Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Психологическая подготовка к соревнованиям

Психологическая подготовка к соревнованиям

Б. И. Огородников, А. Н. Кирчо, Л. А. Крохин

Психологическая
подготовка ориентировщиков - новая, малоизученная область. Одна из наиболее
интересных проблем в ней - выбор оптимального режима поведения во время
соревнований, принятие решения в соревновательной ситуации.

Приводим
следующую общую для всех видов спорта систему звеньев психологической
подготовки к соревнованиям (по А.Ц. Пуни):

1)
сбор достаточной и достоверной информации об условиях предстоящего соревнования
и в особенности о противниках;

2)
пополнение и уточнение информации о тренированности, возможностях спортсмена
или команды к началу соревнования;

3)
правильное определение и формулировка цели участия в соревновании;

4)
формирование общественно значимых мотивов выступления в соревновании;

5)
вероятное программирование соревновательной деятельности;

6)
специальная подготовка к встрече с соревновательными препятствиями различной
степени трудности (особенно неожиданными) и упражнение в их преодолении;

7)
предусмотрение приемов саморегуляции возможных неблагоприятных внутренних
состояний;

8)
отбор и использование способов сохранения нервно-психической свежести к началу
соревнования, восстановление ее в ходе соревнования.

Мы
рассмотрим лишь некоторые моменты этой подготовки.

Перед
соревнованием в организме спортсмена происходят сложные изменения, называемые
предстартовой реакцией. А. Ц. Пуни выделяет 3 основные формы предстартовых
реакций.








Готовность к борьбе





Стартовая лихорадка





Стартовая апатия
(эаторможенность)







Физиологические показатели





Все физиологические процессы
протекают нормально





Сильное возбуждение, острые
вегетативные сдвиги (значительное учащение пульса, потение, позывы к мочеиспусканию,
дрожь, ощущение слабости в нижних конечностях)





Вялые, сильно заторможенные
движения, зевота







Психические показатели





Легкое возбуждение,
нетерпеливое ожидание состязания, оптимальная способность к концентрации,
самообладание в поведении, ощущение силы





Сильная нервозность, не
контролируемые движения, рассеянность, забывчивость, неуверенное поведение,
торопливость, необоснованная суетливость





Вялость, медлительность,
робость, упадок настроения, желание отказаться от состязания, усталость,
неспособность начать работу







Действия во время соревнования





Организованное, согласованное с
тактическим планом включение в соревнование, ясная ориентация, четкий
контроль ситуации, все силы тактически правильно вводятся в действие,
ожидавшийся соревновательный результат достигается или превышается





Деятельность спортсмена
частично дезорганизована: он борется «безголовы», теряет тактическую линию,
чувство темпа, преждевременно выдыхается; не владеет двигательными
координациями, при высоких технических требованиях множатся ошибки; сильная
скованность





Не ведется энергичная борьба,
акгивность воли быстро падает, спортсмен не способен мобилизовать силы; после
соревнования остается неизрасходованный запас сил, поскольку все действия
выполнялись на недостаточно качественном уровне






Спортсмен
должен знать, что соревновательная лихорадка и связанные с ней симптомы
овладеют им. Тренер, как правило, стремится оказать положительное влияние на
формирование предстартовой реакции, прибегая к различным мерам в последние дни
и непосредственно перед соревнованиями.

Раннее
предстартовое состояние начинается с момента извещения спортсмена о его участии
в данном соревновании. Признаки волнения появляются в зависимости от важности
старта. Даже мысль о соревновании приводит к учащению пульса, может появиться
бессонница, пропасть аппетит, обозначиться резкая реакция на шутки друзей.
Спортсмен не должен постоянно думать о соревнованиях. Тренировки в последние
дни должны быть интересны, направлены на то, чтобы спортсмен поверил в свои
силы. Большое значение имеют средства отвлечения (увлекательная литература,
любимое дело).

Предстартовое
состояние возникает в связи с непосредственной подготовкой к соревнованиям в
пути и по прибытии на место их проведения. Стартовое возбуждение начинается с
момента старта и может достигнуть апогея во время прохождения спортсменом
дистанции.

Регулированию
предстартового состояния способствует разминка. Спортсмены с сильно выраженной
«предстартовой лихорадкой» должны проводить разминку спокойно; резкая разминка
необходима для склонных к апатии.

Спортсмен,
знающий симптомы «предстартовой лихорадки», может взять себя в руки и добиться
улучшения результатов с помощью самовнушения: «Я хорошо тренирован, результаты
последних соревнований хорошие, моя восприимчивость повысится благодаря
небольшому возбуждению». Такое самовнушение достигается сравнительно просто.
Для более глубокого овладения основами самовнушения рекомендуем ознакомиться с
основами психорегулирующей тренировки, разработанной советскими специалистами.

Завершающим
этапом всей психологической подготовки к соревнованиям служит непосредственная
подготовка к выполнению соревновательного упражнения. В это время основная
задача заключается в максимальной сосредоточенности внимания, которое
становится главным фактором. Из сознания должно исчезнуть все, что не относится
к действиям в соревновании. Спортсмен должен научиться не реагировать на
внешние раздражения. Возникает состояние, названное К. С. Станиславским
публичной отрешенностью.

Вот
как ответил на вопросы, связанные с предстартовым состоянием, двукратный
чемпион страны С. Симакин вскоре после окончания всесоюзного первенства 1975
г.:

-
Волнуешься ли перед соревнованиями?

-
Иногда очень. Представляю себе, что будет трудно. Например, на этом чемпионате
волновался все дни. Но волнуюсь только до момента выдачи карты.

-
О чем думаешь за неделю до соревнований?

-
Стараюсь не думать, отвлекаюсь от мыслей о предстоящих соревнованиях
тренировками, разговорами с друзьями.

-
А за день до старта?

-
Тщательная подготовка. Сбор и анализ информации, которая выдается спортсменам и
тренерам о картах, трассах. Анализирую поведение соперников. Проверяю
снаряжение, обувь, компас, ручку, номер.

-
За час?

-
Все ясно. Думаю о мелочах.

-
За 10 мин. до старта?

-
Не опоздать бы на старт.

-
На дистанции?

-
Ни о чем постороннем.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.people.nnov.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кабинет Столыпина: результаты деятельности
Реферат Контент – анализ: Исследование потребления духовной культуры на примере кино в газете «Вечерняя Уфа».
Реферат 1. Покарання у виді обмеження волі полягає у триманні особи в кримінально-виконавчих установах відкритого типу без ізоляції від суспільства в умовах здійснення за нею нагляду з обов’язковим залученням засудженого до праці
Реферат Hamlet Essay Research Paper The Consummation of
Реферат Аннотация примерной программы дисциплины «Математический анализ» Рекомендуется для направления подготовки
Реферат Family Circle Cup 2009
Реферат Surviving Paintings Of Baroque Period Essay Research
Реферат Контрольная работа по Финансам 7
Реферат Материалы для отделки потолков
Реферат Dante 2 Essay Research Paper Dante s
Реферат Зелёный морской ёж
Реферат птицы леса
Реферат Применение программы "BAND in-a-BOX" на уроках обучения игре на синтезаторе
Реферат Responsible Teens Essay Research Paper Responsible TeensTodays
Реферат Общественная жизнь 20-х годов. Образование Союза Советских Социалистических Республик