Взаимосвязь
идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста
Актуальность исследования
личностных детерминант поведения в Интернет-среде в юношеском возрасте
определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей -
пользователей Интернета. В настоящее время 37-38 % аудитории российского
Интернета составляют именно лица молодого возраста (от 18 до 24 лет), при этом
отмечается, что количество молодежи в Интернете растет быстрее, чем количество
представителей других возрастных групп (РОЦИТ, 1999; Monitoring.ru, 2000).
Во-вторых, все большее
усложнение социального мира и процессов социального взаимодействия в настоящее
время определяет актуальность социально-психологического анализа субъективного
значения социальной неопределенности для личности. Неопределенность социальных
норм, разнообразие сред общения и видов деятельности в Интернете делают
Интернет-коммуникацию удобным объектом для изучения детерминант поведения в
неопределенной среде в целом.
В-третьих, важным для нашего
исследования является выделение в ряде психологических работ таких видов надситуативной
активности, как восприятие возможностей и осуществление действия, или выбор
одной из возможностей (Леонтьев, 2000; Леонтьев, Пилипко, 1995; May, 1981;
Петровский, 1996). Имплицитно роль идентичности в регуляции этих двух видов
активности уже рассматривалась в ряде исследований (Marcia, Friedman, 1970;
Marcia, 1980; Raphael, Xelowsky, 1980). Однако вследствие отождествления
идентичности и поведения в этих исследованиях вопрос относительно роли
структурных и содержательных особенностей идентичности в регуляции этих двух
видов активности остался нерешенным. Представляется актуальным анализ
регулятивной роли идентичности относительно выделенных типов активности:
активности в восприятии альтернатив, когда человек выделяет для себя достаточно
широкий спектр возможностей, и активности в действии, когда человек
осуществляет действие, выбирая одну из возможностей.
В-четвертых, одним из видов
поведения в Интернет-коммуникации, который анализируется в данной работе,
является Интернет-зависимость. Актуальность изучения роли идентичности в
возникновении Интернет-зависимости определяется слабой изученностью
регулятивной роли идентичности относительно нехимических поведенческих
зависимостей, а также практической значимостью исследований феномена
Интернет-зависимости.
Научная новизна исследования
определяется, во-первых, недостаточной разработанностью в
социально-психологическом знании проблемы коммуникации через Интернет в целом.
В частности, в данном исследовании впервые рассматривается роль структурных и
содержательных особенностей идентичности в регуляции поведения в Интернете.
Также впервые рассматривается роль идентичности в регуляции такого
специфического вида поведения, как Интернет-зависимость. Кроме того, в рамках
данного исследования был разработан опросник поведения в Интернете, включающий
шкалу Интернет-зависимости.
Во-вторых, данное исследование
вносит вклад в разработку проблемы регулирующей функции идентичности, а также
проблемы социальной активности личности. Впервые детально рассматривается роль
идентичности в регуляции активности личности в неопределенной среде. Также
впервые эмпирически анализируется активность личности на двух уровнях:
активность в действии и активность в восприятии альтернатив; рассматривается
связь этих видов активности с идентичностью личности.
Практическая значимость
исследования. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями
высшей школы при разработке учебных курсов по психологии телекоммуникаций,
социальной психологии личности, социально-психологическим последствиям
информатизации. Также они могут быть востребованы практическими психологами при
организации практической работы с подростками-пользователями сети Интернет,
особенно для организации психокоррекционной работы с Интернет-зависимыми
подростками и юношами.
Цель данного исследования
состоит в теоретическом анализе и эмпирическом исследовании роли структуры и
содержания идентичности в регуляции поведения в Интернете.
Задачи
исследования.
1. Теоретический анализ
существующих представлений о роли идентичности в регуляции поведения.
2. Анализ
социально-психологических аспектов Интернет-коммуникации.
3. Проведение эмпирического
исследования роли структуры и содержания идентичности в регуляции поведения в
Интернете.
Предмет исследования -
особенности идентичности и поведения в Интернет-коммуникации.
Объект исследования. В
исследовании приняли участие пользователи Интернета в возрасте от 15 до 21
года: учащиеся средних школ г. Москвы (84 человека), а также студенты
гуманитарных и естественных факультетов вузов г. Москвы (91 человек). Всего в
качестве испытуемых выступило 175 человек, из них 43 девушки и 132 юноши.
Гипотезы
исследования.
1. Активность в восприятии
альтернатив в Интернет-коммуникации связана со структурными и содержательными
особенностями идентичности пользователей.
1а. Чем больше в идентичности
социально-ролевых характеристик, тем ниже активность в восприятии альтернатив.
1б. Чем большую роль в регуляции
поведения в Интернете играет "идеальное Я" (т.е. чем более сходны
образы "Я-идеальное" и "Я в Интернете"), тем ниже
активность в восприятии альтернатив.
2. Активность в действии в
Интернет-коммуникации связана со структурными и содержательными особенностями
идентичности пользователей.
2а. Чем больше в идентичности
социально-ролевых характеристик, тем ниже активность в действии.
2б. Чем большую роль в регуляции
поведения в Интернете играет "идеальное Я" (т.е. чем более сходны
образы "Я-идеальное" и "Я в Интернете"), тем ниже
активность в действии
1
.
3. Структура и содержание
идентичности Интернет-зависимых пользователей отличается от структуры и
содержания идентичности тех пользователей, которые не склонны к
Интернет-зависимости.
Методологической основой данного
исследования послужили теория социальной идентичности А. Тэшфела, Дж. Тернера;
теория социальной самокатегоризации Дж. Тернера, теория SIDE ("social
identity model of deindividuation effect" - "модель
деиндивидуализации с точки зрения социальной идентичности") C. Рейчера, Р.
Спирса, Т. Постмеса, а также теоретические и эмпирические положения о
регулятивной функции идентичности Э. Эриксона, Х. Маркус, К. Хорни, В.В.
Столина, Е.Т. Соколовой.
Исследование проводилось с
использованием методов опроса, контент-анализа самоописаний респондентов,
факторного анализа, корреляционного анализа.
Положения,
выносимые на защиту.
1. В ситуации социальной
неопределенности, которая является основной особенностью Интернета как
социальной среды, основную роль в регуляции поведения играет идентичность
пользователя. Особенности поведения пользователей в Интернете (активность в
восприятии альтернатив; активность в действии; Интернет-зависимость) не связаны
со стажем использования Интернета, доступностью Интернета, необходимостью
использовать Интернет для работы или учебы.
2. Активность в восприятии
альтернатив в Интернет-коммуникации связана со структурой идентичности
пользователей. Чем более значимо стремление реализовать "идеальное Я"
в Интернете, тем ниже показатель активности в восприятии альтернатив. Напротив,
для пользователей с высокими показателями активности в восприятии альтернатив
стремление реализовать идеал "Я" не является единственным регулятором
поведения в Интернете; не менее важным для них является желание испытать новый
опыт, который невозможно испытать в реальном общении.
3. Активность в действии в
Интернет-коммуникации связана с особенностями самокатегоризации пользователей:
чем меньше в идентичности выражена социально-ролевая составляющая, тем выше
показатель активности в действии.
4. Особенностями идентичности
Интернет-зависимых пользователей являются стремление избавиться от требований
социального окружения и потребность в эмоциональной поддержке.
Апробация и
внедрение результатов исследования.
Теоретические положения и
основные результаты исследования были представлены в докладах на заседании
кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова
(1998), семинарах ISN (Information Society Network) (Москва, 1999),
Ломоносовских чтениях (Москва, 2000). Полученные в исследовании результаты были
использованы при чтении учебных курсов "Психология виртуальной
реальности" для студентов математического факультета Московского
педагогического университета, а также курсов "Социальная психология
личности" и "Социализация и информационная среда" для студентов
факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Достоверность данных, полученных
в работе, обеспечивалась научно-методологической обоснованностью программы
исследования, репрезентативностью и достаточно большим объемом выборки,
соблюдением методических принципов и правил проведения опросов, применением
аппарата математической обработки данных, соотнесением с результатами
исследований других авторов.
Объем и структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и списка
литературы, включающего 137 наименований, из них 82 на иностранных языках.
Объем основного текста диссертации - 148 машинописных страниц. В приложениях
представлены методические материалы и результаты первичной обработки
эмпирических данных.
ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается
актуальность работы, раскрывается ее научная новизна, практическая значимость,
формулируются положения, выносимые на защиту, определяются цель, задачи,
предмет, объект, гипотезы и методы исследования.
ГЛАВА 1 "ПРОБЛЕМА
ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ", включающая 2 параграфа, посвящена
анализу теоретико-методологических подходов к изучению идентичности в
зарубежной и отечественной психологии.
В § 1.1. Понятие и виды
идентичности особое внимание уделено разведению понятия
"идентичности" и смежных, но не тождественных с ним понятий (Эриксон,
1996; Бернс, 1986; Кон, 1981; Ремшмидт, 1994). Большинство авторов определяет
"Я"-концепцию (самосознание, схему "Я") как представление о
себе или как совокупность частных представлений о себе, образов "Я",
самооценок. Идентичность, или "Я", рассматривается как интегрирующее
эти самооценки начало, как некоторый стержень, на который
"нанизываются" частные представления о себе, и одновременно - как
регулятивное начало, инстанция, обеспечивающая не только целостность и
согласованность представлений о себе, но и целостность, последовательность
поведения. В данной работе понятия "Я" и "идентичность"
также рассматриваются как взаимозаменяемые, обозначающие целостность и непрерывность
личности, а "Я"-концепция - как осознаваемая часть идентичности.
На основе анализа литературы
выделяются и определяются следующие аспекты идентичности:
- "представление о
себе" - "поведение (самопрезентация)" (Бернс, 1986; Столин,
1983, 1985; Goffman, 1959; Harre, Secord, 1972; Banaji, Prentice, 1994);
- "социальное Я" -
"персональное Я" ("социальная идентичность" -
"персональная идентичность") (Джемс, 1991; Кон, 1981, 1984; Tajfel,
1974; Tajfel, Turner, 1979, 1985);
- "реальное Я" -
"идеальное Я" (Rosenberg, Kaplan, 1982; Бернс, 1986; Хорни, 1998);
- "наличное Я" -
"возможные Я" (Markus, Nurius, 1986).
Указывается на классификацию
различных аспектов идентичности, которая основывается на понимании идентичности
как существующей в развитии, а видов идентичности - как различных стадий
(Эриксон, 1996) или состояний развития идентичности (Marcia, Friedman, 1970;
Marcia, 1980; Raphael, Xelowsky, 1980). § 1.2. Роль идентичности в регуляции
социального поведения. Большинство исследователей, говоря о влиянии
"Я"-концепции на поведение, вводят понятие самопрезентации, определяя
ее как "процесс сообщения другим людям, чем мы являемся, или поведенческое
выражение того, что мы чувствуем в свой адрес и думаем о себе"
(Philipchalk, 1997, p. 46). Выделяются две наиболее общие функции
самопрезентации: защитная (намеренное произведение на окружающих определенного
впечатления) и смысловая (подтверждение своей "Я"-концепции или
самопознание) (Banaji, Prentice, 1994; Tedeschi, Riess, 1981; Зимачева, 1997).
Наиболее подробно
самопрезентация с точки зрения ее защитной функции рассматривалась в рамках
интеракционистской ориентации (Goffman, 1959; Harre, Secord, 1972). Однако, по
мнению ряда авторов, самопрезентация включает в себя не только стремление
произвести на других определенное впечатление, но и демонстрацию мыслей и
чувств (Swann, 1992; Майерс, 1997). Обсуждая соотношение защитной и смысловой
функций самопрезентации, необходимо отметить, что люди различаются по своей
склонности к намеренному конструированию впечатления о себе: одни склонны все
время контролировать свое поведение в соответствии с ожиданиями социального
окружения, другие ведут себя спонтанно, следуя в поведении скорее внутренним
ориентирам, нежели опираясь на ожидания социального окружения (Snyder, 1987;
Snyder, Monson, 1975).
Роль социальной идентичности в
регуляции поведения. Роль этого аспекта Я в регуляции поведения анализировалась
еще Дж. Мидом в контексте проблемы соотношения социальной детерминации и
свободы личности. Из теоретических размышлений Дж. Мида следует вывод о том,
что "Me" ("Я-глазами-других") обеспечивает нормативную
активность, "I" ("Я-как-есть"), напротив, регулирует
собственную, сверхнормативную активность личности (Mead, 1975).
Этот тезис находит продолжение в
концепциях современных когнитивно ориентированных психологов. Так, в теории
социальной идентичности А. Тэшфела и теории самокатегоризации Дж. Тернера
"сдвиг" идентичности к полюсу социальной самокатегоризации определяет
межгрупповое (т.е. нормативное) поведение, а к полюсу личностной
самокатегоризации - межличностное поведение (Tajfel, 1974; Tajfel, Turner,
1979, 1985).
На близких основаниях, а именно,
на основании того, в какой мере индивид в своем поведении склонен
руководствоваться интересами группы, к которой он принадлежит (т.е. склонен к
коллективизму), или, напротив, собственными интересами (т.е. склонен к
индивидуализму), построена типология личностей, широко используемая в
этнопсихологии (Triandis, 1994; Markus, Kitayama, 1991).
Наиболее подробное описание мотивов,
способов самоопределения, взаимоотношений с окружающими и наиболее типичных
чувств, свойственных "индивидуалистам" и "коллективистам",
приводят когнитивно ориентированные психологи Х. Маркус и Ш. Китаяма (Markus,
Kitayama, 1991), различающие два типа Я в зависимости от способа
самоопределения: "независимое Я" и "взаимозависимое Я".
Если провести параллель между теорией социальной идентичности А. Тэшфела и Дж.
Тернера, становится очевидным ее сходство с концепцией Х. Маркус и Ш. Китаямы.
В "Я"-концепции обладателей "взаимозависимого Я"
преобладает социальная идентичность, поскольку они склонны описывать себя в
терминах социальных ролей, а основа их самоотношения - соответствие ожиданиям
окружающих. В "Я"-концепции обладателей "независимого Я"
преобладает личная идентичность, поскольку они более склонны описывать себя в
терминах психологических черт и основой их самоотношения является способность
выражать свои личные качества (Markus, Kitayama, 1991).
Исследования Х. Маркус и Ш.
Китаямы позволяют выделить следующие важные для данного исследования различия
роли Я в детерминации активности: 1) детерминированность поведения обладателей
"взаимозависимого Я" социальными ролями и ожиданиями социального
окружения; их меньшую толерантность к противоречию и, как следствие, меньшую
эффективность в ситуации неопределенности; 2) большую креативность, и, как
следствие, большую адаптивность в ситуации неопределенности обладателей
"независимого Я", их тенденцию меняться не под влиянием внешних
условий, а в результате самодетерминации, что в нашем понимании означает их
большую надситуативную активность.
Роль "идеального Я" в
регуляции поведения. Дихотомия "реальное Я" - "идеальное Я"
обычно рассматривается в связи с самоотношением личности. По данным
эмпирических исследований, влияние рассогласования "идеального Я" и
"реального Я" на уровень самоотношения зависит от когнитивной
сложности человека (Linville, 1987). Отмечается (Хорни, 1998; Соколова,
Николаева, 1991), что сверхзначимость стремления соответствовать "идеальному
Я" ведет к нестабильности самоотношения и к снижению спонтанной
активности.
Представляется возможным
сопоставить такие аспекты идентичности, как "идеальное Я" и
социальная идентичность. "Идеальное Я" признается сходным с
социальной идентичностью по своему происхождению (Rosenberg, Kaplan, 1982;
Бернс, 1986; Соколова, Николаева, 1991; Хорни, 1998). Роль социальной
идентичности и "идеального Я" в детерминации активности личности
также представляется сходной - обе эти структуры детерминируют адаптивную, или,
более конкретно, нормативную активность.
Аспектами идентичности,
детерминирующими надситуативную активность, могут быть названы "возможные
Я" - ситуативные представления человека о том, каким он мог бы стать,
которые обеспечивают изменчивость и развитие идентичности. Х. Маркус и П.
Нуриус рассматривают "возможные Я" как "посредников между
мотивацией и "Я"-концепцией"; при этом мотивирующая роль
"возможных Я" раскрывается следующим образом: возникающее у человека
представление о том, каким он мог бы стать, в дальнейшем побуждает его
активность в этом направлении (Markus, Nurius, 1986). Таким образом, логика
влияния "возможных Я" на поведение следующая: у человека ситуативно и
первоначально немотивированно появляются некие образы "Я" ("возможные
Я"), которые в дальнейшем могут детерминировать активность.
Концепция "возможных
Я" представляется удачным решением проблемы ситуативного изменения
идентичности. Однако при рассмотрении развития идентичности в онтогенезе более
плодотворным оказывается подход, основанный на методологии Э. Эриксона (Marcia,
Friedman, 1970; Marcia, 1980; Raphael, Xelowsky, 1980). В рамках этого
направления в качестве критериев статуса (или состояния) идентичности
используются такие параметры, как "наличие или отсутствие кризиса"
(Marcia, 1980), "открытость альтернативам", "наличие
решений" (Raphael, Xelowsky, 1980). Хотя Дж. Марсиа традиционно
рассматривал идентичность в развитии, в одной из своих работ Дж. Марсиа и М.
Фридман (Marcia, Friedman, 1970) утверждали, что различным статусам идентичности
соответствуют определенные типы личности. Таким образом, одни и те же типы
идентичности могут быть рассмотрены и как стадии развития идентичности, и как
устойчивые особенности личности.
ГЛАВА 2
"СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ"
посвящена конкретизации роли идентичности в регуляции социального поведения в
Интернете.
§ 2. 1. Общая характеристика
Интернет-коммуникации. В настоящее время в исследованиях Интернет-коммуникации
происходит смещение акцентов от изучения собственно технологической ее
составляющей к изучению психологических последствий информационных технологий.
Интернет - среда по сути своей
неоднородная, образованная различными социальными средами. Неоднородность
Интернета как среды поведения, а также многообразие сервисов Интернета
обеспечивает различные виды деятельности пользователя в Интернете (Войскунский,
1999; Смыслова, 1998). Однако, хотя среды общения и деятельности в Интернете
очень разнообразны и в значительной степени отличаются друг от друга, они, тем
не менее, обладают общими, присущими им всем, свойствами, которые являются
результатом специфики коммуникации через Интернет. Такими особенностями
Интернета по сравнению с реальным социальным миром являются: 1) невидимость
субъекта коммуникации; 2) анонимность; 3) слабая регламентированность
поведения; 4) разнообразие сред общения, видов деятельности и способов
самопрезентации (Suler, 1996b, 1996c, 1996e; Reid, 1994, 1991; Turkle, 1997).
Эти свойства позволяют характеризовать большинство социальных ситуаций в
Интернете как "слабые ситуации" - такие, в которых внешние
воздействия оказывают слабое влияние на поведение, что благоприятствует
проявлению в поведении индивидуальных различий (Росс, Нисбет, 1999;
Philipchalk,1995).
Указанные особенности Интернет-коммуникации
определили выбор Интернета как наиболее оптимальной среды для исследования
надситуативной активности, которая не направлена на достижение некоторого
заранее заданного результата. Эта среда обладает всеми признаками
"слабых" ситуаций и потому, на наш взгляд, наиболее благоприятна для
исследования роли идентичности в детерминации поведения.
§ 2. 2. Современные
психологические и социально-психологические исследования Интернет-коммуникации,
содержащий 4 раздела, посвящен обзору основных направлений психологических
исследований Интернета.
Наиболее ранние методологические
исследования Интернета, относящиеся к началу 90-х годов, посвящены обоснованию
возможности изучения Интернета не только с технической, но и с психологической
точки зрения (Riva, Galimberti, 1998; Nass, Steuer, 1993), содержат определения
виртуальной реальности и описание особенностей коммуникации через Интернет по
сравнению с реальной коммуникацией.
В социокультурных исследования
сетевых сообществ (Reid, 1991, 1994; Donath, 1995; Suler, 1996g; Turkle, 1996,
1997) Интернет выступает как система некоторых сообществ, обладающих своими
особенностями языка, норм коммуникации и социальной иерархии участников.
Наличие этих особенностей позволяет говорить об Интернете как о социальной среде,
которая делает возможным формирование новых оснований социальной
самокатегоризации, и тем самым может вносить вклад в формирование нового
содержания идентичности пользователя.
Исследования влияния
Интернет-коммуникации на идентичность пользователей можно разделить на две
группы.
1. Исследования влияния
Интернет-коммуникации на социальную идентичность пользователя. Данные
эмпирических исследований о взаимосвязи социальной идентичности пользователя и
его поведении в Интернете подтверждают сформулированное на основании
теоретических положений представление о роли социальной идентичности в
надситуативной активности. Так, чем большее место в самокатегоризации занимает
социальная идентичность, тем ниже активность пользователей в Интернете
(Жичкина, Белинская, 2000). При этом идентификация с виртуальной социальной
группой по своему влиянию на активность пользователя аналогична идентификации с
реальными социальными группами: высокая степень идентификации и с реальной, и
виртуальной социальной группой препятствует проявлению активности пользователей
в Интернете.
2. Исследования мотивации
создания "виртуальных личностей".
Феномен создания виртуальных
личностей был зарегистрирован многими исследователями (Reid, 1991, 1994;
Donath, 1997; Sempsey, 1997; Turkle, 1996, 1997; Кelly, 1997). На основе
анализа литературы можно выделить две группы причин создания виртуальных
личностей: мотивационные (удовлетворение уже имеющихся желаний) и
"поисковые" (желание испытать новый опыт как некоторая
самостоятельная ценность) причины. В первом случае создание виртуальной
личности выступает как компенсация недостатков реальной социализации. Такая
виртуальная личность может существовать как "для себя", осуществляя
идеал "Я" или, наоборот, реализуя деструктивные тенденции пользователя
(Young, 1998; Turkle, 1996; Becker, 1996), так и "для других" - с
целью произвести определенное впечатление на окружающих (Dautenmann, 1996;
Reid, 1991, 1994; Serpentelli, 1992; Suler, 1996d; Sempsey, 1997). Во втором
случае виртуальная личность создается для расширения уже имеющихся возможностей
реальной социализации, получения нового опыта (Turkle, 1996; Sempsey, 1997).
Большинство исследований
Интернет-зависимости
2
посвящено выработке
критериев диагностики этого феномена. Выделяются следующие критерии
Интернет-зависимости (Brenner, 1997, 1998; Young, 1997, 1998; Thompson, 1996;
Suler, 1996a; Goldberg, 1996): 1) критерий дезадаптации (негативное влияние
использования Интернета на финансовый статус, межличностные отношения, здоровье,
работу или учебу, эмоциональное состояние и т.п.); 2) критерий невозможности
субъективного контроля за использованием Интернета.
Отмечается, что
Интернет-зависимость имеет, прежде всего, личностную природу: Интернет сам по
себе не имеет аддиктивной природы, но может приобретать сверхзначимость для
некоторых людей в силу их личностных особенностей (King, 1996; Young, 1997,
1998; Suler, 1996a). Большинством исследователей признается, что идентичность
Интернет-зависимых обладает значительными отличиями от идентичности тех, для
кого не характерна Интернет-зависимость.
В ГЛАВЕ 3 "ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И ПОВЕДЕНИЯ В
ИНТЕРНЕТЕ" формулируется и обосновывается подход к изучению роли
идентичности в регуляции активности поведения, описываются теоретическая модель
и программа исследования, даются основания выбора методического инструмента,
приводятся результаты анализа полученных данных.
§ 3. 1. Программа эмпирического
исследования. Активность пользователя может быть рассмотрена как адаптивная,
направленная на достижение заранее заданного результата, или надситуативная
(неадаптивная), существующая безотносительно к внешним целям.
В качестве детерминант
адаптивной активности на уровне идентичности могут выступать как внешние
(система социальных ролей), так и внутренние (желание соответствовать идеалу
"Я") детерминанты. Исходя из этого, было выдвинуто следующее
предположение: чем больше выражены, во-первых, социально-ролевой аспект
самокатегоризации, и, во-вторых, стремление соответствовать идеалу
"Я", тем в меньшей степени для личности будет характерна
надситуативная активность.
Выбор Интернета в качестве
оптимальной среды для исследования надситуативной активности связан с рядом его
особенностей, в частности, нерегламентированностью поведения, анонимностью,
невидимостью субъекта, потенциальным разнообразием сред общения и видов
деятельности. Интернет обладает всеми признаками "слабых" ситуаций
(таких ситуаций, в которых лишь немногие социальные правила управляют поведением,
когда человек может выражать себя разными способами относительно свободно) и
потому, на наш взгляд, наиболее благоприятен для исследования роли идентичности
в детерминации надситуативной активности.
Итак, проблема исследования:
взаимосвязь особенностей идентичности и поведения в неопределенной среде
3
.
В эмпирическом исследовании
выделялись три параметра поведения в Интернете: активность в восприятии
альтернатив, активность в действии, Интернет-зависимость.
Общим критерием формирования
выборки (175 человек в возрасте от 15 до 21 года) было наличие у респондента
опыта использования Интернета.
Методики
исследования.
1. Для изучения особенностей
поведения в Интернете применялся разработанный нами опросник поведения в Интернете,
включающий три шкалы: "активность в восприятии альтернатив" (8
вопросов), "активность в действии" (6 вопросов), Интернет-зависимость
(7 вопросов). Психометрическая проверка опросника производилась на группе из
175 испытуемых (показатели надежности, согласованности шкал и устойчивости
удовлетворительны).
2. Испытуемым также предлагалась
анкета для оценки частоты вхождения в Интернет с той или иной целью,
определения важности эмоциональной поддержки, общения и возможности вести себя
раскрепощенно и вероятности получения последних в реальном общении и в
Интернете по 5-балльной шкале. Кроме того, в анкету были включены
вопросы-фильтры с целью проверки связей изучаемых аспектов поведения с внешними
факторами: ограничениями на вход в Интернет или с профессиональной
необходимостью его использования, а также вопросы относительно пола, возраста,
стажа использования Интернета, количества часов в неделю, которое респондент
проводит в Интернете и количественных характеристик виртуальной социальной
сети.
3. Для исследования особенностей
самокатегоризации, в частности, выраженности в идентичности социально-ролевого
или персонального аспектов, был использован тест Куна-Макпартленда "Кто
Я?" ("Двадцать ответов").
4. Для исследования особенностей
структуры идентичности применялся семантический дифференциал. Испытуемому
предлагалось оценить каждую из ролевых позиций ("Я", "идеальное
Я", "Я в Интернете", "Я глазами сверстников", "Я
глазами взрослых") по ряду шкал. В качестве шкал выступили наиболее
частотные прилагательные, с помощью которых испытуемые описывали себя вообще и
себя в Интернете в ходе интервью, касавшегося различий общения через Интернет и
реального общения (Жичкина, Белинская, 2000).
Обработка результатов.
По результатам опросника
поведения в Интернете были выделены следующие группы пользователей:
"активные в восприятии альтернатив" - "неактивные в восприятии
альтернатив"; "активные в действии" - "неактивные в
действии"; Интернет-зависимые - те, для кого не характерна
Интернет-зависимость (в дальнейшем в тексте - "аддикты" и
"неаддикты"). Затем сравнивались структура и содержание идентичности
пользователей, отнесенных к крайним группам по каждому из выделенных нами
параметров.
Процедура обработки данных,
полученных с помощью личностного семантического дифференциала, была следующей:
среднегрупповые оценки каждой ролевой позиции по каждому из качеств
подвергались факторному анализу с целью определения нагрузок по каждому
фактору, содержания и близости-удаленности друг от друга рассматриваемых
ролевых позиций. Полученные результаты сравнивались попарно по группам
"активных в восприятии альтернатив" и "неактивных в восприятии
альтернатив"; "активных в действии" и "неактивных в
действии"; "аддиктов" и "неаддиктов".
Обработка данных, полученных с
помощью методики Куна-Макпартленда, производилась методом контент-анализа с
последующим сравнением количества высказываний каждого типа попарно по каждой
из выделенных групп респондентов. По данным, полученным с помощью анкеты,
анализировались различия в целях использования Интернета, а также в восприятии
Интернета и реального социального окружения по выделенным группам.
В § 3.2. "Результаты
исследования взаимосвязи особенностей идентичности и поведения в Интернете и их
обсуждение" проверялось, связаны ли изучаемые особенности поведения между
собой и с объективными характеристиками использования Интернета, а также с
полом и возрастом пользователей. Было установлено, что активность поведения в
Интернете слабо связана с активностью в восприятии альтернатив (r=0,177, p