Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Основы и перспективы возрастного соматотипирования

Основы и перспективы возрастного
соматотипирования

Заслуженный работник высшей школы
РФ, член-корреспондент ЕА АМН,  доктор
медицинских наук, профессор Р.Н. Дорохов

Юбилейные даты заставляют
оглянуться и мысленно пройти путь научных исследований, проанализировать
накопленный материал в свете новейших концепций. В 60-е годы сотрудники кафедры анатомии и биомеханики
приступили к изучению соматических изменений и связанных с ними физических
качеств детей и подростков. В основу положены наблюдения за детьми,
занимающимися только по государственной программе общеобразовательных школ, и
детьми, посещающими ДЮСШ, СДЮШОР. За 40 лет дважды проведены продольные
наблюдения продолжительностью по 10-13 лет (8600 школьников, 1569 спортсменов
32 видов спорта). Полученный цифровой материал заносился в компьютерный банк
данных и обрабатывался по программе "Прогноз".

Методическим стержнем анализа материала
была выбрана проблема создания метода и схемы конституциональной диагностики
растущего организма.

Общая конституция рассматривалась
как генотип, реализованный не только в процессе взаимодействия частных
конституций, но и во взаимодействии с внешней средой - физическими и
социальными факторами [5]. Изучение
отдельных систем в онтогенезе при систематических занятиях физической культурой
показало, что ответные реакции сердечно-сосудистой, мышечной, эндокринной
систем далеко не синхронны и уровень их зрелости не совпадает по времени.
Следует согласиться с мнением И.А. Аршавского [1], что при планировании
физических нагрузок следует ориентироваться не на возрастную периодизацию [2],
а на функциональную готовность отдельных систем. Ориентация на "характер
физиологических отправлений целостного организма" хороша только при
определении общей составляю щей соматического типа. Каждая из частных
конституций на разных этапах индивидуального развития находится под более или
менее жестким генетическим контролем. Пики волнообразного развития частных
конституций в дошкольный период чаще всего находятся в противофазах открытости
к внешним воздействиям [13]. Использование различных меодов исследования и
уровня их чувствительности создает картину этапности смены ответных реакций
организма на оздоровительную физическую культуру и тренировочные нагрузки.

Педагогам дошкольных учреждений и
преподавателям физической культуры начальной школы можно пользоваться
определением сенситивных периодов по интенсивности роста морфологических
показателей, которые создают "соматотип" (СТ), или (в свободном
использовании) конституцию подростка. Следует помнить, что тип телосложения -
это только частная конституция, обусловленная и обуславливающая общую
конституцию человека.

Расчленение соматического типа на основные
составляющие (длину и массу тела) используют в качестве генетических маркеров
при оптимизации профилактических мероприятий, в педагогической практике при
планировании перспективы тренировочных нагрузок, при прогнозировании
физиологической и соматической зрелости [5, 8, 9]. Одной из причин ориентации
являются простота их определения, наглядность в усилении и снижении
интенсивности роста и дисгармонии.

Оценка соматических и связанных с ними
функциональных особенностей растущего организма ждет своих исследователей, как
и проблема оценки соматических типов темпов индивидуального развития с позиций
хронополи- и хроноизоморфизма. Много сил потрачено на создание точных методик
измерений, но не проанализированы и не раскрыты специфические сочетания
конституциональных признаков у растущего организма [13].



Основные размеры тела и их производные для
определения соматического типа

Из предлагаемых конституциональных оценок
детей и подростков "выжила" схема В.Г. Штефко и А.Д. Островского
(1929). В настоящее время в эту субъективную схему внесено множество
модификаций и усовершенствований, но "работает" она с 6-7 лет до
полового созревания, давая 40% неопределенных типов телосложения.

Отсутствие единой схемы, лишенной
субъективности в оценке соматического типа, побудило нас, используя материалы
продольных наблюдений, компьютерную обработку цифрового материала и
разнообразный статистический набор, разработать и

проверить методику и схему
пространственно-вре менной характеристики детей от новорожденности до начала
матурантной фазы развития.

Предлагаемая схема сугубо метрическая,
имеет высокую повторяемость независимо от исследователя, создает объективное
объемное представление о пространственных и временных характерис тиках
обследуемого (габаритную, компонентную, пропорционную), а также особенности
индивидуального развития, служит основой прогнозирования развития физических
качеств при "нормальном" онтогенезе, раннего отбора и ориентации в
видах спорта. Определение СТ не требует сложной аппаратуры и специальной
подготовки обслуживающе го персонала. Схема разработана Р.Н. Дороховым [4, 6],
усовершенствована совместно с профессором В.Г. Петрухиным (1991), и в 1993 году
разработаны ее компьютерный вариант, позволяющий прогнозировать развитие
силовых показателей [9, 10], и типовые программы тренировок в зависимости от
вида спорта, соматического типа и варианта развития. Результаты измерений
заносятся в "треуголь ник соматотипирования".

Оценка соматического типа проводится в
шесть этапов:

1. Соматометрия с использованием
стандартного антропометрического набора - 16 измерений.

2. Занесение данных в компьютерный банк с
одновременной оценкой по линии нано- мегалосомного варьирования.

3. Определение варианта биологического
развития (ВБР) по 9 соматическим показателям. Выделяются укороченный (ВР
"А" - 6-8%), банальный (ВР"В" - 65-72%), растянутый
(ВР"С" - 4-7%) варианты развития по формуле:

ВБР = [МТ х (ОПВ х 0,5ДР + ОБВ х 0,5ДНК)]:
[ДТ х (ОПЛЕЧ + ОТАЗА) х 0,5 ДТ].

Показатель от 0,0 до 0,432 усл.ед. -
ВР"С", ростовой процесс заканчивается в 22-24 года [1]. Показатель от
0,568 до 1,0 усл.ед. - ВР"А" - ростовой процесс заканчивается в 15-16
лет.

4. Определение компонентного варьирования:
расчеты жировой (ЖМ), мышечной (ММ), костной (КМ) масс и содержание воды (СВ) в
условных единицах.

5. Определение пропорционных характерис тик
(ПУВ).

6. Заключительная оценка соматического типа
- перспективность занятий определенным видом спорта.

Доказано, что оценить соматический тип по
генетически детерминированным показателям возможно на первом году жизни.
Незначительные расхождения возникают при искусственном вскармливании -
преобладание массы - и сглаживаются к 3 годам. Однако формирование двигательных
навыков у этих детей существен но отстает от таковых у детей при естественном
вскармливании. Выявлена взаимосвязь СТ ребенка и его гормонального профиля. У
детей МиС и МаС типов отмечается активность
гипофизарно-тириоидно-надпочечниковой системы, что свидетельствует о напряжении
адаптационных процессов [11].

В дошкольном возрасте независимо от СТ и ВР
у девочек отмечается повышенное содержание ЖМ и ММ. Костная масса всегда выше у
лиц мужского пола. Переориентация отмечается в препубертатном периоде и достоверно
коррелирует с ВР [14].

Дети МаС и МегС типов обладают большей
устойчивостью к инфекционным заболеваниям. Дети МиС типа имеют высокий риск
развития анемии, транзиторного гипотериоза.

Выявлено, что до 11 лет СТ является ведущим
показателей в развитии абсолютной и относительной силы мышц (без дополнительных
занятий) с 11 до 14 лет у лиц ВР"В" факторные веса в развитии силы
равны. После 14 лет преобладает влияние варианта развития [3, 7, 10].

У детей первого и второго детства
установлена высокая корреляционная связь между СТ и скоростно-силовыми
упражнениями, которая сглаживается к 11 годам. Упражнения, связанные с
координацией движений, сохранением двигательных умений и навыков, выше у детей
ВР"А" [3].

Анализ распределения компонентов в
возрастных группах показал, что выраженность ММ формируется в дошкольном
периоде. Выделяются верхний, нижний и гармоничный типы, которые при тренировках
не изменяются, а усиливаются. Доказано устойчивое распределение контингента по
проявлению силы мышц - сгибательный, разгибательный и гармоничный типы, которые
с возрастом не изменяются [3].

Обследование более 3000 субъектов от 3 до
23 лет методами рентгенографии и эхолокации позволило установить, что размеры
сердца до 10 лет более тесно связаны с характеристиками туловища, после 12 лет
обнаруживаются соматические особенности, проявляющиеся в толщине миокарда,
объеме правого и левого желудочков, особенностях топографии сердца и
сосудистого пучка. У спортсменов учет соматического развития позволяет
разработать эффективный методический подход к распределению физических нагрузок
по их энергетической направленности [5, 12, 13, 15].

На основании разработанного метода
соматодиагностики проведен анализ по ГУВ, КУВ и ПУВ спортсменов мс и мсмк 40
видов спорта, который может служить перспективным маркером при работе со
спортсменами сборных команд.
Список литературы

1. Аршавский И.А. Физиологические
механизмы и закономерности индивидуального развития //Основы негэнтропной
терапии. - М.: Наука, 1982. - 270 с.

2. Бунак В.В. Антропометрия. М., 1941. -
380 с.

3. Губа В.П. Возрастные основы
формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в
различных видах спорта: Докт. дис. М., 1997. - 270 с.

4. Дорохов Р.Н. Алгоритм оценки
соматического типа детей и подростков. Смоленск, 1979. - 32 с.

5. Дорохов Р.Н. Соматические типы
и варианты развития детей и подростков: Докт. дис. М., 1984. - 340 с.

6. Дорохов Р.Н., Петрухин В.Г.
Методика соматотипирования детей и подростков. Малаховка, 1991. - 30 с.

7. Дорохов Р.Н., Левченков В.А.
Компьютерное соматотипирование. Смоленск,
1993. - 36 с.

8. Дорохов Р.Н., Губа В.П.
Морфобиомеханическая оценка юного спортсмена. Смоленск, 1995. - 98 с.

9. Дорохов А.Р. Развитие силовых
качеств девочек 7-12 лет различных соматических типов и вариантов развития:
Канд. дис. Малаховка, 1993. -
130 с.

10. Дорохов Н.Р. Развитие силовых
качеств школьников 7-11-х классов различных соматических типов и вариантов
развития: Канд. дис. М., 1997.
- 125 с.

11. Зернова Н.И. Развитие
доношенных и недоношенных детей на первом году жизни: Канд. дис. М., 1995. - 160 с.

12. Легонькова Т.И. Сомато- и
кардиометрическая характеристика детей 3-6 лет: Канд. дис. СПб, 1993. - 130 с.

13. Никитюк Б.А.
Конституциональные аспекты интегративной антропологии //Интегративная
биосоциальная антропология. М.,
1996. - 220 с.

14. Новикова М.А. Педагогические
подходы к оздоровлению девочек 3 - 7 лет: Канд. дис. М., 1998. - 130 с.

15. Смольякова Н.И.
Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы девочек в связи с их
соматотипологическими характеристиками: Канд. дис. Смоленск, 1983. - 135 с.

Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.