Неореализм
Неореализм,
одно из направлений современной буржуазной философии. На формирование
Неореализма оказала влияние шотландская школа, а также идеи Ф. Брентано, А.
Мейнонга, Э. Маха (Австрия) и раннего Б. Рассела (Великобритания).
Теоретико-познавательные
принципы Неореализма были высказаны Дж. Э. Муром в статье "Опровержение
идеализма" (1903) и затем развиты в особую доктрину в США Р. Перри, Э.
Холтом, У. Монтегю, У. Марвином, Э. Сполдингом и У. Питкином, которые в 1910
выпустили "Программу и первую платформу шести реалистов". Космология
Неореализма была разработана С. Александером, А. Уайтхедом, Я. Смэтсом, Л.
Морганом и представляет собой разновидность метафизической концепции развития -
теорию эмерджентной эволюции. В 1930-х гг. влияние Неореализма падает и на
смену ему приходит так называемый критический реализм.
Неореализм
подверг критике субъективный идеализм - за сведение действительности к сознанию
субъекта - и абсолютный идеализм (Ф. Брэдли), отождествляющий действительность
с мировым сознанием, и выступил с тезисом о независимом от субъекта
существовании объекта. В то же время Неореализм отверг материализм как
"дуалистическую" теорию, будто бы абсолютно противопоставляющую
субъект и объект друг другу, и развил доктрину "эпистемологического
монизма". Неореализм считает, что бытие не имеет ни материального, ни
идеального характера - оно есть совокупность "нейтральных элементов",
которые в зависимости от ситуации приобретают либо физическое, либо психическое
значение. В познавательном отношении "нейтральный" объект
непосредственно входит в сознание субъекта, становясь "психическим";
когда же объект не включен в гносеологическую ситуацию, он выступает как
"физический". Однако положение о непосредственном включении сознанием
объекта не даёт возможности решить проблему генезиса ложного сознания и
вступает в противоречие с исходной посылкой Неореализма о независимом от
сознания существовании действительности. Т. о., по существу своему Неореализм,
оказывается одной из разновидностей идеализма.
Бесконечность
в философии
Бесконечность в
философии-понятие, употребляемое в двух различных смыслах: качественная
Бесконечность, выражаемая в законах науки и фиксирующая универсальный
(всеобщий) характер связей явлений; количественная Бесконечность, выступающая
как неограниченность процессов и явлений.
Проблема
качественной Бесконечности обсуждалась уже в антической философии, в частности
в связи с космогонией и проблемами природы мышления. Но особое значение она приобрела
в философии нового времени в связи с развитием естествознания и проблемами его
логического обоснования (Р. Декарт, Дж. Локк, Г. Лейбниц).
Глубокий
философский анализ проблемы Бесконечности дал Г. Гегель, различивший истинную
(качественную) и "дурную" Бесконечность как безграничное увеличение
количества и связавший категорию Бесконечности с характеристикой процессов
развития. Эти идеи были материалистически переосмыслены марксизмом,
подчеркнувшим диалектическую взаимосвязь Бесконечности и конечного,
противоречивую природу Бесконечности.
Важное значение
имело указание связи Бесконечности с категорией всеобщего. Как писал Ф.
Энгельс, "... форма всеобщности есть форма внутренней завершённости и тем
самым бесконечности; она есть соединение многих конечных вещей в
бесконечное".
Применительно к
космологическим проблемам количественная Бесконечность рассматривается обычно
как Бесконечность материального мира в пространстве и времени.
Противоборствующими
здесь являются, с одной стороны, религиозная и идеалистическая точка зрения,
толкующая Бесконечность как Бесконечность бога, его вневременность или как
продукт сознания, а с другой стороны, - точка зрения материализма,
рассматривающего Бесконечность как одно из свойств пространства и времени и
исследующего её в опоре на результаты математики и космологии. По данным
современной космологии, Вселенная (материальный мир, рассматриваемый лишь в
аспекте пространственно-временного распределения масс) бесконечна в
пространстве и времени, а её пространственные и временные характеристики по
отдельности могут быть и конечными, и бесконечными, в зависимости от выбора
системы отсчёта.
Лингвистическая
философия
Лингвистическая
философия-направление аналитической философии. Возникло в 1930-х гг. и получило
развитие в Великобритании (Г. Райл, Дж. Остин, Дж. Уисдом, М. Макдональд и
др.). Известное влияние имеет также в США (М. Блэк, Н. Малькольм и др.), в
Австралии и в скандинавских странах.
Будучи одной из
школ неопозитивизма, Лингвистическая философия отрицает мировоззренческий
характер философии и считает традиционные философские проблемы
псевдопроблемами, возникающими в силу дезориентирующего влияния языка на
мышление. В отличие от сторонников других разновидности аналитической
философии, представители Лингвистической философии усматривают задачу
"философа-аналитика" не в том, чтобы реформировать язык в
соответствии с некоторой логической нормой, а в детальном анализе
действительного употребления естественного разговорного языка с тем, чтобы
устранять недоразумения, возникающие вследствие неправильного употребления
языка.
В частности,
согласно Лингвистической философии, такой анализ приводит к выявлению причин
постановки философских проблем, которые будто бы возникают в результате
неправомерного расширения обыденного словоупотребления. Возражая против любых
проявлений техницизма в философии, связанного с использованием специального
понятийного аппарата, и отстаивая "чистоту" употребления
естественного языка, Лингвистическая философия выступает в качестве решительного
противника сциентизма в философии, в частности сциентизма логических
позитивистов.
Впервые идеи
Лингвистической философии получили своё выражение в 1930-е гг. в кембриджской
школе последователей Дж. Мура и позднего Витгенштейна. С конца 1940-х гг.
большое влияние приобретают представители оксфордской школы (Г. Райл, Дж.
Остин, П. Строусон и др.), которые подчёркивают разнообразие языковых явлений,
способов употребления языковых выражений, выступая против всяких тенденций к
унификации языка. Несмотря на несостоятельность Лингвистической философии как
философского течения в целом, исследования представителей Лингвистической
философии содержат некоторые результаты по анализу логич. структуры обыденного
языка и изучения его семантических возможностей.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/