Реферат по предмету "Москвоведение"


Новая жизнь старой дороги

Новая жизнь старой дороги

Н.Е.Гиговская, кандидат архитектуры

В
1902 году в Москве началось строительство Окружной железной дороги (МОЖД), а в
июле 1908-го она была введена в эксплуатацию. Дорога протяженностью 54
километра кольцом охватывала город, в четырех местах пересекая Москву-реку, и
соединяла восемь вокзалов и все фабрично-заводские районы: Пресню, Марьину
Рощу, Благушу, Лефортово, Дорогомилово и так далее. По Окружной дороге
перевозились не только грузы - из 14 станций 9 были пассажирскими.



Схема
Московской окружной железной дороги 1902-1903 годы

Уникальная
по тем временам транспортная развязка не имела аналогов в практике дорожного
строительства. В проектировании ее были задействованы лучшие профессиональные
силы России: заслуженный профессор Института инженеров путей сообщения
Н.А.Белелюбский выполнил металлические фермы моста через Москву-реку, инженер
Л.Д.Проскуряков был автором арочных мостов, архитектур-но-художественной
стилистикой сооружений комплекса занимался профессор Императорской академии
художеств А.П.Померанцев.

В
целом МОЖД - не только памятник истории и культуры, но и уникальный
архитектурный ансамбль в стиле русского модерна. Большинство станций и
сооружений возводилось по типовым проектам (исключение - Лихоборы и Воробьевы
горы) - в красном кирпиче с белыми деталями и черепичными крышами. Они были
оборудованы специально изготовленной мебелью из дуба, электрическими часами
фирмы "Павел Буре". Освещались станции распыленным газом по системе
инженера Кржеминского.

И
вот МОЖД вновь в центре внимания -теперь уже не как грузовая, а как
пассажирская магистраль. За прошедшее столетие почти в десять раз выросла
численность населения столицы, непомерно увеличилась территория города. В
настоящее время трасса МОЖД проходит уже в срединной, частично центральной зоне
Москвы, на расстоянии двух-трех километров от Садового кольца. В
непосредственной близости к дороге расположены 13 станций метрополитена (ранее
МОЖД не дублировалась дорожно-уличной сетью).

В
XX веке в транспортной инфраструктуре Москвы большое развитие получили
связывающие центр с новыми районами радиальные направления значительной
удаленности от кольцевой линии метрополитена. В результате город стал ощущать
недостаток в кольцевых магистральных связях, идущих в обход центра.

Еще
в 1969 году намечалась, но не была осуществлено реконструкция МОЖД с переводом
ее на пассажирское движение. Сегодня проект создания интенсивного пассажирского
движения на месте МОЖД - типа открытого метрополитена с дополнительным
устройством 20 новых станций -сможет решить создавшуюся сложную проблему
пассажирских потоков. Раньше железная дорога проходила по зеленой территории, а
теперь она оказалась в плотной городской застройке. Но большинство зданий МОЖД
хорошо сохранилось (наибольший интерес с точки зрения архитектуры представляют
станции Лихоборы, Лефортово и Воробьевы горы).

Концепция
превращения Московской Окружной в линию открытого метрополитена и
технико-экономическое обоснование к ней были разработаны мастерской № 19
Моспроекта-2 совместно с НИиПИ Генплана и Мосгипротрансом. Была проведена
систематизация всех видов станций и разработано единое решение для каждой системы.
Размещение 20 новых станций намечено в местах расположения станций метрополитена
и возле торговых центров у Третьего автомобильного кольца, проходящего вдоль
трассы МОЖД.

Проект
мастерской № 19 предусматривает консервацию всех старых объектов МОЖД и замену
их ультрасовременными по форме и конструктивному решению. Как известно,
памятники архитектуры сохраняются, лишь выполняя свое прямое назначение. За
прошедшее столетие Москва лишилась множества замечательных шедевров культовой и
гражданской архитектуры. И вот мы снова стоим перед фактом уничтожения
исторического ансамбля русского модерна. Может, все же следует задуматься хотя
бы о его частичном сохранении?

Нам
представляется возможным существование и другой концепции, сочетающей
возведение новых станций МОЖД, основанных на принципах архитектуры XXI века, с
реконструкцией наиболее интересных старых вокзалов. Разработанное нами
(руководитель проекта - Н.Е.Гиговская, архитектор - Е.В.Тимченко) проектное предложение
по станции Лужники с введением в новый ансамбль постройки 1906 года - станции
Воробьевы горы в апреле было принято Архитектурным советом Москвы. Старая
станция, находящаяся в исто-. рическом районе столицы - на Хамовни-ческом поле,
в непосредственной близости от Новодевичьего монастыря, - яркий пример
псевдорусского направления модерна начала XX века. Проект учитывает ее
стилистику в связи с соседством исторического памятника XVI века.

Железнодорожные
пути расположены на высокой насыпи, что было вызвано разливами весной в этом
месте Москвы-реки (отсюда название - Лужники). Пассажиры попадали на платформу
со второго этажа по металлическому мостику консольной системы. Он был перекрыт
легким навесом полукруглой формы, опирающимся на изящные колонки с коринфскими
капителями.

По
проекту мастерской N 19 входной вестибюль на новую станцию располагается под
землей в насыпи. Высота подъема пассажиров - 9 метров, а объем подземной части
равен 3800 м3.Такое решение значительно удорожает стоимость строительства и
эксплуатации (постоянное энергообеспечение и принудительная вентиляция).

По
нашему предложению при реконструкции старого здания вокзала высота подъема
пассажиров снижается до 4-5 метров, подземная часть - всего 500 м3. Но самое
главное - сохраняется исторический облик этого района Москвы. Архитектура
нового ансамбля не будет подавлять находящийся поблизости Новодевичий
монастырь.

Центром
композиции нашего комплекса служит здание старого вокзала. В архитектурное
решение платформ, запроектированных в современных большепролетных
пространственных металлических конструкциях, введена тема арок. На ней
построено решение ограждающих стен, соответствующее стилю памятника
архитектуры, - с кирпичными вставками и металлическими решетками растительного
орнамента. Чередование глухих и остекленных плоскостей напоминает зубцы
монастырской стены.

На
первом этаже находятся помещения, непосредственно связанные с движением
пассажирских потоков: входной вестибюль с кассовым залом, администрация,
охрана, объекты торговли. На втором этаже -кафе-ресторан, к которому в летнее
время добавляется открытая территория моста. Цокольный этаж занят техническими
и служебными помещениями.

Поскольку
платформы расположены на насыпи, к ним ведут эскалаторы и лестницы. Для
инвалидов предусмотрены лифты и пандусы на прилегающей территории. К дальним
путям ведет подземный переход.

В
горизонтальную композицию ансамбля ' (длина платформ порядка 180 метров)
введено вертикаль - обзорная башня с часами, с которой открывается вид на
Новодевичий монастырь и Лужники. Она же является и своеобразным маяком для
людей, которые идут от станции метро "Спортивная".

В
заключение хочется еще раз сказать, что бережное отношение к историческому
наследию Москвы должно стать нормой для архитекторов. Рассмотренный нами
проект, который вдохнет новую жизнь в сооружения начала прошлого века, выполнен
с учетом именно такой задачи.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://asm.rusk.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные элементы графического интерфейса операционной системы MS Windows, ресурсы рабочего ме
Реферат Аналитический контроль качества титаната бария
Реферат Фермерство в социальной структуре современного российского общества его настоящее и будущее
Реферат Олії селективного очищення Екологічні вимоги до виробництва
Реферат Анализ финансового состояния предприятия ОЦ санаторий "Юг"
Реферат Роль социального партнерства школы и группы по делам несовершеннолетних в решении актуальных проблем несовершеннолетних правонарушителей
Реферат Динамика ВВП РФ, статистический анализ
Реферат Многокутники. Різновиди многокутників
Реферат Территориальные основы местного самоуправления 3
Реферат Аннотация примерной программы дисциплины «Направляющие среды электросвязи» Рекомендуется для направления подготовки бакалавров
Реферат Beowulf Readers Response Essay Research Paper Beowulf
Реферат Агровиробнича характеристика чорнозему південного
Реферат До питання еволюції взаємин лікаря і пацієнта у вітчизняній системі охорони здоров'я
Реферат «Кооперування й економічна доцільність розвитку кооперованих зв'язків»
Реферат Система и структура конституционного права Украины