Реферат по предмету "Биология"


Конференция "Человек, природа, общество, актуальные проблемы"

Конференция Человек, природа, общество, актуальныепроблемы Санкт-Петербург, 2000Подсекция История и методология науки. Методы Лундской школы временной географии в исследовании поведения рекреантов Тезисы. Дисциплина, совершенствуясь, рано или поздно, подходит к уровню математической формализации своих проблем. Анализируя территориальную организацию жизни общества, особенности перемещения в географических

пространствах, наука подошла к вопросу фактора времени, так как перемещения происходят не только в пространстве, но и во времени. Учитывая этот фактор скорость распространения явлений и осуществление связей, выявляется важнейший аспект проблемы - диффузия нововведений распространение явлений в пространстве . Этим аспектом начали заниматься количественными методами географии. В дальнейшем методы корректировались, была сформулирована система принципов и понятий временной географии,

которая применяется и сейчас. Основоположником и признанным лидером стал шведский профессор Лундского университета Торстен Хегерстранд Hagerstrand T Направление развивалось с 1950-х годов и через 10 лет, стало западной классикой. Этот рациональный тип мировоззрения, был воспринят западными уч ными. С 1960 годов им пользуются как в прикладных работах, так и в теории.

В Лунде, под руководством Хегерстранда были организованы исследовательские группы, результаты исследований публиковались в собственном журнале и применялись на практике. Эти разработки высоко оценивались правительством Швеции. Однако нельзя не обратить внимание на то, что идеи Лундской школы так до сих пор и не распространились за пределами западной географической науки.

Особенности Лундской школы Создание математической основы пространственно-временных исследований, построение строго последовательной теоретической ихбазы. Особенности Лундской школы Антропоцентричностьпостроений - центром внимания является человек, индивидуум, а вс остальноеявляется производным от него. Рассмотрение одного пространственно-временногоконтинуума, т.е. формализованный путь синтеза пространства и времени впознавательном отношении.

Освоение, развитие процессов в пространстве. Принципы Лундской школы. Последовательное введение временного аспекта в географические исследования пространственного поведения человека. Ориентация на географическое исследование человека в его повседневной, обыденной деятельности. Изучение пространственно-временной деятельности на основании системы ограничений 1 неделимость человека, 2 ограниченная и статистически известная продолжительность жизни человека,

3 ограниченные возможности участия человека одновременно более, чем в одном виде пространственно значимой деятельности, 4 факт наличия статистически описываемой продолжительности каждого вида деятельности, 5 факт расходования времени на передвижение между точками в пространстве, 6 ограниченная вместимость пространства активности человека, 7 ограниченные размеры земного пространства, 8 факт наличия у любой жизненной ситуации истоков в прошлом.

Проблематика исследований Лундской школы. Исследование диффузии нововведений, миграций населения и роста городов. Рассмотрение восприятия новаций с учетом психологических особенностей людей и сопротивления введению новшеств. Проблемы разрастания сети шведских городов, новой застройки в городах, распространения информации и т.д. Пространственно-временная концепция, соотнес нная с территорией, связки деятельности и домены, выход на динамическую плотность жизнедеятельности, пространственно-временная интенсивность

использования территории и т.д. Оценка значимости Лундской школы. Наиболее привлекательные черты Лундской школы Первое, исследовательская деятельность, ориентированная на обыденную реальность в том виде, в каком она существует. Второе, перспективность идей, разрабатываемых в Лундской школе, и теоретические результаты, имеющие непосредственный выход на практику. Третье, гибкий характер научных положений

Лундской школы. Четв ртое, создание образца синтеза пространственно-временных характеристик в исследовании человека и общества. Наличие строгих пространственно-временных закономерностей поведения людей. Зависимость закономерностей поведения от типа культуры. Исключительная важность исследований пространственно-временного поведения людей для рекреационной географии. Применение методик для исследования рекреантов в Санкт-

Петербурге. Поведения туристов во время пребывания в городе обретает специфичный характер. Его можно достаточно строго описать, при условии корректного использования методов пространственно-временного поведенческого анализа. В эмпирическом исследовании решалось две задачи. Первая - используя единственно корректные методы Лундской школы временной географии создать ежедневную схему траекторий движения людей, приехавших с целью увидеть город и потратить в н м деньги.

Вторая - проверка и корректировка методологии пространственно-временного анализа и логики освоения городского ландшафта при факторе ограниченности времени. В основании методологии исследования положен пространственно-временной анализ эволюции ежедневных траекторий человека. Проводился опрос 30 российских и 30 зарубежных рекреантов разного пола и возраста с дальнейшим созданием ментальных карт траекторий их движения в городе.

Это позволило выявить определ нную логику перемещения и, на этой основе, создать определ нный туристический продукт оптимальный для данной группы рекреантов. Решение задача корректировки методологии пространственно-временного анализа решалось исходя из полученной полевой информации мы выявили тенденции траекторий движений и ежедневные временные циклы освоения городского ландшафта. Исходя из этого, определили корректность задаваемых вопросов в анкете.

Поняли, насколько совпадают траектории движении по внешней и внутренней группе рекреантов по половозрастной структуре. В дальнейшем мы убедились в корректности методики и по необходимости уточнили е . Пространственно-временная концепция весьма редка в российской географии. Материалы, собранные нами заслуживают серь зного внимания с фундаментальной и прикладной точек зрения. Изучая рекреационные объекты - мы изучаем настоящее.

Настоящее подвержено влиянию реальности, субъективному образу, зависящему от данной временной реальности. Можно и нужно корректно изучать эту реальность, делать реальный туристский продукт. В задачах данного информ-проекта значилось выявление закономерностей, трендов по освоению пространства и времени. А также апробирование и корректировка методик пространственно-временного анализа Лундской школы. Мы увидели, методы пространственно-временного анализа применимы сегодня.

Эти методы приносят ощутимую пользу и сейчас. Нами планируется разработка логики освоения городского ландшафта, построение карт и создание качественного туристского продукта. Эта работа может быть сделана за 10 - 15 рабочих дней , совместно рядом специалистов. Список публикаций Hagerstrand T.Innovation diffusion as a spatial process Chicago University of ChicagoPress, 1968. Haggett P.

Changingconcepts in economic geography - In R.J. Chorley, P. Haggett eds Frontiersin geographical teaching London Methuen, 1965 P. 101 - 117На русском языке Веденин Ю.А. Динамика территориальных рекреационных систем М. Наука, 1982 190 с. Николаенко Д.В. Логикаразвития зарубежной социально-экономической географии

Известия ВГО 1989 N 2. Петров Н.В. Пространственно-временной анализ в социальнойгеографии основные достижения и направления исследований шведской школы М. ИГАН, 1986 56 с. Ключевые слова рекреационный туризм, методика, анализ, пространственно временная динамикарекреационного поведения людей, Лундская школа временной географии, анкеты, Т. Хегерстранд. Костин Алексей Владимирович -Студент 5 курса.

199178, СПб, В.О. 10-я линия, д.33. Кафедра экономическойгеографии.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.