Реферат по предмету "Психология"


Взаимосвязь детско-родительских отношений и учебной деятельности младших школьников

--PAGE_BREAK--
§ 3  Понятие «школьная неуспеваемость»
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.

Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых про­текает их развитие.

Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса.

Противоречивость такого понимания и терминологии заложена в самой сущности исследуемого явления: процесс от­ставания складывается из актов отставания.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспеваемость.

В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Среди них можно обозначить: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с педагогом, страх оказаться лучше других учеников, высокая одаренность в какой-либо конкретной области, несформированность мыслительных процессов  и т. д.

В детской патопсихологии и детской психиатрии хорошо изучены причины школьной неуспеваемости (Г.М. Дульнев, С.Д. Забрамняя, А.Я. Иванова, К.С. Лебединская, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, Г.Е. Сухарева). К числу причин, приводящих к нарушению успеваемости детей в массовых школах относятся: истинная умственная отсталость; парциальные дефекты анализаторов (слуха, речи, моторики, дисграфия, акалькулические явления); педагогическая запущенность; нарушения умственной работоспособности (вследствие церебрастенических состояний). Стойкая школьная неуспеваемость обычно бывает вызвана сочетанием различных факторов, например, недостаточностью речевого развития, слабой работоспособности и моторики у одного и того же ребенка. Все эти нарушения являются следствием легкой органической неполноценности головного мозга, минимальной мозговой дисфункции, разной степени выраженности биологической недостаточности центральной нервной системы. Они возникают у детей с недостаточностью мозгового кровообращения, повышенным внутричерепным давлением (гипертензионно-гидроцефальным синдромом) в результате черепно-мозговых травм, тяжелых и длительно протекающих соматических заболеваний, инфекций с мозговыми последствиями (менингиты, энцефалиты, ревматизм).

Основными проявлениями такого рода нарушений являются: головные боли, двигательная расторможенность (“гиперактивность”), утомляемость, недостаточная концентрация внимания, не выносливость к сенсорным раздражителям (громкому шуму, яркому свету), неспособность к длительному умственному напряжению, замедление темпа усвоения материала, слабое переключение с одного задания на другое, трудности запоминания.

Таким образом, учащиеся с легкими последствиями органического поражения головного мозга не пополняют запас учебных знаний, не усваивают новый материал, не тренируют собственную память, не могут длительное время целенаправленно заниматься одним и тем же делом. В итоге — у таких детей программный материал усваивается не в полном объеме, существенно нарушается процесс овладения учебными навыками, быстро нарастает стойкая школьная неуспеваемость.

Немаловажное значение имеет и влияние семьи. В литературе посвященной причинам неуспеваемости, влияние семьи изучено довольно глубоко. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию ошибки в воспитании, неумелая помощь детям.

Выяснено, что для отстающих детей в отношении к ним родителей важна поддержка внимание, ласка, для способных же главное—положительное отношение родителей к образова­нию. Наблюдения за учащимися в школе, беседы с ними, учителями и родителями привели к выводу, что среди недостатков семейного воспитания, отрицательно влияющих на успешность учения школьников, неправильное стимулирование учения де­тей — немаловажный момент. Родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений для становления ребенка как человека, как активного члена общества, как-то отходит на задний план, детей не спрашивают, что было интересного в шко­ле, что нового они узнали, каких успехов достигли, не спрашивают о том, довольны ли они своей работой и довольны ли ими учителя. От того, что родители не вникают в содержание дея­тельности детей, они не могут, естественно, судить о ее качестве (видят только количество—много или мало сидит ребенок зауроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной само­оценки, но часто и мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завы­шенную самооценку, сами вступают в конфликты со школой на этой почве. Заниженную оценку создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, и, видя отдельные неудачи детей, попрекают их:

«Ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел на «пятерку» напи­сать работу»,«Ничего из тебя не выйдет, тупой ты у меня, не то, что другие дети» и т. п. Другие, поддерживая завышенную самооценку сына или дочери, всегда готовы согласиться с тем, что в школе его (её) не оценили по достоинству. Не разобрав сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы предъявить претензии учителям.

Рассеянность ребенка, неумение сосредоточиться на учебном процессе могут быть вызваны не только несформированностью процессов произвольной регуляции в силу мозговых дисфункций или недостаточной учебной мотивацией, но и тем, что значимые члены семьи ведут себя именно так: слабо реагируют на новую информацию, не проявляя к ней особого интереса. Ребенок, особенно в младшей школе, идентифицируя себя со взрослыми, усваивает их манеру поведения или общения и ведет себя подобным образом. Взаимоотношения в семье, где родные люди относятся друг к другу с пониманием и заботой, учитывают взаимные интересы, часто являются одним из важных гарантов успешной учебы ребенка.
Глава ΙΙ
§ 1 Методы и методики исследования
Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений, а именно родительского отношения к ребенку, и учебной деятельности проводилось с помощью следующих методик:
·  Методика определения родительского отношения к ребенку, разработанная Варго-Столиным.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. [6]

Отношение родителей, это система разнообразных чувств, поведенческих стереотипов по отношению к ребенку, его восприятия и характера.С психологической точки зрения родительское отношение — это педагогическая социальная установка по отношению к де­тям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и пове­денческий компоненты. Все они в той или иной степени оцени­ваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выра­жающих собой те или иные аспекты родительского отношения:

1. Принятие — отвержение ребенка. Эта шкала выражает со­бой общее эмоционально положительное (принятие) или эмо­ционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, что­бы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это — своеобразная контактность ребен­ка и взрослого человека.

4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала по­казывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Инструкцию и текст опросника смотрите в приложении.
·  Методика определения произвольности внимания.

Данная  методика  предназначена  для диагностики  такой  важной  характеристики  внимания  как  произвольность. По сути, произвольность является интегральной характеристикой всего процесса внимания, всех его характеристик: объема, распределения, концентрации, устойчивости, переключаемости и других. Произвольность внимания — это  способность  к  использованию всех возможностей внимания в нужный момент.  Данная методика  является очень удобной  для прогнозирования и диагностирования успешности учебной  деятельности младшего школьника,  где одним из важнейших условий успешной учебной деятельности является нормальное развитие внимания. Также к достоинствам этой методики можно отнести ее чрезвычайную компактность, оперативность, что позволяет использовать ее при экспресс-диагностике. Методика предполагает наличие 2 таблиц и 25 цифр, расположенных в одной из таблиц в неверном порядке. Инструкцию и подробное описание методики смотрите в приложении.
·  Прогрессивные матрицы Равенна.

Батарея тестов нанаглядное мышлениепо аналогии, разработанная английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из б или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом. П.м.Р. разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом.

П.м.Р широко используется во многих странах как невербальные тесты умственной одаренности. По мнению сторонников концепции независимости мышления от речи, П.м.Р (как и другие невербальные тесты) позволяют изучать интеллект в «чистом виде», исключающая влияние языка и знаний. Однако подобный вывод не подтверждается современными психологическими и электрофизическими исследованиями, свидетельствующими от участии внутренней речи в решении сложных матричных задач.

Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена. Инструкцию и матрицы смотрите в приложении.
·  Методика «Запомни рисунки»

Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки. Преимуществами данной методики является  её чрезвычайную компактность, оперативность, что позволяет использовать ее при экспресс-диагностике. Инструкцию и стимульный материал смотрите в приложении.
·  Выписка  школьной успеваемости по формальным учебным документам школьной успеваемости.

Данный метод был выбран потому что он является быстрым и надежным способом выяснить успеваемость младшего школьника на протяжении длительного времени. С этой целью было вычислено процентное соотношение успеваемости по основным предметам. Источником данной информации является классный журнал и сводные ведомости за 1 и 2 четверти.
§ 2  Результаты экспериментального исследования
Данный эксперимент проводился на учащихся 4 «Б» класса средней общеобразовательной школы № 160. Выборочная группы состояла из детей обоих полов, возраста 10-11 лет.
Методика Варго-Столина
В ходе проведения эксперимента, мы получили следующие результаты по методике диагностирования родительского отношения к ребенку, составленной  А.Я.Варгой и В.В.Столиным. Проведя обработку и подсчет баллов, мы составили таблицу  № 1. Далее мы  опираясь на данную таблицу, провели дальнейший анализ полученных данных.
Таблица № 1



Наименование шкал

Испытуемый 1



Испытуемый 2

Испытуемый 3

Испытуемый 4

Испытуемый 5

Испытуемый 6

Испытуемый 7

Испытуемый 8

Испытуемый 9

Испытуемый 10

Шкала «принятие-отвержение»

12

13

11

8

13

12

12

10

11

8

Шкала «кооперация»

7

6

7

6

7

7

7

8

4

6

Шкала «симбиоз»

5

5

4

2

5

6

4

7

5

7

Шкала «контроль»

7

6

4

4

6

7

7

6

6

3

Шкала «отношение к неудачам»

5

5

5

1

2

2

4

3

2

2


Испытуемый 1 – у испытуемого имеется нормально выраженное положительное отношение к ребенку. Он в данном случае  принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддер­живает планы, проводит с ним достаточно  времени.

Так же он  проявляет искренний ин­терес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способ­ности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ре­бенка, старается быть с ним на равных.

 Испытуемому в норме удаётся быть ближе к ребенку, удов­летворять его основные разумные потребности, оградить от не­приятностей.

Он ведет себя слишком авторитар­но по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного по­слушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он на­вязывает ребенку почти во всем свою волю.

Иногда испытуемый  игнорирует интересы, увлечения, мысли и чув­ства ребенка, они  кажутся ему  несерьезными. У данного испытуемого наиболее выраженной оказалась шкала «контроль».
Испытуемый 2 — имеется нормально выраженное положительное отношение к ребенку. Ему  нравится ребенок таким, какой он есть. Он  уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему.

Стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.

Заинтересован в делах и планах ребенка, старается помочь ребенку, сочувствует ему. Так же высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он порою поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных, доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Испытуемый ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни.

В родительском отношении данного испытуемого отчетливо просматривается авторитаризм. Он требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Он пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Испытуемый уважает интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка. Ребенок представляется  приспособленным в соответствии со своим возрастом. Родитель  доверяет своему ребенку. В связи с этим не старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Преобладает шкала «контроль».
Испытуемый 3 -  у испытуемого имеется нормально выраженное положительное отношение к ребенку. Он в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддер­живает планы, проводит с ним достаточно  времени.

Он заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных, доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Испытуемый старается быть ближе к ребенку, удов­летворять его основные разумные потребности, оградить от не­приятностей.

Он ведет себя демократично по отношению к ребенку, не требуя от него безоговорочного по­слушания и не задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он не на­вязывает ребенку почти во всем свою волю., уважает его собственные желания и потребности.

 Испытуемый  уважает интересы, увлечения, мысли и чув­ства ребенка, они  кажутся ему  вполне серьезными.

Преобладает шкала «кооперация».
Испытуемый 4 -  у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддер­живает планы, проводит с ним достаточно немало времени и не жалеет об этом.

Испытуемый заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка,  испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Испытуемый устанавливает значитель­ную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем.

Он ведет себя демократично по отношению к ребенку, не требуя от него безоговорочного по­слушания и не задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он не на­вязывает ребенку почти во всем свою волю., уважает его собственные желания и потребности.

Неудачи ребенка данный испытуемый считает слу­чайными и верит в него.

Преобладает шкала «кооперация»
Испытуемый 5 — имеется нормально выраженное положительное отношение к ребенку. Ему нравится ребенок таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему.

Стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.

Так же он  проявляет искренний ин­терес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способ­ности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ре­бенка, старается быть с ним на равных.

Испытуемый не всегда ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни.

В родительском отношении данного испытуемого отчетливо просматривается авторитаризм. Он требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Он пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Неудачи ребенка данный испытуемый считает слу­чайными и верит в него.

Преобладает шкала «кооперация».
Испытуемый 6 — у испытуемого имеется нормально выраженное положительное отношение к ребенку. Он в данном случае  принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддер­живает планы, проводит с ним достаточно  времени.

Он заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных, доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Испытуемый не устанавливает психологическую дистанцию меж­ду собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удов­летворять его основные разумные потребности, оградить от не­приятностей.

 В родительском отношении данного испытуемого отчетливо просматривается авторитаризм. Он требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Он пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Неудачи ребенка данный испытуемый считает слу­чайными и верит в него.

Преобладает шкала «контроль».
Испытуемый 7 — у испытуемого имеется нормально выраженное положительное отношение к ребенку. Он в данном случае  принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддер­живает планы, проводит с ним достаточно  времени.

Он заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных, доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Испытуемый старается быть ближе к ребенку, удов­летворять его основные разумные потребности, оградить от не­приятностей.

Он ведет себя слишком авторитар­но по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного по­слушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он на­вязывает ребенку почти во всем свою волю.

Иногда испытуемый  игнорирует интересы, увлечения, мысли и чув­ства ребенка, они  кажутся ему  несерьезными.

Преобладает шкала «контроль».
Испытуемый 8 — у испытуемого имеется нормально выраженное положительное отношение к ребенку. Он в данном случае  принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддер­живает планы, проводит с ним недостаточно  времени.

Испытуемый заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Он  высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Он  доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Испытуемый ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Он  постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.

В родительском отношении данного испытуемого отчетливо просматривается авторитаризм. Он требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Он пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Испытуемый видит ребенка в соответствии с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка порою кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок иногда представляется не приспособленным. Но он доверяет своему ребенку.

Преобладает шкала «кооперация» и «симбиоз».
Испытуемый 9 — у испытуемого имеется нормально выраженное положительное отношение к ребенку. Он в данном случае  принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддер­живает планы, проводит с ним достаточно  времени.

Испытуемый  проявляет ин­терес к тому, что интересует ребенка, адекватно оценивает способ­ности ребенка,  поощряет самостоятельность и инициативу ре­бенка, старается быть с ним на равных.

Испытуемый не всегда удаётся быть ближе к ребенку, удов­летворять его основные разумные потребности, оградить от не­приятностей.

В родительском отношении данного испытуемого отчетливо просматривается авторитаризм. Он требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Он пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Неудачи ребенка данный испытуемый считает слу­чайными и верит в него.

Преобладает шкала «контроль».
Испытуемый 10 — у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддер­живает планы, проводит с ним достаточно немало времени и не жалеет об этом.

Заинтересован в делах и планах ребенка, старается помочь ребенку, сочувствует ему. Так же высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он порою поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных, доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Испытуемый ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Он  постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.

Он ведет себя демократично по отношению к ребенку, не требуя от него безоговорочного по­слушания и не задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он не на­вязывает ребенку почти во всем свою волю., уважает его собственные желания и потребности.

Неудачи ребенка данный испытуемый считает слу­чайными и верит в него.

Преобладает шкала «симбиоз».
Выводы
Анализируя результаты, полученные в данной выборке, можно подвести следующий итог: в основной своей массе родители, диагностированные по данной методике, имеют положительное отношение к своему ребенку -  принимают его таким, каков он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют интересы.

В то же время они заинтересованы в делах и планах своего ребенка, стараются помочь ему. Адекватно оценивают способности своего ребенка, поощряет инициативу, но в то же время разумно контролируют его, приучая к послушанию и дисциплине, следят за его социальными достижениями.

Испытуемым удается быть ближе к ребенку на столько, на сколько этого требуется, удовлетворять его разумные потребности и оградить от неприятностей, которые он не сможет решить самостоятельно в силу своего возраста.

Неудачи ребенка испытуемые воспринимают адекватно, стараясь помочь ребенку исправить ситуацию в ходе его саморазвития и самовоспитания, учат ответственности за свои поступки.

В целом, мы можем наблюдать положительные эмоциональные, поведенческие и рациональные аспекты  социальной педагогической установки родителей своим детям.
 

Методика определения произвольности внимания
В ходе проведения эксперимента, нами были получены следующие данные по методике диагностирования произвольности внимания, которые мы представим в виде таблицы № 2.
Таблица № 2



Испытуемые

Количество правильно расположенных чисел

Выводы об уровне произвольности внимания

Испытуемый 1

25

Норма

Испытуемый 2

25

Норма

Испытуемый 3

24

Норма

Испытуемый 4

23

Норма

Испытуемый 5

24

Норма

Испытуемый 6

25

Норма

Испытуемый 7

25

Норма

Испытуемый 8

25

Норма

Испытуемый 9

25

Норма

Испытуемый 10

25

Норма


Выводы
Анализируя результаты, полученные по данной методике, мы можем утверждать, что в данной выборке детей младшего школьного возраста уровень развитости произвольности внимания находится в норме, дети показали хорошие результаты по итогу проведения методики изучения произвольности внимания.
Прогрессивные матрицы Равенна
В ходе проведения нашего эксперимента, мы получили следующие результаты по методике прогрессивные матрицы Равена, предназначенной для исследования наглядно-образного мышления у младших школьников. Полученные данные мы представим в виде таблицы № 3
Таблица № 3



Испытуемые

Количество баллов, набранных по методике

Выводы об уровне развития наглядно-образного мышления

Испытуемый 1

6

Средний

Испытуемый 2

5

Средний

Испытуемый 3

4

Средний

Испытуемый 4

4

Средний

Испытуемый 5

5

Средний

Испытуемый 6

4

Средний

Испытуемый 7

4

Средний

Испытуемый 8

4

Средний

Испытуемый 9

6

Средний

Испытуемый 10

4

Средний



Выводы
Анализируя данные результаты, мы можем говорить, что в данной выборке средний уровень развития наглядно-образного мышления.
Методика определения объёма кратковременной зрительной памяти
В ходе нашего эксперимента, нами были полученные следующие данные по результату проведения методики, определяющей объём кратковременной зрительной памяти. Полученные данные представленные в таблице № 4.
Таблица № 4



Испытуемые

Количество баллов, набранных по методике

Выводы об объёме кратковременной зрительной памяти

Испытуемый 1

10

Очень высокий

Испытуемый 2

9

Высокий

Испытуемый 3

10

Очень высокий

Испытуемый 4

9

Высокий

Испытуемый 5

10

Очень высокий

Испытуемый 6

9

Высокий

Испытуемый 7

10

Очень высокий

Испытуемый 8

9

Высокий

Испытуемый 9

9

Высокий

Испытуемый 10

8

Высокий



Выводы
По результатам данной методики можно говорить о высоком и очень высоком объёме кратковременной зрительной памяти.
Выписка школьной успеваемости по формальным учебным документам
В ходе проведения эксперимента, мы сделали выписку из формальных учебных документах, в которых представлены процентные соотношения успеваемости каждого из учеников по основным предметам – этика, родной язык, чтение, математика, за период, охватывающий 2 учебные четверти в школе. Эти данные мы представим в виде таблицы № 5.
Таблица № 5



Испытуемые

% соотношение успеваемости за Ι четверть

% соотношение успеваемости за ΙΙ четверть

Общее % соотношение успеваемости за Ι и ΙΙ четверти

Испытуемый 1

92

92

92

Испытуемый 2

88,5

86

87,3

Испытуемый 3

94,5

88,5

91,5

Испытуемый 4

86

83,5

84,8

Испытуемый 5

97

95,5

96,3

Испытуемый 6

98

88,5

93,3

Испытуемый 7

93

89,5

91,3

Испытуемый 8

88,5

81

84,8

Испытуемый 9

97

93

95

Испытуемый 10

89,5

88,5

89



Выводы
По итогам  школьной успеваемости можно сделать вывод, что все испытуемые имеют высокий уровень школьной успеваемости.
§ 3 Обсуждение результатов  исследования
Для того что бы проанализировать результаты методик, которые были проведены на группе детей младшего школьного возраста, а именно: методика определения произвольности внимания, методика исследования наглядно-образного мышления (прогрессивные матрицы Равенна), методика определения объёма кратковременной зрительной памяти, а так же таблица общего процентного соотношения школьной успеваемости – была составлена таблица № 6 .
Таблица № 6

Испытуемые

Выводы об уровне произвольности внимания

Выводы об уровне развития наглядно-образного мышления

Выводы об объёме кратковременной зрительной памяти

Общее % соотношение успеваемости за Ι и ΙΙ четверти

Испытуемый 1

Норма

Средний

Очень высокий

92

Испытуемый 2

Норма

Средний

Высокий

87,3

Испытуемый 3

Норма

Средний

Очень высокий

91,5

Испытуемый 4

Норма

Средний

Высокий

84,8

Испытуемый 5

Норма

Средний

Очень высокий

96,3

Испытуемый 6

Норма

Средний

Высокий

93,3

Испытуемый 7

Норма

Средний

Очень высокий

91,3

Испытуемый 8

Норма

Средний

Высокий

84,8

Испытуемый 9

Норма

Средний

Высокий

95

Испытуемый 10

Норма

Средний

Высокий

89



 Из вышеприведенной таблицы мы можем сделать вывод, что в данной выборке все испытуемые имеют нормальное развитие основных психических процессов – памяти, мышления, внимания, а также  высокую успеваемость в своей учебной деятельности.
Далее мы проанализируем  методику диагностирования родительского отношения к ребенку, составленной  А.Я.Варгой и В.В.Столиным. В ходе экспериметального исследования нами было выявленно что всех испытуемых отношение к детям содержало в себе:

·  Принятие ребенка таким, каков он есть, уважение его личности, признание его индивидуальности;

·  Заинтересованность в его делах и планах, стремление помочь ему. Адекватная оценка его способности должна лежать в основе поощрения инициативы и самостоятельности;

·  Разумное контролирование его действий, привитие ему дисциплины, так как у младшего школьника ещё только начинает формироваться произвольность его действий, что и обусловлено необходимостью  контроля за поведением ребенка, что формирует у него дисциплину и ответственность;

·  Испытуемые стараются быть ближе к ребенку на столько, на сколько этого требуется, удовлетворять его разумные потребности и оградить от неприятностей, которые он не сможет решить самостоятельно в силу своего возраста;

·  Неудачи ребенка оценивают адекватно, стараясь помочь ребенку исправить сложившуюся ситуацию.
Выводы
Следовательно, если сопоставить выше приведенный анализ родительского отношения к ребенку и данными по психическим процессам и учебной деятельности младших школьников, то можно сделать следующий вывод:

«Родительское отношение, которое включает в себя:

·        положительное отношение к ребенку,

·        стремление в своих взаимоотношениях с ним совмещать  такие  тактики воспитания как сотрудничество и контроль, нормальной контактностью с ребенком,

·        адекватное отношение к способностям, достоинствам, удачам и неудачам ребенка,
положительно влияет на развитие у младшего школьника произвольного внимания, памяти, мышления, а также на его школьную успеваемость» 

Отсюда следует вывод, что выдвигаемая нами гипотеза  о существовании зависимости между родительским отношением к ребенку, которое понимается нами как педагогическая социальная установка родителей по отношению к своим детям, и школьной успеваемостью в младшем школьном возрасте, а также развитием произвольного внимания, памяти, мышления в этом же возрасте подтверждается.  
Заключение                                                                             
Родительские установки, или позиции, — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.

Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Дубровина И.В., Варга А.Я., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., В.С.Мухина, Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие.

С поступлением ребенка в школу его состоятельность в новом статусе – статусе ученика – становится главным фактором, определяющим характер отношений к нему в семье.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Эта социальная  ситуация развития ребенка  требует особой деятельности. Эта деятельность называется учебной деятельностью.

Неуспешность в учебной деятельности, неблагополучие в отношениях с личностно-значимыми людьми, возникающее на её основе, не могут оставить ребенка равнодушным.

В жизни ребенка огромную роль играет отношения с родителями, потому что именно отношения ребенка с родителями определяет его успешность в дальнейшей жизни.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания.

    Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Немаловажное значение в возникновении школьной неуспеваемости имеет и влияние семьи. В литературе посвященной причинам неуспеваемости, влияние семьи изучено довольно глубоко. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию ошибки в воспитании, неумелая помощь детям.

Выяснено, что для отстающих детей в отношении к ним родителей важна поддержка внимание, ласка, для способных же главное—положительное отношение родителей к образова­нию.

Рассеянность ребенка, неумение сосредоточиться на учебном процессе могут быть вызваны не только несформированностью процессов произвольной регуляции в силу мозговых дисфункций или недостаточной учебной мотивацией, но и тем, что значимые члены семьи ведут себя именно так: слабо реагируют на новую информацию, не проявляя к ней особого интереса. Ребенок, особенно в младшей школе, идентифицируя себя со взрослыми, усваивает их манеру поведения или общения и ведет себя подобным образом. Взаимоотношения в семье, где родные люди относятся друг к другу с пониманием и заботой, учитывают взаимные интересы, часто являются одним из важных гарантов успешной учебы ребенка.

В нашей работе мы хотели доказать, что существует зависимость между родительским отношением к ребенку младшего школьного возраста и его школьную успеваемость, а также  развитием у него произвольного внимания, памяти, мышления.

Для этого нами была проделана работа по сбору и анализу литературы, посвященной проблеме детско-родительских отношений, исследование теоретических представлений о младшем школьном возрасте, а также изучение материала по проблеме школьной неуспеваемости.

Далее нами было проведено исследование родительского отношения к ребенку, школьной успеваемости младшего школьника, развития у него основных психических процессов – внимания, памяти, мышления.

Исходя из результатов нашего эксперимента, нами была подтверждена выдвинутая нами гипотеза о существовании зависимости между родительским отношение и школьной успеваемостью младшего школьника, развитием у него внимания, памяти, мышления.
Список литературы
1.      Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии — 1985. — №2. — С. 186 — 187.

2.      Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. — Екатеренбург: АРД ЛТД, 1997. — 150с.

3.      Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. — М.: Знание, 1976. — 40с.

4.      Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. — 1999. — №2. — С. 17.

5.      Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. — М.: МГУ, 1988. — 200 с

6.      Л.Ф. Обухова «Детская возрастная психология» / Учебник/ М. Российское педагогическое агентсво.1996г.-374с.

7.      Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. – М., 1993. – С.62.

8.      Корытова Г.С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.: Дис. … канд. псих. наук. – Улан-Удэ, 1998. – 166 с.

9.      Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. — М., 1989. — 322 с.

10.  Фрейд А. Эго и механизмы защиты//Теория и практика детского психоанализа. — М., 1999. — Т.1

11.  Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992.

12.  Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста// Под.ред. Д. Б. Элькина, А. Л. Венгера. М" 1988.
13.  Рубцов В.  В.  Организация  и  развитие совместных  действий у  детей в

         процессе обучения. М., 1987.

14.  Хрестоматия по детской психологии//Под ред. Г. В. Бурменской. М., 1996.

15.  Якобсон С. Г.  Психологические  проблемы этического развития детей, м.,1984 г

16.  Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. — Ярославль, 1991.

17.  Цетлин В.С., Неуспеваемость школьников и ее предупреждение.— М., 1977.

18.  Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников//Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. — Ростов-на-Дону,1972.

19.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1998.

20.  Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. — М, 1954.

21.  Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. Пед. Произв. — М., 1961.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.