Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Мои размышления над прозой А. П. Платонова

Мои
размышления над прозой А. П. Платонова

... Чтобы
что-нибудь полюбить, я всегда должен сначала найти какой-то темный путь для
сердца к влекущему меня явлению, а мысль шла уже вслед...

А. Платонов

Судьба
произведений А. П. Платонова удивительна: со временем их актуальность не
уменьшается, а возрастает. Все слышнее становится его тревога о человеческом
счастье "столь нужном, столь достоверном, как неизбежность... "

Все необычно и
не похоже ни на что в мире писателя А. Платонова. Голос писателя как бы слегка
приглушенный, печальный. Кажется, что это тихий житейский разговор писателя с
читателем. Глубинная тишина заставляет думать, сопереживать сильнее, чем все
громкие слова современников А. Платонова. В ранних произведениях А. Платонов
пишет о своем детстве.

В рассказе
"Семен" он повествует о душе ребенка, его мировоззрении, о судьбе
мальчика, на которого легли все домашние заботы после смерти матери: "...
В нем цвела душа, как во всяком ребенке, в него входили темные, неудержимые,
страстные силы мира и превращались в человека... " В этом произведении
поражает образ отца. Он как бы вмещает в себя всю силу любви к людям,
сопереживание. Стоящий на коленях перед маленькими еще людьми, как перед всем
человечеством, не умеющий выразить своей непосильной для сердца любви и жалости
к ним. Может быть, в образе отца перед нами сам Платонов: "... отец
обыкновенно лазал по полу на коленях между детьми, укрывал их получите гумени,
гладил каждого по голове и не мог выразить, что он их любит, что ему жалко их,
он как бы просил у них прощения за бедную жизнь".

Рассказ
"Неодушевленный враг" — о Великой Отечественной войне. В нем через
разговор солдат, русского и немецкого, Платонов выразил сущность фашизма. Придя
завоевывать чужую землю, превращать людей в рабов, незаметно для себя немецкие
солдаты сами стали рабами, рабами Гитлера. "Не человек! — охотно
согласился Вальц. — Человек есть Гитлер, а я нет. Я тот, кем назначит меня быть
фюрер!" И именно русский солдат "был первой и решающей силой, которая
остановила движение смерти в мире; сам стал смертью для своего врага и обратил
его в труп, чтобы силы живой природы разломали его тело в прах".

Никого не
оставляет равнодушным судьба героя рассказа "Возвращение" Иванова,
вернувшегося с войны с ожесточившимся нечутким сердцем. Вначале он не может
понять, как выжила его семья, он видит лишь внешнюю сторону жизни, подсказки и
реплики сына Петрушки. Стыдится своего равнодушия к сыну оттого, что Петрушка
нуждается в любви и заботе сильнее других, потому что на него "жалко
сейчас смотреть". Поражает, как точно Платонов показал противоречие между
ребенком и войной, ребенком, который стал взрослым по вине войны. Иванов не
может вообразить, какой тяжелый труд проделала эта юная душа, он уходит из
семьи. Настоящее "возвращение" — к сокровенному — произошло в момент,
когда герой увидел бегущих за ним детей. "... Иванов закрыл глаза, не
желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал,
как жарко у него стало в груди... Он узнал вдруг все, что знал прежде... Прежде
он чувствовал другую линию через преграду самолюбия, интереса, а теперь
внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем... "

Романы
"Котлован" и "Чевенгур" звучат в наши дни как пророчество.
Весь трагизм в том, что они, эти вещие пророчества печального будущего, не были
услышаны за потоком фраз и громких слов. Писатель создавал эти произведения в
начале становления социалистического общества. И еще тогда предупреждал полном
крушении светлой идеи, если в основе человеческой деятельности не будут лежать
профессионализм, наука, созидательный труд. "Чевенгур" — самое
крупное произведение Платонова, сосредоточившее многочисленные и разнообразные
наблюдения писателя, инженера, мелиоратора, общественного деятеля, "всеми
силами работавшего на благо Советской России". Кроме прямого смысла,
относящегося к путешествию главного героя — Саши Дванова — есть и другой,
сокровенный смысл: продвижение всего человечества в сторону будущего возможно,
по Платонову, лишь в том случае, если его будут совершать с распахнутым
сердцем! Автор наравне с героями и вместе с читателями предпринимает попытки
осмыслить пути нового мироустройства. Чевенгур — символ и одновременно
конкретное место будущей счастливой жизни. Роман описывает далекий и долгий
путь к Чевенгуру. Через времена и жизни многих людей. Через обморочное
существование бобыля, безысходность утонувшего рыбака, прозябание многодетного
Прохора Дванова и его семейства тянется нить повествования. Идет "степная
воюющая революция". С такой ноты начинается путешествие Саши по
вздыбленной России. Во время своего путешествия с какими только людьми не
приходится сталкиваться ему, чем не доводится заниматься! Перед ним
разворачивается фантастическая по своей неожиданности картина деятельного
осуществления новой жизни. Едва Дванов узнает, что в Чевенгуре
"устроен" коммунизм, как немедленно отправляется туда. Если прежде
путешествие длилось, распространялось вширь и вдаль, то теперь оно устремляется
вглубь. Повествование сосредоточивается на главном: на поисках сущности
человеческой жизни и человеческого счастья. Собравшиеся в Чевенгуре люди хотят
научиться жить как-то иначе — более разумно, одухотворенно, светло. Но это
оказывается непосильной задачей, которую решить поодиночке невозможно.

Роман Платонова
"Чевенгур" — это печальная сказка о горьком человеческом опыте, в
котором заложены многие и многие смыслы. Утверждается идея родственности,
слитности человечества: человек стремится к человеку, человек понимает
человека, человек помнит о человеке. Наверное, только так и можно выжить
человечеству. А иначе оно потерпит крах, как потерпел его вдохновленный
выдумкой, но так и не осуществленный Чевенгур. Игнорирование экономических,
экологических и общечеловеческих законов и замена их только декларациями и
лозунгами неизбежно приведут к краху.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Girl Interrupted Essay Research Paper Both the
Реферат Толпа и масса-психологические аналогии и упущения
Реферат Монополизм и формы рыночного господства
Реферат Информационно-справочные системы. ВЭД-Инфо
Реферат Конкуренция на рынке гостиничных услуг; стратегия и тактика конкурентной борьбы
Реферат Возрастные особенности обучения и совершенствования техники спортивных способов плавания у мальчиков и девочек 7-17 лет
Реферат Терминологический словарь по специальности «Электротехнические комплексы»
Реферат Министерство юстиции США
Реферат Проблемы эффективности внешнеэкономической деятельности
Реферат право спільнохї власності
Реферат Решение нелинейных уравнений методом интераций
Реферат Обучение аудированию иноязычного текста на среднем этапе обучения
Реферат Використання антиоксиданту тіотриазоліну та препарату метаболічної дії ловастатину
Реферат Учет и аудит основных средств на АТП
Реферат Фэн-шуй