Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Мое восприятие Достоевского

Мое
восприятие Достоевского

Сердце русского
писателя было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые
сердца страны...

М. Горький

Сила и величие
русских классиков XIX века заключались в глубоком демократизме, в
бескомпромиссном служении правде жизни. Неослабевающий интерес к творчеству
Достоевского во всем мире не случаен. Мир стремится к освобождению от всех
видов рабства, включая и психологическое рабство. Достоевский глубоко
сочувствовал всему угнетенному человечеству. Он пробуждал в страдающих сердцах
надежду на будущее, достойное человека. Власть денег, попрание человеческого
достоинства, бредовые идеи “вседозволенности” — все это смело разоблачает
Достоевский в своем творчестве. Произведения писателя отличает страстный
гуманистический пафос.

Известно, что
некоторые современные ученые на Западе пытаются доказать, что Достоевский —
певец отчаяния, проповедующий неверие в человека, что он стоит у истоков
упаднических литературных течений. В связи с этим устраиваются различные
международные конгрессы, где российским литературоведам приходится опровергать
все эти домыслы.

Самым важным
вопросом жизни Достоевского была борьба добра и зла в человеке. Писатель
рассматривал зло как порождение алчности, корыстолюбия, властолюбия, поклонения
“золотому тельцу” и т.д.

По христианской
религии — это семь смертных грехов, которые человек должен знать и избегать
совершать, если не хочет погубить свою душу. Все это ярко отражено в таких произведениях
Достоевского, как “Зимние заметки о летних впечатлениях”, “Преступление и
наказание”, “Идиот”, “Братья Карамазовы”.

Действительно,
творчество писателя нельзя назвать радужным, но в то же время Достоевский
глубоко верил в добрые начала в человеке. По его творчеству видно, что он всю
жизнь вынашивал идею о будущем совершенном и справедливом обществе. Эту
прекрасную, гуманистическую идею проповедуют его герои — князь Мышкин из
“Идиота” и Алеша Карамазов из “Братьев Карамазовых”. Эта идея красной нитью
проходит в дневниках и письмах великого писателя. Осуществление своей мечты
писатель видел в преображении человека. Он считал, что человек должен
усовершенствовать свою собственную природу, осознать ответственность перед
другими людьми, бескорыстно трудиться на общее благо.

Велико значение
Достоевского в литературном процессе прошлого века. Известно, что он не
примыкал ни к какому литературному направлению. В то время, когда
писатели-либералы Гончаров и Тургенев критиковали господствующие классы, а писатели
демократического лагеря создавали идеалы и типы “новых людей” (Лопухов,
Кирсанов, Вера Павловна, Рахметов), Достоевский искал Бога в человеке.
По-моему, Алеша Карамазов и князь Мышкин наделены качествами Христа. Как ни
странно, признавали Достоевского и большевики. Луначарский писал о нем: “Все
его повести и романы — огненная река его собственных переживаний. Это страстное
стремление признаться в своей внутренней правде...” Видимо, большевиков
устраивало в Достоевском то, что он воспевал “маленького” человека. Это можно
было легко истолковать как протест против частной собственности.

В творчестве
Достоевского, на мой взгляд, противоречий и парадоксальных моментов больше, чем
у других русских писателей того времени. Он, например, боролся против всякой социальной
несправедливости, угнетения человека человеком, против власти денег, а с другой
стороны, проповедовал христианское смирение, верил, что все человеческие
вопросы может разрешить только Бог. Эти противоречия читатель найдет почти во
всех произведениях Достоевского, начиная с его первого романа “Бедные люди” и
кончая “Братьями Карамазовыми”.

Личная судьба
Достоевского сложилась очень драматично. В 40-х годах он увлекся учением
социалистов-утопистов. Это кончилось для него гражданской казнью и четырехлетней
каторгой. Он и на каторге продолжает писать. Этот период его жизни ярко описан
в “Записках из мертвого дома”.

Свои
размышления о творчестве Достоевского я хочу завершить словами Добролюбова: “В
произведениях г. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее
заметную во всем, что он написал: это боль о человеке, который признает себя не
в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком, настоящим, полным,
самостоятельным человеком, самим по себе”.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Розміщення військовослужбовців Обов язки та дії днювального роти
Реферат В поисках скрытого смысла. О поэтике эпиграфов в «Евгении Онегине»
Реферат Анализ товарооборота предприятия общественного питания ресторана Горизонт
Реферат Вера в человека и ее воплощение в романе "Мастер и Маргарита"
Реферат А. А. Северный Факторы, влияющие на происхождение социальной и школьной дизадаптации
Реферат В чем своеобразие любовной темы в лирике А. С. Пушкина
Реферат Военная лирика в творчестве Твардовского
Реферат История создания Законов XII таблиц 2
Реферат Почему криптосистемы ненадежны?
Реферат Описание картины В. М. Васнецова Баян
Реферат Взгляды О. Уайльда на искусство
Реферат Мой любимый поэт XX века Марина Цветаева
Реферат В. Быков. "Сотников"
Реферат The Parallels Between Pericles
Реферат Методы, цели и средства стимулирования сбыта