Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Организационные и технологические принципы построения систем непрерывного образования на основе интернет-технологий

/>/>/>/>Содержание1. Организационно-методические основы построения современныхсистем непрерывного образования2. Принципы построения современных системнепрерывного образования на основе интернет-технологий3. Международные форматы и спецификации представленияобразовательной информации в информационных системах3.1Спецификации IEEE LTSC3.2 Спецификации IMS4. Разработка структурных принципов представленияобразовательной информации в распределенной образовательной системе5. Организационные решения по реализации необходимыхтребований и условий к процедуре контроля знаний и тестирования6. Выбор системы поддержки обучения через Интернет
Библиографический список
1. Организационно-методические основы построения современныхсистем непрерывного образования
Важнейшим объединяющим принципоммногоуровневого образовательного комплекса является согласованность учебныхпланов и программ различных уровней и видов образования, начиная от общегосреднего, заканчивая послевузовским и включая дополнительное профессиональное.Такой подход обеспечивает максимально возможную академическую мобильность.
Основные принципы на примере ЮРГУЭСможно сформулировать следующим образом:
1) непрерывностьобразования, начиная с общего среднего, заканчивая послевузовским (аспирантураи докторантура);
2) свободный выбортраектории обучения;
3) академическаямобильность – возможность перехода между подразделениями, реализующимиразличные виды образования в пределах одного уровня;
4) возможностьпараллельной реализации разноуровневых образовательных профессиональныхпрограмм;
5) реализацияпринципа «образование через всю жизнь».
При указанных выше подходах возможныследующие траектории образования.
Получение начальногопрофессионального образования:
1) школа – начальноепрофессиональное образование (базовый уровень, профессиональный лицей);
2) школа – начальноепрофессиональное образование (повышенный уровень).
Получение среднего профессиональногообразования:
1) школа – среднеепрофессиональное (колледж);
2) школа – среднее +начальное профессиональное (лицей) – среднее профессиональное (колледж,укороченная программа).
Получение высшего образования(бакалавр):
1) школа – высшее,бакалавр (факультет);
2) школа – среднеепрофессиональное (колледж) – высшее, бакалавр (факультет, сокращеннаяпрограмма);
3) школа – среднее +начальное профессиональное (профессиональный лицей) – среднее профессиональное(колледж, укороченная программа) – высшее, бакалавр (факультет, сокращеннаяпрограмма).
Получение высшего образования (магистр):
1) школа – высшее,бакалавр (факультет) – высшее, магистр (магистратура);
2) школа – среднеепрофессиональное (колледж) – высшее, бакалавр (факультет, сокращеннаяпрограмма) – высшее, магистр (магистратура);
3) школа – среднее +начальное профессиональное (лицей) – среднее профессиональное (колледж,укороченная программа) – высшее, бакалавр (факультет, сокращенная программа) –высшее, магистр (магистратура);
Получение высшего образования(специалист):
1) школа – высшее,специалист (факультет);
2) школа – высшее,бакалавр (факультет) – высшее, специалист (факультет, сокращенные срокиобучения);
3) школа – среднеепрофессиональное (колледж) – высшее, бакалавр (факультет, сокращеннаяпрограмма) – высшее, специалист (факультет, сокращенные сроки обучения);
4) школа – среднее +начальное профессиональное (лицей) – среднее профессиональное (колледж,укороченная программа) – высшее, бакалавр (факультет, сокращенная программа) –высшее, специалист (факультет, сокращенные сроки обучения).
Для обеспечения академическоймобильности в течение всего срока обучения вводятся локальные уровниобразования, в пределах которых возможен переход в любую сторону по горизонтали(рис. 1).
Реализация указанных принциповтребует высокой степени совпадения учебных планов и программ в рамках локальныхуровней.
Анализ показывает, что это вполневозможно, хотя требует достаточно кропотливой согласованной работы советовспециальностей всех уровней.
Необходимо отметить, что модульныйпринцип формирования учебных планов и программ позволяет не только облегчитьсогласование, но и увеличить количество локальных уровней, в пределах которыхвозможны переходы по аналогии с принципами Болонского соглашения.
/>
Рис. 1 — Переход с одного локальногоуровня образования на другой
Важной особенностью предлагаемогоподхода в сочетании с модульностью учебных планов и программ являетсяпотенциальная возможность перехода не только в пределах полностью согласованныхлокальных уровней, но и между различными программами, такими как магистр испециалист, с ликвидацией части модулей.
Еще большую гибкость обеспечиткредитная система зачета, в этом случае подлежит ликвидации разница лишь жесткозаданных модулей с возможностью зачета элективных модулей разных программ вкачестве вариативной части. Более того, в данном случае возможен переход безликвидации разницы даже между разными направлениями (специальностями), впределах совпадающих локальных уровней либо с ликвидацией разницы фиксированныхмодулей с перезачетом элективных курсов. Такая гибкость образовательнойтраектории была возможна до выхода в свет последней редакции Закона обобразовании с изменениями от 21 июля 2007 г. Модульный подход и кредитнаясистема позволяют выделить фиксированные и элективные курсы в качествесамостоятельных дидактических единиц дополнительного профессиональногообразования, имеющих самостоятельное значение как в качестве краткосрочныхпрограмм повышения квалификации, так и в качестве модулей, составляющих болеекрупные программы профессиональной переподготовки.
Таким образом, образуется система,органично включающая в себя как все уровни начального, среднего и высшегопрофессионального образования, так и программы повышения квалификации ипереподготовки. При этом системы НПО, СПО, ВПО и ДПО взаимно дополняют другдруга и позволяют свободно и логично выстраивать образовательную траекторию сучетом уже имеющегося образования, пожеланий обучаемого, его материальных,интеллектуальных и временных возможностей.
В ЮРГУЭС разработаны интегрированныеобразовательные программы в рамках университетского комплекса, сочетающиетребования профильных профессиональных образовательных программ базового уровняНПО и СПО на базе основного общего образования.
Реализация интегрированных исопряженных программ НПО и СПО является воплощением принципа непрерывностиобразования.
Разработка интегрированного учебногоплана осуществлялась с учетом письма Министерства образования РФ от 6.01.2000г. № 16-52-01ин/16-13 «Рекомендации по разработке профессиональныхобразовательных программ среднего профессионального образования на базеначального профессионального образования». Под интегрированными программамипонимаются такие профессиональные образовательные программы подготовкиспециалистов со средним профессиональным образованием, которые осваиваютсяобучающимся по интегрированной (целостной) схеме путем формирования единогоучебного плана на основе Государственных базовых стандартов НПО и СПО.
Получение СПО по интегрированнымучебным планам возможно только для специальностей СПО, имеющих родственныепрофессии НПО.
Разработка интегрированныхпрофессиональных образовательных программ включает в себя проведение:
- сравнительногоанализа Классификатора специальностей СПО и Перечня профессий НПО с цельюустановления родственных специальностей СПО и профессий НПО;
- сравнительногоанализа государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовкивыпускников по специальностям СПО и государственных требований к обязательномуминимуму содержания образования и уровню подготовки выпускников по родственнымим профессиям НПО с целью установления преемственности содержания образования;
- сравнительногоанализа учебно-программной документации по специальности СПО и учебно-программнойдокументации по родственной ей профессии НПО с целью установления преемственныхучебных элементов и формирования содержания интегрированных профессиональныхобразовательных программ.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>2. Принципыпостроения современных систем непрерывного образования на основеинтернет-технологий
 
Современное состояние обществатаково, что персонал практически любого предприятия должен постоянно повышатьсвою компетентность. Таким образом должен реализовываться принцип «образование– через всю жизнь». Очевидно, что занятое население не всегда имеет возможностьфизически присутствовать в учебном центре, однако практически у всех естьсредства современной связи, в том числе Интернет. Таким образом, актуальнойпредставляется задача создания распределенной образовательной системы (РОС)дополнительного профессионального образования (ДПО), базирующейся наинтернет-технологиях.
С целью определения основныхтребований, условий функционирования системы в ЮРГУЭС был проведен экспериментпо обучению студентов заочной формы обучения, проживающих вне кампуса. Вкачестве программно-технологической платформы выбрана система поддержкиобучения через Интернет (LMS) Moodle. В эксперименте приняли участие более 200студентов. В дальнейшем эксперимент был расширен на систему ДПО и в течение2007–2009 гг. в системе ДПО ЮРГУЭС с использованием Интернет прошли обучениеболее 600 слушателей, в том числе по программам, согласованным с ИМЦАРособрнадзора.
Проведенный эксперимент показал, чтоналичие программных и тех-нических средств не гарантируют успешную реализациюпроекта, более важную роль играет наличие корректной и оптимальноорганизованной системы управления всем проектом. Особую значимость имеетустойчи-вость работы системы в условиях негативных внешних воздействий, таких каксбои в работе каналов связи, сбои в работе серверного оборудования,значительные изменения законодательства, корректировка целей и задач системы впроцессе работы, изменение конъюнктуры рынка и т.д.
Многолетний опыт работы в областидистанционного образования показал, что одним из оптимальных решений являетсяразделение функций системы, как минимум – образовательных и административных.При этом, подсистемы должны иметь не только независимые каналы обменаинформацией с удаленными объектами (субъектами) системы, но и несколькопараллельных каналов, в том числе физически разделенных.
Реально, полного разнесения функцийполучить невозможно. Например, в работе административной системы возникаетпотребность в информации (как минимум – статистической), которая есть только вобразовательной части. Возникает вопрос оптимального выбора количествамежсистемных «шлюзов», режима их работы и оптимизации количества и содержанияпередаваемой информации. Количество «шлюзов» и содержание обмена сильно зависитот структуры обоих подсистем, от потоков документов, данных, управляющихвоздействий и т.п. Все указанное, в свою очередь, зависит от решаемых задач,целей системы, внешних условий и т.п. Таким образом, возникает задачаразработки распределенной образовательной системы, обеспечивающей бесперебойноефункционирование при возникновении негативных внешних воздействий как особойинформационно-коммуникационной среды с элементами самоадаптации.
Анализ функционирования РОСцелесообразно проводить на основе моделей разной степени приближения кидеализированной.
При построении моделей необходимоопределить процессы и подпроцессы обучающей и административной сред.
Обучающая среда может быть описанаследующим набором процессов и подпроцессов:
а) организация доступа к среде:
1) регистрацияслушателя в обучающей среде;
2) подтверждениеаккаунта слушателя, назначение роли и прав доступа;
б) обучение:
1) получение учебнойинформации (чтение учебников, пособий и т.д.);
2) самоконтроль;
3) запрос информации(вопросы в off-line, интерактивное общение и т.п.);
4) выполнениедеятельностных элементов (виртуальные практикумы, тренажеры, wiki и т.д.);
в) контроль (аттестация):
1) промежуточноетестирование;
2) итоговоетестирование;
3) письменная работа(или открытый тест).
Сеть процессов и подпроцессов административной средыприведена ниже.
а) маркетинговые исследования:
1) изучение рынкатруда и образовательных услуг;
2) разработкарекомендаций по номенклатуре, содержанию и стоимости учебных программ;
б) проектирование учебной программы:
1) разработкаучебного плана;
2) разработкаучебно-методического обеспечения;
3) разработкаконтрольно-измерительных материалов;
4) разработкапрограммно-технических средств;
5) размещениеготовой программы в информационной среде;
в) реализация учебной программы:
1) обеспечениефункционирования информационно-технических средств реализации учебнойпрограммы;
2) контрольсоблюдения условий обучения (оплата, право доступа к уровню и т.д., наличиевсех необходимых документов), разрешение доступа к среде;
3) формированиеграфика обучения;
4) обеспечениеответов на запросы слушателей;
5) контрольпрохождения этапов обучения (в том числе, например, модулей учебной программы,промежуточной и итоговой аттестации);
г) документооборот:
1) прием документовслушателя;
2) регистрацияслушателя в БД административной среды, формирование личного дела (карточки);
3) отражение вдокументации этапов прохождения учебной программы;
4) формированиестатистической отчетности для вышестоящих организаций;
5) формированиепланов работ, сбор отчетности об их выполнении;
д) выдача документа об образовании:
1) обеспечениебланками документов об образовании;
2) формированиеаттестационных (экзаменационных) комиссий;
3) контрольпроведения итоговой аттестации;
4) заполнение бланкаи выдача документа;
е) управление ресурсами:
1) прием оплаты заобучение;
2) финансированиеразработки учебной программы;
3) оплатафункционирования информационно-технических сред-ств (трафик, связь, арендаоборудования и т.д.);
4) обеспечениематериально-технического снабжения;
5) кадровоеобеспечение;
6) бухгалтерскоеобеспечение;
7) информационноеобеспечение (литература, программы, компакт-диски и т.д.).
Следует отметить, что приведенныйперечень процессов и подпроцессов не является исчерпывающим, в то же время ондостаточен для иллюстрации рассматриваемых положений.
Модели могут представляться в видеструктурных и функциональных схем, с детализацией, как правило, в нотацияхIDEF0 и IDEF3, однако, могут быть использованы специфические объекты и функции,введенные дополнительно.
Примерами таких моделей могут служитьпроцессы обучения с точки зрения преподавателя и с точки зрения студента (рис.2, 3).
/>
Рис. 2 — Процесс обучения(преподаватель)

/>
Рис. 3 — Процесс обучения (студент)
Можно выделить несколько видовструктуры обобщенной модели РОС.
Первый предельный случай –использование двух полностью независимых подсистем – обучающей иадминистративной.
Обучающая подсистема полностьюавтоматизирована и не требует управляющих воздействий в процессе обучения.Такой подход возможен, например, в режиме экстерната, самообразования и т.п.Фактически, в этом случае организация процесса обучения возложена напрограммно-техни-ческие средства и самого пользователя, который просто следуетпо заранее установленной траектории обучения. Важное замечание: при такомподходе не может быть документа об образовании государственного образца, таккак для этого необходимы действия обучаемого не только в среде обучения, но и всреде управления – итоговая аттестация, официальное оформление документов ит.п.
Другой предельный случай –максимальная интеграция административных и обучающих сред. Контроль процессаосуществляется формированием отчетности на каждом этапе, отсутствие отчетавлечет запрет перехода к следующему этапу. Недостатком такого подхода являетсякрайне высокая заорганизованность процессов обучения, высокая чувствительностьк изменениям законодательства, кратковременным сбоям в системе (из-за наличияжесткого графика сбой практически недопустим), невозможность быстрогореагирования на изменение конъюнктуры. Де-факто, эта модель является чистотеоретической, так как функционировать в реальных условиях не может.
Таким образом, наиболее эффективнымиявляются системы с промежуточным уровнем интеграции, сочетающие несколькотехнологий управления и обучения, включенных в распределенную идиверсифицированную информационную среду. Комбинация технологий позволяетснизить воздействие ряда факторов, отрицательно влияющих на результативностьраспределенной образовательной системы. В частности, наличие заранее созданныхальтернативных траекторий обучения позволяет оперативно реагировать наизменения законодательства, конъюнктуры и т.п. Опыт показал, что наиболееустойчивыми являются структуры, имеющие не менее трех параллельных каналовобмена информацией между субъектами и объектами образовательного процесса.Кажущаяся избыточность не играет заметной роли, так как в каждый моментфункционирует ограниченный набор узлов и связей модели.
В настоящее время предстоит решитьзадачу оптимизации структуры РОС с точки зрения ее экономической эффективностипри условии сохранения качества обучения, а также реализовать функциисамонастраивания системы при изменении внешних факторов.
Решение указанных задач возможнопутем разработки детализированных сетевых моделей РОС, учитывающих внешниевоздействия непосредственно на процессы управления и обучения, построение наоснове этих моделей обобщенных функциональных схем РОС, определение максимальнодостоверных критериев структурной оптимизации и наборов правил взаимодействияузлов сети РОС, обеспечивающих полную или частичную самоадаптацию всей системы.
/>/>/>/>3.Международные форматы и спецификации представления образовательной информации винформационных системах
Индустрия компьютерных средствобучения развивается на протяжении уже более двадцати пяти лет. На первых порахв учебном процессе использовались различные программно-методические комплексыдля освоения студентами элементов информационных технологий. Примерами такихкомплексов могут служить учебно-исследовательские САПР, создававшиеся в рядевузов страны. Одновременно получили развитие компьютерные средства контролязнаний студентов. В конце 80-х гг. стали создаваться компьютерные обучающиесистемы (КОС) на базе электронных учебников по различным дисциплинам стекстовыми и графическими фрагментами.
Появление web-технологий в первойполовине 90-х гг. стало очевидным стимулом для развития информационныхтехнологий в обучении. Во второй половине 90-х гг. началось становление дистанционногообучения, в том числе обучения на базе Internet. Появилась концепция открытогообразования как системы предоставления образовательных услуг с помощью средств,имеющихся в распределенной информационно-образовательной среде, выбираемыхпользователем и адаптированных под его конкретные запросы.
Однако существовавшие к тому времениКОС не были приспособлены к реализации идей дистанционного обучения и открытогообразования в силу своей уникальности, несовместимости форматов данных,структур электронных обучающих средств и т.п. Электронный учебник, созданный спомощью авторской подсистемы в одной КОС, не мог быть воспроизведен ииспользован в рамках другой КОС. Существующие электронные учебники неотличались гибкостью, отсутствовали технологии адаптации содержания электронныхкурсов к запросам конкретных обучаемых, что не позволяло в нужной степениудовлетворить требования индивидуализации обучения. Нерешенной оставаласьпроблема легкости сопровождения учебников, своевременного отражения в нихсовременного состояния науки и техники.
Со всей очевидностью возниклапроблема унификации архитектур обучающих систем, структур и форматов данных дляпредставления учебных материалов, моделей обучаемых, средств управления учебнымпроцессом и компиляции индивидуализированных версий учебных пособий, отражающихпоследние научно-технические достижения.
Для решения этой проблемы былосоздано несколько международных и национальных организаций, поставивших передсобой цель стандартизации компьютерных средств обучения на основе современныхинформационных технологий. Среди этих организаций выделяются:
- IEEE LTSC – IEEELearning Technology Standards Committee – комитет стандартизации в областитехнологий обучения, созданный в IEEE (Institute of Electrical and ElectronicsEngineers);
- IMS GlobalLearning Consortium – международный образовательный консорциум, развивающийконцепцию, технологии и стандарты обучения на базе системы управления обучениемIMS (Instructional Management System);
- AICC – AviationIndustry CBT Committee – комитет компьютерного обучения в авиационнойпромышленности;
- ADL – AdvancedDistributed Learning Initiative Network – организация распределенного обучения,основанная департаментом политики в области науки и технологий в администрациипрезидента США (OSTP – White House Office of Science and Technology Policy) иминистерством обороны США (DoD) как сеть распределенного обучения,обеспечивающая широкомасштабный доступ к образовательным ресурсам многихпользователей.
/>/>/>/>/>3.1 Спецификации IEEELTSC
В комитете по стандартизацииобразовательных технологий Learning Technology Standards Committee (LTSC) вIEEE создан ряд рабочих групп с дифференциацией направлений работ. Эти группызанимаются разработкой и развитием следующих документов:
- P1484.1 – модельархитектуры образовательной системы (Architecture and Reference Model);
- P1484.3 –терминологический словарь (Glossary);
- P1484.11 –управление обучением (Computer Managed Instruction);
- P1484.12 –метаданные обучающих средств (Learning Objects Metadata);
- P1484.14 –семантика и замены (Semantics and Exchange Bindings);
- P1484.15 –протоколы обмена данными (Data Interchange Protocols);
- P1484.18 –профили платформ и сред (Platform and Media Profiles);
- P1484.20 –определение компетенции (Competency Definitions)./>/>/>/>/> 3.2 Спецификации IMS
Консорциум IMS создан в 1997 г.ведущими промышленными компаниями в области информационных технологий,университетами и правительственными органами нескольких стран.
Система IMS включает следующиеспецификации:
- IMS ContentPackaging Specification – компоновка содержания учебников и учебных пособий;
- IMS LearnerInformation Package Specification – описание данных об обучаемом;
- IMS MetadataSpecification – описание метаданных учебных материалов (базируется на IEEE LTSCP1484.12);
- IMS DigitalRepositories Interoperability – описание связей разных репозиториев;
- IMS Question andTest Specification – описание типичных вопросов и средств тестирования;
- IMS DigitalRepositories – описание хранилищ цифровых данных.
Эти спецификации предназначены дляобеспечения распределенного процесса обучения, открытости средств обучения,интероперабельности обучающих систем, обмена данными о студентах междуэлектронными деканатами в системах открытого образования. Распространение IMSспецификаций должно способствовать созданию единойинформационно-образовательной среды, развитию баз учебных материалов, в томчисле благодаря объединению усилий многих авторов при создании электронныхучебников и энциклопедий.
Спецификация IMS Content PackagingSpecification разработана в конце 2000 г. Совместимость учебных средств исистем обеспечивается применением специального формата (IMS Content PackagingXML format), основанного на языке разметки XML. Спецификация определяет функцииописания и комплексирования учебных материалов, в том числе отдельных курсов инаборов пособий, в пакеты для сети КОС, поддерживающих концепции IMS. Пакеты(дистрибутивы) снабжаются сведениями, называемыми манифестом, о структуресодержимого, типах фрагментов, размещении учебных материалов. Манифестпредставляет собой иерархическое описание структуры со ссылками на файлыучебного материала. Каждый учебный компонент, который может использоватьсясамостоятельно, имеет свой манифест. Из манифестов компонентов образуютсяманифесты интегрированных курсов.
Спецификация IMS Learner InformationPackage посвящена созданию модели обучаемого, включающей его идентификационные(биографические) данные, сведения, характеризующие уровень образованияиндивида, цели, жизненные интересы, предысторию обучения, владение языками,предпочтения в использовании компьютерных платформ, пароли доступа к средствамобучения и т.п. Эти сведения используются для определения средств и методикиобучения, учитывающие индивидуальные особенности обучаемого. Они могут бытьпредставлены в виде таблицы, иерархического дерева, объектной модели. Возможноиспользование рекомендаций этой спецификации для представления данных обавторах учебных материалов и преподавателях, что может быть полезноиспользовано в системах управления образовательным учреждением.
Назначение спецификации IMS DigitalRepositories Interoperability – унифицировать интерфейс между различныминаборами ресурсов – базами учебных материалов (репозиториями), используемыми вразных обучающих системах. Обращаться к репозиториям могут разработчики курсов,обучаемые, администраторы репозиториев, программные агенты. В спецификацииоговорены основные функции обращений к репозиториям, инвариантные относительноструктуры наборов. Это функции помещения учебного ресурса в базу, поискаматериала по запросам пользователя, компиляции учебного пособия. Системауправления репозиторием при этом осуществляет запоминание вводимых данных,доставку и экспозицию запрошенного материала соответственно. Репозитории могутбыть ориентированы на форматы SQL, XML, Z39.50. Формат Z39.50 используют дляпоиска библиотечной информации, формат XQuery (XML Query) – для поискаXML-метаданных, а протокол SOAP – для передачи сообщений. Доступ к репозиториямможет быть непосредственным или через промежуточный модуль.
Определены сценарии действийпользователей при записи нового материала в репозиторий, при корректировкеимеющихся материалов, поиске метаданных как в одном, так и сразу во многих репозиторияхи в случае посылки запроса по найденным метаданным непосредственнопользователем или программным агентом, заказе извещений на изменения вметаданных.
Описание метаданных в документе IMSLearning Resource Meta-Data Information Model базируется на соответствующемдокументе, разработанном в IEEE LTSC (P1484.12). Спецификация определяетэлементы метаданных и их иерархическую соподчиненность. В их число входятразличные элементы, характеризующие и идентифицирующие данный учебный материал.Всего в спецификации выделено 89 элементов (полей), причем ни одно из полей неявляется обязательным. Примерами элементов метаданных могут служитьидентификатор и название материала, язык, аннотация, ключевые слова, историясоздания и сопровождения материала, участники (авторы и спонсоры) создания илипубликации продукта, его структура, уровень агрегации, версия, техническиеданные – формат, размер, размещение, педагогические особенности, типинтерактивного режима, требуемые ресурсы, ориентировочное время на изучение, цена,связь с другими ресурсами, место в таксономической классификации и др. Каждыйэлемент описывается такими параметрами, как имя, определение, размер,упорядоченность, возможно указание типа данных, диапазона значений, пояснение спомощью примера.
Метаданные используются дляправильного отбора и поиска единиц учебного материала, обмена учебными модулямимежду разными системами, автоматической компиляции индивидуальных учебныхпособий для конкретных обучаемых.
В документе IMS Question and TestSpecification описана иерархическая структура тестирующей информации (суровнями пункт, секция, тест, банк) и даны способы представления заданий(вопросов), списка ответов, разъяснений и т.п. В спецификации приведеныклассификация форм заданий, рекомендации по сценариям тестирования и обработкеполученных результатов.
/>/>/>/>4. Разработкаструктурных принципов представления образовательной информации в распределеннойобразовательной системе
информационный системанепрерывное образование
Развитиеинформационных технологий требует совершенствования средств и способовпредставления образовательной информации. Особенно это относится кпредставлению информации в электронном виде.
Деятельностьлюбого вуза связана с потоками образовательной информации – от профессора кстуденту, от учебного отдела к кафедре и т.д. Информация требуетструктуризации, при этом существует несколько путей структуризации:
- создание собственной, уникальной структуры данных;
- создание структуры, жестко привязанной к существующей нормативнойбазе;
- создание универсальной структуры, обладающей высокой степеньюоткрытости.
Первый путьприемлем при построении систем уровня вуза в предположении, что никакого обменаданными с другими системами не будет. Очевидно, что этот путь позволит быстрорешить локальные задачи, однако более или менее значимой перспективы не имеет.
Второй подходобеспечивает достаточно высокий универсализм, но изменение нормативной базыможет привести к необходимости значительной корректировки. Нагляден пример снормативной базой дистанционного обучения, когда в течение всего лишь двух летбыли разработаны и приняты несколько нормативных документов, а потом они былипоследовательно отменены и заменены новыми.
Третий путь,очевидно, является оптимальным, однако его реализация требует анализа и учетамножества факторов, выработки инвариантных решений, обеспечения расширяемости,гибкости, интероперабельности и т.д.
Наиболееподходящей основой для решения поставленных задач является использованиетехнологий XML. Применение XML-представления позволяет не только разделитьсодержание (контент) и представление информации, но и обеспечить сравнительнопростые средства корректировки структуры и даже модели представленияобразовательной информации.
Для решенияуказанной выше проблемы необходимо решить ряд задач более низкого уровня. Вчастности, необходимо выполнить следующее:
- провести анализ существующих форматов представления информации ирекомендации российских и международных организаций в данной области (ГОС ВПО,ТК-461, DC, IMS, LOM, IEEE, Универсальная модель Российского портала открытогообразования и т.д.);
- разработать модель представления полного набора данных от уровняспециальности до уровня темы или пункта учебного пособия по отдельному видузанятий отдельной дисциплины;
- определить набор элементов, контейнеров и атрибутовXML-представления вплоть до уровня атомарных единиц контента, соотнесенных сданными образовательной информации, разработать пространства имен и т.д.;
- определить состав «квазипубличных» (то есть рекомендуемых идоступных, но не стандартизованных в ISO) элементов – DTD-блоков, схемXML-документов (при использовании XML-SCHEMA), файлов XSL и т.д., которые будутразмещены на основных и вспомогательных серверах («зеркалах»), обеспечивающихпостоянную доступность;
- разработать программно-инструментальные комплексы подготовкиресурсов, автоматизированные системы формирования их XML-представлений, серверноепрограммное обеспечение, позволяющее корректно отображать образовательныйконтент;
- разработать методические рекомендации по использованиюразработанных моделей и средств.
Основупредлагаемого решения составляет иерархическая модель представленияобразовательной информации вуза, базирующаяся на рекомендациях IMS,Универсальной модели Российского портала открытого образования (РПОО) и опытеработы ЮРГУЭС в области разработки моделей и макетов образовательныхстандартов.
Иерархиюобразовательных объектов для вуза условно можно представить в следующем виде:
1.Направление
1.1.Специальность (ГОС)
1.1.1.Учебный план
1.1.1.1. Блок(цикл) дисциплин
1.1.1.1.1.Дисциплина
1.1.1.1.1.1.Вид занятий
1.1.1.2.Практики
1.1.1.3.Итоговая аттестация
Каждый объектсодержит информацию, которая должна храниться и выдаваться по запросу;необходим переход от образовательных объектов к информационным. Кинформационным объектам относятся учебно-методические материалы различногоназначения, учебно-методические комплексы дисциплин, пособия, рекомендации ит.д. В свою очередь, эти объекты могут иметь свои иерархии.
Модельинформационного образовательного объекта представляет собой иерархию данных,организованных при помощи XML-описаний.
Информационныйобразовательный объект представляет собой набор файлов формата XML, содержащийследующие компоненты:
– файл«метаданные»;
– файл«организации»;
– «ресурсы».
Следуетотметить, что разделение на три файла не является обязательным, возможноразмещение указанных данных в общем XML-файле, однако это затрудняет анализдокументов из-за значительного объема.
Компонент«ресурсы» содержит указатели на физические файлы произвольного формата иXML-файл описания.
Компонент«организации» содержит XML-файл описания структуры ресурса, порядка следованиячастей и разделов, подчиненности и т.д., то есть логическую организациюобъекта.
Компонент«метаданные» содержит подробное описание информационного объекта в соответствиис рекомендациями IMS.
Необходимоотметить, что количество уровней иерархии может быть произвольным, тем самымобеспечивая формирование таких сложных многоуровневых образовательных объектов,как «специальность» или «учебный план» из существующих объектов более низкогоуровня: «курс», «рабочая программа дисциплины», «учебное пособие подисциплине», «методические указания», «контрольные вопросы», «группа тестовыхвопросов» и т.д., которые, в свою очередь, также могут быть многоуровневыми.
Полный наборфайлов составляет манифест информационного ресурса или образовательный пакет.
В качествеязыка метаописания учебных объектов используется расширяемый язык разметки XML.
В настоящеевремя разработаны отдельные модули системы подготовки и храненияобразовательных информационных ресурсов: система анализа word-файлов,автоматизирующая разбиение на разделы и подразделы и сохранение их в видеотдельных файлов HTML в соответствии с требованиями РПОО; модуль семантическогоанализа учебных материалов, исключающий перекрестные определения и строящийсмысловой граф-структуру пособия; модель представления образовательнойинформации специальности; ряд модулей инструментального комплекса подготовкиобразовательного пакета (по IMS) в виде набора XML-файлов метаданных,организаций и ресурсов.
/>/>/>/>5.Организационные решения по реализации необходимых требований и условий кпроцедуре контроля знаний и тестирования
Одним из важнейших вопросовпостроения распределенных образовательных систем является задача объективнойоценки результатов обучения. Следует отметить, что данная проблема многограннаи единого мнения по ее решению нет. В частности, весьма распространено мнение,что тестируемый будет использовать любую незаконную возможность для полученияболее высокого результата. Это далеко не всегда так, особенно в случаедополнительного образования, когда наличие формального документа менее важнодля слушателя, чем полученные знания. Более того, слушатель, самостоятельнооплачивающий свое обучение, заинтересован как раз в объективной оценке своихпромежуточных результатов. В то же время можно привести множество примеровобратной мотивации обучаемого. Наиболее универсальным представляется подход,обеспечивающий выполнение для всех испытуемых принципа равенства требований иусловий процедуры проведения тестирования. В этом случае слушатель принимает насебя ответственность за объективность оценки его знаний и сознательно принимаетрешение о возможности искажения результатов.
Для случая высшего образования внынешних условиях, когда значение формального диплома для студента гораздо вышезначения его реальных знаний, необходимо разработать ряд мер, позволяющихобеспечить объективность оценки. Следует заметить, что чисто технические илипрограммные меры сами по себе не в состоянии гарантировать этого. Необходимымусловием является также использование комплекса организационных мероприятий,направленных на исключение всякого рода факторов, дающих возможность испытуемымиспользовать при выполнении теста какие-либо иные источники информации исредства, помимо собственных знаний. Обычно решение этой задачи включает в себяконтроль над действиями испытуемых и пресечение возможных с их стороны попыток,нарушающих установленную процедуру тестирования, реализуемые проводящимтестирование преподавателем или иным уполномоченным на это ответственным лицом.
Если речь идет об использованиитестовых технологий для контроля уровня подготовки учащихся при традиционныхочных формах обучения непосредственно в самом вузе, то эта задачаорганизационно решается достаточно просто, также как и при использованиитрадиционных способов проведения контрольных и экзаменационных мероприятий.
Значительно сложнее с этим обстоитдело при дистанционных технологиях обучения, когда преподаватели и обучаемыйконтингент взаимодействуют в пространстве образовательного процесса с помощьюобразовательного портала через Интернет, находясь в географически удаленныхдруг от друга точках. Привычное решение, когда обязанность обеспечения корректнойпроцедуры контроля знаний возлагается на ведущего обучение преподавателя, здесьуже не может работать. Преподаватели и учебный персонал вуза не в состояниилично осуществлять при проведении тестирования адекватный контроль действийиспытуемых по соблюдению процедуры тестирования, что принципиально делаетневозможным использование получаемых при тестировании баллов в качествеобъективной оценки знаний испытуемых.
Решение этой проблемы являетсяактуальной и очень непростой задачей, и представляется интересным рассмотрениеимеющегося мирового опыта ее решения, например, опыта обеспеченияпрофессиональной сертификации специалистов, осуществляемой ведущими вендорамиIT-сферы по применению своих продуктов. Ведущие мировые IT-компании, Oracle,Microsoft, IBM, Cisco, Sun и многие другие, уделяют очень большое вниманиеобучению, переподготовке и сертификации специалистов по предлагаемым ими нарынке продуктам и технологиям. Этими компаниями разработано огромное числоавторизованных учебных курсов, посвященных вопросам использования своихпродуктов и технологий, и тестов, обеспечивающих возможность проверкисоответствия подготовки лиц, прошедших обучение по этим курсам, требуемомууровню. При этом, однако, сами эти компании практической реализацией процедур проверкиуровня подготовки соискателей профессиональных сертификатов не занимаются. Темне менее, получаемые сертификаты пользуются в мире всеобщим признанием,объективным подтверждением действительного уровня профессиональной подготовки.
Экзаменационные процедуры сиспользованием тестовых технологий реализуются уже другой системой – сетью такназываемых авторизованных центров тестирования, представляющихспециализированные компании, суть бизнеса которых состоит именно в обеспеченииреализации процедуры тестирования, обеспечивающей легитимность ее результатов.Крупнейшие мировые IT-вендоры, как правило, доверяют проведение экзаменов посвоим тестам одной из двух известных компаний такого рода – Prometric и PearsonVUE, реализующих процедуры тестирования через обширную сеть своих центров,распределенных по всему миру, в том числе и в нашей стране. Эти центрыфактически решают задачу независимой дистанционной, отделенной от владельцатеста проверки уровня подготовленности испытуемых. Надежность реализуемой ими экзаменационнойпроцедуры обеспечивает авторитет и мировое признание выдаваемых по результатамэкзаменов профессиональных сертификатов. Эта надежность обеспечиваетсякомплексом весьма жестких требований, предъявляемых компаниями Prometric (http://www.prometric.com)и Pearson VUE (http://www.vue.com) к своим Центрам тестирования, и системойконтроля их деятельности.
Приведем выдержки из требованийPrometric к своим Центрам тестирования.
Prometric осуществляет бизнес вобласти разработки и администрирования компьютеризированных заданий дляразличных академических и профессиональных, корпоративных и ИТ-клиентов. Дляэтого Prometric осуществляет управление сетью компьютеризированных центров тестированияво всем мире, предназначенных для проведения таких тестов.
Авторизованный центр тестирования(ATPC) Prometric – это то место, где предоставляется услуга проведения тестовпод маркой «Авторизованный Prometric Центр Тестирования». Этот центр выполняетсвои функции согласно контракту. Услугами центра является планирование,проведение и управление всеми тестами, предлагаемыми и предоставляемымикандидатам через АТРС, а также оценка и другие процедуры, выполняемые потребованию Prometric.
Администратор центра тестирования –это персона, которая специально обучена для управления тестами и работе надпрограммным обеспечением Prometric, удовлетворяющая требованиям Prometricпредъявляемым к администраторам центра тестирования. Prometric осуществляетпрограмму подготовки, сертификации и переобучения работников АРТС, которыебудут нести ответственность за функционирование АРТС, удовлетворяя стандартам,предъявляемым к данным услугам со стороны Prometric или тестирующего клиента.Эти персоны сертифицируются в Prometric как сертифицированные АРТСадминистраторы и несут главную ответственность за работу центра, а такжеобучение других работников центра. Администратор должен проходитьпересертификацию каждый год.
АРТС обязан обеспечить условия,удобные для кандидатов (включая инвалидов) и обеспечивающие безопасностьтестирования, как это определено в Руководстве Prometric. Комната, в которойпроводится тестирование («Лаборатория»), должна удовлетворять следующимтребованиям:
- Это должна бытьзамыкаемая непроходная комната.
- Лабораториядолжна иметь окно наблюдения и(или) камеры постоянного наблюдения через мониторза всеми кандидатами.
- Комнатаадминистратора должна находиться отдельно от лаборатории. Администратор недолжен располагаться в лаборатории.
- Рабочие станциидолжны размещаться таким образом, чтобы кандидаты не могли видеть экраны другдруга, для этого должны установить перегородки.
- В лаборатории недолжно быть никаких полок и шкафчиков, доступных кандидатам.
Кроме того, необходимо придерживатьсяследующих важных процедур обеспечения безопасности:
- АРТС долженсодержать в штате, по крайней мере, одного сертифицированного администратора.Если центр проводит тест для более чем 10-ти кандидатов одновременно, то должныприсутствовать минимум два администратора.
- АРТС долженобеспечить конфиденциальность содержания тестов и защищать материалы откопирования.
- Файловый сервердолжен находиться в защищенном месте, вне лаборатории и быть доступен толькосотрудникам управления центром.
- АРТС долженобеспечить сохранность персональных вещей кандидатов, которые не разрешаетсявносить в лабораторию (кошельки, дипломаты, мобильники, пейджеры, электронныезаписные книжки и т.п.).
- АРТС обязуетсяпринимать любые дополнительные меры безопасности по инструкции Prometric илитестирующих клиентов.
- АРТС обязуетсяизвестить Prometric о любых брешах, обнаруженных в системе безопасности.
- АРТС обязуется недавать никаких гарантий прохождения теста и сертификации кандидатов.
Prometric предъявляет следующиетребования к администратору АРТС:
- Должен бытьстарше 18 лет.
- Не должендопускать к экзаменам или администрировать экзамен для своих родственников ичленов семьи.
- Должен соблюдатьпроцедуру, установленную Prometric для всех кандидатов, включая работниковАРТС.
- Не должен иметьна данный момент какой-либо ИТ-сертификат, не должен обучаться в классахИТ-сертификации в течении последних двух лет. Кроме того, не должен подавать наИТ-серти-фикацию, пока работает администратором АРТС.
- Не долженпомогать кандидатам, разглашая вопросы тестов, включая, например, такие методы,как: копирование, фотографирование, печать экрана, цифровая передача,рукописная передача, аудио- и видеозапись, любые электронные средства итехнологии, или просто пересказывая словами.
- Не долженпредоставлять возможность тестирования любому кандидату, не прошедшемустандартный процесс регистрации в Prometric.
Prometric имеет право на проведениетехнического и финансового аудита APTC. Prometric и каждый тестовый клиент(компания, по тестам которой проводятся экзамены в APTC) резервируют правопослать наблюдателя в APTC с надлежащей идентификацией путем фотографированиянаблюдений (мониторинга) сеансов обучения персонала APTC, администрированияпроцедуры тестирования, периодов пред- и посттестирования, проверять мерыбезопасности APTC. Prometric также резервирует право послать к APTCнезависимого наблюдателя, действующего под видом кандидата, для того чтобынаблюдать администрирование тестированием пред- и постпериодов тестирования ипроверять меры безопасности в любое время в течение срока соглашения Prometricс APTC.
Prometric может расторгнутьсоглашение с оператором APTC в случае любых действий, вызывающих неустранимоебросание тени на репутацию Prometric, репутацию любого клиента-лицензиара Prometricили тестируемого кандидата, включая создание или публикацию замечаний илиинструкций, отличных от Prometric, и других APTC-центров, которые являютсякритическими или унижающими любой элемент отношений между оператором иPrometric, а также в случаях любого фактического или потенциального нарушениясекретности или проведения тестирования, определенное Prometric по собственномуусмотрению, которое может приводить к любой потере целостности программтестовых клиентов, тестовым данным, результатам тестирования, или любой частисистемы тестирования Prometric, или других конфиденциальных или частныхвопросов.
Приведенные выше требования Prometricк своим центрам тестирования, в большой степени совпадающие с требованиямикомпании Pearson VUE и других компаний, занимающихся аналогичным бизнесом,большой практический опыт функционирования такого рода центров, наконец, отечественныйопыт развертывания Пунктов приема Единого государственного экзамена (ЕГЭ),показывают принципиальную возможность обеспечения объективной оценки уровняподготовки лиц, обучаемых дистанционно, вне стен реализующего процесс обученияобразовательного учреждения, и при отсутствии очного, аудиторного общенияобучаемых с ведущими учебный процесс преподавателями.
Суть этого решения состоит в том, чтоведущему дистанционный учебный процесс образовательному учреждению необходимоиметь в населенном пункте проживания удаленного контингента его студентов некийцентр, с которым устанавливается степень доверительности, позволяющаяиспользовать результаты дистанционного тестирования в качестве базы дляобъективного оценивания обучаемых. Юридическое оформление гарантий необходимойстепени такой доверительности осуществляется путем оформления соглашения междуобразовательным учреждением и оператором, осуществляющим тестирование, котороеопределяет требования к техническому обеспечению и регламентам процедурытестирования, а также к системе контроля корректности их исполнения. Очевидно,что организация такого рода центра требует определенных материальных затрат состороны вуза, ведущего дистанционный образовательный процесс. Тем не менее,учитывая иной, в отличие от приведенного выше примера центров Prometric,масштаб деятельности, затраты могут быть снижены за счет реализацииприведенного в примере комплекса условий не в полной мере, а в допустимомразумном объеме, определяемом реальной ситуацией. То, что к персоналу центра непредъявляется никаких требований, касающихся владения предметом учебныхдисциплин, по которым может производиться тестирование, также упрощаеторганизацию тестового центра и подбор его персонала. В современных условияхтакой центр может быть развернут, к примеру, даже на базе типового имеющегодоступ в Интернет школьного компьютерного класса, при соответствующем,естественно, его техническом дооснащении, например, средствами видеонаблюдения,и дооборудовании рабочих мест. Во всяком случае, организация и содержаниетакого центра является существенно более простой задачей, чем организацияфилиала или представительства вуза, ведущих учебный процесс вне головного вуза,и является, на наш взгляд, вполне реальной задачей, позволяющей обеспечитьважную составляющую распределенной системы непрерывного образования –объективный дистанционный контроль уровня усвоения изучаемого материала, проходящимиобучение лицами.
/>/>/>/>6. Выборсистемы поддержки обучения через Интернет
На начальном этапе развитиядистанционного образования в России, в условиях отсутствия информации и опытаобучения в среде Интернет многие вузы разрабатывали собственные сайты дляподдержки сетевого обучения. Чаще всего, это были электронные библиотеки илифайловые архивы, в которых хранились электронные копии учебно-методическихматериалов, плюс к ним прилагалась система тестирования с доступом черезИнтернет. Более продвинутые системы позволяли реализовать некоторые элементыобразовательного процесса, такие как средства общения между обучаемыми и преподавателями,элементы документооборота и т.д. Таких систем известно множество, общимнедостатком является их слабая интероперабельность, кроме того, эти системысоздавались в расчете на реалии одного, отдельно взятого вуза и, в большинствеслучаев, оказывались неприменимы в других. Еще одним из недостатков такихсистем является использование программного обеспечения (ПО) универсальногоназначения, изначально не предназначенного для учебных целей, в результате чегонабор именно образовательных функций оказывается ограниченным, а их реализациянеэффективной.
В настоящее время все большее числовузов приходят к пониманию того, что использование специализированногопрограммного обеспечения, созданного специально для сетевого обученияколлективами квалифицированных разработчиков, позволяет решить задачуинтернет-поддержки образовательного процесса быстро и эффективно.
Как показывает анализ докладов наконференциях различного уровня, включая международные, наиболее популярнымисистемами Интернет-обучения (Learning management system – LMS) являютсяследующие:
1. WebCT.
2. Black Board.
3. Learning Space.
4. Moodle.
5. Learn eXact.
6. Прометей.
7. Openet.ru.
По функциональным возможностям всеэти системы близки, разница лишь в стоимости, интерфейсе, в организации поддержкии в требованиях к технике и ПО. Необходимо отметить, что две последние системыразработаны в России и лучше приспособлены к ее реалиям. По результатам анализауказанных систем можно сделать следующие выводы.
Системы Black Board, Learning Space иLearn eXact весьма дороги, речь идет о десятках тысяч долларов, кроме того,предъявляются высокие требования к серверу, в частности, для работы LearningSpace необходима лицензия на ПО IBM Lotus Notes. Система WebCT заметно дешевле(менее 10 тыс. долл., включая русскую локализацию и поддержку до 1000обучаемых), что обеспечило ей высокую популярность, однако способ оплаты ееэксплуатации (за каждого слушателя) оказывается весьма невыгодным, так как скаждым годом оплата возрастает по мере перехода студентов с курса на курс.Система Openet.ru является очень недорогим и эффективным инструментом поддержкиинтернет-обучения, однако жесткая схема документооборота затрудняет ееприменение в вузах, где уже существует собственная АСУ. Одной из популярнейшихсистем в РФ является система Прометей, сочетающая сравнительно низкую стоимость(около 150 тыс. руб. с установкой «под ключ») с эффективным набором не толькофункций, но и инструментов (Дизайнер курсов, Редактор тестов и т.д.). Систематребует серверного ПО MS, включая SQL сервер. Особняком стоит LMS Moodle; всписке это единственная бесплатная система, в то же время огромный наборреализованных функций, удобство и простота использования позволили ей получитьширочайшее распространение (по состоянию на 01.11.2009 г. – более 40000 сайтовв 209 странах мира). Следует отметить, что поддержка данного ПО довольноэффективна – средний срок реакции на сообщение о проблеме не превышает 2-3дней, после чего либо обнаруживаются некорректные действия пользователя, либоошибка исправляется.
Программный комплекс с открытым кодом«Moodle» является специализированной системой управления учебным процессом,предназначенной для использования в сети Интернет. Moodle реализована в видесистемы с открытым кодом, поддерживаемой сообществом разработчиков посредствомсайта www.moodle.org, на котором находится документация, инсталляционные пакетыпоследней версии, а также средства он-лайн поддержки пользователей иразработчиков.
Для работы системы необходим сервер,поддерживающий работу СУБД MySQL и препроцессора PHP, функционирующий на любойплатформе. Развертывание системы (включая конфигурирование сервера и программногообеспечения) занимает не более нескольких дней, после чего можно приступать кформированию собственно образовательной структуры. Следует отметить, чтосистема Moodle предоставляет широчайшие возможности по реализации различныхобучающих функций, в частности, система имеет такие средства, как:
- задания обучаемымс возможностью отправки ответа в произвольном виде (текст, файл и т.п.);
- форумы дляобсуждения с широкими возможностями управления;
- чаты;
- систематестирования, поддерживающая импорт заданий в форматах различных системподготовки тестов, включая такие популярные, как GIFT и HotPot;
- системауправления учебным курсом (кол-во тем, структура, график-календарь и т.д.);
- система учетадействий всех категорий пользователей с хранением логов в течениенастраиваемого периода;
- системаавторизации и аутентификации, обеспечивающая разделение функций и разграничениеправ доступа различным категориям пользователей;
- развитая системаобмена сообщениями, в том числе система подписки и уведомлений и др.
Важнейшим достоинством системыявляется поддержка ряда международных стандартов в области образовательныхресурсов, что обеспечивает возможность обмена отдельными ресурсами и полнымиУМКД с другими вузами:
1. IMS package, IMSmetadata, SCORM – информационное (учебно-методическое) обеспечение.
2. IMS QTI, WebCT,HotPot, Gift – наборы тестовых заданий.
3. Moodle XML –полный курс со всеми составляющими.
Система статистики обеспечиваетпостоянный мониторинг работы всех пользователей системы, преподаватель может влюбой момент посмотреть, когда и что делал студент на сайте — сколько разобращался к ресурсам, сколько раз обращался к форумам и что именно делал –отвечал, задавал вопросы и т.д. Администратор сайта имеет доступ к полнойстатистике, включая действия преподавателей.
Следует отметить тот факт, что LMSMoodle является курсориентированной системой – все учебные, методические иорганизационные модули сгруппированы в курсах (дисциплинах), пользователю нетнеобходимости обращаться к другим разделам сайта. Ссылка на внешние ресурсыразмещается так же, как и на внутренние, причем возможно открытие внешнегоресурса в том же окне, с сохранением меню курса.
СДО Moodleориентирована на эффективные коллаборативные технологии обучения – позволяеторганизовать обучение в процессе совместного решения учебных задач,осуществлять взаимообмен знаниями, реализует среду обучения, в которой студентымогут взаимодействовать с учебными материалами, с преподавателями и друг сдругом.
Для примераможно рассмотреть структуру курса «Информационные технологии». Для реализациивыбрана модель «структура-курс», обеспечивающая набор условно-тематическихразделов, содержащих минимально необходимое методическое и учебное обеспечение(рис. 4).
Первым идетобщий раздел по дисциплине, включающий в себя форум для обсуждения общихвопросов, рабочую программу дисциплины в виде word-документа, тест подисциплине и пособие в формате HTML.
/>
Рис. 4 — Видэкрана при входе в курс «Информационные технологии»
Курс«Информационные технологии» включает в себя выполнение курсовой работы, длячего выделен специальный раздел, содержащий форму для отправки файла,word-документ с перечнем примерных тем и форум для обсуждения вопросовподготовки курсовых работ.
Тематическиеразделы сформированы для осуществления текущего контроля знаний, формойконтроля выбран реферат, который отправляется через соответствующую форму.После проверки, результат попадает в таблицу и может быть использован дляручного или автоматического переноса в электронные ведомости университетскойАСУ.
Дляпроведения семинарских занятий и консультаций очень удобно использовать форумы,которые в Moodle обладают довольной высокой функциональностью – можнопринудительно подписать всех студентов на конкретный форум, можно получатьдайджесты сообщений с форумов, прослеживаются нити обсуждений, можно включитьподсветку непрочитанных сообщений и т.д.
Контрользнаний и оценивание можно осуществлять множеством методов – начиная оттрадиционных тестов, заканчивая выставлением оценок сообщениям в форуме, атакже при совместной со студентами работе в формате wiki, путем создания эссе ит.д.
Полноеиспользование возможностей Moodle не всегда оправдано, и выбор тех или иныхмодулей определяется конкретными задачами и конкретным преподавателем с учетомособенностей дисциплины, готовности тех или иных ресурсов, собственныхпредпочтений и т.д. Для начальной организации процесса достаточно определитьнекий минимум обеспечения, позволяющий приступить к обучению студентов,продолжая наполнение по мере необходимости. Обобщенная структура минимальногообеспечения курса приведена в таблице 1.
Таблица 1 — Типоваяструктура учебно-методического обеспечения курса MoodleРазделы курса Информационный ресурс
Деятельностный
ресурс
Контрольный
ресурс 1.  Общий раздел
1.  Учебное пособие по дисциплине
2.  Рабочая программа дисциплины Форум по дисциплине Тест по дисциплине 2.  Курсовая работа Перечень тем курсовой работы Форум для обсуждения курсовых работ Форма отправки файла курсовой работы 3.  Тема 1 Ссылки и файлы по данной теме Форум по теме (электронный семинар) Форма для отправки реферата по теме 4.  Тема 2 Ссылки и файлы по данной теме Форум по теме (электронный семинар) Форма для отправки реферата по теме 5.  Тема 3 Ссылки и файлы по данной теме Форум по теме (электронный семинар) Форма для отправки реферата по теме 6.  Тема 4 Ссылки и файлы по данной теме Форум по теме (электронный семинар) Форма для отправки реферата по теме
Представляетсяцелесообразным возложить задачу формирования минимальной структуры курса наспециализированное подразделение вуза – опыт показал, что осваивать систему «снуля» преподаватели не стремятся, в то же время легко редактируют уже имеющуюсязаготовку, изменяя ее по своим требованиям, зачастую, достаточно радикально.
Возможностьпостоянного контроля содержания курса очень важна, в частности, в процессеопытного преподавания курса «Информационные технологии» выяснились некоторыеперекосы в знаниях части студентов, что потребовало дать дополнительнуюинформацию. Это и было сделано путем размещения файлов и ссылок в первой темекурса (см. рис. 4). Следует отметить, что набор этих ресурсов не естьконстанта, преподаватель может оперативно ими управлять, реализуя те или иныецели.
Важнейшейособенностью Moodle является возможность сохранения курсов в стандартизованномвиде, что позволяет не только проводить обмен курсами между факультетами, но имежду вузами. В ноябре 2007 г. на сайте cde.sssu.ru установлена версия Moodle1.8, которая позволяет не просто обмениваться ресурсами между вузами, асоздавать общую информационно-образовательную сеть на основе Moodle-серверов.Эта новая возможность сейчас изучается и планируется к применению в следующемгоду.
В настоящеевремя сервер Moodle используется в качестве основной системы поддержкидополнительно образования через Интернет, активно формируются наборы программДПО от краткосрочных до программ профессиональной переподготовки. К настоящемумоменту реализованы более 15-ти программ ДПО на сайте CDE.SSSU.RU. Реальноеобучение только за 2008 г. прошли более 200 человек.
Количествовузов, использующих Moodle, в последнее время очень быстро растет, и назреланеобходимость координации усилий для повышения эффективности. В марте 2007 г.на базе санатория «Дубрава» (г. Железноводск) Южно-Российским государственнымуниверситетом экономики и сервиса был проведен первый всероссийский семинар поиспользованию системы Moodle, в работе которого приняли участие представителидесятков вузов РФ, таких как Сибирская автодорожная академия, Красноярскийгосударственный университет, Белгородский государственный университет,Таганрогский технологический институт Южного федерального университета,Сибирский государственный университет путей сообщения, Воронежскийгосударственный университет, Пензенский государственный университет и др.
Начиная с2008 г. Всероссийский семинар, проводимый ЮРГУЭС в г. Железноводске, сталежегодным, собирающим десятки участников из всех регионов России и стран СНГ.
Следуетотметить, что в Moodle не предусмотрена полноценная работа с академическимигруппами так, как их понимают в отечественных учебных заведениях, непредусмотрены учебный план, расписание, сводные ведомости отметок по различнымдисциплинам (курсам) и другие неотъемлемые атрибуты учебного процесса. Поэтомуорганизации, начинающие внедрение Moodle, сталкиваются с проблемами примененияв условиях ныне действующей нормативной базы и практики.
Дляустранения указанных проблем предлагается система «Электронный деканат» (FreeDean's Office), которая разрабатывается сообществом российских программистовкак открытый проект под лицензией GNU GPL. В разработке принимает участиеофициальный партнер Moodle в России компания «Открытые технологии» (http://www.opentechnology.ru/)при участии таких вузов, как ЮРГУЭС, Сибирская автодорожная академия и др., атакже ЦО «Технологии обучения». Первоочередной задачей проекта «Электронныйдеканат» (далее – ЭД) является адаптация СДО Moodle к особенностям организацииучебного процесса в отечественных учебных заведениях, а в перспективе –разработка гибкой системы автоматизации бизнес-процессов в вузах. Системаразрабатывается как модуль СДО Moodle и сама имеет развитую модульнуюархитектуру, позволяющую адаптировать ее под потребности каждой организации безмодификации кода базовой системы.

Библиографическийсписок
 
1. Rasch, G.Probabilistic Models for Some Intelligence and Attainment Tests. Copenhagen,Denmark: Danish Institute for Educational Research [Text] / G. Rasch. – 2010.
2. Толстобров А.П. www.lib.vsu.ru/cgi-bin/zgate?ACTION=follow&SESSION_ID=8979&TERM=%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B2%20,%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%5B1,1004,4,101%5D&LANG=rusВозможности анализа и повышениякачества тестовых заданий при использовании сетевой системы управленияобучением Moodle [Текст] / А.П. Толстобров, И.А. Коржик // Вестник Воронежскогогосударственного университета. Сер. Системный анализ и информационныетехнологии. – М.: Воронеж. – 2008. – № 2. – С. 100–106.
3. Приказминистерства образования и науки РФ от 24 февраля 2009. № 57 «Об утверждениипорядка проведения единого государственного экзамена».
4. Радаев, А.Трехуровневая модульная система представления образовательных ресурсов [Текст] / А. Радаев // Интернет-журнал «Инженерное образование». – 2007. – № 2–3.
5. Аванесов В.С. Сайт научно-методической поддержки слушателей курса «Педагогическиеизменения» [Электронный ресурс] / В.С. Аванесов. – URL: testolog.narod.ru.
6. Занков Л.В.Наглядность и активизация учащихся в обучении [Текст] / Л.В. Занков. – М.:Учпедгиз, 2010.
7. Подласый И.П.Система принципов успешного обучения [Текст] / И.П. Подласый. – М.:Просвещение, 2010.
8. Ушинский К.Д.Руководство к преподаванию по родному слову [Текст] / К.Д. Ушинский. // Собр.соч. – М., 2008. – 665 с.
9. Подласый И.П.Тестирование в учебном процессе: его история и возможности [Электронный ресурс]/ И.П. Подласый. – URL: www.elitarium.ru/2006/04/08/
testirovanie_v_uchebnom_processe_ego_istorija_i_vozmozhnosti.html
10. Grice H.P. Logicand conversation. – In: «Syntax and semantics» [Электронный ресурс] / H.P.Grice, J.L. Morgan, P. Cole, N.Y. Academic в переводе. – URL: kant.narod.ru/grice.htm.
– 2007. – 41–58 с.
11. Морев И.А.Образовательные информационные технологии. Ч. 2. Педагогические измерения[Электронный ресурс] / И.А. Морев. –URL:www.pedlib.ru/Books/1/0195/index.shtml.
12. Коменский Я.А.Великая дидактика [Текст] / Я.А. Коменский // Избр. пед. соч. – М.: Учпедгиз,2008.
13. Норенков И.П.Технологии разделяемых единиц контента для создания и сопровожденияинформационно-образовательных сред [Текст] / И.П. Норенков // Информационныетехнологии. – 2008. – № 8.
14. Головач В.В.«Текст в интерфейсе» [Электронный ресурс] / В.В. Головач, Е. Филатова. – URL:usethics.ru/lib/vis.html.
15. Ким В.С.Тестирование учебных достижений [Текст]: монография / В.С. Ким. – М.; Уссурийск:Изд. УГПИ, 2007. – 214 с.
16. MoodleDocs[Электронный ресурс]. – URL: docs.moodle.org/ru/.
17. Аванесов В.С.Основы педагогической теории измерений. «Педагогические измерения» № 1 [Текст]/ В.С. Аванесов. – 2009. – URL: testolog.narod.ru/.
18. Moodle[Электронный ресурс]; ВГУ. URL: www.vsu.moodle.ru/.
19. Информационно-аналитическиематериалы Российского портала открытого образования [Электронный ресурс]. – URL: www.openet.ru.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.