чем заработать).
И, как он ни любит свою первую и (ведь действительно так и получится) на всю
жизнь любимую, ему никогда не придет в голову привести ее в дом как свою жену.
Он способен отдалиться от мамы (принимая, но не отдавая любовь), но не способен
ничего противопоставить ее ревности и нежеланию ни с кем его делить. Не
способен защитить свою любовь от
родительского эгоизма, восстающего именно против любви, против переноса любви
сына на кого-то еще. Наверное, против его “брака с горя” она как раз не
возражала.
Не
случайно у героя возникают сильные и серьезные проблемы со временем. Он часто
замечает, что переживает в текущий момент или то, что совершилось несколько
дней назад, или то, чему еще только предстоит быть. Он или вспоминает, или
мечтает, ему никогда не удается попасть в настоящее время, никакими усилиями.
Даже когда он старается совпасть с собой настоящим, вырвавшись в приключение, в
событие, которое имеет точно обозначенные начало и конец, в любовную интрижку,
долженствующую быть только настоящим временем, не имеющую перспективы, — потому
что герой в тот момент опять женат. Нет, ему опять не удается совладать со
временем! И как всегда, измена и предательство (и по отношению к жене, и по
отношению к Наташе) оставляют лишь горькую оскомину, когда приходит осознание,
что это предательство прежде всего по отношению к самому себе.
Пожалуй,
это и есть главная черта битовского героя-интеллигента. С незапамятных времен
он предал самого себя (как теперь отыщешь, где и когда?). И с тех пор проводит
жизнь в тщетных попытках отыскать себя настоящего, никогда не доводя, впрочем,
эти попытки до конца, всегда останавливаясь на полпути, усугубляя первое свое
предательство последующими — предательствами всего по-настоящему дорогого. И
только разрешающая все проблемы, развязывающая все узлы простота смерти (своей
или своего истинного, любимого) дает ему надежду на обретение настоящего
времени.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/