Реферат по предмету "Психология"


Когнитивный подход в психологии

План
Введение
Когнитивное развитие человека
Когнитивный подход в психологии
Когнитивный подход Джорджа Келли
Заключение
Список литературы

Введение
Психология, как и любаяиз наук, продолжает развиваться. Начиная с 60-х годов можно наблюдать развитие впсихологии когнитивного направления. Этой тематикой занимались такие известныепсихологи с мировым именем как Брунер (его концепция 1966г.), Ж. Пиаже, А.Бек иД.Келли. Сторонники этого подхода утверждают, что человек – это не машина, слепои механически реагирующая на внутренние факторы или на события внешнего мира, анапротив, разуму человека доступно гораздо большее, например: анализироватьинформацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения,разрешать различные проблемы, которые встают перед ним каждую минуту. Из этогоследует, что когнитивная психология изучает, как люди получают информацию омире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти ипреобразуется в знания, которые затем влияют на наше внимание и как следствиеповедение. Когнитивная психология является одним из направлений исследованияпознавательной деятельности средствами ее моделирования. Каждый человек мыслитв рамках того познавательного стиля, который у него сложился, считая присущуюему форму понимания происходящего единственно возможной и «верной». Также следует сказать, что когнитивная психология влияет навсе разделы психологии, причем достаточно особое внимание уделяется обучению. Изабегая вперед, можно сказать, что по Дж. Брунеру когнитивная психологияпоказывает, что обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал,связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующуюкогнитивную структуру. Также, изучая данную тему, возникает вполне актуальныйвопрос об изменении самосознания: возможно или нет?
Как же происходитразвитие когнитивных способностей человека, которые позволяют нам познаватьмир, анализировать информацию, а также находить разумные решения в различныхситуациях и проблемах? Попробуем в этом разобраться.

Когнитивное развитиечеловека
В когнитивной системе какнельзя лучше описываются все этапы процесса обучения человека. Как жепроисходит развитие мыслительных процессов от детства до зрелого возраста?Попробуем разобраться в этом более подробно, ссылаясь на концепции Брунера,Пиаже и Валлона.
Согласно концепцииБрунера (1966г.) наше познание мира носит, прежде всего, чувствительный идвигательный характер. Это значит, что ничто не может быть включено в мысль, непройдя сначала наши чувства, особенно через двигательную активность. Поэтомуможно сказать, что сенсомоторное отображение действительности имеет решающеезначение в детские годы. К этому отображению мира быстро добавляется еще одинспособ – иконическое отображение (когда ребенок интериоризует и откладывает впамяти образы воспринятых им реальных объектов). В течение подросткового июношеского периодов этот мир образов постепенно уступает место понятиям –символическим отображениям предметов. Стимулов такого перехода служит восновном речь. Брюнер обращает особое внимание на то, что язык представляетсобой важнейшую ступень в развитии когнитивных процессов. Так как язык это нетолько средство передачи культурного наследия, но и является регуляторомповедения, т.к. слово может вызывать или подавлять то или иное действие.
Концепция Пиаже (1966г.)говорит о том, что развитие когнитивных процессов представляет собой результатпостоянных попыток человека адаптироваться к изменениям окружающей среды. Т.к. внешниевоздействия засталяют наш организм либо видоизменять структуры активности (еслиони уже не удовлетворяют требованиям адаптации), либо, если это понадобитсявырабатывать новые структуры. Здесь имеется ввиду, что приспособлениеосуществляется при помощи двух механизмов. А именно:
1. ассимиляция (прикоторой человек пытается приспособить новую ситуацию к существующим структурами умениям).
2. аккомодация (прикоторой старые схемы, приемы реагирования модифицируются с целью ихприспособления к новой ситуации)
Швейцарский психолог Жан Пиажепоставил перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир.Он выделяет 3 главные стадии развития познавательных процессов:
1. Сенсомоторная стадия(становления и развития чувствительных и двигательных структур – первые двагода жизни ребенка)
2. Стадия конкретныхдействий (слова все больше начинают означать конкретные предметы, а действияпостепенно интериоризуются — от 2 до 11лет. Так развивается мышление. Вначалеэто мышление носи субъективный характер, на этой стадии оно эгоцентрично, но,несмотря на это оно позволяет ребенку манипулировать предметами, сравнивать их,классифицировать и осуществлять над ними конкретные операции. А к 10 годамребенок приобретает способность объективно истолковывать конкретнуюдействительность. Эта способность больше повышается в следующей стадии).
 3. Стадия формальныхопераций (развивается абстрактное мышление, также понятийное мышление. СогласноПиаже эта стадия достигает полного развития к 14-16 годам. Хотя во многихисследованиях было показано, что лишь часть людей примерно 25-50% действительноможет мыслить абстрактно).
Также Пиаже благодарясвоим исследованиям выделяет в каждой стадии свои подстадии, или выражаясь подругому – фазы.
Итак, сенсомоторнаястадия включает в себя 6 постадий:
а) врожденные рефлексы (1месяц жизни ребенка) – это рефлексы сосания, мигания, хватания вызываютсявнешними стимулами;
б) моторные навыки ( с1до 4 месяцев) – здесь уже формируются условные рефлексы в результате взаимодействияребенка и окружающей среды, например, схватывание бутылочки с соской и т.д.;
в) циркулярные реакции (с4 – 8 месяцев) – развитие координации между перцептивными системами и моторнымидвижениями, например, хватание веревки, вызывающее сотрясение погремушки, сцелью заставить ее греметь;
г) координация средств ицели (с 8 до 12 месяцев) – действия ребенка все более преднамеренны, направленына достижение своей цели;
д) случайное открытиеновых средств (с 12 до 18 месяцев) – потянув скатерть, можно достать лежащие настоле предметы;
е) изобретение новыхсредств (с 18-24 месяцев) – поиск новых решений для достижения целей, доставаниежелаемых предметов, решение 2-3-фазных задач;
Сенсомоторная стадияхарактеризуется функционированием наглядно-действенного мышления и становлениемнаглядно-образного мышления.
Далее, стадия конкретныхопераций включает в себя 3 подстадии:
а) предоперационныйуровень (с 2 до 5 лет) – для этого уровня характерно развитие образногосимволического мышления, которые позволяют ребенку представлять себе объекты припомощи мыслительных образов и обозначать их словами или символами. Мышлениеребенка достаточно существенно отличается от мышления взрослого и по форме и посодержанию. Особенностями мышления ребенка являются: эгоцентризм исинкретичность. Эгоцентризм проявляется в том, что ребенок воспринимает мир каксвое продолжение, который имеет смысл только в для удовлетворения егопотребностей, он не способен взглянуть с чужой точки зрения и уловить связьмежду предметами. Синкретичность мышления проявляется в том, что ребеноквычленяет из целого отдельные детали, но тем не менее не может их связать междусобой и целым, можно сказать что все перепутано без разбору, а также путаетпричины и следствия. Пиаже говорит о том, что склад мышления ребенкахарактеризуются «детским реализмом» (например, рисует не то, что видит, а то,что знает), анимизмом (проецирует своя «Я» на вещи, наделяя сознанием и жизньюдвижущиеся предметы: машины, солнце, облака), артифициализмом (ребенок убежден,что все сущее создано по воле человека и предназначено для служения ему).
б) первый уровеньконкретных операций ( с 5-6 до 7-8 лет) – ребенок приобретает способность красположению объектов по уменьшению размеров, к их классификации, также у негоформируется представление о сохранении материала.
в) второй уровеньконкретных операций (с 8 до 11 лет) формируется представление о сохранении массыи объемы, представление о времени и скорости, а также об измерении с помощьюэталона.
Стадия формальныхопераций (с 11-12 до 15 лет) – формируются понятийное и абстрактное мышление,функционирующее с помощью понятий, гипотез и логических правил дедукции.
Таким образом, изучив всевышеизложенное, можно сделать вывод, что Пиаже рассматривает умственное развитиекак непрерывную и неизменную последовательность стадий, каждая из которых подготовленапредыдущей в свою очередь подготавливает предыдущую.
Валлон же считает, чторазвитие когнитивных процессов тесно переплетено с эмоциональным и личностнымразвитием. Он считает, что именно эмоции объединяют ребенка с его социальнымокружением. А этапы психической эволюции рассматривают как прерывистую последовательностьреорганизаций, включающих подавление или добавление каких-то функций вопределенные моменты. И именно поэтому считают необходимым изучать конфликты, ипротиворечия в ходе развития ребенка.
Хотя Валлон не признаетединого ритма развития всех детей, он все же выделяет периоды со своимипризнаками и особенностями взаимодействия ребенка с другими людьми. Итак,рассмотрим последовательные стадии детства по Валлону:
1. Импульсивная стадия(до 6 месяцев) – стадия рефлексов, которые автоматически развиваются в ответ нараздражения, а затем уже появление условных рефлексов;
2. Эмоциональнаястадия (с 6 до 10 месяцев) – здесь уже идет накопление эмоций, таких как:страх, гнев, отвращение, радость и другие. А эмоции тесно связаны с движением, чтоу маленького ребенка свидетельствует о психической жизни. Ребенок еще неспособен воспринимать себя как существо, отличное от других людей.
3. Началопрактического мышления (с 10 до 14 месяцев) – ребенок начинает узнаватьзвуки, жесты, слова, выражать свои желания словами и жестами.
4. Проективная стадия( с 14 месяцев до 3 лет) – благодаря овладению речью и ходьбой у ребенкапроисходит развитие независимости. Он уже способен исследовать и воздействоватьна объекты названия которых он узнает одновременно с их свойствами. Здесь ужепроисходит переход от действия к мысли, и это становится возможным благодаряподражанию. Показывается связь социума и психики ребенка посредством действияподражания по образу действия других людей и также действия по социальной модели.Реакции ребенка должны быть дополнены и поняты взрослым человеком.
5. Персоналистскаястадия (с 3 до 6 лет). Эта стадия включает в себя 3 периода:
а) периодпротивопоставления, который происходи в 3 года. У ребенка появляетсяпотребность утверждать и завоевывать свою самостоятельность, что приводит егоко многим конфликтам, так как ребенок противопоставляет себя другим исамоутверждает себя и при этом невольно оскорбляет окружающих людей, проявляетнепослушание. Этот кризис необходим в развитии ребенка, так как ребенок с этогомомента начинает осознавать свою внутреннюю жизнь. Одновременно с этим ребенокприобретает способность различать предметы по форме, цвету, размерам;
б) период нарциссизма ( в4 года) – проявление усиленного интереса к самому себе. Ребенок стремитсяпоказать себя в выгодном свете, верит в свои сверхспособности, упорствует вдостижении своих желаний и целей. А восприятие его становится болееабстрактным, он способен различать лини, графические обозначения;
в) период подражания ( в5 лет) – в этот период воспитание ребенка должно быть насыщено «симпатией», таккак ребенок проявляет внимание в людям, к миру, а также испытываетпривязанность к людям. Немаловажный факт заключается в том, что если в этотпериод лишить ребенка привязанности к людям, то он может стать жертвой страхови тревожных переживаний. В этот период ребенок также подражает и усваиваетроли, придумывает себе героя.
6. Учебная стадия (с6 до 12 лет) – ребенок поворачивается к внешнему миру, осваивает знания овещах, их свойствах, различных формах активности. Мышление становится болееобъективным и формируются умственные умения и операции.
7. Стадия половогосозревания. На этот этапе у подростка внимание сосредотачивается на себе,на своих потребностях, утверждает свою независимость. Он пытается найти своезначение и оправдание в различных общественных отношениях. Таким образом, можносказать, что на этом этапе заканчивается подготовка к жизни, которую составляетдетство. А в когнитивном плане развивается способность к рассуждениям исвязыванию абстрактных понятий.
Заканчивая главу окогнитивном развитии необходимо сказать, что умственные способности человекадостигают расцвета к 18-20 годам и до 60 лет существенно не снижаются. Аразличия между умственным потенциалом в старости и молодости выявляются, еслиучитывать скорость мыслительной реакции. С возрастом скорость мышленияснижается, ухудшается кратковременная память и скорость заучивания информации.Резкое ослабление умственной деятельности наблюдается у людей незадолго досмерти.

Когнитивный подход впсихологии
Когнитивная психологияпозволяет исследовать когнитивную систему человека, следуя за внешним стимулом,получить информацию, обработать, сохранить или потерять, затем управлятьсохраненной информацией, использовать и выражать.
Согласно концепции Брунеранаше познание мира носит прежде всего чувствительный и двигательный характер,потому что ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через нашичувства и двигательную активность. Жан Пиаже пришел к выводу, что когнитивноеразвитие представляет собой результат постепенного процесса, который состоит изпоследовательных стадий, а развитие интеллекта ребенка происходит в результатепостоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремитсяпонять.
Когнитивные теорииличности рассматривают человека как «понимающего и анализирующего», потому какчеловек находится в мире информации, которую необходимо, понять, оценить ииспользовать. А поступок человек включает в себя 3 компонента: 1.Само действие.2.Мысли. 3.Чувства. Внешне поступки могут быть разные, в то время как мысли ичувства могут быть иными. Разные люди по- разному «видят» и оценивают ситуации,в которых они действуют. Оказавшись в реальной ситуации человеку необходиморешать. Он делает выбор и совершает поступок (бихевиористы тут заканчиваютанализ поведения), когнитивная же часть поступка еще не завершена, потому что сампоступок является источником информации, которая позволяет формулировать илиизменять мнение о себе или о других. Получается, что после реакции человек втой или иной степени осуществляет субъективный анализ своего поведения, егоуспешности, вследствие чего делаются выводы на будущее и необходимую коррекцию.
         ПсихологЗимбардо сделал вывод, что большая часть отрицательных поступков объясняется спомощью ситуационных и межличностных факторов, он говорит о том, что дажехорошие люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах иситуациях. Психолог Эллис в свою очередь считает, что неправильное поведениечеловека вызвано прежде всего иррациональными мыслями, которые порождены«активизирующей ситуацией». В этом же случае ситуацию и выводы необходимо анализироватьвместе с человеком, так как в задачи терапевта входит изучение мыслительныхпроцессов пациента и доведение до его сознания иррациональных моментов, которыесодержаться в его мыслях. А выработка у человека более объективного восприятиясобытий приводит его к поиску новых, уже действенных решений. А это значит, чтонеадаптивные формы поведения постепенно будут заменяться новыми, болееэффективными формами, и как следствие будет меняться поведение.
Психолог А.Бек указывална то, что «как люди думают, определяет – что они чувствуют и как действуют».Из чего делается вывод, что цель когнитивной терапии заключается в «модификациидисфункциональных убеждений и ошибочных способов переработки информации».Изменения восприятия и мышления влечет за собой модификацию болезненныхпереживаний и поведенческих реакций. Бек вычислил и описал феномен «автоматическихмыслей», которые связаны с переработкой текущей информации, они непроизвольны,быстротечны, бессознательны и непосредственно ведут к эмоциональным иповеденческим реакциям. Также он говорит о том, что при эмоциональныхрасстройствах автоматические мысли отличает ряд специфических особенностей,например, печали ставятся в соответствие мысли о потере, гневу – мысли онарушении какого-то стандарта, тоске – мысли негативного содержания о себе,мире, людях, будущем, страху – мысли о внешней опасности и невозможности с неюсправится в силу собственной несостоятельности.
Лица с психическимирасстройствами имеют определенные дисфункциональные базисные посылки, которыезаставляют их искаженно воспринимать и оценивать текущие ситуации и испытывать отрицательныеэмоции и неадаптивно действовать. Базисные посылки – это система глубинныхпредставлений человека о себе и об окружающем мире, это своеобразная жизненнаяфилософия человека, в которой зафиксирован весь его жизненный опыт (здесьособую роль играют детские впечатления и воздействия семьи). Психотерапевтунеобходимо помочь пациенту представить его идеи в виде гипотез и совместно спациентом осуществить поиск альтернатив.
Когнитивный подходДжорджа Келли
Джордж Келли являетсяодним из основателей этого направления. Он считает, что любой человек – этоисследователь, которые стремиться понять, интерпретировать, предвидеть иконтролировать мир своих личных переживаний. И все выводы делаются на основесвоего прошлого опыта и строящихся предположений о будущем. Он указывает на то,что хоть объективная реальность и существует, но все же разные люди осознают еепо разному, потому как любое событие можно рассматривать с разных сторон, алюдям в свою очередь предоставляется большой выбор возможностей в интерпретациивнутреннего мира переживаний или внешнего мира практических событий. Люди,главным образом, ориентированы на будущее, а не на прошлые или настоящиесобытия их жизни. Точка зрения на жизнь преходяща, она редко бывает такой жекак была вчера или будет завтра. Также люди обладают способностью активноформировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагироватьна него. Келли считал, что «воспринимают мир при помощи четких систем илимоделей, называемых конструктами. Личностный конструкт – это идея или мысль,которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить илипредсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человекосмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста». Дляформирования конструкта необходимы 3 элемента (явления или предмета): два изних должны быть похожими друг на друга, а третий элемент должен отличаться отэтих двух. Посему, следует полагать, что все личностные конструкты биполярны идихотомичны, мышление человека осознает жизненный опыт в терминах черного ибелого, а не оттенков серого. Все конструкты имеют два противоположных полюса:полюс сходства отражает, чем похожи два предмета, а полюс контраста показывает,чем эти предметы противоположны третьему элементу. Примерами личных конструктовмогут быть «умный — глупый», «мужской — женский», «злой — добрый».
Также Келли различает проницаемыйи непроницаемый конструкт. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазонэлементы применимости, еще не истолкованные в пределах его границ, он открытдля объяснения новых явлений. В свою очередь непроницаемый конструкт остаетсязакрытым для интерпретации нового опыта. Келли предположил, что конструктыможно классифицировать:
1. Упредительныеклассификационные конструкты (то, что попало в одну классификацию, исключаетсядругой, не позволяя увидеть оцениваемое явление в новом свете).
2. Констелляторные конструкты(когда явление относится к какой-то категории одного конструкта, другие егохарактеристики. Т.е. если относим человека к данной категории, то наделяем еговсеми соответствующими характеристиками).
3. Предполагающиеконструкты (эти конструкты могут меняться, они принимают альтернативные точкизрения и открыты для нового опыта).
Личностные конструктыэто: а) всесторонние конструкты, которые включают в себя широкий спектрявлений; б) частные конструкты – включают узкий диапазон явлений ивозможностей; в) основные конструкты, которые регулируют основную деятельностьчеловека; г) периферические конструкты – могут меняться, не изменяя значительноосновную структуру.
Каждый человеквоспринимает действительность при помощи собственных моделей или конструктов,необходимых для создания непротиворечивой картины мира. Если конструкт помогаетточно прогнозировать события, то человек скорее всего сохранит его. И наоборот,если прогноз не подтверждается, то конструкт скорее всего будет подвержен пересмотруили вообще может быть исключен. Каждый человек обладает такой уникальнойконструктной системой (личность). Люди отличаются друг от друга тем, как ониинтерпретируют события, абсолютно идентичные люди, будь даже они близнецами интерпретируютсобытия по-разному. Каждый человек понимает действительность, опираясь насвоего личного уникального конструкта. И люди смотрят на настоящее так, чтобыпредвидеть будущее с помощью уникальной системы своих личных конструктов,соответственно поведение человека определяется тем, как он прогнозирует будущиесобытия.
И естественно, что Келлисчитал – система конструктов каждого человека уникальна, и люди расходятся вовзглядах, потому что каждый действует в пределах своей системы конструктов.Различие также состоит и в том, как люди организуют свои конструкты. А они всвою очередь организованы в пирамидальную структуру так, что некоторые из нихнаходятся либо в подчинении, либо в подчинительной позиции относительно другихчастей системы. И все это весьма индивидуально, так как конструкты в системеодного человека не обязательно занимают такое положение в системе другогочеловека. Келли предположил, что если мы будем знать как человек организовалсвои конструкты, то мы сможем правильно судить о его поведении. Т.е. узнатьличность – значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт. «Личностьпонимается как организационная система более или менее важных конструктов,которые человек использует, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидетьбудущие события».
Люди имеют несколькоконструктов, и они должны выбирать какой конструкт использовать для прогнозасобытий. Если человек стоит перед выбором конструкта, то он выбирает то, чтонаиболее вероятно, либо расширяет его понимание мира, либо уточняетконструктную структуру. Из этого выходит, что человек, делает выбор, опираясьна прежний опыт и использует конструкт знакомым способом или же включает выбортакой альтернативы, которая позволяет расширить понимание событий и увеличитдиапазон применимости конструкта, использует конструкт для прогноза события,которое ему ранее было неизвестно.
Следуя логической цепочкеможно сказать, что если человек изменит свои конструкты, то он изменит своеповедение и свою жизнь. Конструктная система меняется, если с ее помощьюневозможно правильно прогнозировать последовательность событий. Те конструкты,которые оказываются полезными, сохраняются, а остальные пересматриваются илиотбрасываются. Но изменить свои конструкты трудно, страшно, а иногда даженевозможно, поэтому человек пытается изменить мир, других людей, чтобы онисоответствовали его предубеждениям и конструктам. А эмоциональное состояниеугрозы возникает, если человек осознает, что его конструктная система можетбыть существенно изменена вследствие каких-то событий. Враждебность, склонностьвести себя мстительно по отношению к другим возникает тогда, когда человеквместо признания того, что его ожидания насчет других людей нереалистичны ипоэтому нуждаются в пересмотре, пытается других заставить вести себя так, чтобыудовлетворить свое предвзятое мнение.
Если два человекаразделяют взгляды на мир, то у них модель поведения скорее всего будет похожа.А похожи люди потому, что события для них имеют приблизительно одинаковоепсихологическое значение. Чтобы плодотворно с кем-либо взаимодействовать,человеку необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системыдругого человека, а проще говоря, необходимо, чтобы одни человек поставил себяна место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его настоящее ипоследующее поведение. Люди с общим восприятием мира и скорее всего обратятвнимание друг на друга и в конце концов станут друзьями.
Напоследок следуетсказать, что Келли видел задачу психотерапии в том, чтобы помочь людям изменитьих конструктую систему, улучшить ее прогностическую эффективность, а также помочьпациенту развивать новые гипотезы, новые конструкты, сделать доступными факты,по которым пациент сможет проверить свои гипотезы, сформировать илиреорганизовать конструктную систему в более эффективную. В результате чегочеловек осознает и интерпретирует и себя, и ситуации иначе. Человек становитьсяновым, более эффективным человеком.

Заключение
Итак, из вышесказанногоможно сделать заключение, что когнитивная психология рассматривает восприятие,внимание, память, знание, язык, искусственный интеллект. Это все может бытьописано как сбор информации, хранение и организация информации, и, наконец,использование информации. Обработка информации — это основной подход вкогнитивной психологии. В этом случае когнитивная система человекарассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, выводаинформации с учетом ее пропускной способности. Одна из моделей, которой обычнопользуются когнитивные психологи, называется моделью переработки информации.Нужно понять ограничения когнитивных моделей. Когнитивные модели, опирающиесяна модель переработки информации, используют для организации существующегообъема литературы, стимуляции дальнейших исследований, координацииисследовательских усилий и облегчения коммуникаций между учеными.
Когнитивная психологияэто подход, подчеркивающий значение когнитивных процессов. Многим кажетсянеправомерным сравнение человека с машиной, но ведь это просто удобный способописания системы.
Когнитивная психологияпозволяет исследовать когнитивную систему человека, следуя за внешним стимулом,получить информацию, обработать, сохранить или потерять, затем управлятьсохраненной информацией, использовать и выражать. Очевидно, что человек, как икомпьютер, обрабатывает символы при решении задач и становится возможнымиспользовать компьютер для моделирования деятельности человека.
Для объективности напоследокможно сказать, что когнитивная психология, создававшаяся как попыткапреодоления кризиса бихевиоризма, гештальтпсихологии и других направлений,находится на пути объединения разрозненных линий исследований на единойконцептуальной основе.

Список литературы
1. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- РнД., 2008.
2. Маклаков А.Г. Общая психология. — Спб. 2009.
3. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П.Современный психологический словарь.  — Спб. 2007.
4. Бек А. Техники когнитивнойпсихотерапии // Московский психиатрический журнал. Спецвыпуск по когнитивнойтерапии-1996.-№3.-С.40-49.
5. Хьелл А., Зиглер Д. Теорииличности. Основные положения, исследования и применение. – СПб. 2001.
6. Дружинин В.Н. Когнитивныеспособности: структура, диагностика, развитие. – М. 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :