Реферат по предмету "Спорт"


Культурные ценности Турции

--PAGE_BREAK--3. Османская империя


Создатель будущей могучей державы Осман (1259–1324/1326) унаследовал от своего отца Эртугрула небольшой пограничный удел Сельджукского государства на северо-западе, в окрестностях современной Бурсы, на границе Византии. Осман стал основателем новой династии, а государство получило его имя и вошло в историю как Османская империя. После смерти Османа его сын Орхан занял укрепленный византийский город Бруса. Бурса, как назвали город османы, стала столицей османского государства и оставалась ею до тех пор, пока столица не была перенесена в Эдирне (Адрианополь). После этого практически в течение одного десятилетия Византия потеряла почти все земли в Малой Азии.

В 1359 на престол вступил старший сын Орхана Мурад I, выдающийся правитель, который закрепил постоянное присутствие османских войск в Европе, овладев в 1361 Адрианополем и включив его в состав своего государства. Мурад сумел обосноваться в самом сердце Балкан и в 1389 разгромил сербского князя в битве на Косовом Поле, хотя и сам погиб в конце битвы. Важным событием того времени было создание в армии корпуса янычар. Эти солдаты набирались среди мальчиков из христианских семей, в частности на Балканах. Будучи по статусу рабами султанов, янычары представляли собой дисциплинированную регулярную армию, состоящую из хорошо обученных и вооруженных пехотинцев, превосходивших по боеспособности все аналогичные войска в Европе вплоть до появления французской армии Людовика XIV.

Сын Султана Мурада, Султан Йылдырым Беязыд, став приемником отца, значительно укрепил и расширил границы империи на Западе и Востоке. Но война с завоевателем Азии Тимурланом практически свела на нет все достигнутые успехи. При битве у Анкары войска султана были разгромлены Тимуром, а сам он попал в плен. Некоторое время спустя он скончался. После долголетней борьбы за власть между четырьмя сыновьями султана самый младший из братьев, Мехмед I, стал единовластным султаном Османской империи. Мехмед I царствовал 8 лет, за эти годы он сумел усилить свое влияние в Валахии и части Албании и переселил в Европу множество тюркских племен.

После неожиданной смерти султана в 1421 трон перешел к его старшему сыну Мураду II. В Европе Мурад II значительно расширил границы Османской империи и укрепил ее позиции. После того как он заново присоединил Боснию и Сербию, где османов принимали как освободителей от гонений венгерских католиков, Мурад удалился в Манису. После его смерти в 1451 на трон вступил Мехмед II.

Молодой султан получил прекрасное образование во дворцовой школе и в качестве губернатора Манисы под руководством своего отца. Он был несомненно более образованным, чем все остальные монархи тогдашней Европы. Вскоре 23-летний султан начал осаду Константинополя. Наиболее эффектным шагом султана при осаде была изобретательная переправа части своего флота из Босфора в Золотой Рог через холмы, в обход цепи, протянутой у входа в бухту. Таким образом, пушки с кораблей султана могли обстреливать город из внутренней гавани. 29 мая 1453 в стене была пробита брешь, и османские солдаты ворвались в Константинополь. В отличие от крестоносцев войско османов не разграбило город и не тронуло население. На третий день Фатих Султан Мехмед II уже молился в Ая-Софии и принял решение сделать Константинополь столицей империи.

Могущество Османской империи достигло своего апогея в середине 16 века. Период царствования Сулеймана I Великолепного (1520–1566) считается «золотым веком» империи. Сулейман I был образованным человеком, любившим музыку, поэзию, природу, а также философские дискуссии. При нем состоялось возрождение Константинополя, восстановление Иерусалима и расширение Османской империи до самой Вены. Но немногие из султанов после Сулеймана были способны к управлению большой империей, и в 1585 началось ее разрушение. К XIX столетию распад и беспорядок привели к возникновению народного национализма. Подчиненные Османской империи народы восстали и получили поддержку и помощь из Европы. В результате ожесточенной борьбы в 1832 было сформировано Королевство Греции, а сербы, болгары, румыны, албанцы, армяне и арабы также вскоре отвоевали свою независимость.
      4. Современная история Турции


Европейские настроения парили над распадающейся империей, в то время как в пределах Турции различные попытки оживить страну терпели крушения, а потом и вовсе были придушены неудачным ходом Первой Мировой войны с Германией. В 1918 победители разделили Турцию между собой. В это время османский генерал Мустафа Кемаль начал организовывать сопротивление. Война за независимость продолжалась с 1920 по 1922 и закончилась дорогостоящей для турок победой, отменой султаната и провозглашением республики. Взявший себе фамилию Ататюрк («отец турок»), Мустафа Кемаль полностью перестроил жизнь турецкого общества на европейский манер. Он умер в 1938, но к этому времени уже была принята конституция, которая отменяла многобрачие и фески, символизировавшие отсталость Османской империи. Ислам был лишен статуса государственной религии, Константинополь стал Стамбулом, а женщины получили право голосовать. Столица Турции была перенесена в Анкару.

Преемник Ататюрка, Исмет Иненю, управлял страной во время сомнительного нейтралитета во Второй Мировой войне. Оппозиционная Демократическая партия победила на выборах в 1950, в 1960 и в 1970, перехитрив армейских офицеров, которые пытались внедрить в стране военной правление. В 1980 политическая борьба и гражданское волнение принесли в страну митинги и забастовки. Крайние группировки были поддержаны, с одной стороны, советским блоком, а с другой фанатичными мусульманскими группами. В результате две главные политические партии были заведены в тупик настолько сильно, что в течение месяцев не могли выбрать парламентского президента. На этот раз снова вмешались военные, и, к всеобщему облегчению, но ценой некоторых злоупотреблений правами человека, выбор был сделан.

Глава военного правительства, генерал Кенан Еврен, оставил службу и стал новым президентом Турции. После выборов 1983 к власти пришла правая партия Тургута Озала. Это вызвало деловой бум, который длился на протяжении 1980-х. Несвоевременная смерть Озала в 1993 лишила Турцию мощной политической силы. Оставшаяся часть десятилетия прошла под властью непостоянных коалиций.

В начале 2001 Турецкая экономика разрушилась практически полностью, более миллиона людей потеряли свои рабочие места. В ноябре 2001 к власти пришла Партия развития. После этого начался период восстановления турецкой экономики. Последние годы прошли под знаком широкомасштабных реформ во всех сферах жизни турецкого общества.
    продолжение
--PAGE_BREAK--       4. Турция и Евросоюз


C 3 октября 2005 г. Турция ведёт с Евросоюзом переговоры о вступлении в это политико-экономическое образование.

Сегодня уже очевидно, что вступление в ЕС для Турции не самоцель. Для турок гораздо важнее то, что в процессе приготовления к вступлению Евросоюз сыграет роль внешнего гаранта, который в период бурного экономического роста будет страховать страну от политических кризисов. Поэтому весь крупный бизнес в Турции поддерживает идею вступления страны в Евросоюз.

Внешне турецкое общество сегодня выглядит очень светски. И когда европейские СМИ анализируют возможность вступления Турции в Евросоюз, они не сговариваясь используют один и тот же образ: Турция — это две совершенно разных страны. Одна — светская, прозападная, прогрессивная; другая — исламская, отсталая и косная. Современное западное сознание не в силах представить себе культуру, органично совмещающую в себе и те и другие черты. Пытаясь понять ее, оно может лишь отделить одно от другого, выделить две противоположные стороны. Этим страдают не только обыватели, но и политики — идеологи европейской интеграции. Поделив общество на «светлую» и «темную» половины, они полагают, что если усиленно развивать и поощрять одну и зажимать другую, то довольно скоро Турция станет вполне демократической.

Один западный политолог, много лет проживший в Турции и искренне увлеченный ее необыкновенной историей писал: «Как во всякой восточной и особенно мусульманской ментальности, в турках глубоко сидит потребность веры в бога. Специфика обществ с такой ментальностью такова, что даже весьма светские и прогрессивные мусульмане при некоторых обстоятельствах в глубине души готовы признать свою светскую жизнь слабостью, грехом и отступлением от суровых законов ислама. Поэтому радикалам, которых, может быть, всего процентов десять, надо лишь немного нажать на них и достучаться до их совести, чтобы они молча отказались от демократических завоеваний и одобрили их радикальные реформы. Они готовы согласиться с тем, что если 'свобода личности' и 'жизнь по правде', как она описана в Коране, входят в противоречие, то лучше поступиться свободой, чем правдой. Демократия же подразумевает очевидное доминирование свободы над правдой. В сущности, это основное препятствие для процесса демократизации в исламских странах».

Реформы, которых ЕС требует от Турции, по идее, должны свести до минимума контроль государства и активизировать роль общества. Они подразумевают, что Турция уже вполне может обходиться без такой страховки, как Совет безопасности и армия. Одновременно, по мысли ЕС, государство должно устраниться от вмешательства в религиозные дела.

Евросоюз готов принять Турцию в свои ряды. Не сразу, а лет через десять или даже двадцать — когда она, по мнению Брюсселя, будет готова. А пока стороны готовятся начать переговоры об условиях вступления. Само решение беспрецедентно — пока такой чести не удостоилась ни одна мусульманская страна. Неудивительно, что европейские политики и обыватели разделились на два лагеря — и оба не вполне дружественны к Турции. Первые считают, что вступление Турции в ЕС извратит саму идею союза. Вторые полагают, что принятие Турции — это вынужденная для ЕС мера. Турция расширит внутренний рынок ЕС и предоставит квалифицированную рабочую силу европейским компаниям, страдающим от стремительного старения коренного населения. Как бы то ни было, но, пообещав однажды туркам членство, ЕС не может взять своего слова назад. Максимум, что он может сделать, — до бесконечности тянуть время и повышать планку требований. По мнению многих в Европе, это время нужно Турции, чтобы измениться и стать похожей на обычную европейскую страну.

Однако превращаться в «обычную европейскую страну» Турция вовсе не намерена. Год за годом, десятилетие за десятилетием (а Турция подала заявку на членство в ЕС еще в 1958 году) турки скрупулезно выполняют требования Брюсселя. Но их цели имеют мало общего с намерениями Европы в отношении Турции. Для Турции процесс сближения с Евросоюзом — это инструмент превращения в великую державу.

Турция уже очень давно участвует в процессе европейской интеграции и является членом различных европейских организаций — практически с момента их появления в пятидесятых годах. Долгосрочные интересы Турции напрямую связаны с евроинтеграцией.
                                    География Турции

Турция — одна из немногих стран мира, территория которой расположена в двух частях света: в Европе и Азии. Основная её часть — Анатолия находится в Азии и занимает 755,688 км² (97 %), и поэтому Турцию обычно относят к группе азиатских стран Ближнего Востока. Европейская часть (историческое название Восточная Фракия) — это самый крайний юго-восток Балканского полуострова и занимает она 23,764 км² (3 %).

Характерная географическая особенность Турции — расположение на перекрёстке важных дорог, соединяющих Европу с Азией и черноморские страны со странами Средиземноморья. Водная система, включающая Мраморное море, проливы Босфор и Дарданеллы, является важным международным путём, соединяющим Чёрное море с Мировым океаном. В южной части Босфора и бухты Золотого Рога (Мраморное море) расположен один из красивейших городов мира и самый большой город Турции — Стамбул (бывший Константинополь). Через Турцию проходят железнодорожная и шоссейная магистрали, связывающие Европу со многими другими странами.

          Крайняя северная точка — мыс Инджебурун, имеет координату 42°06’с.ш. и расположена на побережье Чёрного моря, рядом с городом Синоп.

          Крайняя южная точка — мыс Анамур (35°51’с.ш.), который находится на берегу Средиземного моря, недалеко от одноимённого города.

          Крайняя западная точка — мыс Баба (26°10′в.д.) также является и соответствующей крайней точкой Азии. Крайняя точка на востоке страны имеет координаты 44°48’в.д.

           Турция по своей конфигурации напоминает вытянутый в широтном направлении прямоугольник, который с запада на восток имеет протяженность 1600 км, а с севера на юг — 550 км.

            Площадь страны — 780,580км². Географический центр Турции расположен на координатах 39°55’с.ш., 32°50’в.д., недалеко от города Пашалы.

            Вся территория страны лежит во втором часовом поясе. Время в Турции относится к восточноевропейскому: разница во времени со среднеевропейским плюс один час, с Москвой — минус один час. Переход на летнее время осуществляется в последнее воскресенье марта, обратно — в последнее воскресенье октября.

           Общая протяженность сухопутной границы страны — 2628 км.                  Протяжённость береговой линии составляет 7168 км.

            Европейская часть страны граничит на севере с Болгарией (240 км), омывается водами Черного моря и пролива Босфор (длина 32 км), на востоке и Мраморного моря и пролива Дарданеллы (длина 64 км) на юге, а на западе соседствует с Грецией (206 км) и обладает выходом к Эгейскому морю.

Азиатская часть Турции на севере широким фронтом обращена к Черному морю и граничит с Грузией (252км) и далее на восток с Арменией (268км), на очень малом протяжении с Азербайджаном (9км) и с Ираном (499км), а на юге с Ираком (331км) и Сирией (822км). Южные рубежи образованы в основном Средиземным морем (12 морских миль территориального моря), западные — Эгейским морем (6 морских миль территориального моря). На Черном море имеет общую границу экономической зоны и континентального шельфа с Российской Федерацией и Украиной по согласованным с бывшим СССР морским границам, а с Грузией — также границу территориальных вод (12 морских миль).
Культурные ценности
Коллективизм

Турции присущ коллективизм. Они предпочитают быть в гармонии со своими социальными группами выделению среди других индивидуальным выбором. Не приветствуются какие-либо отхождения от групп, когда человек показывает свое «я». Большое внимание уделяется своим референтным группам, например как семья. Семья для турков имеет очень большое  значение. Как правило, в Турции семьи очень большие, имеется огромное количество близких и дальних родственников, и любой турок считает их опорой. Родственников принято посещать, особенно в период разнообразных мусульманских праздников. В Турции к человеку, который  к 35 годам не обзавелся семьей, относятся, по меньшей мере, с недоверием.
Иерархия

 Турецкое общество по Конституции признано демократическим. Но не все имеют свободы, которые прописаны в Конституции. В турецком обществе немалым политическим влиянием обладает турецкая армия (что, кстати, совершенно немыслимо для любого государства, живущего по принципам западной демократии), которая почти что целиком, от солдата до главнокомандующего, состоит из убежденных кемалистов (Мустафа Кемаль Ататюрк, первый президент Турции, освободивший страну от иностранных интервентов, признавший ее светским государством и провозгласивший Турецкой Республикой). Власти армии в Турции противостоит «партия демократического ислама», во главе которой стоит Реджеп Эрдоган, премьер- министр Турции.

Недавно почти 50 миллионов турецких избирателей были призваны, чтобы в процессе общенационального референдума решить судьбу крупнейшей за всю послевоенную историю конституционной реформы в своей стране. Правительство Реджепа Тайипа Эрдогана одержало победу: сразу 26 важнейших статей Основного закона Турции будут изменены и станут, по мнению большинства комментаторов, более демократичными. Но одновременно эта же реформа усиливает влияние правящей партии АКР, желающей провозглашения Турции «республикой Аллаха».

Минувшее воскресенье на самом деле – памятная дата в истории Турции. 12 сентября исполнилось ровно 30 лет знаменитому военному путчу генерала Кенана Эврена – третий по счету в новейшей истории страны. Этот переворот, чьи лидеры провозгласили своей целью стабилизацию государства и деполитизацию общества, одновременно отбросил Турцию далеко назад от демократического общества: были запрещены политические партии, профсоюзы, объединения, а их лидеры брошены в тюрьмы. 30 тысяч арестованных, 50 приведенных в исполнение смертных приговоров и 171 жертва, погибшая от пыток, довершили тогда картину «стабилизации» Турции. Через три десятилетия после этого события, как пишут сегодня турецкие газеты, страна окончательно избавилась от политического наследия тех времен. 50 миллионов граждан были призваны сказать «Эвет» или «Хавир» – то есть, «да» или «нет» крупнейшему в турецкой истории пакету конституционных изменений: 26 важнейших статей должны быть обновлены. По 23 из них существовал весьма широкий консенсунс. 3 – разделили страну на два лагеря. Результат референдума: около 58% проголосовали за изменения, 42% – против. Премьер-министр Эрдоган, предложивший эти изменения, может праздновать чистую победу.

Что касается самого общества, то оно строится по вертикальной схеме. Все права, информация, полномочия находятся у «сильных». В Турции причиной не купить автомобиль, квартиру или дорогую технику может быть неодобрение  со стороны начальства, потому что иметь что-либо дорогостоящее это привилегия богатых.
Партнерство

В Турции поведение человека в основном движимо инициативой. Любой менеджер в турецкой организации в первую очередь пытается развить в своих сотрудниках инициативность. Приветствуются любые предложения. Инициатива не наказуема, а только поощряется. В организациях всегда стараются создать дружелюбную атмосферу. Но при этом не соблюдение субординации наказуемо.

Что же касается деловых переговоров, то если вы хотите наладить деловые отношения в Турции, то запомните самое главное: ваш успех в Турции зависит, в первую очередь, от того, сможете ли вы установить с турками доверительные и дружеские личные отношения и, кроме этого, сумеете ли вы представить им свое деловое предложение о сотрудничестве ясно, четко и привлекательно.

Бизнес – это личные отношения. И, несмотря на то, что времена меняются, и сегодня в Турции все больше чувствуется влияние крупных интернациональных компаний, а западная корпоративная культура все больше проникает во многие ведущие турецкие фирмы, очень много турецких компаний продолжают оставаться в рамках семейного бизнеса, которым владеет и управляет одна семья.

Жители Турции захотят иметь дело только с теми, кто им нравится, кому они верят и с кем чувствуют себя спокойно и комфортно, а самое главное – с теми, кто готов к длительным партнерским отношениям. И если они почувствуют, что вы от них что-то скрываете, или ваше поведение каким-то образом возбудит у них подозрение, или ваша мотивация будет им непонятна, то вы добьетесь немногого. 

Нельзя забывать и о том, что решения по деловым вопросам в Турции могут приниматься медленно. Вполне возможно, что вам для начала придется вести длительные переговоры с младшим членом семьи. И только после того, как вы сумеете убедить его в том, что вам можно доверять и что ваше предложение выгодно для турецкой стороны с финансовой точки зрения, вы сможете вступить в переговоры со старшими членами семьи – с теми, кто принимает решение. Необходимо помнить, что все решения в Турции принимаются только главой семьи (или компании) единолично.

Во время переговоров турки могут начать с крайностей, чтобы проверить вашу реакцию. Заранее зная, к каким цифрам следует свести переговоры, тщательно аргументируйте свои доводы и приводите свои соображения, не торопясь. Когда ваши партнеры поймут, что вы делая им предложение, не только преследуете свои интересы, но и идете на серьезные уступки со своей стороны только ради выгоды ваших будущих партнеров, они смогут принять позитивное решение просто из-за уважения к вам и потому, что вы им нравитесь. Попытайтесь сделать это, и если вы пойдете на уступки только в первый раз, то добьетесь большей выгоды и более серьезных уступок с их стороны в следующий раз или при следующей сделке.

 

Не следует устанавливать туркам крайний срок для принятия решений или применять давление на них для ускорения процесса подписания договора – они могут использовать установленные вами сроки для собственной выгоды, угрожая отказаться от сделки или прервать переговоры. Будьте терпеливы, и вы добьетесь успеха в ваших деловых переговорах.

Таким образом, в Турции принято вести дела, строя их на партнерских отношениях.
Романтическая ориентация
После провозглашения в 1923 году Турецкой Республики, уклады в стране, особенно в крупных городах, стали более европеизированными. С течением времени изменились и взгляды на брак. Сейчас в Турции, в особенности в ее европейской части, распространена свобода выбора спутников. Но все еще остается традицией знакомить семьи перед окончательным решением о браке. Семья, после знакомства, может сыграть значительную роль при принятии окончательного решения, но при этом нет строгого соблюдения того, что думают родители или старшие в семье. У каждого есть право выбора и, как правило, члены семьи пытаются отнестись с пониманием к выбору сына или дочери и принять нового члена семьи.

Что касается смены партнеров, то в Турции это не приветствуется. Это связано с турецким менталитетом, согласно которому при выборе спутника/спутницы не стоит сразу же оказывать знаки внимания, показывать свои чувства, необходимо присмотреться, убедиться, действительно ли тебе интересен человек, таков ли он, каким хочет казаться, а только потом приступать к активным действиям. Семья в  турецком обществе играет значительную роль, именно поэтому к выбору спутника стараются относиться серьезно. Ориентация в основном не на отношения, а на брак.
Взрослый/Ребенок
В Турции детям уделяется очень большое внимание. Дети считаются опорой семьи. На них возлагаются надежды. Семья вплоть до того момента, когда их чадо отправляется в первый класс, отказываются от своих нужд ради нужд ребенка. Ребенку стараются дать все необходимое. Но при этом, распространено также принятие решения за ребенка о том, где учиться, в какую спортивную секцию ходить, т.к считается что ребенок не может самостоятельно выбрать правильное решение, а у взрослых есть жизненный опыт. Поэтому часто в Турции можно услышать в ответ на вопрос почему ты решил стать врачом: «Родители так решили, и я уважаю их выбор».
Маскулизм/феминизм

С момента создания Турецкой Республики в 1920-е годы, женщины стали иметь равный статус с мужчинами в турецком обществе, по крайней мере по закону.

Но турецкое общество 500 лет во время Османской Империи подчинялось законам шариата (исламское религиозное право) и средневековым социальным обычаям, а столь резкие культурные изменения не происходят в одночасье.

Статус женщин в Турции отличается от других стран. Он не «лучше», не «хуже», а совсем другой. Здесь женщины могут показаться подчиненными мужчинам, но в Турции женщина руководила Высшей судебной палатой задолго до того как это было в США. В Турции женщина была главой правительства, а в США, несмотря на все успехи в защите прав женщин, этого не было.

Роли мужчин и женщин были четко определены в традиционном турецком обществе, и они были более или менее суверенными в пределах своей ответственности. Муж-отец был главой семьи, а жена-мать отвечала за дом и семью. Мужчины выходили из дома, чтобы заниматься делами бизнеса, правительства или армии, женщины же оставались ближе к дому, как правило, занимаясь сельскохозяйственными делами, заботясь о животных и домашнем хозяйстве.

Такое разделение обязанностей для каждого члена семьи было четко определено: властная по закону мать, покорный младший ребенок, и т. д. (То же самое было даже во дворце султана: хотя султан был монарх, это была его мать, Валиде Султан, которая решила с какой девушкой он будет спать из гарема, и когда).

Реформы Ататюрка были революцией в этих многовековых старых традициях, имевшей целью освободить женщин полностью, чтобы они могли участвовать во всех аспектах жизни общества наравне с мужчинами.

Головной убор-платок был объявлен вне закона, были созданы гражданские браки и разводы; турецкие женщины получили право голоса (задолго до того, как женщины в Швейцарии получили это право), право занимать политические должности, завещать и наследовать имущество.

Несмотря на то, что эти реформы были эффективными, общество не менялось так быстро легко, и даже смелость Ататюрка и предпринятые им меры не могли изменить мнение всех людей сразу.

Традиционные браки по-прежнему преобладают в отношениях в сельской местности и среди более традиционных, религиозных семей, а в городах же не являются редкостью современные представления об отношениях, любви и браке. Женская девственность при вступлении в брак обычно оценивается(и как правило ожидается), хотя бывают и исключения.

В Турции вы найдете весь спектр отношения к женщинам, как и в любом обществе..

Если вы — иностранка, которая уважает турецкие культурные нормы (будет вести себя как турчанка), то к вам будет относиться с вежливостью и уважением. Но, независимо от этого, вы, вероятно, будете в гораздо меньшей физической опасности в Турции, чем вы были бы во многих более «либеральных» странах.

Мужские и женские отношения остаются предметом напряженности в турецком обществе. Конфликт между традиционными и современными ценностями и между моделями социализации в семье и в школе влияют на социальные отношения и мужчин и женщин. Даже среди современных городских жителей семейная верность, семейные обязанности, и честь семьи остаются сильными факторами. Таким образом, хотя турки исповедуют современные ценности, равенство между супругами, однако жены, которые на самом деле пытаются утвердиться в качестве равноправных партнеров, обычно, встречают сопротивление со стороны своих мужей.

Среди более традиционных семей, мужчины и женщины в целом согласны с тем чтобы доминирующими были мужья, особенно в вопросах бытового взаимодействия с обществом, а женам надлежит быть послушными. Однако даже в традиционных семьях жены иногда не принимают пассивные роли, и их самоутверждение может столкнуться с сильным неодобрением.

Конфликт традиционных и современных ценностей влияет и на социальные отношения за пределами семьи. Средства массовой информации и современное образование популяризируют идеи социального равенства, открытости между супругами, романтической любви, платонической дружбы между полами, которые считаются неприемлемыми у мужчин и женщин с традиционными ценностями. Но их дети подросткового возраста находят эти идеи привлекательными. В то время как некоторые молодые женщины носят платки и скромное платье, чтобы продемонстрировать свои мусульманские обязанности, другие носят одежду и косметику последней западной моды, которые традиционалисты воспринимают как свидетельство общего упадка женской морали.

Мужчины и женщины представляют собой в значительной степени отдельные субкультуры, каждая со своими собственными ценностями, взглядами и представлениями. Даже среди современных горожан, роли полов ограничены социальными отношениями. Например, дружба между мужчиной и женщиной без намерений брака вообще не приемлема. В среде элитной молодежи, мужчины и женщины общаются, и знакомство — это модно, но родители пытаются контролировать такие отношения и препятствуют общению своих дочерей с мужчинами, если брак не входит их в планы. Среди более традиционных семей, такое знакомство может погубить репутацию молодой женщины и считается бесчестием для ее семьи.

Традиции стоят на страже семейных ценностей в Турции, и семья продолжает быть базовой ячейкой и опорой общества, экономически успешно развивающегося по западному образцу.
Кооперация

Как уже упоминалось, турецкие деловые отношения строятся в атмосфере дружелюбия и доверия. Турецкие предприятия базируются на кадрах, нацеленных на конечный результат, способных взять инициативу в свои руки, сконцентрированных на максимальную удовлетворенность клиентов, открытых к сотрудничеству, легко адаптируемых к осуществляемым изменениям, способных учиться и продолжать свое развитие.

Система отбора кадров, основанная на компетентности и принципах равенства, поддерживается программами постоянного развития и совершенствования профессиональных навыков.

Четко осознавая, что развитие организации непосредственно связано с развитием персонала, турецкие предприятия придерживаются принципа, в соответствии с которым мощная поддержка удовлетворенного персонала является залогом успешного развития компании.

В любой даже самой маленькой организации коллеги считают своим долгом помогать друг другу. Как правило, повышение коллеги оценивается как заслуженное и как пример для подражания.

Кстати, в Турции практически не существует детских домов. Оставить ребенка в роддоме считается сильным грехом.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Молодость/старость
Уважение к семье, особенно к родителям и старшим родственникам – одна из традиционных турецких ценностей, поэтому в Турции невозможно встретить дома или приюты для пожилых людей. Принято слушать, внимать слову старших, потому что они имеют большой жизненный опыт. Высшие звания в организациях и муниципальных учреждениях также занимают люди старшего поколения.
Чистота

Смотри, Аллах любит обратившихся к нему и чистящихся.

(Коран, сура 2)

 

Немецкие туристы всегда бывают очень удивлены, когда слышат, что одним из предубеждений турков относительно европейцев яв­ляется нечистоплотность (пислик) вторых. Причина в том, что евро­пейцы моются в стоячей, то есть не текущей воде — фу-фу-фу. Тур­ки не понимают прелести принятия ванны: моются ли они под со­временным душем или традиционно используют бочку и ковш для мытья, на воде они не экономят — вода всегда должна течь.

Посещение знаменитой турецкой бани — хамама — является сегодня практически обязательной программой посещения Турции. Традици­онные бани, которые обычно располагались в старых зданиях с ку­полом, были частью комплекса, включавшего во времена Османской империи также мечети, медресе (теологические школы) и библиотеки. Поскольку подобные комплексы были расформированы Ататюрком в связи с культурной революцией и новые бани не строились, то большинство из действующих сегодня бань сохранились с очень давних времен. Нередко они настолько старые, что ими интересует­ся служба по охране памятников. Снаружи бани не обязательно вы­глядят привлекательно, но из-за этого не нужно расстраиваться и избегать их, ведь внутри посетителя ждут чистый мрамор и прият­ное расслабление.

В настоящем хамаме женщины моются днем, а вечер принадле­жит мужчинам.

Моются, смешивая воду из горячего и из холодного кранов и выливая ее на себя. Потом намыливаются и снова обливаются водой.

Вымывшись, ложатся на разогретую мраморную платформу, ко­торая в сочетании с влажностью и паром еще больше открывает по­ры. Во время всех процедур мокрое полотенце остается повязанным на бедрах. Ни один турецкий мужчина не стремится появиться где бы то ни было в голом виде после обрезания. Несколько лет назад фильм «Турецкая баня» режиссера Ферхана Озпетека, выпущенный совместно Италией, Турцией и Испанией, затронул в связи с темой хамама проблему гомосексуализма. Дело в том, что с османских времен ходят слухи, будто бани предлагают больше, нежели простое расслабление. Турецкое банное объединение резко протестовало против такой клеветы и указывало на то, что именно муж­чины используют баню быстро и целенаправленно, чтобы помыться вечером.

Это соответствует действительности, потому что в отличие от женщин, которые часто приходят группами и проводят в бане целый день, мужчины заходят в баню ненадолго после работы. Мужчины приходят обычно одни, в основном молчат и расслабляются от забот рабочего дня.

Женщины, наоборот, считают посещение бани «социальным» со­бытием. Раньше, когда еще не в каждом доме был душ, было тради­цией, что вся женская родня проводила в бане вместе с невестой один день перед свадьбой. Также принято, что женские «компании» имеют свои установленные дни для посещения бани.

Хамам является одним из немногих мест, принадлежащих к муж­ской, «внешней» сфере, которое может быть законным местом встречи женщин. Женщины не только наслаждаются мытьем и ухо­дом за телом, но и смеются, сплетничают, шутят и спорят что есть мочи (например, о мужчинах).

Теперь перейдем к различиям между пис (грязный, неопрятный, про­тивный, непорядочный) и темиз (чистый, опрятный, привлекатель­ный, порядочный). Уже из сравнения четырех значений каждого слова видно, что речь идет не только о гигиене.

Мы узнали, что точное разделение в исламе муж­чин и женщин требует дополнительного внешнего выражения про­тивоположности полов. Как территориальное разделение полов должно быть по возможности максимально точным, так и физичес­кие признаки принадлежности к конкретному полу должны читать­ся без затруднений, быть ясными — или «чистыми». Этим объясня­ется тот факт, что оба пола удаляют волосы на лобке, чтобы под­черкнуть свою принадлежность к соответствующему полу.

Волосы на лобке считаются пиз, в значении этого слова «нечистый неясный». От этой скорее сексуально-теоретической нечистот недалеко и до гигиеническо-эстетической стороны этого слова значении «грязный — мерзкий». При этом грязное — это также еще неясное, то есть то, что из-за отсутствия узнаваемости препятствует контролю или идентификации. Этим объясняется и то, что женщины удаляют также волосы на ногах и в подмышках, потому что волосы на теле являются мужским признаком — исключение составляют только волосы на голове. В то время как борода делает мужчину чистым и привлекательным именно как мужчину, женщина должна удалить волосы со своего тела, если она хочет быть привлекательной, чистой женщиной. Эпиляцию ног, подмышек и волос на лобке делают с помощью специальной пасты, которая содержит либо сосновую смолу, либо сиропообразную сахарную массу с добавлением лимона.

Такое же многообразие значений слов пис и темиз можно наблюдать при их употреблении в связи с ритуально-религиозным очищение. Кроме тех вещей, которые сами по себе всегда являются грязными (например, экскременты, свиньи и собаки), существуют также так физические состояния или ситуации нечистоты, которые не дадут возможности человеку войти в мечеть, молиться или поститься, потому что «в состоянии нечистоты» нельзя приблизиться к Богу. Это приводит к необходимости ритуального очищения (или мытья). Такое очищение проводится после следующих действий или с стояний: после полового акта, после менструации (также и после регулярных кровотечений), после еды и после посещения туалет Перечисление этих действий ясно показывает, что женщины из своих физиологических особенностей намного чаще, чем мужчин находятся в «нечистом состоянии». Во время поста в месяц рамада женщины несколько дней не могут поститься из-за менструаций, но эти несколько дней они должны наверстать уже после рамадана. Поститься нужно обязательно определенное количество дней.

Также понятно, что религиозная нечистота — но не личная нечистоплотность! — тесно связана с сексуальностью. Поскольку к этому состоянию относится и рождение ребенка — оно делает женщин религиозно нечистой на 40 дней, то временные различия в пребывании в нечистом состоянии между мужчиной и женщиной е больше увеличиваются. В связи со своими биологическими особенностями женщины по природе менее чистые, чем мужчины, потому что в отличие от мужчин женщины не могут совсем исключить свои биологические процессы или контролировать их.

Сексуальность и все с ней связанное относится, как уже говори­лось, к махьрему (тайное, интимная зона). В отношениях с Богом -но не в отношениях между полами — область махьрема является харам (запрещенной). Все, что там происходит — половой акт, семяиз­вержение, рождение ребенка, притягивает к себе религиозную (!) нечистоту. Запрещенное — это нечистое, то, что делает невозмож­ным приближение к Богу. Следовательно, ритуальная чистота — это только религиозная чистота, которая в будние дни неосознанно приводит людей к гигиеническим мероприятиям. То есть чистота из­начально имеет идейную, а уже потом практическую природу.

Запрещено употребление в пищу свинины, и еще — как заявляет Андреа Петерсен — харам является выставление напоказ определен­ных частей человеческого тела, «для женщин это все, что ниже гру­ди, для мужчин — все, что ниже пупка. Перед погребением с мерт­вых снимают мерку. Глубина могилы зависит от пола умершего. Все, что является харам, должно быть хорошо закрыто, когда мертвый будет в могиле. Женские могилы поэтому более глубокие, чем муж­ские»80. Естественно, что верхняя часть тела чище, чем нижняя. Го­лова (идеальное) находится над всеми другими частями тела и фи­зиологическими функциями, которые ближе к земле (материально­му) и земному (различные выделения, сексуальность, рождение). Стремление к чистоте (укрывание харам) связано с уже описанными правилами того, как следует одеваться. По этим правилам оставлять открытыми сексуальные части тела — и сейчас мы увидим сразу все значения слова пис — считается не только религиозно нечистым, но и эстетически непривлекательным и морально непорядочным. По­следующие значения вытекают из первого. И в связи с этим женщи­ны, как мы давно знаем, вынуждены прятать больше, чем мужчины.

Теперь следует сделать вывод, что мужчины по причине своих природных особенностей имеют более простой путь не только к чи­стоте, но и к Богу. Такое — имеющее место во всех так называемых «высокоразвитых культурах» — «повышенное» положение мужчин выражается в традиционных областях Турции буквально в том, что мужчина не только ходит уверенно и гордо, но и его взгляд, все его манеры устремлены вверх. (Женщина же, напротив, старается неза­метно проскочить через общественное место, все ее тело направле­но «… вниз, к земле, к дому, во внутреннюю сферу...»)

Легко заметить, что исламское понимание чистоты больше связа­но с ритуальной чистотой, чем с личной гигиеной. Гигиена вытекает из ритуальной чистоты, причем многие люди не осознают связь ре­лигиозной чистоты и гигиены. Петерсен говорит, «что замужняя женщина не должна садиться на кровать незамужней девушки, по­тому что первая является нечистой (то есть сексуально активна), а вторая чистой (то есть сексуально нетронутой).  Однако этому обычаю вряд ли следуют в современной Турции осо­знанно.

Теперь вернемся к более конкретным понятиям. Самое почетное положение в доме занимает, конечно, священная книга — Коран. Его можно брать и читать только в чистом состоянии, причем его каса­ются только правой рукой, и ни в коем случае не левой. То же самое касается и еды. Кушанья отправляются в рот только правой рукой, левая рука остается более или менее незанятой. Потому что она яв­ляется нечистой — ею пользуются в туалете.
Традиции/изменения

       Вплоть до двадцатых годов прошлого столетия Турция была глубоко консервативной страной, но с приходом к власти Ататюрка ситуация во многом изменилась. Новатор, который до сих пор считается в Турции национальным героем, провозгласил Турецкую Республику и начал коренным образом перестраивать жизнь местного населения. В стране изменилось многое от языка (на смену арабскому алфавиту пришел латинский) до создании современных мегаполисов.
       Однако, несмотря на все новые веяния, в Турции еще и сегодня есть немало традиций, которые вызывают неподдельный интерес и удивление европейцев.
       Первое, что осталось незыблемым в Турции, это вера в Аллаха, здесь свято чтут религиозные убеждения предков и соблюдают все каноны. В Рамазан (священный мусульманский праздник) турки молятся несколько раз в день и в светлое время суток не вкушают пищу. Нарушение подобных заветов считается страшнейшим грехом.
        В соответствии с религиозными убеждениями турки не едят свинину, но зато положительно относятся к баранине и курице. Спиртное практически не употребляют, а кальян курят с удовольствием, причем, трава, которая туда помещается, нередко имеет очень «веселящие» свойства.
Турецким мальчикам, которые достигли возраста 10-12 лет, делают традиционное обрезание, этот процесс считается священным, по его случаю в семье устраивается большой праздник, разделить радость произошедшего приглашают друзей и соседей.
         Турки гостеприимный народ, они всегда готовы пригласить в дом и напоить чаем, не вздумайте отказываться, ведь чаепитие это тоже своего рода церемониал, который показывает радушие и хлебосольство турецкого народа.
          В стране Ататюрка Закон давно запретил многоженство, но в глухих деревнях оно все еще существует, в турецком обществе многие такое явление не считают зазорным.
          В турецких семьях царит полный патриархат, главный здесь, безусловно, отец, следующее слово за старшим сыном, а влияние старшей сестры гораздо меньше, чем самого младшего из сыновей.
К женщине-матери в Турции относятся с благоговением, к ее словам всегда прислушиваются.

          Турецкий университет Богазичи при поддержке Института Открытого Общества провел исследование, темой которого стала «консервативность турок». Итоги были оглашены на пресс-конференции в отеле «Пойнт» в Стамбуле. Как оказалось, среди общественных образований, в которых, по мнению турок, следует придерживаться консервативных взглядов, на первом месте стоит семья, далее следуют религия, государство и нация.

           Для исследования степени консервативности турецкого общества были опрошены 1644 человека из 15 провинций страны.
Исследование показывает, что склонность к соблюдению традиций, которая ярко проявляется в 21 веке, присуща и Турции, однако в то же время турецкий народ хочет перемен.

           Результаты опроса выглядят следующим образом: 30% опрошенных считают себя консерваторами, когда дело касается политических убеждений, а 24% не считают. В сфере частной жизни же число консервативно настроенных выше: 35%.

           На вопрос: «Какие общественные образования требуют консервативного подхода?» 45,6% ответили, что это семья, 22,2%, что это религия, 18,8% назвали государство, а 10,5% — нацию.

          Вопреки распространенному мнению, что консерваторы не любят перемен, 63% опрошенных хотели бы изменить свою жизнь, а на вопрос «Что именно следовало бы изменить, если бы это было в ваших силах?» 47,3% выразило мнение, что экономику, 13,7% — государственное устройство, 13,3% считает необходимыми изменения в социальной сфере, 9,7% — в семейном укладе.

         На вопрос об отношении к традициям подавляющее большинство (85%) ответило так: «Традиции – это наши общие ценности, передающиеся из поколения в поколение и дарующие нам самосознание, делающие нас такими, какие мы есть». Сферой обязательного влияния традиций 54,2% опрошенных считают семейные отношения и отношения между мужчиной и женщиной, 19,5% назвали социальные отношения с другими людьми, 11,8% — государственное устройство и социальную жизнь.

        За последние три года изменилось отношение к вступлению Турции в Евросоюз. Если по результатам анкетирования 2003-2005 гг. только 55,2% опрошенных поддерживало эту идею, то теперь число их, возросло до 69,5%.

       Среди негативных последствий присоединения Турции к европейскому сообществу 53,9% выделяют ущемление религиозных принципов, 55,2% опасаются, что это нанесет вред моральному облику молодежи, а 49,2% считают вероятным «загрязнение языка иностранными заимствованиями». (www.infomag.com, www.aa.com.tr)
Совет по высшему образованию Турции издал постановление, запрещающее выгонять студенток из учебных аудиторий за ношение головного платка. Преподаватели, которые позволят себе подобные действия, будут привлечены к ответственности.

Постановление последовало вслед за жалобой со стороны студентки медицинского факультета Стамбульского университета, которую преподаватель выгнал с занятие только за то, что она была в полностью закрывающем волосы платке.

Республиканская партия Турции выразила несогласие с указом образовательного органа, заявив, что он «противоречит конституции». В целом в стране некоторые университеты восприняли эту инициативу с одобрением, другие же отказались ей подчиняться, объясняя это все тем же «противоречием конституции».

Корреспондент «Аль-Джазиры» отмечает, что указ вызвал широкую дискуссию в академических, политических и законодательных кругах.

Ранее правительство Турции предложило внести поправки в конституцию, чтобы устранить существующие противоречия, и принять новые законы, разрешающие девушкам и женщинам посещать занятия в платках, в соответствии с турецкими традициями. Однако Народно-республиканская партия выступила против, и сейчас обвиняет Совет по высшему образованию в «подыгрывании правительству».

Напомним, турецкая конституция запрещает студенткам находиться в учебных заведениях в платках, так как это «противоречит светскому характеру общества». Но в то же время конституция запрещает препятствовать любому человеку в праве получать образование. И принимая новое постановление, Совет по высшему образованию Турции учитывал прежде всего именно право всех граждан страны на образование, передает "Аль-Джазира"
Сказки

           Сказки любят и читают люди во всем мире. Мы привыкли считать, что сказки – это истории для детей. На самом же деле изначально сказка рассказывалась взрослым, была для них психологической отдушиной, и именно поэтому в сказках отразилось мировоззрение того или иного народа, его вера в лучшее.
            В фольклорном наследии Турции сказка занимает ведущее место. Сюжеты турецких сказок чрезвычайно разнообразны, встречаются в фольклорной и литературной традиции не только народов Востока, но и Запада. Многообразие сюжетов, используемых турецкой сказкой, скорее всего, объясняется географическим положением Турции и ее ролью как перекрестка цивилизаций, а также тесными контактами тюрок со славянскими и другими народностями из-за их активных кочевых передвижений по Средней Азии. По мнению Смирнова, именно по этой причине у тюрок не было достаточно времени для формирования собственных мифологических представлений, и это коренным образом отразилось на всей турецкой сказке и, прежде всего, на ее системе персонажей.
              Почти в каждой турецкой сказке нам встречается падишах неведомой страны, живущий в прекрасном дворце со своим многочисленным окружением и обладающий неограниченной властью. У падишаха обыкновенно три сына или дочери, возможно один сын или дочь – шехзаде или султан – они-то и являются главными героями турецкой сказки. Если у падишаха один ребенок, то это ребенок долгожданный, его характеризует необычное рождение – чаще всего от яблока, которое дает падишаху странствующий дервиш. Главными героями турецкой сказки могут также быть сын или дочь бедных родителей, тогда сказка обязательно заканчивается включением их в падишахскую семью. Самым известным из подобных героев является традиционный турецкий персонаж Кельоглан (Плешивый Парень). Внешне глуповатый и простодушный, он предприимчив и обладает незаурядной смекалкой. Герои турецкой сказки не индивидуализированы, это идеальные герои с присущими им положительными качествами. Шехзаде обыкновенно мудр; Кельоглан находчив; а героиню характеризует скромность, терпение, трудолюбие и верность собственным чувствам (чтобы найти любимого, она может истоптать железные чарыки и сбить железный посох!). За эти добродетели в финале сказки герои обычно вознаграждаются.
           Особый интерес представляют волшебные персонажи турецкой сказки – именно в них народная фантазия отразила свои страхи и некоторые мифологические представления о мире. Они могут быть как враждебны, так и дружелюбны по отношению к герою, т.е. выполняют одновременно две функции: помощника и вредителя. К таким волшебным персонажам можно отнести дэвов, дракона, пери, арапа, птицу Изумруд и т.п.
           Одними из самых распространенных образов турецкой волшебной сказки являются дэвы – чудовища огромных размеров, пожирающие людей и летающие по воздуху. Это людоеды, которые враждебно относятся к людям, но иногда и помогают им. Они съедают по целому или несколько баранов за раз, спят по сорок дней. Считается, что дэвы обитают за горой Каф или живут в заброшенных банях, горах и пустынях. К отрицательным персонажам можно отнести также дракона, с которым в сказку входит мифологический мотив змееборства, а часто и пери – существ женского пола, необыкновенно красивых и мастерски владеющих искусством превращения. Часто пери помогает герою или стремится к браку с ним (так в сказке появляется мотив чудесной жены). Арап, или чернокожий джинн, образ которого пришел к тюркам из арабского мира, – персонаж, наделенный злой силой, владеющий магией или колдовством. Он появляется в сказке, когда кто-либо из героев произносит «Ох!», т.е. жалуется. Тем не менее, в турецких сказках встречаются также образы тюркского происхождения, такие как Дэв Ветер, налетающий стремительно и уносящий героиню от его возлюбленного, и старик-карлик, который при помощи развертывания и свертывания белого и черного клубков управляет движением дня и ночи. Чтобы остановить течение дня и успеть выполнить все необходимое до восхода солнца, герой может выхватить у него белый клубок, ведь пока старик-карлик разматывает черный клубок, ночь длится без конца.
          Для турецкой сказки характерна также такая сказочная атрибутика, как хрустальный дворец, построенный за ночь, ковер-самолет, скатерть-самобранка, источники, из которых льются мед и масло, шапка-невидимка и др.

         Несмотря на сюжетное сходство со сказками других народов, турецкая сказка обладает национальным своеобразием, особым восточным колоритом, проявляющемся как в системе персонажей, так и в языке. При изучении иноязычной культуры мы в первую очередь должны обращаться к ее фольклорным традициям, поскольку богатый мир сказки, с детства формирующий мировоззрение человека, отражается и в современном языке народа. Имея представление о турецкой сказке, мы никогда не удивимся традиционным сравнениям «живет как падишах/король» «красива как пери», «огромный, как дэв»; нас не приведет в замешательство фраза «джинн ты или еще какой-нибудь дух?» (‘in misin, cin misin?’), часто употребляемая турками и в наши дни.

Ходжа Насреддин — фольклорный персонаж мусульманского Востока и некоторых народов Средиземноморья и Балкан, герой коротких юмористических и сатирических миниатюр и анекдотов, а иногда и бытовых сказок. Нередки утверждения о его существовании в реальной жизни в конкретных местах (напр. в г. Акшехир, Турция). На настоящий момент не существует подтверждённых сведений или серьёзных оснований говорить о конкретной дате или месте рождения Насреддина, поэтому вопрос о реальности существования данного персонажа остаётся открытым.

Литературный образ Ходжи Насреддина

           Литературный персонаж Насреддина эклектичен и совмещает в себе синкретический образ мудреца и простака одновременно. Этот явно перенесённый из нескольких фольклорных персонажей внутренне противоречивый образ антигероя, бродяги, вольнодумца, бунтаря, глупца, юродивого, хитреца, плута и даже философа-циника, тонкого учёного-богослова и суфия высмеивает людские пороки, скупцов, ханжей, лицемеров, судей-взяточников и мулл. Часто оказываясь на грани нарушения общепринятых норм и понятий о приличии, его герой, тем не менее, неизменно находит неординарный выход из положения.

Основная черта литературного героя Насреддина – выходить из любой ситуации победителем с помощью слова. Насреддин-эфенди виртуозно владея словом, нейтрализует любое своё поражение. Частые приёмы Ходжи – притворное невежество и логика абсурда.
Фаталистичность
Тут турков нужно разделить на две категории: европеизированные турки и турки – консерваторы (более религиозные, соблюдающие традиции).

Турки первой группы постоянно пытаются достичь чего либо, что то доказать не только себе но и всему миру, очень болеют за честь своей страны, им не безразличны действия политиков, стоящих у власти, им не безразлично, вступят ли  они в ЕС и как это отразится в будущем на жизни обычного народа. У европеизированных турков девиз скорее: «Мы сможем это сделать, мы должны это сделать!» Об умении и желании добиваться поставленных целей говорит то, что большинство руководящих должностей в различных транснациональных корпорациях занимают именно турки.

Но с другой стороны, есть турки-консерваторы. Для этой группы характерна фаталистичность: любимое выражение- yapacakbiseyyok— ничего не поделаешь. Эта группа турков все свои проблемы ссылает к воле Аллаха, при этом  мало что предпринимая для решения проблем и улучшения своей жизни.     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Структурный функционализм Т.Парсонса. Понятия функция , структура , система
Реферат Статистикоэкономический анализ социальной защищенности населения в Калужской области на примере
Реферат Старение общества в наше время
Реферат А. Г. Грязнова 2001 г
Реферат Сутність технологій в соціальній роботі
Реферат Становление социологии как науки 2
Реферат Статистика в социологии
Реферат Субъективная школа в русской социологии (П. Л. Лавров, Н. К. Михайлов)
Реферат Личные не имущественные права ребёнка
Реферат Сущность и функции трудовой мотивации
Реферат Статистический анализ демографической ситуации заболеваемости и медицинского обеспечения в Тарусском
Реферат Сучасна соціально-релігійна ситуація в Україні
Реферат Проблема цели и средств в нравственной деятельности
Реферат Статистичне вивчення складу населення
Реферат Студент как объект и субъект социальной работы