Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Абиссинская литература

Абиссинская литература

В. Авдиев

Культура
Абиссинии восходит своими корнями к глубокой древности. Уже за несколько
столетий до христианской эры начался процесс проникновения из Южной Аравии
семитских культурных влияний в нагорную страну, лежащую у истоков Голубого
Нила.

Племена
Иемена, Хабашат и Геэз постепенно смешивались с местным негрским населением,
образуя новый абиссинский народ с новой культурой, яз. и лит-рой. Этот процесс,
как указывает Нельдеке, до сих пор еще не завершился. Древнейшие памятники
абиссинской письменности написаны савейским письмом в IV в. до христианской
эры. Эти надписи, найденные в Аксуме, относятся к культу божеств, занесенных в
Абиссинию из Аравии. Приблизительно в первые века христ. эры аксумское царство
достигает своего расцвета. Необычайно выгодное географическое положение на
скрещении нескольких морских и сухопутных торговых путей выдвигает Аксум на
арену мировой торговли и истории. Постепенно в Аксум проникают эллинистические
культурные влияния и наряду с ними греческий яз.; официальные надписи
одновременно составлялись на греческом и на южно-арабском яз. Наиболее
интересные надписи относятся к эпохе царя Эзаны, современника и последователя
Константина Великого, когда ряд крупных событий (введение христианства,
установление новой системы письма) предопределил развитие абиссинской культуры
и лит-ры. От царя Эзаны сохранилось семь надписей: одна греческая, две
савейских и пять древнеабиссинских. Эти надписи красноречиво говорят о
постепенном проникновении христианства в древнюю Абиссинию. Одновременно с
христианством в Абиссинию очевидно проникли тексты Библии, христианская лит-ра
и богослужебные книги, постепенно переводившиеся с греческого и сирийского яз.
на абиссинский. Абиссинский текст Библии, состоящий из ряда наслоений и
редакций, явился несомненно в результате длительной переводческой и
редакторской работы. Апокрифическая и апокалиптическая лит-ры имели громадное
влияние на всю А. Л., в чем сказалось влияние гностицизма. К этой же эпохе
относятся некоторые весьма древние, редкие и ценные исторические тексты
литургических и богослужебных книг. Во второй половине XIII в. Абиссиния снова
обрела свое государственное и культурное единство под властью новой династии,
возводившей свой род к Соломону и к царице Савской. Государственным яз.
становится амхарский яз. Геэз сохраняет значение лит-ого яз. Постепенно в
Абиссинии усиливается влияние христианства и христианской абиссинской церкви,
тесно связанной с коптской церковью. Под влиянием этого факта лит-ра становится
чисто церковной, напоминающей типичную церковную лит-ру европейского и
восточного средневековья. Появляется много переводов церковно-исторических,
канонических, литургических и апокрифических произведений, главным образом с
арабского и в редких случаях с уже умирающего коптского яз. Но наряду с
переводной литературой вырастает и оригинальная, среди к-рой наибольшее
значение имеют жития местных святых, памятники историографии, церковной и
светской поэзии и пр.

Монашеский
характер абиссинской церкви и церковной религиозности наложил свой отпечаток и
на лит-ру, в к-рой видное место занимают «жития» святых, основателей и
подвижников монастырей. Богатая агиографическая лит-ра знакомит нас с лит-ыми
вкусами деятелей абиссинской церковной письменности и раскрывает различные
стороны абиссинской религиозности. С лит-ой стороны эти жития представляют
интерес как любопытная попытка соединения в одном лит-ом произведении риторики,
богословских рассуждений и яркой фантастики, которая сильной струей пробивается
в рассказах о чудесах святого. Довольно большого развития достигла в Абиссинии
историография, возникшая под некоторым арабским влиянием. Это арабское влияние
сказалось в переводе на абиссинский яз. ряда арабских хроник. Оригинальная же
абиссинская историография начинается с XIV в., когда борьба Абиссинии с
мусульманами вызвала составление хроники, повествующей о победах царя
Амда-Сиона [1314–1344], являющейся скорее лит-ым произведением, чем
историческим трудом. В царствование законодателя Зара-Якоба [1435–1468]
появляется серия хроник, захватывающая историю почти всех абиссинских царей.
Наибольшего расцвета достигла абиссинская историография в конце XVI и начале
XVII вв., когда были написаны художественные и в то же время исторически
достоверные большие исторические труды Сарца-Денгеля и Сисинния. Наконец
значительный интерес представляет написанное в конце XVI в. священником Бахреем
небольшое сочинение о галласах, небольшом племени, жившем близ Абиссинии, с
к-рым абиссины постоянно воевали. Своеобразны исторические легенды, среди к-рых
первое место занимает книга «Слава царей» (Кебра-Нагаст), повествующая о
происхождении абиссинской царской династии от Соломона и царицы Савской и о
грядущем соединении церквей. К этому же циклу исторических легенд относится
эсхатологический трактат «Сказание Иисуса», повествующий о последних временах,
и интереснейшее «Сказание о змие», сохранившееся в житии Исаака Гарима. В
большом количестве дошли до нас произведения церковной поэзии: сборники, длинные
восхваления, славословия, импровизации певцов во время богослужения и наконец
изящные четверостишия. Вся эта церковная поэзия имела несомненно культовое
значение; многие песнопения сохранились с нотным сопровождением. Наряду с
церковной поэзией развивалась и богословская догматическая литература с большим
количеством полемических трактатов против католичества и с любопытными
попытками кодификации, среди которых следует отметить своеобразный
абиссинский  «Номоканон» — «Право царей»
(Фета Нагаст), составленный в XV-XVI вв. на основании коптской компиляции
римского и мусульманского гражданских кодексов. Оригинальны произведения
сектантской мысли, свидетельствующие о внутренней религиозной
неудовлетворенности и исканиях образованного абиссинского общества. Таковы
«Исследования» писателя XVII в. Зара-Якоба и его ученика Вальда-Хейвата,
отрицающие истинность всех существующих религий, монашество, догматику, посты и
пр. установления церкви. Далее следует отметить религиозные трактаты
стефанитов, отвергающих почитание креста и богоматери,
каббалистически-апокалиптические сочинения некоего Исаака под названием
«Таинства неба и земли», написанные в XV в., и наконец апокрифическую,
апокалиптическую и эсхатологическую литературу иудействующего племени фалаши.
Начиная с XVI века, постепенно нарождается новая лит-ра, пользующаяся живым
народным амхарским яз. Возникают героические песни, поражающие высоким
художественным мастерством поэтической формы, появляются басни, притчи и
рассказы. Среди писателей XIX и XX вв., культивирующих народный амхарский язык,
следует отметить Такла-Хаймонота, написавшего историю Абиссинии, историков
Санеба и Вальда-Марьяма и наконец беллетристов Афацорка, Зауальда и др.,
пытавшихся создать оригинальную А. Л. по образцу новейших лит-р Западной Европы.

Список литературы

Тураев
Б., Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии, СПБ.,
1902; Его же, Из абиссинских исторических легенд, 1913; Его же, Абиссинские
магические свитки, сб. статей в честь граф. П. С. Уваровой, М., 1916; Его же,
А. Л., «Лит-ра Востока», сб. статей, вып. II, П., 1920;
Nöldecke Theodor, Die Aethiopische Literatur, серия «Die Orientalische Literaturen»,
Berlin, 1908.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Окопник лекарственный
Реферат Аналого-цифровая следящая система. Цифровые временные фазовые дискриминаторы
Реферат The Downfall Of Romeo And Juliet Essay
Реферат Формирование и развитие профессионального мастерства работника социальной службы
Реферат Технология социальной работы
Реферат Развитие сети степных ООПТ. Попытка создания нового степного заказника в Алтайском крае
Реферат Система моделей для CAD/CAE станков
Реферат Становлення багатопартійності в України
Реферат Is Man Inherently Good Bad Both Essay
Реферат The Human Origins Of War Essay Research
Реферат On Philip Larkin
Реферат Організація та моделювання процесу обслуговування споживачів за місцем навчання
Реферат Родриго Диас де Бивар как национальный герой испанского эпоса "Песнь о моем Сиде"
Реферат «Физические основы бестопливной энергетики. Ограниченность второго начала термодинамики»
Реферат Alienation Essay Essay Research Paper Haley AndersonEnglish