Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Природа и человек в лирике Ф.И. Тютчева

Природа и человек в лирике Ф.И. Тютчева

Главные
особенности лирики поэта - тождество явлений внешнего мира и состояний
человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не
только философское содержание, но и художественные особенности поэзии Тютчева.
Привлечение образов природы для сравнения с различными периодами жизни человека
- один из главных художественных приемов в стихотворениях поэта. Излюбленный
тютчевский прием - олицетворение ("тени смесились", "звук
уснул"). Л.Я. Гинзбург писала: "Детали рисуемой поэтом картины
природы - это не описательные подробности пейзажа, а философские символы
единства и одушевленности природы"

Пейзажную
лирику Тютчева точнее будет называть пейзажно-философской. Изображение природы
и мысль о природе сплавлены в ней воедино. Природа, по Тютчеву, вела более
"честную" жизнь до человека и без него, чем после того, как человек
появится в ней.

Величие,
великолепие открывает поэт в окружающем мире, мире природы. Она одухотворена,
олицетворяет ту самую "живую жизнь, по которой тоскует человек":
"Не то, что мните вы, природа, // Не слепок, не бездушный лик, // В ней
есть душа, в ней есть свобода, // В ней есть любовь, в ней есть язык…" Природа
в лирике Тютчева имеет два лика - хаотический и гармонический, и от человека
зависит, способен ли он услышать, увидеть и понять этот мир. Стремясь к
гармонии, душа человеческая обращается как к спасению, к природе как к божьему
творению, ибо она вечна, естественна, полна одухотворенности.

Мир
природы для Тютчева - живое существо, наделенное душой. Ночной ветер
"понятным сердцу языком" твердит поэту о "непонятной муке";
поэту доступны "певучесть морских волн" и гармония "стихийных
споров". Но где же благо? В гармонии природы или в лежащем под нею хаосе?
Тютчев ответа не нашел. "Вещая душа" его вечно билась "на пороге
как бы двойного бытия".

Поэт
стремится к цельности, к единству между природным миром и человеческим
"Я". "Все во мне, - и я во всем" - восклицает поэт. Тютчев,
как и Гете, одним из первых поднял знамя борьбы за целостное ощущение мира.
Рационализм свел природу к мертвому началу. Из природы ушла тайна, из мира ушло
ощущение родства между человеком и стихийными силами. Тютчев страстно желал
слиться с природой.

И
когда поэту удается понять язык природы, ее душу, он достигает ощущения связи
со всем миром: "Все во мне, - и я во всем".

Для
поэта в изображении природы привлекательны и пышность южных красок, и
волшебство горных массивов, и "грустные места" средней России. Но
особенно пристрастен поэт к водной стихии. Чуть ли не в трети стихотворений
речь идет о воде, море, океане, фонтане, дожде, грозе, тумане, радуге. Непокой,
движение водных струй сродни природе души человеческой, живущей сильными
страстями, обуреваемой высокими помыслами:

Как
хорошо ты, о море ночное, -

Здесь
лучезарно, там сизо-темно…

В
лунном сиянии, словно живое,

Ходит,
и дышит, и блещет оно…

В
этом волнении, в этом сиянье,

Весь,
как во сне, я потерян стою -

О,
как охотно бы в их обаянье

Всю
потопил бы я душу свою…

("Как
хорошо ты, о море ночное…")

 Любуясь морем, восхищаясь его великолепием,
автор подчеркивает близость стихийной жизни моря и непостижимых глубин души
человеческой. Сравнение "как во сне" передает преклонение человека
перед величием природы, жизни, вечности.

Природа
и человек живут по одним законам. С угасанием жизни природы угасает и жизнь
человека. В стихотворении "Осенний вечер" изображается не только
"вечер года", но и "кроткое", а потому "светлое"
увядание человеческой жизни:

 …и на всем

Та
кроткая улыбка увяданья,

Что
в существе разумном мы зовем

Божественной
стыдливостью страданья!

("Осенний
вечер")

 Поэт говорит:

Есть
в светлости осенних вечеров

Умильная,
таинственная прелесть...

("Осенний
вечер")

 "Светлость" вечера постепенно,
переходя в сумерки, в ночь, растворяет мир в темноте, в который тот исчезает из
зрительного восприятия человека:

Тени
сизые смесились,

Цвет
поблекнул…

("Тени
сизые смесились…")

 Но жизнь не замерла, а лишь затаилась,
задремала. Сумрак, тени, тишина - это условия, в которых пробуждаются душевные
силы человека. Человек остается один на один со всем миром, вбирает его в себя,
сам сливается с ним. Миг единения с жизнью природы, растворения в ней - высшее
блаженство, доступное человеку на земле.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gramma.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.