Реферат по предмету "Социология"


Формирование и развитие профессионального мастерства работника социальной службы

Формирование и развитиепрофессионального мастерства работника социальной службы
 

Содержание
 
Введение
1. Социальная работа как профессия
2. Личностные качества социального работника
3. Характеристика определения «побуждение кдействию»
4. Коммуникативные особенности деятельностисоциального работника
4.1 Речевое общение
4.2 Коммуникативная профессиограмма социальногоработника
Заключение
Список использованной литературы

Введение
«Социальная работа»- принятое вовсём мире выражение, обозначающее проявление гуманного отношения человека кчеловеку.
Она возникла еще в библейскиевремена как благотворительность, религиозный долг человека, как системагуманитарных услуг нуждающимся.
Социальная работа — это исистематические мероприятия, направленные на то, чтобы облегчить неудачноеприспособление человека к обществу.
Она отличается от филантропии,благотворительности и похожих видов деятельности своей ориентацией не только напомощь в решении повседневных проблем, но и на развитие у нуждающихся техникипреодоления трудностей и навыков самопомощи.
Однако только в двадцатом векесоциальная работа признана во всём мире как профессия, требующая специальнойподготовки.
Современный специалист социальнойработы — это профессионал, хорошо разбирающийся в вопросах социальныхотношений, в правовых гарантиях граждан, тонко улавливающийнравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способныйграмотно оказать им соответствующую ситуации помощь.
Кроме теоретических знаний,социальная работа требует и глубокой технологической подготовки, выражающейся вналичии навыков в области социально-психологического и ситуационного анализа,социально-организованной диагностики условий жизнедеятельности различных группнаселения, проведения конкретно-социалогических исследований, прогнозирования ивыявления тенденций развития социальных процессов, оптимального выбораинструментария, регулирующего их протекание.
Важными критериями профессионализмасоциального работника являются организаторские способности, высокая общая иправовая культура, психолого-педагогический такт. Серьёзное воздействие нахарактер социальных отношений в обществе, на их гармонизацию оказываютсоциальные технологии.
Объектами данной работы являются современныйспециалист социальной работы и его клиент
Предмет – мотивационнаядеятельность и мастерство специалиста по социальной работе.
Цель — углубление знаний о методахдеятельности специалистов социальной работы.
Задачи — обобщить научные знания о методахи приемах социальной работы.

1. Социальнаяработа как профессия
 
Профессия — род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний ипрактических навыков, приобретённых в результате углублённой общей испециальной подготовки и опыта работы. Логика развития профессии такова, чтопервоначально они возникают из конкретных потребностей людей.
Затемпроисходит накопление практического опыта и его глубокое осмысление.Формируется теоретическая база профессиональной деятельности. Решается задачаподготовки кадров. Практической деятельности специалиста даётся научноеобоснование, что внешне выражается в появлении профессиональных журналов,монографий, учебно-методической литературы, создаются профессиональныеорганизации.
Профессиясоциального работника, имея различные формы и названия, известна в разныеисторические эпохи и разные культуры.
В Россиисоциальная работа появилась в период проведения Земской реформы 1864 года, хотяи не называлась так.
Функциисоциального работника выполняли земские уполномоченные по призрению слепых,бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста.
Успех этойдеятельности, как и любой другой, зависел от знаний, жизненного опыта ипрофессионального мастерства этих людей. В XX веке в СССР функции социальныхработников выполняли представители коммунистической партии и профсоюзов, атакже работники различных ведомств социальной сферы.
Обучениесоциальной работе как профессии в России началось в конце 80х гг. XX века.Тогда же появилась новая интегративная профессия «социальная работа» сомножеством специализаций в зависимости от ведомственной подчинённости. Профессии«социальный работник» и «специалист по социальной работе» официальнозарегистрированы в российских государственных документах в марте-апреле 1991года и созданы для решения социальных проблем человека и общества.
Сегодняпрофессию «социальная работа» представляет веер специализаций: социальныйпедагог-психолог, этнолог, социальный юрист, эколог, валеолог, социальныйаниматор, геронтолог; социальные работники более узкой специализации (по работес беженцами, инвалидами, с группами риска, медицинский социальный работник идр.), либо в определённых учреждениях (социальный работник в школе, напроизводстве), в специфических сферах микросреды (социальный работник в общине,на селе, социальный работник в воинской среде, социальная работа вэкстремальных ситуациях, организация социальной работы).
Современныйподход к профессионально-этическим качествам социального работника закреплен вквалификационной характеристике «Специалист по социальной работе» (1991 год).
Профессиональныестандарты, требования к социальному работнику основываются на кодексе этики ипрофессиональных умений, который служит в качестве руководства в каждодневномповедении социальных работников, основываются на фундаментальныхобщечеловеческих ценностях и учитывают достоинство и уникальность каждойличности, ее права и возможности.
Всоответствии с кодексом социальный работник рассматривается как работниксоциальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом иобществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощилюдям, в улучшении качества жизни людей.

2. Личностныекачества социального работника
Далеко не каждыйчеловек пригоден для социальной работы. Определяющим фактором здесь являетсясистема ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет егопрофессиональную деятельность и эффективность практической деятельности. Тот,кто начнёт овладевать этой профессией, очень скоро осознает огромноевоздействие на неё таких факторов, как политические силы, экономическиеусловия, демографические тенденции и технический прогресс.
Именно поэтомусоциальная работа была и остаётся одной из самых трудных. Она не всегдаадекватно воспринимается общественным мнением и не всегда хорошо оплачивается,но является одной из самых одухотворённых и благородных видов деятельностичеловека. Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностьюличностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказываетрешающее воздействие на систему, которую он формирует. Одни умело общаются сослишком говорливыми клиентами, другие успешно находят общий язык с замкнутыми имолчаливыми. Одни выдерживают агрессивное, враждебное отношение к себе, другиенет. Одни отзывчивы к детям, другие наоборот более чувствительны к людямпожилого возраста. Поэтому роль личностных качеств социального работниканесомненно велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделитьтакие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальнаяответственность, обострённое чувство добра и справедливости, чувствособственного достоинства, уважение достоинства другого человека, терпимость,вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и придти к нимна помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке,уровню притязаний и социально адаптивности.
Личностные качествасоциального работника можно разделить на две группы. К первой группе относятсяпсихофизиологические качества личности, от которых зависят особенности кданному виду деятельности. Ко второй – психологические качества,характеризующие социального работника как личность. К третьей группе –психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обоняния. Вработе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять клиента.Не менее важное место занимают такие волевые качества, как терпение,самообладание и т.д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психикитакже невозможна эффективная работа.
Определение личностныхкачеств социального работника предполагает опору на теоретическое обоснованиепроцесса профессионального самоопределения. В зарубежной психологическойлитературе существует множество теоретических «конструкций», направленных нато, чтобы субъект правильно выбрал профессию. Среди них теория Т. Парсонса,который считает, что для этого необходимо: ясное понимание «себя», своихспособностей, интересов, стремлений, возможностей; знание требований и условийдля достижения успеха; адекватное соотнесение первых двух факторов.[1]Однако такое понимание выбора имеет ряд недостатков. Прежде всего, онпонимается как одномоментный акт, что предполагает упрощённое представление очеловеке, отрыв его от конкретного процесса труда. Деятельность социального работника — это зона доверия междулюдьми, путь к их взаимопониманию, обучению. Он должен обладать навыкамивлияния не только на самого клиента, но и на его окружение, групповое общение,на ситуацию в социуме.
Этоособенно важно сейчас, когда распадаются традиционные типы связей, когда вусловиях становления доцивилизованных рыночных отношений происходит изменениедуховно-нравственной сферы и вследствие бессилия структур государственнойвласти личность и семья оказались в социально-экстремальной ситуации. Быстраясмена идеологических установок — от патронажа государства в сферездравоохранения, образования, жилищных и других проблем к идеологии самовыживания- обусловила увеличение числа людей, которые в силу объективных причиноказались неконкурентоспособными в борьбе за насущные вещи.
Социальныйработник должен привлекать клиента к максимальному решению своих проблем.Социальный работник должен работать с клиентом, а не за или вместо него. Малопользы принесет установление усложненного диагноза ситуации клиента, если он непонимает или не принимает его. Эффективно изменить ситуацию возможно тогда,когда те, кто должен измениться, сами ясно поймут такую необходимость, и у нихпоявится желание и возможность действовать. Социальный работник выступает вразных ролях. Он может рассматривать себя как сотрудника и как помощника.Социальный работник должен действовать в интересах клиентов, которые не желают илине способны принимать участие в процессе изменения, но следует всегдастремиться максимально стимулировать их вовлеченность в этот процесс. Социальный работник должен помочь клиенту приобрести навыкисамоуправления возникающими проблемными ситуациями. Процесс оказания помощилюдям состоит в том, чтобы они научились в настоящем и будущем помогать себесами. Качественные изменения, которых клиенты достигают с помощьюпрофессионального работника, к сожалению, имеют свойство через некоторое времязатухать, ибо люди морально и физически не подготовлены поддерживать их втечение длительного времени.
Главнымвыводом этого принципа является: делайте для клиента то, что он может сделатьдля себя сам. Побуждайте клиента к действию. Сразу возникает вопрос – как побудитьклиента к действию. Возникает необходимость более детального рассмотрения определения«побуждение». Этому автор посвящает следующую главу.

3.Характеристика определения «побуждение к действию»
Термин «побуждение»достаточно широко используется в психологии, но в основном как синоним понятия«мотив».
Попытка обосноватьвыделение побуждения как самостоятельного психологического образования быласделана В.И. Селивановым [2], но, к сожалению,эта точка зрения не получила прямой поддержки в психологии, хотя, видимо, исыграла свою роль в различении оснований для выбора действий и конкретногопобуждающего начала, которое создается «… в процессе сложной аналитической исинтетической деятельности мозга на основе связей внутренней и внешнейсигнализации...»[3].
На этот процесссоздания мотива как конкретного побуждения к действию указывал еще С.Л.Рубинштейн, который писал, что «мотив как осознанное побуждение для определенногодействия собственно и формируется по мере того, как человек учитывает,оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель,которая перед ним встает: из отношения к ним и рождается мотив в его конкретнойсодержательности, необходимой для реального жизненного действия»[4].
Такого взгляда намотивацию придерживался и Д.Н. Узнадзе, считавший, что «… смысл мотивациизаключается именно в этом: отыскивается и находится именно такое действие,которое соответствует основной, закрепленной в жизни установке личности».Формирование побуждения заключается в построении отдельных моментов мотивации:готовности к деятельности, ее направленности, выборе средств и способовдействия, выбора места и времени действия, создания уверенности в успехе иправильности действия и т. д.
Поэтому в процессмотивации включаются такие образования, как потребности, мотивы, эмоции,мировоззрение, личностные особенности и представления личности о себе, своихспособностях, прогноз изменений среды и последствий действий, ожидаемые оценкидругих людей, внутренние и внешние возможности, средства деятельности и т. д.
Что побуждает человекадействовать тем или иным образом, ставить перед собой цели и добиваться их?Такими причинами являются потребности человека.
Потребность — это главное побуждение к действиям, которое осознаётся и переживаетсячеловеком как нужда в чем-то, недостаток чего-то, неудовлетворённость чем-то.
Ощущениефизиологической или психологической нужды в чем-то. Действия человека направленына удовлетворение потребностей. Какими методами социальный работникможет побудить клиента к действию?
Социальный работникдолжен быть опытным психологом, педагогом, оба эти качества должны быть неразрывны,так как стержневая идея всех слагаемых профессий социальногоработника — умение и желание помочь людям, найтиформы общения.
 

4. Коммуникативныеособенности деятельности социального работника
Одной из главнейшихособенностей деятельности социального работника является клиентурнаядеятельность. Она выражается в том, что профессиональный социальный работникпостоянно ведет общение с клиентами.
Его поле деятельности —профессиональное общение. Поэтому, наряду с чисто профессиональными знаниями инавыками, умение вести деловое общение является одним из важнейших признаковпрофессиональной пригодности социального работника.
 
4.1 Речевое общение
Речевое общение междулюдьми многолико. Его можно рассматривать под разными углами зрения.
Общение обычнопреследует определенные цели. В нем можно различать стратегию и тактикудостижения цели.
Общение — это, чащевсего, разрешение конфликтных ситуаций, предупреждение их и диагностикаразличных форм коммуникативных напряжений, в числе которых учет конфликтогенныхфакторов, барьеров общения, восприятия, речи и предубеждения, ошибок,разрушающих коммуникативный процесс.
Межличностное общение —это обмен информацией, эмоциями, личностное взаимодействие, психологическийконтакт.
 
4.2 Коммуникативнаяпрофессиограмма социального работника
Важнейшей особенностьюдеятельности социального работника является умение вести диалог, организовыватьпроцесс коммуникации, управлять им. Умение вести диалог предполагает целый рядпрофессиональных навыков и знаний.
Профессионал долженуметь выслушать и понять, корректно спросить и по-деловому точно ответить,убедить и переубедить, создать атмосферу доверительности и непринужденности,найти тонкий психологический подход к клиенту, разрешить конфликт и снятьнапряжение.
В основе всего этоголежит коммуникативная техника общения. Владение ею — важнейший признакпрофессиональной пригодности специалистов любого профиля, чья деятельностьсвязана с общением.
Согласно этому можновыделить ряд характеристик, составляющих коммуникативный портрет социальногоработника, которого можно назвать гуманитарием практического действия.
Эти характеристикиназовем коммуникативной профессиограммой, что, по сути, является системойквалификационных требований, которые предъявляются к специалисту в областисоциальной работы.
Специалист в этой областидолжен:
• знать речевой этикети уметь его использовать;
• организоватьтребуемый вид общения и управлять им;
• анализировать предметобщения, его цели и задачи;
• корректно ставитьвопросы и точно на них отвечать;
• уметь вести беседу,собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, дебаты, прения,диспут, круглый стол, деловое совещание, командную деловую игру, переговоры,торги,
• уметь анализироватьконфликты, кризисные ситуации, конфронтации и разрешать их;
• иметь навык доказыватьи обосновывать, критиковать и опровергать, аргументировать и убеждать,достигать соглашений и компромиссов;
• владеть техникойречи, уметь использовать риторические фигуры и приемы;
• уметь правильностроить речь и другие публичные выступления;
• знать служебныйэтикет и уметь его использовать;
• уметь с помощью словаосуществлять психотерапию в общении; снимать стресс, напряжение; адаптироватьклиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки. Безовладения вышеуказанными знаниями и навыками осуществление делового общения, т.е. такого общения, когда с помощью слова может быть разрешено дело, невозможно.
Для побуждения клиентак действию необходимо знать не только все вышеуказанные постулаты, но иприменять в деятельности практическую психологию.

Заключение
 
В даннойработе были обобщены знания о социальной работе как профессии, рассмотрены профессиональныенавыки и умения социальных работников для побуждения клиента к действию. Рассмотревсоциальную работу в данных аспектах, можно сказать, что успех этойдеятельности, как и любой другой, зависит от знаний, жизненного опыта ипрофессионального мастерства социальных работников. Становлениепрофессионализма всегда начинается с профессиональной подготовки и воспитанияспециалистов, поэтапного формирования системы практических навыков системысоциальной работы и профессионального мастерства. Без профессиональногомастерства невозможна организация индивидуальных социальных услуг с цельюразрешения трудной жизненной ситуации клиента и обеспечениясоциально-психологической гармонии его функционирования.
Уровень,глубина и качество подготовки определяют профессионализм работника в любойсфере деятельности. Не является исключением и деятельность социальногоработника.
Освоениетехнологий в любой сфере деятельности, её последовательной применение напрактике является важнейшим требованием к профессионалу, поэтому программаподготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в областисоциальной работы включает технологию социальной работы как одну из основныхучебных дисциплин. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания испецифики технологических процессов — основа профессионализма кадров социальнойсферы деятельности и специалистов социальных служб.
России еще предстоит фундаментальноразработать стандарты и нормы профессионально-этического поведения специалистовпо социальной работе.
Список литературы
1.  БеребешкинаЗ.А Этика социального работника. Учебное пособие. — М., 1995 г.
2.  КурбатовВ.И. Социальная работа. Учебник. Ростов-на-Дону, 1999 г.
3.  Ценностии этика. Энциклопедия социальной работы. Т.3. — М., 1994 г.
4.  КозловА.А. Этический кодекс социальной работы.// Социальная работа, 1998 г. — №4
5.   Технологии социальной работы.: Учебник под общ. ред. проф. — Е. И.Холостовой. — М.: Инфра-М, 2001. — 400 с.
6.   Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб.заведений/ Под ред. И. Г. Зийнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 240 с.
7.   Основы социальной работы: Учебник/ отв. ред. П. Д. Павленок.-2-еиздание.- М.: ИНФРА-М, 2001.-305с.
8.   Социальная работа/ Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова.-Ростов н/Д: «Феникс 2000.-576с.
9.   5. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб.пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2000.-432с.
10.     Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учебное пособие, М.:Академ проект, 2001 — 496 с.
11.     Теория социальной работы: Учебник/ Под ред. проф. Е. И.Холостовой. — М.: Юристъ, 2001. -334 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.