Реферат по предмету "Педагогика"


Нетрадиционные способы изображения объектов живой и неживой природы, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Из опытаработы воспитателя
дошкольногообразовательного учреждения «Спутник»
ШлотгауэрСветланы Николаевны
«Нетрадиционныеспособы изображения объектов живой и неживой природы, как средство развитиятворческих способностей детей дошкольного возраста»
п. Мирный
Зональныйр-он
2009 г.

Содержание
1. Актуальность опыта
2. Условия возникновения и становления опыта
3. Цель, задачи
4. Условия формирования опыта
5. Организация занятий
6. Результативность
7. Адресная направленность
8. Трудоемкость

Два мира есть у человека;
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
1. Актуальность опыта
В современном мирестремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной иответственной функцией общества остается воспитание здорового, всестороннеразвитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразованиядиктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающейспособностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Воспитание творческогоотношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах. Испытывать чувстворадости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способностьнаходить выход из сложных жизненных ситуаций)-одна из наиболее сложных иинтересный задач современной педагогики. И хотя в народе говорят " Векживи — век учись", важно не пропустить тот период в жизни ребенка, когдаформируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводитсявоображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать вдошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этойфункции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческогомышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Рассматривая развитиетворческих способностей в контексте с динамикой их приобретения, что является,на мой взгляд, одной из проблем современного образовательного процесса, педагогическаяпрактика уделяет более глубокое внимание традиционным видам художественнойдеятельности. Недостаточно эта проблема рассматривалась в процессе такой формыхудожественно-продуктивной деятельности, как нетрадиционные способы рисования.Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детейдошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность,эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Нонесформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить врисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей иэстетического восприятия.
Сложной для дошкольниковявляется и методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все детисправляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собойотрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет кразвитию детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционныеспособы рисования.
При этом важноцеленаправленное обучение, на что обратили внимание Н.В.Дубровская,И.В.Щербакова и другие; результат предшествующего действия становится средствомреализации последующего и предполагает формулировку центрального творческогозадания, которое ориентировало бы детей на конечный результат и высвечивало бытраекторию движения к этому результату.
Формировать творчество удошкольников необходимо такими средствами, которые способствуют, прежде всего,развитию его воображения (В.В.Давыдов). При этом, как указывал А.В.Запорожец,при выборе средств педагогу необходима операция на новизну продукта, егооригинальность, вариативность решений, эмоциональные проявления в процесседеятельности, интеллектуальную активность. " Что особенно ярко проявляетсяв развертывании творческого процесса" (Д.Б.Богоявленская). Ребенокдошкольного возраста может проявлять творчество в различных видах деятельности:познавательной, игровой, художественной. Значительный вклад фундаментальныеисследования по проблемам психологии и творчества дошкольников внесли: А.В. Брушлинский,В.А. Моляко, Я.А.Пономарев и другие; в психологию и психофизиологиюиндивидуальных различий и способностей: Е.А.Вяхирева, В.П.Зинченко,М.А.Холодная. Специальное значение имеют разработанные психологические принципытворческого развития детей в дошкольном возрасте и в начальной школе (Л.А. Венгер,В.В.Давыдов, Н.Н. Поддъяков, С.Ю.Курганов, А.М.Матюшкин, Д.Б. Эльконин идругие). Считаю, рисование нетрадиционным способом, интересным и доступным длядетей. Сам вид материала, его простота стимулируют творческую активностьребенка, активизирует познавательный интерес, формирует эмоциональноположительное отношение к процессу рисования, способствует эффективномуразвитию воображения и восприятия.
В процессе работы по теме" Нетрадиционные способы изображения объектов живой и неживой природы, каксредство развития творческих способностей детей дошкольного возраста",мною разработан план занятий, система взаимодействия с родителями, конспектызанятий, методические рекомендации для воспитателей ДОУ.
2. Условия возникновенияи становления опыта
В муниципальномдошкольном учреждении, детский сад " Спутник", я работаю десять лет.Предлагаемый мною опыт является результатом работы с детьми дошкольноговозраста по развитию творческих способностей с помощью нетрадиционных способовизображения объектов живой и неживой природы. В моей практике выяснилось, чтоконкретная работа развивает детскую самостоятельность, мышление и зрительныйгенезис, а также активизирует познавательный интерес, формирует эмоциональноположительное отношение к процессу рисования, способствует эффективномуразвитию воображения и восприятия.
Опыт по данной тематикеформировался в рамках изучения педагогической, психологической, методическойлитературы и передового педагогического опыта. Опыт работы строился на работахИ.В.Щербаковой, И.Н. Вихровой и Н.В. Дубровской.
3. Цель, задачи
Цель: удовлетворитьдетскую потребность в создании чего-то нового в исследовании свойств ивозможностей нетрадиционных способов изображения объектов.
Задачи:
1. Учить детейпознавать мир и себя в нем через открытие звуков, цвета, формы.
2. Развивать умениевключаться в творческий процесс через физические и словесные действия.
3. Упражнять детей вприменении различных способов нетрадиционного рисования (пальчиком, тампоном,ладошкой и т.д.).
4. Поощрять детей ввыборе красок, побуждать их к рассуждению.
5. Способствоватьречевому развитию детей и прививать интерес к художественной литературе.
6. Учит радоватьсярезультатам своего труда и труда товарищей.
4. Условия формирования опыта
Анализ психологической,педагогической, методической литературы и передового педагогического опыта поданной проблеме позволил мне определить цель, задачи, методы и приемы, а такжеформы организации занятий, выдвинуть гипотезу.
Гипотеза: предполагается,что серия занятий в технике «нетрадиционное рисование» с детьмидошкольного возраста позволит сформировать определенные трудовые навыки иразвить творческие способности.
С первых занятий ребенокисследует возможности рисования различными способами, цветовую палитру. Сначалаучится рисовать пальчиком, затем задача усложняется. Занятия построены вигровой форме, с учетом тематики. В каждой теме рассматривается овладениеопределенным приемом, по принципу " от простого к сложному".
На занятиях предусмотренакак индивидуальная, так и коллективная работа. На основеопытно-экспериментальной работы были разработаны методические рекомендации длявоспитателей ДОУ.
5. Организация занятий
При составленииконспектов занятий учитывались следующие моменты:
—  Программныезадачи по разделу " Рисование";
—  Усвоение детьминетрадиционных способов рисования;
—  Игроваямотивация;
—  Четкая логикаобследования демонстрационных образцов (целостное и дифференцированноевосприятие);
—  Проблемныеситуации, которые направлены на самостоятельный поиск детей в решении той илииной темы занятий;
—  Использованиеразных видов техники;
—  Показпоследовательности технологических операций (в зависимости от темы,поставленных задач и сюжетные линии, использовался: целостный, частичный ифрагментарный показ).

6. Результативность
При проектированиипрограммы, мною была выдвинута гипотеза, в которой предполагается, что сериязанятий в технике " нетрадиционное рисование" с детьми дошкольноговозраста, позволит сформировать определенные трудовые навыки и развитьтворческие способности.
Для проверки этогопредположения мною была проведена опытно-экспериментальная работа с детьмисреднего дошкольного возраста. Диагностическое исследование констатирующийэксперимент нашло комплексный характер, проводилось индивидуально, и былонаправлено на выявление уровня знаний у детей о нетрадиционных способахизображения объектов живой и неживой природы.
Обучающий этап(формирующий эксперимент) проводился поэтапно. На завершающем этапе (контрольныйэксперимент) провела контрольную диагностику. Использовалась та жедиагностическая методика, что и вначале эксперимента.
/>
Рис. 1. Гистограммауровней творческих способностей
При сравнении динамикирезультатов констатирующего и контрольного экспериментов мы выяснили, чтовысокий уровень знаний у детей повысился, средний уровень — уменьшился, анизкий уровень — отсутствует. Таким образом, нетрадиционные способы изображенияспособствуют развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
7. Адресная направленность
На основе опытно — экспериментальной работы были разработаны методические рекомендациивоспитателей ДОУ.
Рекомендуем:
1. Использовать вработе нетрадиционные способы рисования, с дошкольниками разных возрастныхгрупп.
2. Целесообразнозаранее спланировать систему занятий на весь учебный год по темам «отпростого к сложному».
3. Тематика должнабыть интересной, познавательной, посвященной знакомым игровым образом,событиям, персонажам, явлениям.
4. Проводить занятияв игровой форме, в форме беседы, в форме путешествия.
5. Создаватьпроблемную ситуацию для поиска творческих решений при работе с красками(гуашью) в нетрадиционной форме.
6. Важно сочетать назанятиях индивидуальную работу с коллективной.
7. Яркость иоригинальность работ будет зависеть от выбора цвета и способа рисования.
8. Разработкуконспектов целесообразно планировать в форме таблицы, что способствуетпоэтапному проведению занятий.
9. В занятиях важноучитывать следующие этапы:
—  Эмоциональноеначало;
—  Обследованиеобразца;
—  Показ выполненияработы;
—  Двигательныеупражнения;
—  Самостоятельнаяработа;
—  Анализ результатаработы.
10. В анализе работобращать внимание на выразительность образца: цветовое решение, оригинальность,аккуратность и качество выполнения техники.
11. Использоватьсамооценку и самоанализ выполненных работ детьми.
12. Целесообразнопроводить выставки детских работ.
8. Трудоемкость
В начале формированияопыта мною была исследована педагогическая, психологическая, методическаялитература и передовой педагогический опыт.
Мною были созданынеобходимые условия для работы, был подобран и разработан материал доступныйдетям, отобраны методы и приемы, изготовлены демонстрационные пособия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Менеджмент: сущность и структура
Реферат Field Of Dreams Essay Research Paper Field
Реферат Мировая торговля как форма международных экономических отношений
Реферат Территориальное общественное самоуправление как альтернатива представительному органу власти
Реферат Життя і творчість Івана Франка
Реферат «Подготовка и проведение диктантов в профессиональном училище» Из опыта работы преподавателя русского языка и литературы гбоу нпо пу№57 Краснодарского края Толстяковой Валентины Степановны
Реферат Підвищення продуктивності праці на підприємстві ВАТ "Сумський завод продовольчих товарів"
Реферат Проектирование механосборочных цехов
Реферат Синтез нитрата адмантана
Реферат Разработка и реализация образовательной программы: условие усиления влияния предпринимателей на постановку и решение задач стратегического управления территорией
Реферат Opening Adoption Records Essay Research Paper Opening
Реферат Контрольная работа по дисциплине "русский язык и культура речи" Гагарин 2008 г
Реферат 1. Вступление Основная часть Учебные вопросы: А. История геральдики: герб, геральдика
Реферат Моделі відкритої мережі
Реферат The Construction Essay Research Paper The constructionThe