Реферат по предмету "Экономика"


Роль фундаментальных исследований в области создания объектов интеллектуальной собственности

Министерство образования и науки Украины
Национальный технический университет
«Харьковский политехнический інститут»
Реферат
На тему: «Роль фундаментальныхисследований в области создания объектов интеллектуальной собственности»
Выполнила: студентка гр… ЕК-24а
Чаплюк В.Ю
Проверил:
Тимофеев Д.В
Харьков 2009

Содержание
Введение
1.   Жизненный цикл инновации
2.   Фундаментальные исследования, как этапжизненного цикла инновации
2.1  Понятие фундаментальных исследований
2.2Финансирование фундаментальных исследований
3    Необходимость проведенияфундаментальных исследований
Выводы
Список источников информации

Введение
Расширение рынка наукоемкой продукциирассматривается отечественными учеными как важнейший фактор подъема экономики.По их оценкам, возможности научного и промышленного потенциалов страныпозволяют значительно увеличить долю Украины в мировом рынке этой продукции. Кчислу конкурентоспособных на внешнем рынке технологических областей относят:авиационную и космическую технику, атомную промышленность и утилизацию ядерныхотходов, отдельные области информационных технологий, лазерную технику. Все это-принципиально новые сферы деятельности, а их создание осуществлялось сиспользованием результатов фундаментальных научных исследований и разработок(НИР). Их сущностный признак проявляется в том, что доход, полученныйпользователями от производительного потребления результатов НИР, содержит всебе рентную составляющую. По своему наполнению последняя неоднородна, онавключает в себя различные виды ренты — собственно научную ренту от реализацииновейших технологий, в основе которых лежат результаты фундаментальных НИР,изобретательскую ренту, ренту от внедрения ноу-хау, наконец — управленческуюренту. Понятно, что без исследователей и разработчиков, создающих новоефундаментальное научное знание, не было бы и возможности, материализовав его,произвести наукоемкую продукцию.
В современных условиях практическое применение и широкоераспространение результатов научно-технической и исследовательскойдеятельности, оформленных в виде объектов интеллектуальной (преимущественно –промышленной) собственности выступает необходимым фактором экономическогоразвития страны. Актуальность инновационной активности в настоящее времясущественно возросла и определяет положение страны на экономической иполитической карте мира. Макроэкономическая роль нововведений заключается визменении характера расширенного воспроизводства, в переводе национальногохозяйства на более современную интенсивную модель развития. Отличительныепризнаки современного конкурентоспособного хозяйствующего субъекта всущественной мере предполагают:
а) активизацию собственных научно-исследовательских работлибо приобретение прав на ключевые для данной отрасли изобретения, ноу-хау ииные научно-технические достижения;
б) защиту интеллектуальной собственности какнематериального актива предприятия;
в) использование законодательно предусмотренных средств длязакрепления исключительных прав на результаты творческой деятельности иинтеллектуального труда, воплощенные в конечной продукции.
В данном реферате рассматривается особенная рольфундаментальных исследований, как этапа создания объектов интеллектуальнойсобственности. Определяется его значение в создании инноваций, а также вразвитии экономического потенциала страны.

1.        Жизненный цикл инновации
Рассмотрим жизненный цикл инноваций (нововведений). Вшироком смысле слова новации включаются в понятие «инновации» как часть единогопроцесса. Общий вид жизненного цикла инновации представлен на рис.1.
Весь жизненный цикл состоит из четырех частей: 1)зарождение инновационной идеи и инновационного проекта; 2) создание новшества;3) распространение новшества; 4) потребление новшества.
Первая часть – зарождение идеи и инновационного проекта.Она включает всего две стадии – первую в виде (1) фундаментальных исследованийи вторую в виде (2) прикладных исследований.
Первая стадия жизненного цикла инноваций – этофундаментальные исследования во всех их трех разновидностях: теоретических,экспериментальных, поисковых. Цель для корпораций и крупных компаний –накапливание знаний и опыта исследований в интересующей области науки.
Вторая стадия – это прикладные исследования. Здесь научнаяидея преобразуется в конкретную идею новой технологии или нового продукта,новой услуги. Вырисовывается контур будущего инновационного проекта. Цель НИРприкладного характера – стратегическое позиционирование фирмы, заявка наинтересы и возможности в данной области знаний.
1. Фундаментальные исследования.
2. Прикладные исследования (научные идеи и макеты).
3. Разработки (констр.-технол. решения и оп. образцы).
4. Строительная часть (проектирование и строительство).
5. Освоение производства.
6. Промышл. производство (серийные и массов. образцы).
7. Маркетинговые решения.
8. Логистика инф. и матер.-вещ. потоков.
9. Диффузия (распространение) по рынкам и потребителям.
10. Рутинизация у потребителей.
11. Сервисная поддержка.
1. ФИ — фундаментальные исследования (научные идеи и макеты):
ТИ – теоретические исследования;
ЭИ – экспериментальные исследования;
ПоИ – поисковые исследования.
2. ПрИ – прикладные исследования (отчет о НИР, макет и ТЗ). ТЗ – техническое задание.
3. ОКР и ОП — разработки (констр.-технол. решения и опытные образцы). ОП – опытное производство.
4. СЧ – строительная часть.
5. ТПП – техническая подготовка производства.
КПП – конструкт. подг. пр-ва.
ТлПП – технол. подг. пр-ва.
ЭиОПП – экон. и орг. подг. пр-ва.
6. ПП — промышленное производство (серийные и массов. образцы).
МСС – мелкосерийное и среднесерийное производствово.
КС – крупносерийное пр-во. Мас – массовое пр-во.
Спец – специальное (специализированное) пр-во.
7. Маркетинговые решения.
АнР – анализ рынков.
ОцЗатр – методы оценки затрат и ценообразования.
8. Логистика инф., матер.-вещ. и нематер. потоков.
9. Диффузия (распространение) по рынкам и потребителям.
10. Рутинизация у потребителей.
11. Сервисная поддержка.
1. ФИ
(ТИ, ЭИ, ПоИ)
2. ПрИ
(Отчет о НИР, Макет, ТЗ)
1 часть (стадии 1 — 2)
ЗАРОЖДЕНИЕ идеи, новшества и иннов. проектов â
3. ОКР
КР, ТР, ОП
(оп. образец)
4. СЧ
Пр, Стр
5. ТПП
КПП, ТлПП,
ЭиОПП
6. ПП
МСС, КС
Мас., Спец.
2 часть (стадии 3 — 6)
СОЗДАНИЕ
новшества â
7. Маркетинг
АнР, ОцЗатр, Брэндинг
8. Логистика
Организация потоков, связанных с новшеством
Диффузия
По рынкам и финансовым схемам
3 часть (стадии 7 — 9)
РАСПРОСТРАНЕНИЕ новшества â
Рутинизация
Передача знаний потребителю
11. Сервис
Поддержка новшества у потребителя
4 часть (стадии 10-11)
ПОТРЕБЛЕНИЕ новшества /> /> /> /> /> /> /> />
Рис. 1. Жизненный цикл инноваций.
Вторая часть жизненного цикла инновации – созданиеновшества. Она включает четыре стадии: (3) ОКР, (4) строительную часть, (5)техническая подготовка производства и (6) само промышленное производство.
Третья стадия – ОКР. Это – завершающая стадия научныхисследований, своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментальногопроизводства к опытному, а в дальнейшем к промышленному производству.
Четвертая стадия – строительная часть. Ведутсяархитектурные и строительные работы для создания производственных площадей подновое производство у изготовителей и площадей, требуемых для использованияновой техники и соответственно новой технологии у потребителей.
Пятая стадия – техническая подготовка производства (ТПП).Осуществляется КПП – конструкторская подготовка производства (корректировкачертежей под заводские условия) и ТлПП – технологическая подготовкапроизводства (учитывающая местные условия), а также ЭиОПП – экономическая иорганизационная подготовка, включая финансовую подготовки и подготовку трудовыхресурсов.
Шестая стадия – промышленное производство (ПП). С учетомрынка налаживается серийное, массовое и специальное производство.
Третья часть – распространение новшества (стадии 7-9).
Седьмая стадия – маркетинг. Маркетинговый мониторинг имаркетинговые решения пронизывают практически все стадии (исключение составляеттолько первая стадия – стадия фундаментальных исследований.
Восьмая стадия – логистика. Здесь прежде всего имеются ввиду потоки инноваций – от потоков идей и инновационных проектов, составляющихинновационные программы, до потоков знаний в группе, подразделении,организации, корпорации, отрасли, государстве.
Девятая стадия – диффузия. Рыночное и нерыночноераспространение новшества.
Четвертая часть – потребление новшества (стадии 10 и 11).
Десятая стадия – рутинизация. Здесь главное – этоперенесение всего нового в жизнь организации-инноватора, повышение его старогорутинного образа действий до новой рутины (именно «рутины», поскольку толькогода действия становятся рутинными, возможен высокопроизводительный труд),основанного на внедряемом новшестве. Таким образом организация повышает свойтехнологический и культурный уровень, приобретает определенные конкурентныепреимущества.
Одиннадцатая стадия – сервис. Сервисная поддержка новогопродукта многогранна: обучение персонала в использовании новшеств,предпродажная подготовка, послепродажное обслуживание, помощь в сбыте.

2.        Фундаментальные исследования,как этап жизненного цикла
инновации
2.1 Понятие фундаментальных исследований
В бытовом представлении понятие «фундаментальный»нередко ассоциируется с понятиями «главный, основной, важный, существенный»- и это смещение понятий ставит автора заявки в ложное положение. Единогоопределения фундаментального исследования не существует, но можно утверждать,что таковым является исследование, ставящее своей задачей разработку илипроверку гипотезы (теории), имеющей общий характер и применимой к определенномуклассу явлений, процессов или объектов. Такая теория по существу являетсяответом на вопрос, заданный исследователем Природе: как, почему, с помощьюкакого механизма и энергетики реализуется данный процесс или явление? С этойточки зрения не может рассматриваться как фундаментальное исследование,содержащее только описательную информацию, даже если при описании использованакомпьютерная обработка, а само описание названо модным словом «мониторинг»;не является фундаментальным исследованием и работа, успешно расширяющая областьприменения уже известной методики.
Одним из важнейших признаков фундаментальности являетсяименно гипотеза, положенная в основу исследования. Как говорит грантодержательРФФИ геолог проф. А.М. Городницкий (цитируется по его книге «След вокеане»), «лучше работать под заведомо ложную гипотезу, чем вообщепод никакую», ибо только наличие гипотезы структурирует исследование ипридает ему четкую направленность на выяснение закономерности.
ЮНЕСКО относит к чисто фундаментальным исследования,направленные на открытие законов природы, установление отношений междуявлениями и объектами реальной действительности.
Основная функция фундаментальных исследований — познавательная; непосредственная цель — сделать выводы о природных законах,имеющих общий характер и закономерное постоянство. Основные признакифундаментальности вскрытых явлений:
а) концептуальная универсальность,
б) пространственно-временная общность.
Зачастую граница между фундаментальными и прикладнымиисследованиями размыта, сложно определить, где заканчиваются одни и начинаютсядругие. Прикладное исследование — это такое исследование, результаты которогоадресованы производителям и заказчикам и которое направляется нуждами илижеланиями этих клиентов, фундаментальное — адресовано другим членам научногосообщества. Современная техника не так далека от теории, как это иногдакажется. Она не является только применением существующего научного знания, ноимеет творческую компоненту. Поэтому в методологическом плане техническоеисследование (т.е. исследование в технической науке) не очень сильно отличаетсяот научного. Для современной инженерной деятельности требуются не толькократкосрочные исследования, направленные на решение специальных задач, но иширокая долговременная программа фундаментальных исследований в лабораториях иинститутах, специально предназначенных для развития технических наук. В то жевремя современные фундаментальные исследования (особенно в технических науках)более тесно связаны с приложениями, чем это было раньше.
Один из признаков разграничения понятий«фундаментальные» и «прикладные» НИР — различия в степенипрогнозируемости результата. Результаты прикладных НИР, как правило, болеепредсказуемы. Это обстоятельство и предопределяет специфику финансированиянаучно-технической деятельности в сфере фундаментальной и прикладной науки.Первая по большей части финансируется за счет бюджетных средств, вторая — засчет внебюджетных. Но как быть с фундаментальными НИР, ориентированными напрактическое применение? Здесь возможно, конечно, смешанное финансирование, ноопределяющими все же являются бюджетные средства. Отсюда и характер трансферарезультатов, ориентированных на практическое применение фундаментальных НИР.Этот трансфер может осуществляться как на возмездной, так и на безвозмезднойоснове.
Различие между фундаментальной или чистой наукой иприкладной было превосходно проиллюстрировано Дж. Томсоном – открывателемэлектрона – в речи, произнесенной в 1916 году:
«Под исследованием в фундаментальной науке я понимаюисследование не с целью применения его результатов в промышленности, а толькодля умножения знаний о Законах Природы. Я приведу только один пример «пользы»этого вида исследований, тот, который приобрел хорошую известность благодаряВойне, — я имею в виду рентгеновские лучи в хирургии…
Теперь подробнее о том, как этот метод был открыт? Он небыл результатом исследований в прикладной науке, начатых для нахождения болеесовершенного метода определения локализации пулевых ранений. Исследования,возможно, и привели бы к положительным результатам, но невозможно представитьсебе, что это привело бы к открытию рентгеновских лучей. Нет, этот метод,предназначенный для исследования чистой науки, был создан с целью обнаруженияприроды электричества».
Томсон пошел дальше, утверждая, что прикладная наукасовершенствует старые методы, в то время как фундаментальная наука создаетновые методы, и что «если прикладная наука ведет к реформам, то фундаментальнаянаука приводит к революциям, которые, будь они политические или научные,являются мощными инструментами, если Вы находитесь на стороне победителя».Перед теми, кто отвечает за финансовую поддержку науки, стоит важный и оченьтрудный вопрос о том, как оказаться на стороне победителя.
Для современного этапа развития науки и техники характерноиспользование методов фундаментальных исследований для решения прикладныхпроблем. Тот факт, что исследование является фундаментальным, еще не означает,что его результаты неутилитарны. Работа же, направленная на прикладные цели,может быть весьма фундаментальной. Критериями их разделения являются в основномвременной фактор и степень общности. Вполне правомерно сегодня говорить и офундаментальном промышленном исследовании.
Фундаментальные поисковые научные исследования проводятся вформе теоретической и экспериментальной деятельности, осуществляемой в целях:
а) познания закономерностей строения, функционирования,развития природы, общества, организма человека, техники;
б) раскрытия новых связей между явлениями;
в) открытия новых принципов создания продукции иобоснования прогрессивной технологии.
Роль науки на данном этапе инновационного процессазаключена в генерировании идей. Результатами этапа фундаментальных поисковыхнаучных исследований выступают: новые знания, теории, концепции, качественнообновляющие информационную базу науки; научно-технические идеи о путяхматериализации теоретических знаний; выявление новых свойств материалов ихимических соединений. Коэффициент полезного действия у фундаментальныхпоисковых научных исследований сравнительно невысок. Лишь около 10 % идейпринимаются к дальнейшей разработке. Но именно они и дают толчок научнотехническому прогрессу. Цена ошибки на этапе фундаментальных поисковых научныхисследований невелика, а, следовательно, научный риск оправдан с экономическойточки зрения.
Созидательное, конструктивное знание как первоосноваинноваций и потенциальная возможность для производства новых материальныхценностей представляет несомненный интерес для экономики и обладает ощутимойпотребительской ценностью. Поэтому такой интеллектуальный продукт имеетрыночную стоимость, продается и покупается, используется в качестве уставногокапитала и т.п., обеспечивая его владельцу (не обязательно автору) получение коммерческойвыгоды в течение определенного времени. В отличие от синтезирующего знанияпознавательное, будучи обнародованным, принадлежит всему человечеству ибесплатно заимствуется для любых целей (образования, проведения другихисследований и т.п.). При этом неважно, кто понес затраты на получениепознавательного знания. Этот вид интеллектуального продукта охраняется не посвоей сути, а лишь по форме представления, как произведения литературы иискусства. Существо основного интеллектуального продукта естественных наук непризнается объектом промышленной собственности ни международным, ниотечественным законодательством. Ушел в прошлое и остался невостребованным опытсоветской системы регистрации открытий, которая, впрочем, также не закрепляласобственность на эти результаты.
Итак, фундаментальные науки, или познавательныеисследования, призванные множить и развивать знания об окружающей природе иобществе, с финансовой точки зрения не могут приносить прибыль и дажесамоокупаться. Общеизвестно, каких колоссальных затрат требуют фундаментальныеисследования. Даже с учетом того, что часть таких исследований обеспечивалаприкладные научные работы военного характера, значительная их доля невозвращается обществу ни в какой форме. Чем больше подобных исследований проводится,тем большая нагрузка ложится на бюджет.
2.2     Финансирование фундаментальныхисследований
Финансирование фундаментальной науки важнодля общества в целом, но не представляет интереса для какого-либо отдельногоинвестора. Те, кто делают основополагающие открытия, как правило, не получаютвыгод от этого, так как законы природы не могут защищаться патентным правом иприкладные задачи являются слишком долгосрочными и непредсказуемыми, акультурные и образовательные ценности науки не приносят прямой прибыли.
В соответствии с мировой практикой кисточникам финансирования инноваций относят следующие:
а) государственные ассигнования
б) собственные средства субъектов хозяйствования
в) кредитные средства
г) частные средства
д) иностранные инвестиции
е) венчурный капитал
Фундаментальные исследования в основном проводятся за счетгосударственного бюджета на безвозвратной основе. Привлекаются средства бюджетагосударственных предприятий и организаций, а также специальных фондов. Это даетвозможность проведения фундаментальных исследований, которые часто бываютнеприбыльными. Подобное финансирование совершается в большинстве высокоразвитыхстранах мира в административно-ведомственной или программно-целевой форме. Еслиадминистративно-ведомственная форма предусматривает дотационное финансированиеинноваций, то программно-целевая – концентрацию значительных финансовыхресурсов с использованием их для научно-технических программ. Функционированиеэтих программ значительно влияет на развитие научно-технологической сферы, таккак государственным приоритетом является создание, распространение ииспользование новых технологий.
Финансированию НДДКР в глобальной экономике правительстваразвитых стран уделяют еще большее значение, чем в предшествующие периоды.Товары должны чрезвычайно быстро создаваться и комерциализоватся, поддерживаяконкурентоспособность промышленности.
Специалисты подчеркивают важное значение прямойгосударственной поддержки для обеспечения высокой конкурентоспособности товаровна мировых рынках. Примером такой стратегии есть государственная политикафинансирования федеральных программ НИОКР в США. Так, удельный вес федеральныхкапиталовложений в НИОКР в общих национальных затратах на исследование иразработку составляла в начале 60-х лет 70%. Тем не менее эта величина современем значительно уменьшилась и в конце 90-х лет ХХст. Составляла близко 30%(рис.2).
/>
Рис.2 Частица федеральных затрат в общих затратах США наНИОКР
Американские ученые проанализировали динамику затрат США наНИОКР в постоянных ценах, с учетом инфляционных процессов в экономике, и сопоставилитемпы роста производства высокотехнологических товаров с темпами ростапромышленного производства. Был сделан вывод, что темпы возрастаниявысокотехнологических продуктов США в 90-х годах в постоянных ценах оказалисьнизшими темпов возрастания всего промышленного производства, которое вызваносокращением федеральных затрат на фундаментальные исследования.«Государственные капиталовложения в НИОКР — стали неотъемлемой частьювсего производственно-технологического и исследовательского процесса в высокотехнологическихсферах промышленности, а в итоге даже незначительное замедление их возрастания,а тем более резкое сокращение государственного рынка НИОКР, очень отрицательноотразилось на состоянии высокотехнологических областей промышленности США».

3.        Необходимость проведенияфундаментальных исследований
Инновации и идеи касательно их использования зарождаются наэтапе фундаментальных исследований и разработок. Целью данного этапа – раскрытьновые связи между явлениями, выявить закономерности развития природы и обществакасательно их конкретного использования. Фундаментальные исследования имеютприоритетное значение в инновационной деятельности, так как выступают вкачестве генератора идей. В тоже время с помощью поисковых фундаментальныхисследований открываются новые принципы создания идей и технологий, а врезультате теоретических фундаментальных исследований создаются научныеоткрытия, новые теории.
Традиционно науку всегда делили на фундаментальную иприкладную. В условиях рынка, рыночных отношений, последняя, прикладная наука,усилила свою роль как коммерческая наука, которая стала играть роль чуть ли неглавного двигателя всей мировой экономической машины. Первой в своё время этопоняла и использовала Япония. Не имея ни полезных ископаемых, ни плодороднойземли, Япония сделала ставку на коммерческую науку как основной источникразвития всей национальной экономики. Несмотря на довольно большой риск, онавыиграла и оправдала свой поступок. Благодаря этому она осуществилафантастический рывок в своём экономическом и социальном развитии, став одним изпризнанных лидеров современного постиндустриального мира. И таких примеровмного. Если взять показатель ”индекс инноваций”,- характеризующий уровеньвзаимодействия науки и бизнеса и скорость внедрения научных разработок вэкономику, то мировыми лидерами являются США, Тайвань, Финляндия, Швеция иЯпония. Россия занимает 34-е место, а Украина-38-е. Из постсоветских государствпо этому критерию лидирует Латвия- 26-е место. Для сравнения: Израиль — на шестомместе, Германия — на десятом, Великобритания — на 14-м, Франция – на 18-ом.
Возьмем еще некоторые показатели. Мировыми лидерами поколичеству полученных патентов, характеризующих уровень развития науки встранах мира, являются все та же Япония (почти 124 тыс.), США (более 83 тыс.) иЮжная Корея (34 тыс.). Германия на пятом месте, Россия — на шестом, Франция –на 7-м, Англия – на 8-м, Швеция – на 12-м., а если взять этот показатель на 100тыс. жителей страны, то лидирует Люксембург, Швейцария и Швеция. Япония здесьна 5-м месте, Франция на 9-ом, США на 12-ом, Англия на 13-ом, Германия на16-ом. С другой стороны, США находится на шестом месте в мире по долевнутреннего валового продукта (ВВП), который направляется на научныеисследования. США и Израиль тратят на эти цели 2,1% ВВП.
Фундаментальные исследования кроме своей основы в развитииобщества, являются еще основным источником получения новых знаний и социальногопрогресса. Вместе с тем парадоксом нынешнего времени является, с одной стороны,объективное возрастание роли научного знания в решении острейших жизненныхпроблем человечества, а с другой – прогрессирующая недооценка ролифундаментальной науки во многих странах, падение ее престижа в глазах широкойобщественности. Особенно актуальной в настоящее время является проблемаповышения воздействия фундаментальной науки на прогрессивные трансформацииобщества при сохранении ее ведущей роли в развитии научных знаний, что отражаетуниверсальную ценность фундаментальных исследований.
Необходимость научного осмысления этой проблемы обусловленанесколькими важными факторами, изменившими отношения между наукой и обществом,особенно в последней трети прошлого столетия и которые еще больше будут влиятьна них в наше время. Основные из них следующие:
1.        Научные знания все больше завоевываютроль главного источника экономического развития. Поэтому наука сама должнаинтенсивно развиваться, повышать свою способность продуцировать новые знания внарастающих пространственных и временных масштабах. Ключевую роль в этом процесседолжны играть фундаментальные исследования как основа для развития прикладныхисследований, создания высоких технологий, повышения технического уровняпроизводства.
2.        Научные знания, получаемые в результатепроведения фундаментальных исследований, увеличивают нашу способность лучше иглубже понимать сложные системы, процессы и явления. Достижения в различныхобластях естественных, технологических и общественных наук, возникновение новыхнаучных дисциплин, развитие информатики и мощной вычислительной техникиспособствуют нарастающему накоплению научных знаний и обуславливаютнеобходимость усиления взаимодействия, как между отдельными науками, так имежду наукой, образованием и производством.
3.        После развала СЭВ и СССР, а также сокончанием холодной войны, во многих странах произошли существенные изменения винвестировании в науку. В постсоветских странах это имело серьезные последствияособенно для фундаментальных исследований, которые были в значительной мереориентированы на оборонные нужды. Изменившиеся внутристрановые и внешниеусловия провели к многократному сокращению объемов финансированияфундаментальной науки. Вместе с тем возникла необходимость переориентации наукина гражданские потребности, повышения уровня инноваций, используемых в сфере удовлетворенияпотребностей населения, решения проблем экологии, управления и других.
4.        В то же время обострение экологическихпроблем, связанные с применением недостаточно совершенных технологий, крупныетехногенные аварии и катастрофы породили волну недоверия к науке и еевозможностям, стали почвой для распространения суеверий и антинаучныхконцепций.
5.        Страны и регионы в различной степениадаптируются к научным и техническим изменениям. Для некоторых стран, вчастности, постсоветских, которые располагали развитым научным потенциалом всфере фундаментальных исследований, возникшая невостребованность в научныхрезультатах привела к значительной потере научных кадров, в том числе к «утечкемозгов» за рубеж. Эта проблема приобретает новые оттенки в связи с идеейформирования общеевропейского научно-технологического пространства, а также сусиливающимися процессами глобализации. Для стран-доноров интеллектуальногопотенциала сложившаяся ситуация резко обострила проблему качественногообновления своих научных кадров, сохранения необходимой преемственностипоколений ученых. Новые проблемы возникают и у стран, привлекающих зарубежныхспециалистов.
Все это обусловило снижение социального статуса ученого инауки в целом, особенно ее фундаментальной части, с небывалой остротойпоставило проблему формирования высокой инновационной культуры всех слоевобщества.
Отказ от фундаментальной науки чреват превращением страны иее жителей в обслуживающий персонал других держав. Чем фундаментальнее наука,тем дальше вперед она смотрит, при этом не ставя своей целью созданиеконкретного, тем более коммерческого продукта. Ее результаты не всегда можнопредугадать заранее, но истоки основных революционных изменений в производстве— именно в этих изысканиях. Фундаментальные исследования важны для развитиясамой науки. Прикладные разработки без поддержки фундаментальных работ могутсвестись к рационализаторству.
Не сложно показать, что вложения в фундаментальную наукучасто приводят к открытиям огромной экономической и практической важности,весьма полезны и легко себя окупают. Казимир, знаменитый физик-теоретик ибывший руководитель научно-исследовательских работ Филипс, дал превосходный списокпримеров:
«Я слышал утверждения о том, что роль академическогоисследования в инновации незначительна. Это, наверное, самый вопиющий образецабсурда, на который судьба заставила меня наткнуться.
Конечно, кто-то может праздно размышлять о том, чтотранзисторы могли быть открыты людьми, не обучавшимися и не внесшими свой вкладв квантовую механику или квантовую теорию твердого тела. Так случилось, чтоизобретатели транзисторов были специалистами и внесли свой вклад в квантовуютеорию твердого тела.
Кто-то может спросить, могли ли быть основные цепикомпьютеров разработаны людьми, желавшими сконструировать компьютер. Как этобывает, они была открыты в тридцатых годах физиками, занимавшимисяисследованиями ядерных частиц.
Кто-то может спросить, могла ли быть открыта ядернаяэнергия из-за желания людей иметь новые источники энергии, или необходимостьиметь новую энергию привела к открытию атомного ядра. Возможно, только этопроизошло не таким способом.
Кто-то может поинтересоваться, существовала бы электроннаяиндустрия без предшествующего ей открытия электронов такими людьми, как Томсони Лоренц. И вновь случилось по-другому.
Кто-то может спросить даже, возможно ли, чтобы катушказажигания в моторах автомобилей была создана предприятиями, собиравшимисяпроизводить автотранспорт и случайно обнаруживших законы индукции. Но законыиндукции были обнаружены Фарадеем много десятилетий до этого.
Или даже в стремлении обеспечить лучшую связь, кто-то могизобрести электромагнитные волны. Они были открыты не таким способом. Они былиобнаружены Герцем, который придавал особое значение красоте физики и основывалсвою работу на теоретических взглядах Максвелла. Я думаю, что почти несуществует примеров новых идей двадцатого века, которые бы не были связаны,таким образом, с фундаментальной теоретической мыслью».
Примеры Казимира обладают целым рядом общих особенностей:
ü   Применение новых знаний приносило большие выгоды.
ü   В момент открытий, лежащих в их основе, применения этихоткрытий были абсолютно непредсказуемы.
ü   Между фундаментальными открытиями и их применениемпроходило много времени.
ü   Первооткрыватели, как правило, не стали богатыми.
Иногда говорят, что хотя все примеры, приведенные выше, оченьхороши, невозможно представить себе крупные выгоды от таких эзотерических наук,как физика элементарных частиц. На самом деле, в свое время исследования,подобные тем, которые приводит в пример Казимир, тоже расценивались какэзотерические, и опасность таких заранее заданных оценок была проиллюстрировананедавним использованием теории чисел в криптологии, хотя всего лишь 20 летназад криптология рассматривалась бы, как один из самых «бесполезных» разделовматематики.
Действительно, до настоящего времени не было какого-либоприменения открытий физики элементарных частиц, но некоторые открытия могутбыть близки к этому. Например, если бы продолжительность жизни мюона (нестабильнаячастица, открытая в 1940-х) была немного дольше перед распадом, то мюоны можнобыло бы использовать для катализа ядерного синтеза и создания огромныхколичеств энергии. Открытие долгоживущих заряженных частиц, которые могли быкатализировать синтез не сложно представить. Вот другой возможный пример,Теория Великого Объединения всех известных сил предсказывает существованиемонополей, которые могли бы использоваться для катализа протонного распада, темсамым, обеспечивая, по сути, безграничный запас энергии.
Исходя из этого, утверждение о том, что применение знаний,обнаруженных физикой элементарных частиц, невозможно представить, несоответствует истине, даже если это применение невероятно. Верно то, что будетневозможно использовать законы и явления природы, которые остались неоткрытыми.
Также существуют и побочные результаты и стимуляцияпромышленности. Под побочными результатами имеются в виду механизмы и методики,первоначально созданные для проведения фундаментальных исследований, но которыепри этом имеют еще и другие применения.
Размышляя о стоимости фундаментальной науки, необходимопринимать во внимание ценность побочных продуктов. На самом деле, большинствоэкономистов все больше и больше признают важную роль побочных результатов,особенно в форме инструментов, сконструированных для фундаментальныхисследований. Большинство оборудования современного электронного заводаразработано в университетских лабораториях, и есть много примеров оснащенияинструментами, проходящих во всех или отдельных частях системы, от физики дохимии, к биологии, в клиническую медицину.
Учитывая, что ученые, занимающиеся фундаментальной наукой,стремятся стать первым, и в итоге опубликовать и предать гласности свои работы,в то время как ученые-практики, работающие в промышленности, мечтают о защите,укрытии и о получении патента, может быть парадоксально, что фундаментальнаянаука приносит больше побочных результатов, чем прикладное исследование. Дажетакая абстрактная и эзотерическая сфера, как общая теория относительности(эйнштейновская теория тяготения) породила побочный результат. Этонавигационное чудо, известное как глобальная навигационная спутниковая система,которая может немедленно и автоматически указать Вам Ваше местоположение ивысоту с точностью до нескольких метров. Свыше 160 производителей развиваютраспределенные по всему миру системы, основанные на глобальной системепозиционирования, для нового многомиллиардного долларового рынка. Работа этихсистем основана на сравнении сигналов времени, полученных от разныхискусственных спутников. На спутниках используют особые атомные часы,первоначально созданные не ради какого-либо применения, а чтобы производитьисследования в общей относительности, и в частности, для проверки утвержденияЭйнштейна о том, что часы работают по-разному в разных гравитационных полях.

Выводы
В нынешнюю эпоху перехода от индустриальной эры к эрезнания наука становится краеугольным камнем и ключевым инструментом повышенияблагосостояния общества и государства. По оценкам специалистов как минимум тричетверти добавленной стоимости продукции даже в традиционных отраслях экономикиобуславливается эффективным использованием знаний. Этот тренд превалирует дажев наиболее старых отраслях экономики, например, в сельском хозяйстве, котороепретерпело радикальные изменения благодаря успехам биотехнологий. Тем болеесущественным использование знания в отраслях, существенно ориентированных навысокие технологии, к которым относится и атомная отрасль.
Роль знания в обеспечении конкурентоспособности технологий,продуктов и услуг, производимых/разрабатываемых организациями отрасли можетбыть существенной только при условии неразрывности процесса генерации –распространения – использования знания, т.е. по сути, при условии неразрывностиинновационного процесса.
Фундаментальные исследования — это экспериментальная илитеоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основныхзакономерностях строения, функционирования и развития человека, общества,окружающей природной среды. Цель фундаментальных исследований — раскрыть новыесвязи между явлениями, познать закономерности развития природы и обществаотносительно к их конкретному использованию. Фундаментальные исследованияделятся на теоретические и поисковые.
Результаты теоретических исследований проявляются в научныхоткрытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. Кпоисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новыхпринципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые фундаментальныеисследования обоснованием и экспериментальной проверкой новых методовудовлетворения общественных потребностей. Все поисковые фундаментальныеисследования проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и вкрупных научно-технических организациях промышленности только персоналомвысокой научной квалификации. Приоритетное значение фундаментальной науки вразвитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качествегенератора идей, открывает пути в новые области знания. Финансированиефундаментальных исследований ведётся из государственного бюджета или в рамкахгосударственных программ.

Список источников информации
1.        Антонюк Л.Л., Поручник А.М.,Савчук В.С. Інновації: теорія, механізм розробки та комерціалізації:Монографія. – К.: КНЕУ, 2003. – 394 с.
2.        Бовин А.А., Чередникова Л.Е.Интеллектуальная собственность: экономический аспект. – М.: Инфра-М. 2004.
3.        Гринев Б. Реформирование науки вУкраине // Зеркало недели № 11 (590) 25 — 31 марта 2006
4.        Гришин В.В. Инновационные разработкикак объекты интеллектуальной собственности // Мировое и национальное хозяйство№2(9), 2009
5.        Губин И.Е. Фундаментальные научныеисследования и открытия // Вопросы изобретательства. – 1990, №4. – с 2-4.
6.  Гунин В.Н., Баранчеев В.П., Устинов В.А.,Ляпина С.Ю. Управление инновациями: – модульная программа для менеджеров, Модуль 7. Инновационныйменеджмент. – М.: «ИНФРА-М». – 328 с.
7.        Дорогунцов С.И., Яцков В.С. Наука иинновации как основа решения практических задач социально-экономического развитиястраны www.iee.org.ua/files/conf/conf_article35.pdf.
8.        Колотушкина С.П., Преображенский А.Я.,Тыминский В.Г. Некоторые вопросы защиты фундаментальных исследований // Вопросыизобретательства. – 1979, №12. – с43-45.
9.        Комарова Ж. Работа на перспективу //Наука и инновации, 2008, №11(69). – электронная версия innosfera.org/
10.      Ламбен Жан-Жак. Стратегическиймаркетинг (Европейская перспектива). Пер. с франц. – С.-П., Наука, 1996. – 589 с.
11.      Павловский А.Н. Подымов Е.В. Иерархиянаучных открытий // Вопросы изобретательства. – 1990, №6. – с.20-22
12.     Розов Б., Бромберг Г. Фундаментальная иприкладная наука: вклад в экономику // Электроника: Наука технология бизнес,1998, №2 – электронная версия www.electronics.ru/issue/1998/2/15
13.     Степин В.С., Горохов В.Г… Философиянауки и техники: Учебное пособие. – М.: Гардарики,1999. – 400с.
14.     Столяров Б. Сколько потратить на науку// Эксперт. – 2000. № 16. – С. 30.
15.     Твисс Б. Управление научно-техническиминововведениями. Сокр. пер. с англ. — М.: Экономика. — 1989
16.     Чикин С., Чикина О., Длугаш Л. Інноваційний менеджмент: «Врахування особливостейне патентного життя винаходів // Інтелектуальний капітал. – 2005, №5. – с55-60
17.   http://patents-and-licences.webzone.ru/- Ежемесячный научно-практический журнал ¨Патенты и лицензии¨
18.   http://www.ukrpravo.com/
19.   http://innosfera.org/node/298 — наука и инновации


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.