Взгляд требует опоры
Василий Филин
Тирания безликости порождает агрессию
Познавательное
пространство человечества постоянно расширяется. Рано думать, что все на свете
уже открыто. На памяти одного-двух поколений появились и получили общее
признание психология, космонавтика, генетика, компьютерные технологии. Массовая
урбанизация спровоцировала появление новой науки, объединившей биологию и
архитектуру.
Термин
«видеоэкология» впервые был озвучен в 1989 году, и вот уже пятнадцать лет
основоположник новой отрасли знания доктор биологических наук Василий Филин
пропагандирует науку видеоэкологию. И успешно: она обретает все больше и больше
последователей. В Нижнем Новгороде создан филиал возглавляемого В. Филиным
московского Центра «Видеоэкология», в Костроме работает группа энтузиастов,
студенты Томского университета вплотную занялись исследованиями «в русле»
видеоэкологии. С ученым беседует журналистка Лариса Белянчикова.
–
Василий Антонович, какую проблематику охватывает видеоэкология?
–
Влияние видимой окружающей среды на общее состояние человека можно измерить и
оценить так же, как, например, концентрацию углекислого газа в атмосфере и
последствия превышения нормы.
Визуальная
среда человечества за последние полвека резко изменилась: большинство наших
современников проживает в городах. А человек со своим комплексом
физиологических потребностей остался прежним, «спроектированным» для жизни в
естественной природной среде. Вот это противоречие и стало объектом изучения
видеоэкологии.
Когда-то
человека окружала зелень – а в городах преобладает серый цвет бетона и
асфальта. В лесу, к примеру, много кривых линий, разнообразных по толщине,
направлению и контрастности, а современная архитектура построена на огромных плоскостях,
однородных и статичных.
Зодчество
развивалось тысячелетиями в соответствии с потребностями человека, творения
прошлых эпох радуют нас. Достаточно вспомнить афинский храм Парфенон, колоннада
которого вторит ритму праздничного шествия – там нет симметричных расстояний
между колоннами. Современная архитектура развивается в противоречии с
естественными законами зрения, в итоге сформирована агрессивная для
человеческого глаза среда: отсутствие кривых линий - это отсутствие информации
для наших глаз, создающее предельное напряжение зрения.
–
Какова биологическая основа науки видеоэкологии?
–
Глаз – самый активный из органов чувств, он никогда не останавливается. В этом
легко убедиться, посмотрев в глаза собеседнику. Основу такой активности
составляет природа глазодвигательного аппарата. Глаз человека (как, впрочем, и
других млекопитающих) меняет направление взора каждые полсекунды. Синхронные и
одинаковые по амплитуде быстрые движения обоих глаз называются саккадами, они
происходят и в темноте, и во время сна. Зрительное восприятие сформировалось в
природе таким образом, что глаз практически постоянно «сканирует» меняющуюся
окружающую среду.
А
теперь вспомним, на что приходится смотреть человеку, живущему в современном
городе. Нас окружает гомогенная, однообразная среда, которую в природных
условиях можно встретить только в Арктике или Антарктике.
–
Чем опасна однообразная видимая среда?
–
При современных индустриальных методах строительства в городской среде
возникает множество гомогенных зрительных объектов. Среди них – торцы зданий,
ленточное остекление, при взгляде на которые глазу совершенно не за что
«зацепиться». Если человек смотрит на такую стену всего три секунды, все 6
саккад приходятся на голую стену, где нет зрительных элементов для фиксации
взора. При этом глаза испытывают не меньший дискомфорт, чем ноги, потерявшие
опору. Когда-то такая проблема была актуальной только для шахтеров,
находившихся в гомогенной среде – в шахте из черного каменного угля. Теперь
каждый из нас оказался под прессингом железобетонных и стеклянных однородных
поверхностей.
Кроме
современных строительных технологий, визуальную среду обитания резко меняют
осветительные приборы. Лампы дневного света, импульсные, лазерные источники
света, рекламные табло с бегущей строкой и быстрой сменой кадров, а также
телевидение и экраны компьютеров оказывают огромное давление на естественное
состояние глаз. Существенным образом влияет на визуальную среду современный
скоростной транспорт. Водители и пассажиры получают дополнительную зрительную
нагрузку, когда смотрят на быстро перемещающиеся объекты, «убегающий» под
колеса асфальт, мелькающие деревья, столбы, сигнальные огни.
По
данным Всемирной организации здравоохранения, процессы урбанизации ведут к
неуклонному росту числа психических заболеваний. Я убежден, что среди других
факторов противоестественная видимая среда городов вносит свою немалую лепту в
обвальный рост заболеваемости городского населения. Агрессивная архитектура
провоцирует агрессивность городского жителя, отрицательно влияя на нравственные
качества новых и новых поколений горожан.
–
Известно, что вы поддерживаете решение правительства Москвы о сносе гостиницы
«Россия», но ведь это такое же свидетельство русской истории, как и другие
здания…
-
Красная площадь обладает уникальной комфортной видеосредой. Агрессивный облик
гостиницы «Россия» в значительной мере разрушал живую ткань архитектурного
ансамбля Кремль – Храм Василия Блаженного. Видеоэкология дает возможность в
точных цифрах выразить, насколько страдает человеческий глаз при взгляде на
«Россию». Когда смотришь на нее с Большого Москворецкого моста, на центральную
ямку глаза (место ясного видения) попадает не меньше двух совершенно одинаковых
объектов – окон. Для взора туриста это дискомфорт такой же, как и лед на
тротуаре для ног пешехода. Такое же удручающее впечатление производила
гостиница «Интурист» с другой стороны Кремля. Так что я, как видеоэколог, могу
только приветствовать решение московских властей. Главное, чтобы проект
будущего здания создавался с учетом не только последних архитектурных
достижений, но и требований видеоэкологии.
–
Наверное, удручающий облик многих современных городов – следствие известного
Постановления Совмина СССР 1955 года «Об архитектурных излишествах»…
-
Я не склонен искать причину в этом: в странах Европы постановлений «об
излишествах» не было, тем не менее, например, один из районов Парижа – Дефанс,
сильно напоминает Новый Арбат. Дефанс, кстати, также был построен в 50-х годах
прошлого века. Проблема гомогенной городской среды характерна для всех без
исключения стран. Но многие уже осознали опасность на интуитивном уровне и
приняли соответствующие законодательные меры. Например, больше ста лет назад
законом ограничено расширение масштабов Вены. В результате население столицы
Австрии до сих пор не превысило 4 миллионов человек.
При
современном уровне технологического развития все равно, где архитектор, инженер
или музыкант создает свои проекты: в Самаре, Тольятти или Сызрани. Можно
работать хоть в Америке, а жить там, где удобно. Поэтому стремление властей к
высотному строительству, по меньшей мере, выглядит странно. Понятно, когда в
Японии строятся высотки, на одного японца приходится не более 0,2 га. Но в
России, когда на одного человека – 14 га территории, строить высотное жилье
неразумно! Мы должны жить внутри природы и не «высовываться» выше деревьев.
Пора
разработать и принять закон о расселении россиян. Должны работать экономические
механизмы, благодаря которым проживание в городках около 100 тысяч населения
будет наиболее выгодным.
–
Но ведь миграцию населения законом не остановить. Даже при жесткой политике
прописки большие города продолжали расти…
–
Этому есть причины, которые раскрывает видеоэкология. Вспомните гениальный
фильм Эльдара Рязанова «С легким паром»! У нас все унифицировано: улицы
Строителей, на которых одинаковые дома, в квартирах одинаковая мебель.
Столичные проекты тиражировались на всю страну, при этом заметно терялось
качество. Один из недавних социологических опросов продемонстрировал: людям
нравятся исторически сложившиеся города, а Челябинск, Набережные Челны,
Экибастуз, Тольятти часто вызывают негативные эмоции. Вот еще одна причина
миграции – видеоэкологическая!
Застройка
должна быть выразительной. Все, что создано по государственным стандартам, –
это обедненная видимая среда.
Мне
приходилось слышать, как с гордостью говорят: на пустом месте появился
миллионный город. А как это отражается на его жителях? Что они испытывают?
Насколько возросло количество нервных заболеваний? Как падает зрение у детей?
Кто это учитывает?
–
Словом, работы для видеоэкологов непочатый край?
–
Предстоит огромная разъяснительная работа, так как новое научное направление
появилось на стыке биологии, медицины, экологии и архитектуры. Необходимо
обучать специалистов, отвечающих за формирование городской среды и интерьеров.
Будущие архитекторы и дизайнеры, планирующие посвятить свою творческую жизнь
проектированию жизненного пространства, должны изучать видеоэкологию как
обязательную дисциплину.
Но
кроме этого, надо пропагандировать новое направление в научной среде. Зачастую
ученые, отдающие немало сил борьбе за чистый воздух и воду, совсем не заботятся
об окружающей человека видимой среде. С таким подходом ведется проектирование
зданий, создаются рабочие места, оформляется интерьер производственных и жилых
помещений.
До
сих пор не разработаны нормативные документы по формированию визуальной среды,
нет требований по допустимым отклонениям, в частности – по допустимым размерам
гомогенных и агрессивных полей в архитектуре города. Проблемы жителей районов с
индустриальной застройкой пока что остаются проблемой только их самих. Хорошо
еще, если рядом с типовыми многоэтажками есть парк или лесной массив, тогда
ежедневная прогулка вернет здоровье и глазам, и нервной системе.
В
одном из указов Петра I есть слова: «Остроги строить, как мера и красота
укажут». Недавно я получил проект Гражданского кодекса с просьбой дать
заключение. В новом ГК РФ, как и во всех других российских законах, не
упоминается ни мера, ни красота. Вот здесь и надо менять ситуацию – на
законодательном уровне. Я обратился в Мосгордуму с предложением о разработке
закона по улучшению визуальной среды в Москве, депутаты уже начали работу по
подготовке законопроекта. Требуется менять законодательство и федерального
уровня…
Все
произойдет, если люди приобретут знания о видеоэкологии окружающей среды.
Осталось только внедрить видеоэкологию в общественное сознание и начать жить
счастливо.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.relga.ru/