Происхождение
и классификация форм государства Аристотелем.
Аристотель
384-322 гг до н.э.
Труды
“Политика”, “Афинская полития”;
Платон мне
друг, но истина дороже.
Основатель
Ликейской школы.
Аристотель
воспитывал Александра Македонского, на эту должность его пригласил царь Филипп II. Идеи Аристотеля послужили идеями для
Македонского.
Идеи:
Политика -
наука о высшем благе человека и государстве. Цель политики - достижение счастья
и благосостояния государства и человека.
Социум - основа
политики и государства. Государство и др. социальные явления - естественные, а
поскольку это так, то подходить к исследованию государства, политики надо
исходя из естественных потребностей человека. А потому государство происходит
из-за общения. Такие явления и приводят к возникновению государства.
на первом этапе
- семья,
на втором -
род,
на третьем -
государство.
Аристотель
говорит - человек по природе своей существо политическое. Однако гос-во это не
только вопросы предотвращения взаимных обид. По его мнению, гос-во появляется
тогда, когда образуется общение между другими родами и семьями ради благой
жизни. Но общаться могут граждане государства (свободные люди). Аристотель говорит
- варвар и раб не равны человеку, поскольку возможно общение только свободных
людей. Рабство - естественно и неизбежно, как и другие социальные явления. Раб
- это разумное сочетание ума и физической силы. (Раб - instrumentum
vocale - говорящее орудие.)
Не согласен с
Платоном в отношении собственности. По мнению Аристотеля - общность в гос-ве
недопустима, поскольку частная собственность коренится в природе человека. Он
по своей природе готов обладать теми или иными благами жизни.
Аристотель
считает, что для государства опасно иметь как чрезмерно богатых, так и бедных
людей. Он говорит, что надо урегулировать отношения собственности. С одной
стороны устранить чрезмерное богатство, с другой не допускать бедности.
Уравнивание возможно лишь на определенном среднем уровне. Если богатых низвести
до уровня бедных они станут источником смут. Следует стремиться к среднему, но
для этого предварительно посредством законов необходимо воспитать граждан и
подготовить их к таким порядкам.
Говорит - величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не
из-за предметов первой необходимости.
Люди должны обладать собственностью, людям надо больше, их вожделения
беспредельны.
Средний
гражданин - опора порядка. При приоритете общей цели должно быть усиленное
влияние гос-ва. Определенная часть собственности может быть общей, но
использоваться она должна для блага всех. Богатство не рок, а бедность -
источник возмущений и преступлений. Аристотель подчеркивал вопросы связанные с
оформлением такого государства и высказывался о формах государства.
Выделяет 2
критерия:
1. количественный подход - кол-во
людей, участвующих в правлении. (правление одного - тирания, правление немногих
- олигархия, правление большинства - демократия; власть большинства он
характеризует как политию и правление большинства - имеется виду представителей
среднего строя.)
2. правильные и неправильные формы -
если гос-во стремится к общей пользы, то правильное (монархия,
аристократическая форма (немногих лучших, полития ), если на удовлетворение
своих интересов - неправильная (тирания, власть немногих богатых - олигархия,
демократия - власть многих неимущих, заботящихся о собственной выгоде)
Лучшей формой
для Аристотеля является смешанная форма, он смешивает 2 формы - олигархию и
демократию. Лучшая форма - полития. Т.е., когда богатые и благородного
происхождения граждане могут поделиться своим богатством.
1 власть -
законосовещательная
2 власть -
управления
3 власть -
судебная.
Тогда, когда
это будет, богатые и бедные перестанут существовать. Вместе с тем данная
демократия должна обеспечиваться имущественным цензом. В демократиях, где
власть отдается законам, - власть принадлежит демагогам.
Государства
должны возникать в результате грамотного правления, которое могут осуществить
только лица со средним достатком, опирающиеся на закон. Гос-во из средних людей
будет иметь наилучший строй. Средние не стремятся к чужому добру как бедняки,
но никто них и не посягает, потому жизнь протекает в спокойствии.
Должности в гос-ве должны как выбираться, так и защищаться.
Хоть выборы и естественный процесс,
гос-во должно контролировать лиц находящихся у власти.
Государство
создается не для того чтобы жить, а чтобы жить счастливо. Вот тогда государство
- это совершенный союз свободных людей.
Государство -
это там, где добродетельное воспитание, справедливые законы, соответствующее
место и климат. Должна быть обеспечена свобода. Свобода - там, где все по
очереди подчиняются и управляют, где каждый живет как захочет в рамках закона.
Закон это
выраженная политическая справедливость и он отождествляет и закон и право. При
применении закона необходимо учитывать не букву. А смысл, тогда закон обеспечит
равенство и участие всех в управлении государства. И осуществлении правления
приоритет отдается закону а не человеку. Кто требует, чтобы властвовал закон -
требует чтоб властвовало божество и право. Люди подвержены слабостям и
аффектам. Закон - мерило способное обеспечить стабильность.
Граждан следует
приучать к выполнению и исполнению законов. По его мнению допустима систем
наказаний. Цель - заставить следовать добродетели. По его мнению
законопослушными могут стать граждане если применять воспитание, обучение,
систему наград и наказание. Наказание - это лечение, а лечение производится
противоположным приятному.
Задачи
наказания - общая превенция, исправление и удаление. Допускается изгнание.
Наказание это восстановление справедливости. Но месть недопустима. Также
различает умышленные, неумышленные и т.д.
За незнание
закона люди несут ответственность, поскольку незнание законов - результат
небрежности.
Пьяный несет
двойную ответственность, потому что принцип действия лежал в нем самом.
Справедливость
- 1 уравнивающая (арифметическое равенство);
2
распределяющая (в зависимости от положения в общ-ве и полезности) - геометрическое
равенство.
Средства для
достижения справедливости.
С помощью суда.
(справедливое состоит в уравнивании собственного интереса и интересов общества.
Общественное выше личного, а возникающие споры между людьми доступны суду).
Судьи либо избираются, либо назначаются по жребию, а наиболее сложные дела
решают совместно. Крайне необходимо иметь 8 Судов.
1. для принятия отчетов должностных
лиц;
2. суд над лицами приносящим ущерб
гос-ву;
3. суд над лицами совершающими
государственные преступления,
4. по крупным торг сделкам;
5. об убийстве;
6. об иностранцах;
7. по мелким торг делам;
8. споры между гражданам и должностными
лицами (омбудсман, административное производство)
Право -
политическая категория. Вне государства право существовать не может. Соотв
право делится на естественное право и право условное. Естественное право
существует везде, а условленное право оформляется в виде закона. Естественное
право - выше закона. Среди законов приоритет основанным на обычаи законам.
Законы есть справедливые и несправедливые, но несправедливые тоже обязаны к
исполнению. Человеческие действия состоят из единичных фактов, а законы
излагаются в общей форме, поэтому законы надо изменять постепенно, а менять
законы, значит ослаблять его силу.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/