Московский Экономико-Финансовый Институт
Курсовая работа
по предмету
«Право»
Административное право в системе управления финансов и
кредита
Выполнил студент группы:
7МТ-331-ВЧ-С
Воротников В. В.
Проверил:
Пивоваров Ю. Ф.
Москва 2004
Введение.................................................................................................................................... 3
Управление
в области финансов и кредита.......................................................................... 6
Литература.............................................................................................................................. 15
Административное
право
– одна из ведущих отраслей права, нормы которой регулируют общественный
отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти.
Административное
право определяет правовое положение граждан, местных органов самоуправления,
общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере
управления, устанавливает формы и методы деятельности исполнительной власти,
регламентирует порядок образования её органов, их компетенцию, полномочия
должностных лиц этих органов, способы обеспечения законности в государственном
управлении, взаимоотношения органов исполнительной власти с другими
государственными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами,
регулирует управленческие отношения в экономике, социальной, культурной и
других сферах жизнедеятельности.
Предметом любой
отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами.
Предмет
административного права – это совокупность общественных отношений,
складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
Поскольку они неразрывно связаны с государственно-управленческой деятельностью
их обычно характеризуют в качестве управленческих отношений. В этих отношениях:
1) опосредуются связи между
управляющими (субъект управления) и управлениями (объект управления), в основе
которых целенаправленное и упорядочивающее воздействие на поведение людей и их
объединений;
2) находят свое непосредственное выражение
публично-правовые интересы и соответствующие им государственно-правовые
средства воздействия на общественные связи;
3) реализуется государственная политика соблюдения и
защиты прав и свобод граждан, их объединений, а также регулирования в
экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни
государства и общества;
4) получает наглядное выражение одна из вервей
государственной власти, а именно механизм реализации исполнительной власти.
В обобщенном
виде общественные отношения, регулируемые административным правом, возникают,
изменяются и прекращаются в сфере государственного управления. По своей
направленности и целям регулирования их нормами административного права могут
быть внешними и внутренними. Внешними называются отношения, в рамках которых
непосредственно реализуются задачи, функции полномочия органов исполнительной
власти, например, отношения между органами исполнительной власти и гражданами. Внутренние
(внутриорганизационные или внутрисистемные) возникают в процессе
деятельности не только органов исполнительной власти, но и субъектов представительной
(законодательной) и судебной властей, а также органов прокуратуры при руководстве
их аппаратами.
Метод правового
регулирования – это
совокупность способов и средств воздействия на волю и поведение участников
общественных отношений.
Для любой
отрасли права характерны следующие методы правового регулирования:
- распоряжение (повеление) –
возложение на участников общественных отношений юридической обязанности
действовать в полном соответствии с требованиями правовой нормы (метод прямого
распорядительства-предписания);
- запрет – предписание
иного юридического содержания, смысл которого состоит в том, что нормы права
возлагает на их адресатов прямую юридическую обязанность воздержаться от
совершения определенных юридически значимых действий в условиях,
предусмотренных данной нормой;
- дозволение – разрешения
совершать те или иные юридически значимые действие в условиях, предусмотренных
данной нормой, либо воздержание от их осуществления по своему смотрению.
Каждая правовая отрасль использует названные методы
с учетом особенностей своего предмета регулирования, т.е. соответствующих
общественных отношений. В связи с этим различия между отраслями права можно
провести по степени используемого на практике того или иного метода. Так, для
уголовного права наиболее характерны запреты, для гражданского права –
дозволения, для административного права – предписания, поскольку отношения,
регулируемые им, построены не на равенстве их участников, а на началах «власти
– подчинения».
Большая часть
норм административного права носит повелительный (императивный) характер. Нормы
в виде распоряжений выражают государственную волю, побуждают и принуждают
участников управленческих отношений к определенному виду действий или формам
правомерного поведения. Предписание, исходящее от органа исполнительной власти
и выражающее его односторонне-властное волеизъявление, обязательно для других
участников общественных отношений, регулируемых административным правом.
Однако в
определенных ситуациях административное право предусматривает возможность
возникновение управленческих отношений, построенных на началах юридического
равенства сторон (например, заключение договоров между субъектами РФ).
Административное
право есть целостная система правовых норм и институтов, тесно
взаимосвязанных между собой. Их объединяет предмет, цель и метод регулирования.
Система
административного права делится на Общую и Особенную части. Общая часть
включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а Особенная часть состоит
их норм, действующих в пределах отдельных отраслей и сфере деятельности
исполнительной власти.
Общая часть
включает в себя институты:
-
устанавливающие
административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права) и
негосударственных организаций;
-
регулирующие
организацию и деятельность исполнительной власти (аппарата государственного
управления), в том числе государственно-служебные отношения;
-
обеспечивающие
законность деятельности исполнительной власти;
-
регламентирующие
административное принуждение и административную ответственность.
Особенная часть включает институты, регулирующие:
-
организационно-хозяйственную
деятельность;
-
социально-культурную
деятельность;
-
административно-политическую
деятельность;
-
межотраслевую
управленческую деятельность.
Административное право регулятивное действие
осуществляется путем реализации следующих функций:
А)
правоисполнительной;
Б)
правоустановительной;
В)
правоохранительной;
Г)
организационной;
Д)
координационной.
Свою служебную
роль, выражающуюся в его функциях, административное право выполняет,
руководствуясь принципами, положенными в основу практической реализации
исполнительной власти. В их числе приоритетность интересов личности, разделение
властей, законность, федерализм, ответственность.
Цели административного
права составляют:
-
создание
условий для эффективной деятельность исполнительной власти;
-
обеспечение
граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и
свобод, осуществление которых связанно с функционированием исполнительной
власти;
-
защита
граждан и общества от административного произвола.
Согласно ст. 71 и 72 Конституции РФ к ведению
Российской Федерации относится финансовое, валютное кредитное регулирование,
денежная эмиссия, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные
фонды регионального развития; в совместном ведении РФ и её субъектов находится
установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Бюджет – это форма
образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты являются
самостоятельными, что обеспечивается наличием собственных источников доходов и
правом определять направления их использования и расходования. Бюджеты должны
быть реальными, выполнимыми и по возможности бездефицитными. Они призваны
способствовать поступательному развитию экономики страны, высокому уровню
социальной защиты граждан, а также обороноспособности государства.
Правовая основа
деятельности государства в бюджетной сфере – Бюджетный кодекс Российской
Федерации от 31 июля 1998 г. Он определяет принципы функционирования бюджетной
системы страны, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений.
Бюджетная система Российской – это основанная на экономических отношениях и
государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность
федерального бюджета, бюджетов федерации, местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов. Бюджетный процесс –
регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти,
органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению
и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных
внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Государственные
бюджеты – федеральный
бюджет и бюджеты субъектов РФ ежегодно утверждается соответствующими законами.
Бюджетным кодексом установлено казначейское исполнение бюджетов.
Бюджетная
классификация Российской Федерации – группировка доходов и расходов бюджетов
всех уровней бюджетной системы РФ, а также источником финансирования дефицитов
этих бюджетов, применяется при составлении проектов бюджетов и исполнении
бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех
уровней бюджетной системы РФ. Она установлена Федеральным законом от 15 августа
1996 г. № 115-Ф3 в редакции от 5 августа 2000г. «О бюджетной классификации
Российской Федерации».
Финансирование –
это
предусмотренный бюджетом целевой, безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных
средств, осуществляемый финансовыми органами. Финансирование бюджетных
учреждений производится на основе составляемых смет расходов.
Основным
источником формирования доходной части бюджетов всех уровней является налоги и
сборы, поэтому организации налогового дела уделяется особое нормативно-правовое
внимание. Под налоговой системой Российской Федерации понимается
совокупность налогов и сборов, а также методов и механизмов их исчисления и
взыскания.
В этой сфере в
настоящее время действуют: части первая и вторая Налогового кодекса РФ, Законы
РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изменениями), «О
таможенном тарифе», «О налоге на операции с ценными бумагами», Федеральный
закон «О едином налоге на вмененный доходов для определенных видов
деятельности», «О налоге на игорный бизнес» и ряд других нормативных правовых актов.
В соответствии с
Налоговым кодексом РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме
отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
оперативного управления деятельности денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований; под сбором
понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц,
уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков
сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными
уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). В РФ
устанавливаются: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные
налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
Кредитование является частью
финансовой системы государства, это вид банковских операций, сущность которых
заключается в выдаче на определенный срок возвратных денежных средств под
определенные проценты. Занимающаяся кредитованием банковская система страны
состоит из Центрального банка РФ (Банка России), российских кредитных
организаций (банков и небанковских кредитных организаций), а также филиалов и
представительств иностранных банков.
Банк – это кредитная
организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности
следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств от своего
имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и
ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковская кредитная
организация имеет право осуществлять только отдельные банковские организации.
Отношения кредитных организаций и государства характеризуются тем, что
кредитная организация не отвечает по обязательствам государства и наоборот,
однако государство регулирует банковскую сферу деятельности и в последнее время
пытается предпринять определенные меры по реформированию банковской системы.
Правовую основу
деятельности банковской системы составляют Федеральные законы «О банках и
банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банк
России)», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и «О защите
конкуренции на рынке финансовых услуг».
Еще одним
институтом финансовой системы государства является страхование. Его
развитие для современной России особенно значимо, поскольку число объектов
страхования постоянно возрастает: жизнь и здоровье человека. Имущество граждан
и организаций, предпринимательские риски и т.д. соответственно растет и рынок
страховых услуг.
Важную роль для
обеспечения социальной защиты населения играет обязательное социальное
страхование (пенсионное, от несчастных случаев на производстве и т.п.) и
обязательное государственное страхование военнослужащих и сотрудников правоохранительных
органов.
Правовую базу
страхования составляют Законы РФ «Об организации страхового дела в Российской
Федерации», Федеральные законы «Об основах обязательного социального
страхования», «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья
военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего
состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и
органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов
налоговой инспекции» и ряд других нормативно-правовых актов.
В области
финансов, бюджета, кредита и налогов на федеральном уровне действует несколько
органов государственного управления. Согласно действующему законодательству
проводится определенная грань между чисто финансовой, кредитной и налоговой
функциями органов исполнительной власти, однако, все они действуют в тесной
взаимосвязи и, сохраняя свою самостоятельность, составляют систему финансовых
органов государства.
Общее
руководство финансовой деятельностью осуществляет Правительство России, которое
в соответствии Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской
Федерации» обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной
политики, разрабатывает и представляет Государственной Думе Федерального
Собрания РФ федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, отчитывается перед
ней об исполнении федерального бюджета, разрабатывает и реализует налоговую
политику, обеспечивает совершенствование бюджетной системы, принимает меры по
регулированию рынка ценных бумаг, осуществляет управление государственным внутренним
и внешним долгом Российской Федерации с иностранными государствами, разрабатывает
и осуществляет меры по проведению единой политике цен.
Основной объем
управленческих функций в области финансов приходится на долю Министерства
финансов РФ, его территориальные органы, а также финансовые органы субъектов
Федерации и органов местного самоуправления. В соответствии с Положением,
утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273,
Министерство финансов РФ (Минфин России) – федеральный орган исполнительной
власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной
политике в Российской Федерации и координирующий деятельность в этой сфере иных
федеральных органов исполнительной власти.
Основные задачи
Министерства:
1) совершенствование бюджетной системы РФ, развитие
бюджетного федерализма;
2) разработка и реализация единой финансовой,
бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
3) концентрация
финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического
развития России;
4) разработка
проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке
федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и
консолидированного бюджета РФ;
5) разработка
программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке
от имени Российской Федерации; управлением государственным внутренним и внешним
долгом России;
6) разработка и
реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в российской
Федерации;
7) участие в
разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования
государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
8) разработка
единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их
исполнении;
9) осуществление
в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
10) обеспечение
методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме
бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ и кредитных
организациях), а также в соответствии с законодательством РФ аудитом в Российской
Федерации (кроме аудита в банковской системе).
В соответствии с
возложенными на него задачами Минфин России выполняет, в частности, следующие
основные функции:
-
подготавливает
предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ,
развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами
федерации;
-
участвует
в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной
перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных
производителей работ и услуг;
-
участвуют
в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики
РФ, улучшению состояния расчетов и платежной экономике;
-
разрабатывает
меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной
политики;
-
разрабатывает
проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской
Федерации;
-
исполняет
в пределах своей компетенции федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении
федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
-
осуществляет
контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;
-
совершенствует
метод бюджетного планирования и порядок бюджетного финансирования;
-
разрабатывает
совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложения о
налоговой политике, развитии налогового законодательства и совершенствовании
налоговой системы в РФ;
-
координирует
в пределах своей компетенции политику федеральных органов исполнительной
власти, на которые возложена ответственность за обеспечение своевременного поступления
налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет;
-
участвует
в разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и
порядка взимания таможенных пошлин;
-
разрабатывает
и реализует единую политику формирования структуры государственных
заимствований;
-
проводит
с учетом Центрального банка РФ государственную политику в области эмиссии и
размещения государственных ценных бумаг;
-
выступает
в установленном порядке в качестве эмитента государственных ценных бумаг;
-
подготавливает
предложения по формированию и использованию средств государственных
внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов, по установлению размеров
отчислений в указанные фонды;
-
лицензирует
деятельность страховых организаций и осуществляет надзор за их деятельностью;
ведет единый государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а
также реестр страховых брокеров;
-
осуществляет
необходимые меры по выполнению обязательств РФ по кредитным соглашениям с
иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
-
участвует
в формировании Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней
РФ (Госфонда России), обеспечивает пополнение, сортировку, оценку, учет и
сохранность драгоценных металлов и драгоценных камней;
-
организует
и проводит в соответствии с законодательством РФ пробирный надзор в РФ;
осуществляет контроль за извлечением, переработкой, использованием, учетом и
хранением драгоценных металлов и драгоценных камней в организациях;
-
утверждает
планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их
применению и порядку составления отчетности (кроме бухгалтерского учета и
отчетности в Центральном банке РФ и кредитных организациях);
-
устанавливает
порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении
федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций;
-
участвует
в разработке единой политики в области аудита и обеспечивает формирование,
функционирование и развитие системы аудита в РФ;
-
проводит
в соответствии с законодательством РФ аттестацию аудиторов и лицензирование
аудиторской деятельности (кроме аудита в банковской системе);
-
проводит
в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки
поступлений и расходования средств федерального бюджета.
В состав Минфина
России действует Федеральное казначейство, Положение о котором
утверждено постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 27 августа
1993 г. № 864. Единая централизованная система органов федерального казначейства
Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального
казначейства по субъектам федерации, городам (за исполнением городов районного
подчинения), районам и районам в городах. Главная задача казначейства - организация,
осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета на счетах
казначейства в банках, исходя их принципа единства кассы. Органы казначейства
наделены широкими правами, в том числе контрольного характера.
В качестве
контрольных органов Минфина России выступают также контрольно-ревизионные управления
Министерства финансов РФ в субъектах Российской Федерации.
При Министерстве
финансов РФ в качестве федеральных учреждений действуют Государственные
учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и
драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и
драгоценных камней (Гохран России) и Российская государственная пробирная
палата (Пробирная палата России).
Помимо Минфина
России в сфере финансового функционирует с определенными исполнительными
полномочиями Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). В
соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г.
№1009 в редакции от 3 апреля 2000 г., ФКЦБ России является федеральным органом
исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка
ценных бумаг, контролю деятельности профессиональных участников рынка ценных
бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков. Правовая база для
деятельности ФКЦБ – Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». Комиссия имеет
множество функций, важнейшие из которых: разработка основных направлений
развития рынка ценных бумаг и координация деятельности федеральных органов
исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг; утверждение
стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в
том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на
территории РФ, и порядка регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;
утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности
с ценными бумагами, в том числе стандартов страхования и гарантий на рынке
ценных бумаг; установление порядка лицензирования и осуществление лицензирования
различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также
приостановление или аннулирование указанных лицензий в случае нарушения
законодательства о ценных бумаг.
Определенная
роль в системе управления государственными финансами отводится Государственному
таможенному комитету Российской Федерации, поскольку осуществляемая им и
его подразделениями (региональными таможенными управлениями, таможнями и
таможенными постами) деятельность обеспечивает, в частности. Поступление в
бюджет значительных денежных средств. Поступление этих средств результат
выполнения таможенными органами функций субъектов валютного и экспортного
контроля.
Согласно Закону
РФ «О налоговых органах Российской Федерации», налоговые органы Российской
Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных
законодательством РФ, а также контроля за соблюдением валютного
законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Единую
централизованную систему налоговых органов Российской Федерации образуют
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные
органы – управления Министерства по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Министерства,
инспекции Министерства по районам, районов в городах, городам без районного
деления, инспекции Министерства межрайонного уровня.
Министерство РФ
по налогам и сборам (МНС
России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за
соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных
платежей налогоплательщиками, участвующий в выработке налоговой политики и
осуществляющий ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех
уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и
других обязательных платежей, обеспечивающий межотраслевую координацию,
государственный контроль и регулирование в области производства и оборота
элитного спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющий в установленном
порядке валютный контроль.
В соответствии с
Положением о Министерстве, утвержденным постановлением правительства РФ от16
декабря 2000 г. № 783, основные задачами МНС РФ включает:
1) контроль за соблюдением законодательства о налога
и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов,
сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и
государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством РФ;
2) участие в
разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения
своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные
фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;
3) осуществление
валютного контроля в соответствии с законодательством РФ о валютном
регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;
4) осуществления
государственного контроля производства и оборота этилового спирта, изготовленного
из всех видов сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
В соответствии с
возложенными на него задачами Министерство осуществляет, в частности, следующие
функции:
-
проводит
работу по взиманию законно установленных налогов, сборов и других обязательных
платежей, в том числе в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает
обязательные для налогоплательщика формы заявлений о постановке на учет в
налоговых органах, расчетов по налогам, налоговых деклараций и иных документов,
связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, а также устанавливает
порядок их заполнения;
-
осуществляет
в пределах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства о налогах
и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов,
правильность исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и
других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные фонды;
-
ведет
в установленном порядке учет налогоплательщиков;
-
обеспечивает
в установленном порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне
взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
-
подготавливает
в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию налоговой
политики, планированию налоговых поступлений, развитию налогового
законодательства в Российской Федерации, а также валютного законодательства и
законодательства в области производства о налогах и сборах;
-
применяет
установленные законодательством РФ санкции в случае нарушения законодательства
о налогах и сборах;
-
проводит
совместно с правоохранительными и контролирующими органами мероприятия по
контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
-
участвует
в разработке проектов федерального бюджета и бюджетов государственных
внебюджетных фондов на соответствующий год;
-
осуществляет
контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин,
полнотой учета выручки денежных средств в организациях, обязанных использовать
контрольно-кассовые машины в соответствии с законодательством РФ;
-
осуществляет
в установленном порядке лицензирование деятельности по производству и обороту
этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и
обеспечивает контроль за соблюдением условий указанной деятельности.
Налоговые органы, в том числе МНС РФ, обладают
большими правами, установленными Налоговым кодексом РФ (ст.31), Законом РФ «О
налоговых органах Российской Федерации» и Положением о Министерстве РФ по
налогом и сборам.
Согласно
Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)»,
основными целями деятельности Центрального Банка РФ являются: защита и
обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и
курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской
системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы
расчетов. При этом получение прибыли не являются целью деятельности банка.
Банк России
выполняет следующие функции: во взаимодействии с Правительством РФ
разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику,
направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; монопольно осуществляет
эмиссию наличных денег и организует их обращение; является кредитором последней
инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; определяет
правила проведения банковских операций; бухгалтерского учета и отчетности для
банковской системы; осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций;
выдаёт и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их
аудитом; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций; выполняет
валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной
валюты; организует и осуществляет валютный контроль как не посредственно, так и
через уполномоченные банки, а также реализует иные функции в соответствии с федеральными
законами.
Банк России
имеет свои территориальные органы, в пределах своих полномочий и издаёт нормативные
акты, обязательные для органов государственной власти и органов местного
самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Счётная палата
РФ
– постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый
Федеральным Собранием РФ и подотчётный ему. В соответствии с Федеральным законом
«О Счётной палате Российской федерации» её задачами являются:
-
организация
и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных
статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по
объёмам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности
расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
-
оценка
обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и
бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
-
финансовая
экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов
федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы,
покрываемые за счёт средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и
исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
-
анализ
выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и
бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных
на их устранения, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
-
контроль
за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и
средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных
банках и иных финансово-кредитных учреждений Российской Федерации.
Следует обратить
внимание, что с недавнего времени в финансовой сфере начал действовать ещё один
орган – Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ
России), образованный Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. №1263. Этот
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по
противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и
координирующей деятельностью в этой сфере иных федеральных органов исполнительной
власти. КФМ подотчётен Министерству финансов РФ, а обязанности председателя
Комитета исполняет первый заместитель министра финансов.
Правовую базу
деятельности КФМ России составляет Федеральный закон «О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём». Основные задачи
Комитета включают:
1) сбор,
обработку и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным
имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
2) создание
единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём;
3) направление
соответствующей информации в правоохранительные органы в соответствии с их
компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что
операция, сделка связанны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных
преступным путём;
4) осуществление
в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия
и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в
сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путём;
5) представление
Российской Федерации в международных организациях по вопросам противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём.
1) Конституция
Российской Федерации – М., 1998
2) Кодекс
Российской федерации об административных правонарушениях. – М., 2002.
3)
Административное право России / Под ред. Коренева А.П. Учебник. В 3 ч. Ч. 1. и 2.
3-е изд. – М.: Щит-М, 2001.
4) Административное
право России: Учебник: В 3 ч. Ч. 2 / Под ред. А.П. Коренева. – М.: Щит-М, 2001.
5) Административное
право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2001.
6) Алехин А.П.,
Кормолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российский Федерации:
Учебник. – М.: Зерцало,1999.
7) Бархах Д.Н. Административное
право России: Учебник для вузов. – М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2000.
8) Габричидзе
Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право. - М.: НОРМА; ИНФРА-М,
1998.
9) Козлов Ю.М.
Административное право в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: Юристъ,
2000.
10) Овсянко Д.М.
Административное право: Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Юристъ, 2000.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |