Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Карамзин Н. М. - Карамзин и русский сентиментализм

Карамзин Н. М. - Карамзин и русский сентиментализм

Карамзин
имел огромное влияние на русскую литературу, он преобразовал русский язык,
совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизив к
живой, естественной, разговорной русской речи...

При
нем и вследствие его влияния тяжелый педантизм и школярство сменялись
сентиментальностью и светскою легкостью, в которых много было странного, но
которые были важным шагом вперед для литературы общества. В. Г. Белинский

В
конце XVIII века русские дворяне пережили два крупнейших исторических события —
крестьянское восстание под предводительством Пугачева и Французскую буржуазную
революцию. Политический гнет сверху и физическое уничтожение снизу — таковы
были реальности, ставшие перед русскими дворянами. В этих условиях прежние
ценности просвещенного дворянства претерпели глубокие перемены.

В
недрах русского просветительства рождается новая философия. Рационалисты,
полагавшие разум главным двигателем прогресса, пытались изменить мир через
внедрение просвещенных понятий, но при этом забыли про конкретного человека,
его живые чувства. Возникла мысль, что просвещать надо душу, сделать ее
сердечной, отзывчивой на чужую боль, чужие страдания и чужие заботы.

Карамзин
и его сторонники утверждали, что путь к счастью людей и всеобщему благу — в
воспитании чувств. Любовь и нежность, как бы переливаясь из человека в
человека, превращаются в добро и милосердие. “Слезы, проливаемые читателями, —
писал Карамзин, — текут всегда от любви к добру и питают его”.

На
этой почве зарождается литература сентиментализма, для которой главное —
внутренний мир человека с его нехитрыми и простыми радостями, близким дружеским
обществом или природой. При этом устанавливается теснейшая связь между
чувствительностью и моралью. Конфликты между простыми людьми, “чувствительными”
героями и господствующей в обществе моралью достаточно остры. Они могут
заканчиваться гибелью или несчастьем героя.

В
прозе типичными формами сентиментализма стали повесть и путешествие. Оба жанра
связаны с именем Карамзина. Образцом жанра повести для русского читателя стала
“Бедная Лиза”, а путешествия — его “Письма русского путешественника”.

Популярность
“Бедной Лизы” не ослабевала в течение нескольких десятилетий. Она и сейчас
читается с живым интересом. Повесть написана от первого лица, за которым
подразумевается сам автор. Перед нами рассказ-воспоминание. Герой-автор сначала
подробно сообщает о себе, о любимых местах в Москве, которые влекут его и
которые он охотно посещает. Это настроение включает и романтичность
(“великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце; когда вечерние
лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу
возносящихся!”), и па-сторальность (“Внизу расстилаются тучные, густо зеленые,
цветущие луга”), и мрачные предчувствия, навеянные монастырским кладбищем и
рождающие мысли о смертной доле человека.

Печальная
история Лизы рассказана устами автора-героя. Вспоминая о семье Лизы, о
патриархальном быте, Карамзин вводит знаменитую формулу “и крестьянки любить
умеют!”, которая по-новому освещает проблему социального неравенства. Грубость
и невоспитанность душ — не всегда удел бедняков.

Карамзин
с полнотой и подробностями описывает смену настроений Лизы от первых признаков
вспыхнувшей влюбленности до глубокого отчаяния и безысходного страдания,
приведшего к самоубийству.

Лиза
не читала никаких романов, и ей не приходилось раньше переживать этого чувства
даже в воображении. Поэтому сильнее и радостнее открывалось оно в сердце
девушки при ее встрече с Эрастом. С каким необыкновенным возвышенным чувством
описывает автор первую встречу молодых людей, когда Лиза угощает Эраста свежим
молоком. “Незнакомец выпил — и нектар из рук Гебы не мог показаться ему
вкуснее”. Лиза влюбляется, но вместе с любовью приходит и страх, она боится,
что гром убьет ее, как преступницу, ибо “исполнение всех желаний есть самое
опасное искушение любви”.

Карамзин
намеренно уравнял Эраста и Лизу в общечеловеческом плане, — они оба натуры,
способные к богатым душевным переживаниям. Вместе с тем Карамзин не лишил
героев индивидуальности. Лиза — дитя природы и патриархального воспитания. Она
чиста, наивна, бескорыстна и потому менее защищена от внешней среды и ее
пороков. Ее душа открыта естественным порывам чувств и готова предаться им без
размышлений. Цепь событий приводит к тому, что Эраст, проигравшись в карты,
должен жениться на богатой вдове, а Лиза, покинутая и обманутая, бросается в
пруд.

Заслуга
Карамзина состояла в том, что в его повести нет злодея, а есть обыкновенный
“малый”, принадлежащий к светскому кругу. Карамзин первым увидел этот тип
молодого дворянина, в какой-то степени предшественника Евгения Онегина. “Эраст
был довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем, добрым от
природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем
удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и
жаловался на судьбу свою”. Доброе от природы сердце роднит Эраста с Лизою, но в
отличие от нее он получил книжное, искусственное воспитание, его мечтания
безжизненны, а характер испорчен и нетверд.

Не
снимая вины с Эраста, писатель сочувствует ему. Пороки героя коренятся не в его
душе, а в нравах общества, считает Карамзин. Социальное и имущественное
неравенство разлучает и губит хороших людей и становится препятствием для их
счастья. Поэтому повесть заканчивается умиротворяющим аккордом.

“Бедная
Лиза” вызвала целую волну подражаний: “Бедная Маша” Измайлова, “Александр и
Юлия” Львова, “Обольщенная Генриетта” Свечинского и множество других.
Разнообразные по своему характеру, произведения эти группируются по способу
выражения “чувствительности”. Одни авторы предпочитают раскрывать свое сердце,
отвлекаясь от какого-либо сюжета. Другие, напротив, используют сюжет с множеством
конфликтов и коллизий. Появились также произведения “умозрительные”, в которых
обосновывалась польза сентиментального воспитания. Примером таких сочинений
служила повесть Георгиевского “Евгения, или Письма к другу”. Герой пишет письма
к другу, в которых сообщает, как он женился , как он и жена рассуждают о
воспитании сына. Письма передают не столько внешнюю канву событий, сколько
напряженную внутреннюю жизнь героя.

В
18


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Adrienne Rich
Реферат Идея Раскольникова и ее крушениеПо роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Реферат Язычество Древней Руси и его роль в русской культуре
Реферат The Buddhist Tradition Dependent CoArising Essay Research
Реферат Особенности отбора предметного содержания при изучении химии в средней школе
Реферат Наблюдательный совет
Реферат Славянская реформация: феномен украинского лютеранства
Реферат Формирование фирменного стиля и марки товара
Реферат Поняття злочинна організація як окрема форма співучасті у злочині
Реферат Разработка и расчёт радиоприёмного устройства УКВ диапазона с ЧМ
Реферат Мониторинг деятельности органов управления образованием по организации инновационной деятельности в общеобразовательных учебных заведениях Автономной Республики Крым
Реферат Экономическое учение П. Прудона
Реферат Жаргон школьников как компонент молодежного жаргона
Реферат Тема власти в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Реферат Особливості проходження адаптації студентів груп нового набору до умов навчання у ВНЗ І-ІІ рівнів акредитації