Алаявиджняна
Алаявиджняна
(санскр.– «аккумулированное сознание»), в индийской философии, особый вид
сознания, в котором хранятся «семена» всех предыдущих опытов.
Концепция
алаявиджняны имеет весьма древнее происхождение. Можно предположить, в
частности, что модель алаявиджняны уже различима на самой ранней стадии
эволюции понятия «непроявленного» (авьякта) у санкхьяиков, когда оно означает
еще не первоматерию мира (Пракрити), но скорее внутреннее ядро индивида,
которое не рождается, не стареет, не закабаляется и не умирает вместе с
«внешним человеком». Именно так можно понимать трактовку «непроявленного» в
философии учителя Будды санкхьяика Арада Каламы, как она представлена в
Буддачарите Ашвагхоши. Ближайший исток алаявиджняны – концепция сознания
(виджняна), разрабатывавшаяся в Абхидхармических текстах классического
буддизма.
Учение об
алаявиджняне вполне сложилось уже ко времени составления Ланкаватара-сутры (3–4
вв.), где оно обозначается и просто как «сознание» (читта). Здесь
«аккумулированное сознание» находится в «диалектическом» отношении с «семенами»
действий (биджа): оно и не отделимо от них, и не связано с ними, не «пропитано»
ими, но «обернуто» ими; сравнивается с чистой одеждой, которая загрязняется
ими, но не «окрашивается» в их цвет. Еще более популярная аналогия в
Ланкаватара-сутре уподобляет «аккумулированное сознание» безмятежному океану,
поверхность которого лишь воздымается в виде гребней волн ветрами чувственного
мира. Алаявиджняна рассматривается и в другом раннем сочинении йогачары,
близком в своем диалогическом жанре праджняпарамитской литературе –
Самнидхинирмочана (Разъяснение тайного смысла), датируемым началом 4 в. У
классиков виджнянавады алаявиджняна входит в целый ряд классификаций.
Так, в раннем
трактате Асанги Абхидхарма-самуччая (Выжимки из Абхидхармы) она рассматривается
с «таковостью» (татхата) и тремя уровнями реальности. В его же произведении
Махаяна-санграха алаявиджняна – «сознание-вместилище» – обстоятельно
исследуется: «аккумулированное сознание» хранит «отпечатки» (васана)
последствий прошлого опыта индивида, как в некоем «складе» в виде «семян»,
которым предстоит прорасти в будущем опыте. Оно является условием
функционирования «активного сознания», происходящего в результате действия пяти
чувств и менталитета-манаса, которое, в свою очередь, оставляет «отпечатки»,
возвращающиеся в «аккумулированное сознание» и там «прорастающие», и, таким
образом, то, что считается индивидом, оказывается постоянно изменяющейся конфигурацией
двух взаимообусловленных «сознаний». Кроме шести указанных видов сознания
(сознания пяти чувств и ума-манаса), имеется самосознание, характеризуемое как
«загрязненный ум» (клишта-манас), благодаря аберрациям которого алаявиджняна
мыслится как реальное Эго и даже «субстанциальное Я», наподобие брахманистского
Атмана. Согласно Асанге, алаявиджняна является таким же кинетическим и
«бессубстанциальным» феноменом, как и любой поток сознания, с теми отличиями,
что ему приписывается аккумулятивная функция и оно непостижимо для «обычных
людей». Понятие алаявиджняны занимает важное место и в трактате Асанги
Йогачарабхуми (Ступени [восхождения в истине] йогачары).
У Васубандху
синонимами алаявиджняны выступают «мышление» (читта), «корневое сознание»
(мулявиджняна), «корневое мышление» (мулячитта). В Тримшике (Тридцатистишье),
одном из его стихотворных трактатов, резюмирующих учение виджнянавады,
различаются три уровня трансформации сознания в мире (следует помнить, что,
согласно виджнянавадинам, помимо сознания ничто другое подлинной реальностью не
обладает): алаявиджняна возглавляет их иерархию, в которую после нее включаются
«мыслительное сознание» (мановиджняна) и «активное сознание»
(правриттивиджняна). Аккумулированное сознание характеризуется как «вызревание»
(випака) семян прошлого опыта; оно содержит осознание неизвестных в этом
рождении объектов и мест, всегда соотнесено с осязанием, вниманием, знанием,
концептуализациями и намерениями; соответствующее ему чувство – безразличие,
оно не затемнено аффектами и нераскрыто, непроявлено (авьякрита) с точки зрения
непосредственных результатов, и аналогичным образом непроявлены и соотнесенные
с ней осязание и т.п.; оно уподобляется потоку воды и прекращает свое
функционирование с достижением совершенства-архатства. Второй уровень сознания,
укорененный в алаявиджняне, наделен уже проявленностью и полностью
аффектирован. Хотя сам Васубандху в этом трактате однозначно ясно не определяет
характер взаимоотношений алаявиджняны с третьим уровнем сознания, указание на них
можно усмотреть в том стихе, где говорится, что их взаимодействие является
источником субъектно-объектных «раздвоений» (викальпа) в сознании,
обусловливающих, в конечном счете, сансарное существование и страдание.
Позднее
концепцию алаявиджняны обсуждали комментатор Асанги – Парамартха (5–6 вв.),
комментатор Васубандху – Стхирамати (6 в.), а также современник Стхирамати –
Дхармапала (прежде всего в Виджняптиматрасиддхи), Дхармакирти (в
Праманаварттике); последний сопоставлял «аккумулированное сознание» с «аффектированным»
умом-манасом (клишта-манас).
Махаянасанграха
была переведена в 6 в. на китайский язык Парамартхой и стала основополагающим
текстом для основанной Куйцзи школы Фасян-цзун (7–8 вв.). Среди китайских
йогачаров следует выделить известного историка и философа Сюаньцзана (602–664),
разработавшего концепцию восьмого вида сознания – того, что несет
ответственность за отождествление «аккумулированного сознания» с
«субстанциональным эго», но не подозревает, что алаявиджняна на деле не
отличается от тех семян будущего опыта, которые в нем хранятся.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/