Тема
смерти-тема жизни: философия социологии
Думай про
каждый ты день, Что сияет тебе он последним
Гораций
О смерти
следует помнить всегда для того чтобы лучше прожить жизнь
Д. Шостакович
Человек,
по-видимому, единственный представитель земной фауны, который знает о
неизбежности смерти и понимает ее значение небытия (животные могут интуитивно
чувствовать, предчувствовать Нечто, что есть смерть, не осознавая ее значения).
Страх небытия заставляет искать смысл жизни. Вопрос о смысле жизни-это вопрос о
смерти (et versus). Сам поиск смысла жизни (существования)-есть реакция на
знание о смерти.
Может быть,
размышления о смысле существования, а значит и о смерти-единственное принципиальное
отличие человека от остальных животных, которым в большей или меньшей степени
присущи и разум, и воля, и чувства. Поэтому же прав Ж.-П. Сартр, полагавший
отличие человека от животного в том, что человек может покончить жизнь
самоубийством (для этого надо осознавать, что есть смерть).
Подданным
тоталитарного государства задумываться о смысле жизни-смерти не положено. Это
опасно для тоталитаризма. Есть заданный сверху и единственный для всех
"смысл"-коммунизм, или тысячелетний рейх, или служение Нации,
государству, Вождю. Избегание обсуждения проблем смерти-жизни сопровождается
преуспеянием в практике лишения жизни ("во имя", "на
благо", "ради"): в застенках и концлагерях, на полях сражений,
по приговору суда или по приказу кровавых генералов.
Гуманистическое,
подлинно человеческое отношение к Жизни как абсолютной ценности, древнее
"не убий! ", швейцеровское Veneratio vita ("благоговение перед
жизнью")-невыносимы для тоталитарных правителей и люмпенизированных масс.
Расплата в виде бездуховности, безнравственности, обесценения жизни,
безудержной эскалации насилия не заставила долго ждать. За семь лет (с 1987 г.
по 1994 г.) уровень умышленных убийств в России вырос в 3,4 раза, в
Санкт-Петербурге-в 6 раз, достигнув величины, сопоставимой только с некоторыми
латиноамериканскими государствами. И это, не считая "горячих точек" и
преступной войны в Чечне (которая еще аукнется "чеченским
синдромом").
Вечная
человеческая проблема смысла жизни, смысла своего собственного
существования-глубоко интимна (личностна, индивидуальна) и принципиально
неразрешима (открыта). Жизнь каждого-либо постоянный поиск смысла
существования, или же примирение с его отсутствием, или уверенность в своем,
обретенном, единственно истинном смысле (будь-то служение Богу, или Государству,
или делу революции:).
Но даже не
думая о смысле жизни, гоня прочь саму мысль о нем, человек действует в условиях
выбора так, как если бы он учитывал в своих действиях этот тщательно гонимый
Смысл. От индивидуального смысла жизни зависит, в конечном счете, стратегия
поведения человека, его образ жизни.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/