Реферат по предмету "Педагогика"


Тенденции развития современной семьи

Вопросы: 1. Типы семей. 2. Современные тенденции в развитии семьи. 3. Этнические и конфессиональные особенности современных семей. Типы семей
Типологизация предоставляет реальную возможность разработки дифференцированной и вследствие этого адекватной системы мер по разрешению возникающих у семьи жизненных, в том числе и психологических. проблем. Так, различные типы (категории) семей по-разному проявляются в тех или иных сферах семейных отношений. По-своему изменяются они под воздействием многообразных факторов современного бытия. Социально-педагогическая работа с семьей требует широких и глубоких знаний о социально-психологических процессах, отличающих одну категорию семей от другой. Учет этих особенностей и опора на многообразие типологий позволяет социальному педагогу и социальному работнику создавать систему представлений и знаний о контингенте семей, с которыми они работают, или об отдельной семье, относящейся к тому или иному типу, иметь картину важнейших характеристик и более «профессионально» оценивать семейные проблемы. Существует множество типологий семьи. Рассмотрим основные из них. Типология семьи по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара. Среди них наиболее пристального внимания специалиста социально-педагогической сферы требуют молодые семьи, семьи среднего супружеского возраста и пожилые семьи. 1. Молодая семья. Это семья на начальной стадии развития как малая социальная группа, то есть на стадии супружеского выбора. Для нее свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личная. Происходит изменение всего образа жизни супругов: приспособление к новому для них статусу мужа и жены и связанных с ними функциям; согласование существовавших до брака образцов внесемейного поведения; включение согласованных образцов внесемейного поведения в круг взаимных родственных связей. Существует три основных вида молодых семей. Первый вид – традиционный. Семьи такого вида характеризуются ориентацией супругов исключительно на семейные ценности и, как правило, на двухдетную семью. Лидером в семье, по крайней мере формальным, является муж. Однако лидерство в значительной мере определяется лидерством в хозяйственно-бытовой (финансы, устройство жилья) сфере ее деятельности. Круг друзей у супругов, как правило, общий и довольно ограниченный. Возможен временный уход в семейные дела. Досуг совместный, закрытый. Второй вид – муж и жена ориентированы преимущественно на развитие личности. Супруги имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие. Семья может быть и открытой и закрытой для микроокружения. Тип лидерства – демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи. Третий вид – молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа прежнего окружения. Репродуктивные установки на бездетную или малодетную семью. Лидерство в такой семье может быть как авторитарным, так и демократическим. Для стабильности молодой семьи опасны или существуют в потенции два кризисных периода: первичная супружеская адаптация и адаптация супругов к появлению первого ребенка. К основным проблемам молодых семей можно отнести: затруднения отождествления и слияния супругов в единую общность (слишком высокая автономность потребностей, интересов, намерений, основных взглядов и жизненных установок, представлений супругов о семье и т.д.), конфликтность, затруднения в установлении взаимопонимания, отсутствие взаимной психической поддержки и, как следствие, возрастание замкнутости, отчужденности, угасание любви, потеря взаимного уважения, накопление отрицательных эмоций по отношению друг к другу; трудности начального периода воспитания детей, принятия родительских ролей, трудности, связанные с вхождением детей во внесемейные институты (детский сад, школу). 2. Семья среднего супружеского возраста. она представляет собой своеобразный коллектив, отношения в котором можно определить как воспитание воспитателей. Если родители хотят развить у ребенка какое-либо качество, они должны развить его в себе. В «среднем» периоде уже выработался стереотип супружеских отношений, давно выработаны семейные правила. Это упрощает, но и обедняет семейную жизнь. В нормально функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. В случае ригидной фиксации правил в семье брак приобретает признаки дисфункционального, отношения становятся однотипными и монотонными. К типичным проблемам этой категории семей следует отнести: вторичная негативная супружеская адаптация, отсутствие новых семейных целей и перспектив, снижение семейной активности, вхождение ребенка в подростковый возраст, и связанные с этим педагогические и психологические трудности, повышение конфликтности во взаимоотношениях ребенка и родителей и т.д. 3. Пожилая семья. Это чаще всего зрелая супружеская диада, проживающая со своими детьми или самостоятельно. В это время супруги, как правило, выходят на пенсию. Меняется образ жизни, социальный статус, статус супругов. Типичные проблемы этой категории семь связаны с ухудшением здоровья, затяжной адаптацией к новому образу жизни, выраженной поляризованностью настроений и категоричностью суждений – от крайне упаднических до эгоцентрических, преобладанием ретроспективных ценностей и т.д. Типология семьи по количеству детей: 1. Бездетная или инфертильная семья. Семья, в которой в течение десяти лет супружеской жизни нет детей считается бездетной. Основными проблемами такой семьи являются: диссонанс взаимоотношений супругов, семейный кризис на почве отсутствия детей, несоответствие ролевых ожиданий исполняемым ролям, эмоциональная неудовлетворенность, отсутствие перспективных семейных целей и т.д. 2. Малодетная семья. Это распространенная категория семей. Такие семьи обычно состоят из мужа, жены и двух или, чаще всего, одного ребенка. К наиболее типичным проблемам малодетной семьи можно отнести сложности психолого-педагогического свойства, связанные с воспитанием единственного ребенка: отсутствие полноценных условий для развития его социальных и эмоциональных качеств и формирующийся на этой основе эгоцентризм. 3. Многодетная семья. Это семья, имеющая трех и более детей. Выделяют следующие виды многодетных семей: - семьи с сознательной многодетностью и любовью к детям. Родители делают все, чтобы детям жилось лучше; - семьи, в которых родители не стремились иметь много детей. Дети в таких семьях – результат отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут появиться и в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений;
- семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которой уже имелись дети; - семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством получения различного рода пособий, льгот, благ. В большинстве случаев появление детей в таких семьях является следствием беспорядочных половых отношений в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Типичная установка родителей в данном случае – произвести ребенка.
К основным проблемам многодетных семей можно отнести материальные трудности, проблемы в сфере образования и воспитания детей, отклонения в поведении детей вследствие их бесконтрольности и безнадзорности, заниженная самооценка детей, неадекватные представления о значимости собственной личности; неравное участие супругов в делах семьи и воспитании детей, нарушение единства в семейных отношениях и т.д. Типология семьи по составу: неполная семья, простая (нуклеарная) семья, сложная (с несколькими семейными ядрами) семья, материнская семья, семья повторного брака. Наибольшего внимания работников социально-педагогической сферы требуют неполная, материнская и семья повторного брака. 1. Неполная семья. Неполные семьи возникают после развода и распада полной семьи, по инициативе одиноких женщин («материнская семья»), в результате смерти одного из супругов, при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким человеком. К типичным проблемам неполных семей относятся: материальные трудности, обилие психологических проблем у женщины-матери (обида, угнетенность, чувство собственной неполноценности, чувство вины перед детьми, из-за чего возникает гиперопека по отношению к ним), затруднения в правильной полоролевой идентификации детей и т.д. 2. «Материнская семья» (семья матери-одиночки). Это разновидность неполной семьи. Она изначально безбрачна. Типичные проблемы такой семьи: неудовлетворительное материальное положение, жилищные проблемы, негативное отношение со стороны родственников; невротизация женщины, деформация ее установки на материнство, нарушения в формировании психических функций ребенка вследствие психологического стресса матери, жестокое обращение с ребенком в силу деформации материнского поведения, отказ от ребенка. 3. Смешанная семья или семья повторного брака. Выделяют три вида таких семей: - женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей; - мужчина с детьми женится на женщине без детей; - оба – и мужчина, и женщина, заключая брак, имеют детей от предыдущих партнеров. Типичные проблемы таких семей включают: психическую напряженность от прежних взаимоотношений супругов, проблему утраты имевшихся ранее семейных ценностей и необходимости их восстановления, проблему взаимопонимания супругов, их взаимной адаптации, установления гармоничных отношений с детьми, достижения их расположения, выработки семейных правил, распределения ролей, установления новых взаимоотношений с микросоциумом. Типология по качеству жизнедеятельности семьи: благополучная, устойчивая, неблагополучная, нестабильная, проблемная и другие. Сегодня особого внимания специалистов социально-педагогической сферы требуют неблагополучные семьи, которые в течение определенного времени не способны противостоять воздействию дестабилизирующих внесемейных и внутрисемейных факторов. К проблемным семьям, нуждающимся в первоочередной социально-педагогической помощи относятся семьи безработных граждан, семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности, семьи беженцев и вынужденных переселенцев. 1. Семьи безработных граждан. Безработными признаются граждане, которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка (дохода); зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы. К семьям безработных относят семьи с одним или несколькими безработными. Типичными проблемами семей безработных являются: материальные, досуговые проблемы, ухудшение психологической атмосферы в семье, увеличение числа конфликтов, рост числа индивидуальных проблем психологического, соматического, нравственного характера, проблемы с воспитанием детей, перегрузка и стрессовые состояния у детей и т.д. 2. Семьи беженцев. Беженцами признаются граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию государства и не имеющие его гражданства, вынужденные или имеющие намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении их насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Социальные проблемы семей беженцев связаны с вынужденной переменой места жительства, резким изменением социального статуса, потерей жилья, работы, материальными трудностями, трудоустройством в новой среде. названные проблемы влияют на поведение супругов, характер их внутрисемейных отношений. К типичным психосоциальным проблемам таких семей относятся: неудовлетворенность ожиданий, связанных с переездом семьи на новое место жительства, ослабляющая сопротивляемость психики членов семьи к внешнему неблагополучию, психологические трудности, связанные с адаптацией к традициям, обычаям, привычкам, распространенным в новой социальной среде, ухудшение нравственно-психологической атмосферы в семье, понижение семейного настроения, внутренний дискомфорт взрослых членов семьи (неудовлетворенность ходом жизни, отношениями с новым микроокружением и т.д.), передающийся всей семье, снижение уверенности в семейном лидере, чувство неуверенности в себе, снижение желания поддерживать должный статус в семье, ослабление мотивации супружества и т.п. В семьях беженцев возникает множество проблем с воспитанием детей. Для статуса беженца характерной чертой являются категории «утрата» и «жестокие лишения», которые наиболее пагубно сказываются на психосоиальном развитии детей Последние, лишаясь своих домов, привычных вещей, своих друзей, близких родственников, испытывая жестокие лишения из-за недостатка пищи, воды, медицинского обслуживания, страдают неврозами, депрессиями. Развитие ребенка замедляется, ухудшаются его умственные способности, ослабляется активность, истощается эмоциональный потенциал. У ребенка могут возникать отклонения в поведении, проявляющиеся в пристрастии к алкоголю, наркотикам, противоправным действиям и т.п. 3. Семья с ребенком, имеющим ограниченные возможности. Семья, в которой родился ребенок с аномалиями, испытывает сильнейший стресс. У нее возникает масса проблем, к которым она, как правило, не готова. Это медицинские, экономические трудности, проблемы воспитания и ухода за больным ребенком, профессиональные проблемы (смена места работы и характера труда с учетом интересов больного ребенка). К наиболее распространенным психологическим проблемам семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, относятся: специфический уклад семейной жизни, необходимость овладения членами семьи новыми поведенческими ролями, проблема формирования отношения к больному ребенку (отношение к ребенку может быть конструктивным или деструктивным: игнорирование патологии ребенка или акцентуация на ней). Для таких семей характерны пониженный фон настроения, чувства вины и неполноценности, конфликтность. Уровень разводов в таких семьях довольно высок. Отцы не в состоянии выдержать непрекращающихся трудностей и уходят из семьи.
Социальному педагогу важно иметь представление о типологиях, основывающихся на выделении таких социально-психологических характеристик семьи, которые оказывают непосредственное влияние на формирование личности ребенка, его социализацию. Типология, учитывающая специфику десоциализирующего влияния семьи на своих членов
Это семьи с прямым и косвенным десоциализирующим влиянием. 1. Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая институтами десоциализации детей. К ним относятся криминально-аморальные, в которых преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями. В криминально-аморальной семье отсутствует элементарная забота о детях. В ней имеют место жестокое обращение с детьми, сексуальная распущенность, вовлечение детей в преступную деятельность. Типичными проблемами, с которыми сталкивается социальный педагог в такой семье, являются конфликтность супругов, тяжелая эмоциональная атмосфера, социальная дезадаптация детей, раннее бродяжничество, побеги из дома, делинквентное и девиантное поведение детей, их искаженная полоролевая идентификация, низкая самооценка и т.п. К асоциально-аморальным относятся семьи со стяжательскими ориентациями, в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Обстановка в этих семьях может выглядеть благопристойной, уровень жизни – достаточно высоким, но духовные ценности подменены исключительно стяжательскими целями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи прививают детям антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. Со временем в таких семьях осложняются взаимоотношения между родителями и детьми, у которых формируются крайне эгоцентрические установки. 2. Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера. К этому типу семей относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи. В конфликтной семье личные взаимоотношения супругов хронически обострены, отсутствует взаимопонимание. Конфликтные семьи могут быть как скандальными, так и «тихими» (отношения супругов характеризуются полным отчуждением, стремлением избегать взаимодействия). Конфликтная семья может послужить причиной психической травматизации как родителей, так и детей, их различных асоциальных проявлений. В педагогически несостоятельных семьях при относительно благополучных условиях (здоровая семейная атмосфера, правильный образ жизни, забота о детях) неверно формируются отношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным отклонениям в поведении детей. Типология семьи по видам отношений между супругами: семьи с отношениями сотрудничества, семьи с паритетными отношениями, семьи с соревновательными отношениями, семьи с конкурентными отношениями, семьи с антагонистическими отношениями. 1. Семья с отношениями сотрудничества характеризуется взаимопониманием и поддержкой как между супругами, так и между родителями и детьми. Это идеальный случай семейных взаимоотношений. 2. Семья с паритетными отношениями предполагает ровные «союзнические» отношения между ее членами, основанные на взаимной выгоде. В конфликтной ситуации такая семья руководствуется принципом равенства и равноправия сторон. Однако для такой семьи характерны избыточное взаимопривыкание супругов, усталость, эрозия чувств. Для детей атмосфера паритета не может быть признана идеальной. При таких отношениях в семье не хватает эмоций, в то время как эмоциональная связь с родителями детям необходима. 3. Семья с состязательным видом отношений отличается желанием супругов добиться большего и лучшего для семьи в благожелательном соперничестве. Однако наличие «семейной состязательности содержит момент нервозности, не всегда полезный для детей. Этот вид отношений в случае отсутствия у супругов выдержки, такта, уверенности в себе может перейти в конкуренцию. 4. В семье с конкурентными отношениями супруги направляют всю свою энергию на достижение собственных целей, полностью игнорируя цели других и даже подавляя их по закону «семейных джунглей». В семье возникают противоречия и конфликты, которые отделяют ее членов друг от друга. 5. Семья с антагонистическими отношениями характеризуется резкими непримиримыми противоречиями между членами семейного союза, при которых их объединение носит явно вынужденный характер, сохраняется из-за чисто внешних причин. Семейного единства как такового не существует. Конкурентные и антагонистические отношения пагубны для семьи в целом, но особенно плохо они сказываются на детях. У детей формируется отрицательный опыт конфликтной семьи, вредный для их будущей семейной жизни. Дети в таких семьях растут в условиях противоречивых требований матери и отца, что препятствует формированию нормальных брачно-семейных представлений. Духовная атмосфера таких семей лишена мира, покоя, благополучия и стабильности, что мешает нормальному нравственному и психическому развитию детей, у которых возрастает риск нервно-психических заболеваний. В таких семьях дети чаще всего бесконтрольны и безнадзорны, у них снижена способность к социальной адаптации, они не усваивают целый ряд общечеловеческих норм и испытывают противоречивые чувства к своим родителям, вплоть до враждебного отношения к одному из них. Типология по стилям семейных взаимоотношений: семья с попустительским стилем взаимоотношений, семья с авторитарным стилем взаимоотношений, семья с демократическим стилем взаимоотношений. 1. Семья с демократическим стилем взаимоотношений характеризуется сотрудничеством, взаимопомощью, развитой культурой чувств и эмоций, подлинным и полным равноправием всех участников семейного союза. 2. Семья с авторитарным стилем взаимоотношений – это, прежде всего, безапелляционные и бесцеремонные отношения между супругами, родителей к детям. В таких семьях процветают жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу. У детей из таких семей часто развиваются психогенные заболевания. 3. Семья с попустительским стилем взаимоотношений характеризуется по существу отсутствием всяких отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам друг друга, что находит свое выражение либо в принятии и последующей реализации детьми таких же «принципов», либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждении от родителей. Типология, в основу которой положена гармоничность семейного союза: гармоничные семьи, дисгармоничные семьи. Гармоничным семейным союзом следует считать тот, при котором семья превращается в открытую систему, раскрывающую наиболее широкие возможности для творческого роста и личностного развития всех её членов. Дисгармоничный семейный союз препятствует реализации присущих супругам индивидуальных качеств. Семья превращается в некий театр, где каждый вынужден выполнять навязанную, чуждую, но предписанную семейным союзом роль.
Принято выделять следующие типы семейных дисгармоний: 1. Внешне «спокойная семья». Отношения упорядочены и согласованны, события в семье протекают гладко (взгляд со стороны). При более близком знакомстве становится ясно, что муж и жена испытывают чувства неудовлетворённости, скуки, их жизнь сопровождается ощущением зря потраченных лет. Они мало разговаривают друг с другом, хотя послушно и стереотипно, с повышенным педантизмом выполняют свои супружеские обязанности. В таких семьях чувство ответственности преобладает над искренностью отношений. За видимостью благополучия скрываются длительно и сильно подавляемые негативные чувства друг к другу. Сдерживание эмоций отражается на самочувствии. Супруги подвержены устойчивым нарушениям настроения, часто ощущают усталость, бессилие. Нередки приступы тоски, депрессии.
В семье, где отношения строятся на основе видимой благожелательности, ребенок ощущает себя бесполезным. Его жизнь наполнена ощущением постоянной тревоги, ребенок чувствует опасность, но не понимает ее источника, живет в постоянном напряжении и не в силах его ослабить. 2. Вулканическая семья. Отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, ссорятся и мирятся. Спонтанность и эмоциональная непосредственность преобладает над чувством ответственности. В вулканических семьях, эмоциональная атмосфера которых пульсирует между крайними полюсами, дети испытывают значительные эмоциональные перегрузки. Ссоры между родителями приобретают в глазах ребенка катастрофические размеры, это для него подлинная трагедия, угрожающая самим основам стабильности детского мира. 3. Семья – санаторий. В такой семье имеет место своеобразная «семейная защита», которая строится вокруг одного члена семьи, чаще всего взрослого. Как правило, один из супругов требует повышенной любви и заботы, он получает при этом какую-то выгоду, создает семейную ограниченность, барьер новому опыту. По отношению к этому супругу вся семья идёт на сознательные самоограничения. В таких союзах ограничен круг общения, сведены к минимуму контакты с друзьями, как правило, под предлогом различий во взглядах и ценностях. Семья внешне кажется солидарной, однако в глубинах отношений кроется тревожная зависимость одного из партнёров. Это симбиотически зависимый союз. Один из членов семьи ограничивает свои обязанности, заставляя близких всё больше и больше окружать его вниманием. Если семья «санаторий» для матери или отца, дети лишены необходимой заботы, испытывают недостаток в материнском принятии, любви. Также дети рано привлекаются к выполнению домашней работы, годами живут в ситуации физической и нервной перегрузки, становятся излишне тревожными, зависимыми, сохраняя при этом теплое, любовное и заботливое отношение к родителям. Когда «санаторным» отношением окружаются братья и сестры, кто-то из других родственников, внутрисемейная позиция ребенка меняется. Ограниченность семьи внутрисемейными отношениями приводит к постоянной фиксации внимания на здоровье, подчеркиванию всевозможных опасностей, запугиванию. Необходимость удержать ребенка в семье приводит к дискредитации внесемейных ценностей, к обесцениванию общения ребенка, его друзей, предпочитаемых форм проведения свободного времени. Опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей – характерные черты отношения к детям в семьях санаторного типа. Такие родительские позиции приводят к чрезмерной перегрузке нервной системы ребёнка, при которой возникают невротические срывы. У ребёнка формируется повышенная чувствительность. В подростковом возрасте у таких детей усиливаются реакции протеста и желание раннего ухода из семьи. Часто у них формируется личность, у которой забота о состоянии здоровья приобретает характер сверхценной деятельности. 4. Семья-крепость. В основе такого семейного союза лежат усвоенные представления об угрозе, агрессивности и жестокости окружающего мира, о всеобщем зле и о людях как носителях зла. У супругов в таких семьях возникает ярко выраженное чувство «Мы». Они как бы психологически вооружаются против всего мира. «Круговая оборона» – бессознательная маскировка душевной пустоты или нарушения сексуальных отношений. Часто в таких семьях наблюдается безоговорочное доминирование одного из супругов и зависимое, пассивное положение другого. Вся семейная жизнь жестко регламентирована и подчинена внутрисемейным целям. Эмоциональная атмосфера семьи лишена естественной теплоты и непосредственности. Отношение к детям в такой семье также жестко регламентируется. Черствость одного из деспотов-родителей неудачно компенсируется непоследовательной гиперопекой и мелочной заботливостью другого. Отношение к ребенку лишено эмоциональной открытости, искренности. Любовь к нему носит условный характер. Он любим только тогда, когда оправдывает ожидания и выполняет требования семьи. Подобная семейная атмосфера и тип воспитания ведут к неуверенности ребенка в себе, к безынициативности, иногда вызывают протестные реакции, провоцируют упрямство, негативизм. Во многих случаях фиксируется внимание ребёнка на собственных переживаниях, что приводит его к психологической изоляции, вызывает замкнутость, трудности в общении со сверстниками. Такие дети часто страдают невротическими расстройствами. 5. Семья-театр. Такие семьи утверждают стабильность путем специфического «театрализованного образа жизни». Как правило, один из супругов в подобных союзах испытывает острую потребность в признании, в постоянном внимании, поощрении, любовании, он остро испытывает дефицит любви. Иногда члены семьи разыгрывают друг перед другом спектакль, иногда вся семья формируется в один ансамбль, сохраняя видимость благополучия. В общении с детьми запреты и поощрения быстро декларируются и так же быстро забываются. Посторонним демонстрируется любовь и забота о ребенке, который ощущает, что родителям не до него. Часто контакт с ребенком, внимание к его жизни заменяются игрушками, специальным оборудованием для занятий. А воспитание передоверяется детскому саду, гувернёру, школе. Детям даётся «модное» воспитание, они посещают всевозможные кружки, занимаются языками, музыкой. В театрализованном образе жизни часто возникает особое отношение к ребенку, связанное со стремлением скрыть его недостатки, выпятить достоинства, мнимые достижения. Все это приводит к ослаблению у ребенка самоконтроля, внутренней дисциплины. Отсутствие подлинной близости с родителями формирует эгоистическую направленность личности. 6. Семья – третий лишний. Это семья, где личные взаимоотношения супругов имеют для них особую значимость, а родительство бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью. Так бывает при неподготовленности одного или обоих супругов к выполнению родительских функций. Стиль отношений с ребенком по типу скрытого неприятия. В контакте с детьми такие родители внушают им чувство неполноценности, без конца фиксируют внимание на недостатках. Нередки случаи соперничества межу еще молодой матерью и подрастающей дочерью, бессознательная борьба за любовь и привязанность отца. Дети в таких семьях вырастают неуверенными в себе, безынициативными, с комплексами неполноценности при усиленной зависимости и подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят даже временную разлуку с ними, с трудом адаптируются в детских коллективах.
7. Семья с кумиром. В таких семьях воспитание ребенка – единственное, что скрепляет супружеские отношения. Оба родителя с преувеличенным вниманием относятся к ребенку, перенося на него свои нереализованные чувства. Поступки ребенка воспринимаются без должной критики, малейшие прихоти немедленно удовлетворяются, преувеличиваются реальные и мнимые достоинства. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению его самостоятельности, чему способствует бессознательная тенденция замедлить процесс взросления, поскольку уменьшение опеки угрожает разрушению семейной группы. Ребенок воспитывается в атмосфере заласканности, восхищения и умиления. Дети в таких семьях несамостоятельны, пассивны. У них часто выражена потребность быть признанными вне семьи, что ведет к демонстративности поведения. Критичное осознание собственных личностных качеств заменяется негативными оценками других, злобой, ощущениями несправедливости и жестокости окружающих.
8. Семья-маскарад. Для подобного типа семьи свойственна несогласованность жизненных целей. Родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и несогласованных оценок. Воспитание становится непоследовательным. Это вызывает у ребёнка растерянность, расщепление его самооценки. У таких детей очень часто развиваются неврозы. Типология семьи по типу воспитательных ошибок 1. Семьи с попустительско-снисходительным стилем воспитания, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что все дети такие. 2. Семьи с позицией круговой обороны воспитания строят свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Родители агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение ребенком тяжелого преступления не отрезвляет родителей. Они продолжают искать виновных на стороне. Дети из таких семей страдают тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, трудно поддаются перевоспитанию. 3. Семьи с демонстративным стилем воспитания, когда родители, чаще всего мать, не стесняясь, всем и каждому жалуется на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляя, что он «растет бандитом» и т. п. Ребенок утрачивает стыдливость, чувство раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, озлобляется против взрослых, родителей. 4. Семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения. 5. Семьи с жестко-авторитарным стилем воспитания, в которых родители злоупотребляют физическими наказаниями. Дети в подобных семьях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, беззащитных. К таким семьям необходимо применять серьезные меры, начиная от убеждения до административно-уголовного наказания родителей. 6. Семьи с увещевательным стилем воспитания, где в противоположность жестко-авторитарному стилю родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применяя никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется, «садятся на голову». 7. Семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания, где родители поглощены устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери. 8. Семьи с непоследовательным стилем воспитания, когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского авторитета. Ребенок становится непредсказуемым, неуправляемым, пренебрегает мнением старших, родителей. Каждая семья, находящаяся в поле зрения специалистов социально-педагогической сферы, имеет свои социально-психологические характеристики. Причем в процессе жизнедеятельности семейный союз изменяет свое место в типологии семей, а, следовательно, изменяются и параметры, важные для первоочередного внимания социального педагога. В своей практической деятельности ему нередко приходится работать с семьями, имеющими сложную типологизационную структуру. То есть, семья одновременно может иметь разные типологические признаки, например, быть молодой, проблемной, асоциальной и т.п. В отношении таких семей социальному педагогу недостаточно иметь информацию о типичных психосоциальных проблемах тех или иных категорий семей. В таких семьях проблемы могут накладываться друг на друга, видоизменяться. Поэтому специалисту нужно владеть методами социально-психологического исследования семьи.

Современные тенденции в развитии семьи Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества. Закономерности изменения семьи сонаправлены переменам, которые происходят в обществе в целом. Поэтому понять состояние современной семьи и оценить перспективы ее дальнейшего развития можно, только учитывая те кардинальные изменения, которые произошли в общественной жизни и в массовом сознании на протяжении XX в. В то же время необходимо учитывать, что существует и эволюция семьи, обусловленная ее собственными внутренними закономерностями развития. Индустриализация, усложнение производственных процессов, урбанизация и т. п. привели к росту мобильности населения, росту личной свободы, эмансипации женщин, эмансипации детей от родителей, усложнению способов социализации и т. п. В целом произошедшие изменения И.С Кон обозначает как «рост ценности индивидуальности в культуре». На уровне психологии это отразилось в росте самосознания, увеличении автономности (и потребности в ней) современного человека. Для семейных отношений этот результат противоречив и не может быть оценен в понятиях «хорошо – плохо»; он разрешил одни проблемы и создал другие. Для работающего с семьей психолога необходимо знать, каким образом изменения, произошедшие в массовом сознании, могут влиять на психологическую проблематику семьи в целом и ее отдельных членов. С середины XX в. произошли существенные и необратимые сдвиги в институте семьи. Произошедшие с семьей изменения в основном всеми авторами описываются как кризис традиционных семейных устоев. Наблюдается отказ от преданности браку на всю жизнь, интенсификация разводов и распад браков, отказ от стереотипного беспристрастного отношения к воспитанию потомства, увеличение числа неполных семей и семей с неродными родителями, широкое распространение абортов и внебрачных рождений. Действительно ли эти изменения означают кризис семьи как социального института или касаются только определенных форм организации семейной жизни? Для ответа на этот вопрос рассмотрим подробнее существующие тенденции, характерные для индустриально развитых стран, куда входит и Россия.
В настоящее время можно отметить изменения на всех этапах жизненного цикла семьи, начиная с ее зарождения и заканчивая завершением существования семьи как целого: на добрачном этапе, на протяжении всего периода семейной жизни, на этапе распада семьи. Добрачный этап
Брак больше не представлен в общественном сознании как единственно возможный способ проживания жизни. Это проявляется в том, что произошли изменения в процессе выбора брачного партнера, в отношении к браку и сексуальному поведению, в системе ценностей в области полоролевого поведения. Изменение процесса выбора брачного партнера. Изменился процесс выбора брачных Партнеров. Изучение этнографических источников свидетельствует, что по крайней мере до середины XIX в. в России действовал обычай вступления в брак с помощью сватовства и свадьбы. Сватовство осуществлялось специальными посредниками (свахами, ближайшими родственниками). Обязательным для заключения брака было согласие главы семейства — отца. Браки по личной договоренности между женихом и невестой, без предварительного согласия родителей, встречались редко. При этом во внимание принимались в первую очередь интересы семьи – экономические, бытовые, престижные, а не желание или отношения молодых людей. Во второй половине XIX в. почти повсеместно трансформируется предбрачный ритуал. Возникает молодежное предбрачноё общение. Оно, как правило, имеет место в пределах одного социального слоя. Цели предбрачного общения – заключение брака. Молодые люди могут сами договариваться о женитьбе и уведомлять об этом родителей. Экономические мотивы в создании семьи уходят на второй план. Тем не менее родители по-прежнему выступают в качестве защитников интересов семьи в целом. Они участвуют в планировании и организации предбрачного досуга (вечеринки, праздники по поводу именинников и т. п.), акцентируют внимание на ожиданиях семьи относительно будущего детей. Достаточно часто имеет место давление родителей на детей с тем, чтобы они вступали в брак в пределах своего социального слоя. Родители по-прежнему вмешиваются в отношения и расстраивают нежелательные браки, прибегая к угрозам применения экономических санкций. Во второй половине XX в. происходит дальнейшее усиление открытости в молодежном общении. Во-первых, оно становится более разнообразным по составу участников. Теперь молодые люди, участвующие в общении, могут весьма сильно различаться по социальным, этническим и образовательным показателям. Во-вторых, оно не ограничено какими-либо пространственными рамками. Возможно знакомство на работе, в учебном заведении и во время проведения досуга; достаточно большое количество молодых людей находят себе пару во время летнего отдыха или при случайных обстоятельствах на улице. В-третьих, меняются функции молодежного общения — теперь оно не преследует только цели вступления в брак, а превращается в самоценные для личности отношения. Юноши и девушки уже не видят в каждом партнере будущего супруга, любовные отношения становятся ценными сами по себе. Таким образом, можно говорить об увеличении доли индивидуальной свободы и индивидуальных предпочтений в процессе выбора брачного партнера и при заключении брака. Предположительно это может расцениваться как положительная, стабилизирующая брак тенденция. Но при этом не следует считать, что юноши и девушки полностью независимы в своем выборе от родителей и ближайшего социального окружения. Родительское программирование в области выбора брачного партнера сохраняется. Оно становится менее откровенным, в связи с этим – менее осознаваемым, и это может в большей степени способствовать формированию внутриличностных конфликтов. Снятие экономических, социальных и национальных барьеров расширяет круг потенциальных знакомств и в итоге увеличивает возможности выбора брачного партнера. Но происходящая одновременно индивидуализация человека обусловливает противоположную тенденцию – рост взаимных претензий мужчин и женщин друг к другу, что приводит к более тщательному и длительному процессу выбора супругов и к меньшей удовлетворенности результатом этого выбора. Изменение отношения к браку и сексуальному поведению. Современное отношение к браку и сексуальному поведению существенно отличается от того, какое существовало еще полвека назад. Первым важным моментом этого изменения может быть названо переосмысление значимости сексуальности. Переосмысление значимости сексуальности означает возрастание ее ценности и значимости для личности. Секс воспринимается как источник удовольствия, а сексуальная привлекательность – как ценное личностное качество. Это проявляется в изменениях сексуального поведения. Во-первых, оно все более откровенно выходит за пределы брака – сексуальные отношения теперь возможны как до брака, так и вне брака. Во-вторых, сексуальность приобретает в равной мере существенное значение как для мужчин, так и для женщин. Женщины так же, как и мужчины, стремятся к сексу, желают иметь сексуальные отношения, а не рассматривают их как обязанность, которую им необходимо выполнять по отношению к мужчине. В связи с этим, получает массовое распространение практика добрачного сексуального поведения молодежи. Добрачное сексуальное поведение молодых людей часто в качестве основного мотива имеет именно получение , удовольствия и не связано ни с брачными интересами, ни с намерением иметь детей. В связи с отмеченной ранее тенденцией к нарастанию автономии, брак перестает рассматриваться как единственно возможный способ проживания жизни. Достаточное количество как мужчин, так и женщин не собирается вступать в брак даже при желании иметь детей. Многими заключение брака отодвигается на более поздний срок, когда будет достигнут определенный уровень материального благосостояния и состоится, самореализация в профессиональной области. Возраст партнеров, вступающих в брак, увеличивается. Отмечается изменение системы ценностей в области полоролевого поведения. Наблюдается ослабление нормативного императива, предписывающего вступление в брак, сохранение брака, обзаведение детьми, ограничение интимных отношений рамками брака и разделение ролей на сугубо мужские и сугубо женские. Это касается не только добрачного или внебрачного секса, но и сексуальной ориентации. Отношение к так называемым «сексуальным меньшинствам» становится более терпимым, а принадлежность к ним реже скрывается. Еще одним проявлением смягчения нравов в отношении сексуального и брачного поведения является широкое распространение добрачного сожителъста («пробных», фактических браков) среди молодежи. Исчезли жесткие критерии для оценивания поведения мужчин и женщин как «порядочного – непорядочного» и «нормального – ненормального». Современная нормативность в большей мере учитывает личностное своеобразие человека и систему его мотивов, чем нормативность традиционная. Но говорить о сформированности новой нормативной системы преждевременно. Проблема нахождения критериев для оценки нравственности поведения человека в личной жизни является чрезвычайно актуальной. Существовавшие ранее жесткие нормы создавали четкие ориентиры для оценивания этичности собственного сексуального поведения и поведения других людей. Отсутствие таких норм в современном обществе ставит перед молодыми людьми трудную задачу выработки своих собственных критериев в период, когда их собственное эго еще не является зрелым, а сексуальное поведение сформированным и когда нормы их родителей не могут служить подходящей основой.
Изменение системы ценностей в области полоролевого поведения привело к изменению его традиционного рисунка. Все в меньшей степени от мужчин требуется демонстрация силы в ее различных ипостасях (физическая сила, власть, деньги, моральная ответственность), и более распространенной стала демонстрация мужчинами мягкости характера и эмоциональности. Для женщин не считается неподходящим проявление инициативы, честолюбия и силы воли, и они чаще являются и открытыми инициаторами знакомства с мужчиной, и активной стороной в формировании отношений. Как проявление этого можно рассматривать тенденцию к изменению соотношения возраста жениха и невесты. Если в начале XX в. чаще заключались союзы, в которых достаточно зрелый и самостоятельный мужчина брал в жены девушку намного моложе себя, то теперь доля браков, в которых муж младше жены по возрасту, значительно возросла.
Следует заметить, однако, что изменения образцов поло-ролевого поведения как у мужчин, так и у женщин могут быть связаны не только с меняющимися ценностями, но и с нарушениями их формирования в детстве в связи со все большей распространенностью неполных семей. Наличие в семье одной матери неоправданно расширяет спектр выполняемых ею ролей и лишает их половой специфичности. В связи с этим, поведение выросших в таких условиях детей (как мужчин, так и женщин) также может лишаться выраженного полового своеобразия. Подводя итог и обобщая описанные тенденции, можно так охарактеризовать изменения на добрачном этапе: · изменение общественных норм в отношении брака и сексуального поведения; · снижение регулирующего потенциала этих норм; · изменение образцов полоролевого поведения; · возрастание личной свободы и усиление проявлений индивидуальности в полоролевом поведении и выборе брачного партнера. Это обостряет психологические проблемы выбора и принятия ответственности. Период семейной жизни Изменения в современной семье касаются как ее структуры, так и функций. Первая тенденция, связанная с изменением структуры семьи, – это изменение числа ее членов. Место расширенной семьи, в состав которой входило несколько поколений родственников, характерной для России еще в начале и середине XX в., устойчиво заняла нуклеарная семья, состоящая из двух поколений: родителей и их детей. Это привело к уменьшению числа людей, проживающих вместе, и к ослаблению связей (и экономических, и эмоциональных) между родственниками, живущими раздельно. В настоящее время нормальным и желательным считается раздельное проживание вновь образовавшейся молодой семьи от семьи родительской. Это порождает несколько проблем. В случае невозможности для молодой семьи отдельного от родителей проживания обостряются проблемы межпоколенной совместимости. Центральными в таких семьях часто становятся не экономические вопросы или адаптация супругов друг к другу, а определение границ семьи и взаимоотношения с обеими родительскими семьями. Молодые люди не могут найти приемлемый диапазон близости в отношениях со своими родителями и родителями супруга. При совместном проживании с родительской семьей, вызванном, как правило, экономической слабостью молодой семьи, родители часто оказывают значительную материальную и отчасти моральную поддержку детям, надеясь, что последние при необходимости поступят по отношению к ним должным образом. При этом ожидания детей и родителей относительно баланса оказания и получения помощи и благодарности могут не совпадать. Изменяется число членов и внутри нуклеарной семьи. Число детей в семье уменьшается – в большинстве семей их не больше двух. Некоторые семьи вообще не хотят иметь детей и считают идеальной бездетную семью, явно выраженными становятся тенденции к снижению рождаемости, малодетности и сознательной бездетности. В качестве второй тенденции, связанной с изменением структуры семьи, а также ее функций, можно назвать изменение преобладающего типа семьи. Бывший «классическим» в XIX в. патриархальный тип становится настоящей «музейной редкостью». Экономическая самостоятельность женщиныпоколебала ее исключительную зависимость от главы семьи, что способствовало кризису патриархальной моногамии. В некоторых европейских странах имеется тенденция к расширению мужской родительской роли. Например, в ряде скандинавских стран уход за 2-3-летним ребенком стал добровольно осуществляться любым из родителей. На работу предпочитает выходить тот из супругов, у кого выше профессиональная квалификация, а второй получает пособие по уходу за ребенком. В современном обществе преобладает тип семьи, который можно обозначить как детоцентристский. Основная его характеристика – изменение отношения родителей к детям, которые становятся главным смыслом существования семьи. Это связано с тем, что с конца XIX – начала XX вв. общество шло по пути защиты интересов ребенка, удлиняя срок обязательного обучения, отодвигая момент его вступления в ряды профессиональных работников и устанавливая право подростка на плоды своего труда. В семье такого типа все большее внимание уделяется роли частной жизни и интимности, устанавливаются более равноправные отношения между мужем и женой. Для детоцентристской семьи становится важной проблема межполовой адаптации и адаптации между поколениями. Так как партнеры выбираются на основе личных предпочтений и в семье отсутствуют жестко закрепленные роли, супруги должны согласовать личные планы и стереотипы поведения относительно друг друга. Это приводит к повышению значимости психологической совместимости супругов. Важность супружеских отношений в современной семье возрастает. Все большее значение придается интимности, удовлетворенности мужчин и женщин браком. Это связано с усложнением внутреннего мира индивида, увеличением его потребности в автономности и самоактуализации. В связи с новым социально-экономическим и культурным статусом женщины, у нее все чаще возникают индивидуальные – направленные во внесемейную сферу – потребности и интересы. Мужчины не только смирились с этим фактом, но поощряют и способствуют развитию внесупру-жеских духовных интересов жены, появился интерес к жене как личности. Сочетание двух тенденций – освобождение детей от родителей и женщин от мужчин - содействовало возникновению постсовременного типа семьи. Главными отношениями в ней становятся отношения между супругами. Муж и жена отказываются безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей; они высоко ценят сексуальность, не сводя ее к деторождению. Супружество – это личное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями. Так же, как и детоцентристская семья, супружеская базируется на институте «ухаживания», и в качестве главных ценностей в ней можно выделить интимность и адаптацию. Вместе с тем, между этими типами семьи есть существенное различие. В первом типе повседневная рутинность нередко способствует либо гипертрофии родительства, либо вовлечению в лучшем случае одного из супругов в пьянство, наркоманию, разврат. Во втором типе семьи вырабатывается особый антирутинный механизм – автономия. Автономия выражается в том, что интересы мужа и жены разнообразнее семейных, а потребности и круг общения каждого из супругов выходит за рамки брака.
В супружеской семье остаются значимыми и отношения с детьми. Но основная ее особенность в том, что основополагающие семейные ценности формируются во взаимоотношениях мужа и жены и лишь впоследствии становятся естественной базой для отношений «родители - дети». Сходные тенденции описываются и отечественными, и зарубежными психологами. За рубежом возник термин «семья- клуб». В этой модели супруги не претендуют на великую любовь, а главным образом ищут доброго согласия, баланса страдания и удовольствия, решения принимаются в результате предварительных переговоров. Ребенка во многом воспринимают как партнера, за которым признаются определенные права, и взамен ожидают получить «воздаяние». Таким образом, речь идет об общности, функционирующей на основе своего рода контракта, и достаточно одному из супругов отречься от него, чтобы договор утратил силу. Развод и окончательное разделение всех, кто какое-то время вел совместную жизнь, принимает характер не краха или провала, а отмены договора. Поэтому в данном случае брак и свободный союз почти не различаются, а выбор между этими двумя формами связан скорее с соображениями удобства, чем с принципами.
Следующей характерной чертой в жизни современной семьи является появление особых, нетрадиционных моделейсемей, к которым могут быть отнесены неполные семьи и семьи с неродными родителями. Неполные семьи. Неполные семьи возникают как в результате разводов, так и в результате внебрачного рождения детей. В настоящее время наличие детей все в меньшей степени служит препятствием для развода. Семья с неродными родителями порождает много проблем. Когда женщина, имеющая ребенка от первого брака, рожает еще одного от нового партнера, пределы семьи становятся расплывчатыми. Характер отношений женщины с бывшим мужем-отцом, актуальным мужем-отцом, ребенка с матерью, отцом и отчимом, сводных братьев и сестер между собой становится неопределенным и запутанным. В ситуации, когда оба бывших супруга вступают в повторный брак, родственные сети детей, оставленных матери, становятся весьма обширны. Дети могут иметь по 8 бабушек и дедушек. Контакты между новыми родственниками могут быть весьма обширны и разнообразны по степени близости и переживаемым чувствам. Для всех членов этих расширенных союзов вряд ли могут быть предложены четкие и однозначные образцы поведения. Путем переговоров, проб и ошибок со временем устанавливается неустойчивое, в некотором смысле удовлетворительное равновесие, которое позволяет каждому поддерживать без особых конфликтов свои предпочтительные связи. Американские социологи установили ряд эмпирических закономерностей, характерных для подобных семей: · супруги, прожившие более 7 лет, высказывают большую свободу как в наказании, так и в поощрении неродных детей по сравнению с теми, кто состоял в таких семьях менее 3 лет; · пасынки лучше приспосабливаются, чем падчерицы: девочки хуже мальчиков ладят как с родными, так и неродными родителями; · отношения между мачехой и ее приемными детьми являются самыми сложными и непредсказуемыми; · близость во взаимоотношениях между приемными детьми и родителями уменьшается, когда дети вступают в подростковый период. Скорее всего, такие же проблемы характерны и для российских семей с неродными детьми. В целом можно сказать, что дети придают целостность « сводной» семье: семья расширяется в своих границах, и через детей в ней оказываются связанными несколько взрослых – прежние и новые супруги, их многочисленные родственники. Самая стабильная в этой системе связь – «мать - дети». Этап распада семьи В рамках христианской традиции развод на протяжении многих лет оставался либо запретным, либо исключительным событием. Законодательно разрешенный в XX в. в большинстве промышленных стран, развод, тем не менее, до середины 60-х годов воспринимался общественным мнением как явление маргинальное, накладывающее на тех, кто к нему прибегал, клеймо. При этом мужчины были настроены в пользу развода больше, чем женщины. После 1960 г. повышение частоты разводов последовательно захватывает все европейские страны. В большинстве стран Европы и Америки рост числа разводов за последние 20 лет увеличился в 3-4 раза. Инициаторами развода чаще становятся женщины. Так как в настоящее время большинство супругов ждет от брака счастья и возможностей для личностной самореализации, развод стал нормальным явлением семейной жизни. Повторные браки Повторные браки вовсе не современное открытие. Они в прошлом проявлялись как реакция на половозрастную асимметрию и были в основном результатом овдовения. В настоящее время здесь имеются следующие тенденции: · наблюдается рост за последние полтора десятилетия удельного веса повторных браков как среди мужчин, так и среди женщин; · доля овдовевших среди вступающих в повторные браки постоянна и невелика; · рост увеличения числа разводов сопровождается снижением числа повторных браков. Однако все перечисленные варианты семей представляют собой варианты моногамии: мужчина и женщина одновременно живут только с одним партнером. В настоящее время нарастает число и альтернативных моногамии браков. Альтернативные браки Альтернативой моногамным бракам являются в первую очередь полигамные или бигамные браки. Одним из вариантов такого брака является конкубинат. Конкубинат – это длительный союз мужчины и женщины, не намеревающихся юридически закрепить брак, при этом мужчина образовывает этот союз с женщиной, имеющей от него «внебрачного» ребенка, имея параллельно официальную семью (жену и детей). Следовательно, конкубинат – это длительная, юридически не закрепленная связь, в которой мужчина фактически имеет вторую сексуальную партнершу и общего с ней ребенка, а женщина – ребенка с отцом, но без узаконенного мужа. В качестве причин конкубината называют демографическое неравенство: число женщин детородного возраста превышает число мужчин. Однако вряд ли это может рассматриваться как единственная причина, т.к. существует и женская бигамия. Женская бигамия – это устойчивый брачный союз (т. е. приводящий к рождению ребенка) замужней женщины преимущественно с холостым мужчиной. Холостяк принимает на себя не только нравственные, но и экономические обязательства – заботиться о своем ребенке. Другим вариантом альтернативной семьи является коммуна. На протяжении XX в. коммуны периодически возникали в различных странах, как правило, в периоды социальных катаклизмов, обычно в молодежной среде. В России они были распространены в 20-е годы, в странах Западной Европы – в 70-80-е годы. Современная западная коммуна, как правило, представляет собой большое число людей, не связанных родством (часто и браком), проживающих в общей квартире или доме и совместно ведущих хозяйство. Сюда могут входить и дети. Совместное выполнение работ по дому и воспитание детей дают то преимущество, что они могут быть распределены между большим количеством лиц. Выполняемое в идеальном случае по очереди дежурство по дому и уход за детьми разгружает женщин от одностороннего прикрепления к обязанностям хозяйки и матери. Группа контролирует справедливое распределение обязанностей. Общины финансируют и ведут хозяйство из кооперативной кассы. Остаток личного дохода члены сообщества, как правило, оставляют себе. Возникает более высокая степень материальной защищенности для отдельного лица, потому что в момент отсутствия заработка и денег солидарность группы оберегает его от нравственного и физического упадка. Коммуна может владеть совместно средствами производства (например сельскохозяйственным инвентарем), предметами длительного пользования, бытовой техникой. Трудности, однако, возникают в тех случаях, когда кто-либо собирается покинуть коммуну или из-за неаккуратного обращения отдельных членов коммуны с вещами. Как правило, беспорядочные половые отношения в коммуне если и встречаются, то существуют недолго. В настоящее время число коммун незначительно.
Подводя итог, можно говорить о следующем обобщенном современном понимании семьи и ее будущего. Жизнестойкость института моногамии предопределена богатством его эволюционного потенциала и инертностью культуры. Ценности моногамии вряд ли будут исчерпаны, по крайней мере, в первые десятилетия XXI в. В настоящее время существуют как семьи «патриархального» типа, так и «дето-центристского» (которых большинство), идет становление «супружеского» типа семьи. Альтернативные модели семей также встречаются и, скорее всего, будут продолжать свое существование, за исключением, может быть, исчерпавшей себя коммуны.
Этнические и конфессиональные особенности современных семей Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством. На территории нашей страны проживают народы, исповедующие все четыре великие мировые религии, такие, как христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Существующие семьи, помимо общих характеристик, определяющих развитие и функционирование любой семейной системы, имеют свои специфические особенности. На особенности и развитие семьи влияют этнокультурные условия. Для рассмотрения специфики этнокультурных условий необходимо остановиться на понятиях «этноса (нации)» и «менталитета». Нация (этнос, народ) определяется в современной науке по-разному. Биологическая теория наций. Согласно этой теории, люди разных национальностей отличаются друг от друга как породы собак – окрас, размер, врожденные рефлексы, предпочтения в еде и т. п. Культуроцентристская теория. Данная теория рассматривает национальность как совокупность понятий, знаний, точек зрения на мир, усваиваемых в раннем детстве от родителей и становящихся чем-то вроде рефлекса (родной язык, навыки поведения, установки). Обе теории признают, что национальная принадлежность человека определяет модель поведения. Представители разных народов в одной и той же социально-значимой ситуации будут вести себя по-разному. В литературе, посвященной проблемам современной семьи, этнос понимается как исторически сложившаяся устойчивая группа людей, обладающая общим менталитетом, национальным характером, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других. Под менталитетом традиционно понимают глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущих этносу как большой группе людей, сформировавшихся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях. Термин введен в начале XX в. известным французским ученым Л. Леви-Брюлем. Именно менталитет определяет способы восприятия мира и интерпретацию индивидуального и группового опыта, а также способы действия и характер отношения к наиболее значимым аспектам человеческого существования. В рамках семьи менталитет определяет следующие представления: · о нормах мужского и женского полоролевого поведения; · о смысле и содержании брака; · о способах воспитания; · о правилах, регулирующих отношения семьи с социальным окружением; · содержание материнской и отцовской роли. Менталитет во многом формируется под влиянием религии. Люди разных национальностей по-разному воспринимают правила жизни, регулирующие отношения с родительской семьей и выбор брачного партнера. Родительская семья в исламской культуре воспринимается в качестве образца для построения отношений в собственной семье, что в меньшей степени характерно для современных русских молодых семей. Так, например, 80% узбеков считают обязательным согласие на брак родителей, при наличии детей развод не допускается. В то же время 80% эстонцев не считают, что для заключения брака необходимо согласие родителей, и 50% эстонцев допускают развод при наличии детей. О сходных фактах пишет известный немецкий (иранец по национальности) психолог и психотерапевт Н. Пезешкиан, призывающий специалистов учитывать при работе с семейными проблемами национальные и культурные традиций. Он отмечает, что на Востоке выбором супруга строго руководят ближайшие родственники и вся остальная семья. Семья – это своеобразный фильтр, который претендент должен пройти до того, когда он станет кандидатом для брачного союза. Есть четкие критерии отбора, которым должен удовлетворять такой, кандидат: из хорошей ли он семьи, какова его профессия, независим ли он? Для женщин существуют другие критерии: из хорошей ли она семьи? хорошая ли она хозяйка? хорошая ли у нее репутация? Вначале решение принимают родители, тети, дяди и так далее, а затем они представляют кандидата в привлекательном виде: «У нас есть для тебя хорошая жена. Она из хорошей семьи. Она замечательно готовит и умеет принять гостей». Таким образом, брак готовится и заключается в согласии с родительской семьей. В Центральной Европе выбор брачного партнера чаще всего совершается по собственным критериям и собственной инициативе, а желание родителей отвергается. Это рассматривается как признак независимости и зрелости: «Я уже не ребенок, чтобы слушать предписания родителей, на ком мне жениться!» В этом случае родители супруга оказываются перед свершившимся фактом, с которым они либо смиряются, либо вступают в конфронтацию. Психологические сложности могут возникать, когда родители начинают вмешиваться в дела молодой семьи и оказывают давление на сына или дочь. На Востоке такого рода конфликты маловероятны, так как родители фактически сами могут выбрать невестку или зятя, соответствующих их ожиданиям. По мнению Пезешкиана, за такого рода особенностями лежат различные концепции того, что составляет идентичность. На Западе в центре идентичности индивидума находится его «Я», на Ближнем Востоке другая точка отсчета – семья является частью идентичности человека и определяет его чувство собственного достоинства. Следует отметить, что «среднестатистическую» российскую семью нельзя отнести ни к восточной, ни к западной семье. Россия, являясь переплетением восточной и западной культур, сочетает во взглядах своих семей и восточную, и западную ментальность. Этническими традициями может определяться такой важный системообразующий фактор, как отношение отца к детям. Это означает, что содержание отцовской роли может быть вариативно. Тип такого отношения, с одной стороны, может характеризовать семью, как принадлежащую к определенной этнической группе, а с другой стороны, иллюстрировать принятые в этносе способы контакта: между мужчинами и женщинами, между старшими и младшими, между семьей и социальным окружением. У многих народов существуют достаточно строгие правила, регулирующие контакты отцов с детьми. Это так называемые «правила избегания», которые ограничивают эмоциональные контакты и предписывают отцам скрывать свои чувства. Следуя традиции, отец не может при посторонних (особенно старших) брать ребенка на руки, говорить и играть с ним. Нежные чувства к ребенку следует проявлять лишь в узком семейном кругу, без свидетелей. На территории России «правилам избегания» следуют, например, такие народы, как абхазы, осетины, кабардинцы и балкарцы. Во многом это определяется национальным идеалом мужского поведения, содержанием которого являются такие качества, как сила, суровость, эмоциональная невозмутимость и закрытость.
В русской традиции нет жестких правил, регулирующих взаимодействия отцов с детьми. В большей степени тип этих отношений определяется не столько национальной принадлежностью, сколько индивидуальными и социально-демографическими характеристиками родителя. В последнее время наблюдается тенденция более глубокого включения отца в эмоциональное и телесное общение с ребенком на все более ранних стадиях его развития. Она. проявляется в желании будущих отцов присутствовать при родах, в совместной подготовке семейной пары к родам, предполагающей установление особой коммуникации с плодом и т. п. В данном случае идеал мужского поведения начинает включать в себя традиционно женские черты, такие, как эмоциональная открытость, эмпатия, доброжелательность, способность к сотрудничеству, гибкость.
Принадлежность семьи к определенной этнической культуре может влиять и на характер воспитания детей в семье. И. Кон, ссылаясь на данные кросс-культурных исследований У. Ламберта, в своей известной книге «Ребенок и общество» говорит о существовании различий между американским и европейским стилем воспитания. Американские родители более терпимы и либеральны, нежели европейские родители. Автор, в связи с этим, выдвигает следующее предположение. Люди, в этнической культуре которых сильно выражена потребность в достижении, склонны больше опекать своих детей, незамедлительно откликаясь на их просьбы о внимании: в то же время они гораздо острее реагируют на проявление дерзости, нежели люди, которые больше ценят групповую принадлежность и дружественные отношения с окружающими. Существенное влияние на характер организации жизни семьи оказывают конфессионально (религиозно) заданные нормы и правила. Религия представляет собой институционализированную систему верований, символов и практик, которые обеспечивают людей решением вопросов, относящихся к сфере человеческого бытия. Значение религии состоит в придании смысла человеческому существованию. В религии обобщены ценности человека, цели, к которым он должен стремиться, правила его личных отношений и взаимосвязей с окружающим миром, особенности его повседневного поведения. Своим отношением к религии родители создают образцы мышления и поведения для детей. Почти во всех религиозных системах семья рассматривается как норма человеческого существования. Основой семьи является брак, смысл которого состоит в производстве потомства, верности и незыблемости супружеского союза. Родители должны воспитывать детей и заботиться о них. Детям предписывается почитать и слушаться своих родителей. Однако исторически существовали и существуют конкретные религии, поэтому общая концептуальная модель семьи имеет специфические черты в различных религиозных направлениях и конфессиях. Конфессиональные (религиозные) нормы, в частности, определяют особенности супружеских отношений в семье. Наиболее ярко различия проявляются при сравнении православных и мусульманских семей. Христианская модель семьи В христианстве семье отводится особая роль: Христос родился в земной семье, у него были земные отец и мать, Иосиф Обручник и Дева Мария. Христианские догматы обязывают веровать в единого Бога, выступающего в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве. В.Н. Дружинин обращает внимание на то, что христианское вероучение предлагает две модели семьи: «идеальную», божественную и реальную, земную, «нормальную». Первая включает в себя Отца, Сына и Мать (Богородицу). В состав реальной семьи входит Иисус Христос, Иосиф Обручник и Дева Мария. В христианстве произведено четкое разделение Отца-воспитателя (Иосиф) и отца «генетического» и духовного (Бог Отец); Важно отметить то, что в христианском вероучении Отец несет ответственность за Сына: отправляет его в мир с определенной миссией и возвращает его на Небеса (Вознесение). В то же время Сын обязан выполнить божественную волю, пройдя через все испытания и страдания. В «земной» христианской семье интересы матери и отца сосредоточены вокруг ребенка. Плотник Иосиф, обрученный с Девой Марией, в поте лица своего трудится на благо семьи. Ребенок воспринимается как «божий дар», родители не вольны им распоряжаться. В образе Иосифа воплощена мужская любовь к ребенку. Однако подлинный отец – Бог. В христианстве противоречивым и неоднозначным является отношение к женщине. С одной стороны, согласно Ветхому Завету, женщина – источник грехопадения мужчины. С другой стороны, в Евангелии Дева Мария (Богородица) – положительный образ. Мария выступает свидетельницей земных страданий и свершений Христа. Ее земная задача – воспитание сына, призванного свершить великую миссию, Ее роль в «идеальной» семье – посредница между Богом и людьми, заступница за страждущих перед Богом. Подчиненное положение жены сочетается с ее включенностью в отношения любви, психологической близости. Греховность женщины может быть искуплена через деторождение и пребывание в вере и любви, святости и целомудрии. Для православной семьи основанием семейного благополучия и любви считается супружеская верность. В мусульманской семье, где многоженство освящено законом, супружеская верность наполняется иным содержанием. (Верность не конкретной женщине, а своей семье.) Можно сказать, что супружеские взаимоотношения в такой семье будут регулироваться не столько чувствами и потребностью в эмоциональной близости или автономности, сколько осознанием ответственности перед родственниками, обязанностями и этическими нормами. Следует, однако, отметить, что многоженство не исключает любви. Мусульманская модель семьи Основатель Ислама Мухаммед (Магомет), арабский религиозный, государственный и политический деятель, в своих проповедях значительное место отводил семейно-брачным отношениям. Он прилагал усилия для укрепления индивидуальной семьи, хотя и была разрешена полигамия. Число жен ограничивалось четырьмя, и муж должен был одинаково содержать их. Женщины были включены в категорию наследников, им выделялась половина доли мужчины-наследника. Обязанности по содержанию жены и детей возлагались на мужа. Жена могла раздельно владеть своим имуществом, самостоятельно заключать торговые и финансовые сделки. Были запрещены кровосмесительные браки до третьего колена кровного родства. При заключении браков следовало отдавать предпочтение верующим невольникам и невольницам перед идолопоклонниками. Современный ислам объявляет семью первейшим и важнейшим элементом человеческого общества, источником обновления людей. Семья создается в результате заключения брачных уз между мужчиной и женщиной. В исламе брак считается добродетелью, праведностью и актом поклонения Творцу. Не одобряются мужчины и женщины, отрекающиеся от брачной жизни. Характерно стремление максимально упростить процедуру заключения брачного договора. Для признания брака действительным достаточно взаимного согласия совершеннолетних супругов в присутствии двух свидетелей. Главное, чтобы эта процедура не была тайной и скрытой, а проходила открыто и гласно в деревне, квартале, доме.
Главой мусульманской семьи является мужчина. «Ислам сделал мужчину наставником жены, надзирателем за тем, чтобы домашние дела шли должным и правильным образом. Женщине Ислам повелевает повиноваться мужу и оказывать ему услуги так же, как детям повелевает подчиняться родителям и ухаживать за ними». (В тоже время мужчина-повелитель должен заботиться о благоденствии и процветании семьи.) Если семейная жизнь не сложилась, мужчина должен дать развод жене, а жена может выкупить себя у своего мужа. Кроме того, исламский суд вправе расторгнуть брак. Ряд мусульманских обычаев – выкуп за невесту (калым), выдача замуж несовершеннолетних, затворничество – подчеркивает подчиненное положение женщины. Женское затворничество в исламе – это не только гаремы. Гарем (От арабского «харим» - заповедное место) – женское помещение в мусульманском доме, недоступное чужому взгляду, а также, в переносном смысле, его обитательницы, жены и наложницы хозяина дома. Гаремы встречаются и в других культурах. В истории Востока гарем можно рассматривать как способ выжить для женщины. В гарем входили и бедные родственницы, дети, в том числе чужие, служанки и т. п. Богатство и могущественность мужчины предполагали и большое число иждивенцев.
Элементы женского затворничества в исламе – это ритуальные покрывала, особая застройка поселений. Затворничество объясняется необходимостью оградить мужчину и женщину от аморальных связей, предотвратить половую распущенность. Для этого существует положение о покрывале, запрещено смешивание чужих мужчин и женщин, ограничено пение, танцы и другие поводы совершения греховных поступков. Ислам смотрит на женщину глазами ревнивого мужа. Но исламская мораль обозначает возвышенную цель подобных запретов: укрепить и сохранить семью. Калым связан не только с исламом, это основное условие заключения брака у тюркских народов. В состав калыма входили скот, деньги, украшения, ткани, хозяйственные и бытовые предметы и др. В XIX в. распространился денежный калым. Существовал и обычай возвращения невесты в дом отца до полной уплаты калыма. В XX в. в советских республиках Средней Азии, Казахстане стали говорить о взаимном приготовлении сторон к свадьбе, о подарках родителям невесты. Неравноправное положение женщин проявлялось и в том, что при наследовании мужчина получал долю двух женщин; по шариату, на суде свидетельство одной женщины не принималось во внимание, а свидетельство двух женщин приравнивалось к свидетельству одного мужчины. (Шариат – единая система законов, предписаний в исламе, регулирующих жизнь мусульманина от колыбели до смерти.) Статус современной восточной женщины во многом определяется экономическим положением отца, мужа или сына. Женщина ориентирована на выполнение семейных обязанностей: ведение домашнего хозяйства, рождение и воспитание детей, уход за престарелыми родственниками. Число детей в мусульманской семье традиционно сравнительно высокое. Модернизированный ислам заинтересован удерживать под своим влиянием как можно больше женщин. Поэтому происходит пересмотр отношения к женщине в направлении желательности ее участия в общественной и экономической жизни, получения образования, включая высшее, и т. п. Этнические и религиозные регуляторы семейной жизни тесно взаимосвязаны, подчас неотделимы друг от друга. У ряда народов, наряду с предписаниями ислама, в семейно-бытовой сфере господствовали местные адаты. Адат – обычное право народов, сохранивших патриархально-родовые отношения. К такому разряду относится, например, башкирская семья. Семейно-брачные отношения у башкир характеризуются экзогамией, запрещающей брачные связи (до 7 колена) внутри семейно-родственных групп. Вопрос о браке решался родителями жениха и невесты, а у более взрослых людей – доверенными лицами. У браков по сватовству существует несколько форм: калымный, колыбельное сватовство, брак отработкой, левират (женитьба младшего брата на вдове умершего старшего брата), сорорат (женитьба на младшей сестре умершей невесты). Полигамные семьи у башкир были редки, встречались главным образом среди элиты общества как атрибут статуса. Число детей в семье составляло в среднем 5-6 человек. Развод мог быть инициирован любой из сторон. Из всех видов развода по шариату у. башкир практиковались талак и хулла. Развод «талак» производился по инициативе мужчины путем троекратного произнесения слова «талак» («быть свободным» - арабск.). Калым, как правило, не возвращался. При разводе «хулла», происходившем по инициативе женщины, жена уплачивала свой махр (калым) или часть приданого за развод. Основанием для развода со стороны мужчины служили неповиновение жены или невыполнение ею супружеских обязанностей. Со стороны жены причинами развода могли быть жестокое обращение, необеспечение продуктами питания, одеждой или невыплата мужем калыма, положенного по брачному договору. По сравнению с женщинами других мусульманских народов башкирки пользовались большей свободой, объяснявшейся огромной ролью женского труда в кочевом скотоводческом хозяйстве, равной или большей долей приданого по сравнению с калымом, слабым проникновением ислама в семейный быт башкир. Женщина занимала довольно высокое место в обществе как мать, жена и как член общества. Известно, что башкирки участвовали вместе с мужчинами в военных походах. Женщины могли возглавлять племенные союзы и государственные объединения. Северо-кавказская культура в значительной степени ориентирована на мужчину. В патриархальных обществах Северного Кавказа мужчинам принадлежат все активные роли. Статус женщины в семье определяется религиозными законами (адата и шариата). В настоящее время национальные представления о мужском и женском поведении в значительной степени продолжают соответствовать традиционным патриархальным представлениям. Для внутрисемейных отношений характерна авторитарная власть старшего мужчины в доме, строгое подчинение младших старшим, зависимое положение женщины, строгая поло-возрастная регламентация труда. В некоторых республиках Северного Кавказа многоженство, существовавшее в годы Советской власти в скрытом виде, получило в настоящее время законодательную и общественную поддержку. Знание специфики национальной культуры позволяет при необходимости строить психолого-педагогическую работу с семьей с учетом объективных реалий, без навязывания собственных нормативных представлений об идеальной семье. Н.Н. Посысоев, участвовавший в 1997-1998 гг. в акции по оказании психологической помощи мирному населению Чечни, пострадавшему во время вооруженных конфликтов, указывает на необходимость учета этнических норм, регулирующих права и обязанности супругов в чеченских и ингушских семьях. В этих семьях практически не существует разводов. Это вовсе не означает, что между супругами не возникают конфликтные отношения и противоречия, сопровождающиеся мужской агрессией и женскими обидами. По данным социологических исследований, наиболее часто в современной российской семье инициатором развода является именно женщина. В чеченских и ингушских же семьях существуют серьезные препятствия для принятия женщиной такого рода решения, так как в случае развода дети традиционно остаются с отцом или их берут на воспитание родственники мужа. В том случае, если дети остаются с матерью, шансы девочек из неполной семьи на замужество резко уменьшаются, так как считается, что в таком доме недостаточно соблюдается целомудренность воспитания и поведения подрастающей девочки. Мужчина не стремится к разводу, так как может иметь несколько жен. Поэтому рекомендации, направленные на усиление собственной независимости, автономности и ценностей личностного роста, которые семейный психолог привык давать русским женщинам в ситуации конфликта с мужем, могут быть вредными и неконструктивными в контексте национальных (этнических) традиций.
Отличительной чертой современного общества является сосуществование и взаимовлияние различных философских, религиозных, политических систем. Нормы и правила, действующие в одной культуре, уже не могут восприниматься как абсолютные. Принцип толерантности по отношению к другим взглядам, ценностям, верованиям справедлив и в случае моделей семьи, обладающих как сходством, так и отличиями у разных народов.
Основная литература: 1. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. 2. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. 3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. Дополнительная литература: 1. Алексеев М.Ю., Крылов К А. Особенности национального поведения. – М., 2000. 2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М., 1996. 3. Антонов AM. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). – М., 1998. 4. Борисов В.А. Деградация института семьи и пути ее преодоления // Семья в России. – 1995. - №1 – 2. 5. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб., 1998. 6. Государственная семейная политика (научная школа Г.И. Климантовой). – М.: Изд-во МГСУ, 2004. 7. Кон И.С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. – М., 1997. 8. Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России. – 1995. - №3 – 4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «мсу. Харьков» Спивак Е. Н. Панин С. М
Реферат Иоганн Иоахим Винкельман
Реферат Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго"
Реферат Egyptology
Реферат Ограничение прав человека в зарубежных странах
Реферат Поражающие факторы ядерного оружия
Реферат Творчество мастеров высокого итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи)
Реферат Теория общего равновесия и относительные цены в России на современном этапе
Реферат Понятие и задачи правоохранительной деятельности адвокатуры в современных условиях развития обще
Реферат Ответы к зачету по юридической деонтологии
Реферат Богомол древесный
Реферат Лікування методами народної медицини
Реферат Беспризорность детей как социально-педагогическая проблема
Реферат Качество трудовой жизни
Реферат Проходження практики курсантом - практикантом III-го курсу на посаді командира відділення