Реферат по предмету "Государство и право"


Понятие и виды недобросовестной конкуренции (на примере законодательства европейских стран)

Понятиеи виды недобросовестной конкуренции (на примере законодательства европейскихстран)
 

Содержание
Введение
Франция
Швейцария
Италия
Чехия
Венгрия
Румыния
Болгария
Великобритания
 
Введение
 
С точки зренияправового регулирования недобросовестной конкуренции можно выделить три группыстран. К первой группе относятся страны, в которых преследованиенедобросовестной конкуренции осуществляется на основе общих положенийгражданского права об ответственности за внедоговорное правонарушение, деликт.На основании этих норм судебной практикой разработано понятие и определены видынедобросовестной конкуренции. К таким странам относятся Франция, Италия,Нидерланды, а также некоторые другие страны.
Во вторую группу входятстраны, в которых принято законодательство о недобросовестной конкуренции,определяющее как общее понятие, так и конкретные составы правонарушений изнедобросовестной конкуренции. К ним относятся Германия (где первый Закон онедобросовестной конкуренции был принят в 1909 году. В 2004 г. принят новый закон против недобросовестной конкуренции), Австрия, Испания, Швейцария, Греция,и некоторые другие.
Третью группусоставляют страны, где защита против недобросовестной конкуренцииосуществляется как на основе общих норм гражданского законодательства оделиктах, так и на основе норм, содержащихся в специальном законодательстве (взаконах о конкуренции, в частности). К числу таких стран относятсяВеликобритания, Бельгия, ряд других стран. [6] 
Франция
Первой на путь защитыпредпринимателей от недобросовестной конкуренции стала законодательная практикаФранции.
Закрепление понятия «недобросовестнаяконкуренция» возникает во Франции в середине ХIХ века, а впервыеопределение этого понятия дается в ст.10-bis Парижской Конвенции относительноохраны промышленной собственности от 1883 года, в которой указывается, что «Актомнедобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащийчестным обычаям в промышленных и торговых делах». [7]
В XIX в. во французскойсудебной практике имели место попытки привязать критерий добросовестностиконкуренции к общегражданскому пониманию этой категории, вытекающему изФранцузского гражданского кодекса 1804 г. Такие попытки были вполне логичными на фоне отсутствия специального позитивного законодательства противнедобросовестной конкуренции и в связи с привязкой средств борьбы против этогоявления к ст. 1382 и 1383 ГК Франции.
Судебная практикаФранции исходила из общих начал деликтной ответственности. Деликтнаяответственность за правонарушение, которое причиняет вред другому лицу внедоговора (использование чужого товарного знака и т.п.). Статья 1382 ФГК:«Всякое виновное действие, причинившее вред лицу, обязывает виновноговозместить причинённый ущерб».
Суд Франции исходит изпринципа «права на свободную конкуренцию»: «каждыйпредприниматель вправе свободно вести свой промысел, но границы этого правапроходят там, где используемое им право превращается в злоупотребление инарушает аналогичное право другого предпринимателя на свободное ведениепромысла». [3; 4]
ЗаконодательствоФранции о конкуренции (Ордонанс № 86-1243 от 1 декабря 1986 года «Освободе цен и свободе конкуренции» и Декрет № 86-1309 от 26 декабря 1986года о порядке применения указанного ордонанса), которым определены санкции задействия предпринимателей и коммерсантов, направленные на то, чтобы запретитьвсе виды деятельности, способные ограничить или исказить механизм конкуренции,а также стать препятствием нормальному функционированию рынка, выделяетантиконкурентную практику, ограничительную практику и экономическую конкуренциюкак действия, создающие угрозу рынку и представляющие собой нарушение правилсвободного предпринимательства.
Хотя недобросовестнаяконкуренция затрагивает свободное функционирование рынка, акты такойконкуренции не подпадают под регламентирование их законодательством о свободецен и о конкуренции (в частности, ордонансом № 86-1243 от 1 декабря 1986 года).А квалифицируются именно как внедоговорное (деликтное) правонарушение ирассматриваются судами на основе статей 1382 и 1383 Гражданского кодексаФранции.
Современная французскаясудебная практика исходит из того, что содержанием «честных обычаев»служат обычаи профессиональной деятельности (les usages professionels), т.е.этические требования добросовестности и честности (внеправовой масштаб). Но врамках каждой профессии могут установиться свои собственные (специальные)профессиональные обычаи и нормы этики. Например, в области бухгалтерских услугсуществует Кодекс этики профессиональных бухгалтеров Международной федерациибухгалтеров, который служит основой этических требований, предъявляемых ксубъектам данной профессии. Такая множественность обычаев сужает поле для единообразногосудебного толкования и способствует дифференциации правил профессиональнойдеятельности.
Поэтому в современнойфранцузской доктрине в состав критериев недобросовестной конкуренции включаетсяцелый ряд требований публично-правового характера. Данная доктринальнаятрактовка в полной мере соответствует тенденции общеевропейскогозаконодательства против недобросовестной конкуренции, где борьба снедобросовестной конкуренцией тесно увязывается с защитой потребителей. [3]
Старейшина, признанныйавторитет в области права промышленной собственности, П. Рубье предложилследующую классификацию действий, составляющих недобросовестную конкуренцию:действия, ведущие к смешению, путанице (confusion), дискредитация(denigrement), внутренняя дезорганизация предприятия-соперника (desorganisationсommerciale de l'entreprise rivale) и общая дезорганизация рынка(desorganisation generale de marche).
Последующее усложнениекоммерческих операций по мере послевоенного развития рыночной экономики воФранции, связанное с этим усиление конкурентной борьбы привели к появлению изакреплению судебной практикой нового вида действий, представляющихнедобросовестную конкуренцию: паразитизм или паразитарная конкуренция (parasitismeor concurrence parasitaire), а также имитация (imitation) фирменногонаименования, товаров конкурента, включая и рабское копирование (copieservile), представляющее практически полное воспроизведение изделия или еговнешнего вида. Постепенно действия, ведущие к смешению, путанице, практическислились с действиями, носящими характер паразитизма, поэтому обычно ихрассматривают одновременно.
В качественедобросовестной конкуренции также признается ведущее к смешению использованиеодного юридического адреса, сходного оформления фирменного стиля (бланки, письма,каталоги, меню), использование помещений и персонала конкурента. [6]
В немецком гражданскомзаконодательстве никогда не было столь широко сформулированных норм в сфеределиктного права (подобных ст. 1382 и 1383 ГК Франции). Однако это не помешалопопытке использовать в Германии аналогичный подход. На ранних этапахстановления немецкого права против недобросовестной конкуренции наблюдалосьстремление для пресечения актов недобросовестной конкуренции воспользоватьсяположениями Германского гражданского уложения (ГГУ). Прежде всего, речь шла опонятийном аппарате § 826 ГГУ, который обязывает любое лицо возместить вред,умышленно причиненный другому лицу способом, противоречащим добрым нравам (guteSitten).
В Германиипервоначально в качестве масштаба предлагалось применять абстрактное понятие «чувствотакта (приличия) разумного лица (предпринимателя) среднего уровня, думающегосправедливо и правильно». Но такое заимствование нагруженного моральнымсодержанием гражданско-правового понятия для его применения к регулированиюконкуренции критиковалось немецкими правоведами. Дело в том, чтоправоприменителю было не ясно, кто входит в круг таких избранных лиц, думающихисключительно справедливо и правильно. Кроме того, этот критерий перегружалмасштаб оценки конкуренции пороком безнравственности, т.е. излишнеморализировал хозяйственную деятельность. Если в общегражданском обороте такиенеобъективированные понятия могут быть наполнены конкретным содержанием, то вкоммерческом обороте их использование вызвало значительные трудности.
Поэтому в 2004 г. спустя сто лет, в течение которых использовался масштаб «добрых нравов», немецкийзаконодатель отказался от применения этого понятия в определениинедобросовестной конкуренции. Таким образом, в настоящее время масштабом,позволяющим в немецком праве против недобросовестной конкуренции отделитьнедобросовестную конкуренцию от добросовестной, является общая оценочнаякатегория «недобросовестность». Это изменение также приблизилонемецкое конкурентное право к общеевропейскому законодательству (Директива ЕС2005/29/) и ст. 10-бис Парижской конвенции по защите промышленной собственности 1883 г., которые не используют в определении недобросовестной практикикритерия «добрые нравы». Категория недобросовестности толкуется всовременном немецком праве как сугубо функциональное понятие (с позиции целейЗакона против недобросовестной конкуренции). В качестве таких целей называютсязащита интересов конкурентов, потребителей, других участников рынка и общества.
Таким образом, ифранцузское, и немецкое право против недобросовестной конкуренции склоняетсясегодня к толкованию критериев недобросовестности с позиции так называемойюриспруденции интересов и не склонно ограничить сферу его применения толькоотношениями между конкурентами. [3]
 Швейцария
Основу правового режимадобросовестной конкуренции составляет четкая и достаточно эффективно работающаясистема нормативных актов. Такая действенность объясняется, во-первых,множественностью актов, регулирующих разнообразные аспекты конкуренции (чтонесомненно сделало законодательное регулирование достаточно полным); во-вторых,группировкой нормативных актов и отдельных норм вспомогательного либо общегохарактера вокруг некоего «ядра» — специального комплексногонормативного акта (содержащего нормы как гражданского, так и уголовного права),играющего роль основного регулятора отношений недобросовестной конкуренции и,следовательно, обеспечивающего охрану конкуренции в ходе ее осуществления.
В качестве такого «ядра»выступает Федеральный закон о недобросовестной конкуренции от 19 декабря 1986 г., сменивший ранее действовавший одноименный Закон от 30 сентября 1943 г. и значительно расширивший сферу правового регулирования отношений конкуренции в их динамике.
Статья 2 Закона 1986 г. признает в качестве недобросовестного и незаконного всякое поведение или коммерческуюпрактику, противоречащие доброй торговой практике. Швейцарский Закон 1986 г. относит к действиям недобросовестной конкуренции сообщение неточной или ложной информации офирменном наименовании предприятия (торговом имени). В нем законодательпоставил знак равенства между недобросовестной и незаконной конкуренцией: «Считаютсянедобросовестными и незаконными всякое поведение или коммерческая практика,вводящие в заблуждение или каким-либо иным образом противоречащие обычаямдоброй торговой практики и имеющие место в отношениях между конкурирующимисубъектами или в отношениях субъектов коммерческой деятельности с клиентурой».
Закон 1986 г. содержит общее определение недобросовестной конкуренции (ст. 2) и подробный незамкнутыйперечень недобросовестных конкурентных действий (ст. 3—8). Эти действия могутбыть классифицированы по различным основаниям: по субъектам, против которыхдействия направлены (учитывая, что сфера действия Закона достаточно широка ивключает отношения как между конкурентами, так и между предпринимателями и ихклиентурой); по объектам (товары, услуги, торговые наименования и т. п.); пообласти осуществления (сфере деятельности, в которой указаннаянедобросовестность проявляется). Применяя комплексный критерий, учитывающий втой или иной степени все перечисленные критерии, можно сгруппироватьприведенные в Законе конкретные виды нарушений следующим образом:
1) дискредитация,очернение личности конкурента, его товаров, работ, предлагаемых услуг, устанавливаемыхцен или распространение негативной информации о состоянии дел конкурента;разглашаемые и распространяемые сведения носят неточный, ложный характер или жесоответствуют действительности, но наносят ущерб репутации конкурента своейнеэтичностью; использование в принципе не приемлемой для торговой практикисравнительной рекламы, т. е. сравнение путем использования неточной, ложной,неэтичной информации своих товаров, работ, услуг или устанавливаемых им цен саналогичными товарами, работами, услугами и ценами конкурента;
2) паразитирование надеятельности конкурента, т. е. смешение с товарами, работами, услугамиконкурирующего предприятия, а также смешение с самим конкурирующим предприятиеми т. п.;
3) дезорганизациядеятельности конкурирующего предприятия путем использования либо разглашениятретьим лицам коммерческой тайны или секретов производства (в связи с этимобращает на себя внимание то обстоятельство, что незаконным в Швейцариипризнается использование или разглашение лишь такой конфиденциальнойинформации, которой недобросовестный конкурент завладел случайно или инымнеразрешенным способом);
использования недолжным(неразрешенным) образом какой-либо аналитической информации (планов, расчетов ит. п.), представляющей результат работы, выполнение которой доверенонедобросовестному конкуренту;
использования подобнойинформации, являющейся результатом труда третьего лица, при условии, чтонедобросовестный конкурент завладел ею неразрешенным образом;
подстрекательстваслужащих, работников или представителей конкурирующей организации кневыполнению или недобросовестному выполнению своих обязанностей;
понуждения клиентурыконкурента к расторжению заключенного с последним договора купли-продажи приусловии предварительной оплаты с целью заключения подобного договора склиентурой;
4) введение взаблуждение своей клиентуры (или потенциальной клиентуры, но вне связи сконкурирующей организацией), в частности, путем:
·         предоставлениянеточной или ложной информации (либо прямого умолчания) о себе, своем предприятии,торговом наименовании, товарах, работах, услугах, устанавливаемых ценах, своихфондах или состоянии своих дел;
·         использованиянеточных профессиональных названий или определений, которые могут создатьложное представление об особых возможностях или отличиях;
·         применениясистемы надбавок, которые затушевывают действительную стоимость предлагаемыхтоваров, работ или услуг;
·         использования(на стадии формирования договорных отношений) общих, заранее сформулированных сцелью обмана контрагента договорных условий, которые: а) существенным образомвыбиваются из общего правового режима, применимого к данным отношениям прямоили по аналогии, либо б) предусматривают распределение прав и обязанностеймежду сторонами, значительно отличающееся от обычного распределения,вытекающего из природы договора данного вида;
5) понуждение клиентуры(посягательство на автономию ее воли):
·         квступлению в торговые отношения путем применения особо агрессивных методовторговли;
·         красторжению уже заключенных договоров купли-продажи в рассрочку с условиемпредварительной оплаты либо договоров малого кредита;
6) неоднократноепредложение товаров, работ или услуг по ценам ниже себестоимости;
7) несоблюдениеустановленных законодательством, либо предусмотренных договором, либо соответствующихпрофессиональным или местным обычаям условий труда.Италия
Правовое регулированиеотношений, связанных с недобросовестной конкуренцией, основывается наположениях ст. 2598—2601 Гражданского кодекса Италии и судебной практике.Общего определения недобросовестной конкуренции Кодекс не содержит;соответствующее понятие в законе раскрывается путем перечисления конкретныхвидов недобросовестных конкурентных действий.
К недобросовестнойконкуренции законодательство и судебная практика относят следующие видыдействий:
·         использованиеназваний и знаков, которые можно спутать с названиями и знаками, используемымиконкурентами, либо точное копирование продукции, производимой конкурентами, илисовершение иных действий, способных повлечь за собой смешение с продукцией ивидами деятельности, осуществляемыми конкурентом;
·         распространениесведений и оценок продукции, производимой конкурентом, и его деятельности,способных дискредитировать производство или предприятие конкурента (ст. 2598ГК);
·         прямоеили косвенное использование любых других средств, не соответствующих принципампрофессиональной корректности (ст. 1175 ГК).
К действиям,подпадающим под определение недобросовестной конкуренции, относится стольраспространенное правонарушение, как подделка товарных знаков, полезных моделейи образцов.
По общему правилуотношения конкуренции должны развиваться в пределах, установленных законом, ине нарушать интересы национальной экономики.Чехия
Недобросовестнойконкуренции посвящен специальный раздел Торгового кодекса 1991 г. (44—55). Под недобросовестной понимается конкуренция, которая противоречит добрым нравам,принятым в деловом обороте, и может причинить вред конкурентам илипотребителям.
В Торговом кодексе данисчерпывающий перечень недобросовестных конкурентных действий. К ним относятся:
·         обманнаяреклама;
·         обманноеобозначение товаров и услуг (паразитарное прикрепление);
·         созданиеопасности вследствие «смешения» с продукцией или именем конкурента;
·         паразитарноеприкрепление к имени конкурента (паразитирование на репутации конкурента);подкуп; дискредитация; раскрытие торговой тайны;
·         созданиеугрозы для здоровья потребителей или окружающей среды.
Под обманной рекламойпонимается распространение сведений о собственном или каком-либо другомпредприятии, его продукции или результатах деятельности, которые могут создатьо них ложное представление и содействовать тем самым извлечению выгодысобственным или каким-либо другим предприятием в ущерб конкурентам илипотребителям. Под распространением понимается сообщение сведений в письменнойили устной форме через средства массовой информации.
Обманными законпризнает и сведения, соответствующие действительности, если (учитывая обстоятельстваих распространения) они могут ввести в заблуждение потребителей.
Под обманнымобозначением товаров и услуг (паразитарное прикрепление) закон понимаетобозначение, способное породить в торговом обороте ложное представление опроисхождении или производителе товара, о его соответствии особым требованиямкачества или о наличии у товара особых характеристик. При этом не имеетзначения, есть ли данное обозначение на самом товаре, на его упаковке или вторговой документации. Разновидностью паразитарного прикрепления являетсяиспользование наименования продукции конкурента при помощи формул; «вида...»,«типа...», «изготовлено по способу...» и др.
К недобросовестнойконкуренции законом отнесены использование фирменного наименования конкурента,специального обозначения или оформления продукции предприятия, имеющего хорошуюрепутацию в торговых кругах, а также копирование продукции, упаковки илиспособа изготовления в случае, если смешение с предприятием, продукцией,торговой деятельностью конкурента представляет собой опасность причинения томуубытков.
Закон относит также кнедобросовестной конкуренции паразитирование на самой репутации, т. е.использование доброго имени, репутации предприятия, продукции, товаров илидеятельности конкурента с целью извлечения выгоды, которую иным путем достичьбы не удалось.
Подкуп какнедобросовестное конкурентное действие, направленное на получение особых выгодв торговом обороте в ущерб конкурентам, рассматривается законодателемотносительно руководящих и рядовых работников конкурента.
Под дискредитацией взаконе понимаются действия, посредством которых приводятся или распространяютсяложные сведения относительно положения, продукции или результатов деятельностиконкурента, что наносит ему вред. Дискредитацией считается также приведение илираспространение правдивых сведений о положении, продукции или результатахдеятельности конкурента, если этим ему наносится вред.
К недобросовестнымконкурентным действиям относится раскрытие торговой тайны, т. е. сообщениеодним лицом другому секретных сведений, ставших ему известными на основетрудовых или иных отношений с конкурентом (например, в случае привлечения судомв качестве свидетеля или эксперта).
Последним видомнедобросовестной конкуренции, из перечисленных в законе, являются действия,посредством которых конкурент осуществляет производственную деятельность илинаводняет рынок продукцией, приносящей вред здоровью людей и состояниюокружающей среды, в целях извлечения прибыли для себя и в ущерб конкурентам ипотребителям, а также если существует угроза причинения такого вреда.
 Венгрия
До января 1997 г. процесс формирования рынка, оказывающий косвенное воздействие на связи между предприятиями,регулировали: Закон IV 1984 г. о запрещении недобросовестной хозяйственнойдеятельности и Закон LXXXVI 1990 г. о запрещении недобросовестного рыночногоповедения.
Целью Закона 1984 г. было обеспечение возможности борьбы с недобросовестной хозяйственной деятельностью в любой ееформе. Он содержал правила поведения хозяйственных организаций на рынке,определял положения о недобросовестной хозяйственной деятельности, налагалзапрет на недобросовестную конкуренцию, обман потребителей, действия поограничению конкуренции, злоупотребления экономическим превосходством. Законзащищал предприятия от неправомерных действий их партнеров, охраняя тем самыминтересы потребителя.
Вступивший в силу с 1января 1997 г. Закон LVII 1996 г. о запрещении недобросовестного рыночногоповедения и ограничения конкуренции содержит перечень запрещенных действий исоглашений для физических и юридических лиц, а также для хозяйственныхтовариществ без права юридического лица.
Закон 1996 г. относит к действиям, составляющим недобросовестное рыночное поведение:
·         недобросовестнуюконкуренцию;
·         обманпотребителя;
·         соглашенияоб ограничении экономической конкуренции;
·         злоупотреблениеэкономическим превосходством.
По Закону 1996 г. недобросовестную конкуренцию составляют действия, направленные на ущемление или подрывдоброго имени, подрыв кредитоспособности конкурента путем сообщения илираспространения ложных сведений, а также ложного толкования фактических данных.
Налагается запрет нанарушение коммерческой тайны, ее незаконное предание гласности илииспользование. Коммерческой тайной считаются любое связанное с хозяйственнойдеятельностью решение, факт, информация или сведения, сохранение секретностикоторых обеспечивает правомочному лицу возможность охраны его имущественныхинтересов при условии, что это лицо предприняло меры для сохранения тайны.
Коммерческая тайнасчитается полученной недобросовестно, если коммерческая информация приобретена:без согласия лица, имеющего право на коммерческую тайну; при посредничествелица, состоящего с владельцем коммерческой тайны в доверительных отношениях илиимеющего с ним коммерческие связи. Доверительными отношениями считаютсятрудовые отношения, иные правоотношения, установленные для выполнения трудовойдеятельности, и членские отношения. К коммерческим связям относятся такжепредшествовавшие совершению сделки передача информации, переговоры,предложения, если даже договор не был заключен.
Закон запрещаетобращение к другому лицу с недобросовестным предложением, цель которого —разрыв действующих хозяйственных связей с конкурентом или создание препятствийдля установления таких связей.
Запрещается безсогласия конкурента выпускать в обращение продукцию и оказывать услуги схарактерным внешним оформлением, в упаковке с надписью или названием илиприменять при рекламе товара надписи, названия, средства маркировки, которые обычноприменяются конкурентом.
Запрещается нарушениедобросовестности при проведении конкурсов, аукционов, а также при заключениибиржевых сделок.
Специальная главаЗакона 1996 г. посвящена защите прав потребителя: по принятому правилузапрещается обман потребителя в целях повышения спроса на товар. Обманомсчитается:
·         сообщениеложной информации в отношении стоимости, характерных свойств товара, способаего применения, обращения с ним;
·         сообщениеинформации о товаре, которая может быть использована для введения в заблуждениеотносительно условий реализации товара и выпуска его в обращение;
·         умолчаниео том, что товар не соответствует предписаниям нормативных актов илиобщепринятым требованиям;
·         созданиеложного впечатления о товаре для особенно выгодного покупателя.Румыния
Законодательноерегулирование недобросовестной конкуренции впервые нашло отражение в Законе№150 О реорганизации государственных предприятий в автономные управления иторговые общества от 8 августа 1990 г. (гл. 4 «Общества и свободнаяконкуренция»). Впоследствии был принят специальный Закон № II о борьбе снедобросовестной конкуренцией от 29 января 1991 г. В нем под недобросовестной конкуренцией понимаются всякие действия или события,противоречащие честным обычаям в области промышленности и торговли.
В Законе о борьбе снедобросовестной конкуренцией 1991 г. дается перечень недобросовестных конкурентныхдействий (ст. 4 и 5). К их числу относятся:
·         подкупработника конкурента за личную услугу по предоставлению определенныхпреимуществ в торговле;
·         распространениезаведомо ложных сведений, дискредитирующих конкурента, его продукцию, услуги, сцелью причинения вреда конкуренту;
·         переманиваниеквалифицированных рабочих и служащих конкурента или их подкуп для завладениясекретами производства, а также использование клиентуры (специальных лиц) либобывших работников конкурента для получения сведений с целью причинения вредаконкуренту;
·         действия,дезорганизующие производство конкурента. Такими действиями считаютсяиспользование работников конкурента для разглашения секретов производства идругие действия;
·         использованиенаименования фирмы, товарного знака и других специальных обозначений наряду самбалажем (упаковочным материалом), приводящее к смешению с наименованием,фирмой или специальным обозначением другого лица;
·         ссылкана фальшивый патент при производстве или продаже продукции с целью полученияприбыли.Болгария
Первым нормативнымактом стал Закон о защите конкуренции от 2 мая 1991 года. Статья 12 Закона даетследующее определение: «Недобросовестной конкуренцией является всякоедействие или поведение при осуществлении хозяйственной деятельности, котороепротиворечит добросовестной торговой практике и причиняет или может причинитьущерб интересам конкурентов в отношениях между ними или в их отношениях спотребителями».
Закон 1991 г. дает примерный перечень действий, в которых выражается недобросовестная конкуренция. К такимдействиям, в частности, относятся:
·         дискредитациядоброго имени и подрыв доверия к конкуренту, предлагаемым им товарам, услугам,причинение ущерба кредитосппособности конкурента путем распространения ложныхсведений или представления реальных фактов в извращенном виде;
·         приписываниес помощью рекламы или иным образом несуществующих качеств своим товарам иуслугам по сравнению с аналогичными товарами и услугами конкурента либоприписывание несуществующих недостатков товарам и услугам конкурента;
·         умолчаниео существенных недостатках или опасных свойствах предлагаемых товаров и услугили сокрытие их;
·         введениев заблуждение потребителя относительно существенных свойств или способаиспользования товара путем сообщения ложных сведений или сообщения достоверныхфактов способом, вводящим потребителя в заблуждение;
·         предложениеили реклама товаров и услуг, внешний вид которых, упаковка, маркировка,наименование или другие признаки вводят в заблуждение или могут ввести взаблуждение потребителя относительно происхождения, изготовителя, продавца,способа и места изготовления, источника и способа приобретения, количества,качества, потребительских свойств и других существенных характеристик товараили услуг;
·         использованиечужого фирменного наименования, торговой марки или особого обозначения исимволов другого лица способом, который может ввести потребителя в заблуждение;
·         использованиеобозначений, которые могут вызвать неправильные представления о несуществующихкачествах товаров и услуг;
·         рекламированиетоваров и услуг, которые не обеспечивают удовлетворения потребительского спросаили имеются в недостаточном количестве, в том числе и по видам;
·         вводящиев заблуждение сообщения о ценах, о снижении цен и о других благоприятныхторговых условиях при предложении товаров и услуг;
·         неисполнениеили одностороннее прекращение договора с целью заключения такого же договора сдругими лицами, в результате чего ухудшаются конкурентные возможности другойстороны;
·         использованиепринуждения или других противоправных методов воздействия на клиентов с цельюпринудить их купить или использовать данный вид товара или услуг;
·         предоставлениенеполных или неверных сведений о существенных условиях договора о кредите илипродаже в рассрочку.
К действиям,рассматриваемым как недобросовестная конкуренция, Закон относит такжеполучение, использование или разглашение сведений, составляющих чужуюпроизводственную или коммерческую тайну, если эти действия противоречатдобросовестной торговой практике. Получением указанных сведений в противоречиис добрыми торговыми обычаями считается подслушивание, незаконное проникновениев помещения, вскрытие корреспонденции, снятие копий или изучение документов илиматериалов без согласия их владельца, если они хранятся способом,ограничивающим доступ к ним посторонних лиц. Квалифицирующим обстоятельствомпри этом является обман или подкуп лица, которое по долгу службы имеет доступ куказанным документам или материалам. Работники любых предприятий, а такжегосударственных органов, которым в силу их служебного положения стали известныпроизводственные или коммерческие секреты, обязаны их не разглашать в течениепяти лет после прекращения трудовых отношений, если трудовым договором или инымдоговором не установлен более длительный срок. Специальный подраздел Закона 1991 г. содержит правила, запрещающие недобросовестное использование в конкурентной борьбесотрудников организации-конкурента. Запрещено одновременно участвовать всоставе органов управления и контроля конкурирующих предприятий. Этот запретсохраняется в течение трех лет после выхода из состава этих органов. Безсогласия работодателя работник не вправе заниматься хозяйственнойдеятельностью, конкурентной по отношению к работодателю, в течение трех летпосле прекращения трудовых отношений, если договором не было установлено иное.
Великобритания
В английском правепонятие о недобросовестной конкуренции появилось в то же время, что и вконтинентальной Европе.
Возмещение убытков итребование о прекращении деятельности: законы о фабричных знаках (1883 год), отоварных знаках (1887 год). В законе о товарных знаках ‑ санкции занедобросовестное обозначение свойств товара, его количестве, способахпроизводства.
В английском правеотсутствует специальный акт о борьбе с недобросовестной конкуренцией. Закон1880 года ‑ регулирует антимонопольную деятельность. Закон о производстветоваров ‑ редакция 79 года, который рассматривает производствонекачественной продукции. Применяются нормы общего деликатного права наосновании исков о клевете на фирму или клевете на товар.
К нарушениям интересовбизнеса относятся: обман, злонамеренное введение в заблуждение (клевета, подлог),посягательство на имущество, побуждение к нарушению договора, разглашениекоммерческой тайны, вмешательство в договорные отношения, опорочение репутации,тайный сговор и др. С течением времени многие из этих деликтов претерпелиизменения и получили расширительное толкование. Например, как подлог теперьквалифицируются любые действия, наносящие ущерб репутации фирмы.
По общему праву обман —это деликт, заключающийся в предоставлении истцу ложной информации, врезультате чего он своими действиями, основанными на такой информации, наноситсебе ущерб. Деликт признается таковым при наличии трех условий:
1.        информациядолжна быть заведомо ложной (дело Дерри против Пика, 1889 г.);
2.        информациядолжна быть сообщена истцу специально, чтобы он использовал ее при совершенииконкретных действий;
3.        этидействия должны фактически иметь место и явиться причиной ущерба, нанесенногоистцу (дело Даймонд против Бэнк оф Ландон энд Монтреол Лтд„ 1979 г.).
Злонамеренное введениев заблуждение, в отличие от обмана, это предоставление ложной информациитретьим лицам, в результате чего они своими действиями, основанными на такойинформации, наносят ущерб истцу. Информация, сообщаемая третьим лицам, должнабыть заведомо ложной, ее сообщение должно быть злонамеренным и она должнакасаться либо личности, либо имущества истца. Однако, в отличие от клеветы,злонамеренное введение в заблуждение не затрагивает репутации истца. Например,объявление в газете о том, что популярный певец принял постриг и стал монахом,не вредит его репутации в глазах общественности, однако может служитьоснованием для иска в связи с потерей этим певцом ангажементов, при условии,конечно, что это объявление было сделано злонамеренно.
Злонамеренное ведение взаблуждение включает в себя клевету в отношении «титула» и товаров, атакже подлог.
В качестве примераклеветы в отношении «титула» можно назвать случаи, когда товары,предлагаемые торговцем для продажи, заведомо ложно объявляются произведенными снарушением авторских или изобретательских прав (дело Ройал Бейкинг Пау-дер К°против Райт, Кроссли энд К°,1901 г.). Клевета в отношении товаров имеет место,когда сообщаются заведомо ложные сведения о низком качестве товаров,производимых или продаваемых истцом (дело Уайт против Меллина, 1895 г.). Однако нельзя предъявить иск, если один торговец заявляет, что его товар лучше, чем товарконкурента, как бы ложно ни было такое заявление. Это исключение из общегоправила имеет целью не допустить использования судебного процесса как способарекламы.
К злонамеренномувведению в заблуждение относятся иные аналогичные случаи умышленного причиненияущерба. Например, заведомо ложная публикация в газете объявления о том, чтоистец закрыл свой бизнес, явилось основанием для предъявления им иска овозмещении ущерба, причиненного сокращением его торговли (дело Рэтклифф противЭванса, 1892 г.).
Одним из самыхсерьезных видов нарушения интересов бизнеса является подлог. Подлогом считаетсяпродажа товаров и ведение дел под таким именем или таким образом, чтобыобщественность была введена в заблуждение и приняла их за товары илипредприятие другого лица. Подлог может осуществляться в различных формах:
·         прямоезаявление о том, что товары (бизнес) ответчика являются товарами (бизнесом)истца;
·         употреблениеимени, так похожего на имя истца, что их можно спутать;
·         продажатоваров под торговым наименованием, уже примененным к подобным товарам истцом,или под наименованием, столь похожим на него, что это может ввести взаблуждение;
·         продажатоваров с товарным знаком истца или с имитацией такого знака, способной ввестив заблуждение покупателя;
·         имитациявнешнего вида товаров истца, вводящая покупателя в заблуждение. [8]
Парижская конвенция поохране промышленной собственности 1883 года (в редакции 1967 г.) является основным международным договором, регулирующим вопрос недобросовестной конкуренции.Согласно пункту 2 статьи 1 Конвенции объектом охраны промышленнойсобственности, наряду с другими видами промышленной собственности, являетсятакже «Пресечение недобросовестной конкуренции». Нужно иметь в виду,что пресечение недобросовестной конкуренции согласно Парижской конвенции регулируетсятолько применительно к таким видам промышленной собственности, как патенты,полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания,фирменные наименования, указания происхождения или наименования местапроисхождения товара. Конвенция, однако, не регулирует вопросы защиты отнедобросовестной конкуренции в иных формах, таких как, например, монополизациярынка, защита от демпинга и государственных субсидий экспорта и др.
Вопросамнедобросовестной конкуренции в Конвенции посвящены статья 10.bis и статья10.ter. В статье 10.bis установлено, что страны союза (свыше 80 участниковКонвенции) обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в союзе, эффективнуюзащиту от недобросовестной конкуренции. Актом недобросовестной конкуренции всоответствии с этой статьей считается всякий акт конкуренции, противоречащийчастным обычаям в промышленных и торговых делах.
Предусмотрено, чтоподлежат запрету, в частности:
— все действия,способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия,продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;
— ложные утвержденияпри осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитироватьпредприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;
— указания или утверждения,использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввестиобщественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления,свойств, пригодности к применению или количества товаров.
Нужно иметь в виду, чтоКонвенция не предписывает странам союза принимать специальные законы по этимвопросам. Это право соответствующей страны — принять специальный нормативныйакт или же регулировать указанные вопросы в нормах гражданского или торговогоправа. Во всех случаях средства защиты должны быть законными и эффективными.Каждая страна решает эти вопросы по-своему, тем более, что некоторые формынедобросовестной конкуренции в одних странах рассматриваются какнедобросовестная конкуренция, а в других странах они не являются таковыми. [1] Всередине 90-годов прошлого столетия в европейском праве определяющим быломнение о стагнации законодательства против недобросовестной конкуренции. Сразработкой и принятием в 1996 г. Зеленой книги о коммерческих коммуникациях навнутреннем рынке, направленной на защиту интересов потребителей, был дан новыйтолчок для развития законодательства в данной сфере. Кроме того, былиразработаны Директивы о сравнительной рекламе, о телевизионном вещании, обэлектронной торговле. И последний документ — Директива 2005/29/ЕС онедобросовестной коммерческой деятельности, которая вступила в силу в 2006 г. Новая Директива имеет своей целью создание в странах Европейского союза единого правовогомеханизма, направленного на предотвращение недобросовестной коммерческойдеятельности. Речь идет о различных видах подобной деятельности: это и реклама,вводящая в заблуждение, и сравнительная реклама, и реклама конкретной группытоваров (например, реклама пива), это и реклама на телевидении, в Интернете и спомощью других медийных средств. Разработка общих правовых рамок длявышеперечисленных видов рекламной деятельности, как полагают европейскиеспециалисты, позволит существенно поднять уровень защиты потребителей ивоспрепятствовать недобросовестной конкуренции. Отметим, что область действияДирективы носит ограниченный характер. Например, из ст. 1 Директивы следует,что в сфере ее действия находится только та коммерческая деятельность, котораяможет ущемить интересы потребителей. Согласно п. 1 ст. 3 Директивы в сферурегулирования подпадает только та недобросовестная коммерческая деятельность,которая может возникать в рамках правоотношений между предпринимателями ипотребителями. Что касается определения понятия «недобросовестнаякоммерческая деятельность», то оно присутствует в ст. 2е Директивы:«Это действия или бездействие; манеры поведения; коммерческое сообщение,передача сведений, составляющих рекламную или маркетинговую деятельность,которые осуществляются неправомерным способом и направлены на продвижениетоваров к потребителю (согласно ст. 13 Директивы к данным действия относяттакие действия, которые предшествуют заключению договора и вытекают из фактазаключения договора). Кроме того, из положений Директивы следует, что всякаякоммерческая деятельность, способная ввести в заблуждение или являющаясяагрессивной, также относится к недобросовестной (ст. 8 и 9 соответственно).Структура данной Директивы такова, что в ее тексте содержится так называемыйчерный список (»black list"), т.е. перечень видов недобросовестнойкоммерческой деятельности. Перечень содержит 31 позицию. Если коммерческаядеятельность подпадает хотя бы под один из видов деятельности, входящих вчерный список, данная коммерческая деятельность рассматривается какнедобросовестная. Если в каком-либо случае дело выходит за рамки «черногосписка», а коммерческая деятельность ведет к введению потребителя взаблуждение или деятельность является агрессивной, то правоприменителюнеобходимо обращаться к генеральной оговорке. При этом решающее значение дляквалификации деятельности будет иметь следующий факт: осуществлялась липрофессиональная коммерческая деятельность добропорядочно, со всейтщательностью и разумностью. Данную формулировку можно найти также в ст. 10.bisПарижской конвенции.
В 2006 г. Директива вступила в силу. Поэтому уже вскоре можно будет судить об изменении европейскойсудебной практики в данной области, а также реакции национального законодателяна новую европейскую инициативу. Представляется, что конкурентное право длябольшинства членов ЕС будет далее являть собой самостоятельную отрасль права,построенного на фундаменте прав интеллектуальной собственности. Это былозаложено еще сто лет назад в ст. 10.bis Парижской конвенции как крайненеобходимой правовой нормы, закладывающей фундамент конкурентного права странмирового экономического сообщества. [2]

Литература
 
1.      А.П.Белов «Недобросовестная конкуренция в международной торговле». Правои экономика, N 1, 1999. Internet: www.lawmix.ru
2.      В.В.Пирогова «Европейское законодательство против недобросовестнойконкуренции: от Парижской конвенции до новой европейской директивы».Законодательство и экономика, 2006, N 4. Internet: www.law-news.ru
3.      К.Ю.Тотьев: «Недобросовестная конкуренция во Франции и России:сравнительно-правовая характеристика». Законодательство и экономика. 2007.№ 2. Internet: www.law-news.ru
4.      Internet:www.fos.ru/pravo/14984_3.html
5.      Internet:www.library.by/shpargalka/belarus/002/188.htm
6.      Internet:www.parkhomenko.com.ua/information/reviews/competition/7.php


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.