Проблемы ТЭК
Введение
Развиваясь,человечество
начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию,
солнечную, гидроэнергию приливов и отливов,ветряную и другие нетрадиционные источники).Однако
главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют
топливные ресурсы. Это четко отражает "приходная часть"
топливно-энергетического баланса.
Топливно-энергетический
комплекс тесно связан со всей промышленностью страны. На его развитие
расходуется более 20% денежных средств. На ТЭК приходиться 30% основных фондов
и 30% стоимости промышленной продукции
России. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции
металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и
значительное количество сырья для химической промышленности. Его доля в
перевозках составляют 1/3 всех грузов по железным дорогам, половину перевозок
морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам.
Топливно-энергетический
комплекс имеет большую районообразовательную функцию. С ним напрямую связано
благосостояние всех граждан России,такие проблемы, как безработица и инфляция.
Наибольшее
значение в топливной промышленности страны принадлежит трем отраслям: нефтяной
,газовой и угольной, из которых особо выделяется нефтяная.
Нефтяные базы
были опорой советского руководства. Дешевая нефть обеспечивала оттяжку
структурной перестройки энергоемкой промышленности СССР. Эта нефть привязывала
страны восточного блока. Валютные доходы от ее экспорта позволяли обеспечивать
потребительский рынок импортными товарами.
С тех пор
изменилось многое. Радикально перестраивается внутренняя структура государства.
Разворачивается процесс реорганизации российского административного пространства.
Появляются новые региональные образования. Но нефть по-прежнему - важнейший
источник валюты для страны.
Действительно,
отрасли ТЭК дают не менее 60% валютных поступлений, в Россию, позволяют иметь
положительное внешнеторговое сальдо, поддерживать курс рубля. Высоки доходы в
бюджет страны от акцизов на нефть и нефтепродукты.
Велика роль
нефти и в политики. Регулирование поставок нефти в страны ближнего зарубежья
является, по сути дела, важным аргументом в диалоге с новыми государствами.
Таким образом,
нефть - это богатство России. Нефтяная промышленность РФ тесно связана со всеми
отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской
экономики. Спрос на нефть всегда опережает предложение, поэтому в успешном
развитии нашей нефтедобывающей промышленности
заинтересованы практически все развитые государства мира.
Россия пока не
выступала как активный самостоятельный субъект в мировой энергетической
политике, хотя малейшие социально-экономические и политические обострения в
Москве или Тюмени тут же отражаются на стоимости нефти на биржах Нью-Йорка или
Лондона.
До настоящего
времени нефтяную политику определяли два картеля - западный и восточный. Первый
объединяет 6 крупнейших нефтяных компаний, на которые приходятся 40%
нефтедобычи стран, не входящих в ОПЕК. Совокупный объем продаж этих компаний в
1991 году составил почти 400 млрд. долларов. В восточный картель (ОПЕК) входят
13 стран, дающих 38 процентов всей мировой добычи и 61 процент мирового
экспорта нефти. Добыча России состовляет 10% мировой, поэтому можно с
уверенностью сказать, что страна занимает сильные позиции на международном
рынке нефти. Например, эксперты ОПЕК заявили, что государства, входящие в эту
организацию, не смогут восполнить нехватку нефти, если мировой рынок покинет РФ
(см. приложение 1).
Кроме того, в
обозримом будущем нефть заменить нечем. Мировой спрос будет расти на 1,5
процента в год, а предложение существенно не возрастет. До энергетического
кризиса 1973 года в течение 70 лет мировая добыча практически удваивалась
каждые десять лет. Однако сейчас из стран - членов ОПЕК располагающих 66%
мировых запасов, лишь четыре страны могут ощутимо увеличить объем нефтидобычи
(Саудовская Аравия, Кувейт, Нигерия, Габон). Тем более существенной становиться
роль России, иначе ряд экспертов не исключают возможность скорого возникновения
очередного энергетического кризиса.
Итак,
российская нефтяная промышленность имеет важнейшее значение для нашей страны и
всего мира в целом.
I. Нефтяная
промышленность
1. Ее
определение и состав
Нефтяная
промышленность является составной частью ТЭК - многоотраслевой системы,
включающей добычу и производство топлива, производство энергии (электрической и
тепловой), распределение и транспорт энергии и топлива.
Нефтяная
промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и
нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа,
трубопроводный транспорт нефти.
Цель
нефтеразведки - выявление, геолого - экономическая оценка и подготовка к работе
промышленных залежей. Нефтеразведка производиться с помощью с помощью
геологических, геофизических, геохимических и буровых работ. Процесс
геологоразведочных работ подразделяется на два этапа: поисковый и разведочный.
Первый включает три стадии: региональные геолого-геофизические работы,
подготовка площадей к глубокому поисковому бурению и поиски месторождений.
Второй завершается подготовкой месторождения к разработке.
По степени
изученности месторождения делятся на четыре группы:
А) Детально
разведанные месторождения.
В)
Предварительно разведанные месторождения.
С1) Слабо
разведанные месторождения.
С2) Границы
месторождений не определены.
Категории А, В
и C1 относятся к промышленным запасам.
На сегодняшний
день главная проблема геологоразведчиков - недостаточное финансирование,
поэтому сейчас разведка новых месторождений частично приостановлена.
Потенциально, по прогнозам экспертов, геологоразведка может давать Российской
Федерации прирост запасов от 700 млн. до 1 млрд. т в год, что перекрывает их
расход вследствие добычи (в 1993 году было добыто 342 млн. т ).
Однако в
действительности дело обстоит иначе. Мы уже извлекли 41 процент, содержащийся в
разрабатываемых месторождениях. В Западной Сибири извлечено 26,6 процента.
Причем нефть извлечена из лучших месторождений, требующих минимальных издержек
при добыче. Средний дебит скважин непрерывно снижается: 1986 год - 14,1/ сутки.
1987 - 13.2, 1988 - 12,3, 1989 - 11,3, 1990 - 10,2. Темпы выработки запасов
нефти на территории России в 3-5 раз превышают соответствующий показатель
Саудовской Аравии, ОАЭ, Венесуэлы, Кувейта. Такие темпы добычи обусловили
резкое сокращение разведанных запасов (см. приложение 6). И проблема здесь не
столько в медленной разведке новых месторождений, сколько в нерациональной
эксплуатации имеющихся. Большие потери при добыче и транспортировке, старение
технологий вызвали целый комплекс проблем в нефтяной промышленности.
2. Сложное
положение в отрасли
По разведанным
запасам нефти в 1992 году Россия занимала второе место в мире вслед за
Саудовской Аравией, на территории которой сосредоточена треть мировых запасов.
Запасы бывшего СССР на 1991 год составляли 23,5 млрд. тонн. Из них запасы
России - 20,2 млрд. т.
Если учесть
низкую степень подтверждаемости прогнозных запасов и еще большую долю
месторождений с высокими издержками освоения (из всех запасов нефти только 55%
имеют высокую продуктивность), то общую обеспеченность России нефтяными
ресурсами нельзя назвать безоблачной,
Даже в Западной
Сибири, где предполагается основной прирост запасов, около 40% этого прироста будет приходиться на долю
низкопродуктивных месторождения с дебитом новых скважин менее 10 т в сутки, что
в настоящее время является пределом рентабильности для данного региона.
Глубокий
экономический кризис, охвативший Россию, не обошел и отрасли
топливно-энергетического комплекса, особенно нефтяную промышленность. Это
выразилось прежде всего в ускоряющемся сокращении объемов добычи нефти начиная
с 1989 года. При этом только на месторождениях Тюменской области - основного
нефтедобывающего региона - добыча нефти снизилась с 394 млн. тонн в 1988 году
до 307 млн. тонн в 1991 году.
Нынешнее
состояние нефтяной промышленности России характеризуется сокращением объемов
прироста промышленных запасов нефти, снижением качества и темпов их ввода;
сокращение объемов разведочного и эксплуатационного бурения и увеличением
количества бездействующих скважин; повсеместном переходе на механизированный
способ добычи при резком сокращении фонтанизирующих скважин; отсутствием
сколь-либо значительного резерва крупных месторождений; необходимостью
вовлечения в промышленную эксплуатацию месторождений; расположенных в
необустроенных и труднодоступных районах; прогрессирующим техническим и
технологическим отставнием отрасли; недостаточным вниманием к вопросам
социального развития и экологии.
Рассмотрим
развитие и размещение нефтедобывающей промышленности и выделим причины
приведшие ее к спаду.
II.
Нефтедобыча
1. Ее
развитие и причины спада
Добыча нефти
ведется человечеством с древних времен. Сначала применялись примитивные способы:
сбор нефти с поверхности водоемов, обработка песчаника или известняка,
пропитанного нефтью, при помощи колодцев. Первый способ применялся еще в 1 веке
в Мидии и Сирии, второй - в 15 веке в Италии. Но началом развития нефтяной
промышленности принято считать время появления механического бурения скважин на
нефть в 1859 году в США, и сейчас практически вся добываемая в мире нефть
извлекается посредством буровых скважин. За сотню с лишним лет развития
истощились одни месторождения, были открыты другие, повысилась эффективность
добычи нефти, увеличилась нефтеотдача, т.е. полнота извлечения нефти из пласта.
Но изменилась структура добычи топлива. Долгое время находившуюся на первом
месте нефтяную промышленность обгоняет перспективная газовая. (Сейчас на уголь
приходиться только 15% тонн условного топлива, газ - 45% , нефть - 40%). У
сходящей с лидирующих позиций нефтяной промышленности возникли проблемы.
В России первые
скважины были пробурены на Кубани в 1864 г. и в 1866 г. одна из них дала
нефтяной фонтан с дебитом более 190 т в сутки. Тогда добыча нефти велась в
основном монополиями, зависевшими от иностранного капитала. Механизация добычи
была слабая, поэтому с целью получения максимальной прибыли разрабатывались
наиболее перспективные в экономическом плане залежи. В начале 20 века Россия
занимала первое место по добычи нефти. В 1901 - 1913 г.г. страна добывала
приблизительно 11 млн. тонн нефти. Сильный спад произошел во время Гражданской
войны. Но после национализации нефтяной промышленности были приняты
чрезвычайные меры по восстановлению 20 разрушенных предприятий ввиду
стратегического значения отрасли. К 1928 году добыча нефти была снова доведена
до 11,6 млн. тонн.
В первые годы
советской власти основными районами нефтедобычи были Бакинский и Северного
Кавказа (Грозный, Майкоп). Также велась добыча на Западной Украине в Голиции.
Закавказье и Северный Кавказ давли в 1940 г. около 87% нефти в Советском Союзе.
Однако вскоре истощающиеся запасы старейших районов перестали удовлетворять
запросы развивающейся промышленности. Назрела необходимость в поисках нефти на
других территориях страны. Были открыты и введены в строй месторождения
Пермской и Куйбышевской областей, Башкирии, что обусловило создание крупнейшей
Волго-Уральской базы. Обнаружены новые месторождения в Средней Азии Казахстане,
добыча нефти достигла 31,1 млн. тонн. Война 1941 - 1945 г.г. нанесла сильный
ущерб районам Северного Кавказа, что существенно сократило объем добываемой
нефти. Однако в послевоенный период с параллельным восстановлением нефтедобывающих
комплексов Грозного и Майкопа были введены в разработку крупнейшие
месторождения Волго-Уральской нефтяной базы. И в 1960 году она уже давала около
71% нефти страны. Применялись и технические новшества (поддержание пластового
давления), что позволило значительно увеличить добычу. В 50 годах добывали 38
млн. тонн, в 60-ых же цифра возросла на порядок - 148 млн. тонн. Конец 60-ых
годов ознаменовался оснащением отрасли новейшими техническими изобретениями и
усовершенствованием технологий. В 1972 году производительность труда возросла в
2 раза. СССР занимал второе место по добыче нефти в мире после США, где большая
часть месторождений была зарезервирована с целью создания стратегических
запасов для будущего развития экономики. Поэтому темпы добычи в США ежегодно в
течение 1951 - 1982 годов увеличивались на 4,6 млн. тонн, тогда как добыча
нефти в Советском Союзе - но 18,8 млн. тонн, т.е., начиная с 1958 года прирост
добычи фактически составлял более 100 млн. тонн за каждые 5 лет, что позволило
стране выйти на первое место в мире. За период с 1961 по 1972 годы было добыто
свыше 3,3 млр. тонн нефти. Такой быстрый рост изменения соотношения между
потенциальными запасами (размер перспективных нефтегазоносных площадей
превышает 11 млн. км и разведанными, которые особенно сократились в старых
районах. В тоже время рост обеспечивали новые освоенные месторождения в
Западной Сибири (Средне - Обский район и Шатиский районы ), Белоруссии,
Западном Казахстане, Оренбургской области и Удмуртии, на континентальном шельфе
Каспийского моря. Еще в 1970 году Волго-Уральский район давал около 61% нефти,
однако уже в 1974 году на лидирующие позиции стал выдвигаться уникальный
Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, обогнав по уровню добычи нефти
Татарию, являвшуюся крупным поставщиком в 60-ые годы. Промышленная добыча в
районе развивалась быстрыми темпами. В 70-ые годы - 31 млн. тонн, а в 80-ые -
312 млн. тонн (свыше половины добычи нефти в стране), что позволило стать
Западной Сибири ведущим нефтедобывающим районом страны. Восточные регионы
превратились в главные по добыче нефти. Это Западная Сибирь, Казахстан,
полуостров Мангышлак, Средняя Азия и Дальний Восток (Сахалин). Добыча же в
80-ых годах в старых районах либо стабилизировалась, как в Волго-Уральском,
либо падала, как в Баку, Грозном и на Западной Украине. Новые перспективные
месторождения были открыты в начале 70-ых годов в Коми и Архангельской области
(Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция),
а также ряд незначительных в Прибалтике и других районах.
За время развития
совершенствовались технические способы добычи. Однако этот процесс был
значительно замедлен из-за экстенсивного пути, по которому пошла советская
нефтяная промышленность, когда увеличение объемов добычи достигалась в основном
не автоматизацией производства и внедрения современных эффективных методов, а
разработкой новых месторождений. Такое развитие обусловило старение технологий,
что стало одной из причин настоящего спада.
В заключении
рассмотрим динамику добычи нефти (см. приложение 2).
Из таблиц
видно, что до 50-ых годов наращивание объемов добычи шло низкими темпами, т.к.
развитию нефтяной промышленности препятствовали разруха после Гражданской войны
и ущерб, понесенный во время Великой Отечественной в 1941 - 1945 годах. Затем
следовал резкий скачок, связанный с приоритетным развитием отрасли и открытием
крупнейших нефтегазоносных районов. С конца 80-ых годов мы наблюдаем спад (за
1988 - 1991 годы объем добычи сократился более чем на 20%), главные причины
которого заключаются в следующем:
- крупные и
высокодебитные месторождения эксплуатируемого фонда, составляющие основу
ресурсной базы, в значительной степени выработаны;
- резко
ухудшились по своим кондициям и вновь приращиваемые запасы. За последнее время
практически не открыто ни одного крупного высокопродуктивного месторождения;
- сократилось
финансирование геологоразведочных работ. Так в Западной Сибири, где степень
освоения прогнозных ресурсов составляет около 35 процентов, финансирование
геологических работ начиная с 1989 года сократилось на 30 процентов. На столько
же уменьшились объемы разведочного бурения;
-остро не
хватает высокопроизводительной техники и оборудования для добычи и бурения.
Основная часть технических средств имеет износ более 50 процентов, только 14
процентов машин и оборудования соответствует мировым стандартам, 70 процентов
парка буровых установок морально устарело и требует замены. С распадом СССР
усуглубилось положение с поставками нефтепромыслового оборудования из стран
СНГ.
- низкие
внутренние цены на нефть не обеспечивают самофинансирования нефтедобывающих
предприятий (эта ситуация сохраняется и сегодня после серии повышений цен на
нефть). В итоге произошло серьезное ухудшение материально - технического и
финансового обеспечения отрасли;
- нехватка
эффективного и экологичного оборудования с особой остротой создает в отрасли
проблему загрязнения окружающей среды (авария в Коми). На решение этой проблемы
отвлекаются значительные материальные и финансовые ресурсы, которые не
участвуют непосредственно в увеличении добычи нефти;
- не определен
единообразный собственник месторождений нефти и газа, с которым следует иметь
дело отечественным и зарубежным организациям, а также частным лицам;
- задолженность
республик за поставленную нефть и нарастающий кризис неплатежей (см. приложение
3).
Итак упадок
нефтедобывающей промышленности обусловлен наличием комплекса взаимосвязанных
причин. Выход из настоящего положения затруднен глобальным характером стоящих
проблем, поэтому если продолжится экономический кризис в стране и усилится
процесс политического раздробления в бывшем Советском Союзе, то добыча нефти,
по всей вероятности, будет и впредь сокращаться.
2.
Размещение основных нефтяных баз России
На территории
Российской Федерации находятся три крупных нефтяные бызы: Западно-Сибирская,
Волго-Уральская и Тимано-Печерская (см. приложение 7).
Основная из них
- Западно-Сибирская. Это крупнейший нефтегазоносный бассейн мира, расположенный
в пределах Западно-Сибирской равнины на территории Тюменской, Омской,
Курганской, Томской и частично Свердловской, Челябинской, Новосибирской
областей, Красноярского и Алтайского краев, площадью около 3,5 млн. км.
Нефтегазоносность бассейна связана с отложениями юрского и мелового возраста.
Большая часть нефтяных залежей находиться на глубине 2000-3000 метров. Нефть
Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна характеризуется низким содержанием
серы (до 1,1%), и парафина (менее 0,5%), содержание бензиновых фракций высокое
(40-60%), повышенное количество летучих веществ.
Сейчас на
территории Западной Сибири добывается 70% российской нефти. Так, в 1993 году
добыча нефти без газового конденсата составила 231.397ю192 тонны, из которых
фонтанным способом - 26.512.060 тонн, а насосным 193.130.104тонны. Из данных
следует, что добыча насосным способом превышает фонтанную на порядок. Это
заставляет задуматься над важной проблемой топливной промышленности - старением
месторождений. Вывод подтверждается и данными по стране в целом. В 1993 году в
Российской Федерации из старых скважин добывалось 318.272.101 тонна нефти (без
газового конденсата), в том числе из скважин, перешедших с прошлого года -
303.872.124 тонны, в то время как из новых скважин нефтедобыча составила лишь
12.511.827 тонн (см. приложение 4).
В Западной
Сибири находятся несколько десятков крупных месторождений. Среди них такие
известные, как Самотлор, Мегион, Усть-Балык, Шаим, Стрежевой (см. карту).
Большая часть из них расположена в Тюменской области - своеобразном ядре
района.
Тюменская
область, занимающая площадь 1435,2 тысячи квадратных километров (59 процентов
площади Западной Сибири, 8,4 процента - Российской Федерации), относится к
наиболее крупным ( после Якутии и Красноярского края) административным
образованиям России и включает Ямало - Ненецкий и Ханты - Мансийский автономные
округа. В Российской Федерации Тюменская область занимает первое место по
объему инвестиций, стоимости основных промышленно-производственных фондов, по
вводу в действие основных фондов, пятое по объему промышленной продукции. В
республиканском разделении труда она выделяется как главная база России по
снабжению ее народнохозяйственного комплекса нефтью и природным газом. Область
обеспечивает 70,8 процента российской добычи нефти, а общие запасы нефти и газа
составляют 3/4 геологических запасов СНГ. В Тюмени добывается 219.818.161 тонна
нефти без годового конденсата (фонтанным способом - 24.281.270 тонн, насосным -
183781863 тонны), что составляет более 90% всей добычи Западной Сибири.
Анализируя данную информацию, нельзя не сделать следующий вывод:
нефтедобывающей промышленности Российской Федерации свойственна чрезвычайно
высокая концентрация в ведущем районе.
Теперь коснемся
структур, занимающихся нефтедобычей в Тюмени (см. приложение 5). На сегодняшний
день почти 80 процентов добычи в области обеспечивается пятью управлениями (в
порядке убывания веса - Юганскнефтегаз, Сургутнефтегаз, Нижневартовскнефтегаз,
Ноябрьскнефтегаз, Когалымнефтегаз). Однако в недалеком времени абсолютные
объемы добычи сократятся в Нижневартовске на 60%, в Юганске на 44%, что выведет
первое за пределы ведущей пятерки управлений. Тогда (по объемам добычи) первая
пятерка будет включать (в порядке убывания) Сургут, Когалым, Юганск, Ноябрьск и
Лангепас (вместе - около 70% объемов добычи области).
Статус также
определяется объемами ресурсов, используемых для обеспечения добычи. Частично
показателем общей динамики может служить доля различных управлений в общем
объеме ввода новых скважин. По этому показателю к октябрю 1992 года на первом
месте находится СургутНГ, затем идут НоябрьскНГ, КогалымНГ, ЮганскНГ и
КрасноленинскНГ. Однако в ближайшие 2-3 года из первой пятерки исчезает
ЮганскНГ (появляется НижневартовскНГ). Показатель ввода новых скважин на
освоенных полях необходимо рассматривать в сочетании с показателем ввода в
разработку новых месторождений. По этому критерию пятерка лидирующих управлений
(около 65 вводимых до 2000 года месторождений, включает НоябрьскНГ, ПурНГ,
СургутНГ, ТюменьНГ и ЮганскНГ. Причем именно эти управления лидируют как по
доле месторождений, предполагаемых к вводу в 1995 году, так и по доле
включаемых в разработку извлекаемых запасов нефти (в порядке убывания доли -
ТюьеньНГ, НоябрьскНГ, ПугНГ и СургутНГ).
Новым фактором
упорядочивания является доля иностранного капитала, привлекаемого в первую
очередь для разработки новых месторождений.
В зоне действия
НоябрьскНГ таких месторождений находится около 70, ПурНГ и ЮганскНГ около 20.
Таким образом,
сегодня в добывающей промышленности основного нефтяного района России мы
наблюдаем сложную систему взаимодействия практически независимых управлений,
несогласованно определяющих свою политику. Среди них нет признанного лидера,
хотя можно предполагать сохранение ведущих позиций за Сургут, НоябрьскНГ и
Юганск, не существует и настоящей конкурентной борьбы. Такая разобщенность
создает немало проблем, но интеграция откладывается на неопределенную
перспективу из-за большой динамичности отрасли: снижение статуса ПурНГ,
КогальимНГ и ТюменьНГ вкупе с одновременным уменьшением влияния
Нижневартовскнефтегаза способно уже сейчас дисбалансировать сложившуюся
структуру отношений.
Без сомнения,
эти выводы, сделанные на основе взаимоотношений в ведущем районе, можно
распространить и на всю систему нефтедобычи в целом, что даст определенное
объяснение сложной ситуации в данной отрасли. Для нефтяной промышленности
Тюмени характерно снижение объемов добычи. Достигнув максимума в 1988 году
415.1 млн. тонн, к 1990 году нефтедобыча снизилась до 358,4млн. тонн, то есть
на 13.7 процента, причем тенденция падения добычи сохраняется и в 1994 году.
Переработка
попутного нефтяного газа Тюмени осуществляется на Сургутских, Нижневартовских,
Белозерном, Локосовском и
Южно-Балыкском газоперерабатывающих заводах. На них, однако,
используется лишь около 60% добываемого с нефтью ценнейшего нефтехимического
сырья, остальное количество сжигается в факелах, что объясняется отставнием
ввода мощностей газоперерабатывающих заводов, недостаточными темпами
строительства газокомпрессорных станций и газосборных сетей на нефтепромыслах.
Следовательно, выделяется еще одна проблема - разбалансированность
внутреотраслевой структуры нефтяной промышленности.
Вторая по
значению нефтяная база - Волго-Уральская. Она расположена в восточной части
Европейской территории Российской Федерации, в пределах республик Татарстан,
Башкортостан, Удмуртия, а также Пермской, Оренбургской, Куйбышевской,
Саратовской, Волгоградской Кировской и Ульяновской областей. Нефтяные залежи
находятся на глубине от 1600 до 3000 м, т.е. ближе к поверхности по сравнению с
Западной Сибирью, что несколько снижает затраты на бурение. Волгл-Уральский
район дает 24% нефтедобычи страны.
Подавляющую
часть нефти и попутного газа (более 4/5) области дают Татария, Башкирия
Куйбышевская область. Значительная часть нефти, добываемая на промыслах
Волго-Уральской нефтегазоносной области, поступает по нефтепроводам на местные
нефтеперерабатывающие заводы, расположенные главным образом в Башкирии и
Куйбышевской области, а также в других областях (Пермской), Саратовской,
Волгоградской, Оренбургской).
Нефть Восточной
Сибири отличается большим разнообразием свойств и состав вследствие
многопластовой структуры месторождений. Но в целом она хуже нефти Западной
Сибири, т.к. характеризуется большим содержанием парафина и серы, которая
приводит к повышенной амортизации оборудования. Если коснуться особенностей в
качестве, то следует выделить республику Коми, где ведется добыча тяжелой нефти
шахтным способом, а также нефть Дагесстана, Чечни и Ингушетии с крупным
содержанием смол, но незначительным серы. Вставропольской нефти много легких
фракций, чем она ценна, хорошая нефть и на Дальнем Востоке.
Итак, почти
каждое месторождение, а тем более каждый из нефтегазоносных районов отличаются
своими особенностями в составе нефти, поэтому вести переработку, используя
какую-либо "стандартную" технологию нецелесообразно. Нужно учитывать
уникальную структуру для достижения максимальной эффективности переработки, по
этой причине приходиться сооружать заводы под конкретные нефтегазоносные
области. Существует тесная взаимосвязь между нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленностью.
Однако развал Советского Союза обусловил появление новой проблемы - разрыв
внешних хозяйственных связей нефтяной промышленности. Россия оказалась в крайне
невыгодном положении, т.к. вынуждена экспортировать сырую нефть ввиду
дисбаланса нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности (максимальный объем
переработки - 240 млн. тонн в год), в то время как цены на сырую нефть гораздо
ниже, чем на нефтепродукты. Кроме того, низкая приспособляемость российских
заводов, при переходе на нефть, ранее транспортировавшуюся на заводы республик,
вызывает некачественную переработку и большие потери продукта.
Третья нефтяная
база - Тимано - Печерская. Она расположена в пределах Коми, Ненецкого
автономного округа Архангельской области и частично на прилегающих территориях,
граничит с северной частью Волго- Уральского нефтегазоносного района. Вместе с
остальными Тимано-Печерская нефтяная область дает лишь 6% нефти в Российской
Федерации (Западная Сибирь и Уралоповолжье - 94%). Добыча нефти ведется на
месторождениях Усинское, Верхнегруьеторское, Памгня, Ярега, Нижняя Омра,
Водейское и другие. Тимано - Печорский район, как Волгоградская и Саратовская
области, считается достаточно перспективным. Добыча нефти в Западной Сибири
сокращается, а в Ненецком автономном округе уже разведаны запасы
углеводородного сырья, соизмеримые с западносибирскими. По оценке американских
специалистов, недра арктической тундры хранят 2,5 миллиарда тонн нефти.
Сегодня различные компании уже инвестировали
в его нефтяную промышленность 80 млрд. долларов с целью извлечь 730 млн. тонн
нефти, что составляет два годовых объема добычи Российской Федерации. Ведутся
совместные разработки месторождений. Например, СП "Полярное сияние" с
участием американской компании "Конако", которое разрабатывает
Ардалинское месторождение с запасами нефти более 16 миллионов тонн. В проект
инвестировано 375 миллионов долларов, из которых 80 миллионов получили 160
российских компаний - поставщиков и подрядчиков. 71 процент всех доходов
"Полярного сияния" остается в России, что делает контракт выгодным не
только для иностранцев, но и для жителей Ненецкого автономного округа,
получивших дополнительные рабочие места, и в целом всей Российской Федерации.
Теперь, обобщив
сказанное в данной главе, выделим главную особенность, проблему размещения
нефтедобывающей промышленности России. Частично она уже была рассмотрена - это
сверхвысокая концентрация нефтедобычи в ведущей нефтяной базе. Она имеет как
раз преимущество для организации самой структуры промышленности, так создает
целый комплекс проблем, среди которых, например, сложная экологическая
обстановка в регионе. Особенно выделяется из них проблема дальней и
сверхдальней транспортировки нефти и попутного газа, обусловленная объективной
необходимостью в перевозке сырья от главного поставщика, восточных районов
Российской Федерации, к главному потребителю - западной ее части.
III.
Транспортировка нефти трубопроводами
1.
Характеристики и преимущества
Нефть не
используется в первоначальном виле, поэтому нефтеперерабатывающие заводы -
основной ее потребитель. Они располагаются во всех районах страны, т.к.
выгоднее транспортировать сырую нефть, чем продукты ее переработки, которые
необходимы во всех отраслях народного хозяйства. В прошлом она из мест добычи в
места потребления перевозилась по железным дорогам в цистернах. В настоящее
время большая часть нефти перекачивается по нефтепроводам и их доля в
транспортировке продолжает расти. В состав нефтепроводов входят трубопроводы,
насосные станции и нефтехранилища. Скорость движения нефти - 10-12 км/ч.
Стандартный диаметр - 12 тыс.мм. Производительность в год - 90 млн. тонн нефти.
По эффективности с нефтепроводами могут соперничать только морские перевозки
танкерами. Кроме того, они менее опасны в пожарном отношении и резко снижают потери
при транспортировке (доставке).
Стоимость
строительства магистрального нефтепровода обычно окупается за 2-3 года.
2. Развитие и
размещение главных нефтепроводов
Первый
нефтепровод длиной в 6 км был сооружен в США в 1865 году. Нефтепроводы большей
длины начали строить в 1875году. Первый нефтепровод в России проложен в 1878
году в Баку от промыслов до нефтеперерабатывающего завода, а в 1897 - 1907 году
был построен самый большой в то время в мире по протяженности магистральный
трубопровод Баку - Батуми диаметром 200 мм и длиной 835 км, который продолжает
эксплуатироваться и по сей день.
Развитие
нефтепроводного транспорта в Союзе было связано с освоением нефтяных
месторождений в Башкирии, Татарии и Куйбышевской области. К 1941 году в
эксплуатации находилось 4100 км магистральных трубопроводов для перекачки нефти
и нефтепродуктов с сумарной годовой производительностью 7,9 млн. тонн.
Максимальный диаметр составлял 300 мм. Общая протяженность магистральных
нефтепроводов к 1956 году возросла до 11,5 тыс. км, а через 10 лет достигла уже
29 тыс. км. А в 1992 году в СНГ - 275
тысяч км. Сеть магистральных нефтепроводов развивалась в трех основных
направлениях: урало-сибирское (Альметьевск - Уфа - Омск - Новосибирск - Иркутск)
длиной 8527 км; северо-западное (Альметьевск - Горький - Ярославль - Кириши с
ответвлениями на Рязань и Москву) длиной более 17700 км; юго-западное от
Альметьевска до Куйбышева и далее нефтепроводом "Дружба" с
ответвлением на Полоцк и Вентспилс) протяженностью более 3500 км. Таким
образом, наибольшей длиной обладали нефтепроводы урало-сибирского направления,
т.к. связывали основного добытчика (Сибирь) с главным потребителем (западными
районами Российской Федерации. Важность этого направления сохраняется и в
настоящее время.
С открытием
новых нефтяных месторождений на Южном Мангышлаке и в Тюменской области
сооружены слудующие нефтепроводы: Узень - Гурьев - Куйбышев диаметром 1020 мм,
длиной около 1000 км; Шаим - Тюмень, Александровское - Анжеро - Суджинск
диаметром 1220 мм и протяженностью 840 км; Усть - Балык - Курган - Уфа -
Альметьевск диаметром 1220 мм и протяженностью 1844 км, второй нефтепровод
"Дружба". Общая протяженность нефтепроводов в СССР в 1973 году
составила 42,9 тысяч км, а к !((! году уже превысила 82 тыс. км.
Характерной
особенностью развития нефтепроводного транспорта России является увеличение
удельного веса трубопроводов большого диаметра, что объясняется их высокой
рентабельностью.
Развитие
нефтепроводного транспорта определяется общим состоянием дел в нефтяной
промышленности, т.к. между ними существует неразрывная связь. Например, во
время благоприятной ситуации в отрасли с 1940 по 1980 годы протяженность
нефтепроводов увеличилась с 4 до 69,7 тыс. км, а грузооборот - с 4 до 1197
млрд. ткм, т.е. на 29825%.
Так, в прошлом
формирование нефтяной базы между Волгой и Уралом, намного улучшив снабжение
нефтью центральных и восточных районов страны, обусловило появление целой
системы магистральных нефтепроводов:
1) на запад -
нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Куйбышев - Брянск до
Мозыря (Белорусия), откуда в Полшу, Венгрию и Чехословакию с ответвлением в
Белорусию, Латвию и Литву; Куйбышев - Пенза - Брянск (нефтепродукты);
Альметьевск - Горький - Рязань - Москва с ответвлением Горький - Ярославль -
Кириши;
2) на юг -
Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск.
3) на восток -
Туймазы - Омск - Новосибирск - Красноярск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа - Омск
- Новосибирск (нефтепродукты).
Формирование
Западно-Сибирской нефтяной базы изменило ориентацию основных потоков нефти:
Волго-Уральский район целиком переориентировался на западное направление.
Важнейшие
функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к
Западной Сибири, откуда трубопроводы идут:
1) на запад -
Усть - Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск - Куйбышев; Куйбышев -
Лисичанск - Кременчук - Херсон - Одесса; Сургут - Новополоцк;
2) на юг - Шаим
- Тюмень; Усть - Балык - Омск; Омск - Павлодар - Чимкент;
3) на восток -
Александровское - Анжеро - Судженск.
Для
транспортировки нефти на запад используются, кроме того, трубопроводы Волго -
Уральского района восточного направления.
Из
трубопроводов выделяются: Гурьев - Орск; Мангышлак - Самара; Ухта - Ярославль
(Тимано - Печерская нефтегазоносная область); Огса - Комсомольск-на-Амуре (Сахалин).
За границу
нефть экспортируется также при помощи трубопроводов (например,
"Дружба"). Экспорт нефти сегодня составляет 105-110 млн. т,
нефтепродуктов - 35 млн. тонн. Средняя цена нефти на мировом рынке -
приблизительно 107 долларов за тонну, а мазута - 86 долларов. Треть экспорта
сырой нефти приходиться на страны СНГ (на Украину, Белоруссию и Казахстан
вместе более 90%).
Остальная часть
нефти направляется в дальнее зарубежье, т.е. в Западную Европу, где Германия,
Италия, Великобритания и Ирландия вкупе потребляют 60% этого объема. Сегодня
экспорт за границу в основном выгоден, однакоесть уже указанные проблемы с
оплатой при поставке нефти в страны ближнего зарубежья.
В самой же
России в будущем предусмотрено создание региональных систем магистральных нефтепродуктопроводов
с разводящей сетью к нефтебазам, однако сейчас трубопроводный транспорт
периживает тяжелые времена в связи с общим спадом в нефтяной промышленности.
Заключение
В настоящее
время человечество переживает углеводородную эру. Нефтяная отрасль является
главной для мировой экономики. В нашей стране эта зависимость особенно высока.
К сожалению российская нефтяная промышленность находиться сейчас в состоянии
глубокого кризиса. Было перичислено немало ее проблем. Каковы же перспективы
развития отрасли? Если продолжать хищническую эксплуатацию месторождений вкупе
с большими потерями при транспортировке и нерациональной нефтепереработкой, то
будущее нефтяной промышленности представляется весьма мрачным. Уже сегодня
сокращение темпов производства составляет в среднем 12 - 15% в год, что чревато
полным развалом стратегически важной для державы отрасли. Дальнейшее
экстенсивное развитие нефтяной промышленности уже невозможно. Например, большие
объемы нефти Восточной Сибири труднодоступны из-за сложного геологического
строения, требуют огромных инвестиций в добычу. Следовательно будут приростать
слабо. Эффект от геологоразведки выше в Западной Сибире, однако в этом регионе
высокопродуктивные месторождения уже значительно истощены.
По этим и
другим причинам России необходимо реформировать нефтяную промышленность. Для
этого в первую очередь нужно:
1)
Пересчмотреть систему налогооблажения, существенно снизив налоги на
нефтепроизводителей, однако установить высокие штрафы за нерациональное
использование природных богатств и нарушение экологии.
2) Менее жестко
регулировать цены внутри страны, поддерживая их несколько ниже мирового уровня.
Экспорт же нефти за рубеж вести только по мировым ценам.
3) Частично
восстановить централизованное управление отраслью, вытекающее из самой
структуры нефтяной промышленности и имеющее много положительных моментов
(рациональная система нефтепроводов). Это, однако, не означает полного возврата
к старой модели управления.
4) Сохранение
единого экономического пространства - условия выживания
топливно-энергетического комплекса.
5) Найти четкую
и продуманную программу инвестиций в нефтяную промышленность.
6) Организовать
единый Российский банк нефти и газа, государственная внешнеторговая фирма,
включающая представителей предприятий, добывающих, перерабатывающих и
транспортирующих нефть и газ. Это позволит приостановить хаотичные бартерные
сделки, подрывающие интересы государства.
7) Создать
необходимую систему нормативных актов, обеспечивающую твердую законодательную
базу для работы с иностранными компаниями по совместной разработке наиболее
сложных месторождений.
8)
Стабилизировать объемы геологоразведочных работ с целью восполнения запасов
нефти и газа.
Реализация
предлагаемых мер в комплексе с другими означала бы приостановку инфляции и
укрепление курса рубля (например, стоимость сельскохозяйственной продукции на
40% определяется ценой горюче-смазочных материалов).
Появился бы
интерес к приобретению нефтеперерабатывающего оборудования. Стимул к развитию
получила бы не только нефтяная промышленность, но и машиностроительные
предприятия, нефтехимическая, химическая, металлургическая и другие отрасли.
Таким образом,
положение в нефтяной промышленности достаточно сложное, но выход существует -
реформирование отрасли. После чего она, конечно, не станет
"локомотивом", который потянет всю экономику, однако сможет внести
весьма значительный вклад в возрождение России.
Список
литературы
Данилов А.Д.,
Кистинов В,В, Экономическая география СССР: Учебник для экономических
специальностей вузов. М. 1983. С. 103-112.
Отчет "О
технико - экономических показателях нефтяной и газовой промышленности за 1993
год.2 М.: Государственный комитет РФ по статистике. 1994.
Ром В,Я,
Экономическая и социальная география СССР. М, 1986. Т. 1. С. 177,178, 183-187.
ТЭК: Итоги
года. Анализ и прогноз // Биржевые ведомости. 1993. № 19. С. 4.
Хрущев А,Т,
География промышленности СССР. М. 1986. С. 164-167, 175-183.
Иголкин А.
Нефть Родины // Наш современник. 1993. N5,6.
Крюков В.А.
Полные канистры и пустые карманы //ЭКО. 1994. N1. С. 53-62.
Неверов В.
Перспективы нефтяной промышленности Западной Сибири // Деловой мир . 1993. 22
мая. С. 9.
Нефть и газ в
зеркале планеты // Деловой мир. 1994. 1-7 августа. С.10-12
Нефть Сибири в
политике и экономике России и мира // Международная жизнь. 1993. N10. С. 14-77.
Салманов Ф.,
Золотов А. Как выйти из топливного кризиса //Известия. 1992. 23 марта. С.2.
Суслов Н.И.
Макроэкономические проблемы ТЭК // ЭКО. 1994. N3. С. 103-108.
Усейнова И.
Нефть. Как выйти из кризиса //Эхо планеты. 1992. № 8. С. 4-10.
Шафраник Ю,К,,
Козырев А.Г., Самусев А.Л. ТЭК в условиях кризиса // ЭКО. 1994. N1. С. 63-74.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.cooldoclad.narod.ru/