Тема
революции и гражданской войны в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
Необычно начало
романа: “Шли и шли и пели “Вечную память”... Кого хоронят?.. “Живаго”. Так, на
противопоставлении живого и мертвого, строится все произведение Пастернака.
Основной
вопрос, вокруг которого вращается “внешняя и внутренняя” жизнь главных героев,
— отношения с революцией, отношение к революции. Меньше всего и Юрий Живаго, и
сам автор были ее противниками, меньше всего они спорили с ходом событий,
сопротивлялись революции. Их отношение к исторической действительности совсем
иное. Оно в том, чтобы воспринимать историю, какая она есть, не вмешиваясь в
нее, не пытаясь изменить ее. Такая позиция позволяет увидеть события революции
объективно. “Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников,
детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человеко-убоину,
которой не привиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по
жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их
перемножили”.
История доктора
Живаго и его близких — это история людей, чья жизнь сначала выбита из колеи, а
затем разрушена стихией революции. Лишения и разруха гонят семью Живаго из
обжитого московского дома на Урал. Самого Юрия захватывают красные партизаны,
он вынужден против воли участвовать в вооруженной борьбе. Возлюбленная Живаго Л
ара живет в полной зависимости от произвола сменяющих друг друга властей,
готовая к тому, что ее в любой момент могут призвать к ответу за мужа, давно
уже оставившего их с дочерью.
Жизненные и
творческие силы Живаго угасают, так как он не может смириться с неправдой,
которую ощущает вокруг себя. Безвозвратно уходят окружавшие доктора люди — кто
в небытие, кто за границу, кто в иную, новую жизнь.
Сцена смерти
Живаго — кульминационная в романе. В трамвайном вагоне у доктора начинается
сердечный приступ. “Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон,
на который все время сыпались несчастья...” Перед нами воплощение задохнувшейся
жизни, задохнувшейся оттого, что попала в ту полосу исторических испытаний и
катастроф, которая вошла в жизнь России с 1917 года. Эта кульминация
подготовлена всем развитием романа. На его протяжении и герой, и автор все
острее воспринимали события как насилие над жизнью.
Отношение к
революции выражалось как соединение несовместимого: правота возмездия, мечта о
справедливости — и разрушения, ограниченность, неизбежность жертв.
На последних
страницах романа уже через пятнадцать лет после смерти героя появляется дочь
Живаго Татьяна. Она переняла черты Юрия Андреевича, но ничего не знает о нем:
“...ну, конечно, я девушка неученая, без пали, без мами, росла сиротой”. Еще
летом 1917 года Живаго предсказал: “...очнувшись, мы уже больше не вернем
утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому
объяснения...”
Но роман
заканчивается авторским монологом, приемлющим этот мир, какой бы он в данный
момент ни был. Жизнь в самой себе несет начало вечного обновления, свободу и
гармонию. “Счастливое, умиленное спокойствие за этот святой город и за всю
землю, за доживших до этого вечера участников этой историй и их детей тиранило
их и охватывало неслышимой музыкой счастья, разлившейся далеко кругом”. Это итог
любви к жизни, к России, к данной нам действительности, какой бы она ни была.
“Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо
самой жизни, самому существованию, сказать это... на исходе тягчайшей зимы 1920
года”.
Эти философские
раздумья выражаются и в цикле стихов, завершающих роман.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/