Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Л. Андреев В тумане

Разбор рассказа Л. Андреева “В тумане”
I. Пространство рассказа:
1. Внутренний мир героя
А) Он несколько раз выходил, пошатываясь, стараясь не шуметь и цепляясь за стулья, и пол под непривычными босыми ногами был страшно холодный и скользкий, и от этого необычайного холода становилось особенно ясно, что давно уже ночь и все тихо спят, а он один ходит и мучится болью, чуждою всему этому чистому и хорошему дому.
Б) Герой умирает еще задолго до физической смерти:
И все время Павлу казалось, что это писал не он, а другой какой-то человек, хороший и умный; он умер теперь, этот человек, и оттого так многозначительно все им написанное, и оттого так жаль читать его. И тихая жалость к умершему человеку наполнила его сердце; и первый раз за много дней Павел почувствовал себя дома, на своей постели, одного, а не на улице, среди тысяч враждебных и чуждых жизней.
2. Мир, к к-рому формально относится герой
Далеко во все стороны расстилался мир, и был он бесконечный и темный, и всем одиноким и скорбным сердцем чувствовал Павел его неизмеримую и чуждую громаду.
3. “Бездна” (сквозной мотив А.)
А) Вы же поскорее, Катенька!— попросил Павел, теряя азами ее контур в черном и мглистом отверстии ворот. + Павел напрягся, что-то сбросил с себя и выбросил весе-1й и громкий вопрос: — А водочки-то?
Б) С надеждою обернулся он к окнам, но оттуда угрюмо и скучно смотрел грязный городской туман, и все было от него желтое: потолок, стены и измятая подушка. И вспугнутые им чистые образы прошлого заколыхались, посерели и провалились куда-то в черную яму, толкаясь и стеная.
В) И в лесу, где он лежал за кустами, было так темно, что он не видел своей руки, и порой ему чудилось, что и самого его нет, а есть только молчаливая и глухая тьма.
Герой переходит из одного пространства в другое под воздействием судьбы, “фатума”, ничего не делая сам.
II. Импрессионизм - значимость цвета, светотени и звука.
1.Импрессионизм + цветовая ассоциация с Достоевским [pic]повтор тематики болезни, нечистоты,
А) Не трогай меня!.. Отойди!..— и, поведя плечами, ти хо добавил:— Я грязный...
Б) Так же грязны и мысли его, и кажется, что, если бы вскрыть его череп и достать оттуда мозг, он был бы гряз ный, как тряпка, как те мозги животных, что валяются н; бойнях, в грязи и навозе. смерти, образа живого города, ведущего к гибели своих жителей.
В тот день с самого рассвета на улицах стоял странный, неподвижный туман. Он был легок и прозрачен, он не закрывал предметов, но все, что проходило сквозь него, окрашивалось в тревожный темно-желтый цвет, и свежий румянец женских щек, яркие пятна их нарядов проглядывали сквозь него, как сквозь черный вуаль: и темно и четко.
2. цветовая оппозиция земли и неба: небо “изжелто-черное”, земля - “исчерна-желтая”.
3. звуки и цвета голосов - окраска внутреннего состояния героя и индикатор их взаимоотношений:
А) говорила Катя Реймер густым и звучным контральто
Б) Из тьмы пропищал странный и смешной голос полишинеля:
В) Среди смеха прозвучал другой голос, молодой и сдержанный бас:
Г) Катя Реймер ответила, и голос ее был серьезный и изменившийся:
Д) И точно разбегающийся шепот шмыгнул по лесу, и все выжидающе смолкло, когда мужской голос, как золото, мягкий, блестящий и звонкий, запел высоко и страстно:
— Ты мне сказала: да — я люблю тебя!.. Так ослепительно ярок, так полон живой силы был этот голос, что зашевелился, казалось, лес, и что-то сверкающее, как светляки в пляске, мелькнуло в глазах Павла.
Е) Отчего вы так грустны, Катерина Эдуардовна?— повторял он, как жалобную песню, как тихую молитву отчая; ния, и вся душа его билась и плакала в этих звуках. (итог для героя)
4.Цвет=мотив (желтый =жизнь=болезнь=смерть)
Павел попробовал задвижку, подошел к столу и взялся за ручку ящика; но тут ему представились все эти глубоко запрятанные инструменты, склянки с мутною жидкостью и желтыми противными ярлыками, и то, как он покупал их в аптеке, сгорая от стыда, а провизор отвертывался от него, точно и ему было стыдно
III. Время в рассказе.
1. Тема вечного сюжета, подчеркнутость циклического времени:
“В пестроте и грязной окраске его (потолка) было что-то скучное, надоедливое и безвкусное, напоминавшее о десятках людей, которые жили в этой квартире до Рыбаковых, спали, говорили, думали, делали что-то свое - и на все наложили свою чуждую печать. И эти люди напоминали Павлу о сотнях других людей.. .”
2. Текстуальное подтверждение цикличности, вечности происходящего
А) И снова перед глазами развернулся в высоте потолок.
Б) Потом опять в том же порядке: хата, большой мужик, церковь и огромная телега и так кругом комнаты. И все это было желтое на грязно- розовом фоне, уродливое и скучное, и напоминало не деревню и чью-то печальную и лишенную смысла жизнь.
3. Характерно и название книги, к-рую читал Павел “История цивилизации”.
IV. Композиция рассказа
1. Непреодолимая граница между героем и миром - все мешает ему преодолеть ее.
'_ а черт!— ругался он и отбрасывал материю, но, тяжелая, она тупо падала назад прямыми и равнодушными складками. Внезапно устав и потеряв всю энергию, Павел лениво отодвинул ее и сел на холодный подоконник.
2. Композиционно выделяются основные мотивы и образы рассказа:
Но среди идущих и едущих были женщины, и их присутствие давало картине сокровенный и тревожный смысл. Они шли по какому-то своему делу и были, казалось, такие обыкновенные и незаметные; но Павел видел их странную и страшную обособленность: они были чужды всей остальной толпе и не растворялись в ней, но были как огоньки среди тьмы.
3. Город в изображении Л. Андреева. а) Типичное влияние города на героя- разрушение личности, утрата моральных ценностей, несамостоятельность сознания; город действует и направляет своих героев:
С переездом в город Павел стал особенно мрачен и нервен, и Сергей Андреич боялся за себя, что не сумеет говорить достаточно спокойно и внушительно. б) Город, герои = их идеи. Герой становится я частью окружающего его мира. “Жители города” “затягивают” героя в “свой” мир.
Двигался туман и огни, и опять о грудь Павла бились плечи женщины и перед глазами болталось большое загнутое перо, какие бывают на погребальных колесницах; потом что-то черное, гнилое, скверно пахнущее охватило их, и качались какие-то ступеньки, вверх и опять вниз. В одном месте Павел чуть не упал, и женщина поддержала его.
V. Основные мотивы рассказа
1. 3 осн. темы рассказа: Женщина, смерть, “чума”.
Но она не обернулась, и опять в груди стало пусто, темно и страшно, как в вымершем доме, сквозь который прошла угрюмая чума, убила все живое и досками заколотила окна.
2. Бездушность всего мира героя, всего что соприкасается с ним:
А потом когда-нибудь она отдаст ему и свое тело, и с ним будут делать то же, что делают с продажными женщинами.
VI. Автор и герой
1. автор знает о герое не более чем читатель:
Павел быстро встал и, вероятно, сделал себе очень больно...
2. Отец Павла не узнает, не знает своего сына (возможно это - перекличка с автором)
Но радость скоро прошла, и уже через полчаса Сергей Андреич смотрел на Павла и думал: кто этот чужой и незнакомый юноша, странно высокий, странно похожий на мужчину?
И с тех пор Сергей Андреич искал прежнего милого, хорошо знакомого мальчика, натыкался на что-то новое и загадочное и мучительно недоумевал.
3. Двойственность героя (его мир делится на “до” и “после”)
(перепев романтического образа героя “до”)
Тут рассуждения о жизни, такие серьезные и решитель ные, с таким множеством умных иностранных слов, что Павлу кажется, будто не он писал их, а кто-то пожилой 1 и страшно умный; тут первый трепет скептической мысли, и первые чистые сомнения и вопросы, обращенные к Богу: где ты, о Господи? Тут сладкая грусть неудовлетворенной и не разделенной любви и решение быть гордым, благородным и любить Катю Реймер всю долгую жизнь, до самой моги лы. Тут грозный и страшный вопрос о цели и смысле бытия и чистосердечный ответ, от которого веет весною и солнеч ным блеском: нужно жить, чтобы любить людей, которые так несчастны. И ни слова о тех женщинах.
VII. Квинтэссенция в образе героя понятий пространства, времени, образов, души, смерти, болезни и города.
А) я ненавижу тебя!— шептало странное, бесформенное пятно человека, охваченного туманом и вырванного им из живого мира.— Я ненавижу тебя!
Б) Как в вате, задыхается в тумане голос. Бесформенное пятно человека медленно удаляется, сверкнула около фонаря металлическая пуговица, и все растаяло, как будто никогда и не было его, а был только мутный и холодный туман.
VIII. Анафористичность рассказа [pic]конец сюжетный = началу след. действия.
... В ту ночь, до самого рассвета, задыхался в свинцовом тумане холодный город. Безлюдны и молчаливы были его пубокие улицы, и в саду, опустошенном осенью, тихо уми-али на сломанных стеблях одинокие, печальные цветы.
автор: Орлов Святослав Григорьевич, 1 курс, РГГУ, ист.-фил., предмет: Анализ худ-го текста препод.: Есаулов дата: 4.04.97


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Налагодження пристроїв релейного захисту та автоматики
Реферат Salvador Dali Essay Research Paper Salvador DaliDali
Реферат Терапия. Дифференциальный диагноз при кардиомегалиях
Реферат Seneca Indian Tribe Essay Research Paper ALLIES
Реферат Інтоксикації пестицидами
Реферат «Болашақ» халықаралық стипендиясына ғылыми тағлымдамадан өтетін үміткерлер тапсыратын құжаттар тізімі
Реферат Cyber Terrorism Essay Research Paper It
Реферат Історія застосування фізичних вправ та масажу як передумов виникнення механотерапії
Реферат Академическая история болезни Гипертоническая болезнь
Реферат Історія розвитку педіатрії в Україні
Реферат Акушерство. История родов
Реферат Історичні та медико соціальні аспекти становлення і розвитку вчення про сибірку
Реферат Аир обыкновенный аир болотный
Реферат Абсцессы брюшной полости Поддиафрагмальный абсцессы
Реферат Аборт Постабортивний синдром