Правовое
регулирование внешнеэкономической
деятельности
Контрольная
работа по дисциплине “Коммерческое право”
Выполнила
студентка гр. 6285З Кобарева С.М.
Министерство
образования Российской Федерации
Новгородский
государственный университет имени Ярослава Мудрого
Кафедра
гражданского и коммерческого права
Великий
Новгород
2000
Понятие
внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономическая
деятельность может рассматриваться как деятельность государства по развитию
сотрудничества с другими государствами в области торговли, экономики, техники,
культуры, туризма. Основной правовой формой такого сотрудничества являются
международные договоры. Это могут быть многосторонние договоры, устанавливающие
основные принципы и направления взаимодействия государств в названных сферах.
Примером может служить Соглашение о сотрудничестве в области
внешнеэкономической деятельности государств-участников СНГ от 15 мая 1992 г.
Кроме многосторонних,
заключаются двусторонние договоры, которые направлены на урегулирование
двусторонних отношений по конкретным вопросам. При этом такие договоры играют
значительную роль в экономическом и ином сотрудничестве, поскольку в них; не
только устанавливаются права и обязанности договаривающихся сторон, но и
определяются конкретные аспекты такого взаимного сотрудничества и проблемы,
подлежащие урегулированию.
Двусторонние
договоры, прежде всего торговые, направлены, кроме того, на установление
льготного режима для лиц, занятых во внешней торговле. При этом в таких
договорах, как правило, предусматривается режим наибольшего
благоприятствования, означающий, что физическим и юридическим лицам
договаривающихся государств будут предоставлены права не менее благоприятные,
чем для таковых лиц третьих государств.
Государства
могут устанавливать и иные, кроме режима наибольшего благоприятствования,
льготные режимы. Так, страны участницы СНГ заключают двусторонние договоры,
направленные на создание режима свободной торговли. Суть этого режима
заключается в том, что договаривающиеся государства не применяют таможенные
пошлины, налоги и сборы в отношении товаров, произведенных на их территориях.
В то же время
под внешнеэкономической деятельностью понимается предпринимательская
деятельность, связанная с перемещением через таможенную границу Российской
Федерации товаров (продукции) и капитала (финансовых средств), а также оказание
услуг и выполнение работ на территории иностранного государств.
Правовой формой
реализации этой деятельности служат внешнеторговые контракты, являющиеся
специфическим видом хозяйственного договора. В качестве примера можно назвать
договоры по экспорту или импорту продукции, договор о строительстве какого-либо
объекта на территории иностранного государства. Кроме традиционных видов
внешнеэкономической деятельности (обмен товарами, оказание услуг и т.д.),
появляются и новые виды, такие как передача высокого качества телефонных,
радио- и телевизионных сигналов с помощью спутников и кабелей, купля-продажа
программ для электронно-вычислительных машин и баз данных, топологий
интегральных микросхем.
Объектами
правового регулирования внешнеэкономической деятельности являются отношения по
экспорту-импорту между хозяйствующими субъектами, а также отношения, связанные
с оказанием слуг и выполнением работ на территории иностранных государств.
Экспортно-импортные отношения возникают по поводу поставки товаров (продукции)
за рубеж или на территорию России. Отношения, возникающие при ведении
внешнеэкономической деятельности, могут также касаться, перемещения капитала
(финансовых средств) на территорию иностранного государства при осуществлении
инвестирования или проведении расчётов.
Наряду с
объектом правового регулирования внешнеэкономической деятельности можно выделить
и предмет конкретных правоотношений, возникающих между хозяйствующими
субъектами в этой области. Предметом таких правоотношений являются поставка
товаров, строительство объектов, перевозка внешнеторговых грузов,
инвестирование капитала на территории иностранных государств, оплата товаров,
услуг, работ и т. д.
Понятие и
виды субъектов внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономическую
деятельность могут осуществлять как физические лица, имеющие статус
предпринимателя, так и юридические лица, зарегистрированные для ведения
предпринимательской деятельности. Среди юридических лиц можно назвать
предприятия, принадлежащие российским гражданам и юридическим лицам,
предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, совместные
предприятия, государственные предприятия, предприятия, созданные органами
местного самоуправления.
Наряду с общим
положением, согласно которому все хозяйствующие субъекты обладают правом на
ведение внешнеэкономической деятельности, установлен и особый порядок
осуществления отдельных видов внешнеэкономической деятельности. Это обусловлено
тем значением, которое государство придает отдельным видам внешнеэкономической
деятельности. Так, в целях защиты национальных Интересов установлен специальный
порядок экспорта стратегически важных сырьевых товаров.
Для получения
права экспорта таких товаров введен специальный порядок регистрации предприятий
и организаций. Этот порядок определен “Положением о порядке регистрации
(перерегистрации) предприятий и организаций, имеющих право экспорта стратегически
важных сырьевых товаров”, утвержденным МВЭС от 2 декабря 1993 г. и ГКАП от 11
ноября 1993 г. № ЮХ/5091". Положение Припяти во исполнение Указа
Президента РФ от 14 июня 1992 г. “О порядке экспорта стратегически важных
сырьевых товаров”.
Хозяйствующие
субъекты для осуществления экспорта стратегически важных сырьевых товаров
приобретают специальный правовой статус. Положение устанавливает разрешительный
порядок экспорта таких товаров. Предприятия и организации должны представить в
Управление уполномоченного МВЭС России соответствующего региона следующие
документы: финансовый отчет предприятия за предыдущий год, справку из
обслуживающего банк” и наличии рублевого и валютного счетов с рекомендательным
письмом, подтверждающим платежеспособность предприятия, а также справку
заявителя о наличии у него или фирм с его участием счетов и иностранных банках
и другие документы. В регистрации или перерегистрации может быть отказано, если
предприятие допустило хотя бы одно из нарушений, перечисленных в п. 7 указанного
Положении, например:
—нарушение
российского законодательства, регулирующего неэкономическую деятельность;
— нарушение
законодательства зарубежных стран, повлекшее за собой экономический или
политический ущерб для России;
— невыполнение
обязательств по поставкам на экспорт стратегически важных сырьевых товаров;
— экспорт из
Российской Федерации товаров по заниженным (демпинговым) ценам;
—
ограничительная деловая практика (сговор по ценам, раздел рынка и т. д.) и
недобросовестная конкуренция;
— невыполнение
обязательств по поставкам для государственных нужд (при наличии соответствующих
договоров).
Если
предприятие зарегистрировано в качестве экспортера стратегически важных
сырьевых товаров, то оно получает Свидетельство о регистрации сроком на один
год и вносится в Реестр предприятии осуществляющих экспорт стратегически важных
сырьевых товаров который ведет МВЭС. При получении свидетельства о регистрации
предприятие подписывает “Обязательство экспортера стратегически важных сырьевых
товаров”. Этот документ обязывает экспортёра в частности, представлять в МВЭС
информацию о получении валютной выручки от экспорта таких товаров.
Следует
отметить, что в изъятие из общего правила некоторые субъекты
предпринимательской деятельности могут осуществлять экспорт стратегически
важных сырьевых товаров без специальной регистрации в качестве экспортера таких
товаров. Так, экспорт стратегически важных сырьевых товаров (кроме сырой нефти
и продуктов ее переработки), произведенных на территории Калининградской
области, что должно быть подтверждено выдаваемым Калининградской
торгово-промышленной палатой сертификатом, предприятия могут осуществлять без
специальной регистрации.
Субъекты
внешнеэкономической деятельности могут непосредственно выходить на зарубежные
рынки, оказывать услуги за рубежом, импортировать продукцию (товары), а также
могут вести внешнеэкономическую деятельность через посредников. Причем одно и
то же предприятие может как самостоятельно выходить на внешние рынки, так и
через посредников. Например, при экспорте продукции (товаров), среди которых
имеются стратегически важные сырьевые товары, экспорт этих товаров, если
предприятие не имеет правового статуса экспортера стратегически важных сырьевых
ресурсов, осуществляется через посредников, имеющих такой статус (зарегистрированных
должным образом). Причем для посредников в данном случае установлена
обязанность заключать договоры на оказание посреднических услуг.
Субъектами
внешнеэкономической деятельности являются также предприятия, занимающиеся
посреднической деятельностью в тех сферах внешнеэкономической деятельности, где
не требуется специальной регистрации. Такие посредники могут непосредственно
связывать клиентов между собой путем поиска наиболее выгодных партнеров по
внешнеторговым операциям, заключать внешнеторговые контракты в соответствии с
договором комиссии, действовать от своего имени и за свой счет, занимаясь
экспортно-импортными операциями и другой внешнеэкономической деятельностью. И
посредники, и предприятия, ведущие свою деятельность через посредников,
являются субъектами внешнеэкономической деятельности.
Государственное
воздействие на осуществление внешнеэкономической деятельности
Государство с
целью защиты своих национальных интересов, интересов всего общества
осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности, а также
воздействует тем или иным способом на участников возникающих при этом
отношений, оказывая им поддержку или создавая неблагоприятные условия для
осуществления отдельных видов внешнеэкономической деятельности.
Государственное
воздействие на субъектов внешнеэкономической деятельности может быть прямым,
например, предоставление конкретным экспертам льгот по уплате таможенных пошлин
или косвенным, например, путем установления высоких импортных тарифов на
какую-либо продукцию, с тем, чтобы побудить участников внешнеэкономической
деятельности импортировать не эти, а другие товары.
Такое
воздействие осуществляется путем принятия законодательных и иных нормативных
актов, регулирующих отношения, возникающие при ведении внешнеэкономической
деятельности, и имеет своей целью защиту как публичных, так и частных
интересен.
Государственное
воздействие осуществляется по следующим направлениям:
а) обеспечение
упрочения экономики, ее стабильности и развития
Все
государственное регулирование направлено на эти цели, и частности государство
планирует экспортно-импортные операции, осуществляет таможенный, а также
валютный контроль, обеспечивая репатриацию валютной выручки с тем, чтобы не
допустить оттока капитала из страны и, следовательно, защитить свои
экономические интересы.
б) обеспечение
безопасности здоровья граждан и защиты окружающей среды
Государство
устанавливает специальные требования к ввозу определенных товаров,
предусматривая наличие у импортера сертификата качества, ветеринарных, санитарных
свидетельств. Обязательное наличие сертификата и знака соответствия продукции
установленным требованиям предусмотрено в Законе РФ “О сертификации продукции и
услуг” от 10 июня 1993 г.
в) обеспечение
возможности доступа отечественных хозяйствующих субъектов на зарубежные рынки
Повсеместно в
практике мировой торговли применяются ограничения по импорту ряда товаров. Эти
ограничения могут быть как временными, так и постоянными. Обладание информацией
по вопросам условий осуществления экспорта является необходимой предпосылкой
для успешного ведения внешнеэкономической деятельности, для достижения должного
уровня конкурентоспособности российских предпринимателей.
В этих целях
российскому правительству необходимо по примеру других государств создать
систему по оказанию информационный и консультационных услуг отечественным
экспортерам, что обусловлено обязанностью государства содействовать развитию
экономики, в том числе экспорту российских товаров. Соответствующая база для
этого имеется в виде органов, представляющих Россию за рубежом и имеющих
большие возможности по сбору необходимой информации.
г) обеспечение
государственных нужд
Закон России от
28 мая 1992 г. “О поставках продукции и услуг для государственных нужд” дает
следующее определение понятия государственных нужд: “государственные нужды—это
потребность Российской Федерации в продукции, необходимой для решения
общенациональных проблем, реализации социально-экономических, оборонных,
научно-технических, природоохранных и других целевых программ, а также иных
задач”.
При поставке
продукции для государственных нужд предусмотрено также льготное кредитование,
освобождение предприятий, поставляющих такую продукцию на экспорт, от
обязательной продажи части валютной выручки.
д.) обеспечение
конкурентоспособности отечественных предпринимателей
С целью защиты
российских предпринимателей и недопущении нанесения им материального ущерба
устанавливаются, в частности. Специальные антидемпинговые и компенсационные
пошлины им некоторые импортные товары, как это предусмотрено в ст. ст. 8, 9,
10,11 Закона “О таможенном тарифе” от 21 мая 1993 г., а также путем издания
специальных институтов, осуществляющих поддержку российских экспортеров.
Так,
постановление Правительства от 7 июля 1993 г. № 633 “Об образовании Российского
экспортно-импортного банка” предусматривает в целях обеспечения государственной
поддержки внешней торговли создание Российского экспортно-импортного банка.
Банк создается в форме акционерного общества закрытого типа. Контрольный пакет
акций банка принадлежит государству.
Основными
функциями Российского экспортно-импортного банка являются предоставление и
привлечение кредитов, финансирование и гарантирование экспортно-импортных
операций, и страхование рисков, связанных с этими операциями.
е.) обеспечение
стимулирования развития отдельных отраслей экономики и содействие
научно-техническому прогрессу
В этих целях
государство может проводить льготное кредитование покупок нового оборудования,
осуществлять страхование экспортных кредитов, предусматривать ряд льгот по экспортно-импортным
операциям с тем, чтобы обеспечить модернизацию производства, повысить
конкурентоспособность как с целью обеспечения нужд отечественной
промышленности, так и с целью продвижения российских товаров на зарубежные
рынки.
ж) обеспечение
нужд отдельных отраслей экономики Обеспечение этих нужд может осуществляться
государством различными способами. Например, чтобы обеспечить предприятия
отдельных отраслей необходимым сырьем, государство может непосредственно через
уполномоченные органы заключить договоры поставки продукции для государственных
нужд, возможно, и содействие и обеспечении сырьем и оборудованием путем
установления льготного режима импорта такой продукции, а также путем
ограничения экспорта продукции, без которой не могут работать отечественные
предприниматели.
Регулирование
экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования
Квотирование и
лицензирование представляют собой нетарифный метод государственного
регулирования экспортно-импортных операций.
Квотирование —
это количественное ограничение какой-либо продукции (товаров), устанавливаемое
государственными органами ни определенный срок.
Лицензирование
— это выдача компетентными государственными органами разрешений на ввоз или
вывоз определенных видов продукции (товаров).
Регулирование
экспорта и импорта путем квотирования предусмотрено Таможенным кодексом РФ. Ст.
21 гласит: “На ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации
товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения исходи из
соображений экономической политики, выполнения международных обязательств
Российской Федерации, защиты экономическим основы суверенитета Российской
Федерации, защиты внутреннего и потребительского рынка, в качестве ответной
меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции
иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в
соответствии с актами законодательства Российским Федерации и международными
договорами Российской Федерации”
Российским
законодательством установлена единая система квотирования и лицензирования. Это
означает, что она распространяется на всех хозяйствующих субъектов, ведущих
внешнеэкономическую деятельность, на экспортно-импортные операции со всеми
государствами. Регулирование экспорта товаров и услуг путем квотирования и
лицензирования осуществляется только в отношении товаров и услуг,
экспортируемых в соответствии с международными обязательствами РФ.
Квоты
устанавливаются Министерством экономики по согласованию с заинтересованными
министерствами и ведомствами. На Министерство экономики возложено также ведение
Федеральной банка квот экспорта товаров.
6. При экспорте
специфических товаров, например, лекарственного сырья растительного и животного
происхождения, указанных в перечне Приложений № 3 и 4 к постановлению
Правительства 111 2 ноября 1993. № 1103, необходимо решение соответствующего
министерства или ведомства. При экспорте стратегически важные сырьевых товаров
лицензии выдаются предприятиям, имеющим статус экспортера стратегически важных
сырьевых товаров.
Отгрузка
товаров, подлежащих лицензированию, до получения лицензии запрещена. Лицензии
выдаются Министерством внешних экономических связей.
Лицензии могут
быть разовыми и генеральными. Генеральные лицензии выдаются для осуществления
экспортно-импортных поставок для государственных нужд сроком на один год. По
общему правилу генеральная лицензия, как и разовая, оформляется на один вид
товара, но в отдельных случаях, если товары входят в единую группу, возможна
выдача генеральной лицензии на несколько видов товаров. Экспортные или
импортные операции по генеральной лицензии могут осуществляться по одной или
нескольким сделкам.
Разовая
лицензия оформляется на один вид товара, на совершение одной сделки сроком до
12 месяцев.
Тарифное
регулирование экспорта-импорта
Тарифное
регулирование осуществляется путем установления таможенных пошлин.
Правовой базой
тарифного регулирования является Закон от 21 мая 1993 г. “О таможенном тарифе”.
На основе этого
закона принимаются нормативные акты, устанавливающие ставки таможенных пошлин,
порядок их взимания.
Режим тарифного
регулирования импорта предусматривает, что ставки таможенных пошлин на ввозимые
товары определяются дифференцированно.
Ввозные
таможенные пошлины увеличиваются в два раза и отношении товаров, происходящих из
государств, которым Россия предоставила режим наибольшего благоприятствования.
Такие же
ввозные таможенные пошлины применяются к товарам, страна происхождения которых
не установлена.
Ввозные
таможенные пошлины уменьшаются в два раза в отношении товаров, происходящих из
развивающихся государств, которым Россия предоставила преференции, т. е. особые
льготы.
Ввозные
таможенные пошлины вообще не взимаются с тех товаров, которые происходят из
наименее развитых государств, пользователей преференциями России.
Россией были
заключены договоры о свободной торговле с Азербайджаном, Арменией, Беларусью,
Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Таджикистаном, Туркменистаном,
Узбекистаном и Украиной. В соответствии с этими соглашениями стороны договоров
о свободной торговле взяли на себя обязательство не взимать ввозимые таможенные
пошлины с товаров, Происходящих из названных государств и ввозимых с их
территорий. На основании этих соглашений Россия не облагает ввозными
таможенными пошлинами товары, происходящие из государств, с которыми заключены
соглашения о свободной торговле, и ввозимые на российскую территорию.
Постановлением
Правительства России от 24 февраля 1994 г. № 150 “О выдаче сертификатов о
происхождении товаров при их вывозе в государства-участники Содружества Независимых
Государств” установлено, что сертификаты о происхождении российских товаров при
их вывозе в названные выше государства-участники Содружества выдаются
Торгово-промышленной палатой России и территориальными торгово-промышленными
палатами.
В целях
унифицированного подхода к содержанию сертификата Совет глав правительств
Содружества Независимых Государств утвердил 24 сентября 1993 г. “Правила
определения страны происхождения товаров”.
При выдаче
сертификатов о происхождении российских товаров, ввозимых на территории
участников СНГ, Торгово-промышленная палата и другие палаты будут
руководствоваться названными Правилами.
Валютное
регулирование
Валютное
регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников
внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов
государства.
Это воздействие
осуществляется для защиты национальной валюты, ограничения вывоза капитала из
страны, обеспечения возвращения в Россию валютной выручки, полученной от
экспорта.
Решение этих
задач обеспечивается валютным законодательством, регулирующим как общие вопросы
валютных отношений, так и частные, например, предусматривающие механизм
контроля, за валютными операциями.
Основополагающим
законодательным актом в сфере валютного регулирования является Закон РФ “О
валютном регулировании и валютном контроле” от 9 октября 1992 г. В этом законе
раскрыты основные понятия валютных отношений, такие как “валюта РФ”,
“иностранная валюта”, “резиденты”, “нерезиденты” и т. д., а также установлены
сферы и порядок валютного регулирования, определены органы валютного контроля,
предусмотрена ответственность за нарушение валютного законодательства.
Все субъекты,
ведущие внешнеэкономическую деятельность, являются, с точки зрения валютного
законодательства, резидентами
Из п. “а” ст. 1
Закона о валютном регулировании следует, что такими резидентами являются:
1) физические
лица, имеющие постоянное местожительство в России, в том числе временно
находящиеся за ее пределами;
2) юридические
лица, созданные в соответствии с российским законодательством, основное место
деятельности которых — РФ, а также находящиеся за пределами России их филиалы и
представительства;
3) предприятия
и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с
российским законодательством, основное место деятельности которых — РФ, а также
находящиеся за пределами России их филиалы и представительства.
Резиденты при
ведении внешней экономической деятельности осуществляют различные валютные
операции. Под валютными операциями, как следует из п. 7 ст. 1 закона,
понимаются:
а) операции,
связанные с переходом прав собственности и иных прав на валютные ценности, в
том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа
иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
б) ввоз и
пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
в)
осуществление международных денежных переводов. Валютные операции могут быть
текущими и связанными с движением капитала.
Валютные
операции, связанные с движением капитала, представляют собой:
а) прямые
инвестиции, то есть вложения в уставной капитал предприятия с целью извлечения
дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
б) портфельные
инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;
в) переводы в
оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая
землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к
недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
г)
предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту
и импорту товаров, работ и услуг;
д)
предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
е) все иные
валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.
К текущим
валютным операциям относятся, в частности, переводы в Россию и из России
иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту
и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных
с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней (п. 9
“а” Закона).
Под иностранной
валютой понимаются денежные знаки виде банкнот, казначейских билетов, монеты,
являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном
государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения,
но подлежащие обмену денежные знаки (п. 3 “а” Закона).
Операции с
иностранной валютой регламентированы законодательством. Особенностями правового
режима операций резидентентов т иностранной валютой являются:
1. Ввоз,
перевод и пересылка валютных ценностей (в состав которых входит иностранная
валюта) в Россию может осуществляются без ограничений.
2. Вся
иностранная валюта, получаемая резидентами, подлежит обязательному зачислению
на их счета в уполномоченных банках, под которыми в соответствии с п. 11 Закона
о валютном регулировании понимаются банки и иные кредитные учреждения,
получившие лицензии ЦБ России на проведение валютных операций.
3. Запрещение
реализации товаров гражданам за иностранную наличную валюту. Однако из этого
правила существуют изъятия. Которые заключаются в том, что ряду предприятий
предоставлена право вести торговлю за наличную валюту. Это, в частности,
относится к магазинам беспошлинной торговли, работающим в соответствии с
полученными разрешениями и на условиях, установленных специальными нормативными
актами (письмо ЦБ РФ от 27 декабря 1993 г. № 67).
4. Обязательная
продажа части валютной выручки. Основным правовым актом, установившим такой
порядок, является Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 629
“О частичном изменении порядка обязательной продажи части валют ной выручки и
взимания экспортных пошлин”. Указ установил обязанность субъектов, ведущих
внешнеэкономическую деятельность, продажи через уполномоченные банки по
рыночному валки ному курсу 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ,
услуг).
Валютное
регулирование касается также операций с национальной валютой. Законодательством
установлено, что вывоз и пересылка из России, а также ввоз в ее пределы
национальной валюты осуществляется в соответствии с порядком, устанавливаемым
ЦБ РФ совместно с Министерством финансов и Государственным таможенным
комитетом. Несоблюдение этого порядка влечет недействительность сделок в
отношении российской валюты (п.п. 3 и 4 ст. 2 Закона о валютном регулировании).
В целях
соблюдения валютного законодательства создана система органов валютного
контроля. Эта система подразделяется на органы валютного контроля и их агентов.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона о валютном регулировании к органам
валютного контроля отнесены ЦБ РФ и Правительство России, а агентами валютного
контроля, как указывается в п. 3 этой же статьи, являются организации, на
которые законодательством могут возлагаться функции валютного контроля.
В частности, в
качестве агентов выступают уполномоченные банки, которые подотчетны ЦБ РФ (п. 4
ст. 11 закона).
Для реализации
функций Правительства России по валютному контролю создан специальный орган —
Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.
Федеральная
служба по валютному и экспортному контролю в рамках своей компетенции
осуществляет контроль за соблюдением законодательства РФ и ведомственных
нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций. Контролирует
выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте,
осуществляет контроль за поступлением средств в иностранной валюте по
внешнеэкономическим операциям в уполномоченные банки, а также выполняет еще
целый ряд различных функций в сфере контроля за осуществлением валютных,
экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.
В соответствии
с предложением Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю в
целях реализации на местах единой общегосударственной политики в области
организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере
валютных, экспортных, импортных и иных внешнеэкономических операций
Правительство РФ приняло постановление об образовании территориальных органов
по валютному контролю.
Функции
контроля, как уже упоминалось, осуществляют уполномоченные банки, а также
таможенные органы.
В целях защиты
государственных интересов по укреплении экономики принят ряд законодательных и
нормативных актов, направленных на обеспечение репатриации валютной выручки
полученной от экспорта.
Экспортеры тоже
несут ответственность за нарушение валютного законодательства. Так, за
нарушение положений упомянутой инструкции с экспортеров взыскиваются в
бесспорном порядке штрафы. Ответственность экспортеров предусмотрена и в
Таможенном кодексе.
За сокрытие
валютной выручки экспортеры в соответствии с Указом Президента РФ от 14 июня
1992 г. № 629 отвечают в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или
ее рублевом эквиваленте. Никакие ходатайства об освобождении от уплаты штрафов
за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных
банках не рассматриваются.
Договоры во
внешнеэкономической деятельности
Договоры
являются правовой формой, в которую облекаются соглашения сторон, содержащие
права и обязанности при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Договоры во
внешнеэкономической деятельности могут носить различные наименования: контракт,
соглашение, собственно договор. Тем не менее, как показывают международные
правила, наиболее часто используется термин “контракт”. Различные наименования
никакой юридической роли не играют, все эти соглашения являются договорами.
Современные
правовые системы, в том числе России, предоставляют участникам
внешнеэкономической деятельности широкие возможности по определению своих
взаимных прав и обязанностей. При этом стороны могут идти при определении прав
и обязанностей дальше законодательных положений. Ограничительными рамками для
такого определения могут быть лишь сами законодательные положения либо интересы
публичного порядка России.
В свете
особенностей внешнеэкономической деятельности, когда ее участники относятся к
правовым системам различных государств и когда они не могут детально знать
законодательные положения соответствующего государства, а также в свете
интенсивного международного экономического оборота, участникам этой
деятельности необходимо в заключаемые договоры включать подробные условия с
целью установления взаимных прав и обязанностей, которые могли бы определять и
регулировать любые возможные действия и последствия таких действий.
В случае
возникновения спора между сторонами арбитражные органы обращаются прежде всего
к договору как к правовому документу, определяющему их права и обязанности. И
только в том случае, если договор не определяет четко права и обязанности
сторон, не содержит подробные условия их осуществления, арбитражные органы
обращаются к законодательным актам.
Таким образом,
значительная роль договора о регулировании отношений между участниками
внешнеэкономической деятельности обусловлена особенностями этой деятельности,
имеющей международный характер.
Российское
законодательство предусматривает, что внешнеэкономические сделки должны
совершаться в письменной форме. Такое требование к форме внешнеэкономической
сделки вытекает из ст. 7 Закона “О международном коммерческом арбитражном суде”
от 7 июля 1993 г.
Несоблюдение
формы внешнеэкономических сделок, — как указывается в п. 2 ст. 30 Основ
гражданского законодательства, — влечет за собой недействительность сделки. В
соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 58 Основ гражданского законодательства договор
может быть заключен как путем составления одного документа, подписанного
сторонами, так и путем обмена письмами, телетайпограммами, телеграммами,
телефонограммами и т. п., подписанными стороной, которая их посылает.
Поскольку иное
не предусмотрено в законодательстве, стороны сами определяют язык, на котором
заключается договор, структуру договора, его содержание и т. д.
Стороны также
сами определяют, кто должен подписывать договор: должностные лица в силу
учредительных документов или же лица, уполномоченные по доверенности.
Во
внешнеэкономической деятельности широко используются типовые проформы договоров
(контрактов), разработанные, в частности, различными международными
организациями и ассоциациями предпринимателей, например, типовые проформы
контрактов поставки (купли-продажи) зерна, оборудования, подряда, договоров
фрахтования судов и т. д.
Наиболее
распространенными во внешнеэкономической деятельности являются следующие виды
договоров: купли-продажи (поставки), подряда, лицензионные, агентские, перевозки.
Подавляющая
часть международного экономического оборота приходится на куплю-продажу товаров
(продукции). В связи с этим значительная роль в регулировании отношений в этой
области отводится договорам (контрактам) купли-продажи. Эти договоры характеризуются
не только подробным изложением условий купли-продажи, относящимся, в частности,
к предмету договора, цене, формам расчета и т. д. Договоры также включают так
называемые базисные условия поставок, под которыми понимаются условия поставок
(продажи), сложившиеся в международном экономическом обороте. Эти условия
касаются в основном места и момента передачи товара, вопросов перевозки,
распределения рисков гибели или повреждения товара. Указанные условия
выработаны в результате длительного применения между участниками
внешнеэкономической деятельности в различных странах и широко используются в
международной практике. Они известны под названием “торговые термины”.
Сборники этих
терминов регулярно публикуются Международной торговой палатой. В целях
единообразного понимания и применение этих терминов во внешнеэкономической
практике Международная торговая палата проводит регулярную работу по унификации
правил толкования. Результатом этой работы являются издаваемые палатой
“Международные правила толкования терминов” (Инкотермс). Последняя редакция
этих правил издана в 1990 г., которая используется в настоящее время.
В контрактах
соответствующее положение формулируется следующим образом: “Поставка товара
производится на условиях (дается название термина) в редакции Инкотермс-1990
г.”
В качестве
примера использования торговых терминов можно привести основные положения
поставок товаров на условиях Фоб и Сиф.
Фоб (свободно
на борту судна) — наименование порта отгрузки. Основные обязанности продавца
включают погрузку товара за свой счет на борт судна и извещение об этом
покупателя, доставку покупателю в качестве доказательства погрузки товара
обычных транспортных документов, о которых договорились стороны, несение всех
рисков утраты или повреждения товара до момента пересечения через поручни
судна, выполнение всех таможенных формальностей, необходимых для вывоза
товаров.
Основные
обязанности покупателя включают заключение за свой счет договора перевозки,
извещение продавца о названии судна, месте погрузки и о необходимой дате
поставки товара, несение всех рисков утраты или повреждения товара с момента
пересечения через поручни судна, оплата товара против представленных
транспортных документов, предусмотренных договором.
Сиф (стоимость,
страхование, фрахт) — порт назначения. Основные обязанности продавца включают
заключение за свой счет договора перевозки до согласованного порта назначения,
погрузку товара на борт судна в порту отгрузки в установленный срок, несение
всех рисков утраты или повреждения товара до момента пересечения через поручни
судна, страхование за свой счет товара в пользу покупателя и передачу ему
страхового полиса или иных документов, подтверждающих заключение договора
страхования, представление покупателю предусмотренных договором транспортных
документов.
Основные
обязанности покупателя включают оплату товара против представленных
транспортных документов, принятие товара в порту назначения и несение расходов
по выгрузке товара, если они не, включены в договор перевозки, несение всех
рисков утраты или повреждения товара с момента пересечения товара через поручни
судна в порту отгрузки.
Положения
Инкотермс-1990 г. применяются в том случае, если на них имеется прямая ссылка в
договоре (контракте). Необходимо иметь в виду, что Инкотермс-1990 г. не
касается вопросов перехода права собственности от продавца в покупателю.
Поэтому при заключении договора стороны должны решить вопрос о переходе права
собственности либо с момента заключения контракта, либо с момента получения
товара покупателем, либо с какого-либо иного момента. При решении этого вопроса
сторонам необходимо учитывать нормы национального права.
В договорах
купли-продажи (поставки) необходимо предусмотреть форму расчетов. В
международном экономическом обороте наиболее широко используют аккредитивную
форму расчетов.
10. Важным
положением договора является так называемая арбитражная оговорка (арбитражное
соглашение), в силу которой споры между сторонами будут решаться в арбитражном
порядке. При этом стороны вправе указать конкретный арбитражный орган.
Арбитражные
органы при решении споров руководствуются прежде всего положениями заключенного
договора. И в случае неурегулированности каких-либо вопросов данным договором
перед арбитражным органом стоит задача определить, на основе права какого
государства должен решаться спор, т. е. встает вопрос о применимом праве. Это
обусловлено также тем, что отношения между субъектами, осуществляющими
внешнеэкономическую деятельность, нередко подпадают под действие правовых
систем разных государств.
В связи с этим
в договоре (контракте) необходимо предусматривать, право какого государства
должно быть применимо при рассмотрении спора. Если в договоре отсутствуют
положения о применимом праве, то в соответствии со ст. 166 Основ гражданского
законодательства арбитражный орган будет применять право государства, “где
учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона”,
являющаяся, в частности, продавцом в договоре купли-продажи, комиссионером в
договоре комиссии, перевозчиком в договоре перевозки и т. д.
В договоре
купли-продажи также предусматриваются меры ответственности за неисполнение или
ненадлежащее исполнение договора, а также обстоятельства, освобождающие стороны
от ответственности. При определении мер ответственности следует учитывать
необходимость ограничения ответственности. В противном случае могут быть
предъявлены требования о возмещении убытков и уплаты штрафов (неустойки) в
сумме, превышающей стоимость товара во много раз.
Кроме названных
положений в договоры включаются и другие, например, относящиеся к сроку
поставки, количеству, качеству товара, таре, упаковке и т. д.
Заключая
договор, субъекты внешнеэкономической деятельности должны учитывать, что в
соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ “международные договоры России
являются составной частью её правовой системы”. Поэтому при заключении
договоров хозяйствующим субъектам надлежит руководствоваться не только
законодательством России и других государств, но и международными договорами,
участницей которых является Россия. Так, Конвенция ООН о договорах
международной купли-продажи товаров 1980 г (Россия — участница конвенции)
содержит положения о заключении договоров путем обмена офертой и акцептом, об
убытках, об освобождении от ответственности, о расторжении договора и т. д.
Необходимо
иметь в виду, что положения указанной Конвенции, как и других международных
договоров, будут применяться, если и контракте отсутствуют положения
относительно вопросов, которые урегулированы Конвенцией ООН 1980 г.
Основные
формы расчетов, применяемые при осуществлении внешнеэкономической деятельности
Осуществление
внешнеэкономической деятельности связано с необходимостью определения форм
расчетов, под которыми понимаются сложившиеся в международном коммерческом
обороте, в том числе банковской практике, способы оплаты за поставленный товар
(продукцию), оказанные услуги, выполненные работы и т. д. Такими формами
расчетов обычно выступают: открытый счет, банковский перевод, инкассо и
аккредитив. Расчеты производятся только через банки за наличные или в кредит.
При наличном
расчете товары оплачиваются в полной стоимости в момент перехода или до
перехода товара или товарораспределительных документов в распоряжение
покупателя.
Расчеты в
кредит — это коммерческий кредит, под которым понимается предоставление кредита
экспортером импортеру либо выделение импортеров авансов экспортеру.
Расчеты в
международном коммерческом обороте осуществляются, как правило, в свободно
конвертируемой валюте. В то же время в контрактах цена и стоимость товара может
устанавливаться в свободно конвертируемой валюте, а оплата производиться в
национальной валюте по курсу обмена, существующему, например, на день оплаты.
Открытый счет
используется, когда экспортер уверен в платёжеспособности импортера, и сущность
этой формы заключается в непосредственном направлении в адрес покупателя товара
и товарораспределительных документов, оплату которых импортер должен
осуществить в срок, указанный в контракте. Эта форма расчетов в международном
коммерческом обороте используется редко.
Банковский
перевод используется в основном при выдаче авансов, уплаты по кредитам и т. д.
Его суть заключается в поручении одного банка другому выплатить получателю
перевода причитающуюся ему сумму. Эта форма расчёта предусматривается в
контракте. При этом указываются банки-корреспонденты. Банк экспортера по
получении платежного поручения от банка импортера зачисляет на счет экспортера
причитающуюся ему сумму.
Учитывая, что
для экспортера существует риск неоплаты поставленного товара, эта форма
расчетов используется нечасто.
Инкассо широко
используется в международном экономическом обороте. Под инкассо понимается
форма расчетов, когда экспортер поручает банку получить от импортера сумму
платежа за поставленный товар против представленных товарораспорядительных
документов и перечислить эту сумму экспортеру. Поскольку расчеты по инкассо
связаны с представлением документов, то эта форма расчета носит наименование
документального инкассо.
Имеются
единообразные правила проведения расчетов по инкассо, разработанные в 1978т.
Международной торговой палатой и получившие название “Унифицированные правила
по инкассо”. Эти правила применяются и в России.
Наиболее
распространенной в международном экономическом обороте формой расчетов является
документарный аккредитив. Эта форма расчетов означает денежное обязательство
банка по поручению и за счет импортера произвести платеж экспортеру против
предусмотренных документов и при соблюдении всех условий аккредитива. Данный
аккредитив носит наименование документарного. Международная торговая палата в
1983 г. издала “Унифицированные правила и обычаи документарных аккредитивов”,
которые действуют и в России. В настоящее время эти правила подготовлены в
редакции 1993 г.
Документарный
аккредитив как форма расчетов защищает интересы как экспортера, так и
импортера, хотя для импортера он менее выгоден. В частности, потому, что
импортер несет расходы по открытию аккредитива и за его открытие взимается
более высокая сумма комиссии, чем по инкассовой операции. Кроме того, денежные
средства, вложенные в аккредитив, изымаются на весь срок действия аккредитива
из оборота.
“Унифицированные
правила и обычаи документарных аккредитивов” предусматривают следующие виды
аккредитивов:
— отзывные и
безотзывные
—
подтвержденные и неподтвержденные
— резервные
—
возобновляемые (револьверные)
— аккредитивы с
“красной оговоркой” для оплаты еще неотгруженного товара
—
компенсационные
— переводные
(трансферабельные)
— делимые и
неделимые.
Эти виды
аккредитивов применяются в качестве формы расчетов во внешнеэкономической
деятельности.
Органы по
разрешению споров между участниками внешнеэкономической деятельности
Неисполнение
или ненадлежащее исполнение договоров кем-либо из участников
внешнеэкономической деятельности может являться основанием возникновения спора.
Разрешение таких споров имеет свои особенности, связанные с характером
внешнеэкономической деятельности, а также выработанной на этот счет
международной практикой. Эти особенности характеризуются тем, что
договаривающиеся стороны, основываясь на законодательстве, как правило, сами определяют,
какие органы должны рассматривать споры, возникающие в связи с неисполнением
договоров.
Российское
законодательство, регулирующее порядок разрешения споров между участниками
внешнеэкономической деятельности, учитывает эти особенности. Основными законодательными
актами являются Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР, законы “Об арбитражном
суде”, “Арбитражный процессуальный кодекс” и “О международном коммерческом
арбитраже”.
Как следует из
положений названных актов, споры между участниками внешнеэкономической
деятельности разрешаются в основном арбитражными органами. Однако не все споры
могут решаться в арбитражном порядке. Так, в соответствии со ст. 25 ГПК дела по
спорам, возникающим из договоров перевозки грузов в прямом международном
железнодорожном и воздушном сообщении, рассматриваются только судебными
органами.
Арбитражные
органы, создаваемые в соответствии с российским законодательством, состоят из:
1)
Государственных арбитражных судов;
2.) специальных
арбитражных органов, действующих при Торгово-промышленной палате Российской
Федерации;
3) арбитражей,
создаваемых сторонами для разрешения только конкретного спора.
Государственные
арбитражные суды, деятельность которых основана на законе “Об арбитражном суде”
и Арбитражном процессуальном кодексе, могут, как это указывается в ст. 20 АПК,
рассматривать споры между организациями, гражданами-предпринимателями, когда
одна из сторон находится на территории другого государства, если это
предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или
соглашением сторон.
Названные в
законе споры включают, несомненно, и споры, которые возникают между участниками
внешнеэкономической деятельности. Специальными арбитражными органами в России
являются Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная
комиссия при Торгово-промышленной палате России.
Создание
специальных арбитражных органов обусловлено особенностями внешнеэкономической
деятельности, имеющей международный характер, а также принадлежностью субъектов
этой деятельности к правовым системам различных государств.
При решении
возникающих между ними споров нередко применяется право иностранных государств,
что требует в свою очередь особой квалификации арбитров.
Российское
законодательство, как и законодательство многих государств, признает, что
субъекты внешнеэкономической деятельности могут по договоренности между собой
определять, каким арбитражным органом в каком государстве будет рассматриваться
возможный спор. Достигнутая договоренность должна быть зафиксирована либо путем
включения отдельного положения в договор (контракт), либо путем заключения
специального соглашения о рассмотрении спора в конкретном арбитражном органе.
Положение, включенное в договор (контракт), носит наименование арбитражной
оговорки.
В том случае,
если стороны не предусмотрели в договоре порядок разрешения спора либо не
заключили на этот счет отдельного арбитражного соглашения, и между сторонами
возник спор, они могут заключить для разрешения возникшего спора соглашение об
арбитражном разбирательстве. Такое соглашение носит наименование третейской
записи или компромисса.
В соответствии
со ст. 7 Закона “О Международном коммерческом арбитражном суде” арбитражная
оговорка (арбитражное соглашение) должна заключаться только в письменной форме.
В арбитражной
оговорке (арбитражном соглашении) может быть указан и российский
государственный арбитражный суд. Однако необходимо иметь в виду, что при
передаче дел в эти суды стороны спора не обладают правом выбора арбитров. Между
тем деятельность. Международного коммерческого арбитражного суда и Морской
арбитражной комиссии, как и подобных арбитражных органов в других государствах,
характеризуется тем, что спорящие стороны вправе выбирать арбитров и определять
число арбитров.
Как показывает
практика, обычно споры решаются тремя арбитрами. Спорящие стороны, как следует
из ст. 11 Закона “О Международном коммерческом арбитражном суде”, назначают по
одному арбитру, которые в свою очередь назначают третьего арбитра. В том
случае, если одна из сторон в течение 30 дней не назначит арбитра или два
назначенных спорящими сторонами арбитра не договорятся в течение 30 дней о
третьем арбитре, то по просьбе любой из сторон назначение таких арбитров
производится президентом Торгово-промышленной палаты России (ст. ст. 6 и 11).
По соглашению
между сторонами спор может быть рассмотрен и одним арбитром. Если же стороны
возникшего спора не договорятся об арбитре, то по просьбе любой из сторон
назначение арбитра также производится президентом Торгово-промышленной палаты
(ст. ст. 6 и 11).
В арбитражной
оговорке (арбитражном соглашении) может быть указан арбитражный орган любого
государства. Наиболее часто в качестве этих органов называются арбитраж при
Торговой палате г. Стокгольма, Арбитражный суд при Международной торговой
палате (г. Париж), Лондонский международный третейский суд.
В связи с этим
возникает вопрос об исполнении решений, вынесенных арбитражными органами. В
соответствии со ст. 35 Закона “О Международном коммерческом арбитражном суде”
арбитражное решение, независимо от того, в какой стране оно было вынесено,
признается обязательным в России. Если сторона не выполняет арбитражного
решения, то для приведения решения в исполнение необходимо представить в
компетентный суд письменное ходатайство. Данное положение относится и к
решениям, выносимым Международным коммерческим арбитражным судом и Морской
арбитражной комиссией.
Решения
российских арбитражных органов подлежат исполнению на территории иностранных
государств в силу двусторонних договоров, заключенных Россией с такими
государствами и на основании Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в
исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. на территории ее участников
(Россия является участницей этой конвенции).
Список
литературы
1 Хозяйственной
право. Том 2 / Отв ред. В.С. Мартемьянинов. – М.: БЕК, 1994.- 400 с.
2 Белов А.П.
Освобождение от ответственности за нарушение внешнеторговой сделки: право и
практика // Право и Экономика – 1999 - № 11 – С. 57-64
3 Белов А.П.
Злоупотребление правом во внешнеэкономической деятельности // Право и Экономика
– 2000 - № 3 – С. 51-59
4 Новокшонов
И.Б. Таможенно-банковский экспортный валютный контроль: актуальные вопросы
правоприменительной практики // Право и Экономика – 1999 - № 11 – С. 57-64
5 Шелють М.Л.
Гражданско-правовая защита деловой репутации юридических лиц // Журнал
Российского права – 1999 - № 12 – С. 33-42
6 Горлов А.П.
Ответственность за нарушение условий договора международной купли продажи
товаров // Право и Экономика – 2000 - № 6 – С. 12-15
7 Тихомиров
Ю.А. Юридические режимы государственного регулирования экономики // Право и
Экономика – 2000 - № 5 – С. 3-6
8 Белов А.П.
Основы правового регулирования внешнеэкономической деятельности на современном
этапе // Право и Экономика – 2000 - № 4 – С. 59-60
9 Морозов А.
Денежное взыскание как способ обеспечения обязательства // Хозяйство и право–
1999 - № 12 – С. 76-79