Реферат по предмету "Педагогика"


Курс математики в средней школе и методика преподавания

Курс
математики в средней школе и методика преподавания

Предмет
методики преподавания математики (содержание, цели, задачи ).

Три
фундаментальные комплексные проблемы методики преподавания математики. Проблема
содержания школьного курса математики. Проблема структуры этого курса. Проблема
методов обучения математике в средней школе. Движение за реформу
математического образования. Цели обучения математике в средней
общеобразовательной школе. Значение школьного курса математике в общей системе
образования. Формирование научного мировоззрения, воспитание учащихся в
процессе изучения математики. Связь обучения математике с жизнью.

Составные части
методики преподавания математики

Цели обучения
математике

Взаимосвязь
целей, содержания, форм и методов обучения математике

Движение за
реформу математического образования

Предмет
математики, роль математики, роль практики в возникновении и развитии
математики, математические абстракции

Математическая
деятельность, её составные части

Практические
приложения математики

Связь
математики с другими учебными дисциплинами (мировоззренческий аспект)

Составные части
методики преподавания математики

Методика
преподавания математики - дисциплина, которая занимается разработкой целей,
содержания, средств, форм и методов обучения математике в учебных заведениях
различных типов.

Учебный курс
методики преподавания математики состоит из двух разделов: общая методика и
частные методики (методики изучения отдельных учебных предметов).

Цели обучения
математике

1. Ведущие цели
обучения математике в школе. Три крупные группы целей:

а)
прогностические (обучающие);

б)
мировоззренческие, направленные на воспитание математической культуры (воспитательные
и развивающие);

в)
личностно-ориентированные (воспитательные в более узком смысле).

2. Требования к
целям:

а)
прогностические цели должны обладать - конкретностью, конструктивностью,
проверяемостью, участием ученика в процессе учения;

б) мировоззренческие
должны пронизывать весь учебный процесс, выражать стремление к аргументации и
четким логическим схемам рассуждения, к четкому расчленению рассуждения и т.п.;

в)
личностно-ориентированные должны учитывать формирование возможных в том или
ином возрасте качеств личности средствами предмета.

3. Этапы
формирования действия целеполагания у учащихся:

а) первый этап
- учитель раскрывает структуру действия постановки (полагания) цели;

б) второй этап
- учитель привлекает детей к постановке цели и критическому осмыслению
полученных результатов при достижении цели;

в) третий этап
- учащиеся под руководством учителя конструируют цель изучения конкретного
учебного материала;

г) четвертый
этап - учащиеся самостоятельно ставят цели, а классный коллектив критически
анализирует процедуру постановки цели и достижения результата.

Цели обучения
математике отражают общедидактические цели и вместе с тем учитывают специфику
данного учебного предмета. Разработка целей обучения является непростым делом.
В дидактике и частных методиках в этом направлении сделаны определенные шаги.
Цели обучения математике подразделяются на несколько групп: образовательные (в
том числе-практические), воспитательные, развивающие.

Образовательные
цели обучения во многом зависят от принятой формы дифференциации обучения.
Основным документом, в котором фиксируются цели обучения математике, является
программа по математике. Необходимо различать два уровня описания целей
обучения: общая характеристика целей обучения и конкретное их представление. Общая
характеристика целей обучения дается в объяснительной записке к программе по
математике. Существуют различные способы конкретного представления целей
обучения. Образовательные цели, например, формулируются в виде требований к
уровню математической подготовки учащихся. В программе по математике для этого
выделяется специальный раздел "Требования к математической подготовке
учащихся". Другой раздел программы "Содержание обучения"
представляет образовательные цели в еще более конкретной форме. Дальнейшей конкретизацией
образовательных целей служит учебник. Предельно конкретный уровень
представления образовательных целей имеет место в экзаменационных билетах для
учащихся, контрольных работах, предлагаемых Министерством общего и
профессионального образования. В методических пособиях часто формулируются цели
обучения для отдельных тем, уроков. Образовательные цели призваны разграничить
основной и второстепенный материал и в соответствии с этим помочь учителю
рационально распределить учебное время.

Умение правильно
формулировать цели уроков приходит к начинающему учителю не сразу. В период
педагогической практики студенты нередко испытывают затруднения в постановке
целей урока. При формулировании ими образовательной цели урока не всегда
хватает четкости, конкретности (особенно в дифференциации целей
"соседних" уроков). Иногда образовательная цель повторяет (или почти
повторяет) название темы урока. Например, цель урока на тему "Первый
признак равенства треугольников" чаще всего формулируется так:
"Изучить первый признак равенства треугольников". Аналогично
формулируются цели и в других случаях: "Изучить теорему Виета",
"Изучить определение производной функции" и т.д. Во всех этих
формулировках имеется общий недостаток: в них не уточняется, на каком уровне
должен быть изучен данный элемент учебного материала. Необходимо указывать,
когда ставится цель только ознакомить учащихся с тем или иным элементом
учебного материала, когда - добиться хорошего воспроизведения учебного
материала учащимся, а когда - заложить первоначальные умения и навыки и т. д.
Еще большие затруднения начинающий учитель испытывает при постановке
воспитательных и развивающих целей урока.

В некоторых
методических руководствах имеются непосредственные указания, на каком уровне
должен быть изучен тот или иной теоретический материал, в решении каких задач
должны быть сформированы умения и навыки. Эти указания помогут начинающему
учителю точнее формулировать цели урока.

Первым
практическим навыком, которым должен овладеть студент, является навык безошибочной
дифференциации целей обучения по трем группам (образовательные, воспитательные
и развивающие). В изучении данного вопроса, приобретении соответствующих умений
помогут следующие задания.

Несколько слов
о постановке воспитательных целей. Они должны быть тесно связаны с содержанием
урока. Это могут быть цели по формированию мировоззрения, сознательного
отношения к учебе, развитию" познавательной и общественной активности,
культуры учебного труда, воспитанию сознательности, расширению политехнического
кругозора, подготовке к сознательному выбору профессии и т. д.

Развивающие
цели должны находиться также в тесной связи с содержанием урока. Приведем
примеры постановки развивающих целей:

развитие у
учащихся навыков применения анализа, синтеза, сравнения, аналогии, индукции,
дедукции, обобщения, конкретизации, моделирования классификации;

развитие у
учащихся геометрической, алгебраической и числовой интуиции, пространственного
представления и воображения, сообразительности, наблюдательности, памяти и т.
д.

Взаимосвязь
целей, содержания, форм и методов обучения математике

Цели,
содержание и методы обучения взаимно связаны и обусловливают друг друга (при
сохранении ведущей роли целей обучения). Из различных целей обучения наиболее
подвижны и изменчивы образовательные цели. Следующие задания помогут
подтвердить это положение и проиллюстрировать механизм взаимодействия целей,
содержания и методов обучения.

Отдельно
отметим воспитательные возможности исторического материала. Исторические
экскурсы позволяют в доступной для учащихся форме раскрыть основу происхождения
математических понятий и фактов. Они положительно сказываются на эмоциональном
отношении учащихся к учебному материалу, на воспитании их моральных качеств и
развитии интеллекта. Незаменимым средством при этом являются также старинные
задачи, задачи с занимательным сюжетом, математические игры и т. п.

Остановимся на
функциях компьютеризации обучения, являющейся одним из требований реформы
школы. Первый шаг в осуществлении компьютеризации обучения заключается в
использовании в школе микрокалькуляторов. В чем состоят образовательные,
воспитательные и развивающие цели применения микрокалькуляторов на уроках
математики? Прежде всего, очевидна практическая значимость применения
микрокалькуляторов (коль скоро вычислительной техникой оснащается наука и
производство).

Микрокалькулятор
удобно использовать при введении, например, понятий длины окружности и площади
круга. Вычислив 8-9 членов последовательности периметра (площадей) правильных
вписанных n-угольников, учащиеся наглядно убеждаются в сходимости этих
последовательностей. С помощью микрокалькулятора удобно организовать машинный
эксперимент по обнаружению некоторых теорем (например, при изучении теоремы
Виета, теоремы Пифагора, теоремы косинусов, теоремы синусов и т. д.).
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://pedagogika.by.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :