Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности отбора предметного содержания при изучении химии в средней школе

Особенностиотбора предметного содержания при изучении химии в средней школе

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. КРИТЕРИИ ОПТИМИЗАЦИИ ОБЪЕМА ИСЛОЖНОСТИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА УЧЕБНОГОМАТЕРИАЛА2. ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ОТБОРА ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ
3. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ  К ОТБОРУПРОГРАММНОГОУЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ХИМИИ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
Химия как учебный предмет средней школы, наряду сдругими предметами, формирует личность учащихся. Для достижения этой главнойцели, стоящей перед школой, обучение химии ставит перед собой задачи, решениекоторых осуществляется с позиций единства образовательной, воспитывающей иразвивающей функций обучения.
Школьный курс химии должензнакомить учащихся с основами науки, т. е.:
—обеспечивать сознательное усвоение учащимисяважнейших химических законов, теорий, понятий, знакомить с методами химическойнауки;
—формировать научное мировоззрение, а также пониманиетого, что химическое образование — обязательный элемент культуры, необходимыйкаждому человеку;
—воспитывать трудолюбие, нравственность, интерес кпредмету, бережное отношение к природе, уважение к преобразующим возможностямнауки, понимание приоритета общечеловеческих ценностей;
—развивать мышление учащихся, их самостоятельность итворческую активность в овладении знаниями, обучать разнообразным видам учебнойдеятельности;
—обеспечивать знакомство с главными направлениямихимизации народного хозяйства, с возрастающим значением химии в окружающейдействительности, способствовать преодолению хемофобии;
—формировать практические умения и навыки,способствовать профориентации, готовить учащихся к сознательному выборупрофессии.
Возникновение профильных старших классов и целыхшкол требует на этом этапе дифференциации целей обучения химии.
В классах и школах гуманитарного профиля в задачуобучения входит раскрытие роли и места химии в формировании естественнонаучнойкартины мира, в культурной жизни общества. Учитывается преобладание у учащихсяэтих школ образного мышления и склонности к обобщениям.
Цели обучения химии в классах естественнонаучнойнаправленности предусматривают углубленное изучение теории и понятий, усилениевнимания к практической стороне предмета, целенаправленная подготовка кпродолжению образования в вузах соответствующего профиля.
В физико-математических классах усиливаетсяматематическая компонента химии как точной науки.
При общеобразовательном направлении концентрическиболее подробно развертываются с некоторыми дополнениями вопросы, изучавшиеся восновной школе (VIII—IX классы) [1].

1. КРИТЕРИИ ОПТИМИЗАЦИИ ОБЪЕМА И СЛОЖНОСТИ ШКОЛЬНОГОКУРСА ХИМИИ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Содержание естественнонаучногообразования и, следовательно, любого учебного предмета должно быть представленочетырьмя видами:
1) системой научных знаний;
2)системой умений (специальных,интеллектуальных, общеучебных);
3)опытом творческой деятельности,накопленной человечеством в данной области науки;
4)опытом отношения к окружающейдействительности, правильной ценностной ориентации.
Все эти четыре вида содержаниявзаимосвязаны. Так, не зная закономерностей протекания химической реакции,нельзя осуществить ее практически. Без эксперимента нельзя приобрестиполноценных знаний об изучаемом объекте, как нельзя их получить, не умеяработать с учебником. Не обладающий опытом творческой деятельности, человекобречен лишь на копирующие действия, у него не может возникнуть оригинальныхмыслей.Он не сможет решать усложненные задачи, отвечать даже напростые, но необычно поставленные вопросы, потому что не умеет перенести своизнания в новые ситуации, не умеет видеть проблему и т. д… Наконец, на основеэмоционально-волевой сферы личности, ее отношения к изучаемому, знанияперерастают в убеждения, формируется мировоззрение. Разумеется, этот процессневозможен без творческой деятельности по овладению знаниями и умениями. Приэтом знания должны быть связаны с жизнью. Например, убеждения в необходимостиохраны окружающей среды не могут возникнуть без изучения химическихпроизводств, основ сельского хозяйства, осознания могучей силы науки, а такжепонимания того, что каждый человек своей деятельностью даже дома, и тем более вприродных условиях, может нанести вред природе, если действует химическинеграмотно.
Уважение к труду не возникает,если в процессе обучения учащиеся не будут преодолевать трудностей и если их неготовить к сознательному выбору профессии.
Дидактика учит, что первымважнейшим требованием к содержанию является его научность. Это первый принципдидактики, отражение в учебном содержании реальных процессов и веществ,выявление реальных связей между ними и с другими процессами и веществами, атакже диалектико-материалистическое объяснение их сущности. Научность содержания может быть достигнута лишь тогда, когда учащихсязнакомят не только с готовыми выводами, но и с методами исследования.
Глубина научной интерпретациипроцессов, фактов, явлений ограничивается другим дидактическим принципом —доступностью. Устранение противоречия между необходимостью отражениясовременного уровня науки и соблюдением требований принципа доступности —главный путь совершенствования содержания.
Доступность учебного материала определяется числом связей этогоматериала с уже известными сведениями. Например, нельзя доступно изложитьвопрос о гибридизации орбиталей, если неизвестна теория строения атома. Нельзяобъяснить сущность электролиза без знания теории электролитической диссоциациии понятий об окислительно-восстановительных процессах. Поэтому принципдоступности базируется на третьем важном принципе — систематичности.
Принцип систематичности связан внекоторой степени с cистемностью, т. е. предполагает отражение в сознании обучаемых системынаучных знаний со всеми их фактами, связями, теориями и т. д. Однакосистематичность предусматривает и определенное построение содержания, егологику, которую иногда называют логикой науки. Вещества, процессы, химическиеэлементы и другие объекты изучения рассматриваются с разных сторон, чтобы уучащихся создавалось возможно более полное, объективное представление. Дляэтого учитель обязан четко представить себе структуру каждого понятия, каждойтеории и взаимосвязь структурных элементов, конкретную образовательную цель, ккоторой он должен вести учащихся. Таково требование системности.Систематичность курса выражается в строгой логической последовательностипостроения учебного материала, в подчинении его единой идее.
При реализации принципасистематичности нужно учитывать закономерности процесса познания, движение отизвестного — к неизвестному, от простого — к сложному. Необходимо вскрыватьсвязи, существующие в реальной действительности, добиваться правильногоотражения их в сознании учащихся. Так, например, изучение свойств веществопирается на знание их состава и строения, а применение — на знание свойств.Понятие «химический элемент» первоначально трактуется как вид атома, послеизучения теории строения атома — как вид атомов с одинаковым зарядом ядра. Саматом сначала характеризуется как химически неделимая частица, а затем — как сложнаячастица, имеющая свою структуру, и т. д.
При систематическом построенииматериала возможны два логических подхода — индуктивный и дедуктивный. Индуктивный применяется восновном на первых ступенях обучения, когда еще отсутствует фактическая база,необходимая для теоретических обобщений, а дедуктивный — когда теоретическаябаза достаточна и может осуществляться прогнозирование. Например, в курсе химииVIII класса изучение веществ и химических реакций осуществляется индуктивно. Втеме «Кислород. Оксиды. Горение» учащиеся знакомятся с отдельнымипредставителями оксидов, а затем следует обобщенная характеристика оксидов,формирование понятия о них как о классе неорганических веществ[1].
Примером дедукции может служитьподход к темам, изучаемым после периодического закона и теории строениявещества. В этом случае сначала дается характеристика подгруппы в целом,прогнозируются свойства элементов, простых веществ и соединений, а затем наболее высоком теоретическом фоне рассматриваются отдельные представители.
Реализациипринципа систематичности способствует выявление и осуществление межпредметныхсвязей. Важно раскрыть перед учащимися содержание так, чтобы показатьдиалектику науки как диалектику человеческого познания, движение от живого созерцания— к абстрактному мышлению и от него — к практике, показать развитие научныхпредставлений. Именно поэтому такое большое значение придается в настоящеевремя принципу историзма.
Связь обучения с жизнью, спрактикой —это еще один важный дидактический принцип. Именно он обеспечивает мотивациюобучения. Благодаря осуществлению этого принципа, учащиеся осознают, зачем имнужен предмет химия. Этот принцип требует раскрытия прикладного значенияхимических знаний[2].
Критерии оптимизации объема и сложности учебногоматериала.
1.Критерийцелостности содержания. Учебный предмет должен отражать все основные направленияразвития науки, культуры, общественной жизни, всех аспектов воспитания.Современные химические исследования, как показал О. С. Зайцев [3], ведутся вобласти четырех основных учений — периодичности, строения вещества, химическойкинетики и химической термодинамики.
2.Критерий научной общепризнанности. Спорные вопросы можно обсуждать сучащимися, но в основы науки они входить не должны.
В подлежащее обязательномуусвоению содержание включаются только такие вопросы и научные трактовки,которые уже не встречают разночтений у подавляющего большинства ученых.
3.      Критерий научной значимости, отражающий широтуприменения научных знаний. Они могут носить всеобщий, общий
и частный характер. Знания, носящие всеобщий характер, дол-ны включаться впервую очередь. На этом основании в действующую программу по химии включензакон о сохранении и превращении энергии. Этим объясняется и тот факт, что издвух самыхпервых программ по химии, разработанных в Москве под руководством П. П.Лебедева и в Петрограде под руководством В. Н. Верховского, была в конце концовпринята петроградская программа, включающая изучение периодического закона,имеющего всеобщее научное значение, обладающего универсальностью.
4.Критерийсоответствия возрастным особенностям учащихся, тесно связанный с принципомдоступности.
5.Критерий соответствия времени, отведенному наизучение химии. Например,практика показала, что изучение зависимости свойств гидроксидов элементов отстепени окисления и радиуса центрального атома требует неоправданно многовремени. И этот вопрос был исключен.
6.Критерий соответствия имеющимся в массовой школеусловиям. Например,если какой-либо опыт с использованием дорогостоящих приборов и реактивов втечение ближайших 5—6 лет не может быть выполнен в массовой школе, включать егов программу не следует. Если для изучения того или иного вопроса учителямассовой школы не подготовлены и требуется их переподготовка, то сначала нужно провеститакую работу, а затем включать тему в программу и т. д.
7.Критерий соответствия международным стандартам. Школьные учебные программы должнысоответствовать лучшим мировым образцам аналогичных программ.
Но, помимо этих критериев,затрагивающих вопросы объема и сложности учебного материала, Г. М. Голиным былиопределены ведущие идеи, которые необходимо закладывать в любой курсестественнонаучного направления.
1.Идея интегративности. Она предполагает раскрытие органически присущих любой наукемежпредметных связей с другими науками, взаимопроникновение научных понятий,трактовка которых в этом случае становится более широкой и тем самым расширяеткругозор учащихся, способствует формированию естественнонаучной картины мира.
2.Идея методологизации. Речь идет о том, чтобы доучащихся был доведен не просто результат научных изысканий, но и сам процессего поиска, чтобы они осваивали и методы соответствующей (в нашем случаехимической) науки, понимали связь между научным результатом и методами, которымион получен.
Экологизация любого естественнонаучного курсаподразумевает обязательно приобщение учащихся не только к проблемам охраны природы, но и к осознанию великолепныхпредоставленных человеку природой богатств, к пониманию того, что главнаязадача науки — не покорять природу, не взять у нее ее богатства, а сохранятьих, беречь и приумножать. Важно предостерегать человека от бездумногоприродопользования.
4. Идея экономизации, пожалуй, — наиболее новая применительно к процессуобучения детей в средней школе. Она предполагает обратить внимание обучаемых наэкономическую сторону практического использования достижений химической науки,ее прикладное значение и экономическую оценку научных решений.
5. Идея гуманизации призвана раскрыть перед учениками роль химии всоздании общечеловеческих ценностей, использования ее достижений на благочеловека.
Реализация всех этих идей способствует формированиюличности ученика.
Потребность в определении конкретного необходимогоминимума содержания, особенно в условиях дифференциации школ, настолько велика,что такой «Обязательный минимум содержания» по химии регулярно публикуется настраницах методических газет и журналов с целью обеспечения единого уровняподготовки по химии всех школьников страны [3,4].2. ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ОТБОРА ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ
Принципсоответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровняхконструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Онтребует включения в содержание общего образования как традиционно необходимыхзнаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровеньразвития социума, научного знания, культурной жизни и обеспечивают личностныйрост.
Принципединой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержанияобщего образования отвергает одностороннюю предметно-научную его ориентацию. Онпредполагает учет педагогической реальности, связанной с осуществлениемконкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержаниеобразования. Это означает, что при проектировании содержания общего образованиянеобходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения, уровнипоследнего и связанные с ним действия.
Принципструктурного единства содержания образования на разных уровнях его формированияпредполагает согласованность таких составляющих, как теоретическоепредставление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность,личность учащегося.
Впоследние годы в связи с переходом от знаниево-ориентированного к личностно-ориентированномуобразованию наметились тенденции становления таких принципов отбора содержанияобщего образования, как гуманитаризация и фундаментализация.
Принципгуманитаризации содержания общего образования связан прежде всего с созданиемусловий для активного творческого и практического освоения школьникамиобщечеловеческой культуры. Для этого гуманитарная культура должна проникать всамую «ткань» содержания общего образования, во все учебные предметы.В свою очередь, это требует изменения взаимоотношения и взаимодействиягуманитарных и естественнонаучных дисциплин, в основе которого должен лежатьповорот к личности. Речь идет о качественной реорганизации содержанияконкретных учебных предметов (в том числе гуманитарных), которым недостаетименно человека в его действительном (социальном и природном, объективном исубъективном) бытии. Особенно это относится к обществоведческим дисциплинам.
Принципгуманитаризации содержания образования имеет много аспектов, связанных как смировоззренческой подготовкой школьников, так и с формированием, исходя изсовременной ситуации развития общества, наиболее приоритетных компонентовгуманитарной культуры (культура жизненного самоопределения; экономическаякультура и культура труда; политическая и правовая культура; интеллектуальная,нравственная, экологическая, художественная и физическая культура; культураобщения и семейных отношений).
Преодолетьдегуманизацию общего образования позволяет принцип фундаментализации егосодержания. Он требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания,установления преемственности и междисциплинарных связей, опоры на осознаниеучащимися сущности методологии познавательной и практической преобразующейдеятельности. Обучение в этой связи предстает не только как способ получениязнания и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьниковметодами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений инавыков.
Фундаментализациясодержания общего образования обусловливает его интенсификацию и, следовательно,гуманизацию процесса обучения, так как учащиеся освобождаются от перегрузкиучебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития.
Принципыгуманитаризации и фундаментализации содержания общего образования вызвали кжизни становление и такого принципа, как соответствие основных компонентовсодержания общего образования структуре базовой культуры личности. Когнитивныйопыт личности как компонент содержания общего образования и базовой культурывключает в себя систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способахдеятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихсянаучной картины мира, вооружает их диалектическим подходом к познавательной ипрактической деятельности. Он по праву считается основным, поскольку без знанийневозможно ни одно целенаправленное действие.
Знаниякак основной элемент содержания общего образования — это результат познаниядействительности, законов развития природы, общества и мышления. В нихвыражается обобщенный опыт людей, накопленный в процессе социально-историческойпрактики. Знания представляют собой отражение свойств вещей, предметов иявлений действительности, переработанное в категориях человеческого опыта.
Такимобразом, практический компонент содержания предметного образования представленсистемой общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихсяосновой конкретных видов деятельности и обеспечивающих способность молодыхлюдей к сохранению культуры. К этим видам деятельности относятся познавательная,трудовая, художественная, валеологическая, общественная,ценностно-ориентировочная, коммуникативная.
Познавательная(учебная и внеучебная) деятельность расширяет кругозор школьника, приобщает егок чтению как одному из важнейших средств познания мира, развиваетлюбознательность и формирует потребность в самообразовании, способствуетинтеллектуальному развитию и систематическому овладению научными знаниями.
Трудоваядеятельность направлена на создание, сохранение и приумножение материальныхценностей (предметов культуры). Это может быть самообслуживающий,общественно-полезный и производительный труд. Организация трудовой деятельностипредполагает сочетание бескорыстной и оплачиваемой работы, что необходимо дляформирования уважительного отношения к материальным ценностям как средствамсуществования человека [4,5].
3. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ  К ОТБОРУ ПРОГРАММНОГО УЧЕБНОГОМАТЕРИАЛА ПО ХИМИИ
Современное содержание школьного курса химииполучило научное обоснование в работах крупнейших отечественных методистов: В.Н. Верховского, П. П. Лебедева, Ю. В. Ходакова, С. Г. Шаповаленко, Л. А.Цветкова, И. Н. Черткова, Е. Е. Минченкова, А. Д. Смирнова, Г. И. Шелинского,Н. Е. Кузнецовой, В. П. Гаркунова.
Кроме того, свои методические концепции разработкисодержания школьного курса химии четко выражены у каждого из авторов школьныхучебников по химии. Тем не менее при разных подходах во всех курсах можновыделить определенный набор дидактических единиц, составляющих структуру курса.
1. Законы и теории. Периодическийзакон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева. Атомно-молекулярноеучение. Теория строения вещества. Теория электролитической диссоциации.Закономерности возникновения и протекания
химических реакций (учение о скорости химическихреакций и о химическом равновесии). Современная теория строения органическихвеществ. Постоянство состава и закон сохранения массы веществ при химическихреакциях, закон Авогад-ро, закон сохранения и превращения энергии.
2. Понятия. Вещество. Химический элемент. Химическая реакция.Химическое производство.
3. Факты.
4. Методы химической науки.
Химия — это наука экспериментально-теоретическая.Изучение веществ и процессов в этой области основано на анализе фактов,полученных в результате эксперимента, и их теоретическом объяснении иобобщении. Если факты можно объяснить на основе уже имеющихся законов и теорий,то они служат подкреплению этих законов и теорий. Но наиболее интересны факты,которые противоречат существующим теориям. И тогда поиск их объяснения приводитк открытию новых законов, созданию новых теорий. Такова логика химическихоткрытий — в сочетании индуктивного (обобщение накопленных фактов) идедуктивного (применение теорий и законов к объяснению фактов) путейисследования.
При попытках объяснить факты ученые выдвигаютгипотезы, которые затем проверяются экспериментом. Если экспериментальныеданные подтверждают гипотезу, она превращается в теорию. История химии знаетнемало таких теорий. Даже атомно-молекулярное учение долгое время былогипотезой. Теория существует до тех пор, пока не накопятся многочисленныефакты, противоречащие ей. Тогда возникает новая теория. Если теория объективноотражает явления окружающего мира, то она не опровергает прежнюю, а расширяетграницы ее применения.
В школьном курсе химии также должна найти отражениесущность научных химических методов, в связи с чем предусмотрено формированиеопределенных групп умений, позволяющих приобщить учащихся к пониманию путихимического исследования:
1)проверкавыдвинутой гипотезы экспериментом, вывод, теоретическое осмысление,использование в практике;
2)приобретениеумений работать с посудой, материалами, реактивами, инструментами, приборами,освоение приемов, операций, манипуляций, техники химического эксперимента;
3)освоениехимической символики, методов моделирования веществ и процессов.
Обогащение понятий новымикачественными характеристиками происходит при изучении той или иной теории.Такой подход отражает в целом соотношение между понятиями и теориями в науке.Важнейшие химические теории, разработанные в разные исторические периодыразвития науки, связаны между собой через понятия. Это находит отражение вструктуре содержания школьного курса химии. В школьном курсе химии — пятьосновных теоретических концепций:
—атомно-молекулярноеучение;
—периодический закон,периодическая система элементов Д. И. Менделеева и теория строения вещества;
—теорияэлектролитической диссоциации;
—закономерности возникновения ипротекания химических реакций;
—современная теория строенияорганических веществ.
Каждая из этих концепцийпредставляет собой своеобразный рубеж, проходя через который, важнейшие понятияпретерпевают качественные изменения, развиваются и совершенствуются. Это может быть выражено схемой 1, из которой видно, что теориисвязываются между собой через понятия.
/>
Основные химические понятия такжетесно связаны между собой. Приэтом, как показано на схеме 2., ведущими являются понятия «вещество» и «химическаяреакция». Именно этим понятиям принадлежит решающая роль при построениисодержания различных курсов химии.
Схема 2.
Взаимосвязь систем важнейшиххимических понятий в курсе химии средней школы
/>
Отбор необходимых фактов дляизучения химии превращается в сложную проблему. Постоянное стремление уменьшитьописательный материал в курсе химии в пользу теоретического таит опасностьнедооценки фактов, а это может привести к догматическому изложению теорий, нанестиущерб формированию диалектико-материалистического мировоззрения. Но избытокфактов при недостаточном теоретическом анализе Предметом наибольшего вниманияавторов программ и учебников оказался курс химии основной школы, а именно VIIIи IX классов. Этот курс в дальнейшем именуется базовым.
Систематические курсы сориентацией на понятие о веществе
Для систематического курса, как уже говорилось,характерен учет логики науки, развития понятий, т. е. историкологическийподход. Принимаются во внимание историческое развитие научных понятий, а такжелогические приемы раскрытия их взаимосвязи: восхождение от абстрактного кконкретному, движение от простого к сложному, от известного к неизвестному и т.д.
Систематические курсы химии классифицируются,во-первых, по объекту изучения на неорганическую и органическую химии, аво-вторых, по построению в зависимости от того, какая система понятий служитдля курса системообразующим стержнем. Большинство систематических курсовпостроено с ориентацией на систему понятий о веществе. Такая традиция сложиласьсо времен В. Н. Верховского и нашла отражение в большинстве отечественныхучебников. Именно такое построение имел курс химии, отраженный в официальнойстабильной программе 60—80-х годов. Значительная часть школ до сих порпользуется этой программой, внося в нее небольшие изменения. Концепцияпостроения курса химии этого типа заключается в следующем.
Весь курс химии средней школы делится на пятьэтапов, на каждом из которых происходит качественное изменение важнейших понятий,их развитие.
Первый этап —вводный курс химии, изучаемый до периодического закона на базеатомно-молекулярного учения. В течение этого этапа усваиваются понятия и факты,необходимые для понимания периодического закона. Все последующие этапы входят восновной курс химии.
Второй этап —изучение периодического закона и периодической системы элементов Д. И.Менделеева и электронной теории строения вещества.
Третий этап —изучение наиболее типичных элементов по группам периодической системы Д. И.Менделеева.
Изучение химии элементов прерывается включением впрограмму теории электролитической диссоциации, а также некоторыми сведениями оскорости химической реакции и химическом равновесии. Это четвертый этап, необходимый для изучения химических реакций.
Пятый этап —изучение органических веществ на основе современной теории их строения.
Между этими этапами, в основе которых лежат теории,происходит накопление фактов, обогащение ими понятий. Изучение же каждой теорииприводит к качественному изменению понятий. Периодически в курс включаютсяобобщения.
Построение программы с ориентацией на формирование иразвитие системы понятий о веществе вовсе не означает, что химическим процессамуделяется недостаточно внимания. Просто они «привязаны» к свойствам веществ, ихполучению и применению. Включены и темы, имеющие отношение непосредственно кхимическим процессам.   
Для 60-х г. методическое решение разработанной такимобразом программы было достаточно прогрессивно, так как она вводила учащихся вкруг химических понятий постепенно, переходя от теории к теории. Индуктивныйподход обеспечивал сначала накопление фактов, способствовал неформальномуусвоению материала. Периодические обобщения позволяли постепенно переходить кдедукции. По мере изучения теорий у учащихся развивались умения строитьпрогнозы. Замечания нетерпеливых критиков сводились в основном к недостаточномууглублению содержания, неполному отражению в нем современных достиженийхимической науки. Вероятно, поэтому такой методический подход оказалсяжизнеспособным и перестройка курса в настоящее время ограничивается введениемнекоторых дополнительных тем. Например, вводится дополнительная тема«Химическая реакция». Некоторые программы выделяют в качестве специальногораздела химический язык, методы химии, энергетику химических реакций,исторические сведения, дополнительно вводят законы и другие углубляющиесодержание сведения, но стержень при этом остается. Этот стержень — изучениевещества [7,8-10].
Особенности построения курса органической химии
Практически всегда ориентирован на систему понятий овеществе курс органической химии независимо от того, в каком объеме онизучается. В последние годы, как уже говорилось, некоторые сведения оборганических веществах помещены в курс химии IX класса. Органическая химия либопомещена в конец курса IX класса, либо включена в раздел, связанный сподгруппой углерода. И то, и другое имеет свое обоснование. В первом случаеподчеркивается, что органическая химия — это самостоятельная отрасль химическихзнаний, обладающая особыми закономерностями и большой спецификой. Во второмподчеркивается единство неорганической и органической химии, единая природавеществ и подчеркиваются внутрипредметные связи.
В старших классах органическая химия изучается вбольшем объеме и выделена в отдельный курс, где усилена теоретическая сторонапредмета. Больше внимания уделяется механизмам реакций, разнообразию изомеров,тонким структурам веществ, чем в 9 классе, где объем содержания значительноменьше, но основные разделы органической химии нашли свое отражение.
Отбор классов органических веществ определяетсяконечной образовательной целью курса — изучением биологических органическихсоединений — жиров, углеводов, белков. Весь предшествующий курс подготавливаетучащихся к пониманию этих веществ.
В курсе органической химии изучаются три большиегруппы органических веществ — углеводороды, кислородсодержащие и азотсодержащиеорганические вещества, которые разделены по темам следующим образом:
Тема «Теория химического строения органическихсоединений». В ней в основном рассматриваются положения теории А. М. Бутлерова.В дальнейшем освещают стереохимию и электронное строение органических веществ.Таким образом, изучение теоретических основ органической химии неограничивается теми тремя часами, которые отводятся на эту первую тему курсаорганической химии. Здесь же начинает формироваться понятие об изомерии.
В отличие от неорганической химии теоретическиесведения в органической химии не вводятся едиными крупными блоками, араспределены по всему курсу, постепенно углубляя его. Этого требует логиканауки, установление постоянной связи между теорией и фактами. На этой позицииоснован, и другой, издавна известный подход — перед изучением теории А. М.Бутлерова для создания некоторой базы фактов по органической химии рассматриваютпредельные углеводороды, а потом осмысливают их через теорию.
В любом случае раздел «Углеводороды» кладется воснову изучения органической химии как базис, необходимый для понимания иобъяснения строения и свойств органических веществ и процессов. Гомологическиеряды углеводородов, отобранные для изучения в школьном курсе, многиедесятилетия практически не меняются.
В теме «Предельные углеводороды» сосредоточеноизучение наиболее простых из органических веществ и на их примере начинаютформироваться важнейшие понятия об органических веществах, получающие вдальнейшем свое развитие: «гибридизация», «пространственное и электронноестроение», «свободно радикальный механизм реакции замещения», «гомология».Учащиеся знакомятся с систематической номенклатурой, роль которой ворганической химии особенно велика. Здесь же рассматриваются и циклопарафины.
В органической химии особенно строго соблюдаетсядвижение логики познания от простого к сложному.
Тема «Непредельные углеводороды». Здесь уточняетсяпонятие о ковалентной связи. Изучаются углеводороды этиленового, диенового иацетиленового рядов.
Тема «Ароматические углеводороды». В школьном курсехимии циклические соединения не выделяются в отдельный раздел, поэтому прихарактеристике их свойств легче провести аналогию с соединениями алифатическогоряда и избежать дублирования.
Тема «Природные источники углеводородов и ихпереработка». В ней получает развитие система понятий о химическомпроизводстве, основы которой были заложены еще в курсе неорганической химии.Объектами изучения являются природный газ, нефть и каменный уголь и получаемыеиз них продук ты,использование их в народном хозяйстве. При изучении нефти и способов еепереработки с целью получения важнейших нефтепродуктов главный упор делается нахимические способы переработки нефти, а фракционная перегонка рассматриваетсяознакомительно.
Кислородсодержащие органические веществапредставлены четырьмя темами: «Спирты и фенолы», «Альдегиды и карбоновыекислоты», «Сложные эфиры», «Жиры», «Углеводы ».
Последний раздел органической химии —«Азотсодержащие органические вещества», куда постоянно включены амины,аминокислоты и белки, но, кроме них, могут рассматриваться азотсодержащиегетероциклы, нуклеиновые кислоты, что зависит от числа часов в учебном плане.
В конце курса органической химии обычно проводитсяобобщение. Иногда вводится в конце и еще одна обобщающая тема, устанавливающаясвязи органической и неорганической химии [12].
Построение курса химии, ориентированного на системупонятий о химической реакции
Курс химии, ориентированный на формирование иразвитие системы понятий о химической реакции, совершенно непохож на описанныевыше. Например, курс для колледжей, разработанный в США коллективом авторов воглаве с Ж. С. Пименталем под редакцией Г. Т. Сиборга [13]. В нем после вводныхглав, связанных с описанием общего подхода к научным исследованиям, идет глава,которая так и называется «Химические реакции», затем рассматривается поведениегазов, кинетическая теория с расчетами, энергетика химических реакций, ихскорость, химическое равновесие, растворение как равновесный процесс иэлектролитическая диссоциация. Среди тем дважды встречается периодическаясистема элементов в связи со строением атома. Свойства элементов изучаются непо группам, а по периодам. Особо выделены только галогены, соединения углеродаи щелочноземельные металлы. Это построение интересно тем, что, наряду стеоретическими химическими темами, рассматривается и химия элементов, в товремя как нередко разработка такого курса сводится к тому, что мы называемобщей химией. В отечественной школе, к сожалению, делается мало попыток длясоздания курса химии такого построения.
Пожалуй, единственной попыткой такого рода являетсякурс О. С. Зайцева «Неорганическая химия», в котором химия так ихарактеризуется как «наука о превращениях веществ». Этот курс представляетсобой комплекс теорий: учение о периодическом изменении свойств элементов,химическая связь и строение вещества, направление химических процессов,скорость химических процессов и химическое равновесие [13].
Школьные программы по химии. Цели, содержание и построение школьного курса химиинаходят отражение в учебной программе, но не следует думать, что достаточноизложить в программе в определенной последовательности перечень тем и поподробнеерасшифровать и конкретизировать их содержание, и можно считать, что программасоставлена.
Программа — это прежде всего нормативный документ.Будучи составлена, утверждена и принята учителем к использованию, онаопределяет всю систему его работы на годы, потому что в основе программы лежитопределенная концепция, комплекс идей, и их нельзя менять в течение всего срокаобучения, на который рассчитана программа.
Программа может быть утверждена МинистерствомРоссийской Федерации, если она предназначена для школ Российской Федерации,региональными органами образования и даже педагогическим советом школы, еслиона отражает содержание факультатива или спецкурса, реализуемых за счетшкольного компонента учебного плана.
Учебная программа имеет четкую структуру. Важнейшимкомпонентом, на который обращает внимание учитель, прежде чем знакомиться сосновным текстом, является объяснительная записка.
В объяснительной записке раскрываются, во-первых,цели и задачи обучения химии, а также основные идеи, реализуемые в курсе.Выбирая программу, учитель внимательно изучает эти идеи и решает, согласен лион с ними, подходят ли они для учащихся, с которыми он работает, а такжеимеются ли в школе необходимые условия, соответствующий учебник и другоеметодическое обеспечение.
На титульном листе программы, предназначенной дляфедерального курса, должен быть так называемый гриф Министерства общего ипрофессионального образования Российской Федерации. Это специальная запись отом, что программа утверждена Министерством и допущена (или рекомендована) киспользованию в школе.
Следующим важнейшим компонентом программы являетсяее содержание. Выше уже было сказано о критериях оценки содержания программы, иучитель изучает детально содержание, оценивая его с этих позиций, соотнося егосо своими конкретными условиями работы.
Обычно в любой программе при изложении содержаниятем подробно перечисляются законы, понятия и т. д., но при этом отсутствуетупоминание о деятельности, которую должны осуществлять ученики. Выше ужеговорилось, что в содержание должен входить опыт деятельности. Например, впрограмме написано: «Химические формулы», но не сказано, что нужно делать,чтобы химические формулы были усвоены учащимися. Предполагается, что об этомписать не надо, учитель сам поймет, что с ними надо делать. Но, действительно,что? Просто выучить определение химической формулы и изложить его учителю, илинаучиться узнавать химическую формулу, писать формулы, или просто принять ксведению, что они существуют? Программа должна определять и уровень усвоенияпонятия. Это крайне важно еще и потому, что только в деятельностиосуществляется воспитание и развитие детей. Если бы было написано еще:«Составление химических формул веществ, состоящих из двух элементов, на основеих валентности», то тогда было бы понятно, чего добиваться от учащихся. Этотнедостаток некоторые составители программ стараются устранить, введя особыйраздел в конце каждого года обучения «Требования к результатам обучения», ноэтот раздел мы находим далеко не во всех программах. Его отсутствие в последнеевремя объясняется еще и тем, что проводилась работа по разработкеГосударственного Стандарта образования, где нашли отражение эти результаты, нов настоящее время работа над Стандартом временно приостановлена.
Внутри темы в программе, как правило, выделены такиерубрики, как «Расчетные задачи»,«Демонстрации», «Лабораторные опыты»,«Практические занятия», «Семинарские занятия» и т. п., а также довольно жесткоопределено время изучения каждой темы.
Таким образом, учебная программа представляет собойобязательное методическое руководство для учителя, необходимое ему дляпрофессиональной деятельности [14].

ЛИТЕРАТУРА
 
1.    Ахметов Н. С. Неорганическая химия: Пробный учебник.— М.: Просвещение, 1994.
2.    Ахметов Н. С, Кузнецова Л. М. Неорганическая химия:Пробный учебник для 7 класса. — М.: Просвещение, 1983.
3.    Зайцев О.С. Системно-структурный подход кпостроению курса химии. — М.: Изд-во МГУ, 1983.
4.    Волова Н. Ф., Чернобыльская Г. М. Пропедевтическийкурс для семиклассников // Химия в школе, 1998, № 3. С 29—33.
5.    Гузей Л. С, Сорокин В. В., Суровцева Р. П. Химия. —М.: Дрофа, 1995.
6.    Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С Физика ихимия. 5—6 класс. —М.: Просвещение, 1994.
7.    Иванова Р. Г. Химия. — М.: Просвещение, 1996.
8.     Кузнецова Н. Е., ТитоваИ. М., Тара Н. Н., Жегин А. Ю. Химия. — М.: Вента-на-Граф, 1997.
9.    Общая методика обученияхимии / Под ред. Л. А. Цветкова. В 2-х т. т. 1. — М.: Просвещение, 1981.
10.    Цветков Л. А. Органическая химия. — М.:Просвещение, 1988.
11.   Химия и общество / Американское химическое общество;Пер. с англ. — М.: Мир, 1995.
12.   Чернобельская Г. М., Трухина М. Д., Шелехова Л. М.Пропедевтический курс химии с прикладным содержанием для VII класса // Химия вшколе, 1995, № 4. С. 19.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.