Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Основные мотивы лирики в творчестве А. А. Фета

Экзаменационнаяреферативная работа
ВыполнилУченик 9 класса “Б” Ратковский А.А.
Средняяшкола № 646
Москва,2004 
ТворчествоА. Фета
А. А. Фет занимает совершенно особое положение врусской поэзии второй половины XIX века. Общественная ситуация в России тех летподразумевала активное участие литературы в гражданских процессах, то естьпарадность стихов и прозы, а также их ярко выраженную гражданскуюнаправленность. Некрасов дал начало этому движению, заявив, что каждый писательобязан «отчитываться» перед обществом, быть прежде всего гражданином, а потомуже человеком искусства. Фет этого принципа не придерживался, оставаясь внеполитики, и заполнил, таким образом, свою нишу в поэзии той эпохи, поделив её сТютчевым.
Но если мы вспомним лирику Тютчева, то онарассматривает человеческое бытие в его трагичности, Фет же считался поэтомбезмятежных сельских радостей, тяготеющий к созерцательности. Пейзаж у поэтаотличается спокойствием, миром. Но, возможно, это внешняя сторона?Действительно, если приглядеться, то лирика Фета наполнена драматизмом,философской глубиной, которые всегда и отличали «больших» поэтов отавторов-однодневок. Одним из главных фетовских тем является трагедиянеразделённой любви. Стихотворения такой тематики раскрывают факты биографииФета, точнее, то, что он пережил смерть любимой женщины. Стихотворения,относящиеся к этой теме, справедливо получили наименование «монологи к умершей».
Ты отстрадала, я ещё страдаю,  
Сомнением мне суждено дышать,  
И трепещу, и сердцем избегаю  
Искать того, чего нельзя понять.
С этим трагическим мотивом переплетаются и другиестихотворения поэта, названия которых красноречиво говорят о тематике:«Смерть»», «Жизнь пронеслась без явного следа», «Проста во мглевоспоминаний...» Как видно, идиллия не просто «разбавлена» грустью поэта, онаотсутствует вообще. Иллюзия благополучия создается стремлением поэта преодолетьстрадания, растворить их в радости каждодневного бытия, добытой из боли, вгармонии окружающего мира. Поэт ликует вместе со всей природой после бури:
Когда ж под тучею, прозрачна и чиста,  
Поведает заря, что минул день ненастья,  
Былинки не найдёшь и не найдёшь куста,  
Чтобы не плакал он и не сиял от счастья...
Взгляд Фета на природу схож со взглядом Тютчева:главное в ней — движение, направление потока жизненной энергии, котораязаряжает людей и их стихи. Фет писал Льву Николаевичу Толстому: «вхудожественном  произведении напряжённость — великое дело». Неудивительно, чтолирический сюжет Фета разворачивается во время наибольшего напряжения духовныхсил человека. Стихотворение «На заре ты её не буди» демонстрирует именно такоймомент» отражающий состояние героини:
И чем ярче сияла луна,  
И чем звонче свистал соловей,  
Всё бледней становилась она,  
Сердце билось больней и больней.
В созвучии с этим стихом — облик другой героини: «Тыпела до зари, в слезах изнемогая». Но самым ярким шедевром Фета, отобразившимвнутреннее духовное событие в жизни человека-стихотворение «Шёпот, робкоедыханье...» В этом стихе — лирический сюжет, то есть на событийном уровненичего не происходит, зато дана подробная развёртка чувств и переживаний героя,смена состояний влюблённой души, окрашивающее ночное свидание — а именно оноописано в стихотворении — в причудливые цвета. На фоне ночных теней блещетсеребро тихого ручья, и чудесная ночная картина дополняется и изменением обликавозлюбленной. Последняя строфа метафорически сложна, так как именно на неё приходитсяэмоциональная кульминация стихотворения:
В дымных тучках пурпур розы,  
Отблеск янтаря,  
И лобзания, и слёзы,  
И заря, заря!…
За этими неожиданными образами скрываются чертылюбимой, её уста, блеск её улыбки. Этим и другими свежий стихотворениями Фетпытается доказать, что поэзия является дерзостью, которая претендует наизменение привычного хода существования. В этом отношении показателен стих «Однимтолчком согнать ладью живую...». Его тема-природа вдохновения поэта. Творчестворассматривается как высокий взлёт, рывок, попытка достичь недостижимое. Фетпрямо называет свои поэтические ориентиры:
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам...
Другая сверхзадача поэзии — закрепление мира ввечности, отражение случайного, неуловимого («Чужое вмиг почувствовать своим»).Но чтобы образы достигали сознания читателя, нужна особая, не похожая ни на чтомузыкальность. Фет применяет множество приёмов звукописи (аллитерация, ассонанс),и Чайковский даже сказал: «Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов,указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область».
Так что же нам явила лирика Фета? Он шел из тьмысмерти любимого человека к свету радости бытия, освещая себе путь огнем исветом в своих стихотворениях. За это его называют самым солнечным поэтомрусской  литературы (каждому известны строчки: «Я пришёл к тебе с приветом,рассказать, что солнце встало»). Фет не боится жизни после потрясений, он верити хранит в себе веру в победу искусств над временем, в бессмертии прекрасногомгновения.
Стихи А. Фета — это чистая поэзия, в том смысле, чтотам нет ни капельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния,восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом — о картинах природы, одожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движенияхдуши, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присущечувство света и покоя. Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно,хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фету неизменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.
Красота, естественность, искренность его поэзиидоходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен,музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, иБалакирев, и Рахманинов, и другие композиторы.   
«ПоэзияФета — сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу...»
В традиционной мировой и русской лирике тема природыявляется одной из основных, обязательно затрагиваемых тем. И у Фета также этатема отражается во многих его стихотворениях. Тема природы в его произведенияхтесно переплетается и с любовной лирикой, и с характерной для Фета темойкрасоты, единой и неделимой. В ранних стихотворениях 40-х годов тема природывыражена не явно, образы природы общи, не детализируются:
Чудная картина,  
Как ты мне родна:
Белая равнина,  
Полная луна...
Поэты 40-х годов при описании природы опирались, восновном, на приёмы, характерные для Гейне, т.е. вместо связного описаниядавались отдельные впечатления. Многие стихотворения раннего Фета относилиськритикой к «гейневским». Например, «Шумела полночнаявьюга», где поэт выражает настроение без психологического анализа его ибез прояснения сюжетной ситуации, с которой оно связано. Внешний мир как быокрашивается настроениями лирического «я», оживляется, одушевляетсяими. Так появляется характерное фетовское очеловечивание природы; частопоявляется эмоциональная экспрессия, возбуждаемая природой, нет стольхарактерных позднее ярких и точных деталей, позволяющих судить о картине вцелом. Любовь Фета к природе, знание её, конкретизация и тонкие наблюдения заней проявляются в его стихах в полной мере в 50-е  годы. Вероятно, на увлечениеим пейзажной лирикой в то время повлияло его сближение с Тургеневым. Явленияприроды становятся детальнее, конкретнее, чем у предшественников Фета, чтохарактерно и дня прозы Тургенева. У Фета изображается не вообще берёза, каксимвол русского пейзажа, а конкретная берёза у крыльца собственного дома, невообще дорога с её бесконечностью и непредсказуемостью, а та конкретная дорога,которую можно сию минуту увидеть с порога дома. Или, например, в его стихахвстречаются не только традиционные птицы, имеющие чёткое символическоезначение, но и такие птицы, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж идругие, каждая из которых показана в своём своеобразии:
За облаком до половины скрыта,
Луна светить ещё не смеет днём.
Вот жук взлетел и прожужжал сердито,
Вот лунь проплыл, не шевеля крылом.
Пейзажи Тургенева и Фета сходны не только в меткости итонкости наблюдений над явлениями природы, но и в ощущениях, образах (например,образ заснувшей земли, «почиющей природы»). Фет, как и Тургенев,стремится зафиксировать, описать изменения в природе. Его наблюдения легкоможно группировать или, например, в изображении времён года чётко определитьпериод. Изображена ли поздняя осень:
Сбирались умирать последние цветы  
И ждали с грустию дыхания мороза;
Краснели по краям кленовые листы,  
Горошек отцветал, и осыпалась роза, —
или конец зимы:
Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Ещё овраги полны снега,
Ещё зарёй гремит телега
На замороженном пути...
Это легко можно понять, т.к. описание даётся точно ичётко. Фет любит описывать точно определённое время суток, приметы той или инойпогоды, начало того или иного явления в природе (например, дождя в«Весеннем дожде»). Точно так же можно определить, что Фет по большейчасти, даёт описание центральных областей России.
Именно природе средней полосы России посвящен циклстихотворений «Снега» и многие стихи из других циклов. По мнениюФета, эта природа прекрасна, но не всякий в состоянии уловить эту неяркуюкрасоту. Он не боится многократно повторять признания в любви к этой природе, кигре света и звука в ней» к тому природному кругу, который поэт много разназывает приютом: «Люблю я приют ваш печальный и вечер деревниглухой...». Фет всегда поклонялся красоте; красота природы, красота  человека,красота любви — эта самостоятельные лирические мотивы сшиваются вхудожественном мире поэта в единую и неделимую идею красоты. От повседневностион уходит туда, ”где грозы пролетают мимо…” Для Фета природа — объектхудожественного восторга, эстетического наслаждения. Она — лучший наставник имудрый советник человека. Именно природа помогает решать загадки, тайнычеловеческого бытия. Кроме того, например, в стихотворении «Шёпот, робкоедыханье...» поэт прекрасно передаёт мгновенные ощущения, и, чередуя их, онпередаёт состояние героев, в созвучие природы душе человека, и счастье любви:
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья....
Фет сумел передать движения души и природы безглаголов, что бесспорно, было новаторством в русской литературе. Но есть у негои картины, в которых главными опорами становятся именно глаголы, как, кпримеру, в стихотворении «Вечер»?
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу»
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу...
Подобная передача происходящего говорит об ещё однойособенности пейзажной лирики Фета: главную тональность задают трудноуловимыевпечатления звуков, запахов, смутных очертаний, передать которые в словах оченьтрудно. Именно сочетание конкретности наблюдений со смелыми и необычнымиассоциациями позволяют чётко представлять описываемую картину природы. Можноговорить и об импрессионизме поэзии Фета; именно с уклоном к импрессионизмусвязано новаторство в изображении явлений природы. Точнее говоря, предметы иявления изображены поэтом так, как они предстали его восприятию, какими они емупоказались в момент написания. И описание фокусируется не на самом изображении,а на впечатлении, производимом им. Кажущееся Фет описывает как реальное:
Над озером лебедь в тростник потянул,
В воде опрокинулся лес,
Зубцами вершин он в заре потонул,
Меж двух изгибаясь небес.
Вообще, мотив «отражения в воде» встречаетсядовольно часто у поэта. Вероятно, зыбкое отражение предоставляет больше свободыфантазии художника, чем сам отражаемый предмет. Фет изображает внешний мир в  томвиде, какой ему придало его настроение. При всей правдивости и конкретностиописание природы прежде всего служит средством выражения лирического чувства. 
Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на однойфигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию никак нельзяназвать однообразной, наоборот, — она поражает разнообразием и множеством тем.Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроенийпоэзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говоритона нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих — этоцелый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей. Взять хотя бы такие из них,как «Луч твой, летящий далеко...», «Недвижные очи, безумные очи...», «Солнцелуч промеж лип...», «Тебе в молчании я простираю руку...» и др.
Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил онее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты,наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы, которую он бралтакой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности. В егостихах зримо проглядывает пейзаж средней полосы Росси.
Во всех описаниях природы А. Фет безукоризненно веренее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт исоздал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие наспсихологической точностью, филигранной точностью, К числу их принадлежат такиепоэтические шедевры, как «Шепот, робкое дыхание...», «Я пришел к тебе сприветом...», «На заре ты ее не буди...», «Заря прощается с землей…».
Фет строит картину мира, который он видит, чувствует,осязает, слышит. И в этом мире все важно и значимо: и облака, и луна, и жук, илунь, и коростель, и звезды, и Млечный путь. Каждая птица, каждый цветок,каждое дерево и каждая травинка не просто составляющие общей картины — все ониобладают только им свойственными приметами, даже характером. Обратим вниманиена стихотворение «Бабочка»:
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.  
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?  
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.
Надолго ли, без цели, без усилия,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья  
И улечу.
«Чувство природы» у Фета носит универсальный характер.Практически  невозможно выделить чисто пейзажную лирику Фета, не порвав приэтом связей с ее жизненно важным органом— человеческой личностью, подчиненнойобщим законам природной жизни.
Определяя свойство своего мироощущения, Фет писал:«Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребностьспрашивать: что такое окружающая природа? Откуда все это? Что такое он сам?Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственнаяприрода, тем искреннее возникают в нем эти вопросы». «Природа создала этогопоэта для того, чтобы самое себя подслушать, подсмотреть и самое себя понять.Для того чтобы узнать, что думает о ней, природе, человек, ее детище, как он воспринимаетее. Природа создала Фета для того, чтобы проведать — как воспринимает ее чуткаядуша человека» (Л. Озеров).
Отношения Фета с природой — это полное растворение вее мире, это состояние трепетного ожидания чуда:
Я жду… Соловьиное эхо  
Несется с блестящей реки,  
Трава при луне в бриллиантах,  
На тмине горят светляки.
Я жду… Темно-синее небо
И в мелких, и в крупных звездах,
Я слышу биение сердца
И трепет в руках и ногах.
Я жду… Вот повеяло с юга;
Тепло мне стоять и идти;
Звезда покатилась на запад…  
Прости, золотая, прости!
Обратимся к одному из самых знаменитых стихотворенийФета, которое в свое время принесло автору немало огорчений, вызвав своимпоявлением восторг одних, растерянность других, многочисленные насмешкиприверженцев традиционной поэзии — в общем, целый литературный скандал. Этомаленькое стихотворение стало для критиков демократического толка воплощениеммысли о бессодержательности и безыдейности поэзии. Более тридцати пародий былонаписано на это стихотворение. Вот оно:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,  
Серебро и колыханье
Сонного ручья  
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,   
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,  
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!…
Сразу же создается ощущение движения, динамическихизменений, происходящих не только в природе, но и в душе человека. А между темв стихотворении нет ни одного глагола. А сколько радостного упоения любовью ижизнью в этом стихотворении! Не случайно излюбленным временем суток Фета быланочь. Она, как и поэзия, — прибежище от суеты и маеты дня:
Ночью как-то вольнее дышать мне,  
Как-то просторней...
признается поэт. Он может говорить с ночью, онобращается к ней, как к живому существу, близкому и родному:
Здравствуй! тысячу раз мой привет тебе, ночь!
Опять и опять я люблю тебя,
Тихая, теплая,
Серебром окаймленная!
Робко, свечу потушив, подхожу я к окну…
Меня не видать, зато сам я все вижу...
Стихи А. А. Фета любимы у нас в стране. Времябезоговорочно подтвердило ценность его поэзии, показало, что она нужна нам,людям XX века, потому что задевает самые сокровенные струны души, открываеткрасоту окружающего мира.
Эстетическиевоззрения Фета
Эстетика — наука о прекрасном. И взгляды поэта на то,что есть прекрасное в этой жизни, складываются под воздействием самых различныхобстоятельств. Здесь все играет свою особую роль — и условия, в которых прошлодетство поэта, сформировавшее его представления о жизни и красоте, и влияниеучителей, книг, любимых авторов и мыслителей, и уровень образования, и условиявсей последующей жизни. Поэтому можно   сказать, что эстетика Фета — этоотражение трагедии раздвоенности его жизненной и поэтической судьбы.
Так Полонский очень верно и точно определилпротивостояние двух миров — мира житейского и мира поэтического, которое нетолько чувствовал поэт, но и декларировал как данность. «Идеальный мир мойразрушен давно...» — признавался Фет еще в 1850 году. И на месте этогоразрушенного идеального мира он воздвиг иной мир — сугубо реальный, будничный,наполненный прозаическими делами и заботами, направленными к достижению отнюдьне высокой поэтической цели. И этот мир невыносимо тяготил душу поэта, ни наминуту не отпуская его разум. В этой раздвоенности существования и формируетсяэстетика Фета, главный принцип которой он сформулировал для себя раз и навсегдаи никогда от него не отступал: поэзия и жизнь — несовместимы, и им никогда неслиться. Фет был убежден; жить для жизни — значит умереть для искусства,воскреснуть для искусства — умереть для жизни. Вот почему, погружаясь вхозяйственные дела, Фет на долгие годы уходил из литературы.
Жизнь — это тяжкий труд, гнетущая тоска и
страдания:
Страдать, весь век страдать, бесцельно, безвозмездно,  
Стараться пустоту наполнить и взирать,  
Как с каждой новою попыткой глубже бездна,  
Опять безумствовать, стремиться и страдать.
В понимании соотношения жизни и искусства Фет исходилиз учения своего любимого немецкого философа Шопенгауэра, книгу которого «Миркак воля и представление» он перевел на русский язык.
Шопенгауэр утверждал, что наш мир — худший из всехвозможных миров», что страдание неотвратимо присуще жизни. Этот мир не чтоиное, как арена замученных и запуганных существ, и единственно возможный выходиз этого мира — смерть, что рождает в этике Шопенгауэра апологию самоубийства.Опираясь на учение Шопенгауэра, да и до знакомства с ним, Фет не уставалтвердить, что жизнь вообще низменна, бессмысленна, скучна, что основное еесодержание — страдание и есть только одна таинственная, непонятная в этом мирескорби и скуки сфера подлинной, чистой радости — сфера красоты, особый мир,
Где бури пролетают мимо,  
Где дума страстная чиста, —  
И посвященным только зримо  
Цветет весна и красота
(«Какая грусть! Конец аллеи…»)
Поэтическое состояние — это очищение от всего слишкомчеловеческого, выход на простор из теснин жизни, пробуждение от сна, но преждевсего поэзия — преодоление страдания. Об этом говорит Фет в своем поэтическомманифесте «Муза», эпиграфом к которому берет слова Пушкина «Мы рождены длявдохновенья, Для звуков сладких и молитв».
О себе как о поэте Фет говорит:
Пленительные сны лелея наяву,  
Своей Божественною властью  
Я к наслаждению высокому зову  
И к человеческому счастью.
Ключевыми образами этого стихотворения и всейэстетической системы Фета становятся слова «Божественная власть» и «наслаждениевысокое». Обладая огромной властью над человеческой душой, поистинеБожественной, поэзия способна преобразовать жизнь, очистить душу человека отвсего земного и наносного, только она способна «дать жизни вздох, дать сладостьтайным мукам».
Извечным объектом искусства, по убеждению Фета,является красота. «Мир во всех своих частях, — писал Фет, — равно прекрасен.Красота разлита по всему мирозданию. Весь поэтический мир А. Фета располагаетсяв этой области красоты и колеблется между тремя вершинами — природа, любовь итворчество. Все эти три поэтических предмета не только соприкасаются междусобой, но и тесно взаимосвязаны, проникают друг в друга, образуя единый слитныйхудожественный мир — фетовскую вселенную красоты, солнцем которой являетсяразлитая во всем, скрытая для обычного глаза, но чутко воспринимаемая шестымчувством поэта гармоническая сущность мира — музыка. По словам Л. Озерова,«русская лирика обрела в Фете одного из наиболее музыкально одаренных мастеров.Начертанная на бумаге буквами, его лирика звучит, подобно нотам, правда длятех, кто эти ноты умеет читать
На слова Фета сочиняли музыку Чайковский и Танеев,Римский-Корсаков и Гречанинов, Аренский и Спендиаров, Ребиков и Виардо-Гарсиа,Варламов и Конюс, Балакирев и Рахманинов, Золотарев и Гольденвейзер, Направники Калинников и многие, многие другие. Число музыкальных опусов измеряетсясотнями».   
Мотивылюбви в лирике Фета.
На склоне жизни Фет «зажег вечерние огни», жил грезамиюности. Мысли о минувшем не оставляли его, причем посещали в самые неожиданныемоменты. Достаточно было малейшего внешнего повода, скажем, прозвучать словам,похожим на давно сказанные, мелькнуть на плотине или в аллее платью, схожему стем, что в те дни видел на ней.
… Случилось это тридцать лет назад. В херсонскомзахолустье встретил он девушку. Звали ее Мария, ей было двадцать четыре года,ему — двадцать восемь. Отец ее, Козьма Лазич, по происхождению серб, потомоктех двухсот своих соплеменников, которые в середине XVIII века переселились наюг России вместе с Иваном Хорватом, основавшим здесь, в Новороссии, первоевоенное поселение. Из дочерей генерала в отставке Лазича старшая Надежда,изящная и резвая, прекрасная танцорка, обладала яркой красотой и веселымнравом. Но не она пленила сердце молодого кирасира Фета, а менее броская Мария.
Высокая, стройная брюнетка, сдержанная, чтобы несказать строгая, она во всем, однако, уступала сестре, зато превосходила еероскошью черных, густых волос. Это должно быть и заставило обратите на неевнимание Фета, ценившего в красоте женщин прежде всего волосы, в чем убеждаютмногие строки его стихов.
Обычно не участвовавшая в шумных весельях в домесвоего дяди Петковича, где часто гостила и где собиралась молодежь, Марияпредпочитала играть для танцующих на рояле, ибо была великолепной музыкантшей,что отметил сам Ференц Лист, услышав однажды ее игру.
Заговорив с Марией, Фет был изумлен, насколько обширныее познания в литературе, особенно в поэзии. К тому же она оказалась давнейпоклонницей его собственного творчества. Это было неожиданно и приятно. Ноглавным «полем сближения» послужила Жорж Санд с ее очаровательным языком,вдохновенными описаниями природы и совершенно новыми, небывалыми отношениямивлюбленных. Ничто не сближает людей так, как искусство вообще—поэзия в широкомсмысле слова. Такое единодушие само по себе поэзия. Люди становятся болеечуткими и чувствуют и понимают то, для полного объяснения чего никаких словнедостаточно.
«Не подлежало сомнению,— будет вспоминать АфанасийАфанасьевич на склоне жизни,— что она давно поняла задушевный трепет, с каким явступал в симпатичную ее атмосферу. Понял я и то, что слова и молчание в этомслучае равнозначительны».
Одним словом, между ними вспыхнуло глубокое чувство, иФет, преисполненный им, пишет своему другу: «Я встретил девушку — прекрасногодома, образования, я не искал ее —она меня, но судьба — и мы узнали, что былибы очень счастливы после разных житейских бурь, если бы могли жить мирно безвсяких претензий на что-либо. Это мы сказали друг другу, но для этого надобнокак-либо и где-либо? Мои средства тебе известны—она ничего тоже не имеет...»
Материальный вопрос и стал главным камнем преткновенияна пути к счастью. Фет считал, что самая томительная скорбь в настоящем не даетим права идти к неизбежному горю всей остальной жизни—раз не будет достатка.
Тем не менее, беседы их продолжались. Бывало всеразойдутся, время уже за полночь, а они никак не могут наговориться. Сидят надиване в алькове гостиной и говорят, говорят при тусклом свете цветного фонаря,но никогда не проговаривались о своих взаимных чувствах.
Их беседы в уединенном уголке не осталисьнезамеченными. Фет чувствовал себя ответственным за честь девушки — ведь он немальчик, увлекающийся минутой, и очень опасался выставить ее в неблагоприятномсвете.
И вот однажды, чтобы разом сжечь корабли их взаимныхнадежд, собрался духом и без обиняков высказал ей свои мысли насчет того, чтосчитает брак для себя невозможным. На что она ответила, что ей нравитсябеседовать с ним, без всяких посягательств на его свободу. Что касается людскоймолвы, то тем более не намерена из-за пересудов лишать себя счастья общения сним.
«Я не женюсь на Лазич,— пишет он другу,— и она этознает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений, она предо мною чищеснега — прервать неделикатно и не прервать неделикатно— она девушка — нужноСоломона». Необходимо было мудрое решение.
И странное дело: Фет, сам считавший нерешительностьглавной чертой своего характера, тут неожиданно проявил твердость. Впрочем, такли уж это было неожиданно. Если вспомнить его собственные слова, что школажизни, державшая его все время в ежовых рукавицах, развила в нем до крайностирефлексию и он никогда не позволял себе шагу ступить необдуманно, то станетпонятнее и это его решение. Те, кто хорошо знал Фета, например, Л. Толстой,отмечали эту его «привязанность к житейскому», его практицизм и утилитаризм.Точнее будет сказать, земное и духовное боролись в нем, рассудок воевал ссердцем, часто возобладая. Это была нелегкая, глубоко скрытая от чужих глазборьба с собственной душой, как говорил он сам, «насилование идеализма к жизнипошлой».
Итак, Фет решил прекратить отношения с Марией, о чемсам написал ей. В ответ пришло «самое дружеское и успокоительное письмо». Этим,казалось, и закончилась пора «весны его души». Через некоторое время емусообщили ужасную весть. Мария Лазич трагически погибла. Она умерла страшнойсмертью, тайна которой до сих пор не раскрыта. Есть основание думать, как считает,например, Д. Д. Благой, что девушка покончила самоубийством. Он видел ее скакой-то особой силой любви, чуть ли не с телесной и душевной близостью и всеотчетливее сознавал—счастья, которое тогда пережил, было так много, что страшнои грешно желать и просить у бога большего.
В одном из самых любимых своих стихотворений Фетписал:
В последний раз твой образ милый  
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой  
И с негой робкой и унылой  
Твою любовь воспоминать.
Природное и человеческое в слиянии дают гармонию,чувство красоты. Лирика Фета внушает любовь к жизни, к ее истокам, к простымрадостям бытия. С годами, избавляясь от поэтических штампов времени, Фетутверждается в своей лирической миссии певца любви и природы. Утро дня и утро годаостаются символами фетовской лирики. 
Образлюбви-воспоминания в лирике Фета
Любовная лирика А. Фета представляет собою весьмауникальное явление, так как практически вся обращена к одной женщине —безвременно ушедшей из жизни возлюбленной Фета Марии Лазич, и это придает ейособый эмоциональный колорит.
Смерть Марии окончательно отравила и без того«горькую» жизнь поэта— об этом говорят нам его стихи. «Восторженный певец любвии красоты не пошел за своим чувством. Но чувство, испытанное Фетом, прошло черезвсю его жизнь до глубокой старости. Любовь к Лазич мстительно прорвалась влирику Фета, сообщив ей драматичность, исповедальную раскованность и сняв с нееоттенок идилличности и умиленности».
Мария Лазич погибла в 1850 году, и более сорока лет,что поэт прожил без нее, были наполнены горькими воспоминаниями о его«сгоревшей любви». Причем эта традиционная для обозначения ушедшего чувстваметафора в сознании и лирике Фета наполнялась вполне реальным и потому ещеболее страшным содержанием.
В последний раз твой образ милый  
Дерзаю мысленно ласкать,  
Будить мечту сердечной силой  
И с негой робкой и унылой  
Твою любовь воспоминать...
То, что не смогла соединить судьба, соединила поэзия,и в своих стихах Фет вновь и вновь обращается к своей возлюбленной как кживому, внимающему ему с любовью существу,
Как гений ты, нежданный, стройный,  
С небес слетела мне светла,  
Смирила ум мой беспокойный,  
На лик свой очи привлекла.
Стихотворения этой группы отличаются особымэмоциональным колоритом: они наполнены радостью, упоением, восторгом. Здесьгосподствует образ любви-переживания, зачастую слитый с образом природы. ЛирикаФета становится воплощенной памятью о Марии, памятником, «живым изваянием »любви поэта. Трагический оттенок придают любовной лирике Фета мотивы вины инаказания, которые явственно звучат во многих стихах.
Долго снились мне вопли рыданий твоих, —  
То был голос обиды, бессилия плач;
Долго, долго мне снился тот радостный миг,  
Как тебя умолил я — несчастный палач... 
Подала ты мне руку, спросила: «Идешь?»  
Чуть в глазах я заметил две капельки слез;
Эти искры в глазах и холодную дрожь  
Я в бессонные ночи навек перенес.
Обращает внимание на себя устойчивый и бесконечноразнообразный мотив любви и горения в любовной лирике Фета. Поистине сгоревшаяМария Лазич опалила и поэзию своего возлюбленного. «О чем бы он ни писал, дажев стихах, обращенных к другим женщинам, мстительно присутствует ее образ, еекороткая жизнь, сгоревшая от любви. Как бы ни был подчас банален этот образ илиего словесное выражение, он у Фета убедителен. Более того, он составляет основуего любовной лирики».
Лирический герой называет себя «палачом», подчеркиваятем самым осознание своей вины. Но он — «несчастный» палач, так как, погубиввозлюбленную, погубил и себя, свою собственную жизнь. И потому в любовнойлирике рядом с образом любви-воспоминания настойчиво звучит мотив смерти какединственной возможности не только искупить свою вину, но и вновь соединиться свозлюбленной. Лишь смерть способна вернуть то, что отнято жизнью:
Очей тех нет — и мне не страшны гробы,  
Завидно мне безмолвие твое,  
И, не судя ни тупости, ни злобы,  
Скорей, скорей в твое небытие!
Жизнь потеряла для героя смысл, превратившись в цепьстраданий и потерь, в «горький», «отравленный» кубок, который ему предстоялоиспить до дна. В лирике Фета возникает трагическое по своей сущностипротивопоставление двух образов — лирического героя и героини. Он жив, но мертвдушою, а она, давно умершая, живет в его памяти и в стихах. И этой памяти онсохранит верность до конца своих дней.
Пожалуй, любовная лирика Фета — это единственнаяобласть творчества поэта, в которой нашли отражение его жизненные впечатления.Наверное, потому стихи о любви так отличаются от тех, что посвящены природе. Вних нет той радости, ощущения счастья жизни, которые мы увидим в пейзажнойлирике Фета. Как писал Л. Озеров, «любовная лирика Фета — самая воспаленнаязона его переживаний. Здесь он не боится ничего: ни самоосуждения, ни проклятийсо стороны, ни прямой речи, ни косвенной, ни форте, ни пианиссимо. Здесь лириквершит суд над самим собой. Идет на казнь. Сжигает себя».  
Чертыимпрессионизма в лирике Фета
Импрессионизм — особое направление в искусстве XIXвека, сложившееся во французской живописи в 70-е годы. Импрессионизм означает впечатление,то есть изображение не предмета как такового, а того впечатления, которое этотпредмет производит, фиксация художником своих субъективных наблюдений ивпечатлений от действительности, изменчивых ощущений и переживаний. Особымпризнаком этого стиля было «стремление передать предмет в отрывочных, мгновеннофиксирующих каждое ощущение штрихах».
Стремление Фета показать явление во всем многообразииего переменчивых форм сближает поэта с импрессионизмом. Зорко вглядываясь вовнешний мир и показывая его таким, каким он предстает в данный момент, Фетвырабатывает совершенно новые для поэзии приемы, импрессионистического стиля.
Его интересует не столько предмет, скольковпечатление, произведенное предметом. Фет изображает внешний мир в том виде,который соответствует сиюминутному настроению поэта. При всей правдивости иконкретности описания природы прежде всего служат средством выражениялирического чувства.
Новаторство Фета было настолько смелым, что многие современникине понимали его стихов. При жизни Фета его поэзия не нашла должного отклика уего современников. Только двадцатое столетие по-настоящему открыло Фета, егоудивительную поэзию, которая дарит нам радость узнавания мира, познания егогармонии и совершенства.
«Для всех прикасающихся к лирике Фета через столетиепосле ее создания важна, прежде всего, ее одухотворенность, душевнаяпристальность, нерастраченность молодых сил жизни, трепет весны и прозрачнаямудрость осени, — писал Л. Озеров. — Читаешь Фета — и сдается: вся еще твояжизнь впереди. Сколько доброго сулит идущий день. Стоит жить! Таков Фет.
В стихотворении, написанном в сентябре 1892 года — задва месяца до смерти, — Фет признается:
Мысль свежа, душа вольна;
Каждый миг сказать хочу:
«Это я!» Но я молчу.
Поэт молчит? Нет. Говорит его поэзия».  
Списоклитературы
Р. С. Белаусов “Русская любовная лирика” отпечатано втипографии Курская правда – 1986.
Г. Асланова “В плену легенд и фантазий” 1997. Вып. 5.
М. Л. Гаспаров “Избранные труды” Москва. 1997. Т.2
А. В. Дружинин “Прекрасное и вечное” Москва. 1989.
В. Соловьёв “Смысл любви” Избранные произведения.Москва. 1991.
И. Сухих “Миф Фета: Мгновение и вечность // Звезда”1995. №11. 
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.referat.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.