Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Поэма С. Есенина "Пугачев" и "Сказ о Ермаковом походе" Г. Вяткина в оценке современников

Поэма С. Есенина "Пугачев" и "Сказ о
Ермаковом походе" Г. Вяткина в оценке современников

Е.И. Петрова, Омский государственный университет,
кафедра русскойлитературы ХХ в. и журналистики

В
пореволюционные годы возрос интерес писателей к истории России. Особенно часто
обращались литераторы, как к источнику вдохновения, к кризисным, переломным
историческим периодам. Был здесь отчасти и конъюнктурный момент, так как
читатель "требовал революционных произведений для поддержания своего
духа", а история давала подходящие сюжеты. Но было и другое: попытка
понять, "куда несет нас рок событий, заглядывая в обратную перспективу
прошлого. Причем историческая тема прежде всего стала воплощаться в поэмном
жанре. "Уструг Разина" В. Хлебникова, поэмы о Болотникове, Разине,
Пугачеве В. Каменского, "Уот Тайлер" А. Глобы стали наиболее
значительными произведениями этого ряда. Историческая повесть, исторический
роман появились позднее.

Неоднократно
использовал в своих произведениях исторические сюжеты и С. Есенин. Еще в 1912
г. он пишет "Песнь о Евпатии Коловрате", а в 1914 г. поэму
"Марфа Посадница". И наконец в 1921 г. он создает драматическую поэму
"Пугачев", которая вызвала неоднозначное отношение современников.
Известно, что на М. Горького большое впечатление произвело чтение Есениным
фрагментов поэмы. Н. Осинский увидел в поэме попытку изобразить "пафос
мятежной стихии" как "непрерывное течение одной реки, докатившееся от
пугачевских времен до нашего времени" [4, c. 199]. Но сами способы
выражения "мятежной стихии" многим казались неприемлемыми. Автора
критиковали за "имажинизацию речи Пугачева" [4, c. 199] и даже за то,
что Пугачев - это сам Есенин. В целом произведение было признано неудачным, и
это автора "сильно огорошило" [4, c. 200]. Одному из своих устных
критиков он бросил: "Ты ничего не понимаешь, это действительно
революционная вещь!" [2, c. 191]. Очевидно, что революционность для него
состояла не столько в историческом материале, сколько в способах его
художественного воплощения. Поэт не пытается показывать противоборство двух
враждебных лагерей. Обреченность пугачевского бунта, по Есенину, состоит в том,
что крестьянство инертно, мужики "вросли ногами крови в избы".
Напрасно главному герою кажется, что эти избы можно сорвать с места вихрем
восстания, превратить их в "дикий табун деревянных кобыл". В
последнем монологе он обнаруживает, что и для него самое дорогое - видеть, как
"Золотою известкой над низеньким домом Брызжет широкий и теплый
месяц". Поэтому и не винит он предателей: "...Дорогие мои...
Хор-рошие... Что случилось?"... Здесь - сострадание. Пугачев Есенина не
отделяет себя от своих губителей. Он понимает, что причина гибели и в нем
самом: "Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?" Хотя написанию
поэмы предшествовал период основательного изучения пугачевского восстания,
Есенин не ставил задачи исторически точно воссоздать его картину. В сущности,
он решал вопрос о том, способно ли крестьянство принять революцию.

Поэма
Георгия Вяткина "Сказ о Ермаковом походе" была написана в год
десятилетия Октября. Известно, что большевистскую революцию Вяткин не принял, и
лишь после разгрома Колчака смирился с советской властью как с единственной
силой, способной объединить созидательные усилия народа. Естественно, что и для
него обращение к историческому материалу стало поводом для осмысления
современности.

Конфликт
в поэме Вяткина более нагляден, чем в "Пугачеве". Ермакова вольница
находится как бы между двух огней. С одной стороны, - "татарва",
возглавляемая Кучумом, готовая в любой удобный момент гнать "русскую
собаку", с другой - "тяжелый царь" Иван, против которого
"копит черную боль народ".

Сам
поход на кучумово царство показан как способ сублимировать народный гнев против
своего царя: решение идти на восток приходит после того, как становится ясно,
что "того и гляди, - босая ватага по Кремлю с батогами пойдет".
Руководители похода - Ермак и Иван Кольцо - надеются, что если бить челом
государю "богатой Сибирской землею", то "Царь в радости и милости
великой"... "Боярщину с опричниной уймет," ... "Даст
отдохнуть Руси многострадальной..." Но способна ли власть по достоинству
оценить "народную инициативу"? Конечно, она воспользуется ее плодами.
Царь Иван в поэме цинично восклицает: " ...порой и смерд, и вор Царю,
вишь, пригодится". Но благодарность власти народу - сродни дареному царем
панцирю. Не случайно эпиграфом к поэме становятся известные строки Рылеева:
"Тяжелый панцирь, дар царя, Стал гибели его виною".

Опубликованная
в 1927 г. в "Сибирских огнях" поэма вызвала отклики прежде всего в
сибирских изданиях. В большинстве городов ее оценили положительно. И лишь в
омской газете "Рабочий путь" разразилась обширная дискуссия. Одни
обвиняли автора в том, что он не сумел дать "действительную картину
классовой борьбы второй половины девятнадцатого века", что
"социальной борьбы в поэме нет", что он рассматривает "русскую
историю как самобытную", вместо того, чтобы ее "социологически
обосновать" [1]. Другие - и прежде всего П. Драверт, - напротив, видят
"вину" Вяткина в том, что "он не удержался от соблазна
представить Ермака идейным предтечей будущих революционеров" [3]. Но и те,
и другие, в сущности, отказывают ему в праве "своего собственного
понимания исторических лиц и явлений". "Не все, приемлемое нами у Шекспира,
можно разрешить Вяткину" [3], - считает Драверт. Ему кажется неправомерным
обращение лирического поэта к эпосу. Такая реакция на его поэму обескуражила
Вяткина (как в свое время и Есенина). Как к третейскому судье, он обращается к
М. Горькому с просьбой оценить его произведение. Горькому поэма понравилась.

Почему
же столь суровы были современники в оценке исторических поэм С. Есенина и Г.
Вяткина? Ведь расцвет поэзии начала века связан и с расцветом поэмы. Многие
формальные поиски в поэмном жанре увенчались успехом, естественным стало
усиление лирического начала в поэме. Однако то, что было хорошо в поэме
"на современную тему", где лирический герой мог позволить себе любые
формы самовыражения, с трудом принималось в поэме исторической, где автор был
отстранен от сюжета самим временем. К материалу историческому всегда
предъявлялось требование большей традиционности (Пушкину, как известно,
предлагали переделать "Бориса Годунова" в роман). Есенин же выступил
как новатор, в исторической поэме которого изображение не просто эпически
масштабно, но и лирически окрашено. Сам эпический размах создается средствами
лирики: автор не воспроизводит массовых сцен, не дает персонажей в развитии
(кроме Пугачева), не стремится ввести в речь героев соответствующую времени
лексику, он не озабочен даже точностью передачи исторических фактов, хотя
основательно их изучал. Поэма состоит, в сущности, из лирических монологов. В
ней единственный сквозной персонаж; остальные, появляясь в одной сцене и
исчезая, укрупняют основную фигуру, что в итоге и придает ей эпическую
масштабность.

По
этому пути - пути взаимопроникновения этики и лирики - и пошло дальнейшее
развитие жанра, что оказалось верным и для исторической поэмы: "усиление
лирического начала в современной поэме последних лет сказалось и на структуре
исторической поэмы" [5, c. 67]. В современной исторической поэме
требование лиризма подчиняет себе даже единство времени, как, например, у
Давида Самойлова: "Времена смешиваются, и я легко перехожу из прошлого в
настоящее или условное будущее.... Мне кажется, писать современное произведение
надо как историческое, а историческое как современное" [6, c. 28]. Но то,
что сегодня воспринимается как норма, для современников Есенина и Вяткина было
непривычно.

Вяткин
же, внешне сохранил более традиционную поэмную форму (В "Сказе о Ермаковом
походе" есть и подробно разработанный сюжет, и традиционные фольклорные
мотивы, и "народная масса" как одно из действующих лиц). Однако он
уловил внутреннюю сущность есенинских новаций: и для него лиризм - не внешнее
качество эпического текста, а способ создания эпического. Главная задача автора
- воссоздать не события, а психологические состояния героев. Их чувства столь
сильны, что как бы изливаются на все окружающее: "...весело в кострах
пылают стружки под песни захмелевших казаков", "татарва смиренна, как
ковыль", "казачью кровь, как воду, пьет трава" и т.п.

У
каждого героя поэмы есть великая страсть, которая поднимает его до уровня
исторической личности. Ермак кладет жизнь на завоевание Сибири, чтобы облегчить
народную участь; Кучум отдается чувству мести; царь Иван наслаждается тем, что
подмял под себя Русь. Столкновение страстей высекает историческое событие.

Понятно,
что такой подход не предполагал точного следования исторической правде, хотя,
как и Есенин, Вяткин провел основательное историческое исследование. Он
предпринял поездку в Тобольск, изучил и архивные материалы, и места событий.
Ему были известны различные исторические концепции Ермакова похода, изучал он и
художественные источники. Об этом говорит послесловие "От автора" к
первой публикации поэмы в журнале "Сибирские огни". Не случайно,
полемизируя с Дравертом, Вяткин ссылается на де Виньи, для которого
"искусство - не толкователь истории, а ее заместитель" [3]. Ясно,
что, как и Есенин, Вяткин пытался толковать не столько историю, сколько
современность. Наивная попытка вяткинского Ермака задобрить сибирскими землями
злого царя, конечно, не выдерживает критики с исторической точки зрения. Но в
том-то и дело, что коллизия "народ и власть" исследуется поэтом с
позиций современности. Именно к концу 20-х годов революционное бурление масс
было поставлено на службу режиму, народный энтузиазм загнан в прокрустово ложе
пятилеток. Чем это кончится? - вот что пытался прозреть поэт. Конечно,
современникам почти невозможно было проследить в поэме такие параллели, и в
хвалебных, и в критических откликах они не были замечены. Но, возможно, не
всеми. Не случайно ведь несмотря на содействие Горького отдельное издание поэмы
не было осуществлено...

Георгий
Андреевич Вяткин (1885 - 1938) родился в Омске, детство и юность провел в
Томске, там же было опубликовано его первое стихотворение. В годы первой
русской революции получил известность как автор обличительных стихов. Был
связан с литературной элитой Петербурга и Москвы, подолгу жил в обоих столицах,
особенно в Москве, печатался там. Был членом литературного общества
"Среда", возглавляемого братьями Буниными. Автор нескольких
поэтических и прозаических сборников, публицист.

Вернулся
в Омск в 1918 г. как в "белую столицу", работал в бюро информации
Управления делами Временного правительства Колчака, за что и был по возвращении
советской власти "поражен в правах", т.е. на три года лишен
избирательного права.

С
192... года жил в Новосибирске, работал в журнале "Сибирские огни".
Имел большой авторитет среди сибирских писателей, был известен в России,
переписывался с М. Горьким, Р. Ролланом, В. Вересаевым и др.

В
1937 г. был вторично репрессирован по обвинению в членстве в никогда не
существовавшей трудовой крестьянской партии и в начале 1938 г. расстрелян.

В
данной статье рассматривается одно из произведений Г. Вяткина в контексте
общелитературных процессов того времени.
Список литературы

Виноградов
Ф. О поэме Г. Вяткина "Сказ о Ермаковом походе" // Рабочий путь. 134
от 16 июня 1927 г.

Волков
А. Художественные искания Есенина. М., 1976.

Драверт
П. Перекрашенный Ермак // Рабочий путь. 143 от 26 июня 1927 г.

Наумов
Е. Сергей Есенина. Личность. Творчество. Эпоха. Л., 1969.

Червяченко
Г.А. Поэма в советской литературе. Ростов, 1978.

Цит.
по: Числов М. Время зрелости - пора поэмы. М., 1986.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лингвистический анализ текстов американской Литературной сказки
Реферат Характеристика деятельности слушание музыки в дошкольном детстве
Реферат Культура Древньої Греції
Реферат Роль фундаментальных исследований в области создания объектов интеллектуальной собственности
Реферат British slang
Реферат Взаимосвязь детско-родительских отношений и учебной деятельности младших школьников
Реферат Хирургия
Реферат Философия древнего Китая. Конфуцианство и законники
Реферат І.С. Нечуй-Левицький. "Кайдашева сім'я" - зразок реалістичної соціально-побутової повісті. Історія написання і зміст твору
Реферат Становление и развитие института судебной власти в России
Реферат Presidential Election 2000 Essay Research Paper Presidential
Реферат Значення туристичних ресурсів півдня України для розвитку туризму
Реферат Шкала электромагнитных волн.
Реферат Законодательная система
Реферат Global Economy And The Environment Essay Research