Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Сами звёзды, только сердца не сжимавшие"

"Сами
звёзды, только сердца не сжимавшие"

Брук Ирина 11
“А”

Гимназия №1529

г. Москва

Сами звёзды,
только сердца не сжимавшие,

Сами звёзды, но
уставшие гореть.

И. Анненский

Много ли было
сказано о звёздах? Уделено ли внимание этим маленьким сверкающим точкам на
тёмном небосклоне в полифоническом мире поэзии? Ответ будет един для всех, кто
когда-нибудь прикасался к этому яркому, многоголосому миру, хотя бы раз в жизни
открывал томики стихов символистов, акмеистов или футуристов, не говоря уже о
таких мастерах слова, как А. Пушкин или М. Лермонтов. Не только в лирики, но и
в прозаики соотносили мир всеобъемлющего пространства с миром земным. Мы можем
встретить обращение к звезде у Л.Толстого, М. Булгакова, А. Платонова и многих
других писателей XIX –XX веков.

Для поэтов XIX
века звезда обычно символизирует высшую степень земного одиночества,
противопоставленного небесной торжественности. Антитеза является очень
распространённым приёмом и у литераторов XX века.

Выхожу один я
на дорогу;

Сквозь туман
кремнистый путь блестит;

Ночь тиха.
Пустыня внемлет богу,

И звезда с
звездою говорит.

В небесах
торжественно и чудно!

Спит земля в
сиянье голубом…

М. Лермонтов

В лирике же
начала XX века, создавая художественную концепцию человека, поэты наделяли
героя не только земными, но порой и космическими устремлениями. Это свойственно
символистам и акмеистам. Также это свойственно и реалистам. Перечитывая строки
О.Мандельштама, И. Анненского, И. Бунина, С. Городецкого, В. Маяковского, порой
не сразу понимаешь, какая роль отводится звезде в судьбе поэта.

Для О.
Мандельштама характерен приём, называемый оксюморон. Обычно это выражается в
противоположном отношении к самим звёздам. В начале стихотворения он пишет:

Я ненавижу свет

Однообразных
звёзд.

А в конце:

Дев полуночных
отвага

И безумных
звёзд разбег…

Для Бунина
специфическим приёмом является метафоричность. Он использует 6 эпитетов в
восьми строках:

Звезда дрожит
среди вселенной…

Чьи руки дивные
несут

Какой-то влагой
драгоценной

Столь
переполненный сосуд?      

Звездой,
пылающей, потиром

Земных скорбей,
небесных слёз.

Зачем, о
Господи, над миром

Ты
бытие моё вознёс?

Так же автор
использует гиперболу в первой строке. Её можно сопоставить со строками пушкинского
“Анчара”:

Анчар, как
грозный часовой,

Стоит – один
среди вселенной.

Гипербола
символизирует отчуждение, оторванность от мира бренного, устремление куда-то в
другие миры.

Для лирического
героя И. Анненского звезда – спасительный свет, жизнь без которого потеряла бы
смысл. Его звезда превращается из небесного тела в близкое существо, живущее
“среди миров в мерцании светил”. Общение с ней ему необходимо

Не потому, что
от неё светло,

А потому, что с
ней не надо света.

В этом
стихотворении тоже проведена линия отчуждённости, словно отрезающая лирического
героя от Земли, от низкого общества, но из-за применения гиперболы у Бунина она
выделена чётче, и тем самым создаётся впечатление полной оторванности героя от
бренного мира.

Важна роль
риторических вопросов, с помощью которых лирический герой И. Бунина вступает
даже в своеобразный диалог с Богом:

Зачем, о
Господи, над миром

Ты бытие моё
вознёс?

Риторические
вопросы, обращённые к Творцу, проникнуты высшей формой откровения.

Для В.
Маяковского они становятся особенно излюбленным приёмом. Для него это разговор
не с условной риторической фигурой, а с безликой толпой, которую описывает в
стихотворении “Нате”. Он не просто ставит людей ниже себя, а стремительно
возносит себя вверх, над тем вселенским чувством, перед которым благоговели
лирические герои И. Бунина и И. Анненского, и даже надсмехается над ним,
называя звёзды “плевочками”.

Послушайте!

Ведь, если
звёзды зажигают –

Значит – это
кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то
хочет, чтобы они были?

Значит – кто-то
называет эти плевочки

жемчужиной?

Снисходительно
относясь и к лирическому герою, он высмеивает земного обычного человека.
Маяковский не признаёт божественной красоты и отчуждает других от этого
чувства, предлагая взамен красоту земную, становящуюся живой и чувственной для
всех, кто её признаёт.

В этом то мы и
видим отличие футуризма от остальных течений. Но это не единственное различие
Маяковского с Буниным и Анненским. Например, кульминацией в стихотворениях
других двух авторов являются две последние строки:

Зачем, о
Господи, над миром

Ты бытие моё
вознёс?

И. Бунин

Не потому, что
от неё светло,

А потому, что с
ней не надо света.

И. Анненский

У Маяковского
кульминацией служат строчки:

Послушайте!

Ведь, если
звёзды зажигают –

значит – это
кому-нибудь нужно?

Они не просто
значимы сами по себе. Восприятие читателей усиливается за счёт анафоры. Ведь
эти строки есть как в начале, так и в конце стихотворения.

Если обратиться
к звукописи, то можно заметить, что у И. Бунина в большинстве используются
звонкие, “дрожащие” сочетания звуков [др], [з], а у И. Анненского – глухие,
“мерцающие” [с], [тс], [ст]. Казалось бы, что слова “мерцание” и “дрожание”
имеют одинаковый смысл, но, на самом деле, они придают различные оттенки.

Маяковский
использует такие приёмы усиления восприятия, как эпитеты и метафоры:

…метели
полуденной пыли…

…беззвёздная
мука…

…спокойный
наружно…

Безусловно,
правильным будет вывод, что тема звезды занимает особое место в русской
литературе. Это доказано тем, что к ней обращаются поэты, представители
абсолютно разных течений. О звёздах сказано много слов… Но этот мир остаётся
для нас неизведанным, и мы никогда не сможем до конца разгадать загадку такого
непреодолимого влечения писать о звёздах.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сохранение биоразнообразия лососевых
Реферат The Consequences of the Soviet-Afghan War
Реферат False Memory Essay Research Paper False Memory
Реферат Старые годы
Реферат Организационные и технологические принципы построения систем непрерывного образования на основе интернет-технологий
Реферат Сприйняття звуку запаху дотику смаку 2
Реферат Применение бенчмаркинга на малых и средних предприятиях
Реферат Социальная экология. Генетический код
Реферат Ответственность перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору перевозки пассажира и багажа.
Реферат Порівняльний аналіз ефективності та складності прямих алгоритмів сортування масивів
Реферат Социальные проблемы малого бизнеса в Северо-Западном регионе
Реферат Военное искусство в России 2-й половины XVIII века.
Реферат Расчет платы за перевозку грузов по железной дороге
Реферат 3. Порядок ліцензування експорту та імпорту товарів
Реферат Экономическая информация как часть информационного ресурса общества