Реферат по предмету "Социология"


Мое видение социологии как учебной дисциплины

МосковскийГосударственный строительный университет
Кафедрасоциологии

Реферат натему:
Моевидение социологии
как
учебнойдисциплины

Для того, чтобы понять,что такое социология как учебная дисциплина, нужно иметь представление о том,что же такое социология как наука. Ведь не зная о сути предмета, разве можем мыговорить и о его применении в какой-либо сфере? Конечно, нет. А значит нужнопонять, что представляет из себя такая дисциплина как социология, какимифункциями обладает, как она связана с другими науками, какую роль играет внашей повседневной жизни.

Социология как наука
 
Каждая из отраслей наукиимеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий,принципов и выполняет особые функции по отношению к практике, исследуетопределенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы.Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием ифункциями науки. Потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни обществановые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Носовременное общество – не соединение различных механизмов управления, властныхинститутов и структур, социальных сфер политики, экономики, а — нечто целое.Возникает потребность в отрасли знаний, которая изучает общество во всех егоаспектах. Таковой и является социология – наука об обществе.
Социология (от лат.societas – общество и греч.logos – слово, понятие учение) – наука озаконах становления, функционирования, развития общества в целом, различныхсоциальных общностей и социальных отношений между ними.
Впервые понятие«социология» введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученымОгюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, ностечением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся,сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что ксередине XIXв. потребности социального развития ивнутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формированиятипа социальных явлений. В ответ на потребности формирования гражданскогообщества возникает социология.
С попыткой выделитьсоциальное (внутри самого общества отличить социальные отношения от экономических,политических и других) связано формирование различных предметных областейсоциологии. Так возникло целое семейство социологий – труда, образования,политики, семьи и других социальных институтов и процессов. Появилисьсоциологические теории так называемого среднего уровня, которые с однойстороны, были связаны с общесоциальной теорией, а с другой – опирались наматериал, собранный в эмпирических исследованиях. Особой формойсоциологического знания являются методика, техника и организациясоциологических исследований.
В связи с этимраспространяется представление о трехуровневой структуре социологии:общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории,эмпирические социологические исследования. Затем в 80-х годах ХХ столетияукореняется понимание социологии как науки о социальных отношениях, механизмахи закономерностях функционирования и развития социальных общностей.
Конкретизация предметасоциологии поставила вопрос о соотношении социологии с другими общественныминауками. В период, когда социология находилась в поисках своего предмета,обнаружились ее тесные контакты с антропологией, биологией, психологией,экономикой, историей, этнографией, географией, правовыми науками, которыеостаются традиционными и получают новые импульсы с развитием указанныхдисциплин. Устойчивые функциональные связи, носящие нередко методологическийхарактер, установились между социологией и статистикой, прикладной математикой,логикой, семиотикой, лингвистикой. Наконец, нарастание практических приложенийсоциологии актуализирует ее взаимосвязь с этикой, эстетикой, медициной,педагогикой, теорией организации и управления, другими отраслями науки, имеющимиразвитую нормативную основу. Междисциплинарные взаимодействия приводят квыдвижению программ новых пограничных наук: экономической социологии,социальной экологии и др. В связи с включением социологии в общий контекстмеждисциплинарных связей растет ее методологическая роль.

Место социологии всистеме наук
Место социологии всистеме общественных и гуманитарных наук определяется, прежде всего, тем, чтосоциология есть наука об обществе, а, следовательно, включает общуюсоциологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всехдругих общественных и гуманитарных наук. Социология как система знаний не можетразвиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками.Социология служит фундаментом для специальных общественных наук.
Среди общественных наук,которые имеют дело с миром людей, социология выполняет генерирующую функцию.Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений выступающимиуникальными и неповторимыми во времени и пространстве, то социология изучаетсвойства всего общества, которые повторяются во времени и пространстве, то естьстановятся общими для всех социокультурных явлений – для всех войн, всех наций,всех религий, всех революций и т.д. Несмотря на это различие, социология тесносвязана с исторической наукой, эта связь необходима. И история, и социологияимеют объектом изучения общество. История, как и социология, сталкивается сдвумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальныхзакономерностей, и, во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимыхявлений и процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества.Отрицание преемственности и исторического опыта оборачивается большими бедамидля человечества. Выявить эволюцию субъективно-объективных связей, отношений,норм и ценностей можно лишь совместными усилиями истории и социологии.
Также социология не можетне взаимодействовать и с политологией. Взаимодействие двух наук – социологии иполитологии породило новую отрасль науки – политическую социологию. Связьсоциологии и политологии определяется, во-первых, тем, что выявитьзакономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества вцелом как социальной системы, во-вторых, общество нельзя понять и изменить безтого влияния, которое оказывают на него политические структуры и различныеполитические режимы.
Социология тесно связанас философией. В основе связи – изначальная целостность социальной мысличеловечества. Законы, категории, принципы философии лежат в основе понятийсоциологии общества, общественных отношений, социальных связей, социальныхдействий и т.п. Философия изучает такие понятия как материя и сознание,социология – социальную структуру, социальные институты, культуру, социальнуюорганизацию общества и т.п. Если же философия изучает сущность человека,личности, то социология – личность как социальный тип. Если же философияизучает социальные отношения в их сущности, то социология – социальныевзаимодействия и взаимосвязи. Конечно же, социология осуществляет задачу, непосильнуюобщей философии – непосредственно перерабатывает конкретные данные общественнойжизни.
Структура социологии
Структура любой наукивсегда обусловлена теми задачами, которые она ставит, и теми функциями, которыеона выполняет в обществе. Социология не является исключением. Ее структура обусловлена,во-первых, тем, что социология решает научные проблемы, связанные сформированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением ипониманием процессов социального развития, разработкой социологическихконцепций, методологии и методов, приемов социологического исследования,анализа. Теории и концепции, разработанные в сфере формирования знаний осоциальной действительности, и образуют теоретическую, фундаментальнуюсоциологию. Во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованиемсоциальной действительности, анализом путей и средств планомерного,целенаправленного воздействия на социальные процессы. Следовательно,теоретическая и прикладная социология различаются не по объекту и методуисследования, а по той цели, которую они ставят, решают ли научные илипрактические проблемы. Теоретические знания — знания универсальные,эмпирические фактофиксирующие. Теоретические знания опираются на эмпирическое,не существенное преобладание эмпирических компонентов исследования надтеоретическими компонентами не есть показатель высокого уровня развития науки.Законом развития науки всегда остается преобладание знания теоретического надзнанием эмпирическим. Теоретические знания определяют в конечном итоге,прогресс любой науки, а, следовательно, и социологии. Эмпирические исследованияподразделяются на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные социологическиеисследования ставят цели развития и совершенствования научных представлений обизучаемом предмете. Прикладные исследования посвящаются разрешению какой-либоконкретной социологической проблемы.
На основе теоретическогои эмпирического изучения различных социальных систем социология может даватьценные практические рекомендации и обоснованные прогнозы. Теоретическая иприкладная социология, базируясь на конкретных социологических исследованиях,не противостоят одна другой, а составляют единство, взаимное обогащение.
 
Функции социологии
социологиянаука общество
Социология каксамостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной наукефункции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную,информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принятоделить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственносоциальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном иконкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функциираскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции тольково взаимосвязи и взаимодействии.
Итак, что же представляетсобой социология как учебная дисциплина? Нужно ли изучать данный предмет людям,казалось бы не имеющим ничего общего с этим направлением? Безусловно, ответ:«Да, нужно». Ведь, как мы уже поняли, социология берет самый сложный объектизучения — человеческое общество, его структуру, законы развития, поведениелюдей. Цель социологии: научить понимать социальные процессы и явления длятого, чтобы управлять ими, чтобы регулировать изменения общественной жизни,направлять их в нужное русло. Именно в этом нам и помогает социология –научится контролировать процессы, происходящие в обществе, понимать к какимпоследствиям может привести то или иное действие. Многие думают, что их некасаются эти проблемы. Но ведь мы все живем в обществе, каждый из нас – этомаленькая частица, составляющая общество, невозможно отделить одно от другого.Анализ современного общества показывает, что количество проблем, стоящих передчеловечеством с каждым годом все более увеличивается, а значит, знание основсоциологии необходимых каждому. К тому же рассматриваемая наука помогаетчеловеку найти себя как личность, понять свое место и роль в современномобществе, четко представлять его структуру, что тоже немало важно, ведьсоциальные структуры состоят из человеческих действий и взаимоотношений. Социологияпомогает правильно ориентироваться в социальной действительности, в лабиринтепроблем, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Социологическоевидение мира — вот тот инструмент, при помощи которого люди добиваются успеха влюбой области.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.