Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Двое на Перуновой горе

Двое на Перуновой горе

Итак,
древнерусское боевое единоборство. Сколь далеки от реальности образы былинных
богатырей?

Две
рати, два предводителя. Вот он, враг, лицом к лицу, сильный, уверенный в своем
превосходстве. И превосходство это внешне весьма заметно. Оттого и смеются
косоги за спиной своего князя Редеди, вышедшего врукопашную против Мстислава
Удалого.

Мы
сейчас можем только предполагать, каким был тот поединок, победив в котором,
Мстислав выиграл и само сражение, а русская рать не обнажила даже мечей. Что в
той драматической схватке могло обратить в бегство все неприятельское войско?

1022
год. Еще одна страница истории, еще одно имя. Демьян Куденевич. Он с шестью
молодцами прогнал целую рать половецкую. И, как гласит летопись, выехал однажды
совсем один к вражескому войску даже без шлема и панциря, перебил множество
противников и живой возвратился в Переяславль.

А
как же не вспомнить рязанского воеводу Евпатия Коловрата?! Это он всего одним
полком своим освободил в 1 237 году суздальские земли от полчищ Батыя. Так,
может быть, не верна пословица, что один в поле не воин? Много размышляя над
образом реального героя и героя легендарного, созданного народной фантазией,
смею утверждать, что русская сила имела особую духовность. Она осенена была
светом гуманизма, пронизана высоким чувством патриотизма. В отличие от того
образца силы, что условно можно назвать “западным”, русская сила никогда не
противопоставляла себя обществу, напротив, отождествляла себя с ним.

Одним
из самых древних состязаний на Руси была борьба, носившая название “тризна”.
Название вытекало из похоронного обряда, частью которого был рукопашный
поединок. Проходил он на насыпном кургане, а целью схватки было не уступить
вершину под натиском соперников.

...Молния
рассекла небо пополам. Далеко в перелесках заговорил гром.


Перун услышал нас. Начинайте!

Вдогонку
громовым раскатам повели свой низкий рев боевые роги. Повинуясь команде
волхвов, воины двинулись вверх по склонам кургана. Казалось, земля еще не
остыла, и горячий пепел погребального костра питает ее своим дыханием снизу,
изнутри. Богатыри сошлись на вершине холма и застыли на миг в напряженном
ожидании. А потом, словно молния по небу, взметнулось мощное тело, описало дугу
и рухнуло на траву у подножья. Победитель же остался стоять в одиночестве на
кургане...

Так
было много веков назад, до тех пор, пока установившееся на Руси христианство не
вытеснило языческие игрища и ритуальные обряды.

...Дорога
привела нас в Олонец. Пахло сырым валежником и прелым настоем крестьянского
двора. Крепкий, несмотря на груз прожитых лет, Василий Репников сидел на
скамейке, склонившись вперед, и молчал. Наконец заговорил, обращаясь, скорее, к
своей памяти, чем к кому-то из нас:


Бились-то, ой, нещадно! Со всего усердия бились. Ежели пальцем садили, то
говорили у нас — “Щека пошла”,— при этом старик оттопырил большой палец и
провел им по скамейке.— А насчет спорту... нет, спорту не было отродясь. Зато
ходили сила на силу, и не боролись, а просто тягались, чтобы, значит,
пересилить одной рукой или двумя, когда их придерживают то так, то этак...
Оттого и руки были такие, что пни из земли дергали.

Может
быть, конечно, пни и не дергали. Но сила, несомненно, была недюжинная. Это
видно и по нашему собеседнику. Для нас, привыкших к спортзалам и тренажерам,
такие методы, как и сравнения, часто казались замшелым архаизмом глубинки.
Однако расспрашивали, собирали все, анализировали, сопоставляли.

Идем
вдоль неровного строя домишек с заснеженными крышами. Павел Усищев, неторопливый
и обстоятельный, размышляет вслух:


Мы иной раз даже не осознаем, сколько информации вокруг,— в поговорках, в
словах. Например, я говорю “затрещина”. И каждому понятно, что речь идет не о
каком-то строительном дефекте, не о трещине в стене, а об ударе. Да не просто
об ударе, а совершенно определенном — вскользь по затылку. Ключ к расшифровке
лежит где-то в нашем подсознании, в нюансах фразеологии. А есть и более простые
случаи. Возьмем слово “зуботычина”. Что за действие оно обозначает?


Удар кулаком в челюсть...


Да, но удар мягкий, нерезкий, скорее, толчок. Это, конечно, не говорит еще о
тенденции в кулачном бое вообще. Но факт остается фактом, такие приемы
применялись часто, иначе не осталось бы от них слов, превратившихся в термин.

На
опаленной солнцем кимерийской земле за нашими тренировками наблюдали прыткие
ящерицы. Какая удивительная подвижность тела! Просто-таки струйка энергии,
облаченная в золотистую кольчужку. Кольчуга — пластинчатая, чешуйчатая броня.
Но она обеспечивает телу неуязвимость только в скользящем движении меж острых
предметов. Ни одна боевая кольчуга/ не выдержит прямого, сильного, колющего
удара. Значит, необходимы еще подвижность тела, умение превращать в бою прямые
удары в скользящие, “обтекающие” движения. Кольчуга относится к традиционным
русским доспехам. Даже когда Европа стала облачать рыцарей в мощные, кованые
латы, в панцири, наши предки сражались в кольчугах. Стало быть, и манеру
поведения боя, а еще раньше — и подготовку к сражению — строили, исходя из этих
особенностей защитной амуниции.

Мы
попробовали реконструировать ход подобного воинского тренинга. В своих поисках
опирались прежде всего на опыт народных состязаний.

Двигательная
специфика упражнений, свойственных для славянской физической культуры, нашла
свое отражение в своеобразной гимнастике. Зрелищный, театрализованный поединок,
родившийся из обычаев тризны, требовал от бойцов не только умения быстро и
технично повергнуть соперника, но и эстетики телодвижений, способности выразить
свою бойцовскую индивидуальность средствами всесторонне развитых физических
навыков.

Несколько
лет тому назад, обобщив и систематизировав архивную информацию, мы, группа
москвичей, провели первую пробу сил в схватке на холме. Реконструкция древней
борьбы, прошедшая стадии поиска, сомнений и находок, открыла увлекательнейшие
решения борцовского поединка. А прошедшим летом 1988 года в Крылатском
Московский спортивный фестиваль поставил ее в один ряд вместе с грузинской
чидаобой, молдавской трынтой, курашом — борьбой татар и многих народов Средней
Азии...

Уже
тысячелетие отделяет нас от языческого действа славянских народов. А обычай
поминовения предков по-прежнему живет. На Радуницу, в день памяти,
преображаются холмы Покровского-Стрешнева, входящего сейчас в пределы столицы.
Кипит здесь удаль молодецкая, посвящают славным предкам свое искусство мастера
единоборства.

Нет,
это уже не тризна. У состязания в ловкости, выносливости, силе новое,
современное название — “славяно-горицкая борьба”. Популярность ее растет.
“Горица” увлекла уже немало спортсменов.

Время
тренировки в зале — “кон” — отсчитывает горящая свеча. Оплывет она через два с
половиной часа после начала занятий. Более половины всего времени поглощает
разминка. Впрочем, это слово с несерьезно-уменьшительным суффиксом как-то трудно
соотнести с теми тяжелыми, напряженными упражнениями, которые выполняют
“горичи”. Однако это напряжение оправданно. В поединке оно зачтется.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.statya.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.