смотреть на рефераты похожие на "Структура инвестиций"
Оглавление.
Введение
Глава 1. Анализ и оценка сложившейся структуры инвестиций на современном этапе.
Глава 2. Основные направления совершенствования структуры инвестиций в экономике России.
Глава 3. Роль структурных преобразований в формировании предпосылок для экономического роста.
Заключение.
Введение
На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис,
что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на
социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в
обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис,
однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству
справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и
другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении
экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиций предназначены для
поднятия и развития производства, увеличения его мощностей,
технологического уровня. Об инвестициях сказано уже немало: все российские
политики давно уже склоняют это слово на разные лады, понимая, что без
инвестиций российскому производству не выжить, однако до недавнего времени
в нашей стране политическая ситуация складывалась не лучшим образом,
политическая нестабильность сдерживала потоки инвестиций, готовых хлынуть
на новый, а значит прибыльный, рынок. Никто не хотел вкладывать деньги в
стране, которая через пару месяцев может снова стать коммунистической, а
значит деньги, вложенные в производство, попросту пропадут. Однако
уверенная победа на президентских выборах Б. Н. Ельцина, показала
потенциальным инвесторам, что сторонников демократии в нашей стране всё же
больше, чем сторонников коммунизма, а значит риск вложений уменьшается.
Инвестиции способны вывести страну из кризиса, потому им и уделяется
сколько внимания. Насколько важны инвестиции государству может говорить тот
факт, что Б.Н. Ельцин просил принятия Государственной Думой бюджета на 1998
год в первом чтении, что было сделано в первую очередь для того, чтобы
показать потенциальным инвесторам, что российская экономика уже
стабилизировалась и вложение средств в производство не имеет никакого
риска.
Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры
о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на
инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время
боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский
рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако,
он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся
из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в
то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы
ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который
определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность
вложений в той или иной стране.
Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют
правительству, это недоверие обусловлено, прежде всего, сложившимся
стереотипом отношения к власти у россиян - “правительство работает только
на себя”. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена
именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для
работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на
изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное
значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские
инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики
“сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в
европейских и американских банках, иными словами используются для
инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается
вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст
ощутимый толчок развитию российского производства. По данным
правоохранительных органов из России было вывезено, начиная с 1991 года,
около 150 млрд. долларов и не трудно представить себе как эти деньги
проявили бы себя в российской экономике.
Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую
очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной
экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным
законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит, не
может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую
экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то
есть возрождение экономики России.
Глава 1. Анализ и оценка сложившейся структуры инвестиций на
современном этапе.
С начала необходимо рассмотреть само понятие «структура».
Структура - это закономерная, устойчивая связь и взаимоотношения
частей и элементов целого, системы.
Структура остается неизменной, несмотря на постоянные изменения частей
и самого целого, и изменяется только тогда, когда все целое претерпевает
качественный скачок. С другой стороны , все элементы целого существенным
образом зависят от его структуры, играют качественно различную роль в
зависимости от способа и системы их связи.
Инвестиции (капитальные вложения) - это совокупность затрат
материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное
воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства.
Инвестиции - относительно новый для нашей экономики термин. В рамках
централизованной плановой системы использовалось понятие "валовые
капитальные вложения", под которыми понимались все затраты на
воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции -
более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции,
близкие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и
"финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции,
облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом
собственника, дающим право на получение доходов от собственности.
Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником
капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг.
Но часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных
отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются
от прямых инвестиций в производство.
Помимо такого разграничения инвестиции имеют и более разветвленную
структуру:
1. Нефинансовые инвестиции (таблица1, графики 1, 2 и3)
Инвестиции в нефинансовые активы включают в себя следующие элементы:
- инвестиции в основной капитал;
- затраты на капитальный ремонт;
- инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии и т. д.);
- инвестиции в прирост запасов материальных оборотных средств;
- инвестиции на приобретение земельных участков и объектов природопользования.
Анализируя данную таблицу можно сказать об увеличении инвестиций в
целом в нефинансовые активы за период 1995-1998гг. с 355,7трлн. рублей до
546,2 млрд. рублей (учитывая деноминацию 1998г.). Но при рассмотрении по
годам ясно выявляется общая тенденция к сокращению: 1995-1996гг. прирост
составил 145,5 трлн. руб., 1996-1997гг. – 40,5, 1997-1998гг. – 4,5.
Тенденция к сокращению резко проявляется и в инвестициях в
основной капитал: в 1996г. инвестиции увеличились на 100 трлн. руб., в
1997г. – 32,8, а в 1998г. произошло резкое сокращение на –6,4. Этот резкий
скачок вниз (как и в других сферах) произошел из-за кризиса в августе
1998г. В условиях крайне низкого уровня обновления основных фондов
нарастает процесс их износа и старения. Наибольшие показатели износа
характерны для наиболее активной части фондов, в конечном счете
определяющей научно – технический уровень производства. Происходит
накопление морально и физически изношенной техники.
В связи с этим неудивителен резкий скачок роста инвестиций в
капитальный ремонт: 1995-1996гг. на 23,2 трлн. руб., 1997-1998гг. на 74
(несмотря на сокращение в1996-1997гг. на -13), т. е. неуклонно возрастают
затраты на капитальный ремонт.
Хотя инвестиции в нематериальные активы и колеблются (в 1996г. прирост
составил 2,8трлн. руб., в 1997г. - 0,9, в 1998г. -2,4), но в целом можно
говорить о некотором росте, прежде всего связанном с обязанностью (с
недавнего времени) получения лицензии, патента на право какой-либо
деятельности.
Резкий скачок инвестиций другие нефинансовые материальные активы (в
частности приобретение земельных участков и объектов природопользования) на
1,4 млрд. руб., можно сказать, является закономерностью после августа
1998г.: инфляционное ожидание вызвало повышенный спрос на данный вид
активов, а последующий рост курса доллара – их покупку.
Запасы материальных оборотных средств являются как бы индикатором
экономической ситуации. И при некоторой стабилизации в стране в 1997г.
наблюдался их рост. Прирост инвестиций составил 18,8 трлн. руб. И как
индикатор запасы отреагировали в 1998 резким сокращением (увеличилось лишь
суммовое выражение).
2. Инвестиции по формам собственности (таблица 2, графики 4 и 5).
Инвестирование российской собственности в период 1993-1998гг. начало
стабильно падать. Прежде всего, это касается государственной и
муниципальной, где инвестиции сократились в более чем в два раза
(соответственно с 50,8 % в 1993г. до 22,3 % в 1998г. и с 12,4 до 5,1 %). На
это влияет стабильность дефицита государственного и федеральных бюджетов,
возрастающий внешний долг, ликвидация после распада СССР и перехода к
рыночной экономике централизованного финансирования, а также приватизация
1992г.
Этим же причинам можно объяснить и снижение вложений капитала в
смешанную российскую собственность с 48,5 % в 1996г. до 40,6 % в 1998г.
Резкий спад сдерживается лишь частным капиталом.
Как приватизацией (в основном в первой половине 90-х гг.), так и
увеличивающимся числом убыточных предприятий обосновывается рост
инвестирования частной, иностранной и смешанной российской с иностранным
участием собственности. Это ярко видно на примере кондитерской фабрики
«Россия»: после акционирования и существования несколько лет как АО со
смешанной российской формой собственности, было принято решение о продажи
государственного пакета акций (51 %) швейцарской компании «Нестле»
(смешанная с российским и иностранным участием собственность).
То есть произошедшие процессы институциональных изменений в экономике
привели к тому, что значительная часть капитальных вложений приходится
теперь на предприятия и организации смешанной формы собственности, а также
к тому, что теперь инвесторы, в том числе частные, стремятся вкладывать
большей частью в быстроокупаемую и высокодоходную собственность.
3. Инвестиции по отраслям экономики (таблица 3, графики 6, 7 и 8)
В инвестировании отраслей экономики за 1991-1998гг. резкий рост
вложений с 210,5 млрд. руб. до 408797 (1997г.), хотя и здесь кризис нашел
свое отражение в падении инвестиций в 1998г. на –6356 млн. руб.
Такая же ситуация наблюдается и в разрезе по некоторым отраслям:
- промышленность – рост составил с 73 млрд. руб. в 1991г. до 148906 млн. руб. в 1997г., спад составил –13688 млн. руб.
- транспорт – с 17,9 до 62317 млрд. руб., -7068 млн. руб.
Неуклонный рост инвестиций в связь (2,0 млрд. руб. в 1991г. и 14260
млн. руб. в 1998г.) вызван развитие новых видов связи: Интернет, сотовые
телефоны, пейджинговая сеть и т. д., т. е. внедрение новейших технологий.
Рост же торговли и общественного питания (с 3,1 млрд. руб. в 1991г.
до 10187 млн. руб. в 1998г.) вызван тем, что спад производства и рост
безработицы породили «челноков» (хотя в 1997 и 1998гг. прирост составил
всего 918 и1882 млн. руб. соответственно из-за перенасыщения рынка).
Некоторые же предприняли вполне удачные попытки по открытию ресторанов,
кафе и т. д. Только в Самаре за последние несколько лет количество рынков,
торговых центров и общепитов выросло в 2-3 раза (и они продолжают
открываться).
Увеличение инвестиций в сельское хозяйство, хотя и с некоторыми
колебаниями в 1996-1997гг., произошел из-за возможности приобретения земли
в частную собственность (инвестиции в 1998г. составили 12178 млн. руб.).
Сейчас одни пытаются начать собственное фермерское дело, причем, довольно
успешно внося вклад в валовой сбор урожая, а другие занимаются садово-
дачным, подсобным хозяйством. И тот, и другой виды деятельности связаны с
попыткой людей выжить в условиях инфляции и кризиса.
Бум жилищного строительства, достигший инвестирования в 1996г. 76473
млрд. руб. и давший надежду на экономический рост, был подорван удорожанием
строительных работ, вызванное ростом цен на стройматериалы, используемые в
индивидуальном строительстве. Это резко сбило прирост инвестиций до –3104
млн. руб. в 1998г. Цены поднялись вследствие повышения транспортных
тарифов и снабженческо-сбытовой наценки.
Хотя рост инвестиций в транспорт и достиг 62317 млрд. руб. в 1997г.,
но уже в 1996г. наметилось уменьшение, прирост составил всего 15335 млрд.
руб. , в 1995г. 11614 млрд. руб. и –7068 млн. руб. в 1998г. Такое
уменьшение неудивительно, так как цены на энергоносители выросли в 2-3
раза.
4. Технологическая структура. (таблица 4, график 9)
Увеличение финансирования строительно-монтажных работ было
закономерностью, связанной с переориентацией инвестиций на строительство
объектов непроизводственного назначения. Их доля возросла в общем объеме
капвложений в 1995г. до 44 %. Но рост цен на данные работы, как и на
строительство в целом, и увеличение транспортных расходов обусловили
тенденцию к сокращению. Скачок цен последовал за бумом появления небольших
подрядных организаций. В основном это маломощные, узкоспециализированные
фирмы, арендующие по случаю технику и приобретающие материалы у
посредников, которые затрудняют адаптацию строительных работ (и
строительства) к удовлетворению спроса в рамках формируемой рыночной среды.
Некоторый рост и удержание финансирования капитальных работ и затрат
на уровне 13-19 % в 1996-1997гг. происходит в основном за счет того, что
муниципальные и частные строительные организации расширяют свою сферу
деятельности в сторону капитального и текущего ремонта жилого фонда,
городских сетей инженерных коммуникаций.
Спад инвестиций в сборку, инструмент, инвентарь связан со спадом
производства, а так же государственные организации остались без
централизованного финансирования. Из-за уменьшения оборотных средств
предприятия перестали приобретать как инструмент, так и инвентарь, а так же
технику, которая требует некоторой сборки. Начиная с 1995г. стал
наблюдаться некоторый подъем, многие предприятия предпочли
перепрофилироваться, что и потребовало увеличения инвестиций.
5. По источникам финансирования. (таблица 5, графики 10 и 11)
Рост доли собственных средств предприятий до 60% в 1997г. вызвано
сокращением финансирования государством. Прежде всего это вызвано бюджетным
дефицитом. Хотя его параметры и не являются катастрофичными сами по себе,
но они велики для страны, находящейся в продолжающемся семь лет кризисе при
40% сокращении ВНП. Что, собственно говоря, и обусловило спад бюджетного и
федерального инвестирования с 21,8 % в 1995г. до 19,2% в 1998г. и с 10,1 %
до 6,6 % соответственно. Организации вынуждены все больше средств
направлять в оборот, что обусловило снижений накоплений (13% в 1997-1998
гг.), которые можно было бы направить на обновление основных фондов.
Финансирование субъектами РФ и местное финансирование, колеблющееся в
приделах 10-12%, в значительной степени поддерживает деятельность
предприятий. Это хорошо видно на политики администрации Самарской области.
По настоянию К. Титова 10% от всех собираемых налогов, которые сначала
направлялись в Москву , потом шли обратно, теперь сразу остаются в регионе,
что позволяет использовать их наиболее эффективно.
Изменения, произошедшие в ходе реформ.
Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет
огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и
государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат
страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако
на данный момент инвестиционная политика нашего государства ещё слаба, что
обусловлено в основном незащищённостью расходов бюджета на инвестиционные
цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на
которые направлялись.
Государственной Думой были приняты в первом чтении законы “О внесении
изменений и дополнений в Закон РСФСР” и “Об инвестиционной деятельности в
РСФСР”, которые должны улучшить законодательную базу для инвестиций,
гарантировать права инвесторов на собственность и которые предполагают:
- предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;
- отражение в Законе принципа отношений собственности (в нём рассматриваются государственные, муниципальные и частные инвесторы). По этому принципу и выделяются из федерального бюджета капитальные вложения на развитие федеральной собственности;
- равенство прав инвесторов (гарантии прав и защиты инвестиций независимо от форм собственности для всех инвесторов).
Но такой либерализм привел несколько иному эффекту.
В первые годы реформ, в расчетах на монетаризм, из инвестиционных
потоков во многом были исключены ресурсы государства (включая заказы,
контракты, договора, целевые программы), вытеснены или заморожены
инвестиционные ресурсы населения (из-за снижения доходов, оплаты труда,
роста безработицы, обесценения денег (сбережений)), ограничены возможности
малого бизнеса.
Следствием снижения инвестиций стало падение производственных
вложений, устаревание и потеря потенциала технологий и оборудования:
. моральный и физический износ;
. отсутствие внедрения новейших технологий;
. структурные изменения производства.
Фактически в российской экономике действует несколько
инвестиционных режимов. Инвестиционные планы и возможности экспортных
отраслей зависят от колебания мировых цен. Отрасли, владеющие значительным
научным потенциалом, практически потеряли государственный рынок и зависят
от доступа на внешние. При еще большем сжатии таких отраслей инвестиции
могут перейти в потребительские отрасли. То есть Россия становится на
классический путь накопления от потребительских отраслей к отраслям более
высокой степени обработки.
В настоящее время значительная доля собственных средств предприятия
(амортизация и прибыль) является основным источником инвестиций. Но такое
финансирование является критическим на убыточных предприятиях.
Поэтому инвестиционный бум в промышленности, где значительная часть
производства убыточна, является трудноразрешимой задачей, а в России –
«официальной мечтой»
Глава 2. Основные направления совершенствования структуры инвестиций в
экономике России.
Инвестиционной политики в нашем государстве до недавнего времени
уделялось не достаточно внимания (и мы увидели к чему это привело), однако, уже сейчас государство начало понимать всю важность правильной
инвестиционной политики и, что самое важное, начало предпринимать шаги в
нужном направлении. И последние два-три года наблюдаются некоторые сдвиги в
изменении инвестиционной политики государства, постепенно ликвидируются
структурные перекосы в экономике России, стабилизировался курс рубля,
снижаются процентные ставки. Но государство понимает, что снижение инфляции
и процентных ставок не дадут автоматического эффекта в виде роста
инвестиций и производства. Это, прежде всего, связано с двумя факторами:
1. с неготовностью получателей инвестиций - предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления;
2. с неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в не реформированные предприятия по причине как высоких рисков (незащищённость прав собственности, значительный риск не возврата средств из-за плохого управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия, ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность).
В мировой практике существует два основных направления для
изменения структуры экономики:
1. ориентация на экспорт;
2. развитие импортозамещающих отраслей.
Для того, чтобы в каком направлении должна измениться структура
российской экономики, необходимо сделать небольшой анализ сложившейся
ситуации.
После распада СССР Россия ушла с освоенных рынков стран СЭВ и ряда
других развивающихся стран и переориентировалась на капиталистические
страны, где выше конкуренция и требования продукции.
Из-за не конкурентоспособности нашей продукции Россия стала все больше
превращаться в топливно-сырьевой придаток развитых стран. Это в свою
очередь привело к истощению недр, износу (моральному и физическому)
основных фондов, приближение внутренних цен к мировым (при российских
доходах) или их превышение.
Увеличение экспорта нефти и газа произошло из-за сокращения
потребления энергоресурсов в стране. Но это имеет свои пределы:
- исчерпание богатых месторождений;
- при возможно росте производства – увеличение спроса на энергоносители.
Таким образом, можно сказать, что для России предпочтительны как
первый, так и второй варианты изменения структуры экономики:
1. ориентация на экспорт возможна только при вывозе готовой продукции
(технологически и конкурентоспособной);
2. развитие импортозамещающих отраслей при использовании собственного сырья (без лишних трат на импортирование).
Поэтому совершенствование структуры инвестиций идет по
нескольким направлениям:
- создание условий для рыночной оценки активов предприятий. Кроме очевидных преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной оценкой акций, это позволит предприятию формировать более рациональную стратегию в отношении использования собственных активов;
- внесение изменений в амортизационную политику, направленные на ее либерализацию. Повышение степени свободы реформированных предприятий при выборе методов амортизационной политики
(использование ускоренной амортизации, нелинейных методов амортизации, в том числе метода уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и укрупнение норм амортизации.
- последовательная децентрализация инвестиционного процесса путём развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
- государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;
- размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;
- усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;
- совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;
- значительное расширение практики совместного государственно- коммерческого финансирования инвестиционных проектов.
Также одним из основных направлений является внедрение новых форм инвестиций.
Новые формы инвестиций.
Новые формы инвестиций – совместные предприятия и соглашения о
сотрудничестве между компаниями, находящимися в «пограничной» области между
экспортом и иностранными дочерними предприятиями, полностью контролируемыми
иностранными холдингами (так называемые «традиционные формы инвестиций»).
Термин «новые формы инвестиций» охватывает широкий спектр
международных операций с одним общим знаменателем: иностранная компания
предоставляет активы – материальные и нематериальные – из которых
формируются ресурсы для инвестиционного проекта или предприятия в
принимающей стране. При этом иностранная компания не является владельцем
контрольного пакета.
Существуют такие новые формы инвестиций как совместное предприятие, в
котором доля иностранного капитала не превышает 50%, лицензионное
соглашение, контракты на управление, контракты «под ключ» и «на готовую
продукцию, а также на совместное производство и международные субподряды.
В настоящее время многие страны проводят политику либерализации
привлечения прямых инвестиций. Тем не менее, как показывает практика,
значение НФИ будет расти. В одних случаях они будут вытеснять прямые
инвестиции, в других – дополнять.
Известно также, что транснациональные корпорации, впервые выходящие на
рынок, часто прибегают к НФИ, чтобы конкурировать с уже закрепившимися на
рынке фирмами. ТНК, впервые выходящие на рынок, могут предложить
принимающей стороне право совместного владения или более свободный доступ к
технологиям в обмен на преимущественный (или исключительный) выход на
местный рынок (это становится характерным для России, где по-прежнему
господствуют «естественные» монополии).
Многие кампании на собственном опыте убедились в преимуществе новых
форм инвестиций перед традиционными. НФИ позволяют защищаться от рисков и
повысить соотношение собственных и заемных средств компании. Другие
компании, появившиеся на рынке, убеждаются, что НФИ являются эффективным
средством проникновения на новые рынки, получения там своих «ниш» в
условиях конкуренции с ТНК.
Что касается принимающих стран, то НФИ имеют для них также важное
значение, но при этом возрастает степень риска. Особенно следует выделить
риск, связанный с принятием решений относительно целесообразности
инвестиций и объема производственных мощностей. Такие решения принимаются
местными компаниями и правительствами и не всегда могут быть связаны с
конъюнктурой мирового рынка и поставками технологий.
Результатом использования НФИ может оказаться сохранение зависимости
принимающих стран от иностранных компаний относительно новых технологий и
выхода на мировой рынок. Наиболее важным преимуществом НФИ с точки зрения
принимающих стран является возможность усиления контроля над процессом
роста капитала и повышения доли в доходах от инвестиций. Одна из актуальных
проблем для конкретной страны заключается в извлечении максимальной выгоды
из инвестиций.
Можно сделать вывод, что НФИ формируют институциональные экономичные и
организационные условия, в которых предприниматели, владельцы материальных
активов и финансового капитала объединяют усилия при отделении права
собственности от функции контроля, разделяя между собой риски и
ответственность за результаты экономической деятельности.
Среди первоочередных мер, которые следовало бы осуществить в рамках
инвестиционно-структурной политики необходимо назвать такие как:
1. прямое государственное участие в инфраструктурных проектах народно- хозяйственного значения и их финансовое стимулирование посредством предоставления налоговых льгот или налогового кредита;
2. вмешательство государства в инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры;
3. финансирование реального сектора экономик за счет увеличения сбережений и их трансформации в инвестиции;
4. побуждение к инвестициям приватизированных предприятий реального сектора.
Глава 3. Роль структурных преобразований в формировании предпосылок
для экономического роста.
Прежде, чем рассматривать, как структурные преобразования влияют на
экономический рост, необходимо дать понятие роста, его основных моделей и
определить источники.
Экономический рост – это долговременные изменения естественного уровня
реального объема производства, связанные с развитием производительных сил
на долгосрочном временном интервале.
Сущность же состоит в разрешении и воспроизведении на новом уровне
основного противоречия экономики: между ограниченностью производственных
ресурсов и безграничностью общественных потребностей.
Источники экономического роста.
Для экономики как науки этот вопрос является актуальным и по сей день.
Карл Маркс связывал переход от одного равновесного состояния к другому
с накоплением капитала. В его модели источником накопления капитала
является прибавочная стоимость, которая возникает в результате эксплуатации
рабочих капиталистами или несовершенства отношений собственности. Но такое
развитие ведет к гибели экономической системы.
Согласно теории Дж. Кейнса несовершенство рыночного механизма
выступает как источник несовпадения эффективного спроса с уровнем
потенциального ВНП.
По теории Й. Шумпетера источник находится внутри самой экономической
системы и обусловлен инновациями:
1. создание нового товара или придание новых свойств старому;
2. внедрение новых технологий;
3. освоение нового рынка сбыта;
4. использование нового источника сырья и (или) энергии;
5. изменения в организации производства, связанные с усилением или устранением монополистических элементов.
Основные модели экономического роста.
Двухфакторная модель Кобба – Дугласа.
Рассматриваемая здесь производственная функция Кобба – Дугласа
является простейшей неоклассической моделью и имеет вид:
Y= AK? L? , где K, L – затраты капитала и труда
?, ? – коэффициенты эластичности выпуска по капиталу и труду
? = ?Y/?K * K/L
? = ?Y/?L * L/Y
Они показывают, на сколько % увеличится или уменьшится выпуск при
изменение капитала и труда
Если ? + ? = 1, то наблюдается постоянная отдача факторов
производства
Если ? + ? > 1, то это свидетельствует о возрастающей отдаче факторов
Если ? + ?
Модель Е. Домара.
Основной вклад Е. Домара в теорию роста состоит в том, что он обратил
внимание на необходимость учета обоих факторов инвестиций, т. е.
мультипликатора и акселератора.
Им была предложена модель динамического равновесия, состоящая из трех
уравнений: предложения, спроса и равновесного роста.
Уравнение предложения базируется на предположение о том что,
инвестиции, осуществляемые в текущем периоде, увеличивают капитал в
следующем
I t-1= ?K t = K t – K t-1
При заданном уровне развития техники и отсутствии взаимозаменяемости
факторов производства производительность капитала (Y/K = ?)
является величиной постоянной и не меняется с увеличением размера капитала.
В этом случае предложение благ в периоде t описывается формулой:
?Yts = ? * ?K t = ? * I t-1
Приращение спроса на блага в периоде t определяется на основе
мультипликатора:
?Ytd = ? I t / S y где S y – предельная склонность к сбережениям
Уравнение равновесного роста описывается равенством между приростами
спроса и предложения
?Ytd = ?Yts
С учетом предыдущих уравнений оно может быть представлено в виде:
? * S y = ? I t / I t-1
Из модели Домара следует, что при принятых предпосылках для
поддержания полной занятости и равновесия на рынке благ необходимо
постоянно увеличивать объем инвестиций заданным темпом. В том случае, если
объем инвестиций окажется меньшим, чем необходимо для равновесного роста,
экономическая система будет все дальше отклоняться от равновесной
траектории.
Таким образом, равновесие в модели Домара неустойчиво в том смысле,
что в ней не предусмотрено механизма, возвращающего экономику в состояние
равновесия после отклонения от него.
Модель Р. Харрода.
Р. Харрод поставил перед собой задачу описать сбалансированный рост,
основываясь не только на уравнениях, но и на анализе психологических
мотивов поведения предпринимателей.
Поведение предпринимателей в модели описывается следующим образом:
Yt-1d >Yt-1s - предприниматели увеличивают темп расширения объема
производства
Yt-1s > Yt-1d - уменьшают этот темп, а в условиях, когда равновесие
было достигнуто , сохраняют сложившийся темп.
В математической форме это можно представить в виде:
(Yts - Yt-1s)/ Yt-1s = n * ((Yt-1s - Yt-2s)/ Yt-2s) где n > 1 – при Yt-1d >Yt-1s n