Реферат по предмету "Литература и русский язык"


«Повести гор и степей» (по ранним повестям «Джамиля», «Тополек в красной косынке»)

«Повести гор и степей» (по ранним повестям «Джамиля»,
«Тополек в красной косынке»)

Всемирно
известный писатель Чингиз Торекулович Айтматов не нуждается в том, чтобы его
представляли читателям — миллионы его почитателей живут по всему миру. Если же
это все же нужно — обращайтесь к его книгам.

Есть
писатели, каждое произведение которых становится событием в культурной жизни
страны, предметом горячих споров и глубоких раздумий. Творчество Чингиза
Айтматова убедительное свидетельство тому.

Появление
в 1958 году в журнале “Новый мир” повести “Джамиля”, небольшой по объему, но
значительной по содержанию, яркой по образному мышлению и мастерству
исполнения, было сигналом о том, что из киргизских степей пришел в литературу
человек удивительно самобытного таланта.

Чехов
писал: “Что талантливо, то ново”. Эти слова полностью можно отнести к повестям
Ч.Айтматова “Джамиля”, “Белый пароход”, “Прощай, Гюльсары!”, “Тополек в красной
косынке” и другим. Только исключительно одаренная натура может сочетать в себе
истинно фольклорное начало и новаторское восприятие современной жизни. Уже
повесть “Джами-ля”, спетая писателем свободно, на одном широком дыхании, стала
явлением новаторским.

Джамиля
— образ женщины, никем до Ч. Айтматова так не раскрытый в прозе восточных
литератур. Она живой человек, рожденный самой землей Киргизии. До появления
Дани-яра Джамиля жила как ручеек, скованный льдом. Ни свекрови, ни мужу Джамили
Садыку в силу вековых традиций “большого и малого дворов” и в голову не
приходит, что в весеннюю пору солнце может разбудить и этот невидимый взору
ручеек. И он может заклокотать, забурлить, закипеть и ринуться на поиски выхода
и, не найдя его, не остановится ни перед чем, устремится вперед к вольной
жизни.

В
повести “Джамиля” по-новому, тонко и с большим внутренним тактом Ч. Айтматов
решает проблему столкновения нового со старым, патриархального и
социалистического уклада в жизни, быту. Проблема эта сложная, и когда ее
старались решить прямолинейно, то герои получались схематичными, отсутствовала
психологическая убедительность. Ч. Айтматов счастливо избежал этого недостатка.
Сеит, от имени которого ведется повествование, с почтением относится к своей
матери — опоре семьи. Когда все мужчины “большого и малого дворов” уходят на
фронт, мать требует от оставшихся “терпения вместе с народом”. Она в своем
понимании вещей опирается на большой жизненный опыт и эпические традиции. В ее
адрес автор не бросает ни единого упрека. А патриархальные устои, косность,
обывательщина, покрытая плесенью благополучия, подтекстно высвечиваются
автором, и в конечном счете читателю становится ясно, что все это давит на
личность, лишает ее красоты, свободы и силы. Любовь Данияра и Джамили не только
обнажила нравственные и социальные корни этой обывательщины, но и показала пути
победы над нею.

Любовь
в повести выигрывает битву в борьбе с косностью. Как в этом произведении, так и
в последующих Айтматов утверждает свободу личности и любви, потому что без них
нет жизни.

Сила
воздействия настоящего искусства на душу человека ярко раскрыта в судьбе юного
Сеита. Обыкновенный аильский подросток, отличающийся от своих сверстников,
может быть, чуть большей наблюдательностью и душевной тонкостью, под влиянием
песен Данияра вдруг начинает прозревать. Любовь Данияра и Джамили окрыляет
Сеита. После их ухода он все еще остается в аиле Куркуреу, но это уже не
прежний подросток. Джамиля и Данияр стали для него нравственным воплощением
поэзии и любви, свет их повел его в дорогу, он решительно заявил матери: “Я
поеду учиться... Скажи отцу. Я хочу быть художником”. Такова преобразующая сила
любви и искусства. Это утверждает и отстаивает Ч. Айтматов в повести “Джамиля”.


В
самом начале 60-х годов одна за другой появились несколько повестей Айтматова,
в том числе “Тополек в красной косынке”, “Верблюжий глаз”. Если судить по
художественному исполнению, они относятся ко времени творческих поисков
писателя. И в той и в другой повести есть остроконфликтные ситуации как в сфере
производства, так и в личной жизни героев.

Герой
повести “Тополек в красной косынке” Ильяс довольно поэтично воспринимает
окружающий мир. Но в начале повести, где эта поэтичность выглядит естественным
проявлением духовных возможностей человека, окрыленного любовью, он кажется
менее убедительным, чем потом, когда он страдает, ищет свою потерянную любовь.
И все же Ильяс — это резко очерченный мужской характер среди окружающих его
людей. Байтемир, который сначала приютил Асель, а потом и женился на ней,—
человек добрый и отзывчивый, но в нем есть некий эгоизм. Может быть, это
оттого, что слишком долго он жил в одиночестве и теперь молча, но упорно
держится за счастье, которое так неожиданно, словно Божий дар, переступило
порог его холостяцкого жилья?

Критики
упрекали автора “Тополька в красной косынке” в недостаточности психологического
обоснования поступков героев. Невысказанная словами любовь двух молодых людей и
их скоропалительная свадьба, казалось, брали под сомнение. В этом есть, конечно,
доля правды, но надо учесть и то, что творческому принципу Ч. Айтматова, равно
как и любовной традиции его народа, всегда чужда многословность любящих друг
друга людей. Как раз через поступки, тонкие детали и показывает Айтматов
единение любящих сердец. Объяснение в любви — это еще не сама любовь. Ведь
Данияр и Джамиля тоже поняли, что любят друг друга, без многословных
объяснений.

В
“Топольке в красной косынке” Асель среди колес десятка других автомашин узнает
следы грузовика Ильяса. Здесь Айтматов фольклорную деталь использовал очень к
месту и по-творчески. В этом краю, где происходит действие повести, девушке,
тем более за два дня до свадьбы, среди бела дня не вый- ти на дорогу, чтоб
ждать нелюбимого человека. Ильяса и Асель на дорогу привела любовь, и здесь
слова излишни, так как поступки их психологически оправданы. И все же в повести
чувствуется какая-то спешка автора, стремление поскорее соединить влюбленных,
ему скорее надо перейти на что-то более важное. И вот уже Ильяс говорит: “Жили
мы дружно, любили друг друга, а потом случилась у меня беда”. И дальше —
производственный конфликт и в конечном счете разрушение семьи. Почему? Потому
что Ильяс “не туда повернул коня жизни”. Да, Ильяс человек горячий и
противоречивый, но читатель верит в то, что он не опустится, найдет в себе силы
преодолеть смятение в душе и обретет счастье. Для того чтобы убедиться в этом
логичном превращении Ильяса, читателям достаточно вспомнить внутренний монолог
этого уже достаточно побитого судьбою молодого человека, когда он во второй раз
видит белых лебедей над Иссык-Кулем: “Иссык-Куль, Иссык-Куль — песня моя
недопетая! ...зачем я вспомнил тот день, когда на этом месте, над самой водой,
мы остановились вместе с Асель?”

Ч.
Айтматов не изменяет своей манере: чтоб доказать глубину переживаний Ильяса и
широту его души, он снова оставляет его наедине с озером.

Этой
повестью замечательный писатель доказал себе и другим, что для любого сюжета,
любой темы он находит самобытное айтматовское решение.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль рейтингов в деятельности по связям с общественностью
Реферат Адаптація законодавства України до законодавства Європейського Союзу стан проблеми та перспект
Реферат Оцінка економічної ефективності підприємств ВАТ "Укр", ЗАТ "Машина" і ЗАТ "Черкасимаш".
Реферат Основные принципы разработки графического пользовательского интерфейса
Реферат Допоміжне обладнання котла ТП–35У
Реферат Традиции и новаторство в творчестве символистов
Реферат Потребительские свойства и пищевая ценность сырков глазированных
Реферат Загрязнение водных систем
Реферат Екологічна оцінка стану навколишнього середовища в басейні річки Дніпро
Реферат Чайная церемония 2
Реферат Підвищення ефективності роботи підприємства на основі застосування економіко-математичних методів (на прикладі ВАТ "Дніпрополімермаш")
Реферат Is The Death Penalty Just Essay Research
Реферат Государственная Дума в системе органов государственной власти
Реферат Семья
Реферат MidLife Crisis Essay Research Paper MidLife CrisisIn