Реферат по предмету "Философия"


Культура и философия Древней Греции

Культура и философия
Древней Греции

На протяжении VI-IV веков до нашей эры в Греции происходил
бурный расцвет культуры  и философии. За
этот период были созданы новое немифологическое мышление, новая картина мира,
центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю,
человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую
форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и
изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не  знает. Одни греческие философы
(натурфилософы) считают, что основой вещей 
является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля
и определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в
математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином,
незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы;
пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства
чистой мысли.

Разумеется, все эти философские направления были во многих
отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с
мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и
третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.

На первых порах древнегреческие философы не осознавали, что
основной вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V в. до нашей
эры (например Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие
линии, борьба между которыми проходит через всю дальнейшую историю философии.

   Спецификой греческой
философии, особенно в начальный период её развития, является стремление понять
сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов
- Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской
школы (6 век до нашей эры), несколько позднее - пифагорейцев, Гераклита,
Эмпедокла так и называли - "физиками", от греческого слова physis - природа. Направленность
их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных
языческих верований и культов. А греческая мифология была религией природы, и
одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между
философией и мифологией было существенное различие. Миф повествовал о том, кто
родил всё сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. В
"Теогонии" Гесиода читаем, что раньше всего возник Хаос, затем Земля,
Тартар (подземное царство) и Эрос - любовное влечение, Хаос породил Ночь и
Мрак, от их любовного союза возникли День и Эфир. Ранние мыслители ищут
некоторое первоначало, из которого всё произошло. У Фалеса это - вода, у
Анаксимена - воздух, у Гераклита (ок. 544-483 годы до нашей эры) - огонь. Само
же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает
современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и
все населяющие её одушевлённые существа. Поэтому вода или огонь здесь - это
своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное, символическое значение.

   Уже у первых
"физиков" философия мыслится как наука о причинах и началах всего
сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм древней философии
(термин "онтология" в переводе с греческого означает "учение о
бытии"). Её центральный мотив - выяснить, что действительно есть, то есть
пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется
существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные
(или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения и сущности мира,
отказываясь (хотя вначале и не полностью) от характерных для мифологии
персонификаций, а тем самым от образа "порождения". На место
мифологического порождения у философов становится причина.

   Для ранних натурфилософов
характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос
как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное
первоначало предстаёт в различных формах, испытывая всевозможные превращения.
Особенно ярко представлена диалектика у Гераклита, согласно которому всё сущее
надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно
Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и
подвижная среди элементов космоса. Однако диалектика натурфилософов, как и всё
их мышление, ещё не свободна от образно-метафорической формы, в ней логическая
обработка понятий ещё не заняла сколько-нибудь заметного места.

   Освобождение от
метафоричности мышления, характерной для ранних натурфилософов, предполагало
переход от знания, обременённого чувственными образами, к знанию
интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из важных этапов такого
перехода для греков было учение пифагорейцев (получивших это имя от главы школы
- Пифагора, жившего во второй половине VI века до нашей эры), которые считали началом всего сущего
число, а также учение элеатов - Ксенофана, Парменида, Зенона (конец VI - начало VII века до нашей эры), вычленивших
понятия бытия как такового.

   Греческая античная
философия сформировалась в VII - VI вв. до нашей эры. Своим характером и
направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается
от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в
истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

В развитии античной
философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа:

I. - от формирования
собственно греческого философского мышления до перелома V - IV вв. до нашей
эры - как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в
это время, - как досократики.

П. - приблизительно с
половины V в. и существенная часть IV в. до нашей эры - определяется как
классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона,
Аристотеля.

Ш. - конец IV - II вв. до
нашей эры - в подавляющем большинстве работ определяется как эллинистический.
В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские
системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских
направлений и школ.

IV. -  I в. до
нашей эры - V - VI вв. нашей эры - т.н. римский период. Далее речь будет идти о
первом этапе развития древнегреческой философии.                                  

Произведения
досократовских философов сохранились только во фрагментах и лишь исключительно
благодаря цитированию и критике более поздних античных авторов. Из этих
фрагментов весьма сложно выводить цельные философские взгляды. Такие цитаты
имеются, например, в работе Диогена Лаэртского “О жизни, учениях и изречениях
знаменитых философов”, а также трудах Платона, Плутарха, Секста Импирика,
Климента Александрийского. Однако современная наука подвергает сомнению
точность некоторых цитат. В частности, Платон “цитирует” весьма вольно и часто
придает мыслям других авторов (Кратила, Парменида) такое значение, которые по
меньшей мере не совпадает с тем, что пишут другие авторы.

Также как и в предшествующей мифологии, почти у всех греческих
авторов можно найти тенденции обращения к природе, космосу. Однако подход
мифологии и первых философов к данной проблематике отличается коренным образом.
Согласно Гегелю, философия в собственном смысле слова возникает вместе в
постановкой вопроса о сущности, который не только сформулирован, но и решен вне
рамок методологии и терминологии мифологического  мышление. 
Возникновение  философии  связано 
с определенным уровнем абстрактного (рационального мышления), которое
способно отразить действительность иным способом, чем при помощи аллегории или
мифологической персонификации. Так вот у истоков собственно греческой
философии стоит стремление рационально ответить на вопросы, что является
основным принципом мира (или космоса) и какие принципы или силы определяют его
развитие.

Вопрос о первоначале
является основным в онтологии древнегреческих философов. И в этом смысле
философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую
проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу - кто
родил сущее, то философы ищут субстенциальное начало - из чего все произошло.
Для упрощения дальнейшего изложения здесь следует отметить, что для
обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в
греческой философии употреблялись два термина: СТОЙХЕЙОН, означающий элемент,
ядро, основу в логическом смысле слова, и АРХЭ, означающий первоматерию,
праматерию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле
слова.

Помимо вопроса о
первооснове почти все досократовские философы обращались к проблеме объяснения
природных явлений, движения, а некоторые - и проблеме познания. Далее будет
показано, каких взглядов придерживался каждый из наиболее видных философов
первого этапа по этим проблемам.

При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расчет материального стимулирования работника
Реферат А. Мень Магия, оккультизм, христианство
Реферат Реферирование журналов
Реферат Сыры твёрдые сорта
Реферат Системы управления
Реферат Самооценка организации
Реферат Способы проведения ОРУ на уроке гимнастики
Реферат Современные микроэкономические проблемы управления трудом
Реферат АИС управления серверным программным обеспечением на базе программного комплекса Webmin/Alterator
Реферат Система финансового менеджмента на предприятии
Реферат Социально психологические основы общения
Реферат 1. Понятие и характеристики всемирного хозяйства
Реферат Сертифікація продукції в системі УкрСЕПРО
Реферат Використання радонових напівван в комплексному відновлювальному лікуванні хворих на ішемічну хворобу серця похилого віку
Реферат 1. Укажи сложные предложения. Подчеркни грамматические осно­вы