Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Женская доля (по пьесе А. Островского “Гроза”)

Женская доля (по пьесе А. Островского “Гроза”)

Наши писатели XIX века часто писали о неравноправном
положении русской женщины. “Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее
сыскать”, — восклицал Некрасов. Лично мне по-настоящему открыл трагедию женской
души в своих пьесах А. Н. Островский, особенно поразила меня “Гроза”.

“Жила-была девушка. Мечтательная, добрая, ласковая.
Жила у родителей. Нужды она не знала, так как семья была зажиточной. Дочь любили,
ни в чем ее не неволили, работала девица, сколько ей хотелось, гуляла и
мечтала. Любила девушка в церковь ходить, слушать пение, виделись ей ангелы во
время церковной службы. А еще любила слушать странниц, что часто заходили в дом
к ним и рассказывали о святых людях и местах, о том, что видели или слышали. И
звали эту девушку Катерина. И вот выдали ее замуж...” — так бы я начала рассказ
о судьбе героини “Грозы”, если бы рассказывала о ней сказку. Мы знаем, что из
любви да ласки попала Катерина в семью Кабанихи. Эта властная женщина всем
заправляет в доме. Сын ее Тихон, муж Катерины, ни в чем не смел перечить
матери, хотя по-своему любит жену и жалеет ее. И вот девушку постоянно — день
за днем, за дело и без дела — ест поедом свекровь, пилит ее, как ржавая пила.
“Сокрушила она меня”, — размышляет Катерина.

Есть ли у героини выход? Катерина попала в среду, где
лицемерие и ханжество очень сильны. Об этом ясно говорит сестра ее мужа
Варвара, утверждая, что на обмане у них “весь дом держится”. И вот ее позиция:
“А по моему, делай что хочешь, только бы шито да крыто было”. “Грех не беда —
молва нехороша”, — так рассуждают очень многие. Но не такова Катерина. Она
предельно честный человек, искренне боится согрешить, даже в мыслях изменить
мужу. Вот эта-то борьба между долгом своим, как она его понимает (а понимает,
думаю, верно: мужу изменять нельзя), и новым чувством и ломает ее судьбу.

В своей борьбе Катерина не находит союзников. Варвара,
вместо того чтобы утешить ее, поддержать, толкает к измене. Муж только и думает,
как бы хоть несколько дней пожить без матери. Если он знает, что две недели
мать стоять над ним не будет, то до Катерины ли ему! С такой неволи и от
красавицы-жены убежишь. Так говорит он перед расставанием Кате, которая
надеется хоть в одном человеке обрести опору. Напрасно... И роковое свершается.
Катерина уже не может обманывать сама себя. “Перед кем я притворяюсь-то!..” —
восклицает она и решается на свидание с Борисом.

Борис — один из лучших людей, что живут в мире,
показанном Островским. Молодой, красивый, неглупый. Ему чужды порядки этого
странного города Калинова, где бульвар сделали, а не гуляют по нему, где ворота
заперты и собаки спущены, по высказыванию Кулигина, не потому, что жители
боятся воров, а потому, что так удобнее тиранить домашних. Где женщина, выйдя
замуж, лишается свободы. “Здесь, что вышла замуж, что схоронили — все равно”, —
рассуждает Борис. Самого героя тиранит дядя — купец Дикой, известный
скандальным характером. Неудивительно, что в такой атмосфере Катерину и Бориса
потянуло друг к другу. Бориса покорила “у ней на лице улыбка ангельская”, а
лицо, кажется, “будто светится”.

И все же герой в конечном счете оказывается не парой
Катерине. Почему? Он тоже не способен полностью понять ее, чем-то помочь — он
попросту сбегает из города. Для героини самое трудное — преодолеть разлад в
своей душе. Ей совестно, стыдно перед мужем, но тот ей постыл, ласка его хуже
побоев. В наше время такие проблемы решаются проще: разведутся супруги и снова
ищут свое счастье, тем более что детей у них нет. Но во времена Катерины развод
невозможен, это страшный грех: что Бог соединил, то человек не разъединяет.
Героиня понимает, что с мужем ей жить “до гробовой доски”. И потому для
совестливой натуры, которой не замолить этого греха, не замолить никогда, для
человека, который не может сносить попреков во много раз более греховных людей,
остается один выход — смерть. И Катерина решается на самоубийство.

Нет, правда виден и еще один выход. Катерина
предлагает его своему возлюбленному, когда тот собрался в Сибирь. “Возьми меня
с собой отсюда!” — просит она. Но в ответ слышит, что нельзя Борису сделать
это. Нельзя? А почему? И вспоминаются первые сцены пьесы, где Борис
рассказывает Кулигину, как Дикой их с сестрой после смерти родителей ограбил.
Герой знает, что и теперь Дикой поиздевается вдоволь над ними, а денег не даст,
потому что очень не любит этот купец отдавать долги. Но несмотря на то, что
Борис это знает, он продолжает подчиняться дяде. А ведь, наверное, смог бы
заработать на жизнь и без Дикого. Для Бориса расставание с любимой женщиной —
трагедия, но он слаб и просто постарается быстрее забыть о своей любви. Для
Катерины же с отъездом Бориса кончается жизнь. Разность натур проявляется у них
и в последних прощальных словах. Борис говорит, что только и надо у Бога
просить, чтобы она умерла поскорее, — слова человека слабого и в чем-то,
по-моему, эгоистичного. Последние же слова Катерины перед смертью обращены к
любимому: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”

Островский в пьесе “Гроза” показал трагическую судьбу
молодой женщины, осмелившейся на свободное чувство и одинокой в своем
стремлении.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.