Реферат по предмету "Государство и право"


Юридический анализ статьи 178 УК РФ: недопущение, ограничение или устранение конкуренции

ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАРНАУЛЬСКИЙЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РФ
ОБЩЕЮРИДИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ
Кафедрауголовного права и криминологии
Юридическийанализ статьи 178 УК РФ: недопущение, ограничение или устранение конкуренции
 
КУРСОВАЯРАБОТА
Выполнил:студент 3 курса ОЮФ
3532 уч.группы Сапегин И.Ю.
Проверил:преподаватель
кафедрыуголовного права
икриминологии, к.ю.н.
майор милицииГертель Е.В.
БАРНАУЛ 2008

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Характеристика состава преступления,предусмотренного частью 1 статьи 178 УК РФ:
1.1 Объект и предмет преступления
1.2 Объективная сторона преступления
1.3 Субъективные признаки преступления
Глава 2. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки преступления
Заключение
Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы состоитв том, что юридический анализ данной статьи позволит обозначить формы и способысовершения, — а значит и способы защиты от монополистических действий, сферудействия данной статьи.
Проблема борьбы снедопущением, ограничением или устранением конкуренции весьма актуальна длявсех стран, идущих по пути развития рыночной экономики, но особенно для России,над которой довлеют почти вековые традиции предпочтения монополии, а неконкуренции в экономике. От того, каким образом эта проблема разрешается внастоящее время, зависит эффективность отечественной экономики,социально-политическая стабильность общества, а также состояние и тенденциипреступности в сфере экономической деятельности.
Уголовно-правовая защитаотношений добросовестной конкуренции по своей природе имеетконституционно-правовую основу. Конституция РФ устанавливает: «в РоссийскойФедерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещениетоваров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободаэкономической деятельности»; «не допускается экономическая деятельность,направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».[1]
С переходом к рыночнойэкономике в России появилось антимонопольное законодательство,предусматривающее ответственность за посягательство на конкуренцию. Специальноучрежденные антимонопольные органы призваны обеспечивать исполнение данногозаконодательства.
Однако, как показываетмировая и отечественная практика, позитивное антимонопольное законодательствоне позволяет эффективно противостоять всем проявлениям монополизма. Применениеадминистративных санкций, из-за их невысокой степени репрессивности, неспособновоспрепятствовать монополистической деятельности, приносящей огромную поразмерам монопольную прибыль. Поэтому в уголовном законодательстве, в ст. 178УК РФ, предусмотрены нормы, охраняющие конкуренцию от наиболее опасных форммонополистических посягательств.
Проблема уголовнойответственности за недопущение, ограничение или устранение конкуренциирассматривалась в основном в рамках борьбы с преступлениями в сфереэкономической деятельности. Среди ученых, касавшихся в своих работах даннойтемы, следует отметить Б.В. Волженкина, Л.Д. Гаухмана, А.Э. Жалинского, В.Б.Коробейникова, Г.А. Кригера, И.И. Карпеца, К.Ю. Тотьева, Ю.Г. Следь, О.Г.Карпович, К.М. Хутова.
Цель данной работысостоит в юридическом анализе состава преступления, предусмотренного статьей178 УК РФ: недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Задачами является: анализобъекта преступления, форм и способов совершения объективной стороныпреступления, субъективных признаков преступления, квалифицирующих и особоквалифицирующих признаков, изучение уголовного законодательства, в частиответственности за монополистические действия, стран имевших плановуюэкономику.
Работа состоит из двухпараграфов. В первом из них анализируются элементы состава преступления:объект, объективная сторона, субъективные признаки. Во втором параграферассматриваются квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки данногосостава преступления.
К большому сожалению, внастоящее время действие данной статьи, в связи с внесенными в 2002 годуизменениями, фактически парализовано. С момента, когда состав данногопреступления из формального был преобразован в материальный, статья 178 УК РФ неприменялась практически ни разу. Однако планы вернуть ее «в строй» уруководства ФАС РФ имеются.[2]

ГЛАВА 1.ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 178 УКРФ:
 
1.1 ОБЪЕКТИ ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Вопрос об объектепреступлений в сфере экономической деятельности в уголовно-правовой наукерешается неоднозначно. Хотя все исследователи и солидарны в том, что имвыступают экономические отношения, но их содержание, а также подвергшийся негативнымизменениям аспект этих отношений определяется по-разному.[3]
Превалирующей же являетсяточка зрения, согласно которой родовым объектом являются общественныеотношения, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена ипотребления товаров, работ и услуг.
Видовым объектоммонополистических действий и ограничения конкуренции следует считать общественныеотношения, регулирующие экономическую деятельность государства в сфереантимонопольного законодательства.
Непосредственным объектомявляются общественные отношения, складывающиеся в сфере регулированиядобросовестной конкуренции и деятельности хозяйствующих субъектов в условияхрыночной экономики.[4]
При этом конкуренция,согласно Федеральному закону РФ «О защите конкуренции», представляет собой«соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиямикаждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них водностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров насоответствующем товарном рынке».[5]
Ранее в научной литературевысказывались различные точки зрения о сфере распространения действия даннойстатьи.
Так А.В. Гавриловауказывала, что: «Анализ диспозиции ч.1 статьи 178 УК РФ показывает, что сфераее действия ограничивается только товарными рынками».[6]Данный подход основывался на п.3 ст.2 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках», в соответствии с которымотношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестнойконкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев,когда складывающиеся на этих рынках отношения влияли на конкуренцию на товарныхрынках, регулировались иными законодательными актами РФ. В настоящее времяданный закон, в указанной части, утратил силу в связи с введением в действие ФЗ«О защите конкуренции», действие которого распространяется на отношения и натоварных, и на финансовых рынках. Поэтому верной представляется точка зрения,высказанная К.Ю. Тотьевым: «Из анализа диспозиции ч. 1 ст. 178 не следует, чтосфера ее действия ограничивается только товарными рынками. Используемое вданной статье понятие «рынок» подразумевает как товарный рынок, так и рынокценных бумаг и финансовых услуг».[7]
В структуру объекта уголовно-правовойохраны в сфере конкуренции включаются следующие отношения:
1. между отдельными хозяйствующимисубъектами (реальными и потенциальными конкурентами);
2. между хозяйствующими субъектамии государством в лице уполномоченных органов;
3. между хозяйствующимисубъектами и потребителями.
По мнению К.Ю. Тотьевапредмет общественных отношений может стать и предметом преступления.Применительно к монополистической деятельности, по его мнению, им может быть:
1.        положениехозяйствующего субъекта на товарном или финансовом рынках (например, в случаевытеснения предпринимателя с рынка);
2.        имуществохозяйствующего субъекта или потребителя (например, в случае установления монопольновысоких цен и получения за счет этого необоснованно высокой прибыли);
3.        поведениехозяйствующего субъекта на рынке (например, ценовой сговор).[8]
1.2 ОБЪЕТИВНАЯСТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
По поводу содержанияобъективной стороны данного преступления в юридической литературе существуетнесколько мнений. Так, Волженкин Б.В. считает, что «ограничение конкуренции имонополистические действия описывает один состав преступления с альтернативнымипризнаками преступления».[9] Тотьев К.Ю. полагает, чторечь идет «об отдельных наиболее опасных видах нарушений антимонопольногозаконодательства, за совершение которых установлена уголовная ответственность».[10]
Объективная сторонапреступления представлена тремя самостоятельными формами:
1. недопущение конкуренциипредставляет из себя такие действия виновного, совершение которых делаетневозможной конкуренцию в конкретной сфере функционирования рынка.Состязательности хозяйствующих субъектов здесь не было в принципе, «благодаря»предпринятым виновным мерам;
2. ограничениеконкуренции — такое состояние на товарном рынке, когда состязательностьхозяйствующих субъектов в некоторой мере сохраняется, но ее рамки искусственнорегулируются действиями виновного;
3. устранение конкуренции- такие действия виновного лица, в результате которых конкуренция былаисключена из той сферы функционирования товарного рынка, где она ранее имеламесто.[11]
В определенной степенисамо деяние по составу - недопущение, ограничение или устранениеконкуренции - является и последствием, которого, однако, недостаточно дляналичия оконченного состава преступления.
В зависимости отчисленности лиц, осуществляющих преступное деяние, можно выделить два видадеяний, охватываемых объективной стороной:
1. монополистическиедействия;
2. ограничениеконкуренции.
В одном случае эти деяниякасаются односторонних манипуляций с монопольными ценами, в другом – это коллективныедеяния, ограничивающие
конкуренцию.[12]
Уголовно наказуемымиявляются не любые проявления монополистических действий и ограниченияконкуренции, а лишь совершенные указанными в ч. 1 ст. 178 УК РФ способами.
Способы совершениямонополистических действий включает:
1. установлениемонопольно высоких цен;
2. установлениемонопольно низких цен.
К способам ограниченияконкуренции относятся следующие:
1. раздел рынка;
2. ограничение доступа нарынок;
3. устранение с него другихсубъектов экономической деятельности;
4. установление единыхцен;
5. поддержание цен.
Установление монопольновысоких или монопольно низких цен Федеральный закон «О защите конкуренции”рассматривает в качестве злоупотребления доминирующим положением на рынке.[13]
Доминирующее положение — это «положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или несколькиххозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающеетакому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам(группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращениятовара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарногорынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этоттоварный рынок другим хозяйствующим субъектам».[14]
Доминирующим признаетсяположение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), долякоторого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, еслитолько при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства илипри осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией небудет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положениехозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Доминирующим такжепризнается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенноготовара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положениетакого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя изнеизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующегосубъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарномрынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынокновых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарныйрынок.
Не может быть признанодоминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынкеопределенного товара не превышает 35 процентов, за исключением 2 случаев:
1. Доминирующимпризнается положение каждого хозяйствующего субъекта из несколькиххозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительнок которому выполняются в совокупности следующие условия:
1.1. совокупная доля не более чемтрех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей другиххозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, илисовокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого изкоторых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарномрынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, еслидоля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемьпроцентов);
1.2. в течение длительного периода (втечение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем одингод, в течение срока существования соответствующего товарного рынка)относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подверженымалозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынокновых конкурентов затруднен;
1.3. реализуемый или приобретаемыйхозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром припотреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост ценытовара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этоттовар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товарана соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.
2. Федеральными законамимогут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующегосубъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чемтридцать пять процентов.[15]
В отношении финансовыхорганизаций действуют специальные условия признания их доминирующего положения,с учетом ограничений, устанавливаемых ФЗ «О защите конкуренции»: за исключениемкредитной организации, они устанавливаются Правительством Российской Федерации,а само доминирующее положение, за исключением кредитных организаций,устанавливается антимонопольным органом в порядке, утвержденном ПравительствомРоссийской Федерации; условия признания доминирующим положения кредитнойорганизации устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованиюс Центральным банком Российской Федерации. Порядок установления доминирующегоположения кредитной организации утверждается Правительством РоссийскойФедерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.[16]
Не может быть признанодоминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десятьпроцентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или двадцатьпроцентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также наиных товарных рынках в Российской Федерации.
Монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовойуслуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положениехозяйствующим субъектом, если:
1. эта цена превышает цену, которую вусловиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемогоза определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара(определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиямдоступа (далее — сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующиесубъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц ине занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;
2. эта цена превышает сумму необходимых для производства иреализации такого товара расходов и прибыли.
Монопольно низкой ценой товара (за исключениемфинансовой услуги) является цена товара, установленная занимающим доминирующееположение хозяйствующим субъектом, если:
1. эта цена ниже цены, которую вусловиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующиесубъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц ине занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;
2. эта цена ниже суммы необходимыхдля производства и реализации такого товара расходов.
Не признается монопольнонизкой цена товара, если ее установление продавцом не повлекло за собойограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с покупателямиили продавцами товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов насоответствующем товарном рынке.[17]
Монопольно высокая ценафиксируется для того, чтобы возместить необоснованные хозяйственные затраты и (или)получить дополнительную прибыль в результате снижения качества товара. Монопольнонизкая цена устанавливается покупателем или продавцом, которые занимают нарынке доминирующее положение. Цель фиксирования покупателем монопольно низкойцены — получение дополнительной прибыли и (или) компенсация необоснованных затратза счет продавца. Продавец, в свою очередь, может установить низкую цену инамеренно понести убытки от продажи своего товара с целью вытеснить конкурентовс данного рынка. Установление монопольно высоких (низких) цен противоречит публичныминтересам в том случае, если эти действия имеют либо могут иметь своимрезультатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов другихпредпринимателей или граждан.[18]
При этом ограничение и сдерживание конкуренции разрешено всфере действия субъектов естественных монополий:
1. Не признается монопольно высокой цена товара,установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такойтовар, определенного органом регулирования естественной монополии.
2. Не признаетсямонопольно низкой цена товара, установленная субъектом естественной монополии впределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественноймонополии.[19]
В соответствии с ФЗ «О естественных монополиях»[20]:
субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект (юридическоелицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественноймонополии;
естественная монополия — состояние товарного рынка, прикотором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствиеконкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи ссущественным понижением издержек производства на единицу товара по мереувеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественноймонополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чемспрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественныхмонополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спросна другие виды товаров.
В частности, данным ФЗ, в статье 4, устанавливаются такиесферы регулирования, как: транспортировка нефти инефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа потрубопроводам; железнодорожные перевозки и др.
Закон “О защите конкуренции” исключает из понятия монопольновысокой, а равно и монопольно низкой цены цену на финансовые услуги, даваяспециальное понятие необоснованно высокой цены финансовой услуги. Необоснованновысокая цена финансовой услуги, необоснованно низкая цена финансовой услуги — цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающейдоминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается отконкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарныйрынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние наконкуренцию.[21]
Если следоватьбуквальному толкованию понимания монопольно высокой (монопольно низкой) цены,необходимо будет признать, что произошла декриминализация определенныхзлоупотреблений на рынке финансовых услуг, что вряд ли верно. Представляется,что необоснованно высокая (необоснованно низкая) цена финансовой услуги должнаохватываться уголовно-правовым понятием монопольно высокой (монопольно низкой)цены.[22]
При выявлении монопольно высоких цен в соответствии сдействующим антимонопольным законодательством рекомендуется исходить изположений, установленных Письмо ГКАП РФ от 14 марта 1996 г. N ВБ/1034 „О выявлении монопольно высоких цен“.[23] В частности, необходимоопределить наличие предпосылок применения монопольно высокой цены, к которымотносится:
снижение объемов производства или изъятие из обращенияпродукции, по которой хозяйствующий субъект доминирует на товарном рынке. Оснижении объемов производства (изъятии из обращения) прямо свидетельствует егореальное сокращение, косвенно — темпы спада производства (реализации),превышающие среднеотраслевые (среднерегиональные) и (или) темпы по России вцелом;
высокий уровень цены по сравнению с ценами на эту продукцию,изготавливаемую другими предприятиями. Выявление высокого уровня ценыпроводится на основе сравнительного анализа динамики темпов изменения цен.Следует сравнить темпы роста цен на продукцию хозяйствующего субъекта,занимающего доминирующее положение на рынке этой продукции, с соответствующимиотраслевыми или региональными индексами роста. В случае отсутствия этихпоказателей сравнение осуществляется с индексом роста оптовых цен попромышленности (на продукцию производственно-технического назначения) ииндексом роста цен на потребительские товары и услуги (на товары народногопотребления).
Сочетание более высокихтемпов снижения объемов производства (изъятие из обращения) на проверяемуюпродукцию и роста цен по сравнению с их отраслевыми (региональными)показателями является косвенным свидетельством наличия монопольного эффекта(снижение объемов производства или изъятие товаров из обращения наряду сповышением цены).
Второй вид запрещенных статьей 178 УК РФ деяний, как ужеуказывалось, — ограничение конкуренции. В ФЗ “О защите конкуренции” ониименуются соглашениями или согласованными действиями, ограничивающимиконкуренцию.
При этом согласно п. 18 ст. 4 данного закона, соглашениепредставляет собой договоренность в письменной форме, содержащуюся в документеили нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно ст. 8, согласованные действия хозяйствующихсубъектов — это действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке,удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1. результат таких действий соответствует интересам каждогоиз указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действиязаранее известны каждому из них;
2. действия каждого из указанных хозяйствующих субъектоввызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствиемобстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты насоответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могутбыть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое дляпроизводства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках,существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или втечение срока существования соответствующего
товарного рынка, если такой срок составляет менее чем одингод.
Раздел рынка как способнедопущения, ограничения или устранения конкуренции представляет собой:
1. достижение в любойформе соглашений (договор, иные сделки, соглашения, согласованные действия)между хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара(взаимозаменяемых товаров), вне зависимости от того, какую в совокупности долюна рынке определенного товара они имеют;
2. соглашения илисогласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, органов местногосамоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций,а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РоссийскойФедерации между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, доля которогона рынке также может быть любой, о разграничении сфер влияния на рынке; делениепоследнего на части:
1. по территориальномупринципу;
2. по объему продажи илипокупки товаров;
3. по ассортиментуреализуемых товаров;
4. по составу продавцовили покупателей (заказчиков).[24]
Ограничение доступа на рынок — деяние (действие илибездействие) виновного лица, создающее любые неправомерные препятствия длявхода на рынок того или иного хозяйствующего субъекта и ущемляющее его свободу экономическойдеятельности.
При этом создавать указанные препятствия может одинхозяйствующий субъект, если он занимает доминирующее положение, илихозяйствующие субъекты, действующие согласованно (соглашение — в любой форме),или федеральные органы исполнительной власти, органы государственной властисубъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иныеосуществляющие функции указанных органов органы или организации, а такжегосударственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации,действующие согласованно между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом,доля которого на рынке также может быть любой. Это касается легитимации предпринимателей(неправомерный отказ в создании, реорганизации или ликвидации хозяйствующегосубъекта, или отказ в выдаче ему необходимой лицензии на занятиесоответствующим видом предпринимательской деятельности), неправомерногоустановления запретов для хозяйствующих субъектов (запрет на ввоз продукции),неправомерного закрепления требований, обязанностей в отношениипредпринимателей (например, установление для хозяйствующего субъектаобязанности в первоочередном порядке поставить товар).
Уголовная ответственность за неправомерный отказ врегистрации субъектов предпринимательства и отказ в выдаче лицензии (уклонение отрегистрации и от выдачи лицензии) может быть реализована как на основании ст. 178УК, так и по ст. 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности». Отказзарегистрировать хозяйствующий субъект или выдать ему лицензию должен квалифицироватьсяпо статье 178 УК РФ в том случае, если он имеет в качестве непосредственнойцели ограничение конкуренции на данном товарном рынке и (или) ущемлениеинтересов других субъектов экономической деятельности. Таким образом, дляразграничения ст. 178 и 169 УК РФ целесообразно применять критерийнаправленности умысла виновного лица.[25]
Ограничение доступа на рынок или устранение с него другиххозяйствующих субъектов возможно как в отношении покупателей, так и в отношениипродавцов (в зависимости от того, имеет ли место ограничение конкуренции нарынке закупок или продаж).
Ограничение конкуренции какпреступление следует отличать от ограничений прав сторон попредпринимательскому договору. Подобные ограничения допустимы с точки зрения Гражданскогокодекса РФ, например, в договоре коммерческой концессии. В нем может бытьпредусмотрен отказ лица, предоставившего другой стороне договора коммерческойконцессии (пользователю) право использовать комплекс исключительных прав, от предоставлениядругим лицам аналогичных комплексов исключительных прав для их использования назакрепленной за пользователем территории либо от собственной аналогичнойдеятельности на этой территории.
По договору коммерческойконцессии на пользователя может быть возложена обязанность: 1. не конкурироватьс правообладателем на территории, на которую распространяется действие договоракоммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемойпользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительныхправ; 2. не получать по договорам коммерческой концессии аналогичные права уконкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя; 3. согласовывать с правообладателемместо расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленныхпо договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление. Указанныеограничительные условия сами по себе не являются противоправными (ничтожными) ине преследуются по закону. Но эти условия согласно п. 1 ст. 1033 ГК могут бытьпризнаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иногозаинтересованного лица, если они с учетом состояния соответствующего рынка и экономическогоположения сторон противоречат антимонопольному законодательству.[26]
Устранение с рынка другихсубъектов экономической деятельности — действия виновных лиц, принуждающиехозяйствующие субъекты, уже работающие на данном рынке, полностью или частичнопрекратить экономическую деятельность на соответствующем рынке. Они могутвыражаться, например, в распространении среди клиентов хозяйствующего субъекта ложной,неточной или искаженной информации, способной причинить убытки или нанести ущербего деловой репутации.[27]
Различие между ограничением доступа на рынок и устранением срынка в том, что при ограничении доступа на него у других хозяйствующихсубъектов остается возможность присутствовать на рынках, хотя и в меньшемобъеме, а при устранении с рынка других субъектов экономической деятельностирынок представлен только одним хозяйствующим субъектом. Не имеет значения,какова доля данного субъекта на рынке определенного товара.
Конкретные разновидностиограничения доступа на рынок и устранения с него хозяйствующих субъектов могутносить физический и психологический характер.[28]
К физическим относятся, например, уничтожение или повреждениетовара (особо квалифицированный состав), блокирование транспортныхкоммуникаций, скупка всех возможных торговых мест, закрытие (незаконное)предприятий торговли, незаконный отказ в выдаче лицензии на занятиепредпринимательской деятельностью в сфере производства или реализации товаров,причинение вреда оборудованию производственных предприятий (особоквалифицированный состав) и т.д. Должностные лица органов власти и управленияпривлекаются в этих случаях дополнительно по ст. 169, 285, 286 или 289 УК РФ.
Психологические способы заключаются в психическом воздействиина потерпевшего — угрозах различного содержания: насилием, уничтожением илиповреждением чужого имущества (признается особо отягчающим обстоятельством),разглашением позорящих сведений, применением дисциплинарных мер, привлечением куголовной ответственности и т.п.
Кроме названных выше,разновидностями ограничения доступа на рынок или устранения с него другихсубъектов экономической деятельности являются, например: распространениеложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убыткихозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение взаблуждение в отношении характера, способа и места производства,потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении егопроизводителей; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых илиреализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другимихозяйствующими субъектами; продажа, обмен или иное введение в оборот товара,если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельностии приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средстваиндивидуализации продукции, работ, услуг; незаконное получение, использование,разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или инуюохраняемую законом тайну (недобросовестная конкуренция).[29]
Установление или поддержание единых цен — этоцеленаправленное соглашение двух или более хозяйствующих субъектов об общихценах (тарифах) на конкретном рынке, применяемых всеми участниками такогосговора.
Для установления единыхцен могут быть предприняты такие действия, как временное изъятие товаров изобращения, сдерживание их от реализации, сокращение или прекращениепроизводства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, приналичии безубыточной возможности их производства, и т.п.[30]
Состав преступлениясформулирован в ст. 178 УК РФ в редакции от 8 декабря 2003 г. как материальный. Деяние должно причинить ущерб не менее одного миллиона рублей. Такаяконструкция состава преступления не отражает свойств охраняемого объекта,механизма посягательства на него и порождает серьезные проблемы при применениизакона. Так, сама возможность точно исчислить размер ущерба от монополистическойдеятельности вызывает сомнения.[31]
Необходимо отметить, чтозадача уголовно-правовой охраны добросовестной конкуренции в настоящее время ненаходит системного отражения в Особенной части УК РФ. Угроза конкуренции можетисходить как от субъектов, допускающих ограничение конкуренции излоупотребление доминирующим положением на рынке, так и от субъектов,применяющих недозволенные приемы ведения конкурентной борьбы. Равноезакрепление на конституционном уровне обоих запретов и на монополистическуюдеятельность, и на недобросовестную конкуренцию предполагает соответствующееотражение обоих запретов в системе уголовных санкций. Но если действующий УК РФпредусматривает ответственность за монополистические действия, то система меруголовно-правовой защиты от недобросовестной конкуренции не отличается ниполнотой, ни логичностью.[32]
В частности нельзя неотметить серьезные противоречия между содержанием норм уголовного закона иотраслевого законодательства применительно к оценке отдельных формнедобросовестной конкуренции. Например, защита от таких распространенных формнедобросовестной конкуренции, как «продажа, обмен или иное введение в обороттовара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальнойдеятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица,средства индивидуализации продукции, работ, услуг»[33]реализуется в соответствии со следующими статьями УК: ст. 146 УК РФ «Нарушениеавторских и смежных прав», ст. 147 УК РФ «Нарушение изобретательских ипатентных прав», ст. 180 УК РФ «Незаконное использование товарного знака».
В связи с этим, Ю.Г.Следь, например, предлагает внести изменения в уголовный закон, устанавливающиймеры ответственности за все формы недобросовестной конкуренции, а именно: «… сцелью повышения системности внутри Особенной части УК представляется возможнымобъединить в одной статье все основные формы недобросовестной конкуренции,включая незаконное использование объектов интеллектуальной собственности. Чтоже касается нарушения личных неимущественных прав авторов, изобретателей, патентообладателей,таких как плагиат, принуждение к соавторству, то данные преступления являютсяпосягательства на права личности, и вполне допустимо их объединить в рамкаходной статьи».[34]
Таким образом, существуетдве вида способов совершения данного преступления: монополистические действия иограничение конкуренции. Первому соответствуют два способа совершения:установление монопольно высоких и монопольно низких цен. Второму: раздел рынка,ограничение доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономическойдеятельности, установление единых цен, поддержание цен.
Указанные же в статье 178УК РФ формы совершения относятся скорее к последствиям монополистическихдействий в виде недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
1.3 СУБЪЕКТИВНЫЕПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Характеризуя субъективнуюсторону рассматриваемого преступления, отметим его умышленный характер (прямойумысел): виновное лицо, сознавая общественную опасность своего деяния,стремится не допустить, ограничить или устранить конкуренцию на соответствующемрынке товаров, работ или услуг.
Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее возраста 16лет. Ответственность за это преступление не связывается с наличием каких-либофакультативных признаков субъекта. Однако следует учитывать, что в определенииобъективной стороны закон указывает на действия, которые могут быть совершенытолько хозяйствующими субъектами и «группами лиц». Поэтому выполнитьобъективную сторону этого преступления может только лицо, действующее винтересах или обязанное действовать в интересах соответствующих «хозяйствующихсубъектов» или «групп лиц».
Субъектный состав можно подразделитьна три группы в зависимости от правового статуса лиц.[35]Во-первых, это собственно субъекты предпринимательской деятельности (индивидуальныепредприниматели — граждане, которые в соответствии со ст. 23 ГК занимаютсяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица с моментагосударственной регистрации). К данной группе относятся также участники юридическоголица (полного товарищества и товарищества на вере (кроме коммандитистов),посредством которых, согласно ст. 53, 72 и 84 ГК юридическое лицо может приобретатьправа и обязанности в хозяйственном обороте. Физические лица — полные товарищи вполном товариществе и в товариществе на вере должны пройти регистрацию в качествепредпринимателей. Во-вторых, субъектом преступления по ст. 178 УК могут выступатьруководители коммерческих организаций и их объединений (союзов или ассоциаций),а также некоммерческих организаций, за исключением не занимающихсяпредпринимательской деятельностью, независимо от того, являются ли онироссийскими гражданами, иностранными гражданами или лицами без гражданства.Руководители ведут текущие дела организации и представляют ее в хозяйственном обороте.Как известно, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себягражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии сзаконом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядокназначения и избрания органов юридического лица определяется законом и учредительнымидокументами (в зависимости от организационно-правовой формы). В-третьих, этодолжностные лица федеральных органов исполнительной власти, органовисполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые приняли акты и (или)совершили действия (бездействие), направленные на ограничение самостоятельностихозяйствующих субъектов, или создали дискриминационные условия деятельностиотдельных хозяйствующих субъектов, и т.д.
Криминологи отмечают, чтосубъектами данного преступления выступают лица, которые обладают определеннымопытом работы, занимают достаточно высокий социальный статус и обладаютпрофессиональными знаниями.[36]
Таким образом, субъект данного преступления общий, но в связис особенностями выполнения объективной стороны им может быть только лицо,действующее в интересах или обязанное действовать в интересах соответствующих«хозяйствующих субъектов» или «групп лиц».

Глава 2. КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕИ ОСОБО КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Квалифицирующие признакиуказаны в части 2 статьи 178 УК РФ:
1.        совершение деянияс использованием своего служебного положения;
2.        совершение деянияв составе группы лиц по предварительному сговору.
Использование служебногоположения понимается в ст. 178 УК РФ широко и охватывает использованиеслужебного положения лица, выполняющего управленческие функции в коммерческойили иной организации.
В связи с тем, чточеловек в одиночку и без использования служебного положения очень редкофактически может совершить деяние, запрещенное ст. 178 УК РФ, обоснованностьвключения в закон этих квалифицирующих признаков вызывает серьезные сомнения.Получается, что ч. 1 ст. 178 определяет ответственность за крайне нетипичноедеяние, совершение которого находится на гране возможностей человека.
Понятие группы лиц спредварительным сговором дано в ч. 2 ст. 35 УК РФ: «Преступлениепризнается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в немучаствовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления».Признаки:
1.       группа должнавключать в свой состав минимально двух человек. Максимальный состав группы неограничен;
2.       группу могутсоставить лица, которые совместно совершили преступление. Исходя из толкованияч. 2 ст. 34 и ч. 2 ст. 33 УК РФ они должны бытьсоисполнителями, т.е. непосредственно участвовать в совершении преступления,объединяя свои усилия и поддерживая при этом психическую связь. Организаторы,подстрекатели, пособники преступления не могут образовать группу лиц попредварительному сговору с исполнителем преступления.
3.       недопущению,ограничению или устранению конкуренции должен предшествовать предварительныйсговор, т.е. соглашение о его совершении, достигнутое всеми участниками группыдо начала осуществления действий.
Особо квалифицирующиепризнаки указаны в части 3 статьи 178 УК РФ:
1.       совершение деянияс применением насилия или угрозой его применения, а равно с уничтожением илиповреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или поврежденияпри отсутствии признаков вымогательства;
2.       совершение деянияв составе организованной группы.
Насилие по составувключает в себя причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, побои,истязание, неквалифицированное незаконное лишение свободы. Если недопущение,ограничение или устранение конкуренции сопровождались причинением тяжкого вредаздоровью, последний требует дополнительной квалификации по ст. 111 УК РФ.
При совершении в процессенедопущения, ограничения или устранения конкуренции убийства последнееквалифицируется по п. »б" или «з» ч. 2ст. 105 УК РФ. Угроза применением насилия включает в себя угрозупричинения любого вида насилия.
Понятия уничтожения иповреждения чужого имущества отличаются друг от друга возможностью ицелесообразностью восстановления причиненного вреда. Они полностью охватываютсяч. 3 ст. 178 УК РФ и не требуют дополнительной квалификации.
Понятие организованнойгруппы закреплено в ч. 3 ст. 35 УК РФ: «Преступление признаетсясовершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц,заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
Признаки организованнойгруппы:
1.        ее образуют два иболее человек;
2.        группа лицхарактеризуется устойчивостью. Об устойчивости группы лиц могутсвидетельствовать, например, стабильность состава группы, стабильность ееорганизационных структур (выделение постоянных подразделений, руководствагруппы), тесная взаимосвязь между членами группы, согласованность их действий,постоянство форм и методов преступной деятельности;
3.        группа лиц должназаранее объединиться для совершения одного (редко) или нескольких (чаще)преступлений. Члены группы должны осознавать, что объединение их усилийперерастает ранг простой группы лиц, предварительно договорившихся о совершениипреступлений. Умыслом членов группы должен охватываться признак устойчивостигруппы.
Совершить преступления всоставе группы лиц по предварительному сговору или в организованной группемогут входящие в них представители хозяйствующих субъектов, представителиорганов власти и управления, представители тех и других лиц. При этомнеобязательно, чтобы кто-нибудь из них, или они вместе занимали доминирующееположение.
В особо квалифицированныхнедопущении, ограничении или устранении конкуренции должны отсутствоватьпризнаки вымогательства. Если же виновный, угрожая насилием или причинениемвреда имуществу, требует передать ему какое-либо имущество или право на неголибо выполнить действия имущественного характера, он привлекается к уголовнойответственности по статье 163 УК РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе был проведен юридический анализ составапреступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ: недопущение, ограничение илиустранение конкуренции.
Объектом данного преступления являются общественныеотношения, складывающиеся в сфере регулирования добросовестной конкуренции идеятельности хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики. В сферудействия данной стать следует включать не только товарные рынки, но и рынокфинансовых услуг.
Наибольшее внимание уделено объективной стороне,предусматривающего пять способов совершения указанного преступления:установление или поддержание монопольно высоких или монопольно низких цен,раздел рынка, ограничение доступа на рынок, устранение с рынка других субъектовэкономической деятельности, установление или поддержание единых цен. Самиспособы конкретизированы антимонопольным законодательством, в частности ФЗ «Озащите конкуренции», постановлениями Правительства РФ, ведомственными актами.
Состав преступления материальный: для привлечения лица куголовной ответственности за совершение указанных действий, необходимо доказатьпричинение этими действиями крупного ущерба.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямогоумысла.
Субъект преступления общий, но в связи с тем, что вопределении объективной стороны закон указывает на действия, которые могут бытьсовершены только «хозяйствующими субъектами» и «группами лиц», то выполнитьобъективную сторону этого преступления может только лицо, действующее винтересах или обязанное действовать в интересах соответствующих «хозяйствующихсубъектов» или «групп лиц».
Интересен также опытстран Европы – бывших республик Союза ССР. Так, например, в Республике Беларусьпредусмотрена административная преюдиция: уголовная ответственность заограничение конкуренции (ст. 247 УК РБ) наступает лишь в случае, еслиограничение конкуренции имело место в течение года после наложенияадминистративного взыскания за те же действия. Иными словами, в ситуациинеэффективности административно-правовых санкций задействуются санкцииуголовно-правовые.[37]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.   Конституция РФ: офиц. текст. – М.:Юрид. Литература, 2006. – 64 с.
2.   Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ – [Электронный ресурс]Информационно-справочная система «Гарант». — Режим доступа: персональныйкомпьютер. — Загл. с экрана
3.  О защитеконкуренции: ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ // «Российскаягазета» от 27 июля 2006 г. N 162
4.   Часть вторая Гражданского кодексаРоссийской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ от 29 января 1996 г. N 5 ст.410
5.   О естественных монополиях:Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ // СЗ РФ от 21 августа 1995 г. N 34 ст. 3426
6.   О выявлении монопольно высоких цен:Письмо ГКАП РФ от 14 марта 1996 г. N ВБ/1034 – [Электронный ресурс]Информационно-справочная система «Гарант». — Режим доступа: персональный компьютер.- Загл. с экрана7.   Об утвержденииПорядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарномрынке: Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2006 г. N 108 – [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». — Режимдоступа: персональный компьютер. — Загл. с экрана
8.   Об утверждении Условий признаниядоминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитнойорганизации) и Правил установления доминирующего положения финансовойорганизации (за исключением кредитной организации): Постановление ПравительстваРФ от 9 июня 2007 г. N 359 – [Электронный ресурс]Информационно-справочная система «Гарант». — Режим доступа: персональный компьютер.- Загл. с экрана
9.   Об утверждении Условий признаниядоминирующим положения кредитной организации и Правил установлениядоминирующего положения кредитной организации: Постановление Правительства РФот 26 июня 2007 г. N 409 – [Электронный ресурс]Информационно-справочная система «Гарант». — Режим доступа: персональныйкомпьютер. — Загл. с экрана
10.     Агафонов А. Осодержании видового объекта преступлений, совершаемых в сфере экономическойдеятельности / А. Агафонов // Уголовное право. — 2003. — №4.
11.     Варламова А.Н. Новый закон о конкуренции / А.Н. Варламова // Законодательство. — ноябрь 2006. — №11
12.     Волженкин Б.В.Преступления в сфере экономической деятельности. // Б.В. Волженкин. — СПб.,2002.
13.     Гаврилова А.В.Недопущение, ограничение или устранение конкуренции: состав преступления / А.В.Гаврилова // Следователь. — 2004. — №12.
14.     Интервью с И.Ю.Артемьевым, руководителем Федеральной антимонопольной службы //«Законодательство». — февраль 2007. — N2.
15.     Карпович О.Г.Законодательство о конкуренции в ряде европейских государств. Уголовно-правовыепроблем /О.Г. Карпови //Юрист. – 2003. -№8.
16.     Клепицкий И.А.Уголовно-правовая охрана конкуренции в России: почему закон не работает? / И.А. Клепицкий // Законодательство. — октябрь 2005. — №10.
17.     Лопашенко Н.А.Преступления в сфере экономической деятельности. Комментарий к главе 22 УК РФ./ Н.А. Лопашенко. — Ростов-на-Дону, 1999.
18.     Лопашенко Н.А.Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону. /Н.А. Лопашенко. — Волтерс Клувер, 2007.
19.     Следь Ю.Г.Проблемы уголовно-правовой защиты от недобросовестной конкуренции / Ю.Г. Следь// Юрист. — 2006. — №1.
20.     Тотьев К.Ю.Конкурентное право (правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции имонополии). / К.Ю. Тотьев. — М., 2003.
21.     Тотьев К.Ю.Уголовная ответственность за монополистическую деятельность / К.Ю. Тотьев //Хозяйство и право. — 1998. — №5, 6.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.