Реферат по предмету "Москвоведение"


Сербское подворье в Москве

Сербское подворье в Москве

В.Ф.Козлов

Ни
одна славянская страна не вызывала в России столько сочувствия, сколько
православная Сербия. Судьба сравнительно небольшого славянского племени,
имевшего многовековую драматическую историю и стойко державшегося православия,
была сродни русской судьбе. Русские как никто могли оценить духовный подвиг и
самопожертвование единоверного народа.

Связи
москвичей с сербами имели давнюю традицию. В Большом Успенском соборе покоятся
останки серба (по ряду источников - болгарина. - Ред.) - митрополита
Московского Киприана (ум. в 1406 г.) - видного деятеля на поприще исправления
церковных книг и обрядов. В XVI веке сербскому Хиландарскому монастырю на Афоне
Иваном Грозным был подарен Никольский монастырь в Китай-городе.

Особенно
тесными эти связи стали с середины XIX века, когда под влиянием славянофилов в
первопрестольной начали всерьез интересоваться историей и судьбой славянства и,
в частности, самого западного славянского народа.

В
конце 1857 года министерство народного просвещения обязало попечителей
Московского и Киевского учебных округов оказывать содействие сербам и другим
славянам в получении образования в учебных заведениях России и принимать
беднейших из них на казенный счет. Сербы и черногорцы учились в Московском
университете (филологический, юридический факультеты), в Духовной академии,
Вифанской семинарии, иконописной школе при Троице-Сергиевой лавре, 1-й и 2-й
московских гимназиях.

Еще
более усилился интерес московской общественности к Сербии и Черногории во время
подготовки и проведения в 1867 году большой Московской этнографической
выставки. В 1866 году сербские газеты от имени Общества любителей
естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете призывали
собирать и присылать в Москву образцы народной одежды, предметы быта, модели
жилищ. Идея выставки в Москве вызвала живой отклик у славянских народов и
особенно у сербов. Сам князь Сербии Милан Обренович IV пожертвовал 400 дукатов
на этнографические экспонаты. Прислали экспонаты князь Черногорский Николай I,
княгиня Черногорская Даринка и архимандрит Черногории Н.Дучич, а также члены
Сербского ученого общества в Белграде, купцы, учителя, крестьяне...

Этнографическая
выставка в Москве имела большой успех. Библиотека Московского университета
стала пополняться научной литературой на сербском языке. В 1872 году князь
Сербии Милан Обренович IV был избран почетным членом Московского университета.

В
начале 1858 года кружком московских славянофилов с М.П.Погодиным во главе был
учрежден Славянский благотворительный комитет. Одной из причин организации
комитета послужила активизация западноевропейской латинско-иезуитской
пропаганды в славянских странах с целью ослабить в них влияние России. Уже в
1867 году во многом благодаря дипломатической поддержке России Сербия добилась
ликвидации всех турецких крепостей на своей территории.

Идея
создания в Москве сербского духовно-организационного Центра, особого подворья,
зрела давно. Подобные подворья с храмами уже имели древнейшие поместные церкви
православного Востока - Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская,
Константинопольская. Инициатором с сербской стороны выступил митрополит
Сербский Михаил. Об этом замечательном церковном деятеле Сербии, верном друге
России стоит сказать особо. Будущий святитель обучался в 1840-1850 годах в
Киеве - в семинарии и Духовной академии. Вскоре после окончания курса, в
сентябре 1853 года, он принимает монашество с именем Михаила. Через год
иеромонах Михаил был хиротонисан во епископа Шабацкого. В 1859 году Собором
епископов Михаил единогласно избирается митрополитом Сербским и архиепископом
Белграда. При нем была преобразована семинария в Белграде, устроено несколько
духовных училищ, восстановлены древние храмы и монастыри. Духовное единение с
Россией было принципом всей его архипастырской деятельности.

В
1873 году митрополит Михаил обратился с ходатайством в Синод о разрешении
открыть в Москве Сербское подворье. А вскоре для этой цели по высочайшему
повелению сербам была дарована церковь Свв. Кира и Иоанна на Солянке и
находящиеся при ней здания. Этот храм строился архитектором К.И.Бланком в 1768
году в память принятия императрицей Екатериной II православной веры.

В
мае 1874 года настоятель Горнякского (в Белградской митрополии) монастыря архимандрит
Савва прибыл в Москву и вскоре вступил в управление подворьем на Солянке. Тогда
же возвели и новый престол, переименовав храм в честь Благовещения Пресвятой
Богородицы. Именно в день этого великого праздника в 1805 году сербы подняли
восстание против турок.

30
ноября 1874 года церковь и подворье были освящены. На торжестве присутствовали
многие видные деятели отечественной культуры, поборники развития
сербско-русских связей: ректор Московского университета историк С.М.Соловьев,
председатель Славянского комитета М.П.Погодин, профессор Московского
университета протоиерей А.М.Иванцов-Платонов, а также И.С.Аксаков, Ю.Ф. и
Д.Ф.Самарины.

Праздником
для сербов и сочувствующих москвичей стало и 22 марта 1875 года - день малого
освящения Благовещенского при Сербском подворье храма. В отправлении всенощного
бдения и литургии также принимали участие многие именитые гости: сакелларий
Архангельского собора А.Н.Лебедев, член Синодальной конторы епископ Алексий,
архимандрит Николо-Греческого монастыря Афанасий, члены Славянского комитета -
директор Московского архива министерства иностранных дел барон Ф.А.Бюлер,
секретарь Славянского комитета Н.А.Попов, известный политический деятель
Угорской Руси О.Н.Добрянский. Богослужение совершалось под древние сербские
роспевы.

Обновленный
на средства московского купца В.В.Сысоева и других жертвователей храм
представлял собою уголок православной Сербии. Высокий четырехъярусный
вызолоченный иконостас был искусно исполнен мастером М.А.Большаковым. Все иконы
были расписаны по золотому фону, стены - тоже. Из числа тридцати трех святых,
здесь изображенных, одиннадцать принадлежали Сербской Церкви, среди них пять
находились в русских святцах: св. Савва I, архиепископ сербский, его преемник
св. Арсений I, св. цари сербские Стефан Неманя Мироточивый (в монашестве
Симеон), Стефан первовенчанный (в монашестве Симон) и князь сербский Лазарь.
Имена многих святых символизировали духовное единство двух православных
народов: свв. Кирилл и Мефодий, св. Александр Невский - небесный покровитель императора,
даровавшего Сербской Иерархии подворье в Москве; великомученица Екатерина - в
память императрицы, соорудившей храм; праведный Филарет Милостивый - в память
митрополита Филарета, оказавшего немало услуг Сербской Церкви. Над северными
дверями было изображено сожжение турками мощей св. Саввы, а над южными -
страдания Вселенского Патриарха св. мученика Григория V, мощи которого,
обретенные нетленными в 1871 году, покоятся в Афинском соборе.

Особую
историческую символику имели и святые образа. Нижний ярус икон включал иконы
Святой Троицы, которой был посвящен храм до 1768 года; Благовещения Пресвятой
Богородицы, св. Иоанна Предтечи и свт. Николая Чудотворца. Шесть икон
одинакового размера помещались на стенах: св. Андрея Первозванного, в день
празднования которого Сербия получила политическую и церковную
самостоятельность, свв.Кира и Иоанна (бывшая храмовая), св. Саввы, первого
архиепископа Сербского, московских первосвятителей, прп. Сергия Радонежского.

Этот
удивительный по символике и значению храм-памятник стал центром сбора денежных
и других пожертвований в пользу сербских церквей не одной только Сербии, но и
Боснии, Герцеговины, Воеводины, Далмации, Хорватии, Славонии и других земель.
На подворье прихожане многих московских храмов приносили иконы, которые потом
пересылались в бедные храмы далекой Сербии. В числе первых были отправлены 26
старых иконостасных образов из храма подворья в разоренные турками храмы
Черногории.

Год
окончательного устроения в Москве Сербского подворья стал годом начала решающей
для южных славян кровопролитной борьбы за независимость. Мусульманский гнет
привел летом 1875 года к массовому восстанию в Боснии и Герцеговине. Вести об
уничтожении и разграблении храмов турками и о массовых зверских убийствах
православных вызвали горячий отклик у москвичей. В воскресенье 14 сентября 1875
года в Благовещенском храме Сербского подворья на Солянке после Божественной
литургии совершена была торжественная панихида об упокоении "всех
православных иже в старой Сербии, Герцеговине и Боснии христолюбиво и
братолюбиво пострадаша". В московских газетах было напечатано воззвание
жившего на подворье архимандрита Саввы об ужасном положении сербов. После
богослужений в московских храмах зачитывалось послание митрополита Сербского
Михаила и проводился тарелочный сбор для пострадавших жителей Герцеговины и
Боснии. (В архиве Московской духовной консистории хранятся подписные листы по
церквам всех московских сороков.) В октябре 1875 года состоялся приговор
Московской городской думы об отчислении на те же цели 20 тысяч рублей.

На
помощь истекающим кровью братьям в июне 1876 года пришли Сербия и Черногория,
объявившие Турции войну. Православная Москва напряженно следила за этой
неравной борьбой. Русские были частыми гостями московского Сербского подворья.
28 июня 1876 года в день празднования свв. чудотворцев и бессребреников Кира и
Иоанна в Благовещенской церкви подворья состоялось торжественное молебствие о
ниспослании сербскому и черногорскому воинству победы и одолении на врагов. Еще
более широко потекли пожертвования москвичей. Старообрядцы Москвы собрали 30
тысяч рублей, купили походный лазарет на 100 коек и отправили в Белград. На
средства знаменитого московского профессора Захарьина в Сербию был отправлен
один из врачей университетской клиники. Туда же выехала и группа сестер
милосердия женской Покровской общины. Десятки вооруженных добровольцев
ежемесячно отправлялись в армию генерала Черняева, воевавшего за свободу
сербов.

Несмотря
на помощь из России, сербская армия потерпела несколько серьезных неудач и в
феврале 1877 года Сербия была вынуждена подписать с Турцией мир. Лишь небольшая
Черногория не подписала мирный договор и с началом русско-турецкой войны в
апреле 1877 года сумела нанести туркам ряд поражений. Так, летом 1877 года
8-тысячный отряд черногорцев разбил 40-тысячный корпус Сулейман-паши. По случаю
этой победы в московском Сербском подворье и в Казанском соборе на Красной
площади были отслужены благодарственные молебны.

В
конце 1877 года Сербия вновь начала войну с Турцией. После окончания русско-турецкой
войны Сербия и Черногория получили полную независимость. В честь побед русских
войск на Балканах и освобождения славян были совершены торжественные молебны в
ряде соборов и храмов Москвы, в том числе и на Сербском подворье. 5 ноября 1878
года подворье на Солянке вновь собрало множество гостей. В этот день состоялось
малое освящение Благовещенского храма, отремонтированного в основном на
средства церковного старосты, известного московского купца С.И.Камынина. Был
вновь вызолочен иконостас, обновлена стенная роспись, за клиросами устроили
четыре больших вызолоченных киота. В причастном слове профессор Московского
университета доктор богословия протоиерей А.М.Иванцов-Платонов напомнил, как
четыре года назад состоялось торжество открытия первого славянского - сербского
- подворья в Москве. Было внесено знамя, врученное москвичами сербским дружинам
в 1876 году. На празднике присутствовали именитые гости, в том числе
П.Н.Батюшков и Д.И.Иловайский.

Многолетняя
опустошительная война оставила в Сербии и Черногории тысячи детей сиротами.
Россия стала родным домом для многих из них. В январе 1877 года в Москву из
Сербии на попечение Славянского комитета прибыли 21 девочка и 2 мальчика в
возрасте от 6 до 14 лет. И позже Москва принимала сербских детей-сирот,
устраиваемых затем в приюты.

В
Московском университете, Духовной академии, других учебных заведениях обучалось
много выходцев из южнославянских областей. Сербское подворье было своеобразным
духовно-культурным центром студенческой православной молодежи. На подворье
продолжалась традиция совместного празднования сербами и русскими гражданских и
церковных праздников. 10 октября 1880 года в Благовещенской церкви отпевали
первого настоятеля Сербского подворья архимандрита Савву, погребенного затем в
Алексеевском монастыре.

Сербское
подворье в Москве продолжало существенно влиять на материальное положение всей
Сербской Церкви. Благодаря щедрым пожертвованиям москвичей в Благовещенский
храм многие бедные монастыри и храмы Сербии украсились ценной утварью и облачениями.

Однако
уже первые годы независимости Сербии были омрачены раздором, вызванным
посягательством Скупщины на права православной церкви. Против этого горячо
восстал митрополит Михаил, за что в октябре 1881 года был удален королем
Миланом с митрополичьего престола и даже на несколько месяцев посажен в тюрьму.
Митрополит, так много сделавший для освобождения своей родины, вынужден был
жить то в Болгарии, то в Константинополе, то в Иерусалиме. В 1883 году он
получил разрешение поселиться в России. В том же году страдалец-иерарх приехал
в Киев, а затем в Москву на Сербское подворье, которое поступило в его
распоряжение. Как вспоминали современники, "страдалец приобрел общую
любовь и уважение среди жителей первопрестольной столицы... Москва горячо полюбила
доброго, умного, кроткого старца, который нашел в ней вторую родину".

Изгнанник
жил на Солянке до мая 1889 года, когда по предложению нового сербского короля
Александра I он возвратился в Белград на митрополичий престол. Святитель Сербии
Михаил был награжден многими орденами России: св. Владимира I и II степени, св.
Александра Невского, св. Анны и другими. Он был избран почетным членом
Московской Духовной академии, Московского университета. Умер митрополит Михаил
5 февраля 1898 года и был погребен в кафедральном Белградском Михайловском
соборе. Когда об этом узнали в Москве, во многих ее церквах были совершены
панихиды.

Особо
торжественно отмечались на подворье праздники в память первого архиепископа и
просветителя Сербии св. Саввы. В этот день 14 января на Божественной литургии в
храме присутствовали все проживающие в Москве сербы. Вот как, например,
проходил праздник в 1893 году. По окончании службы в покоях настоятеля
архимандрита Саввы состоялся традиционный сербский обряд "Славы" и
"Крестного имени". Студенты-сербы хором исполняли гимн св. Савве,
русский и сербский. Затем произносились речи о св. Савве, о дружбе сербов с
русскими. Так, студент IV курса Московской Духовной академии Ч.И.Митрович
вспомнил о русской обители на Афоне, где постригся в иноки св. Савва, о великих
сербах в России, о постоянном заступничестве России за сербов.

В
1894 году у входа с Солянки на подворье, рядом с Благовещенским храмом на
средства московского купца И.И.Силуанова была сооружена часовня во имя св.
Саввы (архитектор М.С.Шуцман). Закладка состоялась 12 июня 1894 года и
сопровождалась крестным ходом из храма на место сооружения.

Попутно
скажем еще об одном южнославянском "следе" в религиозной жизни
Москвы. Московские богомольцы и знатоки древней архитектуры хорошо знали
белокаменный храм св. Трифона мученика на северной окраине города. В конце
XVIII - начале XIX века приход его опустел и появилась даже мысль об
упразднении самого храма. Его возрождению способствовало посещение Москвы
архимандритом при Черногорском митрополите Стефаном Вукотичем. В соборе города
Котор в Черногории хранилась глава св. мученика Трифона. Узнав о приезде
Вукотича, московский купец, серебряных дел мастер Трифон Добряков пожелал
создать для мощей своего небесного покровителя достойную раку. По возвращении
на родину архимандрит поведал о желании московского купца митрополиту
Черногорскому Петру Негошу, и в знак благодарности последний прислал в 1803
году три части мощей от главы мученика Трифона. Добряков уложил их в серебряные
вызолоченные ковчежцы и преподнес в 1812 году императору Александру I, который
в свою очередь пожертвовал их в 1819 году Трифоновскому храму. День перенесения
мощей 14 сентября стал ежегодным местным праздником, и с него началось
возрождение храма. Приезжавшие в Москву высокие черногорские гости непременно
посещали Трифоновский храм и прикладывались к мощам.

Москва
православная видела в своих храмах части и других святых мощей, привезенные из
Сербии. Так, осенью 1893 года в храме Христа Спасителя были поставлены части
мощей великомученика Никиты и преподобного Феоктиста, присланные из сербского
монастыря Высокие Дечаны. Приношения к ним помогли восстановлению древней
обители Сербии.

В
1912-1913 годах Москва, как и тридцать пять лет назад, пришла на помощь южным
славянам, увязшим в балканских войнах, в том числе Сербии и Черногории. В
декабре 1912 года черногорская королева Милена прислала московскому городскому
голове телеграмму с выражением благодарности за пожертвование Черногории 15
тысяч рублей. В помощь православным Сербии и Черногории значительные суммы
жертвовали московские банки, благотворительные общества, отдельные лица.

Тяжелейшим
испытанием для Сербии стала первая мировая война. Австро-Венгрия обрушилась на
нее всей своей мощью. Это вызвало в Москве взрыв солидарности с сербами. 18
июля 1914 года вечером на Красной площади у памятника Минину и Пожарскому при
большом стечении народа состоялся торжественный молебен, а затем и
патриотическое собрание. Крестный ход двинулся из храмов Христа Спасителя и
Василия Блаженного к памятнику. Хоругвеносцы несли иконы Спасителя, Божией
Матери, святителей Алексия и Ермогена, а также национальные флаги России,
Сербии, портреты Николая II и сербского короля Петра. Крестный ход
сопровождался пением многотысячного хора. На Красной площади звучали чешские и
сербские приветствия. В тот же день в храме Сербского подворья состоялся
молебен о ниспослании победы сербскому оружию. После молебна под
председательством городского головы Н.И.Гучкова открылось заседание Славянского
комитета. Решено было выпустить особое воззвание к русскому обществу с призывом
о помощи сербам. На заседании присутствовал московский губернский предводитель
дворянства А.Д.Самарин.

Огромная
манифестация москвичей состоялась в тот же день на Страстной площади у
памятника герою русско-турецкой войны генералу Скобелеву. Оттуда манифестанты
направились колоннами в Кремль и к Александровскому вокзалу. Члены Союза
Михаила Архангела и Союза русского народа несли огромные транспаранты с
надписями: "Долой Австрию, да здравствуют Россия и Сербия!", "Да
здравствует Россия - сестра Сербии!"

Москва,
несмотря на тяжелейшее экономическое положение, посылала в Сербию врачей и
медсестер, оборудование для лазаретов, деньги. В апреле 1916 года москвичи с
воодушевлением встречали премьер-министра Сербии Н.П.Пашича. От имени
Московской городской думы ему было вручено 100 тысяч рублей в помощь
сражающейся Сербии.

В
1918 году вместе с другими православными подворьями закрыли и Сербское, а
Благовещенский Киро-Иоанновский храм сделали приходским. В 1933 году храм с
часовней был разрушен. Однако дух единства русского и сербского народов не
угас. После революции в России Сербия приютила тысячи русских беженцев. Нигде в
Европе русским эмигрантам не жилось так спокойно, как в единоверной Сербии.

Вековые
братские отношения между русскими и сербами прочны и сегодня. Последние
драматические события в бывшей Югославии и реакция на них в России - яркое тому
свидетельство.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.testan.narod.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Характеристика транспортных услуг на современном этапе
Реферат Электростатика проводников
Реферат Характеристика организационных форм международного бизнеса
Реферат «Модель компетенций современного руководителя»
Реферат Прозябшая роза – прорастающая трава – трава умирающая: эволюция пушкинского образа в русской поэзии
Реферат Выборочная совокупность. Расчет средних величин
Реферат Текстовый процессор MS WORD
Реферат ОТНОШЕНИЯ В КОМАНДЕ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СИНХРОННЫМ ПЛАВАНИЕМ
Реферат The Effects Of The Speeches Of Brutus
Реферат «Петриковка»
Реферат Helen Hunt Essay Research Paper Helen Hunt
Реферат Оптимизация управления товарным ассортиментом на предприятиях розничной торговли
Реферат Свободные экономические зоны в Казахстане
Реферат «Социальная адаптация личности школьников»
Реферат Використання економіко-логічних методів аналізу господарської діяльності на підприємстві Аналіз