Реферат по предмету "Психология"


Шпоры по психологии

смотреть на рефераты похожие на "Шпоры по психологии"
|30 |29 | |Паника как массовое психологическое |Психология массовых слухов – это форма | |явление – это стихийное поведение |искажения информации о значимом объекте, | |большого числа людей, находящихся в |циркулирующей в больших диффузных группах| |эмоциональном возбуждении связанное с |в условиях неопределенности и | |чувством неконтролируемого страха. Это |социально-психологической нестабильности.| |стихийно возникающее, неорганизованное |Это наиболее распространенное явление. | |состояние и поведение людей. |Причины слухов: 1)возникаю в связи с | |Факторы, влияющие на панику: 1)общая |важными для людей событиями 2)в условиях | |психологическая атмосфера тревоги и |неопределенности (непонятная или | |неуверенности 2)наличие возбуждающих и |противоречащая информация 3)политическая | |стимулирующих панику слухов 3)личностные |и экономическая нестабильность в обществе| |качества (наличие предрасположенности к |4)потребность людей в новой, необычной | |панике) 4) при стечение частных и |информации | |конкретных условий жизни. |Функции слухов: 1)удовлетворяют и | |Также на панику влияют: 1)уровень |стимулируют естественную потребность | |образования (более высокий – менее |человека в познании окружающего мира | |подвержен) 2)имущественный статус (чем |2)снимают или снижают неопределенность | |выше – менее подвержен) 3)семейный статус|относительно важных событий 3)помогают | |(более подвержены матери одиночки) |сориентироваться в ситуации и регулируют | |4)внушаемость, критичность, уровень |поведение | |тревожности |Стратегии профилактики слухов: | |Формы поведения при панике (исследование |1)добиваться высокой степени | |Кэнтрила с радио): 1)испытали легкое |информированности диффузных групп | |чувство страха, затем самостоятельно |2)снижать значимость событий вокруг, | |проанализировав ситуацию успокоились 2) |которых назревают слухи 3)улучшение | |испытали чувство страха, затем обсудив с |политической, экономической и | |кем-то ситуацию успокоились 3)сильно |межнациональной обстановки | |испугались, затем самостоятельно |4)нейтрализовать влияние | |проанализировав ситуацию впадали в панику|распространителей слухов | |4)сразу паниковали, не пытаясь ничего | | |проверить | | |Сверхпаника (люди находятся в | | |оцепенении). | | |Наблюдаются феномены: 1)центральности | | |9переживает из-за того, что находится в | | |самом центре событий 2)утрата чувства | | |пространственной ориентировки 3) утрата | | |границ между жизнью и смертью 4) человек | | |переживает одиночество, даже если | | |находится среди людей | | |28 |27 | |Психология толпы: характеристика, виды, |Большая социальная группа, объект | |поведение Толпа - многочисленные |исследования | |скопления людей. К ним относятся: |Значение исследований обусловлено тем, | |стихийные бедствия, общественный |что человек осуществляет свою | |транспорт, массовые зрелища, политические|жизнедеятельность как член той или иной | |акции, места массовых празднований и |социальной группы. | |отдыха. |Виды БСГ: Основой деления является | |Характеристики толпы: В неограниченных |характер межгрупповых и внутригрупповых | |пространствах толпа формируется |социальных связей. В первом случае – | |кольцеобразно, имеет центр и периферийные|группы существуют независимо от сознания | |слои. В ограниченных пространствах форма |и воли людей. Во втором – сознательное | |зависит от физических ограничений. |объединение людей. По времени | |Величина толпы определяется количеством |существования: длительно существующие | |собравшихся людей. Плотность толпы |(нации, классы) и коротко существующие | |определяется числом людей, приходящихся |(митинги, толпа) По хар-ру | |на 1 кв.м. Границы толпы имеют подвижную |организованности (партии, союзы) | |форму. Состав толпы зависит от причин, по|неорганизованности, возникающие стихийно | |которым она возникает. |(толпа) и организованные сознательно | |Особое поведение человека в толпе: |(партии) | |1)нивелирование индивидуальных различий в|БСГ интегрируется по объективным | |толпе 2)увеличение силы одного человека, |(социально-демографические показатели) | |в составе толпы 3)снижение |субъективным (партии) | |интеллектуальной характеристики |объективно-субъективным (комитет | |4)снижение самоконтроля в зависимости от |солдатских матерей) основаниям | |ситуации и вида толпы 5)в толпе |Уровни интеграции БСГ: 1)типологический | |распределяется внимание |(домохозяйки) – нет единства по | |6)иррациональность поведения в толпе |социально-психологическим показателям, не| |Основные признаки толпы: |относят себя к группе 2)идентификационный| |1)многочисленность 2)высокая контактность|(человек ассоциирует себя с той или иной | |(люди находятся близко друг от друга) |группой) 3)установочная солидарность | |3)эмоциональная возбужденность |(готовы действовать в совместной | |4)неорганизованность (стихийность) |деятельности) 4)непосредственной | |5)неустойчивость цели (бесцельность) |совместной деятельности Факторы, | |Виды толпы: 1)по уровню активности: |определяющие уровни интеграции: 1)степени| |пассивные (отсутствие эмоционального |однородности-разнородности (чем более | |возбуждения, стимула, быстро собирается, |однородна, тем выше уровень интеграции) | |и рассеиваться) активные (всякая толпа, |2)Эмпиричные характеристики БСГ | |находящаяся в состоянии эмоционального |(позволяет отделить одну группу от | |возбуждения): агрессивные (решает |другой) 3)внутри и межгрупповые | |проблемы насильственным путем) |коммуникации 4)социальная мобильность БСГ| |спасающаяся (паническая толпа) |(при высокой вероятности перехода в | |стяжательская (стремление к грабежу, |другую группу, снижается интегрированость| |мародерству) |БСГ | |Толпы бывают долговременные и ситуативные|Свойства БСГ: 1)активность - пассивность | | |БСГ 2)открытость – закрытость (для | | |вхождения в эту группу) | | |3)целенаправленность-бесцельность | | |4)интегрированность – | | |дезинтегрированность | |16 |17 | |Психологические механизмы социальной |Межличностные отношения – это объективно | |перцепции. |переживаемые, в разной степени | |Включает восприятие социальной |осознаваемые взаимосвязи между людьми. | |действительности и человека человеком. |Межличностное общение – общение личности | |Механизмы включают: 1)феномен первого |с личностью. Отношение к другому | |впечатления 2)механизм проекции (человек |человеку. Общественные отношения – | |переносит свои переживания, ощущения на |отношения между представителями больших | |другого человека) 3)категоризация |социальных групп. | |(отнесение человека к той или иной группе|Виды: по модальности (позитивные | |по определенным критериям 1)число |(положительные), негативные | |категорий (min 1-2) 2)модальность |(отрицательные), амбивалентные | |категории (по позитивным критериям |(двойственные) нейтральные) по целям | |(относится к группе) по негативным |(деловые, личные) по направленности | |критериям (не относится к группе)) |(вертикальные (различные иерархические | |4)механизм упрощения (преувеличение |уровни) горизонтальные (один уровень)) | |негативного или позитивного восприятия |Структура: 1)когнитивный компонент | |характеристик человека) 5)механизм |(предполагает осознание того, что | |переноса (переносим мнение, которое мы |нравится, а что не нравится в | |получили в другой ситуации) 6)механизм |межличностных отношениях) 2)поведенческий| |создания «жертвы» (хочется пожалеть |компонент (реализуется в конкретных | |человека) 7)механизм группоцентризма |действиях. Если человек нравится, | |(человек воспринимается через призму |поведение будет доброжелательным) | |статуса)) |3)эмоциональный компонент (переживание, | |Факторы социально-перцептивной точности |оценка другого человека, обусловлены | |1)характеристика субъекта восприятия |социо-культурными нормами групп)) | |2)характеристика объекта восприятия |Функции: 1) помогают адаптироваться в | |3)характеристика взаимоотношений между |новой среде 2)познавательная (соц. | |объектом и субъектом 4)физические и |познание, познание другого человека) | |социальные условия среды, в котором |3)удовлетворяют потребности человека в | |происходит процесс восприятия 5)цели и |контакте с другими людьми | |задачи социальной апперцепции | | |Биологические характеристики: пол и | | |возраст. Эти показатели влияют на | | |восприятие другого человека. | | |Психодинамические факторы: например | | |тревожные люди обладают большей | | |социальной перцепцией. | | |Факторы профессии: лучше воспринимают те | | |люди, чьи профессии связанны с | | |восприятием людей | | |Эмоциональное состояние: от него зависит,| | |как воспримет человек другого человека | | |18 |19 | |Основные феномены межличностных отношений|Понимание малой группы – это небольшое по| | |размеру объединение людей, объединенных | |1)симпатия (избирательная |общей целью и которые могут | |привлекательность (вызывает когнитивный,|контактировать между собой. | |эмоциональный, поведенческий отклик), |Количественная характеристика: нижняя | |эмоциональная привлекательность) |граница – 2-3 человека, верхняя – 20-25. | |2)аттракция ((притяжение) понимает |Наиболее оптимальная группа 7+-2 | |потребность одного человека быть вместе с|Качественная характеристика: контактность| |другим, обладающим определенными |группы – способность каждого члена группы| |особенностями) 3)антипатия 4)эмпатия |беспрепятственно контактировать друг с | |(сопереживание, отклик одной личности на |другом целостность социальная и | |переживание другой) 5)совместимость |психологическая общность индивидов, | |(оптимальное сочетание психологических |входящих в группу. | |особенностей партнеров, способствующих |В группе малой численности (3-4) быстро | |оптимизации их совместной деятельности) –|развивается групповой эгоизм (к другой | |несовместимость 6)сработанность |группе), развивается феномен | |(удовлетворение от общения; |«корпоративности», большая вероятность | |согласованность действий) 7) симтомность |психической несовместимости членов | |(феномен, приобщающий к жизни другого |группы, большая вероятность появления | |человека) |пресыщенности общением. В группе большой | |Динамика межличностных отношений: |численности (> 15) происходит деление на | |отношения зарождаются, закрепляются, |микрогруппы, отношения складываются между| |достигают определенной зрелости, |микро группами. | |ослабляются, разрываются) Зависит от |Содержательные характеристики малой | |следующих критериев: 1)наличие и глубина |группы: 1)групповые свойства | |эмоц. связей 2)частота и интенсивность |(сработанность, организованность и др.) | |контактов 3)повторяемость контактов |2)групповые процесс (лидерство, групповое| |4)доверительность в контактах |принятие решений и др. 3)групповые | |Уровень межличностных отношений: |состояния (социально-психологический | |1)первичное знакомство 2)приятельские |климат, атмосфера) 4)мотивационные | |отношения (создает основу для дальнейшего|установочные характеристики малой группы | |развития отношений) 3)товарищеские |(мотивы, установки, интересы, задачи, | |отношения (позволяет закрепить |цели) | |межличностный контакт, происходит | | |сближение интересов и т.д.) 4)дружеские | | |отношения (устойчивые, общность | | |интересов, целей и т.д.) 5)супружеские | | |На проявление межличностных отношений | | |влияет: пол, возраст, национальность, | | |темперамент, положение, профессия и др.) | |
|20 |25 | |Структура малой группы – это совокупность|Конфликты в МГ – это групповое состояние,| |связей, складывающихся в ней между |отражающее противоречие во | |индивидами. |взаимоотношениях между людьми (процесс | |1)Формальная – официально закрепленные |взаимодействия между людьми в форме | |отношения. Определяется формальными |противодействия) | |предписаниями (должностными инструкциями |Функции конфликта: 1 т.з. это есть | |и др.) |негативное явление в группе (основная | |2)Неформальная – отношения сложившиеся на|функция: сигнализировать о проблеме) 2 | |неофициальном уровне. Реально |т.з. объективно существует независимо от | |складывающаяся структура связей, |сознания людей в группе (основная | |коммуникаций и влияния. |функция: сигнализировать о жизни группы, | |3)Социометрическая – совокупность связей |об изменениях в ней (симпатия, антипатия | |между членами, характеризуемых взаимным |и др.) 3 т.з. есть позитивное явление в | |предпочтением и отвержением по |группе, сигнализирует об изменении в | |результатам социометрического теста (в |группе, помогает избежать застоя в группе| |основе лежит эмоциональные отношения) |(управляемый конфликт) | |4)Коммуникативная - совокупность связей |Составляющие конфликта: 1)участники | |между членами, характеризуемых процессами|конфликта (их необходимо установить, | |приема и передачи информации, |может быть несколько людей и целые | |циркулирующей в группе. |группы) 2)источники конфликта (причины: | |5)Ролевая - совокупность связей и |объективные (не зависит от сознания | |отношений между индивидами, |членов группы) субъективные (расхождение | |характеризуемых распределением между ними|во мнении и т.п.) 3)формы конфликтного | |ролей, т.е. типичных способов поведения, |взаимодействия (косые взгляды, вербальный| |ожидаемых и реализуемых участниками |конфликт, физические повреждения) | |группового процесса |4)физическая среда (пространственные | |6)Социальной власти и влияния в малой |характеристики состав воздуха и т.д. и | |группе - совокупность связей между |социальная среда (наше окружение), в | |индивидами, характеризуемая |которой происходит конфликт 5)последствия| |направленностью и интенсивностью их |конфликта (к чему он привел) | |взаимного влияния. (типы: вознаграждение,|Виды конфликта: 1)по направленности | |принуждение и др.) |(горизонтальные: между двумя | |Внеформальные (фактически реально |сотрудниками; вертикальные: | |действующие формальные отношения – |руководитель-подчиненный; перекрестный: | |пример: должность ген. директора |люди из разных групп 2)по субъектам | |выполняет его заместитель) |(между: 2 людьми, личностью и группой, | |Полуформальные (среднее между формальными|группировками) 3)по основанию | |и неформальными) – друзья организуют |психологических компонентов (когнитивные:| |фирму |вступают люди в связи с каким-то мнением,| |Виды малых групп: |когнитивной оценкой, противоречием; | |1)лабораторные (специально создаваемые |эмоциональные: противоречия в чувствах, | |для решения задач) и естественные |переживаниях; поведенческие: противоречия| |(существующие независимо от воли |в поведенческих актах 4)по содержанию | |исследователя) |интересов (организационные, политические,| |2)формальные и неформальные |этнические. Реакция: на препятствия при | |3)первичные (далее не делимые по |достижении цели, личных целей, на | |формальным признакам) и вторичные |противоречиям действиям, препятствующим | |(объединяют несколько первичных групп) |нормам, личные конфликты. | |4)временные (до года) и стабильные | | |(постоянно существующие) | | |5)референтные (мнение которой для нас | | |значимо) и членства (группа, членом | | |которой мы являемся) | | |21 |22 | |Проблема групповой динамки |Психология лидерства в МГ – это феномен | |Зарубежная ?: Морено: феномен |воздействия или влияния индивида на | |«симпатии-антипатии», аттракция, эмпатия,|мнение, оценки, отношения и поведения | |совместимость лежат в основе развития |группы в целом или отдельных ее членов. | |группы. Важные показатели: число взаимных|Лидерство основано на личных качествах | |«+»- «-» выборов, неформальные связи, |лидера и социально-психологических | |общение, контакты, общность интересов, |отношениях, складывающихся в группе. | |т.е. межличностные отношения. Фестингер: |Социально-психологические механизмы | |коммуникативные связи членов группы |(принуждение, убеждение, внушение и др.) | |(задания по совместному принятию важных |Лидер не назначается официально и | |решений, т.е. как можно больше тесных |использует психологические методы. | |контактов между членами группы) Ньюком: |Психологические проявления лидерства: | |групповое согласие, т.е. сходство |1)лидер всегда более активен в решении | |социальных установок по отношению к |совместных задач) 2)чаще выдвигает новые | |значимым событиям. Нужно добиваться |решения, идеи 3)высокая способность | |развития сходных представлений, оценок и |воздействовать на других людей 4)более | |т.д. для того, чтобы поднять группу на |информирован о решаемых задачах и | |более высокий уровень |возможностях каждого члена группы | |Отечественная ?: Петровский: |5)соответствие качества лидера эталонам | |«стратометрическая концепция» (1 страта –|качества для группы 6)характеристики | |непосредственные отношения между людьми |установок поведения лидера разделяется | |(симпатия) 2 – межличностные отношения, |большинством группы | |которые связаны непосредственно с |Мотивация лидерства (группа не может быть| |деятельностью 3 – отношение членов группы|без лидера): 1)самореализация (например, | |к предмету деятельности (к задачам, |не говорящее лидерство – до того как | |целям). Единство проявляется тогда, когда|ребенок научился говорить) | |присутствуют все 3 страты. Также он |2)самоутверждение в группе 3)помощи | |выделял: 1)диффузные группы (нет |(стремятся помогать другим людям) | |совместной деятельности, продукта |4)власти (над другими людьми) | |деятельности) 2)экспериментальная группа |Функции лидерства: 1)организация людей на| |(не выполняют совместную деятельность, но|решение задач 2)выработка и поддержание | |имеют общественно значимые ценности) |групповых норм, правил, эталонов | |3)МЛО опосредовано характеризует |поведения 3)принимает ответственность за | |совместную деятельность и общественно |то, что происходит в группе 4)внешние | |значимый труд 4-5) см. 2-3, но продукт |представительства группы | |деятельности антиобщественный (4-скинхеды|5)психотерапевтическое (установка и | |и др. 5 – подростки, громящие все на |поддержание благоприятного климата в | |своем пути после футбольного матча) |группе) | |Уманский: «параметрическая концепция» (1 | | |– общественный блок (организованность, | | |подготовленность группы) 2 – личностный | | |(единство групп: эмоциональное, волевое и| | |др.) 3 – общих качеств (климат, | | |лидерство, сплоченность). Выделяются 6 | | |уровней развития групп: 1)конгломерат | | |(люди на остановке) 2)номинальная (группа| | |получает цели деятельности) 3)ассоциация | | |(начальный этап МЛО, интеграция) | | |4)кооперация (сильно выражен первый блок,| | |хорошо налажены формальные и неформальные| | |отношения) 5)автономия (выражены 3 блока)| | |6)коллектив (высший уровень развития | | |группы) | | |23 |24 | |Основные психологические теории лидерства|Феномен конформизма в малых группах | | |Явление конформизма было открыто амер. | |Харизматическая – рассматривается харизма|психологом Ашем (1951) .В основе этого | |лидера. Обладают некоторыми качествами, |понятия лежит групповое давление на | |свойства которых проявляются внешне и |личность. | |воздействуют на других людей (физические|Мейо «Хоторнчкие эксперименты» (влияние | |х-ки – рост, сложение и др. манера |присутствия незнакомых людей на рабочем | |держаться – походка, жесты, поза, голо) |месте) | |Черт (качеств) - лидером может стать |Ашем провел эксперимент с подставной | |человек, который обладает набором |группой. При выполнении задания | |определенных качеств (интеллект, |индивидуально испытуемые без особых | |доминантность, уверенность в себе, |затруднений давали правильный ответ | |независимость, общительность и др.). Для |(сравнение и оценка длинны линии). В | |разных сфер деятельности характерны |следующей серии эксперимента вместе с | |различные качества |испытуемом участвовала подставная группа,| |Ситуационная – эффективность лидерства |все члены которой давали заведомо | |определяется соответствием качеств лидера|неправильный ответ. Было отмечено, что | |и особенностей поведения в различных |30% испытуемых вслед за группой давали | |ситуациях. Вероятностная модель лидерства|неправильный ответ, т.е. демонстрировали | |(авт. Фидлер): 1)характер взаимоотношений|конформное поведение. После опроса | |между руководителем и подчиненным |испытуемых многие говорили о | |2)структурное решение задач 3)величина |психологическом давлении, которое | |официальной власти лидера «Установка |оказывало на него мнение большинства | |флюгера» (при изменении ситуации люди |группы. | |реагируют на них и меняют свои |В следующих экспериментах (Крачфилд) | |характеристики) |выделили 3 формы поведения 1)испытуемые | |Функциональная – зависит от решаемых |давшие не правильный ответ искренне | |задач: эмоциональные, интеллектуальные, |думали, что решили задачу правильно | |деловые лидеры |(эффект группового внушения) 2)не | |Поведенческая (лидером становится |согласны с мнением группы, но не хотели | |человек, который обладает нужной формой |конфликтовать (внешний конформизм или | |поведения): ориентированны на задачи или |приспособление) 3)возник внутренний | |на взаимоотношения. Левин выделяет: |конфликт из-за не совпадением с мнением | |демократический, авторитарный, |группы (внутренняя конформность). | |попустительствующий стиль лидерства |На степень выраженности конформизма | | |влияют следующие факторы: 1)пол (женщины | | |более конформны) 2)возраст (чаще | | |проявляется в молодом или старческом) | | |3)социальный статус (более высокий статус| | |– менее подвержены) 4)психическое и | | |физическое состояние (плохое состояние | | |усиливает конформизм) 5)численности | | |группы (чем больше, тем сильнее выражена | | |конформность) | |26 | | |Причины внутригрупповых конфликтов | | |1)метод и стиль руководства | | |2)противоречия в представлениях о | | |совместной деятельности 3)конфликты из-за| | |организации, условий труда 4)ролевая | | |неопределенность 5)личностные особенности| | |людей (уровень образования, стиль общения| | |и др.) | | |Конфликтные личности (Скотт): | | |1)рационалист (на конфликт идет | | |сознательно, для достижения своих целей) | | |2)жалобщик (постоянно жалуется) | | |3)взрывной 4)паровой каток (груб, | | |бесцеремонен, не может приспособиться к | | |окружающей среде) | | |Стадии конфликта: 1)латентная (участники | | |готовы вступить в конфликт, формируются | | |предпосылки конфликтных действий) | | |Основные признаки: существуют реальные | | |противоречия, осознание конфликтной | | |ситуации | | |2)открытого конфликта (реальное | | |противоборство людей) Основные признаки: | | |увеличение числа участников, количества | | |проблем, активности противоборствующих | | |сторон 3)эскалация (усиление | | |противоборства, приводит к разрушительным| | |последствиям Основные признаки: ущемление| | |интересов друг друга, угроза физического | | |насилия 4)латентная готовность к | | |разрешению конфликта (противоборство | | |продолжается, осознание безвыходности | | |ситуации, острое переживание) | | |5)разрешения конфликта (приступают к | | |переговорам, прекращается реальное | | |противоборство, снимается причина | | |конфликта) | | |Методы разрешения конфликтов: 1)сила | | |одной из сторон или третьих лиц (силовые | | |методы, административно-правовых | | |полномочий) 2)уход от конфликта | | |(прибегают, если конфликт может разрушить| | |группу, если одна из групп не готова к | | |разрешению конфликта) 3)отсрочка | | |конфликта (конфликт переносится) | | |4)компромиссные методы (принимаю | | |компромиссное решение) 5)сглаживание | | |конфликта (замалчивание некоторых | | |обстоятельств) 6)конфронтация с | | |последующим сотрудничеством (открытое | | |признание конфликта, обсуждение проблем. | | |Снятие причины и разрешение противоречий)| |


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат В. Распутин "Пожар"
Реферат Основы организации ведения гражданской обороны
Реферат Формирование словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи
Реферат Меристемы или образовательные ткани
Реферат Современные направления социально-политической мысли
Реферат Инновационная деятельность и проблемы ее финансирования: к вопросу использования венчурного капитала
Реферат Особенности психологической поддержки социальных работников и практических психологов с синдромом
Реферат Подключение по ISDN, высокоскоростное подключение по аналоговым каналам
Реферат Организация и проведение тематического вечера "Новый год"
Реферат Муфты: назначение, классификация, виды
Реферат Олигопольный рынок
Реферат Судебный прецедент как источник права
Реферат Создание информационной системы Планменю для автоматизации рабочего места заведующего производством
Реферат Вялікая Айчынная вайна вачамі нашых равеснікаў
Реферат Ограниченная материальная ответственность работников, её виды. Полная материальная ответственность (случаи её наступления). Порядок возмещения работниками материального ущерба, причинённого предприятию